Научная статья на тему 'Российские дворяне коллекционеры, меценаты и предприниматели в эпоху модернизации начала ХХ В. : князья Барятинские'

Российские дворяне коллекционеры, меценаты и предприниматели в эпоху модернизации начала ХХ В. : князья Барятинские Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1343
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЯНСКАЯ УСАДЕБНАЯ КУЛЬТУРА / ДВОРЯНЕ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПАМЯТНИКИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / РУССКИЕ ДВОРЯНСКИЕ УСАДЬБЫ / КНЯЗЬЯ БАРЯТИНСКИЕ / ИМЕНИЕ МАРЬИНО ЛЬГОВСКОГО УЕЗДА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ / МАЙОРАТ ИВАНОВСКОЕ-ПЕТРОВСКОЕ / RUSSIAN NOBLE’S ESTATES / NOBLE ESTATE CULTURE / NOBLES-BUSINESSMEN / RUSSIAN CULTURE AND HISTORY ARTIFACTS / PRINCES BARYATINSKY / MARYINO ESTATE OF THE LGOVSK DISTRICT OF KURSK PROVINCE / ENTAILED ESTATE IVANOVSKOE-PETROVSKOE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курков Константин Николаевич

Данная статья посвящена значению деятельности «марьинской» ветви князей Барятинских, одной из многочисленных линий рода Рюриковичей, для собирания и сохранения памятников российской истории и культуры к началу ХХ вв. Предпринимательская деятельность князей Барятинских немало способствовала тому, что их усадьбы, и в первую очередь знаменитое Марьино (центр майората Ивановское-Петровское), являлись не только центром промышленного производства и сельскохозяйственной деятельности владельцев, но и продолжали успешно функционировать в конце XIX начале ХХ в. в качестве хранилищ художественных собраний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN NOBLES COLLECTORS, PATRONS AND BUSINESSMEN DURING THE TIME OF MODERNIZATION AT THE BEGINNING OF XX CENTURY: PRINCES BARYATINSKY

The article is devoted to the significance of the activity of “Maryino” branch of Baryatinsky princes, one of the many Ryurik lines, for the maintaining and preserving Russian culture and history artifacts by the beginning of the XX century. Princes Baryatinsky’s business activity contributed to the fact that their estate, mainly the famous Maryino (the center of entailed estate Ivanovskoe-Petrovskoe) was not only the centre of manufacture and agriculture, but was still successfully operating at the end of XIX-beginning of XX cc. as a storehouse of art collections.

Текст научной работы на тему «Российские дворяне коллекционеры, меценаты и предприниматели в эпоху модернизации начала ХХ В. : князья Барятинские»

Отечественная история

К.Н. Курков

Российские дворяне - коллекционеры, меценаты и предприниматели в эпоху модернизации начала ХХ в.: князья Барятинские

Данная статья посвящена значению деятельности «марьинской» ветви князей Барятинских, одной из многочисленных линий рода Рюриковичей, для собирания и сохранения памятников российской истории и культуры к началу ХХ вв. Предпринимательская деятельность князей Барятинских немало способствовала тому, что их усадьбы, и в первую очередь знаменитое Марьино (центр майората Ивановское-Петровское), являлись не только центром промышленного производства и сельскохозяйственной деятельности владельцев, но и продолжали успешно функционировать в конце XIX - начале ХХ в. в качестве хранилищ художественных собраний.

Ключевые слова: дворянская усадебная культура, дворяне-предприниматели, памятники российской истории и культуры, русские дворянские усадьбы, князья Барятинские, имение Марьино Льговского уезда Курской губернии, майорат Ивановское-Петровское.

Русские дворянские усадьбы стали за два столетия одним из наиболее зримых, «вещественных» показателей материального и, что еще важнее, культурного уровня благородного сословия [6; 7]. Многие из них перешли в чужие руки, были перекуплены представителями разбогатевшей буржуазии у обедневших владельцев и друг у друга; многое погибло в 1905-1907 гг.; но к 1917 г. именно в дворянских руках осталось еще немалое число родовых имений, а сохранившиеся до наших дней, особенно знаменитые «подмосковные» русской знати, до сих пор поражают воображение. В начале ХХ в. почти все имения оставались продуктом отечественной дворянской усадебной культуры. Поэтому термин «помещик» по-прежнему ассоциируется с дворянином-землев-ладельцем.

Одной из богатейших аристократических фамилий Российской империи была «марьинская» ветвь князей Барятинских, которая создала с целью сохранения своих владений от раздробления т.н. майорат Ива-

новское-Петровское, земли которого объявлены заповедными сенатским указом от 17 октября 1859 г.

Однако самой ценой частью майората, его, так сказать, жемчужиной была огромная усадьба-дворец Марьино в имении Ивановском Льговского уезда под Рыльском. Создателем комплекса был кн. Иван Иванович Барятинский (1772-1825), крупный землевладелец (в Курской и Харьковской губерниях у него было более 20 000 душ крепостных), известный в свое время англоман и агроном, закончивший службу тайным советником и посланником при Баварском дворе (кстати, он был первым российским помещиком, применившим иностранные достижения и усовершенствования [2, с. 67]). Родной брат матери кн. И.И. Барятинского, принцессы Е.П. Гольштейн-Бекской, был прадедом будущего датского короля Кристиана IX, отца Императрицы Марии Федоровны.

Не дожидаясь, пока достроится дворец, И.И. Барятинский, «оставаясь сторонником того мнения, что настоящие цивилизаторы наций, опоры общества, благодетели рода человеческого - это просвещенные агрономы и фермеры, а не полководцы и дипломаты, отправился путешествовать с целью изучения различных европейских систем хозяйствования и последних достижений строительного дела» [8, с. 162]. Если хозяйство в Ивановском князь планировал организовать по образцу английских и немецких имений, то внутренние помещения строящегося дворца «Марьино» он мечтал отделать в соответствии с изысканной роскошью итальянской аристократии. «Живя подолгу в Риме, князь, под влиянием

З.А. Волконской, проникся идеями классицизма... в связи с чем заранее начал приобретать значительные произведения искусства (бюсты античных философов и др.), делать заказы итальянским (римский мастер Камуччини) и российским художникам, стажировавшимся в Италии, в частности Антонио и Федору Бруни» [11, с. 148].

Из сыновей И.И. Барятинского наибольшую известность приобрел князь Александр Иванович Барятинский (1815-1879) - генерал-фельдмаршал, член Государственного совета. К нему, как старшему сыну, и перешло Марьино, уже пользовавшееся большой известностью в России и посещенное однажды самим Александром I.

Поскольку фельдмаршал от брака с княжной Е.Д. Орбелиани детей не имел, он отказался от майората в пользу младшего брата кн. Владимира Ивановича [Там же], затем майорат перешел его единственному сыну Александру Владимировичу (1870-1910), единственный внук Владимира Ивановича - Владимир Александрович (1880-1901) - умер раньше отца. Затем Ивановское-Петровское перешло в семью следующего брата, кн. Анатолия Ивановича, и его старшего сына Владимира Анато-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

льевича (1843-1914), имевшего трех сыновей: Владимира, Александра и Анатолия [22, с. 56.]1.

К началу ХХ в. большинство, если не все из прославленных жемчужин отечественной усадебной культуры, содержались, конечно, не за счет труда населявших их крепостных, как полвека назад, а на доходы от иных, более прибыльных, чем сельскохозяйственное производство, «занятий» их хозяев. Одной из таких статей стало дворянское предпринимательство; прибыль от торгово-промышленных заведений и шла в большинстве случаев на поддержание родовых усадеб, спасение и даже пополнение их богатых, разнообразных и многочисленных коллекций. И в заповедном Ивановском майорате появились доходные предприятия (усовершенствованные фермы, текстильные фабрики, пивные заводы, хлебопекарни, ремонтные мастерские и др.) [22, с. 56]. Еще при кн. И.И. Барятинском имение приносило колоссальный доход, и было одним из самых прибыльных в России.

Образованный в 1901 г. князьями Барятинскими майорат объединил две усадьбы: Марьино в с. Ивановском Курской губернии Льговского уезда (ныне Рыльский район Курской области) и Петровское Московского уезда Московской губернии при с. Лыткарине и с. Петровском (в настоящее время находится в черте подмосковного города Лыткарино) [14;

22, с. 56].

До 1917 г. имение, в отличие от многих дворянских гнезд, не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. Однако «создание майората было вынужденным шагом. После отмены крепостного права положение дворянства как правящего класса начало быстро ухудшать-

1 Краткие сведения о последних владельцах майората Барятинских.

Кн. Владимир Анатольевич Барятинский (1843-1914) - генерал от инфантерии, генерал-адъютант, обер-гофмейстер двора императрицы Марии Федоровны, шеф 5-й роты лейб-гвардии 4-го стрелкового полка. С 1864 г. состоял при наследнике Цесаревиче Николае Александровиче, а после его смерти в 1865 г. - при наследнике Александре Александровиче (будущем Императоре Александре III). Участник Польской кампании и Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. За отличие в боях в Средней Азии награжден орденами и золотой саблей. Женат на графине Надежде Александровне Стенбок-Фермор (1846-1920), статс-даме Высочайшего двора, приближенной императрицы Марии Фёдоровны; имела орден Св. Екатерины Большого креста. В декабре 1920 г. была арестована Ялтинской ЧК и расстреляна вместе с беременной дочерью Ириной и ее мужем С.И. Мальцовым.

Кн. Александр Владимирович (1870-1910) - женат с 1901 г. на светл. кн. Е.А. Юрьевской (1879-1959), добрачной дочери Александра II от кн. Е.М. Долгоруковой.

Кн. Анатолий Владимирович (1871-1924) - офицер, участник русско-японской войны, георгиевский кавалер, флигель-адъютант; затем - генерал-майор для специальных поручений при командующем Киевским военным округом. Последний владелец Марьина скончался 17 марта 1924 г. в Ментоне, во Франции. С 1894 г. был женат на Марии Сергеевне Башмаковой (1877-1933), праправнучке великого русского полководца А.В. Суворова [9, с. 51].

ся, и никакие государственные меры (учреждение в 1885 г. Дворянского земельного банка, закон 1890 г. о земских участковых начальниках, избираемых только из потомственных дворян) не могло затормозить этот процесс. Новые капиталистические отношения набирали силу, меняли отношение к земле, открывая другие пути приобретения богатства и положения в обществе. «Дворянский вопрос» широко дискутировался. Сторонники сохранения дворянства как служилого сословия утверждали, что исторически именно оно является оплотом государства и не должно исчезнуть. Их оппоненты возражали: да, дворянство сыграло важную роль в эпоху создания империи, но теперь времена изменились, и оно должно слиться с другими классами в великом общероссийском деле. Сами же дворяне, особенно молодое поколение, теряли интерес к земле -предмету гордости, источнику богатства и власти их отцов. Затяжной кризис в сельском хозяйстве ударил в первую очередь по мелкопоместному дворянству, не сумевшему приспособиться к условиям нарождающегося капитализма. «Они толпой побежали из своих имений в Петербург, распродав земли за бесценок» [10, с. 2-3].

Неумение извлекать из земли доходы, отсутствие оборотного капитала, современных орудий труда, качественного посевного материала и племенного скота - все это к концу 1880-х гг. привело к обезземелению и средних землевладельцев. Купцы, крестьяне-промышленники, финансисты, управляющие имениями, ростовщики с готовностью скупали разоренные имения, не боясь низкой рентабельности их земель. Смогли устоять только большие хозяйства, в том числе заповедное Ивановское, где еще до наступления кризиса появились доходные предприятия (усовершенствованные фермы, текстильные фабрики, пивные заводы, хлебопекарни, ремонтные мастерские и другие). Именно с целью сохранения своих владений от раздробления князьями Барятинскими был узаконен майорат Ивановское-Петровское.

Марьино было не только великолепной усадьбой, полной роскоши и произведений искусства. Кн. А.В. Барятинский владел располагавшимися там же столярными мастерскими в с. Ивановское Ивановской волости Льговского уезда Курской губернии с годовым производством на сумму в 89 700 руб., и 21 рабочим [15, с. 199]. Ему же принадлежали ремонтные мастерские Шалыгинского сахарного завода в с. Шалыгино Шалыгин-ской волости Путивльского уезда Курской губернии, производившие ремонтные работы на 21 200 руб. в год, на которых трудились 147 человек [Там же, с. 273]. Принадлежавшая князю Гапоновская крупчатная мельница, арендованная Мукомольным торгово-промышленным Товариществом «Рыловников и сыновья» (с. Гапоново Снагостской волости

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

Рыльского уезда Курской гуернии) выручала по заказам 66 000 руб. в год; на ней работали 134 человека. К 1914 г. паровая крупчатная мельница, перешедшая к его наследникам, производила продукции на ту же сумму при 95 работающих [15, с. 556-557; 16, гр. Д, № 1080]. Кроме нее, в той же губернии, в д. Кольтечеево Костровской волости Рыльского уезда находилась Кольтечеевская водяная мельница, с годовой производительностью на 12 349 руб. и 14 рабочими; к 1914 г. положение здесь осталось прежним [15; 16, гр. Д, № 1081].

Двоюродный брат хозяина Марьина, кн. Виктор Иванович Барятинский, держал известковый завод в д. Берыловка Криниченской волости Суджан-ского уезда Курской губернии, производительность которого составляла 1 600 руб. в год при 5 работавших [15, с. 363]. Кн. В.И. Барятинский владел и мельницей при д. Малые-Угоны под городом Льговым Курской губернии, производившей в год муки на 24 000 руб., с 12 рабочими. К 1914 г. перешедшая к племяннику Виктора Ивановича, кн. В.А. Барятинскому, паро-водяная мельница производила муку на ту же сумму при таком же количестве работавших [Там же, с. 557; 16, гр. Д, № 1082].

В той же Курской губернии князю А.В. Барятинскому принадлежало три больших винокуренных предприятия: Александровский винокуренный завод в Марьинском имении, в с. Ивановское, с годовой производительностью 35 120 руб., с 31 рабочим (практически то же положение сохранилось к 1914 г.) [15, с. 560; 16, гр. Д, № 4514], Снагостский винокуренный завод в с. Снагосто Снагостской волости Рыльского уезда Курской губернии, с годовой производительностью 56 000 руб., с 25 рабочими (к 1914 г. предприятие, перешедшее к князю Вл. Анат. Барятинскому, сохранило свои позиции) [15; 16, гр. Д, № 4545.], Козинский пиво-медо-варенный завод, находившийся в аренде у некоего Новака (с. Козино Кру-пецкой волости Путивльского уезда Курской губернии) с годовой производительностью 9 500 руб., на котором трудились 8 рабочих (к 1914 г. при уменьшении их количества (до 4 чел.) годовая производительность возросла до 10 000 руб.) [15, с. 560; 16, гр. Д, № 6845]. В той же губернии находилось еще два крупнейших сахарных завода: Крупецкий свеклосахарный завод (с. Крупец Крупецкой волости Путивльского уезда), с годовой производительностью 1 020 200 (!) руб., с 526 рабочими (к 1914 г. годовая производительность завода, арендованного «Тульско-Черкасским Товариществом свеклосахарного и рафинадного завода», снизилась до 834 803 руб., при увеличении количества работающих (до 600 чел.) [15;

16, гр. Д, № 7746]; и Шалыгинский свеклосахарный завод в с. Шалы-гино Шалыгинской волости Путивльского уезда, с годовой производительностью в 712 500 руб., с 197 рабочими. К 1914 г. завод производил

458 009 пудов сахара в год, сохранив прежнюю численность работающих [15, с. 560; 16, гр. Д, № 7757].

Князья Барятинские являлись крупнейшими помещиками. В одной только Курской губернии им принадлежало 35 тыс. крепостных и более 100 тыс. десятин земли. Из 40 тыс. десятин с. Ивановского 20 тыс. занимала усадьба Марьино [14, с. 4.] - родовое имение Барятинских (ныне -с. Ивановское Рыльского района Курской области). Оно представляло собой не только богатейшее и доходное помещичье хозяйство, но и великолепный дворцово-парковый ансамбль, возведенный в 1815-1816 гг. по проекту архитектора К.И. Гофмана.

Усадьба до сих пор по праву считается жемчужиной Курского края. Общая площадь дворца, выходившего в разбитый на 18 гектарах ухоженный парк, составляла 10 тыс. кв. м. «К самому дворцу подходят пруды, украшенные мостиками, декоративными островками, беседками, скульптурой и памятниками. Архитектура дворца так естественно сочетается с деревьями, лугами, полянками, с цветниками и гладью вод, что невольно задумываешься, что является первоначалом удивительного комплекса -природа или творение рук человеческих?» [3, с. 107]. В объяснительной записке к смете расходов по содержанию дворца, составленной еще в 1918 г., указывается, что дворец с парком в 400 десятин представляют собой произведение искусства, не уступающее Павловскому парку [20]. Разнообразная растительность парка включает лиственницы, дубы, каштаны, тую, серебристые ели, клены, сосны, смолистые канадские и пирамидальные тополя, многочисленные породы кустарников; парк украшали множество оранжерей, зверинец, другие садовые затеи, а в восточной и южной частях парка через каналы перекинуты мосты.

При последних владельцах Марьино также сохраняло мемориальный характер: в 1903 г. на берегу большого пруда в память о подвигах их деда А.И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны был воздвигнут символ русской воинской славы - чугунный монумент «Умирающий орел», своеобразный памятник победе над Шамилем, который не раз приезжал в Марьино и, в частности, прожил в усадьбе зиму 1869-1870 гг. А тогда в память гостившего у Барятинских имама во дворце была установлена мраморная мемориальная доска, хранящаяся в запаснике Рыльского краеведческого музея, также как и другая памятная доска с надписью, говорящей о том, что в Марьине «Его императорское Высочество наследник цесаревич Александр Александрович изволил пребывать... 14-15 марта 1879 года» [Там же].

Еще в середине XIX в. в имении была построена новая церковь в византийском стиле, а дворец перестроен в 1869-1870 гг. по проекту

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

модного в то время петербургского архитектора итальянца И.А. Мони-гетти [11, с. 148] архитектором Карлом Шольцем в стиле неоклассицизма. В художественном оформлении интерьеров участвовал академик

А.Ф. Бруни. Свой окончательный вид интерьер Марьинского дворца получил в 1870-х гг., когда после многочисленных переделок почти потерял черты ампира. Перестройка дворца в Марьине - редкий случай в многочисленном ряду реконструкций возведенных в период классицизма зданий, когда перестройка пошла на пользу. В начале 1900-х гг. все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт.

Усадьба продолжала функционировать, хотя и не являлась основным местом пребывания владельцев. Братья унаследовали от отца страсть к редким и ценным вещам, и художественное собрание «Марьина» в течение XIX в. продолжало пополняться великолепными произведениями искусства.

Вестибюль дворца украшали «тяжелые резные двери... цветной мрамор, пышные лепные украшения на античные темы, росписи потолков со сложным художественно исполненным рисунком, пол, выложенный из дорогих пород дерева, металлические ажурные решетки» [5, с. 107-108]. Управляющий имением В.А. Инсарский писал: «В этой массе покоев сосредоточено было все, что громадное богатство, соединенное с утонченным вкусом, могло придумать, начиная с оригинальных произведений знаменитейших мастеров живописи и скульптуры» [Там же].

Во второй половине XIX в. Марьино превращается в своеобразную гигантскую сокровищницу, усердно пополнявшуюся всеми членами княжеской семьи. Одна картинная галерея - Тициан, Тьеполо, Гвидо Рени, Винтергальтер, Рокотов, Левицкий, Айвазовский - насчитывала более тысячи полотен; уникальна была «кавказская» коллекция, посвященная в основном военной деятельности и блестящей карьере фельдмаршала князя Александра Ивановича Барятинского.

Со стен бесчисленных дворцовых залов «императоры, вельможи и генералы, фрейлины и статс-дамы надменно взирали из великолепных золоченых рам» [Там же]; фамильные портреты и «персоны» Августейших особ кисти самых выдающихся художников чередовались с работами других жанров не менее известных живописцев. Залы были «загромождены мебелью, сделанной по специальным заказам, в основном своими, ивановскими мастерами; книжные шкафы были уставлены старинными книгами, семейными альбомами, папками с гравюрами, бумагами фамильного архива в деревянных футлярах, в красных сафьяновых

переплетах с золотым тиснением и с золотым обрезом, в переплетах из зеленой, синей, коричневой кожи с орнаментом и фамильными гербами» [5, с. 107-108]. На столах, «похоже, каждое поколение Барятинских оставляло... несчетное количество... предметов, которые никогда не убирались и дополнялись еще массою вещей. Почти каждая была уникальной и стоила больших денег. Восточные скульптурки, античные изделия, египетские серебряные украшения. Скульптурные фигуры и бюсты, вывезенные из Италии, хрустальные люстры, старинные канделябры и подсвечники, огромные вазы с фамильными гербами» [Там же]. Огромное количество часов, «оправленных в серебро, в бронзу, в полудрагоценные камни, в черный и белый мрамор, в ореховое и розовое дерево, с изваяниями и без оных - кто-то из Барятинских питал к часам слабость. Китайский, саксонский фарфор, именные сервизы и сервизы, подаренные “высочайшими особами”. Хрусталь с княжескими коронами и фамильными литерами.

На стенах вперемежку с картинами - коллекция оружия: фамильного в золотых и иных дорогих ножнах и футлярах, боевого, побывавшего в кавказских баталиях, охотничьего, чем балуются в окрестных полях и лесах... шашки, ружья, пистолеты, древние щиты и копья» [Там же], инкрустированные и насеченные золотом и серебром, украшенные драгоценными камнями. «Барятинские славились одним из богатейших в России собранием серебра. Английское, немецкое, русское; с фамильными вензелями и без них, с гравированными надписями и без монограмм. Но любое из этих изделий - чайничков, кувшинчиков, чаш, стоп, солонок, ковшей, стаканчиков, чарок, ларцов, даже щеток для карточной игры... -истинное произведение искусства!» [Там же].

В Марьино хранилась огромнейшая и богатейшая библиотека, одна из лучших в России, особенно пополнившаяся при фельдмаршале кн. А.И. Барятинском, сделавшим после отставки собирание редких книг и рукописей главным делом жизни. И хотя уже в 1882 г. большая часть библиотеки была передана в Исторический и Румянцевский музеи, к началу ХХ в. в усадьбе оставалось еще около 20 тыс. редчайших книг. «Редкие английские, немецкие, французские, итальянские печатные и рукописные издания. Среди них дневник Патрика Гордона, ближайшего сподвижника Петра I... Три объемистых тома в кожаных темно-зеленых обложках с золотым тиснением. Сотни томов на экономические, строительные и сельскохозяйственные темы... книги по военным вопросам... по истории русской армии и войн, роскошные фолианты, присланные в Марьино русскими царями, из королевских дворов других стран» [5, с. 111-116]. В библиотеку фельдмаршала кн. А.И. Барятинского, находившуюся в

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

Марьино, входили «коллекция рукописей египтолога И.А. Гульянова1, библиотека (12 тысяч книг) Матвея и Михаила Юрьевичей Виельгор-ских, известных музыкальных деятелей, основателей Симфонического общества и Русского музыкального общества; библиотека историка и славяноведа А.Ф. Гильфердинга, купленная в 1873 г. и составленная из книг по языкознанию, истории, этнографии славянских народов; собрание В.И. Касаткина, приобретенное в 1874 году в Женеве (25 тысяч томов и огромное число эстампов); библиотека академика П.М. Строева по истории, археографии, архивному делу» [5, с. 111-116], а также библиотека родственника Барятинских, светлейшего князя А.И. Чернышева. В имениях Груновка и Ивановское Льговского уезда Курской губернии собрал «фундаментальную библиотеку (около 25 000 томов) по истории вооружения и одежды русской армии, отдельных полков» [Там же] князь Виктор Иванович Барятинский, который также «унаследовал библиотеку брата А.И. Барятинского... В 1918 г. фамильный архив кн. Барятинских и 10 000 печатных изданий... пошли в общее распределение» [22, с. 11], т.е. были распылены по различным хранилищам, причем значительная часть их скорее всего также исчезла.

Пресловутый «Декрет о земле» от 26 октября (7 ноября) 1917 г. ликвидировал дворянское землевладение и привилегированность дворянского сословия. В годы революции и Гражданской войны многие дворянские усадьбы подверглись ограблению, разорению и разрушению. Этой участи не избежало и родовое имение князей Барятинских Марьино. В 1919-1922 гг. здесь находился сельскохозяйственный техникум; с декабря 1922 г. в усадьбе располагается дом отдыха наркомата обороны, а затем -санаторий ЦИК СССР (ныне санаторий Управления делами Президента РФ), пользовавшийся неизменным успехом у представителей советской номенклатуры всех мастей.

1930-е гг. тоже не были благоприятными для старинных дворянских гнезд. Однажды «всесоюзный староста» М.И. Калинин, отдыхая в Ивановском, приказал лишить усадебную Покровскую церковь купола и превратить ее в одно из зданий местной школы. Склеп князей Барятинских под этой церковью переоборудован в школьную котельную и склад угля, при этом фамильная усыпальница подверглась осквернению: были уничтожены девятнадцать княжеских гробниц. Уже много лет директор санатория «Марьино» пытается определить хотя бы имена погребенных в склепе. Из девятнадцати захоронений ему удалось идентифицировать

1 И.А. Гульянов (1789-1841) - побочный сын князя А. Маврокордато, господаря Молдавии, который после утраты своего княжества перебрался в Россию и проживал в Москве [1, с. 59].

одиннадцать, в том числе князей Александра Ивановича и Виктора Ивановича Барятинских (во времена большевистской диктатуры их гробницы были разграблены, а тела сожжены). Для восстановления склепа директор сделал все возможное: вычистил его после перевода оттуда котельной, привел в порядок ниши, где стояли гробы, поставил надгробные камни, под которыми покоились основатели усадьбы - князь Иван Иванович Барятинский и его жена Мария Федоровна.

В 1940 г. дом отдыха ликвидировали, а во дворце обосновалась школа комиссаров-политруков, где вместе учились татарский поэт Муса Джалиль и будущий генсек Брежнев. Во время Великой Отечественной войны 1941 г. вражеские войска вошли в Марьино, и Гитлер «подарил» усадьбу генералу Гудериану. Через два года, при отступлении, немцы пытались взорвать дворец, но усилиями местных партизан усадьба была спасена. После войны в Марьино находился сначала госпиталь, а затем дом отдыха для раненых летчиков. В октябре 1952 г. при содействии Сталина имение снова превратилось в санаторий Управления делами ЦК КПСС.

В 1980 г. были начаты работы по капитальному ремонту и реставрации «Марьино», которые планировалось завершить в 1995 г. С исчезновением в 1991 г. ЦК КПСС санаторий на 220 человек оказался на балансе Медицинского центра при правительстве Российской Федерации; на данный момент в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента РФ.

Коллекции Марьинского дворца после революции постигла незавидная судьба. В 1918-1919 гг. окрестные крестьяне то грабили дворец, то обращали его в собственность «общества». Затем ими была организована охрана имения.

В 1918 г. Наркомпрос командировал сюда специальную комиссию с целью вывоза произведений искусства, ценных вещей, библиотеки и архива. Добра было так много, что понадобилось три вагона. Все это разъехалось по разным уголкам России, хотя и было объявлено, что Марьино охраняется государством. Работники Музейной комиссии при Нарком-просе - «эмиссары восемнадцатого года» А.В. Грищенко, Н.П. Киселев.

В.И. Раевский - совершили гражданский подвиг, сумев во время войны и разрухи добраться до усадьбы, описать ценнейшую коллекцию, а затем благополучно доставить ее в Москву, где она и поступила в Музейный фонд. Оттуда сокровища попали в Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку, Библиотеку иностранной литературы.

Сейчас сокровища и картины из усадьбы «Марьино» украшают Исторический музей, Музей народов Востока, музеи Петербурга и десятка других городов России, Украины, Узбекистана и Таджикистана. Несколь-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

ко картин хранится в Государственной Третьяковской галерее, в том числе и «Портрет И.И. Барятинского», написанный Ф.С. Рокотовым. В Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина поступило около 40 произведений западной живописи и скульптуры, в числе которых - великолепная фигура М.Ф. Барятинской, созданная Бертелем Торвальдсеном.

В 1923 г. вещи Шамиля, гостившего в Марьино в 1868 г., были переданы в музей Дагестанской республики. Почти вся «кавказская» живописная серия огромной исторической и художественной ценности была отправлена в Махачкалу, в республиканский музей Дагестанской АССР. «Портрет Екатерины II» П.Д. Левицкого - одно из лучших произведений марьинской коллекции - ныне находится в экспозиции Ульяновского художественного музея. Большое живописное панно академика, ректора Петербургской академии художеств Ф. Бруни было отправлено в ростовский музей-заповедник (Ярославская область), два других - в Томский музей. В Курском краеведческом музее теперь находятся итальянские скульптуры, батальное полотно Т. Горшельта, «Дог» Н. Сверчкова, «Дворец в Марьино» неизвестного крепостного живописца, а также фарфор, вазы, хрусталь, мебель красного дерева. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в Рыльский и Курский краеведческие музеи.

В музее усадьбы практически нечего выставлять - от былого великолепия в дворцовом здании остались только чудом сохранившиеся стены и полы. Дальнейшая судьба имущества этого ценнейшего дворцово-паркового ансамбля до конца неясна: часть коллекции, включавшая реликвии российской истории, удалось передать в Государственный исторический музей в Москве, документы - в государственные архивы; но большая часть этих огромных историко-культурных и художественных богатств пошла «на нужды мировой революции»1.

Что касается усадьбы Петровское, она, как и многие подмосковные имения, опустела уже к началу ХХ в.: сказалось влияние на владельцев «духа времени». В 1914 г. очевидец с грустью писал о Петровском: «В старом

1 Разумеется, самой большой загадкой стала судьба драгоценностей, хранившихся в разграбленной «революционерами» усадьбе. «Золотой портсигар с портретом Александра II и княжеской монограммой мелькнул в 20-х годах на аукционе в одном западном государстве, сразу был куплен за огромные деньги. И исчез уже навсегда. Как он попал за рубеж? Вряд ли мы узнаем об этом. А фамильное ожерелье из 38 бриллиантов, купленное Владимиром Ивановичем для своей жены в Варшаве за 8318 рублей, слышал я, обнаружилось вначале у одного лихого украинского батьки, который, как положено, кончил плохо, затем, сильно выпотрошенное от бриллиантов, очутилось у Махно. Дальнейшие следы его затерялись в пыльных южных степях... Золотая пластинка с фамильным гербом обитала до второй мировой войны в одной именитой немецкой семье, находившейся в родстве с бывшими владельцами Марьина... Быть может, это все легенды о затерявшихся сокровищах Барятинских?» [5, с. 114-115].

екатерининском доме с бельведером и уютной лоджией забиты досками окна; внутри все пусто, вся мебель вывезена и бархатистая пыль засыпает залы. Странное живое впечатление среди этой картины смерти и разрушения производят росписи потолков. Они подернуты “пылью веков”, но изящные гирлянды, амуры, кентавры и прочие мифологические существа прихотливо обвиты цветами и узорами, так радостны, веселы и грациозны, словно наполняют дом весельем и шумом. Ни от одной “подмосковной ” не веет такой печальной идиллией угасающей красоты» [23, с. 84]. В 1930-е гг. Петровское сгорело - остались только фундамент и первый этаж дома. В настоящее время ведутся разговоры о его восстановлении.

Библиографический список

1. Губастов К.А. Генеалогические сведения о русских дворянских родах, происшедших от внебрачных союзов / Публ. и коммент. Р.Г. Красюкова. СПб., 2003. С. 59.

2. Дворянские роды Российской империи. Т. 1. СПб., 1993.

3. Инсарский В.А. Воспоминания В.А. Инсарского. Из быта наших помещиков. 1840-1850 // Русская старина. 1874. Т. 9. № 2. С. 301-322.

4. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

5. Кончин Е.В. Эмиссары восемнадцатого года. М., 1981.

6. Курков К.Н. Предпринимательство и меценатство: графы Строгоновы времен модернизации России начала ХХ в. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 4. С. 36-43.

7. Курков К.Н. Трагическая судьба собраний дворян-предпринимателей в России в начале ХХ в.: князья Голицыны и их имения // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2012. № 2. С. 32-38.

8. Лотарева Д.Д. Марьино: усадьба русского аристократа // Мир русской усадьбы: Очерки. М., 1995. С. 158-174.

9. Нарбут А.Н. Род и потомки генералиссимуса А.В. Суворова. Родословные росписи. Вып. 6. Изд. 2-е, дополн. М., 2001.

10. Новое время. 1898. № 7938. С. 2-3.

11. Олейникова В.П. Итальянский след семейства Барятинских // Научные ведомости БелГУ. Сер.: «История. Политология. Экономика. Информатика». 2010. № 13 (84). Вып. 15. С. 146-151.

12. Перевезенцева Н.А. Исторические портреты. 100 лет спустя // Фамильная портретная галерея Голицыных, Трубецких, Демидовых. XVIII - начало XX века. К 100-летию Историко-художественной выставки русских портретов в Таврическом дворце: Изд. к выставке в Гос. Ист. музее (30 сент. -28 нояб. 2005 г.). [Альбом-каталог]. М., 2005. С. 7-10.

13. Синявская Н. Князь-композитор [Барятинский Иван Иванович (1767- 1825)] // Курская правда. 2003. 28 февр.

14. Списки населенных мест Российской Империи. Московская губерния. СПб., 1862. С. 4.

15. Список фабрик и заводов Европейской России. СПб., 1903.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Отечественная история

16. Фабрично-заводские предприятия Российской империи. Пгр., 1914.

17. Федоров С.И. Марьино князей Барятинских. Курск, 1994.

18. Федоров С.И. Марьино. М., 1989.

19. Федоров С.И. Марьино. Памятник усадебного зодчества. Воронеж, 1988.

20. Федоров С.И. Эпоха, памятники, люди. Орел, 2001.

21. Холодова Е.В. Усадьбы Курской губернии: историко-архитектурные очерки. Курск, 1997.

22. Черниченко Л. Майорат Ивановское-Петровское // Московский журнал. История Государства Российского. 2007. № 4 (196). С. 52-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Шамурин Ю. Подмосковные. М., 1914. С. 84.

24. Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки / Сост. В.В. Кожухова. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.