Научная статья на тему 'Католическое молодежное движение и польские власти в Западной Белоруссии (межвоенный период) '

Католическое молодежное движение и польские власти в Западной Белоруссии (межвоенный период) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ / ПОЛЬША / МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛОНИЗАЦИЯ.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривуть Виталий Иванович

Статья посвящена развитию католического молодежного движения на территории Западной Беларуси, входившей в 1920–1930-х гг. в состав польского государства. Характеризуются структура данного движения и основные клерикальные организации, действовавшие на территории региона. Подробно анализируется официальная воспитательная концепция римско-католического костела, лежавшая в основе его работы с молодым поколением. Также проанализированы основные цели, задачи и идеология ведущих католических молодежных объединений. Указаны главные направления деятельности этих организаций, их роль в полонизации молодого поколения западно-белорусского региона в межвоенный период. На основе архивных источников, материалов периодической печати и работ зарубежных исследователей освещаются достаточно сложные взаимоотношения католического молодежного движения с польскими властями и проправительственными молодежными организациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Католическое молодежное движение и польские власти в Западной Белоруссии (межвоенный период) »

УДК 94(476-15) ББК 63.3(4) К82

DOI: 10.24412/2409-1413/2022-2-87-114

Виталий Кривуть

КАТОЛИЧЕСКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПОЛЬСКИЕ

ВЛАСТИ В ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ (МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД)

- АННОТАЦИЯ -

Статья посвящена развитию католического молодежного движения на территории Западной Беларуси, входившей в 1920-1930-х гг. в состав польского государства. Характеризуются структура данного движения и основные клерикальные организации, действовавшие на территории региона. Подробно анализируется официальная воспитательная концепция римско-католического костела, лежавшая в основе его работы с молодым поколением. Также проанализированы основные цели, задачи и идеология ведущих католических молодежных объединений. Указаны главные направления деятельности этих организаций, их роль в полонизации молодого поколения западно-белорусского региона в межвоенный период. На основе архивных источников, материалов периодической печати и работ зарубежных исследователей освещаются достаточно сложные взаимоотношения католического молодежного движения с польскими властями и проправительственными молодежными организациями.

-КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА-

ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ; ПОЛЬША; МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД; КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ; МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ; МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА; ПОЛОНИЗАЦИЯ.

Границы в конце 1926 г. =СССР -БССР Современная граница

.^^ТВИ

49

ШИЛС I

\

Т>

у I

Г

::ДрИС

Республики Беларусь^/ ^ А^^ *_______

/ Диена-

Полоцк

гй.

1 ■

X/— Дфкшицы ж. /сЛепель ^

/С......\ °

Витебск

Г

КАУНАС ф

р.1 о

и (Сувап Ь/

Над

в

Смоленск

ЗАПАД,

I ЗЯшоДНО , о I -А.

I >,. грудок

Несв

МИНСК Л

с®

Игумен о

1сТИСПаВЛЬс

2 О Могилев

Белосток

/

Волковысж Не

0 Слоним

«

^ БЕЛАРУСЬ

Брест

Пине

Климовичи

„Люблин

У К Р А И Н

||£чернигрв 6 !К ¥ '

«Пиния Керзона» (восточная граница '//////////. Польши, которая была предложена Антантой 8 декабря 1919 г.)

______, Территория БССР после заключения

; Рижского мирного договора 18 марта 1921 г.

Территории, которые были переданы из состава РСФСР в состав БССР

I.......I в 1924 г

I.......! в 1926 г.

Территории, спорные между Литвой и Польшей

Территория Беларуси после заключения Рижского мирного договора Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг.

ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ (БЕЛОРУССИЯ), которая в межвоенный период входила в состав тогдашнего польского государства, т.н. 2-й Речи Посполитой, являлась многоконфессиональным регионом. Известно, что в 1930-х гг. в Белостокском воеводстве 58,6% населения составляли католики, 16,1% — православные (в основном в восточных поветах1), 14,7% — иудеи, 1,6% — представители других

1 Воеводства и поветы — административные единицы в межвоенной Польше, аналоги, соответственно, области и района.

Степень религиозности молодежи не стоит переоценивать. Тогдашняя западно-белорусская пресса иногда говорила о «деморализации» молодого поколения, проявлявшейся в безразличном или даже враждебном отношении к церкви, как католической, так и православной. Причинами этого объявлялись недостатки правительственной молодежной политики и коммунистическая антирелигиозная пропаганда

конфессий. В Виленском воеводстве 61,2% жителей были католиками, 26,8% — православными, 9,4% — иудеями, 2,6% относились к другим конфессиями. Несколько иной была ситуация в двух других воеводствах. Так, 51,2% населения Новогрудского воеводства являлись православными, 39,5% — католиками, 9,0% — иудеями и только 0,3% принадлежали к другим конфессиям. В Полесском воеводстве процент православных среди населения был самым высоким — 79,2%. Также тут проживало 7,8% католиков, 12,6 иудеев. 0,4% населения воеводства относило себя к другим религиозным группам1.

Также необходимо отметить, что население региона было достаточно молодым. По данным официальной всеобщей переписи населения 1931 г. на территории Виленского, Новогрудского, Полесского воеводств и в пяти поветах Белостокского воеводства проживало 4 163 534 человека, из них 814 193 человека или 19,5% в возрасте от 15 до 24 лет2. В целом можно экстраполировать данные о конфессиональном составе всего населения Западной Беларуси на молодое поколение региона, что позволяет сделать вывод о зна-

1 Ярмусик Э. С. Католический Костёл в Белоруссии в годы Второй мировой войны (1939-1945). Гродно, 2002. С. 31-32.

2 Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.Х11. 1931 г. Mieszkania i gospodarstwa domowe. LudnosC. Stosunki zawodowe. Miasto ШПпо. — Warszawa, 1938. S. 44-49; Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.Х11. 1931 г. Mieszkania i gospodarstwa domowe. LudnosC. Stosunki zawodowe. Wojew6dztwo В!а1озШсЫе. Warszawa, 1938. S. 34-37; Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.Х11. 1931 г. Mieszkania i gospodarstwa domowe. LudnosC. Stosunki zawodowe. Wojew6dztwo Nowogr6dzkie. Warszawa, 1938. S/ 40-43; Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.Х11. 1931 г. Mieszkania i gospodarstwa domowe. LudnosC. Stosunki zawodowe. Wojew6dztwo Poleskie. Warszawa, 1938. S. 20-21; Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.Х11. 1931 г. Mieszkania i gospodarstwa domowe. LudnosC. Stosunki zawodowe. Wojew6dztwo Wilenskie bez miasta Wilna. Warszawa, 1936. S. 16-17.

чительной доли католиков среди

местной молодежи, особенно в Очень тяжело ожидать

Виленском воеводстве. «заинтересованности

вопросами морального

ВпPочем, следует указать, что характера», когда в усло-

степень религиозности молодежи виях западно-белорусской

не стоит переоценивать. Т°гдаш- деревни иногда сущест-

няя западно-белорусская пресса вовала реальная угроза иногда говорила о «деморализа- нищеты и голода

ции» молодого поколения, проявлявшейся в безразличном или даже -

враждебном отношении к церкви,

как католической, так и православной. Причинами этого объявлялись недостатки правительственной молодежной политики и коммунистическая антирелигиозная пропаганда: «Благодаря отсутствию рационально поставленного гражданского воспитания наша молодежь портится морально, в результате чего устрашающим образом в деревнях распространяется хулиганство, кражи и всяческие другие преступления. Пропаганда безбожников также дает свои результаты... Молодежь почти совсем не ходит в церковь и костел и вообще не проявляет никакой заинтересованности вопросами морального характера. Все чаще происходят случаи активных выступлений против христианского духовенства, имеющие явно хулиганский характер и безусловно руководимые подпольными, коммунистическими силами»1. Однако вряд ли эти процессы можно объяснять только неким внешним подрывным влиянием. Несомненно, имели место и более глубокие причины такого положения. Очень тяжело ожидать «заинтересованности вопросами морального характера», когда в условиях западно-белорусской деревни иногда существовала реальная угроза нищеты и голода. Кроме того, и сами церковные круги не всегда были способны учитывать молодежную специфику, чтобы распространить свое влияние на молодых прихожан.

Тем не менее, католическая церковь все же вела активную работу по предотвращению «деморализации» молодого поколения региона, создав достаточно значительное и заметное католическое молодежное движение. Во многом этому способствовало особое,

1 Птчук А. Сучаснае палажэньне беларускай вёскь VII. Беларуская моладзь i польсгая аргашзацьп // Беларуская крынща. 1935. № 21. С. 3.

Статья 114 основного закона Польши признавала примат католической веры, отмечая, что среди всех равных первой является католическая вера и что важнейшие посты могут занимать только католики. Конституция 1935 г. повторяла основные положения в вопросах вероисповедания Конституции 1921 г. и тем самым закрепляла доминирующее положение католической церкви в польском государстве

привилегированное положение в межвоенном польском государстве. Так, в Конституции Польши от 17 марта 1921 г. гарантировались «охрана и свободное отправление религиозных культов, равенство в гражданских и политических правах» всем жителям страны без различий в религии, национальности, цвете кожи и языке. Но статья 114 основного закона Польши признавала примат католической веры, отмечая, что среди всех равных первой является католическая вера и что важнейшие посты могут занимать только католики. Конституция 1935 г. повторяла основные положения в вопросах вероисповедания Конституции 1921 г. и тем самым закрепляла доминирующее положение католической церкви в польском государстве1.

Что касается территории Западной Беларуси, то в административно-церковном плане она входила в состав Пинского диоцеза и Виленского архидиоцеза. Пинский диоцез был образован 28 октября 1925 г. В 1938 г. диоцез включал 18 деканатов, которые состояли из 131 прихода. На территории диоцеза работали 210 диоцезальных ксендзов и 24 священника-монаха.

В соответствии с подписанным в феврале 1925 г. конкордатом между Польшей и Святым Престолом, Вильно стал центром архиепископства и митрополии, в состав которой вошли Виленский архидиоцез, Ломжинский и Пинский диоцезы.

Большая часть римско-католических приходов Западной Беларуси входила в состав Виленского архидиоцеза, самого большого

1 Рижский мир в судьбе белорусского народа. 1921-1953 гг. В 2 кн. Кн. 1 / ред-кол.: А.А. Коваленя и др. Минск, 2014. С. 537.

в тот период в Польше, составлявшего 56 679 км2. Он охватывал Энциклика определяла, Виленское воеводство и частично кто должен заниматься

Белостокское и Новогрудское. Ар- воспитанием: церковь,

хидиоцез включал 28 деканатов. семья и государство. При

В 1931 г. тут работало 467 диоце- этом руководящая роль

зиальных священнослужителей и отводилась именно цер-

62 священника-монаха . кви, а семья и государство

должны были подчинять-

Опираясь на эту разветвлен- ся ей в воспитательной

ную церковную структуру, рим- сфере ско-католический костел и проводил свою воспитательную работу -

с молодым поколением. Отношение к воспитанию молодежи было сформулировано в энциклике Папы Римского Пия XI2 «Дивини иллиус магистри» (1929 г.). Эта энциклика являлась первым официальным изложением католической воспитательной доктрины. Папское послание осуждало все педагогические системы, которые не признавали первородный грех и божью милость. Приверженцы таких систем, по мнению Папы, занимаются не позитивным формированием человека, а освобождением его от божьих заповедей. Энциклика определяла, кто должен заниматься воспитанием: церковь, семья и государство. При этом руководящая роль отводилась именно церкви, а семья и государство должны были подчиняться ей в воспитательной сфере. Утверждалось, что христианское воспитание носит универсальный характер. Принципиальной же целью этого воспитания является формирование «настоящего и совершенного христианина»3.

Согласно с энцикликой, главной обязанностью государства является поддержка любыми средствами воспитания молодежи, организованного церковью и семьей. При этом Папа заявлял: «Чем больше светская власть сотрудничает с духовной, помогает ей и поддерживает, тем больше она имеет отношения к сохране-

1 Там же. С. 538.

2 Пий XI (лат. Pius XI, до интронизации — Акилле Ратти, 1857-1939) — Папа Римский с 6 февраля 1922 года по 10 февраля 1939 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Grochowski L. Doktryna wychowawcza katolicyzmu w Polsce mi^dzywojennej // Rozprawy z dziejow oswiaty. 1984. Т. XXV. S. 180.

нию государства»1. Считалось, Данная концепция в усло- что воспитание хорошего хри-виях межвоенного поль- стианина означает и воспитание ского государства кар- хорошего гражданина. В энци-динально расходилась клике отмечалось, что «католик с правительственной благодаря тому, что он воспитан

концепцией «государ- 6 соответствии с христианскими ственного воспитания» принципами, является наилучшим

гражданином, который любит свое Отечество и лояльно относится к государственной власти, независимо от формы правления»2.

положенной в основу

официальной молодежной

политики и настаивавшей

на ведущей роли именно

государства в воспитательной сфере Данная концепция в условиях

межвоенного польского государства кардинально расходилась с правительственной концепцией «государственного воспитания», положенной в основу официальной молодежной политики и настаивавшей на ведущей роли именно государства в воспитательной сфере. Поэтому претензии костела вызывали недовольство ряда деятелей т.н. «санационного» режима, установившегося во 2-й РП после государственного переворота в мае 1926 г. Но католическая церковь все же вела активную воспитательную деятельность в молодежной среде, в том числе и на территории Западной Беларуси.

Работа с молодым поколением происходила в рамках т.н. Католической акции. Она организационно оформилась после 1922 г. по инициативе Папы Римского Пия XI, который определил ее политические цели: содействовать укоренению в обществе основных идей католической социальной доктрины и папских энциклик, расширять общественную базу католической церкви, активно воздействовать на политическое окружение. В основу социальной программы католической церкви были положены папские энциклики «Рерум нова-рум» (1891 г.) и «Куадрогезимо анно» (1931 г.), в которых осуждались классовая борьба, социализм и коммунизм, рекомендовалось уста-

1 Там же. S. 184.

2 Там же. S. 186.

новление корпоративном системы

классового сотрудничества трудя-1

щихся и капитала .

В Западной Беларуси мероприятия Католической акции начали осуществляться уже с середины 1920-х гг. Окончательно организационное оформление Католической акции произошло в начале 1930-х гг.: в ноябре 1930 г. был создан Главный институт Католической акции в Познани, в 1930-1932 гг. начали действовать институты Католической акции в диоцезах, в том числе и в Вильно. Основой Католической акции во 2-й РП стали четыре колоны (организации). Эти союзы объединяли

соответственно мужчин, женщин, -

юношей и девушек. Кроме того,

с движением сотрудничал и ряд других клерикальных объедине-

ний2.

Работа с молодым поколением происходила в рамках т.н. Католической акции. Она организационно оформилась после 1922 г. по инициативе Папы Римского Пия XI, который определил ее политические цели: содействовать укоренению в обществе основных идей католической социальной доктрины и папских энциклик, расширять общественную базу католической церкви, активно воздействовать на политическое окружение

Наиболее крупной клерикальной молодежной организацией 2-й РП было Объединение польской молодежи (ОПМ). Оно возникло еще в 1919 г. в Познани, а на территории Западной Беларуси первые кружки ОПМ появились в 1926 г.3. В 1934 г. в связи с унификацией колон Католической акции произошла реорганизация объединения: были созданы отдельные организации для юношей и девушек — Католическое объединение мужской молодежи (КОММ) и Католическое объединение женской молодежи (КОЖМ)4. В эти объединения принималась «вся христианская молодежь с 14 до 25 лет». Понятно,

Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., 1981. С. 70.

Akcja Katolicka // Encyklopedia katolicka. T. 1. Lublin, 1995. S. 231-232.

Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 305.

Л. 476.

4 Katolickie stowarzyszenia // Encyklopedia katolicka. T. 8. Lublin, 2000. S. 11121113.

что под христианской имелась в виду молодежь католического вероисповедания. Что касается социального состава, то в Западной Беларуси около 80% членов клерикальных объединений составляла сельская молодежь1.

Организационная структура объединения опиралась на церковную структуру. Первичные ячейки создавались при церковных приходах, следующим уровнем были поветовые союзы, потом — окружные. На территории Западной Беларуси существовали округа ОПМ с центрами в Вильно (для Виленского округа), Сокулке (для Белостокского округа) и Лиде (для Лидского округа). Все три округа подчинялись Вильно, как и вся Католическая акция Западной Беларуси. Руководство организации на всех уровнях частично избиралось, а частично назначалось церковными властями. На каждом уровне существовал пост церковного ассистента, который в соответствии с уставными документами являлся представителем епископа, информировал его о состоянии и деятельности объединения. Он присутствовал на всех собраниях организации, имел право «решающего голоса в вопросах веры и моральности и право совещательного голоса в организационных вопросах»2.

Руководящими органами местной ячейки являлись правление (председатель, секретарь, казначей), общее собрание, ревизионная комиссия, суд. По мере необходимости могли создаваться отдельные секции и коллективы3. Для помощи организации и опеки над ней в поветах и округах из числа духовенства, родителей и, иногда, школьных учителей создавались патронаты4.

В уставных документах организации заявлялось, что основная ее цель — воспитание образованных и активных членов католической церкви, подготовка их к индивидуальному и коллективному христианскому апостольству, а также распространение католических принципов на все сферы жизни и культуры5.

1 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 305. Л. 476.

2 Statut Katolickiego Stowarzyszenia Mtodziezy Mçskiej. Poznan, 1934. S. 6.

3 Там же. S. 9-10.

4 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 305. Л. 477.

5 Statut Katolickiego Stowarzyszenia Mtodziezy Zenskiej. Poznan, 1934. S. 3.

Реализуя свою основную цель, католические объединения молодежи выполняли следующие задачи: укоренение моральных принципов и практики католической религии в индивидуальной и коллективной жизни; укоренение католического гражданского духа и понимания государственных дел; распространение христианского милосердия; распространение просвещения, которое основывается на христианском мировоззрении; распространение католических принципов гигиены и физического воспитания, а также католического движения трезвости; теоретическое и практическое распространение принципов общественной, экономической, технической и профессиональной жизни; проведение государственного воспитания, внешкольного просвещения, физического воспитания, военной, профессиональной и сельскохозяйственной подготовки1.

В качестве дополнения к вышеназванным задачам католические молодежные объединения должны были «распространять понимание женских проблем и идеалов в соответствии с католическими принципами»2.

Основными формами работы организации были участие в религиозной практике, собрания, съезды, развитие кооперации, сельскохозяйственные и профессиональные курсы, спорт и т.д.3 Для этого в ОПМ существовали следующие отделы: обще-организационный, культурно-просветительский, сельскохозяйственной подготовки, отдел физического воспитания и военной подготовки. Инструкторские кадры для работы в союзе специально готовились в Католической общественной школе в Познани и в нескольких народных католических университетах4.

Существенную роль в организации деятельности членов Католической акции, в первую очередь молодежи, играли организационные лозунги и программы. Вся годовая программа деятельности строилась в соответствии с лозунгами, разработанными польским

1 Statut Katolickiego Stowarzyszenia Mlodziezy Mçskiej. Poznan, 1934. S. 3-4.

2 Statut Katolickiego Stowarzyszenia Mlodziezy Zenskiej. Poznan, 1934. S. 3.

3 Pruszkowski A. Przewodnik spoleczny. Warszawa, 1934. S. 77-78.

4 Slownik organizacji mlodziezowych w Polsce 1918-1970 / pod red. Cz. Kozlowskiego. Warszawa, 1971. S. 27.

епископатом. Обычно они объ-

Вся годовая программа являлись в ноябре. Например, деятельности строилась в 1930-х гг. деятельность Катов соответствии с лозунга- лической акции пр°х°дила под ми, разработанными поль- следующими организационными

ским епископатом лозунгами: 1931/32 — «Царство

Христово в семье»; 1932/33 —

- «Борьба с бесстыдством и порнографией в печати и искусстве»; 1933/34 — «Годовщина венской победы1 как средство борьбы с современным язычеством»; 1934/35 — «Юбилей Спасения как призыв к внутренней жизни и духовного возрождения общества»; 1935/36 — «Семья в свете естественного права и учения церкви»; 1936/37 — «Дух Христа в школе и воспитании — основа возрождения нации»; 1937/38 — «Католические принципы — основа социального переустройства мира»; 1938/39 — «Изучение и выполнение решений первого пленарного синода — благородная миссия польского католицизма». Работа по осуществлению лозунгов проходила путем лекций, докладов, бесед, вечеров, изучения папских документов, книг и журналов2.

ОПМ, а потом КОММ и КОЖМ заявляли о своей аполитичности. Но это не всегда соответствовало действительности. В конце 1920-х гг. в объединении было достаточно сильным влияние польских христианских демократов и националистов. Но в Западной Беларуси эти партии не пользовались значительным авторитетом и были слабо представлены в кружках ОПМ Виленской митрополии. Окончательно светские партии были вытеснены в начале 1930-х гг. Это было связано с решением Папы Пия XI изолировать Католическую акцию от какого-либо политического влияния. Поэтому церковные власти провели «чистку» ОПМ3. Как отмечал отчет бело-стокских воеводских властей осенью 1932 г., католическое духовенство являлось «организационным мотором» Объединения польской молодежи. Тот же отчет признавал, что ОПМ не смогло найти себе

1 Имеется в виду победа объединенных польско-имперских войск во главе с королем Яном Собеским над турецкой армией под Веной в 1683 г.

2 Guzewicz W. Materia^y &гтасу]пе Акер Katolickiej w diecezji ^omzynskiej w Ма^ 1931-1939 // Soter. 2005. № 15. S. 35-36.

3 Pruszkowski A. Przewodnik spoteczny. Warszawa, 1934. S. 79.

сильной поддержки у старшего поколения вне кругов, находящихся под влиянием клира1.

Деятельность клерикального молодежного движения не ограничивалось только средой сельской молодежи, охваченной влиянием молодежных колонн Католической акции. Определенная работа велась среди молодой интеллигенции и студентов. Еще в 1928 г. сначала в Варшаве, а потом и в других университетских центрах возникло т.н. академическое духовенство. Оно не ограничивалось традиционной религиозной практикой и занималось также координацией деятельности студенческих организаций. Были созданы специальные ректорские костелы, которые стали центрами объединения студентов-католиков и католических студенческих организаций2.

Что касается единственного вуза Западной Беларуси — вилен-ского Университета Стефана Батория (УСБ) — то тут в межвоенный период действовали как обще-польские студенческие клерикальные организации, так и местные, влияние которых ограничивалось одним университетом. К первой группе относились такие союзы и группы, как Объединение католической молодежи «Возрождение» (ОКАМ «Возрождение»), «Ювентус Христиания», марианские братства. Ко второй группе можно отнести Студенческое общественное действие и корпорации «Конрадия» и «Снядеция».

Наиболее влиятельным среди этих организаций, несмотря на свою относительную немногочисленность, было ОКАМ «Возрождение». Как отмечают современные польские исследователи, принципиальной целью данного союза было воспитание в католическом духе будущих общественных и политических деятелей. При этом речь шла не о непосредственной общественно-политической деятельности, а скорее о подготовке молодых людей к активному участию в жизни страны. Такая позиция явно отличала это ОКАМ «Возрождение» от других католических студенческих организаций. Например, элитарная организация «Ювентус Христиания» имела лекционно-теологический характер и ограничивалась само-

1 Archiwum Panstwowe w Bia^ymstoku (АРВ). Z. 47. Sygn. 64. К. 144.

2 Myslek W. Коэао* katolicki w Ро^се w Ма^ 1918-1939. Warszawa, 1966. S. 426.

образованием, поддержкой религиозной жизни, углублением знаний о церкви и повышением личной культуры духовной жизни. Марианские братства своей принципиальной задачей признавали формирование характера молодого человека с опорой на углубление знакомства с христианскими принципами и воспитание католической интеллектуальной элиты. ОКАМ «Возрождение» в своей деятельности также затрагивало данные аспекты католического воспитания, но на первый план выдвигалось «отважное вхождение в тяжелые проблемы современного мира, ликвидация недоверия части интеллигенции к религии»1.

Объединение, которое возникло еще до Первой мировой войны, с 1919 г. начало распространять свою деятельность на все университеты 2-й РП. В Вильно оно появилось в июне 1921 г. Как и другие молодежные католические союзы, ОКАМ «Возрождение» было частью Католической акции, но сохраняло относительную самостоятельность. Церковная иерархия считала эту организацию представительством Католической акции на территории университетов и в среде молодой интеллигенции2.

В отличие от других клерикальных организаций, ОКАМ «Возрождение» имело достаточно подробно разработанную идейную платформу. Первая идейная декларация объединения была опубликована в 1923 г. Согласно ей, задачей организации являлось «опереть жизнь в Польше на Закон Божий», поскольку только он «дает безошибочный, основанный на авторитете Создателя, критерий понимания истинного блага, как личности, так и коллектива». Одновременно декларировалось уважение к католической церкви, «живой хранительнице Закона Божьего». Официальный лозунг объединения был «Отдать нацию Христу». Первоочередной задачей ОКАМ «Возрождение» была объявлено формирование интеллекта, чувств и воли3.

1 Luter Л. Stowarzyszenie Katolickiej M^odziezy Akademickiej „Odrodzenie" w Wilnie jako ргекигеог ekumenizmu i dialogu katolicko-zydowskiego w Роксе // Forum teologiczne. 2006. Т. VII. &126.

2 S^ownik organizacji m^odziezowych w Роксе 1918-1970 / pod red. Cz. Kozlow-skiego. Warszawa, 1971. S. 90.

3 Turowski К. „Odrodzenie". Historja Stowarzyszenia Katolickiej M^odziezy Akademickiej. Warszawa, 1987. S. 398.

Объединение стремилось «воспитать поколение людей дей- «Нам позволено и мы ствия и творить польскую жизнь должны, благодаря на-во всех ее сферах». Свое название шему культурному пре-ОКАМ «Возрождение» объясняло восходству, оказывать тем, что его члены должно возро- влияние на наших сограж-диться во Христе и нации, чтобы дан не-поляков и путем выполнить свой долг. Члены ор- проявления и использо-ганизации объявляли себя обще- вания в польской государственными католиками, которые ственной жизни духовных стоят на почве естественных и не- ценностей нашей циви-обходимых потребностей и зако- лизации привлекать их нов общественной жизни. Основой к польской нации» ее, по мнению студентов-католиков, являлась семья. Также осно- -

вой нормального социального

развития считались право собственности и труд. при этом признавалось, что «постулат справедливости и христианской любви требует непреклонной, а иногда и очень острой борьбы с капиталистической эксплуатацией, но в любом случае не через распространение классовой вражды, а путем реформ — если возникнет потребность, радикальных и неумолимых — следует возвращать труду его место в общественной жизни»1.

В декларации объявлялось о демократическом характере организации: «Каждый поляк должен иметь право и возможность, благодаря своим моральным и интеллектуальным способностям, а также личным заслугам, достичь высших постов в Речи Поспо-литой, взяв надлежащую часть ответственности за ее будущее»2.

Одновременно ОКАМ «Возрождение» декларировало и свой национализм. Согласно декларации 1923 г., Польша должна была быть национальным государством. Что касается национальных меньшинств 2-й РП, то считалось, что в отношении их нельзя использовать средства, противоречащие христианской этике. Но было заявлено: «Нам позволено и мы должны, благодаря нашему культурному

1 Там же. S. 399.

2 Там же. S. 400.

Провозглашалась борьба с «еврейскими интригами, которые сокрушают духовные, материальные и национально-государствен-ные достижения Польши»

превосходству, оказывать влияние на наших сограждан не-поляков и путем проявления и использования в польской государственной жизни духовных ценностей нашей цивилизации привлекать их к польской нации»1. Фактически, это было признание права на ассимиляцию славянских меньшинств 2-й РП, белорусов и украинцев.

Совсем иным было отношение к евреям. Провозглашалась борьба с «еврейскими интригами, которые сокрушают духовные, материальные и национально-государственные достижения Польши». Вместе с этим в декларации шла речь о необходимости позитивной, упорной и организованной деятельности в направлении обогащения христианского духовного наследия, придания польского национального характера промышленности и торговле, распространения в польском обществе осознания собственного своеобразия и единства2.

В заключение декларации провозглашался принцип аполитичности. Но, как отмечают польские исследователи, на первом этапе своего существования организация все же поддерживала связи с политическими партиями, в первую очередь с польскими христианскими демократами. Наиболее крепкими эти связи были в Варшаве, а самыми слабыми — в Вильно. Но после 1928 г. по мере развития Католической акции христианско-демократическое влияние исчезло3.

В 1929 г. была издана вторая идейная декларация ОКАМ «Возрождение». В целом она продолжала тенденции и принципы декларации 1923 г., но появились и некоторые новые моменты, а предыдущие тезисы были уточнены. Отдельный пункт декларации

1 Там же. S. 400.

2 Там же. S. 401.

3 Luter Л. Stowarzyszenie Katolickiej M^odziezy Akademickiej „Odrodzenie" w Wilnie jako ргекигеог ekumenizmu i dialogu katolicko-zydowskiego w Ро^е // Forum teologiczne. 2006. Т. VII. S. 126-127.

задачей Польши провозглашалось укрепление и защита христианства,

настаивал на том, что польское

государство должно являться ка- Еще одним врагом был толическим, католическая рели- объявлен коммунизм, гия — государственной религией, поскольку исторической а католическая молодежь должна воспитываться в католических школах. Отрицался светский характер коллективной жизни, се- особенно от «разлагающего мьи воспитательных организаций. и антирелигиозного влия-Оcобо осуждалось масонство и его ния большевизма» тайное светское и антирелигиозное влияние. Вместе с космопо- -

литизмом отвергался и крайний

национализм, «который признает нацию последним источником и мерой всех ценностей»1.

Согласно декларации 1929 г., польское государство должно обеспечить народам и нациям, которые проживают на его территории, свободу развития. Но одновременно оно имеет право требовать от них лояльности. Декларация сохраняла и предыдущие антисемитские тенденции, призывая бороться с разлагающим влиянием еврейской культуры. Еще одним врагом был объявлен коммунизм, поскольку исторической задачей Польши провозглашалось укрепление и защита христианства, особенно от «разлагающего и антирелигиозного влияния большевизма»2.

Деятельность ОКАМ «Возрождение» по реализации идей, содержащихся в его декларации, делилась на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя жизнь организации проходила в четырех секциях: кандидатской, философско-религиозной, общественной и национальной. Каждый, кто желал стать членом организации, должен был сначала вступить в кандидатскую секцию. Там он знакомился с идейной декларацией ОКАМ «Возрождение». Также кандидаты втягивались в практическую деятельность через участие во внутренней жизни организации (общие собрания, товарищеские встречи, экскурсии), а также во внешнюю жизнь объединения (работа в ячейках КОММ

1 Turowski К. „Odшdzeme". Historja Stowarzyszenia Katolickiej M^odziezy Akademickiej. Warszawa, 1987. S. 405.

2 Там же. S. 406.

и КОЖМ, профсоюзах, благотворительных организациях). После кандидатского периода каждый из членов был обязан участвовать в работе одной из трех остальных секций1.

Философская секция занималась разработкой теологических вопросов и проблем религиозной жизни. В своей работе она опиралась на идеи св. Фомы Аквинского.

Главной задачей общественной секции считалось знакомство с католической социальной доктриной. Тут необходимо отметить, что в ОКАМ «Возрождение» существовали два подхода к этому вопросу: унитарный и плюралистический. Сторонники первого относились к варшавскому и люблинскому центрам организации. Они провозглашали, что есть одна модель христианской семьи и одна модель профессионального союза, один образец правильной национальной и государственной структуры. Поэтому задачей христиан является поддержка этих единственных структур и борьба с другими, которые считались не христианскими, не соответствующими католической социальной доктрине. Из этого следовал вывод о том, что главной задачей всей общественной деятельности является улучшение структур общественной жизни путем партийно-политической работы в рамках христианской демократии. Таким образом, ОКАМ «Возрождение» должно было стать кадровым резервом для данного политического течения. Плюралистическое течение представляли виленский и львовский центры объединения. Его сторонники утверждали, что католическая социальная доктрина не навязывает единственную структуру всей общественной жизни, признает и использует плюрализм структур. Христиане могут вести общественную жизнь в рамках тех структур, в которых им приходится жить. Жизнь сама вытеснит несоответствующие и несправедливые структуры. Поэтому католическое социальное учение не может кодифицировать партийные доктрины и идеологии. Тем более, что в Вильно и Львове члены ОКАМ «Возрождения» склонялись к разным общественно-политическим доктринам: либеральным, консервативным, христианско-демократическим и даже социалистических. В рамках общественной секции также

1 Luter Л. Stowarzyszenie Katolickiej M^odziezy Akademickiej „Odrodzenie" w Wilnie jako ргекигеог ekumenizmu i dialogu katolicko-zydowskiego w Ро^е // Forum teologiczne. 2006. Т. VII. S. 127.

обращалось внимание на литургическую религиозную практику. Считалось, что литургия — это «общественная молитва, молитва коллективная»1.

В национальной секции «кристаллизировался способ мышления в национальной сфере». Идеологи ОКАМ «Возрождение» обращали внимание на то, что их национализм отличается от национализма крайне правых польских партий и организаций, которые, по их мнению, искажают иерархию ценностей, подчиняя религию потребностям нации. Один из виленских членов организации отмечал, что если для националистов высшей целью является благо нации, то для ОКАМ «Возрождение» критерии этичности средств достижения блага нации предоставляет катехизис2.

Внешняя жизнь объединения концентрировалась в двух направлениях: приобретение умений успешных и соответствующих действий во внешнем окружении и введение христианского акцента в идейно нейтральные или даже враждебные католицизму круги. Так члены организации приобретали социальный опыт, который использовался сначала в студенческой, а в перспективе — в официальной общественно-политической жизни3.

Католическое молодежное движение приобрело значительный размах на территории Западной Беларуси. На начало 1930-х гг. ОПМ насчитывало тут 11 500 членов в 587 кружках и 1 300 опекунов в окружных и поветовых патронатах4. Однако следует отметить, что многие кружки существовали лишь на бумаге. Так, например, мужской кружок ОПМ в Барановичах был создан в 1931 г., но полноценную работу он начал только в январе 1936 г.5

1 Там же. S. 128-129.

2 Katolicki Tydzien Spo^eczny па Uniwersytecie Stefana Batorego // А1та Mater Vi1nensis. 1925. Zeszyt 3. S. 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 ЬШег А. Stowarzyszenie Kato1ickiej M^odziezy Akademickiej „Odrodzenie" w Wi1nie jako ргекигеог ekumenizmu i dia1ogu kato1icko-zydowskiego w Ро^се // Forum teo1ogiczne. 2006. Т. VII. S. 129.

4 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 305. Л. 477.

5 ^гаеэсуа^Ы ka1endarz-przewodnik Baranowicki па гок 1937. Wi1no, 1936. S. 109.

Одним из главных направлений работы ОПМ, а затем КОММ и КОЖМ была религиозная деятельность в молодежной среде. В остальном же эта работа во многом совпадала с основными направлениями деятельности проправительственных молодежных союзов. Католические молодежные союзы некоторое время занимали лидирующее положение в проведении сельскохозяйственной подготовки. Большое внимание уделялось и военной подготовке молодого поколения. Так, в апреле 1932 г. на VII съезде ОПМ была принята специальная резолюция по вопросу военной подготовки и физического воспитания (ВП и ФВ). В ней было заявлено, что католические объединения должны стоять в первых рядах защитников государства на его восточных рубежах. В связи с этим предусматривалось создание кружков ВП и ФВ при каждой ячейке ОПМ1.

Но при проведении акции ВП клерикальные объединения встречались с конкуренцией со стороны проправительственных организаций. Также имелись случаи, когда во время военных занятий членов католических организаций без их ведома записывали в Стрелецкий союз2. В связи с этим церковное руководство было вынуждено даже издавать специальный циркуляр3.

Как и другие молодежные организации, ОПМ вело активную культурно-просветительскую деятельность, носившую открытый полонизаторский характер. Эта позиция ОПМ на территории Западной Беларуси открыто проявилась в 1931 г. во время переписи населения. Виленское руководство объединения призвало своих членов принять активное участие в ней и сделать особый упор на «точность информации» относительно родного языка, который местное население называет «тутэйшим». Инструкция ОПМ подчеркивала, что никакого «тутэйшего» языка нет: «Язык, который используется на наших землях, является одним из наречий польского языка, как гуральский, мазурский, кашубский, таким образом, он

1 Zwщzek M^odziezy Polskiej // Wiadomosci Akcji Katolickiej Archidiecezji Wilenskiej. 1932. № 5. S. 12.

2 Стрелецкий союз «Стрелец» — ведущая проправительственная молодежная организация в межвоенном польском государстве. Активно действовала в том числе и на территории Западной Беларуси.

3 Zwщzek M^odziezy Polskiej // Wiadomosci Akcji Katolickiej Archidiecezji Wilenskiej. 1932. № 6. S. 18.

является польским языком»1. Так белорусский язык превращался в польский, а местные белорусы — в поляков.

Несмотря на полонизаторскую и государственническую позицию клерикальных объединений молодежи, их отношения с властями и проправительственными союзами долгое время складывались достаточно напряженно. Это было результатом позиции, занимаемой церковной иерархией по отношению к правящему режиму «санации». Известно, что католическая церковь активно критиковала его антиклерикальное крыло. Атаки были направлены и против ряда

проправительственных молодеж- -

ных организаций2. В ответ, например, представители официальной системы образования указывали на оппозиционный характер ОПМ и не рекомендовали учителям поддерживать его, поскольку подозревали, что «эта организация используется духовенством для борьбы с идеологией» проправительственных союзов сельской молодежи3.

Так белорусский язык превращался в польский,

а местные белорусы — в поляков. Несмотря на по-лонизаторскую и государ-ственническую позицию клерикальных объединений молодежи, их отношения с властями и проправительственными союзами долгое время складывались достаточно напряженно. Это было результатом позиции, занимаемой церковной иерархией по отношению к правящему режиму «санации»

Как свидетельствуют архивные источники, «санационные» организации и власти часто терпели поражение в конкуренции с клерикалами. Иногда, как это было в Слониме в 1933 г., ксендзам даже удавалось привлечь проправительственные организации, используя их религиозные чувства, к финансированию светлиц (клубов) като-

1 Zwщzek M^odziezy Po1skiej // Wiadomosci Акср Kato1ickiej Archidiecezji Wi1enskiej. 1931. № 5. S. 21-22.

2 Kolodziejczyk А. Ruch 1udowy а Ко§!61 rzymskokato1icki w Ма^ II Rzeczypospo1itej. Warszawa, 2002. S. 406-407.

3 Archiwum Akt Nowych (AAN). Z. 14. Sign. 189. К. 10; Wskazania w zakresie ргасу spo^eczno-oswiatowej w г. 1930/31. Wi1enskiej Okr^gowej Komisji spo^eczno-oswiatowej Zwщzku N.P. // Po1ska Oswiata Pozaszko^na. 1930. № 4-5. S. 242.

лических молодежных союзов1. Отчеты польских властей сообщали о том, что на территории Белостокского воеводства католические священники вели открытую агитацию против проправительственных союзов прямо с церковного амвона, одновременно призывая вступать в ряды ОПМ или организаций, связанных с польскими националистами. Также отмечались и случаи бойкота духовенством членов Стрелецкого союза и их семей2. Подобная враждебность клира по отношению к «Стрельцу» существовала в начале 1930-х гг. и на территории Виленского воеводства3. Особое возмущение некоторых представителей католического духовенства вызывало создание женских подразделений Стрелецкого союза. Так, священник в Коссове Полесского воеводства заявил, что это означает «втягивание молодых девушек в торговлю живым товаром»4.

Правительственная пресса утверждала, что священники, симпатизирующие Стрелецкому союзу, специально переводятся церковными властями в отдаленные приходы, а противники данной организации, наоборот, поощряются5. Отчет виленского воеводского отделения Союза молодой деревни6 среди препятствий, мешающих развитию организации, особо указывал «атаки духовенства, вызванные, вероятно, ростом нашей Организации и все большей идейной сознательностью ее членов»7.

В январе 1932 г. отчеты белостокских воеводских властей отмечали случаи физического насилия членов ОПМ по отношению к стрельцам в Белостокском и Волковысском поветах. В этот пе-

1 Государственный архив Брестской области (ГАБО). Ф. 67 сч. Оп. 2. Д. 1094. Л. 9.

2 APB. Z. 47. Sygn. 70. КК. 36, 47, 74, 91, 135, 193; Odziemkowski J. Wies i armia w II Rzeczypospolitej. Wroclaw, 1988. S. 64.

3 Ksi^dz likwidatorem placowek spolecznych w Iwju // Kurjer Wilenski. 1933. 20 lutego. S. 4.

4 Cichoracki P. Wojewodztwo poleskie 1921-1939. Z dziejow politycznych. Lomianki, 2014. S. 288.

5 Duchowienstwo wobec „Strzelca" // Kurjer Wilenski. 1933. 22 lipca. S. 2.

6 Союз молодой деревни (СМД) — проправительственная молодежная организация в межвоенной Польше, активно действовала в среде сельской молодежи.

7 Machowiecki Z. Dorobek Zwi^zku Mlodej Wsi Ziemi Wilenskiej za 1937/38 rok // Kolo Mlodziezy. Miesi^cznik Zwi^zkow Mlodej Wsi Ziem: Wilenskiej i Nowogrodzkiej. 1938. № 6-7. S. 12.

риод из-за пропаганды ксендзов и отказа в исповеди там распалось несколько отрядов «Стрельца»1. Иногда конфликт с духовенством мог привести к трагическим результатам: в мае 1933 г. в Белосток-ском повете из-за травли, устроенной священником, покончил жизнь самоубийством инструктор «Стрельца» по военной подготовке2. Тем не менее, после унификации «санационных» союзов сельской молодежи официальные отчеты отмечали и факты перехода католической молодежи в СМД. Так, в отчете белостокского воеводы за октябрь 1935 — март 1936 гг. говорилось, что «некоторые из членов католических объединений молодежи, утомленные программой работы, загруженной религиозной тематикой, не содержащей привлекательности, переходят в Союз молодой деревни»3.

Напряженное положение начало изменяться в середине 1930-х гг. В это время правящий режим тогдашней Польши провел модификацию своей воспитательной доктрины в направлении принятия националистических и католических идей. Также был принят ряд законодательных актов, облегчавших существование КОММ и КОЖМ. Так, в соответствии с декретом от 14 ноября 1935 г. филиалы этих союзов получили ряд льгот, в том числе освобождение от уплаты налогов за занимаемые помещения4.

Церковная иерархия наладила сотрудничество и с армией. Оно пошло на это даже ценой признания «Стрельца». В 1936 г., когда Государственное управление ФВ и ВП приостановило сотрудничество с КОММ, генерал Т. Каспржицкий, руководитель данного учрежде-

Напряженное положение начало изменяться в середине 1930-х гг. В это время правящий режим тогдашней Польши провел модификацию своей воспитательной доктрины в направлении принятия националистических и католических идей

1 APB. Z. 47. Sygn. 64. К. 8.

2 APB. Z. 47. Sygn. 70. К. 115.

3 APB. Z. 47. Sygn. 96. К. 3-4.

4 Мараш Я.Н. Политика Ватикана и католической церкви в Западной Белорус-

сии (1918-1939). Минск, 1983. С. 53-54.

ния, по личной просьбе кардинала А. Глонда, примаса Польши, приказал возобновить его. При этом военное обучение своих членов КОММ могло вести только в отрядах Стрелецкого союза1.

Что касается клерикального студенчества УСБ, то тут польские власти и церковная иерархия имели определенные проблемы. В конце 1920-х гг. в виленском отделении ОКАМ «Возрождение», руководителем которого являлся Г. Дембиньский, началось идейное брожение. Студенты-католики вступили в конфликт с польскими националистами, начали борьбу за ограничение их влияния в университете. Одновременно произошло сближение с радикально настроенным студенчеством2. Это отличало виленское ОКАМ «Возрождение» от других вузов, где студенты-католики враждебно относились к светским, антиклерикальным и радикальным организациям.

Первоначально сторонникам Г. Дембиньского удалось одержать победу на выборах в правление Братской помощи, организации студенческой взаимопомощи. В 1931/32 учебном году виленская Братская помощь вышла из-под контроля польских националистов. Но потом, на волне антисемитских выступлений польские националисты смогли осуществить реванш. Кстати, решающую роль в победе националистов сыграла позиция виленского епископата: он позволил принять участие в выборах студентам-теологам, которые отдали свои голоса националистам. При этом перевес был минимальным — немногим более тридцати голосов. Как отмечали современники, «выборы выиграл вилен-ский архиепископ и клирики, которые не пользовались поддержкой "Братской пожош,и"»3.

В основных своих направлениях деятельность клерикальных объединений совпадала с деятельностью проправительственных организаций молодежи, в том числе большое внимание уделялось и полонизации молодых белорусов

1 Odziemkowski J. Wies i armia w II Rzeczypospolitej. Wroclaw, 1988. S. 65.

2 Pilch A. Studencki ruch polityczny w Polsce 1932-1939. Warszawa, 1972. S. 34.

3 Jçdrychowska A. Zygzakiem i po prostu. Warszawa, 1966. S. 75-76.

В среде самих виленских студентов-католиков произошел раскол. Церковные власти отказались поддерживать Г. Дембиньского и его сторонников, выдвигавших достаточно радикальную антиправительственную программу. После того, как общепольское руководство ОКАМ «Возрождение» осудило данную программу, «группа Дембиньского» вышла из организации. В дальнейшем она стала основой для связанного с коммунистами Союза левых студентов «Фронт».

Тем не менее, ОКАМ «Возрождение» не прекратило своего существования в Вильно. Организация вновь вернулась на позиции католической социальной доктрины, нейтралитета в отношениях с польскими националистами и сотрудничеству с правящим лагерем. Виленские студенты-католики значительно снизили свою активность. Самым заметным ее проявлением стало издание с 1933 по 1938 г. ежемесячника «Пакс», радикализм которого не выходил за границы папских энциклик1.

Можно согласиться с тем, что католическое молодежное движение на территории Западной Беларуси получило достаточно интенсивное развитие. Под влиянием созданного в рамках Католической акции ОПМ, а затем КОММ и КОЖМ находилось значительное число молодых крестьян-католиков. В основных своих направлениях деятельность клерикальных объединений совпадала с деятельностью проправительственных организаций молодежи, в том числе большое внимание уделялось и полонизации молодых белорусов. Вместе с тем реализации государственной молодежной политики препятствовала определенная конкуренция между католическими и проправительственными организациями, а также противостояние церковной иерархии и представителей властей. В целом упомянутая конкуренция была преодолена во второй половине 1930-х гг. Достаточно слабыми оказались позиции клерикалов среди виленского студенчества. Виленский филиал ОКАМ «Возрождения» пережил раскол. Наиболее радикально настроенные его члены в дальнейшем даже перешли на прокоммунистические позиции, что, в свою очередь, отрицательно отразилось на попытках польских властей усилить свое влияние в Виленском университете.

РИ^ А. Prasa studencka w Роксе 1918-1939. Krak6w, 1990. S. 117.

— СПИСОК ИСТОЧНИКОЙ И ЛИТЕРАТУРЫ —

Государственный архив Брестской области (ГАБО). Ф. 67 сч. Оп. 2. Д. 1094.

Григулевич, И. Р. Папство. Век ХХ. М., 1981. Мараш, Я. Н. Политика Ватикана и католической церкви в Западной Белоруссии (1918-1939). Минск, 1983.

Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 305.

Шнчук, А. Сучаснае палажэньне беларускай вёсю. VII. Бела-руская моладзь i польсюя аргашзацьп // Беларуская крынща. 1935. № 21.

Рижский мир в судьбе белорусского народа. 1921-1953 гг. В 2 кн. Кн. 1 / редкол.: А.А. Коваленя и др. Минск, 2014.

Ярмусик, Э. С. Католический Костёл в Белоруссии в годы Второй мировой войны (1939-1945). Гродно, 2002. Archiwum Akt Nowych (AAN). Z. 14. Sign. 189. Archiwum Panstwowe w Biafymstoku (APB). Z. 47. Sygn. 64. APB. Z. 47. Sygn. 70. APB. Z. 47. Sygn. 96.

Akcja Katolicka // Encyklopedia katolicka. T. 1. Lublin, 1995. Chrzescijanski kalendarz-przewodnik Baranowicki na rok 1937. Wilno, 1936.

Cichoracki, P. Wojewodztwo poleskie 1921-1939. Z dziejow politycznych. tomianki, 2014.

Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.XII. 1931 r. Mieszkania i gospodarstwa domowe. Ludnosc. Stosunki zawodowe. Miasto Wilno. Warszawa, 1938.

Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.XII. 1931 r. Mieszkania i gospodarstwa domowe. Ludnosc. Stosunki zawodowe. Wojewodztwo Bialostockie. Warszawa, 1938.

Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.XII. 1931 r. Mieszkania i gospodarstwa domowe. Ludnosc. Stosunki zawodowe. Wojewodztwo Nowogrodzkie. Warszawa, 1938.

Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.XII. 1931 r. Mieszkania i gospodarstwa domowe. Ludnosc. Stosunki zawodowe. Wojewodztwo Poleskie. Warszawa, 1938.

Drugi powszechny spis ludnosci z dn. 9.XII. 1931 r. Mieszkania i gospodarstwa domowe. Ludnosc. Stosunki zawodowe. Wojewodztwo Wilenskie bez miasta Wilna. Warszawa, 1936.

Duchowienstwo wobec „Strzelca" // Kurjer Wilenski. 1933. 22 lipca.

Grochowski, L. Doktryna wychowawcza katolicyzmu w Polsce mi^dzywojennej // Rozprawy z dziejow oswiaty. 1984. t. XXV.

Guzewicz, W. Materialy formacyjne Akcji Katolickiej w diecezji lomzynskiej w latach 1931-1939 // Soter. 2005. № 15.

J^drychowska, A. Zygzakiem i po prostu. Warszawa, 1966.

Katolicki Tydzien Spoleczny na Uniwersytecie Stefana Batorego // Alma Mater Vilnensis. 1925. Zeszyt 3.

Katolickie stowarzyszenia // Encyklopedia katolicka. T. 8. Lublin, 2000.

Kotodziejczyk, A. Ruch ludowy a Kosiol rzymskokatolicki w latach II Rzeczypospolitej. Warszawa, 2002.

Ksi^dz likwidatorem placowek spolecznych w Iwju // Kurjer Wilenski. 1933. 20 lutego.

Luter, A. Stowarzyszenie Katolickiej Mlodziezy Akademickiej „Odrodzenie" w Wilnie jako prekursor ekumenizmu i dialogu katolicko-zydowskiego w Polsce // Forum teologiczne. 2006. T. VII.

Machowiecki, Z. Dorobek Zwi^zku Mlodej Wsi Ziemi Wilenskiej za 1937/38 rok // Kolo Mlodziezy. Miesi^cznik Zwi^zkow Mlodej Wsi Ziem: Wilenskiej i Nowogrodzkiej. 1938. № 6-7.

Myslek, W. Kosciol katolicki w Polsce w latach 1918-1939. Warszawa, 1966.

Odziemkowski, J. Wies i armia w II Rzeczypospolitej. Wroclaw, 1988.

Pilch, A. Studencki ruch polityczny w Polsce 1932-1939. Warszawa,

1972.

Pilch, A. Prasa studencka w Polsce 1918-1939. Krakow, 1990.

Pruszkowski, A. Przewodnik spoleczny. Warszawa, 1934.

Slownik organizacji mlodziezowych w Polsce 1918-1970 / pod red. Cz. Kozlowskiego. Warszawa, 1971.

Statut Katolickiego Stowarzyszenia Mlodziezy M^skiej. Poznan, 1934.

Statut Katolickiego Stowarzyszenia Mlodziezy Zenskiej. Poznan, 1934.

Turowski, K. „Odrodzenie". Historja Stowarzyszenia Katolickiej Mlodziezy Akademickiej. Warszawa, 1987.

Wskazania w zakresie pracy spoieczno-oswiatowej w r. 1930/31. Wilenskiej Okr^gowej Komisji spoieczno-oswiatowej Zwi^zku N.P. // Polska Oswiata Pozaszkolna. 1930. № 4-5.

Zwi^zek Miodziezy Polskiej // Wiadomosci Akcji Katolickiej Archidiecezji Wilenskiej. 1931. № 5.

Zwi^zek Miodziezy Polskiej // Wiadomosci Akcji Katolickiej Archidiecezji Wilenskiej. 1932. № 5.

Zwi^zek Miodziezy Polskiej // Wiadomosci Akcji Katolickiej Archidiecezji Wilenskiej. 1932. № 6.

КРИВУТЬ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ - доктор исторических наук, доцент кафедры педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета (krivut@mail.ru). Белоруссия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.