Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОЛЬСКИЕ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОЛЬСКИЕ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
352
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Западная Беларусь / Польша / молодежная политика / молодежные организации / национальные меньшинства / полонизация / Western Belarus / Poland / youth policy / youth organizations / national minorities / polonization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривуть Виталий Иванович

Статья посвящена развитию национального молодежного движения на территории Западной Беларуси, входившей в 1920–1930-х гг. в состав польского государства. Характеризуются основные национальные организации, действовавшие в среде белорусской, еврейской, литовской и татарской молодежи региона. На основе архивных источников, материалов периодической печати и работ зарубежных исследователей анализируются особенности взаимоотношений официальных властей с молодежными союзами и объединениями, представлявшими молодое поколение национальных меньшинств межвоенной Польши. Указываются причины, обуславливавшие поддержку или враждебное отношение польских официальных структур к тем или иным национальным молодежным организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL YOUTH ORGANIZATIONS AND POLISH AUTHORITIES IN THE TERRITORY OF WESTERN BELARUS IN THE INTER-WAR PERIOD

The article is devoted to the development of the national youth movement in the territory of Western Belarus, which was part of the 1920s and 1930s. into the Polish state. Characterized by the main national organizations operating among Belarusian, Jewish, Lithuanian and Tatar youth in the region. On the basis of archival sources, periodicals and the work of foreign researchers, the author analyzes the relationship between the official authorities and youth unions and associations representing the young generation of national minorities of interwar Poland. The reasons for the support or hostility of the Polish official structures to these or other national youth organizations are indicated.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОЛЬСКИЕ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД»

УДК 94(438+476-15).081 ББК 63.3(4Пол) «1920-1939» К 85

00!: 10.24411/2409-1413-2020-10068

Виталий Кривуть

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОЛЬСКИЕ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена развитию национального молодежного движения на территории Западной Беларуси, входившей в 1920-1930-х гг. в состав польского государства. Характеризуются основные национальные организации, действовавшие в среде белорусской, еврейской,литовской и татарской молодежи региона. На основе архивных источников, материалов периодической печати и работ зарубежных исследователей анализируются особенности взаимоотношений официальных властей с молодежными союзами и объединениями, представлявшими молодое поколение национальных меньшинств межвоенной Польши. Указываются причины, обуславливавшие поддержку или враждебное отношение польских официальных структур к тем или иным национальным молодежным организациям.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Западная Беларусь; Польша; молодежная политика; молодежные организации; национальные меньшинства; полонизация.

ЗАПАДНАЯ Беларусь, которая в результате польско-советской войны и «Рижского мирного договора 1921 г. вошла в состав межвоенного поль-А^ского государства, т.н. 2-й Речи Посполитой, в качестве Виленского, Новогрудского, Полесского и частично Белостокского воеводств, являлась многонациональным регионом. При этом проблема национального состава населения Западной Беларуси, в том числе и этнической принадлежности молодого поколения данного региона, до сих пор является достаточно сложной и запутанной.

§ Известно, что в 1931 г. польские власти провели общегосударственную

% перепись населения, среди вопросов которой был и вопрос о родном язы-

щ ке. В соответствии с результатами переписи в Виленском и Новогрудском воеводствах преобладало население, называвшее родным польский язык.

§ Но это преобладание было небольшим. Так, в Виленском воеводстве из <

со

1 275 269 жителей 763 528 (59,9%) считали родным языком польский, в то время как 511 741 (40,1%) назвали другой язык — белорусский, идиш,литов-

£ ский и др. В Новогрудском воеводстве из 1 056 780 жителей 555 520 (52,6%)

ё назвали родным языком польский, остальные 501 260 (47,4%) — другие

ш языки (белорусский, идиш, русский и др.). В то же время в Полесском

< воеводстве из 1 131 359 жителей только 164 163 (14,5%) назвали польский ¡Е язык родным, остальные 967 196 (85,5%) указали другие языки в качестве

< родных (белорусский, русский, украинский, идиш). В Гродненском и Вол-2 ковысском поветах Белостокского воеводства из 384 432 жителей 184 200 д (47,9%) указали родным языком польский, а 200 232 (52,1%) — другой (бе-¡| лорусский, идиш, литовский)1.

^Е Данные переписи утверждали, что из 27 поветов, на которые был

^ разделен западнобелорусский регион, только в 9 доминировали те, кто

< считал польский язык родным. Это были: Виленский городской повет

со

^ и Виленско-Троцкий, Свентянский, Браславский и Ошмянский поветы

^ Виленского воеводства, а также Лидский, Столбцовский, Щучинский

~ и Воложинский поветы Новогрудского воеводства. В остальных пове-

1 тах данная группа составляла меньшинство. Самый низкий процент щ. польскоязычного населения был отмечен в Дрогичинском повете По-§ лесского воеводства — 7%. Белорусскоязычное население доминирова-

о

^ ло в Дисненском, Молодечненском, Поставском и Вилейском поветах

ш

Виленского воеводства, а также в Несвижском и Новогрудском поветах Новогрудского воеводства. В Полесском воеводстве, за исключением Брестского повета, доминировали те, кто записал себя как «тутэйшие» («местные»). На всей территории Западной Беларуси, особенно в городах, значительную часть населения составляли евреи. Самый высокий процент их был в Брестском (14,9%) и Пинском (11,2%) поветах Полесского воеводства2.

Однако необходимо отметить,что к результатам переписи 1931 г.следу-ет подходить критически. Даже в секретном исследовании, которое было осуществлено специально для правительственного Института изучения национальных дел в 1939 г., отмечалось, что результаты переписи 1931 г. в вопросе родного языка «показывают относительные несоответствия для

1 БгеЪгакоигвЫ А. БйгикШга пагс^ошоэсгоша кгеэош р61поспо-шзсЬос1тсЬ II Rzeczypospolitej ш ^асЪ 1931-1939 // Pгzemiany naгodow6sciowe па kгesach wschodnich II Rzeczypospolitej 1931-1948. Тогип, 2004. 5.130.

2 Там же. Б. 132.

почти 50% районов»3. Помимо слабого национального самосознания на §

это повлияло, по мнению автора исследования, то, что вопросы перепи- %

си для большинства жителей были непонятными. Также отмечалось, что ш многие переписчики не имели соответствующей подготовки, не понимали смысла понятия «родной язык» и поэтому квалифицировали язык населения по своему усмотрению. Во многих случаях графа «родной язык» сознательно заполнялась не на месте, а в конторе переписной комиссии.

В качестве примера в исследовании приводится случай в гмине4 Коз- ^

ловщина Слонимского повета. Там местная учительница, проводившая |

перепись, указала такой высокий процент «поляков-православных», что £ даже гминное руководство начало протестовать, утверждая, что «ошибка является чрезмерно заметной». Тем более что на территории гмины

проживало население, которое было «безразлично или даже враждебно о

настроено по отношению к польской государственности»5. ^

Одновременно польские власти шли и на сознательный обман, когда, ^

например, поляками объявлялись белорусы-католики. Также в результа- ^

те низкого национального самосознания значительная часть белорусов, о

более 700 000 человек, в основном на территории Полесского воеводства, ^

оказались в категории «тутэйших», которых власти считали особой этни- 1

ческой группой польского населения. <

с 1

После подведения результатов переписи на официальном уровне щ было заявлено, что в Виленском, Новогрудском и Полесском воеводствах о: проживает 42,5% поляков, а белорусов — 22,5%6. ш

Эти данные оспариваются в современной белорусской историогра- | фии. Например, известно, что в соответствии с переписью, проведенной ш в Российской империи в 1897 г., на территории будущих трех западнобе- § лорусских воеводств проживало только 5,5% поляков. Понятно, что в меж- 1 военный период сюда переехало некоторое количество поляков — осад- з ники7, чиновники, полицейские, рабочие, интеллигенция. Но благодаря им процент польского населения не смог бы увеличиться почти в восемь 5 раз, поэтому более вероятными, по нашему мнению, считаются данные, которые были названы белорусскими историками в середине 90-х годов прошлого века: в целом на территории Виленского, Новогрудского и Полесского воеводств белорусы составляли 67% населения, поляков было

ЗгеЪгакошэк! А. З^кШга пагос1ошозск™а кгеэда р.1поспо-шзсЬос1тсЬ II Rzeczypospolitej ш^асЪ

1931-1939 // Pгzemiany пагос!ош^сшше па kгesach wschodnich II Rzeczypospolitej 1931-1948. Тогип, 2004. Б. 129.

Гмина — административная единицы во 2-й Речи Посполитой, аналог волости.

Srebrakowski A. Stгuktuгa naгodowosciowa kгes6w p61nocno-wschodnich II Rzeczypospolitej w ^аЛ 1931-1939 // Pгzemiany naгodow6sciowe па kгesach wschodnich II Rzeczypospolitej 1931-1948. Тогип, 2004. Б. 129.

Нарысы гксторьп Беларуси У 2 ч. Ч. 2 / Рэдкал.: М. П. Касцюк i шш. Мшск, 1995. С. 221. Осадники (польск. osadnicy) — польские колонисты-переселенцы, бывшие офицеры и солдаты польской армии, члены их семей, а также гражданские переселенцы, получившие на льготных условиях земельные наделы на территориях Западной Беларуси и Западной Украины.

§ не 42,5%, а 12-13%, украинцев 5-6%, евреев — около 9%, русских — 2%, ли-

>

% товцев — 3%8.

ш Необходимо подчеркнуть, что называются различные цифры относительно количества белорусского населения Западной Беларуси. Белорусские историки советского периода считали, что на территории региона ¡= в начале 20-х гг. прошлого столетия проживало 3 372 0 00 жителей, из ко™ торых белорусами были 2 371 000 человек. Согласно подсчетам В. Полу-^ яна в Виленском, Новогрудском и Полесском воеводствах жило 2 300 000 | белорусов, а вместе с белорусами Белостокского воеводства их было £ 2 900 000 человек. Совсем иные цифры приводили польские исследова-¡^ тели. П. Эберхарт считал, что в регионе проживало 1 350 000 белорусов, ^ А. Жарновский — 1 700 000, Я. Томашевский — не менее 1 950 000 человек,

0 в том числе в Полесском воеводстве — 654 000, Новогрудском — 616 000, ¡2 Виленском — 407 000, Белостокском — 269 000 человек9.

На сегодняшний день и среди белорусских историков нет согласия ° относительно этнического состава населения Западной Беларуси. Некоей торые ученые считают, что тут в 1931 г. из 4 600 000 человек белорусы ^ составляли 65%, а поляки — 15%. Попытку критического осмысления

1 данного вопроса предприняли В. Ладысев и П. Бригадин. Согласно их < сведениям количество белорусов определяется примерно в 2 000 000 че-! ловек (без учета примерно 500 000 беженцев, которые вернулись домой ^ до середины 1924 г.)10.

зс

о

Несмотря на противоречия среди историков, можно признать, что белорусское население составляло значительное большинство на территории Западной Беларуси. Соответственно, можно утверждать, что и белорусская молодежь составляла большинство среди своих ровесников. Особенно если учитывать, что белорусы жили в основном в деревне, где з детей в семьях было больше, чем в городах.

Польские власти при проведении своей молодежной политики вы-I нуждены были в той или иной мере учитывать многонациональный

о

характер населения региона. С одной стороны, проправительственные ^ организации — Стрелецкий союз, Союз сельской молодежи «Сев» (ССМ «Сев»), Союз молодой деревни, Союз польского харцерства и ряд других — стремились вовлечь в свои ряды представителей непольской молодежи, в первую очередь белорусов-католиков. В качестве примера можно привести данные о национальном составе ССМ «Сев» Ошмянского повета, относящиеся к 1933 г. Тут из 622 членов организации 563 чел. являлись поляками, 49 белорусами и 10 литовцами11. Всего же по Виленскому вое-

Нарысы гксторьй Беларуси У 2 ч. Ч. 2 / Рэдкал.: М. П. Касцюк i шш. Мшск, 1995. С. 221.

Гксторыя Беларуси У 6 т. Т. 5. Беларусь у 1917-1945 гг. / Рэдкал.: М.П. Касцюк i шш. Мшск, 2006. С. 370.

Там же. С. 371.

Zew mlodziezy wiejskiej. Jednodni6wka гиЛи mlodowiejskiego pow. Oszmiaпskiego. Wilno, 1933. Б. 6.

водству в следующем, 1934 г. в 248 кружках ССМ «Сев» было 3610 членов, § из них поляков — 3016, белорусов — 395, литовцев — 140 чел. Тогдашняя ^ официальная польская пресса заявляла, что «все они без какой-либо нацио- ш налистической ненависти вместе работают над подъемом своих деревень из низин темноты и нищеты. Величие этой задачи примиряет и гасит все антагонизмы, которые стремится привить им недобросовестная политическая агитация»12. На практике же работа внутри проправительственных организаций должна была способствовать полонизации представителей g национальных меньшинств. | С другой стороны, польские власти на территории Западной Беларуси £

ш

столкнулись с деятельностью ряда группировок и организаций, которые ¡^

стремились распространить свое влияние на представителей молодого ^

поколения разных национальностей — белорусов, литовцев,евреев, татар. о

Наиболее широко было представлено еврейское молодежное движе- ^ ние. Большинство еврейских молодежных организаций так или иначе

декларировали идеи сионизма. Одной из таких организаций было объ- 3

единение Еврейская социалистическая молодежь «Фрайгайт» («Свобода»), §

тесно связанное с партией Поалей Цион (ПЦ), совмещавшей сионист- ^

скую и социалистическую идеологии. «Фрайгайт» возник в 1925 г. и яв- §

лялся наименее радикальной еврейской социалистической молодежной < организацией. Опорными пунктами партии Поалей Цион, а значит и «Фрайгайта», в Западной Беларуси были Пинск, Брест, Косово и Пружа-

ш

¡5

о.

ны13. В архивных материалах также содержатся сведения о существова- 2

нии ячеек «Фрайгайта» в Новогрудке, Гродно, Белостоке и Вильно14. ^

Идейно близким к «Фрайгайту» был «Хехолуц» («Пионер»). Эта между- ш

народная сионистская молодежная организация была создана в России °

в конце Первой мировой войны. В начале 1920-х гг. ее центр был пере- §

несен в Берлин, а затем в Варшаву. В 1930-е гг. союз стал по-настоящему ^

массовым: к 1933 г. число его членов достигло 83 000 человек. При этом 5

около трети членов «Хехолуца» приходилось на межвоенную Польшу15. < Известно, что ячейки союза существовали в Бресте, Ружанах, Новогрудке, §

Вильно, Пинске и Белостоке16. <

В 1938 г. «Фрайгайт» объединился с «Хехолуцем»17. ............

Еще одной организацией, близкой к «Фрайгайту», был «Хашомер Ха- ^

цаир» («Юный страж»). Он возник в 1913 г. в Галиции. В Польше его заре- ц

12 Szanter S. Dzialalnosc Zw. Mlodziezy Wiejskiej Ziemi Wilenskiej // Kurjer Wilenski. 1934. 17 sierpnia. S. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 299. Л. 101.

14 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 299. Л. 3; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 475. Л. 81; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 484. Л. 143.

15 Лакер В. История сионизма. М., 2000. С. 469.

16 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 307. Л. 87; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 374. Л. 95-96; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 445. Л. 163; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 446. Л. 14; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 455. Л. 24.

17 Slownik organizacji mlodziezowych w Polsce 1918-1970 / pod red. Cz. Kozlowskiego. Warszawa, 1971. S. 24.

§ гистрировали в 1918 г. К середине 1920-х гг. эта организация сблизилась % с ПЦ и приняла социалистическую идеологию18. Основными задачами щ «Хашомера» были: оздоровление еврейского народа физически и духовно; восстановление еврейской жизни в Израиле, привлечение молодежи § к национальным ценностям и физическому труду19. В своей работе дан-с ный союз опирался на скаутские образцы. Наиболее крупные ячейки, «гнезда» «Хашомера» на территории Западной Беларуси существовали в Е Бресте, Новогрудке, Вильно, Пинске и Белостоке20.

^ Главные формы работы сионистских организаций были практиче-

О-

ски одинаковы. Политической деятельности уделялось мало внимания.

< Помимо организации досуга, велась определенная культурно-просвети-^ тельская деятельность. Однако главной своей задачей «Фрайгайт», «Хехо-

< луц» и «Хашомер Хацаир» считали «хахшару» — подготовку к эмиграции ¡2 и активной жизни в Палестине. Во время этой подготовки создавались

ш

^ кибуцы, коллективные сельскохозяйственные поселения. Движение по созданию кибуцев приобрело широкий размах. Практически везде, где § существовал «Хехолуц» или «Хашомер», делались попытки организовать ;Е коллективные поселения еврейской молодежи.

=§■ Еще одной массовой сионистской молодежной организацией было

§ Объединение еврейской молодежи имени Трумпельдора21 в Польше :< «Брит-Трумпельдор» или «Бейтар». Этот союз находился под контролем ё сионистов-ревизионистов, лидером которых являлся В. Жаботинский22. з Ревизионисты декларировали «неразбавленный» сионизм и отрицали элементы социалистической идеологии. Своей целью ревизионисты § объявляли привлечение максимального количества евреев в самый ко-о роткий срок в Палестину и немедленное создание государства Израиль. Именно для этого и возник «Бейтар». Он был создан в Риге, но быстро распространился по всей Восточной Европе. Главные силы организации

-П 1 .а

< были сосредоточены в межвоенной Польше23. На территории Западной ° Беларуси наибольшее влияние ревизионисты имели в Вильно, Белостоке,

< Бресте и Сувалках24. «Бейтар» действовал и в других городах и местечках

ш

18 Slownik organizacji mlodziezowych w Polsce 1918-1970 / pod red. Cz. Kozlowskiego. Warszawa, 1971. S. 24.

19 Иоффе Э.Г. Деятельность организации «Хашомер Хацаир» в Беларуси (1924-1926) и создание ки-буца в Палестине // Форум. 1996. № 4. C. 42.

20 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 374. Л. 95-96; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 445. Л. 163; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 446. Л. 14; НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 455. Л. 24.

21 Иосиф Владимирович Трумпельдор (1880-1920) — еврейский политический и общественный деятель, российский военный, один из наиболее известных активистов раннего сионистского движения.

22 Владимир Евгеньевич Жаботинский (Вольф Евнович Жаботинский, 1880-1940) — лидер правого сионизма, основатель и идеолог движения сионистов-ревизионистов, создатель организаций «Иргун» и «Бейтар», писатель, поэт, публицист, журналист.

23 Джонсон П. Популярная история евреев. М., 2000. С. 504.

24 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 299. Л. 92.

региона. По подсчетам польских историков, в 1936 г. «Бейтар» насчитывал §

>

52 000 членов, из них 75% — в Польше. Таким образом, эта организация имела тут кадровую базу большую, чем численный состав тогдашних армий небольших европейских государств25.

о

Целью своей деятельности «Бейтар» провозглашал «воспитание моло- ^

дежи в направлении формирования характеров, развития физических способ- с

ностей, поддержания национальных чувств, формирования ума и умений об- ™

щественной жизни, а также подготовку к физическому и профессиональному ¡Е

труду в Палестине». Необходимо отметить, что отдельной целью устав !;=

организации называл «развитие у членов объединения гражданского чувства £

и лояльности по отношению к польскому государству»26. ^

Как и другие сионистские молодежные союзы, «Бейтар» в первую оче- ^

редь готовил своих членов к жизни в Палестине. Отличала же его тенден- ^

ция к использованию военной атрибутики (униформа, парады, военная т

организация и дисциплина, обучение владению оружием). Лидеры ре- ^

визионистов считали, что без систематического развития определенных ^

мужских качеств задача национального возрождения недостижима. Во- °

енная подготовка, культ вождя и открытая милитаристская идеология ^

придавали этой организации сходство с праворадикальными движения- ^

ми фашистского образца27. Это сходство проявлялось и в том, что реви- го

зионисты, борясь за расширение своего влияния, не выбирали средств зс

и часто прибегали к насилию. £

На протяжении межвоенного периода достаточно активным было и ев- ^

рейское студенческое движение. Евреи, вытесненные из студенческих ор- |

ганизаций польскими националистами, вынуждены были создавать свои ц

параллельные структуры. Например, в Виленском университете имени §

С. Батория действовали еврейские научные кружки, еврейский спортив- ^

ный клуб и Объединение взаимной помощи студентов-евреев28. За влияние ^

в студенческих организациях вели борьбу левые сионисты и ревизионисты. ^

Также существовали и еврейские студенческие корпорации. Необхо- о

димо отметить, что они действовали не только в университетских цен- =|

трах. В Вильно существовали корпорации «Иордания», «Бетария», «Хасмо- 1

нея», «Макс Нордау» и «Унитания», в Белостоке — «Арнония» и «Квирей ............

Арнония», в Барановичах — «Кармелия»29. |

Если рассматривать белорусское национальное молодежное движение ^ на территории межвоенного польского государства, то оно в значитель-

25 Pater D. Zydowski Akademicki Ruch Korporacyjny w Polsce w latach 1898-1939 // Dzieje Najnowsze. 2002. № 3. S. 12.

26 Statut Stowarzyszenia Mlodziezy Zydowskiej imenia Trumpeldora w Polsce („Brit-Trumpeldor" — „Bejtar"). Warszawa, 1936. S. 1.

27 Лакер В. История сионизма. М., 2000. С. 514-515.

28 Rocznik Uniwersytetu Stefana Batorego w Wilnie 1937-1938. Wilno, 1938. S. 51-54.

29 Pater D. Zydowski Akademicki Ruch Korporacyjny w Polsce w latach 1898-1939 // Dzieje Najnowsze. 2002. № 3. S. 7-14.

§ ной мере находилось под влиянием Белорусской христианской демокра-

>

% тии, с 1935 г. — Белорусского национального объединения (БХД — БНО).

щ Данная организация выступала за независимость белорусской нации на всех ее этнографических землях. БХД декларировали курс на создание

§ строя, основанного на труде, общественном равенстве, с гарантией куль-

с турных и экономических потребностей граждан. Белорусские христи-

™ анские демократы были против любой диктатуры. Они выступали в за-

^ щиту частной собственности, но она не должна была быть «вредной для

^ общего блага». Несмотря на серьезные противоречия между БХД — БНО

£ и коммунистическим движением, польские власти считали белорусских

£ христианских демократов радикальной партией, близкой к коммуни-

^ стам и опасной для общественного спокойствия30.

^ Согласно программе БХД — БНО (1935 г.) партия шла к своим целям

т «путем организации, повышения сознательности белорусского крестьянства,

^ рабочих и интеллигенции»31. В этом русле развивалась и работа белорусских

а христианских демократов с молодежью.

° Необходимо отметить, что какого-либо единого белорусского моло-^ дежного объединения национально-демократической ориентации не существовало. Но попытки его создания все же были. Так, во второй поэт ловине 1920-х гг. учащиеся Виленской белорусской гимназии выдвинули

3 проект создания Центрального союза белорусской молодежи Западной Е-

£ Беларуси и проведения в Вильно съезда представителей ученических

^ кружков белорусских гимназий. Но все ограничилось только проекта-

| ми32. В дальнейшем в связи с полной ликвидацией белорусских школ эта

ц инициатива потеряла смысл.

§ На рубеже 1920-х — 1930-х гг. редколлегия близкого к БХД журна-

ла «Шлях моладзи» («Путь молодежи») предприняла попытку создания Товарищества белорусской молодежи «Будучыня» («Будущее»). Целя-

-П 1

^ ми организации должны были стать: культурное, национальное, обит о

щественное и профессиональное самообразование, распространение =г просвещения среди молодого поколения, развитие народной культуры х и творчества, развитие спорта и физического воспитания, организация

мммммм оо __ ^

самопомощи33. При этом старшее поколение белорусских национал-де-| мократов было против создания товарищества «Будучыня», считая, что это приведет к раздроблению белорусских культурно-просветитель-

30 ТотазгешзШ J. В1а1огиэка СИгезсцапэка Demokгacja. иша§1 о кгу1епасЬ осеп // БШсНа ро1эко-Шешэко-Ыа^тэИе. Ргасе В1а1оэ1:ос1ае§о :ошагуэ:ша Шикоше§о. 1988. № 31. Б. 168-170.

31 Ладысеу У.Ф. Насуперак вол1 народа. З г1сторы1 палггычнага банкруцтва беларуск1х нацыя-налкстычных партый i аргашзацый у Заходняй Беларус1 (1934-1939). Мшск, 1976. С. 27.

32 Ляхоуск У. Ад гоманауцау да гайсакау. Чыннасць беларуск1х маладзёвых аргашзацый у 2-й па-лове Х1Х ст. — 1-й палове ХХ ст. (да 1939 г.). Беласток, 2012. С. 304.

33 Пяць гадоу працы «Шляху моладзю (16. II. 1929-16. II. 1934) // Шлях моладз^ 1934. № 2. С. 7.

34 Мотог М. «Кгутса». 1с!ео1о§1а 1 рг2уш6с1су Ыа1огиэк1е§о ка1:оНсу2ти. В1а1уэ:ок, 2001. Б. 175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ских сил34

Тем не менее молодые деятели БХД подали устав организации для §

>

утверждения польским властям. Однако и виленский воевода, и польское ^ МВД отказались это сделать. Все протесты основателей «Будучыни» оста- ш лись без рассмотрения35. Неудачей завершилась и попытка создания бе- ^ лорусского спортивного товарищества «Гайсак» — воеводские власти также не дали разрешения на его регистрацию36. В результате фактическим != центром белорусского молодежного национально-демократического дви- " жения стал журнал «Шлях моладзи», созданный в 1929 г. и выходивший ^ до конца межвоенного периода. В состав его редколлегии вошли И. Най- | дюк, И. Тумаш, А. Шутович. Редактором был М. Петюкевич (позднее его £ сменил И. Найдюк), издателем — И. Богданович37. ¡^ Целью своей работы редакция объявила «борьбу за независимость Бе- ^ ларуси и улучшение народной белорусской доли путем пробуждения молодежи о к национальному сознанию, распространение просвещения и культуры, воспита- ^ ние молодежи в самостоятельном независимом духе, знакомство с белорусской ^ историей и культурой, белорусским возрожденческим движением, с событиями 3 в мире». За основу своей деятельности она взяла «народную идеологию, ос- § нованную на христианской этике»38. Помимо культурно-просветительской ^ работы, журнал вел борьбу против разного рода официальных молодеж-

со

¡5

о. о ш -О

л

зе

ных союзов, желающих полонизировать белорусскую молодежь39.

Единственной площадкой, на которой белорусские национально-демократические молодежные организации имели возможность относительно свободного развития, являлся Виленский университет. В разное время тут действовали или пытались действовать: Белорусский студенческий союз (БСС), студенческая корпорация «Скориния», Белорусское студенческое товарищество имени Ф. Скорины, Белорусское студенче- о ское краеведческое товарищество, Товарищество друзей белорусознания, § Союз студентов народников имени Ф. Богушевича40. з

Самой значительной из этих организаций был БСС, официально ор- 5 ганизованный в 1921 г. Его целью было объединение всех студентов-бе- < лорусов для взаимной духовной и материальной помощи, а также для § ведения культурно-просветительской работы. Отдельный пункт устава <

БСС предусматривал его аполитичный характер41. ............

Несмотря на провозглашаемую аполитичность, БСС участвовал в об- ^ щественно-политической жизни. Одновременно за влияние над ним ц

35 Цыпрыяновiч С. Беларуская друкарня иия Франщшка Скарыны у Вшьш (1926-1940). Лондан, 1991. С. 10.

36 Пецюкевiч М. У пошуках зачараваных скарбау. Вшьня, 1998. С. 92.

37 Багдановiч Я. На жыццёвым шляху: Успамшы. Мшск, 1992. С. 95.

38 Цыnрыяновiч С. Беларуская друкарня иия Франщшка Скарыны у Вшьш (1926-1940). Лондан, 1991. С. 8.

39 Пяць гадоу працы «Шляху моладзЬ (16. II. 1929-16. II. 1934) // Шлях моладз1. 1934. № 2. С. 8.

40 Серпухау У. Беларуск1я студэнцк1я аргашзацы1 Вшенскага ушверсиэта (1919-1939) // В1а1огиэк1е Zeszyty Н1э1:огус2пе. 2007. № 28. Б. 54-68.

41 НАРБ. Ф. 884. Оп. 1. Д. 15. Л. 37.

§ вели борьбу коммунисты, белорусские христианские демократы и сто-^ ронники сотрудничества с польскими властями (т.н. «белсанация»). ш После того, как в БСС укрепились позиции БХД, сторонники «белса-нации» создали собственную организацию — студенческую корпорацию § «Скориния». Сенат УСБ утвердил ее устав 12 июня 1931 г. Идеологи «Скос ринии» предлагали вести работу с позиции «белорусского позитивизма», ™ отказаться от максимализма требований и главное внимание уделять ^ созданию и укреплению «белорусской национальной и культурной базы»42. | Следует отметить, что польские власти оказали серьезную поддержку £ данной полонофильской организации. Известно, что средства на ее со-

ш

¡5

о. о ш л л

зе

держание поступали от польской контрразведки43.

^ Тем не менее «Скориния» просуществовала недолго. Она распалась

о из-за конфликта между лидерами «белсанации». В начале 1934/35 учеб-¡2 ного года университетский сенат был вынужден распустить ее. Это было ^ сделано даже несмотря на то, что виленский воевода в целом положитель-3 но оценивал результаты деятельности корпорации44. § Характеризуя белорусские студенческие организации и белорус-

^ ское молодежное национально-демократическое движение, необходимо § признать, что оно не имело массового характера. Студенческие органи-

< зации не могли стать массовыми в принципе — количество студентов-белорусов было мизерным. Кроме того, постоянные внутренние конфликты только ослабляли эти организации. Как отмечают современные исследователи, большая часть их энергии направлялась на взаимную борьбу45.

Что касается ситуации за стенами Виленского университета, то тут ° отрицательную роль сыграли не только запреты польских властей. Зна-§ чительная часть белорусской молодежи, особенно католического вероис-з поведания, участвовала в деятельности проправительственных и клери-5 кальных союзов и объединений. С другой стороны, среди части молодых

< белорусов более популярны были коммунистические лозунги радикаль-§ ных социально-экономических преобразований, а не программа белого русских национал-демократов, предусматривавшая национально-куль-

............ турную и просветительскую работу.

£ Определенную активность на территории Западной Беларуси прояв-

53 ляло и литовское национально-демократическое молодежное движение. ^ «Литовское общество воспитания и попечения молодежи имени св. Ка-| зимира» было создано в 1925 г. Оно находилось под влиянием литовских х христианских демократов и в середине 1930-х гг. насчитывало около 400 отделений на местах (в Вильно, Виленско-Трокском, Браславском, Свен-

42 Ас! гес!аксу1 // Novaja Уайа. 1931. № 1. Б. 3-4.

43 В1авгсгак Т. В1а1ог^ка Когрога^а АкаСеткска „Бсопта" ш Wilnie ш 1а:асЬ 1931-1934 // В1а1ог^1ае Zeszyty Histoгyczne. 2013. № 40. Б. 139.

44 Там же. Б. 150.

45 Миотжсг Е. Bialoгusini i ^О^ШСУ ш po1ityce obozu pilsudczykowskiego. Bialystok, 2007. Б. 91.

тянском, Ошмянском, Гродненском, Лидском и Сувалкском поветах). §

В противовес ему литовские деятели-либералы в 1927 г. создали просвети- % тельское общество «Культура», которое в 1935 г. насчитывало только около 20 отделений. Кроме того, в Виленском университете с 1926 г. действовал Союз студентов-литовцев (ССЛ), поддерживавший тесные связи с БСС46.

Также на территории западнобелорусского региона в межвоенный ¡=

<

период возникли и молодежные организации местных татар. В 1934 г. ™

при Культурно-просветительском союзе татар в Вильно возник Кружок ^

татарской молодежи (КТМ)47. В дальнейшем при активной поддержке |

виленских активистов подобные кружки появились и в других городах £

и местечках, где проживали татары. Наибольшую активность проявляли ¡^

КТМ в Вильно, Слониме, Иваново, Мире, Ляховичах. Всего к 1938 г. суще- х

ствовало 10 кружков, объединявших около 300 человек48. В феврале того о

же года прошел съезд делегатов кружков молодежи. На нем был избран ^ Центральный совет КТМ со штаб-квартирой в Вильно.

Однако после отказа в регистрации товарищества «Будучыня» жур-

создано около 80 кружков БИХиК. Однако в силу ряда причин, в том числе и из-за запретов польских властей, к началу 1936 г. на территории Западной Беларуси существовало лишь 36 кружков (из них лишь 10 действующих)49. Это было в несколько раз меньше, чем число, например, литовских кружков, не говоря о числе ячеек проправительственных молодежных союзов.

По мнению редакции «Шляха моладзи», организация кружков БИХиК могла бы частично компенсировать вред, нанесенный отказом польских

зс

Отношение польских властей к молодежному движению тех или ^

о 1=

иных национальных меньшинств во многом определялось тем, насколь- о

ко это движение представляло или могло представлять угрозу польским ^

государственным интересам. Поэтому, например, польские власти не 1

допустили даже организационного оформления массового легального <

белорусского молодежного объединения национально-демократической 1

направленности. ^

о

нал «Шлях моладзи» развернул активную агитацию по привлечению |

белорусской молодежи в Белорусский институт хозяйства и культуры ш

(БИХиК), который был создан еще в 1926 г. и находился под непосред- §

ственным влиянием БХД. Его целью была организация культурно-про- 1

светительской работы и хозяйственной деятельности путем создания з библиотек, клубов, кооперативов, обеспечения крестьян техникой и распространение агрономических знаний.Всего за период 1926-1936 гг. было -

ш о

С п:

46 Матулайтис Е. Литовцы под гнетом фашистской Польши (политико-экономический очерк). Минск, 1936. С. 39-50.

47 Ос^ша (!о т1осЫегу tataгskiej // 2ус1е Tataгskie. 1936. № 4. Б. 94.

48 Ро1ЬотгусЫ А. Pгaca spoleczna т1ос^егу (Айу1ш1 dyskusyjny) // Йусте Tataгskie. 1938. № 1. Б. 4.

49 Разуванава К.С. Беларусга шстытут гаспадарю i культуры у Заходняй Беларуи (1926-1936 гг.). Мшск, 2013. С. 61.

§ властей зарегистрировать белорусскую молодежную организацию. Кро-% ме того, большую роль должно было сыграть и то, что эта культурно-про-щ светительская организация согласно редакционной статье «не держится ни советофильской, ни полонофильской политической ориентации, а стоит на крепком белорусском идейном грунте, опираясь только на силы белорусского народа»50.

Сотрудники журнала и сами активно участвовали в работе БИХиК. ^ Так, И. Найдюк в марте 1934 г. был избран в правление виленского отделе-^ ния БИХиК, М. Петюкевич возглавлял секцию этнографии и археологии £ при Центральном совете БИХиК.

£ Наиболее значительной акцией БИХиК стала борьба в 1936 г. за бе-

^ лорусскую школу совместно с прокоммунистическим Товариществом ^ белорусской школы51. Организации подписали совместную декларацию т по вопросу борьбы за школу на родном языке и создали школьный се-^ кретариат. Был организован сбор деклараций с подписями в поддержка ку открытия белорусских школ, направлена специальная делегация в ° Варшаву. Польские власти были вынуждены пойти на уступки — ввести ^ занятия на белорусском языке в некоторых школах, открыть несколько ^ двуязычных школ. Одновременно против организаторов «школьной ак-й ции» развернулись репрессии52.

ш г<

В декабре 1936 г. виленский городской староста временно приостано-£ вил деятельность БИХиК, поскольку она «провоцирует волнения и воз-^ буждает общественное недовольство». 22 января 1936 г. виленский вое-| вода подписал решение о ликвидации объединения по причине того, ц что «деятельность института противоречит нормам существующего права, § установленным нормам и способам деятельности и угрожает безопасности, ш спокойствию и общественному порядку». По мнению польских властей, «БИХиК через ТБШ был втянут в начатую и руководимую коммунистиче-

-П 1

^ ской партией, так называемую школьную акцию, которая не имеет никакой

п: о

1

общественной пользы, поскольку рассчитана исключительно на нарушение об-=г щественных взаимоотношений и пробуждение ненависти к государственным ~ властям и самому государству»53.

Что касается отношения польской государственной администрации к деятельности «Шляха моладзи», то известно, что издатели журнала неоднократно подвергались штрафам, некоторые номера издания были конфискованы цензурой. Местная польская администрация стремилась

Пасьля забароны — што рабщь? // Шлях моладзк 1932. № 4. С. 3.

Товарищество белорусской школы (ТБШ) — белорусская культурно-просветительская орга-

низация, существовавшая в Западной Беларуси в 1931-1936 гг. Находилось под влиянием нелегальной Коммунистической партии Западной Беларуси.

Ладысеу У.Ф. Насуперак волi народа. З гксторьй палггычнага банкруцтва беларускiх нацыя-налкстычных партый i аргашзацый у Заходняй Беларуи (1934-1939). Мшск, 1976. С. 56-60. Разуванава К.С. Беларусга iнстытут гаспадарю i культуры у Заходняй Беларуи (1926-1936 гг.). Мшск, 2013. С. 57-58.

50

51

52

постановило высказать протест против притеснения белорусской школы и белорусских просветительских организаций, куратор БСС профессор Э. Кошмидер не дал на это разрешения из-за «неправдоподобности приведенных фактов и заостренности акцентов»57. В дальнейшем БСС было за-

54 Mironowicz Е. Bialoгusini i ^О^ШСУ ш po1ityce obozu pilsudczykowskiego. Bialystok, 2007. Б. 104.

55 Там же. Б. 106.

56 Найдзюк Я. Беларусь учора i сяньня. Мшск, 1993. С. 401.

57 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 229. Л. 104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58 Найдзюк Я. Беларусь учора i сяньня. Мшск, 1993. С. 193.

59 Ктрожсг J. Bialoгuskie absuгdy // 81ошо. 1935. 20 1istopada. Б. 7.

остановить распространение белорусской прессы как «противоречащей о

польским государственным интересам»54. %

Так, руководитель одной из государственных школ в письме школьно- ш

му инспектору в Пружанах (Полесское воеводство) выказывал обеспоко- ^ енность тем, что местная молодежь, обучающаяся в Вильно, привозит на

территорию повета белорусскую «националистично-коммунистическую» ¡=

прессу, преимущественно журнал «Шлях моладзи»: «Эта пресса попада- ™

ет в руки старшей молодежи, что препятствует проведению воспитательной ^

и учебной работы в школе». Автор письма даже предупреждал, что если по- |

ложение не изменится, то существует опасность того, что «местная моло- £ дежь, которая никогда не была белорусской и должна стать польской», станет белорусской55.

Распространение «Шляха моладзи» встречало значительные препят- о

ствия — за одну только подписку на журнал полиция составляла прото- ^

колы. Летом же 1939 г. «Шляха моладзи» был закрыт, а издатели и члены ^

редколлегии были отправлены в концлагерь в Березе-Картузской56. ^

Серьезные препятствия со стороны польских властей и руководства о

университета встречал в своей деятельности БСС. В результате их давле- ^

ния он не мог вести никакой иной работы, кроме культурно-просвети- 1

тельской. Так, например, когда в феврале 1933 г. собрание объединения <

и х

¡5

о. о

с 1

.о х

зе

прещено организовывать лекции в провинции, а его членам — носить ш

*58 О

О

значки своей организации

Кроме того, БСС подвергался нападкам со стороны некоторых «сана-

« л ш

ционных» организаций. Они заявляли о том, что рост национального са- з мосознания среди белорусов является результатом агитации советских агентов и амбиций белорусской интеллигенции. На самом же деле бело- х

русская интеллигенция якобы просто не знает реальных потребностей своего народа и выдвигает неосуществимые планы создания белорус- ^ ской государственности59. Культурно-просветительская же деятельность данного объединения среди белорусского населения рассматривалась как деструктивная, направленная на ликвидацию внутренней сплоченности и целостности Польши. Кроме того, студенческие организации национальных меньшинств обвинялись в том, что они рекрутируют в свои ряды поляков-ренегатов, вступающих в эти союзы лишь в надежде на

§ получение материальной помощи. Противники БСС призывали власти

% отказаться от субсидирования «псевдобелорусов»60. щ Отрицательно сказывалось и то, что БСС был значительно ослаблен многочисленными внутренними конфликтами. К некоторым из них

§ имели отношение и польские власти. Особенно это проявилось в нача-

с ле 1930-х гг., когда к расколу в союзе привело создание полонофильской

™ корпорации «Скориния». Она получала серьезную поддержку со стороны

^ властей, заинтересованных в поддержании конфликта внутри белорус-

^ ского национально-демократического движения. Даже само создание

| корпорации было бы невозможно без этой поддержки. Дело в том, что

£ для регистрации объединения необходимо было представить не менее

^ 50 подписей студентов. Университетский сенат позволил «Скоринии»

Ь собирать подписи среди студентов-поляков, поскольку среди студентов-

т белорусов их собрать было невозможно61.

зс

Деятельность «Скоринии» отвечала интересам властей. Члены кор-^ порации считали необходимым более активное участие студентов-бе° лорусов в общеуниверситетской жизни, призывали к сотрудничеству ^ с польскими организациями62. Члены «Скоринии» активно участвовали в официальных мероприятиях польских властей. Так, во время визита

^ ^^ Пилсудского63

| в его торжественной встрече64. Некоторые из руководителей корпорации ^ одновременно являлись и членами проправительственных организаций.

о

Ю. Пилсудского63 в Вильно делегация от корпорации приняла участие

Было налажено и сотрудничество с польскими проправительственными | корпорациями Виленского университета65.

ц Но главным содержанием деятельности «Скоринии» стал конфликт

^ со сторонниками белорусских христианских демократов в БСС, кото-

о

¡^ рые обвинялись в стремлении к ликвидации союза66. Данный кон-^ фликт принял достаточно острые формы. Белорусские корпоранты не-

^ однократно прибегали к насилию в борьбе со своими противниками67. <

п: _

^ 60 БШакигвЫ А. Zawczesnie кш^к^ zawczesnie... // 81ошо. 1935. 20 gгudnia. Б. 7. < 61 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 435. Л. 71.

х 62 Zianiuk J. Abaviazak сЬ-уЦту // Novaja Уайа. 1931. №1. Б. 18.

............ 63 Пилсудский Юзеф (польск. Pilsudski J6zef, 1867-1935) — польский военный, государственный

¡^ и политический деятель. Родился в Виленской губернии Российской империи. Один из лиде-

ров ППС. Участник революции 1905-1907 гг. и Первой мировой войны, создатель ПОВ и Польских легионов. Первый руководитель возрожденного польского государства (в 1918-1922 гг. занимал '1 пост Начальника государства), маршал Польши (1920). В мае 1926 г. возглавил военный перево-

га рот, в результате которого в Польше был установлен авторитарный режим «санации» (оздоров-

ив ления). В 1926-1928 гг. и 1930 г. — премьер-министр, одновременно с мая 1926 г. являлся военным

министром.

64 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 227. Л. 65.

65 В1авгсгак Т. Bialoгuska Ко^ота^а Akademicka „Бсопта" ш Wi1nie ш ^асЪ 1931-1934 // Bialoгuskie Zeszyty Histoгyczne. 2013. № 40. Б. 144.

66 Zianiuk J. Abaviazak сЬ-уЦту // Novaja Уайа. 1931. №1. Б. 18.

67 Отдел редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАН Беларуси (ОРКР ЦНБ НАНБ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 111. Л. 12-13.

68 ВЫэгсгак Т. Bialoгuska Когрога^ Akademicka „Scoгinia" ш Wilnie ш latach 1931-1934 // Bialoгuskie Zeszyty Histoгyczne. 2013. № 40. Б. 147.

69 Spгawozdanie z dzialalnosci КоЫ Mlodziezy Tataгskiej ш Wilnie // Йу^ Tataгskie. 1937. № 5. Б. 21.

70 НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 445. Л. 163.

71 Кир/еН-Не11ег D. Mi§dzu оЪГОП^ a atakiem: syjonisci-гewizjonisci wobec pгzemocy antyzydowskiej ш Polsce w latach tгzydziestych // Kwaгtalnik Histoгii Йу^бш. 2016. № 2. Б. 411.

72 СопЬатсгук Р. Tгumpeldoгczycy czyli zydowski naгodowy-гadykalizm. Notatka z aгchiwum polskiego Ministeгstwa Spгaw Zagгanicznych ш spгawie zydowskiej oгganizacji naгodowo-гadykalnej // Glaukopis. 2005. № 2-3. Б. 326.

В результате члены БСС объявили бойкот корпорантам и исключили их из союза. В 1932 г. в устав организации был внесен специальный пункт, запрещавший ее членам являться корпорантами. Одновременно и сами корпоранты приняли решение о выходе из союза68. Хотя «Скориния»

просуществовала недолго и перетянуть всех студентов-белорусов на сто- §

рону «санации» не удалось, можно считать, что польские власти достиг- с ли своей цели — белорусское студенческое движение было расколото

и серьезно ослаблено. ^

Также преследованиям и ограничениям подвергались литовские мо- ^ лодежные организации. Польские власти рассматривали их как агентов

влияния Литвы, с которой у Польши в межвоенный период были доста- <

точно напряженные отношения. В некоторых случаях проправитель- ^

ственные молодежные организации привлекались к разгрому литов- ^

ских союзов. Что касается кружков татарской молодежи, то, поскольку ¡2

они стояли на позиции полной поддержки польской государственности, ^

их деятельность не встречала препятствий со стороны государственных ^

органов. Так, известно, что, в отличие от БСС, члены виленского КТМ вели §

активную культурно-просветительскую деятельность в провинции69. ;Е Достаточно доброжелательным было отношение польских властей

с

к сионистскому молодежному движению, а именно к тому его крылу, ^ которое было представлено сионистами-ревизионистами.

Открытое покровительство государственной администрации прояв- £

лялось, например, в том, что на территории Западной Беларуси «Бейтар» з

занимался военной подготовкой своих членов при непосредственном |

и ш

участии представителей Войска Польского. Так, военным инструктором ч

молодых сионистов-ревизионистов в Белостоке был офицер раскварти- §

рованного там 42-го пехотного полка70. Как отмечают современные ис- ш

следователи, в результате содействия властей тысячи членов «Бейтара» □□

прошли обучение в рамках общегосударственной военной подготовки §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

под непосредственным руководством инструкторов из Войска Польско- о

го71. Хотя в середине 1930-х гг. государство прекратило практику массо- ^ вой подготовки бейтаровцев, военное сотрудничество между властями и сионистами-ревизионистами продолжилось72.

Очень часто бейтаровские отряды совместно со стрелецкими формированиями участвовали в парадах в дни государственных праздников

ш

б в городах Западной Беларуси73. Многие мероприятия «Бейтара» прохо-

% дили под охраной польской полиции. 2 июля 1933 г. польская полиция

ш охраняла съезд «Бейтара» Белостокского воеводства от пытавшихся сорвать его сионистов-социалистов.То же самое происходило 17 июля 1933 г.

§ в Гродно во время подобного съезда, где жандармерия применила оружие

с против напавших на бейтаровцев сионистов из других группировок74. ™ Поддержка властными структурами молодых сионистов объяснялась

^ тем, что правящие круги Польши поддерживали планы В. Жаботинского,

§ которые могли бы избавить страну от «лишних» евреев. Польское прави-

| тельство использовало любые возможности, чтобы увеличить еврейскую

^ эмиграцию. Как возможные варианты власти рассматривали эмиграцию

^ евреев в Африку или в Латинскую Америку. Но, понятно, приоритет отда-

Ь вался Палестине. Польский министр иностранных дел Юзеф Бек75 весной

т 1939 г. вел в Лондоне переговоры на тему еврейской эмиграции76. Ц Правящий режим активно поддерживал и нелегальную эмиграцию

^ евреев под видом туристических поездок. Чиновники польского Мини-

о стерства иностранных дел рекомендовали воеводским властям не пре-

^ пятствовать эмигрантам, а полицейские власти не должны были «мелочным контролем запугивать желающих». Особую активность в направлении

■zs

Й нелегальной эмиграции проявлял «Бейтар». При этом польские власти

1 выдавали паспорта молодым сионистам-ревизионистам бесплатно77. £ После того, как в 1936 г. В. Жаботинский провозгласил план эмигра-

ш ции 750 000 евреев на протяжении 10 лет, руководители ревизионистов

| встречались с высокими польскими чиновниками, получали финансо-

^ вую и организационную помощь для подготовки своих боевых отрядов,

о

^ которые должны были действовать непосредственно в Палестине78. Один

о

из центров подготовки таких боевиков-ревизионистов был создан на базе з военных частей в Пинске. Там проходили подготовку не только местные бейтаровцы, но и сионисты из Палестины. Они знакомились с правилами конспирации и партизанской борьбы. Заграничным боевикам поставлялось оружие, которое затем переправлялось в Палестину79.

Характерно, что американский историк Э. Мендельсон, говоря про отношение польских властей к еврейской эмиграции в Палестину, иро-

НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 307. Л. 87.

Archiwum Panstwowe w Bialymstoku (APB). Z. 47. Sygn. 70. К. 162.

Бек Юзеф (польск. Józef Beck, 1894-1944) — польский государственный деятель, министр иностранных дел Польши в 1932-1939 гг.

Najnowsze dzieje zydów w Polsce (w zarysie do 1950 roku) / pod red. J. Tomaszewskiego. Warszawa, 1993. S. 214-215.

Patek A. Alija Bet. Z kart stosunków polsko-zydowskich w II Rzeczypospolitej // Biuletyn Institutu Pamifci Narodowej. 2007. № 12. S. 76-77.

Najnowsze dzieje zydów w Polsce (w zarysie do 1950 roku) / pod red. J. Tomaszewskiego. Warszawa, 1993. S. 214.

Patek A. Alija Bet. Z kart stosunków polsko-zydowskich w II Rzeczypospolitej // Biuletyn Institutu Pamifci Narodowej. 2007. № 12. S. 75.

73

74

75

76

77

78

Польши. Кроме того, польские власти оказывали им помощь, рассчитывая решить «еврейский вопрос» путем еврейской эмиграции.

МасЪ 1931-1934 // Bialoгuskie Zeszyty Histoгyczne. 2013. № 40.

4. Gontarczyk Р. Tгumpe1doгczycy czy1i ¿УСОШЗЫ naгodowy-гadyka1izm. Notatka z aгchiwum po1skiego Ministeгstwa Spгaw Zagгanicznych ш spгawie zydowskiej oгganizacji naгodowo-гadyka1nej // Glaukopis. 2005. № 2-3.

5. Krupowicz J. Bialoгuskie absuгdy // Б1ошо. 1935. 20 1istopada. Б. 7.

6. Кир/ег^Не11егD. Mi^dzu оЬгоп^ а atakiem: syjonisci-гewizjonisci шоЬсс pгzemocy antyzydowskiej ш Po1sce ш МаЛ tгzydziestych // Kwaгta1nik Histoгii 2уС6ш. 2016. № 2.

7. МепАеиоЫ Е. Zydzi Euгopy Sгodkowo-Wschodniej ш okгesie mi^dzy-wojennym. Waгszawa, 1992.

8. Mironowicz Е. Bialoгusini i икгатсу ш po1ityce obozu pilsudczykow-skiego. Bialystok, 2007.

низирует: «если сионизм означает еврейскую эмиграцию в эту страну (Па- §

лестину), то никто не был большим сионистом, чем польские руководители ^

конца тридцатых годов»80. ш

Из приведенного материала следует, что польские власти вынуждены были учитывать факт существования национальных молодежных организаций при проведении своей молодежной политики. Правящий режим стремился не допустить развития организаций, которые могли бы

представлять даже потенциальную угрозу государственным интересам ^

и территориальной целостности страны. В этом отношении характерной |

является политика последовательного подавления белорусского нацио- £

нально-демократического молодежного движения. Именно во многом ^

благодаря позиции польских властей оно даже не было организационно х

оформлено, а немногочисленный Белорусский союз студентов был раско- Ь

лот и ослаблен в результате деятельности поддерживаемых властями по- ^

лонофилов. В противном случае, при отсутствии «антигосударственных» ^

тенденций, власти занимали нейтральную или даже доброжелательную о

позицию, что можно проследить на примере развития и деятельности §

сионистских организаций. Фактически вся деятельность сионистов- ^

ревизионистов стала возможной только потому, что они готовились со- ИИ

здавать свое независимое государство в Палестине, а не на территории <

ш

¡5

о.

0 ш .а

1 зе

ш

СПИСОК ИСТОЧНИКОЙ И ЛИТЕРАТУРЫ I

0

1. АРВ. Z. 47. Sygn. 70. ¡^

2. АС гedakcyi // Ш^а'а УаПа. 1931. №1.

3. Blaszczak Т. Bialoгuska Колота' Akademicka „Бсопта" ш Wi1nie ш

1 о

С 1

80 МепЛеЫокп Е. Zydzi Euгopy Sгodkowo-Wschodniej ш okгesie mi§dzywojennym. Waгszawa, 1992. Б. 108.

§ 9. Moroz M. «Krynica». Ideologia i przywôdcy bialoruskiego katolicyzmu.

§ Bialystok, 2001.

10. Najnowsze dzieje zydow w Polsce (w zarysie do 1950 roku) / pod red. J. Tomaszewskiego. Warszawa, 1993. § 11. Odezwa do mlodziezy tatarskiej // Zycie Tatarskie. 1936. № 4.

ê 12. Patek A. Alija Bet. Z kart stosunkow polsko-zydowskich w II

Rzeczypospolitej // Biuletyn Institutu Pamiçci Narodowej. 2007. № 12. § 13. Pater D. Zydowski Akademicki Ruch Korporacyjny w Polsce w latach

§ 1898-1939 // Dzieje Najnowsze. 2002. № 3.

gL 14. Poltorzycki A. Praca spoleczna mlodziezy (Artykul dyskusyjny) // Zycie

< Tatarskie. 1938. № 1.

s 15. Rocznik Uniwersytetu Stefana Batorego w Wilnie 1937-1938. Wilno,

о

^ 1938.

m 16. Slownik organizacji mlodziezowych w Polsce 1918-1970 / pod red.

s Cz. Kozlowskiego. Warszawa, 1971.

jo 17. Sprawozdanie z dzialalnosci Kola Mlodziezy Tatarskiej w Wilnie // Zycie

° Tatarskie. 1937. № 5.

18. Srebrakowski A. Struktura narodowosciowa kresow polnocno-wschodnich II Rzeczypospolitej w latach 1931-1939 // Przemiany narodowosciowe na kresach wschodnich II Rzeczypospolitej 1931-1948. Torun,

■zs <

со

3 2004. S. 127-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ 19. Statut Stowarzyszenia Mlodziezy Zydowskiej imenia Trumpeldora w

2 Polsce („Brit-Trumpeldor" — „Bejtar"). Warszawa, 1936.

| 20. Strzalkowski A. Zawczesnie kwiatku, zawczesnie... // Slowo. 1935. 20

ci grudnia. S. 7.

§ 21. Szanter S. Dzialalnosc Zw. Mlodziezy Wiejskiej Ziemi Wilenskiej //

ш Kurjer Wilenski. 1934. 17 sierpnia. S. 8.

i 22. Tomaszewski J. Bialoruska Chrescijanska Demokracja. Uwagi o

kryteriach ocen // Studia polsko-litewsko-bialoruskie. Prace Bialostockiego

0 towarystwa Naukowego. 1988. № 31.

23. Zew mlodziezy wiejskiej. Jednodniowka ruchu mlodowiejskiego pow.

1 Oszmianskiego. Wilno, 1933.

.......24. Zianiuk J. Abaviazak chviliny // Novaja Varta. 1931. №1.

& 25. Багданов1ч Я. На жыццёвым шляху: Успамшы. mîhck, 1992.

s . . ...

26. Псторыя Беларусi: У 6 т. Т. 5 / Рэдкал.: М.П. Касцюк i iнш. MiHCK, i 2006.

27. Джонсон П. Популярная история евреев. М., 2000.

00 28. Иоффе Э.Г. Деятельность организации «Хашомер Хацаир» в Белару-

си (1924-1926) и создание кибуца в Палестине // Форум. 1996. № 4.

29. Ладысеу У.Ф. Насуперак волi народа. З псторьп пал^ычнага банк-руцтва беларусюх нацыяналктычных партый i арганiзацый у Заходняй Беларус (1934-1939). Мiнск, 1976.

30. Лакер В. История сионизма. М., 2000.

ушверштэта (1919-1939) // Bialoruskie Zeszyty Historyczne. 2007. № 28.

53. Цыпрыянов1ч С. Беларуская друкарня iмя Франщшка Скарыны у Вiльнi (1926-1940). Лёндан, 1991.

CL

31. Ляхоуст У. Ад гоманауцау да гайсакау. Чыннасць беларускiх мала- о дзёвых аргашзацый у 2-й палове Х1Х ст. — 1-й палове ХХ ст. (да 1939 г.). % Беласток,2012.

32. Матулайтис Е. Литовцы под гнетом фашистской Польши (политико-экономический очерк). Минск, 1936.

33. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 227.

34. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 229.

35. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 299.

36. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 307.

37. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 374. ^

38. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 435. |

39. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 445. о

40. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 446. ¡2

41. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 455. s

42. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 475. §

43. НАРБ. Ф. 242 п. Оп. 1. Д. 484. о

44. НАРБ. Ф. 884. Оп. 1. Д. 15. s

45. Найдзюк Я. Беларусь учора i сяньня. Мшск, 1993. i

46. Нарысы псторьп Беларуск У 2 ч. Ч. 2 / рэдкал.: М.П. Касцюк i шш. < Мшск, 1995. 1

47. Отдел редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки fc им. Я. Коласа НАН Беларуси (ОРКР ЦНБ НАНБ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 111. °

48. Пасьля забароны — што рабщь? // Шлях моладз^ 1932. № 4.

49. Пецюкев1ч М. У пошуках зачараваных скарбау. Вшьня, 1998.

50. Пяць гадоу працы «Шляху моладзЬ (16. II. 1929-16. II. 1934) // Шлях моладз^ 1934. № 2.

51. Разуванава К.С. Беларуси шстытут гаспадарю i культуры у Заход- з няй Беларусi (1926-1936 гг.). Мшск, 2013. ^

52. Серпухау У. Беларусюя студэнцюя аргашзацып Вшенскага 2

с

Т.

LIST OF SOURCES AND LITERATURE

1. APB. Z. 47. Sygn. 70.

2. "Ad redakcyi" (1931), Novaja Varta, No1.

3. "After the ban — what to do?" (1932), Ways of youth, No 4 [Pas'lia zabarony — shto rabits'?, Shliakh moladzi, No 4].

4. Blaszczak T. (2013) „Bialoruska Korporacja Akademicka „Scorinia" w Wilnie w latach 1931-1934", Bialoruskie Zeszyty Historyczne, No 40.

§ 5. Bogdanovich J. (1992) On the path of life: Memoirs [Na zhytstsevym

% shliakhu: Uspaminy], Minsk.

5 6. "Five years of work "Ways of youth" (16. II. 1929-16. II. 1934)" (1934), Ways

of youth, No 2 ["Piats' gadou pratsy «Shliakhu moladzi» (16. II. 1929-16. II. 1934)", Shliakh moladzi, No 2].

7. Gontarczyk P. (2005) „Trumpeldorczycy czyli zydowski narodowy-radykalizm. Notatka z archiwum polskiego Ministerstwa Spraw Zagranicznych 5i w sprawie zydowskiej organizacji narodowo-radykalnej", Glaukopis, No 2-3. ^ 8. Ioffe E.G. (1996), "The activities of the organization "Hashomer Hatsair"

öl in Belarus (1924-1926) and the creation of a kibbutz in Palestine", Forum, No < 4 ["Deiatel'nost' organizatsii «Khashomer Khatsair» v Belarusi (1924-1926) i s sozdanie kibutsa v Palestine", Forum, No 4].

^ 9. Johnson P. (2000), Popular Jewish History [Populiarnaia istoriia evreev],

m Moscow.

s 10. Kastiuk M.P. ed. (1995), Essays on the History of Belarus in 2 books. Book 2,

io Ed. M.P. Kastiuk [Narysy gistoryi Belarusi: U 2 ch. Ch. 2 / redkal.: M.P. Kastiuk ° i insz.], Minsk.

| 11. Kastiuk M.P. ed. (2005), History of Belarus in 6 vol. Vol 2., Ed. M.P. Kastiuk

[Gistoryia Belarusi: U 6 t. T. 5 / redkal.: M.P. Kastiuk i insz.], Minsk.

12. Kozlowski Cz. ed. (1971), Slownik organizacji mlodziezowych w Polsce 1918-

■zs <

CO

s

5 1970. Warszawa.

L2

£ 13. Krupowicz J. (1935) "Bialoruskie absurdy", Slowo, 20 listopada.

2 14. Kupfert-Heller D. (2016) "Mi^dzu obron^ a atakiem: syjonisci-

| rewizjonisci wobec przemocy antyzydowskiej w Polsce w latach trzydziestych", a Kwartalnik Historii Zydow, No 2.

§ 15. Ladyseu U.F. (1976), Against the wishes of the people. From the history of the

w political bankruptcy of the Belarusian nationalist parties and organizations in Western i Belarus (1934-1939) [Nasuperak voli naroda.Z gistoryi palitychnaga bankrutstva belaruskikh natsyianalistychnykh partyi i arganizatsyi u Zakhodniai Belarusi

0 (1934-1939)], Minsk.

16. Laqueur W. (2000), History of Zionism [Istoriia sionizma], Moscow. x 17. Liakhouski U. (2012), From gomanavts to gaysaks. The activities of the ...... Belarusian youth organizations in the 2nd half of XIX century — 1st half of the XX

6 century (Until 1939) [Ad gomanautsay da gaisakau. Chynnasts' belaruskikh maladzevykh arganizatsyi u 2-i palove XIX st. — 1-i palove XX st. (da 1939

1 g.)], Bialystok.

P 18. Matulaitis E. (1936), Lithuanians under the yoke of fascist Poland (political

00 and economic essay) [Litovtsy pod gnetom fashistskoi Pol'shi (politiko-ekonomicheskii ocherk)], Minsk.

19. Mendelsohn E. (1992) Zydzi Europy Srodkowo-Wschodniej w okresie migdzywojennym. Warszawa.

20. Mironowicz E. (2007) Bialorusini i Ukraincy w polityce obozu pilsudczykowskiego. Bialystok.

21. Moroz M. (2001), «Krynica». Ideologia i przywodcy bialoruskiego katolicyzmu. §

Sl <

Bialystok.

22. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 227.

23. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 229.

o

24. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 299. g

25. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 307. |

26. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 374.

27. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 435. g

28. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 445. §

29. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 446. |

30. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 455. <

31. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 475. 1

32. NARB. F. 242 p. Op. 1. D. 484. ^

33. NARB. F. 884. Op. 1. D. 15. m

34. Naydzyuk J. (1993), Belarus yesterday and today [Belarus' uchora i sian'nia], s Minsk. io

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. ORKR CNB NANB. F. 1. Op. 1. D. 111. §

36. "Odezwa do mlodziezy tatarskiej" (1936), Zycie Tatarskie, No 4. ^

37. Patek A. (2007), "Alija Bet. Z kart stosunkow polsko-zydowskich w II =§. Rzeczypospolitej", Biuletyn Institutu Pamiqci Narodowej, No 12. S

38. Pater D. (2002), „Zydowski Akademicki Ruch Korporacyjny w Polsce w ^ latach 1898-1939", Dzieje Najnowsze, No 3. %

39. Poltorzycki A. (1938), „Praca spoleczna mlodziezy (Artykul dyskusyjny)", ^ Zycie Tatarskie, No 1. |

40. Petsiukevich M. (1998), In search of the Enchanted Treasure [U poshukakh a zacharavanykh skarbau], Vilnius. §

41. Razuvanava K.S. (2013), Belarusian Institute of economy and culture in ^ the Western Belarus (1926-1936 gg.) [Belaruski instytut gaspadarki i kul'tury u i Zakhodniai Belarusi (1926-1936 gg.)], Minsk.

42. Rocznik Uniwersytetu Stefana Batorego w Wilnie 1937-1938, (1938), Wilno. o

43. Serpukhov U. (2007) " Belarusian student organizations of Vilnius ^ University (1919-1939)" Bialoruskie Zeszyty Historyczne, No 28 [Belaruskiia x

studentskiia arganizatsyi Vilenskaga universiteta (1919-1939), Bialoruskie .......

Zeszyty Historyczne, No 28]. &

44. "Sprawozdanie z dzialalnosci Kola Mlodziezy Tatarskiej w Wilnie" (1937), Zycie Tatarskie, No 5. i

45. Srebrakowski, A. (2004) „Struktura narodowosciowa kresow polnocno- P wschodnich II Rzeczypospolitej w latach 1931-1939", Przemiany narodowosciowe 00 na kresach wschodnich II Rzeczypospolitej 1931-1948. Torun. S. 127-148.

46. Statut Stowarzyszenia Mlodziezy Zydowskiej imenia Trumpeldora w Polsce („Brit-Trumpeldor" — „Bejtar"), (1936), Warszawa.

47. Strzalkowski A. (1935) "Zawczesnie kwiatku, zawczesnie...", Slowo, 20 grudnia.

§ 48. Szanter S.(1934) „Dzialalnosc Zw.Mlodziezy Wiejskiej Ziemi Wilenskiej",

% Kurjer Wilenski, 17 sierpnia.

5 49. Tomaszewski J. (1988) „Bialoruska Chrescijanska Demokracja. Uwagi

o kryteriach ocen", Studia polsko-litewsko-bialoruskie. Prace Bialostockiego towarystwa Naukowego, No 31.

50. Tomaszewski J. ed. (1993) Najnowsze dzieje zydow w Polsce (w zarysie do 1950 roku). Warszawa. g 51. Tsypryianovich S. (1991) Belarusian Printing House named after Francis

| Skorina in Vilnius (1926-1940) [Belaruskaia drukarnia imia Frantsishka Skaryny £ u Vil'ni (1926-1940)], London.

¡^ 52. Zew mlodziezy wiejskiej. Jednodniowka ruchu mlodowiejskiego pow.

x Oszmianskiego, (1933), Wilno.

o 53. Zianiuk J. (1932) "Abaviazak chviliny", Novaja Varta, No 1.

<=i ca in s

o

o 1=

zs <

CO

s m

¡5

CL

0 Ш _Q

1

зе

Ш

о:

о ^

о

I <

I О

s

zs <

n

КРИВУТЬ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ — кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета. (krivut@mail.ru). Республика Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.