Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ, АКТУАЛИЗИРУЕМЫХ В СТАТИЧЕСКИХ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

КАТЕГОРИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ, АКТУАЛИЗИРУЕМЫХ В СТАТИЧЕСКИХ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИКОДОВЫЕ ТЕКСТЫ / ВЕРБАЛЬНАЯ ЧАСТЬ / ИКОНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ / ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ / ДЕМОТИВАТОРЫ / МАССОВАЯ САМОИЗОЛЯЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лату Максим Николаевич

В статье исследуются частотно актуализируемые смысловые компоненты содержания статических поликодовых текстов (интернет - мемов и демотиваторов), посвященных феномену массовой самоизоляции. Перечень данных ключевых понятий был выделен в ходе анализа более 1200 статических поликодовых текстов на основе частотности слов, словосочетаний и элементов изображения, представленных в составе их вербального и невербального компонентов. Установлено, что репрезентируемые вербальные и невербальные средства относятся к восьми тематическим полям, которые соответствуют основным тематикам рассматриваемых текстов: «Здоровьесбережение во время самоизоляции», «Продолжительность самоизоляции», «Пребывание дома», «Нахождение вне дома», «Соблюдение режима самоизоляции», «Обеспеченность необходимым», «Финансовое благополучие», «Психологическое состояние». В ходе анализа использовался перечень базовых категорий понятий, к которым относятся «Естественный объект», «Процесс», «Характеристика», «Деятель», «Локус», «Искусственный локус/Конструкция», «Искусственный объект/Инструмент», «Вещество», «Материал», «Механизм», «Ситуация», «Идеальный феномен». Как показал анализ, наиболее репрезентативной категорией по числу соотносимых с ней ключевых понятий является «Процесс». В вербальной части текстов также весьма часто упоминаются различные временные отрезки, представлены понятия о нематериальных сущностях высокой степени абстракции из области медицины, образования и ряда других тематик, относящихся к категории «Идеальный феномен». Также достаточно репрезентативной является категория «Инструмент/искусственный объект», включающая понятия о предметах, с которыми, согласно представлениям авторов, человек часто взаимодействует или которые использует в период самоизоляции. Несколько меньшим количеством репрезентантов представлены категории «Характеристика», «Ситуация», «Искусственный локус/конструкция». К нерепрезентативным категориям относятся «Механизм», «Вещество», «Материал», «Локус», «Естественный объект/организм», которые представлены незначительным количеством актуализируемых смысловых компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORIZATION OF KEY SEMANTIC COMPONENTS REPRESENTED IN INTERNET MEMES AND DEMOTIVATORS DEVOTED TO LOCKDOWN

The article deals with frequently actualized semantic components of the content of static polycode texts (Internet memes and demotivators), devoted to the phenomenon mass lockdown. The list of these key concepts was singled out as a result of analysis of more than 1200 static polycode texts based on the frequency of words, word combinations and visual elements presented in their verbal and non - verbal components. The study states that the represented verbal and non - verbal means refer to eight thematic fields which correspond to the topics of the texts under consideration: “Health preservation during lockdown”, “Duration of lockdown”, “Staying at home”, “Staying out”, “Observation of lockdown”, “Provision of necessary products”, “Financial well - being”, “Psychological state”. In the course of analysis, the author used the following basic concepts including “Natural object”, “Process”, “Characteristic”, “Actor”, “Locus”, “Artificial locus/construction”, “Artificial object/instrument”, “Substance”, “Material”, “Mechanism”, “Situation”, and “Ideal phenomenon”. The analysis showed that “Process” is the most frequently represented category by the number of related key concepts often represented in static polycode texts devoted to lockdown. Verbal parts of the texts also often contain references to different periods of time and descriptions of non - material entities of a high degree of abstraction from the sphere of medicine, education and a number of other topics belonging to the category “Ideal phenomenon”. The category of “Instrument/artificial object” including concepts about objects with which, according to the authors, man often interacts or often uses during lockdown is also representative enough. The categories “Characteristic”, “Situation”, and “Artificial locus/construction” have relatively fewer representing units. Non - representative categories include the categories “Mechanism”, “Substance”, “Material”, “Locus”, “Natural object/organism”, which are represented by an insignificant number of actualized semantic components.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ, АКТУАЛИЗИРУЕМЫХ В СТАТИЧЕСКИХ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТАХ, ПОСВЯЩЕННЫХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

РАЗДЕЛ 3. ЯЗЫК — ПОЛИТИКА — КУЛЬТУРА

УДК 81'42

ББКШ105.51 ГСНТИ 16.21.33 Код ВАК 10.02.19

DOI 10.12345/1999-2629 2021 01 10

М. Н. Лату

Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия ORCID ID: 0000-0002-6313-5637 0

0 E-mail: [email protected].

Категоризация ключевых смысловых компонентов, актуализируемых в статических поликодовых текстах, посвященных самоизоляции

АННОТАЦИЯ. В статье исследуются частотно актуализируемые смысловые компоненты содержания статических поликодовых текстов (интернет-мемов и демотиваторов), посвященных феномену массовой самоизоляции. Перечень данных ключевых понятий был выделен в ходе анализа более 1200 статических поликодовых текстов на основе частотности слов, словосочетаний и элементов изображения, представленных в составе их вербального и невербального компонентов. Установлено, что репрезентируемые вербальные и невербальные средства относятся к восьми тематическим полям, которые соответствуют основным тематикам рассматриваемых текстов: «Здоровьесбережение во время самоизоляции», «Продолжительность самоизоляции», «Пребывание дома», «Нахождение вне дома», «Соблюдение режима самоизоляции», «Обеспеченность необходимым», «Финансовое благополучие», «Психологическое состояние». В ходе анализа использовался перечень базовых категорий понятий, к которым относятся «Естественный объект», «Процесс», «Характеристика», «Деятель», «Локус», «Искусственный локус/Конструкция», «Искусственный объект/Инструмент», «Вещество», «Материал», «Механизм», «Ситуация», «Идеальный феномен». Как показал анализ, наиболее репрезентативной категорией по числу соотносимых с ней ключевых понятий является «Процесс». В вербальной части текстов также весьма часто упоминаются различные временные отрезки, представлены понятия о нематериальных сущностях высокой степени абстракции из области медицины, образования и ряда других тематик, относящихся к категории «Идеальный феномен». Также достаточно репрезентативной является категория «Инструмент/искусственный объект», включающая понятия о предметах, с которыми, согласно представлениям авторов, человек часто взаимодействует или которые использует в период самоизоляции. Несколько меньшим количеством репрезентантов представлены категории «Характеристика», «Ситуация», «Искусственный локус/конструкция». К нерепрезентативным категориям относятся «Механизм», «Вещество», «Материал», «Локус», «Естественный объект/организм», которые представлены незначительным количеством актуализируемых смысловых компонентов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Интернет; интернет-пространство; интернет-коммуникация; интернет-дискурс; интернет-тексты; социальные сети; политический дискурс; политическая коммуникация; поликодовые тексты; вербальная часть; иконическая часть; интернет-мемы; демотиваторы; массовая самоизоляция; здоровье населения; пандемия; коронавирус.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Лату Максим Николаевич, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры западноевропейских языков и культур, Пятигорский государственный университет; 35 7500, Россия, г. Пятигорск, пр-т Калинина, д. 9, к. 604; e-mail: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лату, М. Н. Категоризация ключевых смысловых компонентов, актуализируемых в статических поликодовых текстах, посвященных самоизоляции / М. Н. Лату // Политическая лингвистика. — 2021. — № 1 (85). — С. 116-123. — DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_10.

БЛАГОДАРНОСТИ. Исследование выполнено при проекта № 20-011-31693.

Познавательная деятельность неразрывно связана с процессом категоризации [Болдырев 2010; Сумина, Коурова 2006], который позволяет обобщить полученный опыт, знания об окружающей действительности [Жеребило 2010; Дронова 2015]. Представления об особенностях режима массовой самоизоляции нашли отражение в содержании многочисленных статических поликодовых текстов. Смысловые компоненты, представляющие собой понятия, часто репрезентируемые в данных текстах, раскрывают различные стороны восприятия

ансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного

данного феномена. При этом они характеризуются разной категориальной принадлежностью, поскольку представляют собой элементы знания разного формата о референтах различной природы, например, о действиях, свойствах, локациях, времени, объектах естественного или искусственного происхождения, ситуациях и т. д. Очевидно, что в зависимости от анализируемой области знания данные категории могут характеризоваться разной степенью репрезентативности в соответствии с количеством соотносимых с ними понятий [Левит 2017]. При этом

© Лату М. Н., 2021

Ьа1и М. N. Ро!Шса! Ыпдшзйсз. 2021. N0 1 (85). Р. 116—123.

необходимо отметить, что в содержании поликодовых текстов последние могут выражаться как вербально, так и невербально, поскольку «визуальный элемент креолизо-ванного текста интегрирован в вербальное сообщение в содержательно-композиционном и содержательно-языковом аспектах» [Сорокин, Тарасов 1990: 180], находится с ним в тесной корреляции [Тагильцева, Баби-кова 2018].

В связи с этим целью настоящей работы является установление категориальной принадлежности частотно актуализируемых понятий, раскрывающих различные стороны самоизоляции в составе вербального и невербального компонентов статических поликодовых текстов, посвященных данному феномену, и анализ степени их репрезентативности. Перечень данных ключевых понятий был выделен в ходе анализа более 1200 статических поликодовых текстов на основе частотности слов, словосочетаний и элементов изображения, представленных в составе их вербального и невербального компонентов. Результаты исследования также позволили установить, что репрезентируемые вербальные и невербальные средства относятся к восьми тематическим полям, которые соответствуют основным тематикам рассматриваемых текстов: «Здоровьесбере-жение во время самоизоляции», «Продолжительность самоизоляции», «Пребывание дома», «Нахождение вне дома», «Соблюдение режима самоизоляции», «Обеспеченность необходимым», «Финансовое благополучие», «Психологическое состояние». В ходе анализа использовался перечень базовых категорий понятий, к которым относятся «Естественный объект», «Процесс», «Характеристика», «Деятель», «Локус», «Искусственный локус / Конструкция», «Искусственный объект / Инструмент», «Вещество», «Материал», «Механизм», «Ситуация», «Идеальный феномен» [Лату 2015].

Как показывает анализ, наиболее репрезентативной по числу часто актуализируемых смысловых компонентов в рассматриваемых текстах является категория «Процесс» — 27,3 %. Данная категория в первую очередь представлена набором репрезентируемых действий, которые, согласно закрепившимся в коллективном сознании представлениям, выполняет субъект, находясь дома в период самоизоляции. При этом они отражают особенности как пассивного, так и активного времяпровождения в домашних условиях. В составе вербального компонента они выражаются посредством существительных, глаголов или словосочетаний, в составе иконического компонента часть из

них репрезентируется посредством изображения субъекта, выполняющего данные действия. К наиболее частотным смысловым компонентам относятся «работать» (как правило, удаленно), «лежать» (в бездействии, рис. 1), «сидеть» (в бездействии), «есть» (принимать пищу, как правило, в больших количествах), «дистанционное обучение», «спать», «выпивать» (употреблять алкоголь, как правило, в больших количествах). Несколько реже в анализируемых текстах актуализируются такие действия, как «смотреть в окно», «смотреть телевизор/сериалы», «читать», «играть», «заниматься любовью», «гуглить», «рисовать», «отдыхать», «заниматься спортом», «общаться удаленно», «делать ремонт», «самообучаться», «застревать в дверях» и др. Последнее в сатирической форме отражает представление о последствиях быстрого набора лишнего веса во время самоизоляции вследствие употребления большого количества пищи при одновременном снижении активности. На рисунке 2 данный смысловой компонент актуализируется в иконической части. Ряд действий и процессов связан со здоровье-сбережением во время периода самоизоляции, к таковым относятся «носить маску», «надевать маску», «дистанцироваться», «трогать руками», «мыть руки», «измерять температуру», «изолироваться», «борьба с коронавирусом», «заразиться», «носить перчатки» и др. Отдельная группа смысловых компонентов отражает активность, связанную с условиями, ограничениями и нарушениями в период самоизоляции, среди которых «соблюдать ограничения», «отменять ограничения», «догонять» (нарушителей режима), «убегать» (от представителей закона), «задерживать», «выписывать штраф», «перемещаться по городу», «посещать», «рисковать», «открывать границы», «предупреждать» и др. Определенная группа понятий представляет собой набор, как правило, желаемых действий, связанных с нахождением вне дома, к которым относятся «гулять», «выгуливать» (домашних животных), «выходить» (рис. 2), «уходить», «встречаться» (с друзьями), «навещать» и др. Смысловые компоненты «выходить замуж», «разводиться» репрезентируют представления о желаемых или прогнозируемых действиях после окончания сроков самоизоляции. Ряд языковых средств выражает понятия, связанные с вопросами финансового благополучия в период самоизоляции, к таковым относятся «выживать», «зарабатывать», «умирать», «рост цен», «прожить», «поддержка бизнеса», «поддержка семей с детьми» и др. Такие смысловые компоненты со-

держания текстов, как «заканчиваться» (о сроках) (рис. 2), «продлевать срок», «длиться» и др., имеют непосредственное отношение к продолжительности самоизоляции и выражаются в их вербальной части. Определенный набор репрезентируемых действий отражает представления об особенностях психологического состояния в данный период, например, «сходить с ума», «радоваться», «скучать», «грустить», «чувствовать себя», «опасаться» и др. Наименьшее число понятий, относящихся к данной категории, имеет отношение к обеспечению продовольствием, к ним относятся «покупать» и «заказывать».

Следующей по количеству репрезентантов является категория «Идеальный феномен» (19,7 %), к которой относятся понятия высокой степени абстракции о нематериальных образах и сущностях, находящие выражение, как правило, только в вербальной части анализируемых текстов. Наибольшее их число связано с продолжительностью самоизоляции и представляет собой понятия о временных отрезках, например, «день», «неделя» «месяц», «март», «апрель», «май», «2020 год», «нерабочая неделя», «период нерабочих дней», а также более абстрактные смыслы, например «время» и т. д. При этом следует отметить, что в текстах нередко упоминаются весьма конкретные сроки в период самоизоляции, например, «1 день», «9 день», «вторая неделя», «третья неделя», «несколько недель», «первый день», «седьмой день», «второй месяц» и др. (рис. 1), для репрезентации представлений о том, что, по мнению автора, происходит или будет происходить в это

время на самоизоляции. Сами действия, состояния и ситуации при этом актуализируются в иконической части (рис. 3). Ряд смысловых компонентов содержания текстов имеет отношение к вопросам здоровьесбережения во время самоизоляции, среди которых «симптом», «число заболевших», «народные средства» и др. Такие понятия, как «онлайн-школа», «видеозвонок», «ожирение/лишний вес», «развлечение», «план» (на время самоизоляции), связаны с пребыванием дома, тогда как понятия «обсервация», «услуги» актуализируются в текстах, посвященных вопросам, связанным с нахождением за его пределами. Понятие «ритуал» (также репрезентируемое лексемой обряд) используется в текстах данных тематик, отражая представления о повторяющихся стереотипных действиях, к которым авторы относят ношение маски, соблюдение дистанции и других ограничений. Смысловые компоненты «условия самоизоляции», «ограничительные меры» (также ограничения), «новая реальность», «рекомендации» используются в сообщениях при описании специфики данного режима, в то время как понятия «разрешение», «нарушение», «запрет», «свобода», «опасность», «100 м. от дома» упоминаются для уточнения представлений о допустимых и недопустимых действиях во время самоизоляции. К данной категории также относятся такие смысловые компоненты, как «запас» и «дефицит» (продуктов), которые непосредственно связаны с вопросами обеспечения продовольствием, а также такие понятия, как «испуг», «растерянность», «неизвестность», «усталость», используемые при описании психологического состояния.

Рис. 1

Рис. 2

М. N. РоИ11са1 ипдШзИсз. 2021. N0 1 (85). Р. 116—123.

(2)

О ^¡¿0 —

КОГДА ЖЕНА РАБОТАЕТ, А ТЫ-НГГ

Рис. 5

Категория «Искусственный объект / инструмент», репрезентативность которой составляет 13,6 %, также представлена понятиями, входящими в состав нескольких тематических полей. Так, к ней относятся рекомендуемые средства защиты здоровья и их составляющие: «медицинская маска», «перчатки», «сменный фильтр»; также в невербальной части текста для создания комического эффекта нередко представлены изображения противогаза, костюма химза-щиты. При этом, как показывает анализ, данные смысловые компоненты репрезентируются только в иконической части рассматриваемых текстов (рис. 4). К данной категории также относятся понятия об объектах, которые находят выражение в текстах при обсуждении вопросов пребывания дома.

Работа на удаленке День 1

Работа на удаленке День 7

Рис. 6

К ним относятся «диван», «кровать», «одеяло», «окно», «стена», «окно программы видеосвязи», «сообщение в мессенджере» и др. В вербальной части поликодового текста они репрезентируются посредством соответствующих лексем, а в иконической части зачастую являются одними из центральных элементов изображения. Также в рассматриваемых текстах репрезентируются понятия о референтах, представляющих собой документы, которые необходимо иметь при выходе из дома, среди которых «пропуск», «паспорт», «ОР-код» и т. д. Отдельную тематическую группу образуют понятия, отражающие представления о продуктах питания и товарах, пользовавшихся высоким спросом в начале самоизоляции, среди которых «гречка», «туалетная бумага», «сахар», «мясо», «консервы»,

«масло», «хлеб», «колбаса», «сыр», «макароны», «пельмени», «имбирь», «чеснок». В невербальной части также часто представлены изображения полок магазина (нередко пустых), упаковок или пачек данных продуктов или товаров (гречки и туалетной бумаги), продуктовых пакетов или тележек (часто наполненных продуктами и товарами). К рассматриваемой категории также относятся понятия «деньги», «денежная купюра», репрезентируемые вербально и невербально.

Репрезентативность категории «Деятель» составляет 12,6 %. Она представлена понятиями о субъектах, которые часто упоминаются в рассматриваемых текстах, в частности участвуют в реализации рассмотренных ранее действий. К таковым, в первую очередь, относятся понятия о членах семьи и их роли: «муж», «жена», «папа», «мама», «ребенок», «сын», «дочь», «сестра», которые в рассматриваемых текстах репрезентируются как вербально, так и в составе иконической части (рис. 5). Субъект при этом может быть также собирательным, например, «семья» (в составе невербального компонента данное понятие часто выражается посредством изображения нескольких членов семьи вместе), «супруги», «родители», «дети», «родственники», а также «соседи», «правительство», «малый бизнес», «средний бизнес», «бюджетники», «ВОЗ», «люди», «придурки», «паникеры» и др., в зависимости от тематики сообщения. В рассматриваемых текстах также нередко репрезентируются понятия о представителях различных профессий и рода занятий, среди которых «полицейский», «медработник», «преподаватель», «обучающийся» (студент или ученик), «волонтер», «любовник», а также «археолог», «летчик», «машинист электропоезда», «таксист», «директор гречневого заво-

Знакомьтесь, это Арчи.

Арчи единственная собака в многоэтажке. Арчи сегодня гулял 50 раз, потому что весь

дом на карантине

Рис. 7

да», «директор аптеки», «производитель туалетной бумаги», «директор отеля», «туроператор» и др. В невербальной части для создания комического эффекта также нередко изображаются животные в роли человека, персонажи фильмов и мультфильмов, что характерно для демотиваторов и интернет-мемов в целом.

Признаки, соотносимые с репрезентируемыми в текстах субъектами, действиями и объектами, передаются понятиями категории «Характеристика», степень продуктивности которой составляет 8,9 %. К таковым в первую очередь относятся представления об особенностях внешнего облика и внутреннего состояния человека, находящегося на самоизоляции, которые, как правило, находят выражение в невербальной части посредством определенных поз, мимики, жестов, а в вербальной части репрезентируются посредством соответствующих прилагательных. К таковым относятся «заросший», «полный» (о человеке, набравшем вес) (рис. 6), «испуганный», «удивленный», «растерянный», «недовольный/сердитый», «грустный/отчаявшийся», «уставший», «сумасшедший», «счастливый», «радостный». В зависимости от тематики сообщения в тексте также выражаются такие признаки, как «здоровый», «больной», «безработный», «богатый», «бедный», «нормальный» (о человеке или жизни). Ряд свойств упоминается в отношении продуктов питания или товаров, например, «сытный», «дорогой». В этой связи интерес представляет признак, репрезентируемый лексемой карантинный, которая используется для характеризации референтов различных категорий, например, «карантинный запас», «карантинный запой», «карантинный собутыльник» и др.

Рис. 8

Знание об обстановке, совокупности обстоятельств и условий передается понятиями категории «Ситуация», репрезентативность которой составляет 6,6 %. Последняя в первую очередь представлена центральным смысловым компонентом «самоизоляция», а также понятиями «карантин», «изоляция», которые в данных текстах нередко отождествляются с ним (рис. 7 и 8). При этом лексемы для их обозначения являются одними из наиболее частотных. К данной категории также относятся понятия «режим ЧС», «масочный режим», «отпуск», «онлайн-лекция», «онлайн-урок», «шашлыки», «пропускной режим», «майские праздники» и др., репрезентация которых обусловлена тематикой сообщений.

В анализируемых текстах определенные вербальные и невербальные средства выражают понятия о локациях, ассоциируемых с периодом самоизоляции, которые относятся к категории «Искусственный локус / конструкция» в количестве 6,5 %. Их перечень весьма конкретен и стереотипен, при этом некоторые из них обладают высокой степенью репрезентативности. К таковым, в частности, относится понятие «дом», которое в вербальной части также выражается лексемами квартира, многоэтажка (рис. 7 и 8). Также несколько реже актуализируются понятия «магазин», «аптека», «парикмахерская», «салон красоты» и др., которые вербализуются посредством соответствующих лексем и словосочетаний. В составе икони-ческой части рассматриваемые смысловые компоненты, как правило, репрезентируются посредством изображения внутренних частей данных помещений, например, комнаты (спальни или гостиной), кухни, балкона, реже ванной комнаты, коридора, гаража, лестничной клетки, подъезда, торгового зала. Понятия «улица», «парк», «двор», «город» зачастую актуализируются в текстах, посвященных вопросам нахождения вне дома, проблемам соблюдения условий самоизоляции и нарушения ограничений.

К нерепрезентативным категориям по количеству выражаемых в анализируемых текстах понятий относятся «Механизм», «Вещество», «Материал», «Естественный объект / организм», «Локус» (менее 1 % в каждом случае). Так, например, к категории «Механизм» относятся упоминаемые в текстах весьма конкретные устройства, оборудование, техника, среди которых «бактерицидная лампа», «компьютер», «холодильник», «телевизор». Категория «Естественный объект / организм» представлена понятием «коронавирус» (которое в рассматриваемых текстах также выражается посредст-

вом лексемы вирус), а также понятиями о частях тела: «рука», «лицо» — и домашних животных, среди которых «кот», «собака». Категории «Вещество», «Материал», «Локус» представлены в рассматриваемых текстах незначительно, а соотносимые с ними понятия не имеют прямого отношения к представлениям об особенностях режима самоизоляции.

ВЫВОДЫ

Таким образом, как показал анализ, наиболее репрезентативной категорией по числу соотносимых с ней ключевых понятий, часто репрезентируемых в статических поликодовых текстах, посвященных самоизоляции, является «Процесс». Из этого следует, что перечень действий, ассоциируемых с данным режимом, достаточно широк и охватывает представления о пассивном и активном времяпровождении дома, здоровьесбе-режении во время самоизоляции, соблюдении и нарушении введенных ограничений, желаемых или прогнозируемых действиях после окончания сроков данного режима, динамике психологического состояния и течении времени. В вербальной части текстов также весьма часто упоминаются различные временные отрезки, представлены понятия о нематериальных сущностях высокой степени абстракции из области медицины, образования и ряда других тематик, относящихся к категории «Идеальный феномен». Также достаточно репрезентативной является категория «Инструмент / искусственный объект», включающая понятия о предметах, с которыми, согласно представлениям авторов, человек часто взаимодействует или которые использует в период самоизоляции, находясь дома или за его пределами, среди которых конкретные предметы мебели и интерьера, средства защиты органов дыхания, определенные продукты питания и т. д. При этом их перечень весьма конкретен, стереотипен и выражается вербально и невербально. Субъектами, которые часто репрезентируются в данных текстах, выступают члены семьи, представители различных профессий, а также животные в роли человека. Несколько меньшим количеством репрезентантов представлены категории «Характеристика», «Ситуация», «Искусственный локус / конструкция». К таковым в первую очередь относятся смысловые компоненты, раскрывающие особенности внешнего облика и внутреннего состояния субъекта, которые, как правило, выражаются невербально, а также представления о признаках конкретных товаров и используемых предметов, частых ситуаций и событий, ассоциируемых

с массовой самоизоляцией. Набор мест и локаций, где субъект осуществляет действия во время действия строгих мер, также весьма конкретен и стереотипен — в первую очередь это комнаты и отдельные помещения в доме, определенные заведения торговли и предоставления услуг, элементы городской инфраструктуры, также репрезентируемые вербально и невербально. К нерепрезентативным категориям относятся «Механизм», «Вещество», «Материал», «Локус», «Естественный объект / организм», которые представлены незначительным количеством актуализируемых смысловых компонентов. Однако следует отметить, что некоторые из них, выражая центральные понятия, ассоциируемые с режимом массовой самоизоляции, при этом обладают высокой частотностью, встречаемостью в рассматриваемых текстах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Л. М. Системность терминологии / Л. М. Алексеева, Д. В. Василенко. — Текст : непосредственный // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2015. — № 4 (32). — С. 5—13.

2. Болдырев, Н. Н. Исследование оценочных смыслов в контексте познавательных процессов / Н. Н. Болдырев. — Текст : непосредственный // Язык. Текст. Дискурс. — 2010. — № 8. — С. 24—37.

3. Горбунова, Н. Н. Основные морфологические и морфоло-го-синтаксические словообразовательные модели, реализуемые в

M. N. Latu

Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia ORCID ID: 0000-0002-6313-5637 0

0 E-mail: [email protected].

англоязычной терминологии менеджмента / Н. Н. Горбунова. — Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов : Грамота, 2014. — No 2 (32). — Ч. 1. — С. 60—66.

4. Дроздова, Т. В. Терминообразование с позиций когнитивной лингвистики / Т. В. Дроздова. — Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — No 31 (322). — С. 32—34.

5. Дронова, И. А. Концепт и категория: к вопросу об объеме понятий (на примере категории assertion в английском языке) / И. А. Дронова. — Текст : непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 11. — С. 40—44.

6. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. — Назрань : Пилигрим, 2010. — 486 с. — Текст : непосредственный.

7. Лату, М. Н. Номинация в развивающихся терминоси-стемах / М. Н. Лату. — Пятигорск : СНЕГ, 2015. — 192 с. — Текст : непосредственный.

8. Левит, А. А. Понятийные категории, выражаемые терминами области астрофизики / А. А. Левит. — Текст : непосредственный // Научный диалог. — 2017. — № 6. — С. 43—58.

9. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. — Текст : непосредственный // Оптимизация речевого воздействия. — Москва : Высшая школа, 1990. — С. 180—186.

10. Сумина, Е. С. Категория толерантности в научной картине мира / Е. С. Сумина, О. И. Коурова. — Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. — 2006. — № 6 (61). — С. 78—83.

11. Тагильцева, Ю. Р. Тактика «создания образа тяжелого прошлого» как один из основных приемов стратегии запугивания в национальном и религиозном экстремистском дискурсах / Ю. Р. Тагильцева, М. Р. Бабикова. — Текст : непосредственный // Вестник Пятигорского государственного университета. — 2018. — № 2. — С. 218—223.

Categorization of Key Semantic Components Represented in Internet Memes and Demotivators Devoted to Lockdown

ABSTRACT. The article deals with frequently actualized semantic components of the content of static polycode texts (Internet memes and demotivators), devoted to the phenomenon mass lockdown. The list of these key concepts was singled out as a result of analysis of more than 1200 static polycode texts based on the frequency of words, word combinations and visual elements presented in their verbal and non-verbal components. The study states that the represented verbal and nonverbal means refer to eight thematic fields which correspond to the topics of the texts under consideration: "Health preservation during lockdown", "Duration of lockdown", "Staying at home", "Staying out", "Observation of lockdown", "Provision of necessary products", "Financial well-being ", "Psychological state". In the course of analysis, the author used the following basic concepts including "Natural object", "Process", "Characteristic", "Actor", "Locus", "Artificial locus/construction", "Artificial object/instrument", "Substance", "Material", "Mechanism", "Situation", and "Ideal phenomenon ". The analysis showed that "Process" is the most frequently represented category by the number of related key concepts often represented in static polycode texts devoted to lockdown. Verbal parts of the texts also often contain references to different periods of time and descriptions of non-material entities of a high degree of abstraction from the sphere of medicine, education and a number of other topics belonging to the category "Ideal phenomenon". The category of "Instrument/artificial object" including concepts about objects with which, according to the authors, man often interacts or often uses during lockdown is also representative enough. The categories "Characteristic", "Situation", and "Artificial locus/construction" have relatively fewer representing units. Non-representative categories include the categories "Mechanism", "Substance", "Material", "Locus", "Natural object/organism", which are represented by an insignificant number of actualized semantic components.

KEYWORDS: Internet; Internet space; Internet communication; Internet discourse; Internet texts; social networking sites; political discourse; political communication; polycode texts; verbal component; iconic component; Internet memes, demotivators; mass lockdown; health of the population; pandemic; coronavirus.

AUTHOR'S INFORMATION: Latu Maksim Nikolaevich, Candidate of Philology, Associate Professor, Professor of Department of Western European Languages and Cultures, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia.

FOR CITATION: Latu, M. N. Categorization of Key Semantic Components Represented in Internet Memes and Demotivators Devoted to Lockdown / M. N. Latu // Political Linguistics. — 2021. — No 1 (85). — P. 116-123. — DOI 10.12345/1999-2629_2021_01_10.

ACKNOWLEDGMENTS. The Study is accomplished with financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) and the Social Research Expert Institute (EISI), Project № 20-011-31693.

REFERENCES

1. Alekseeva, L. M. Systematic Character of terminology / L. M. Alekseeva, D. V. Vasilenko. — Text : unmediated // Bulletin of Perm University. Russian and foreign philology. — 2015. — No. 4 (32). — P. 5—13. [Sistemnost' terminologii / L. M. Alekseeva, D. V. Vasilenko. — Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaja i zarubezhnaja filologija. — 2015. — № 4 (32). — S. 5—13]. — (In Rus.)

2. Boldyrev, N. N. Research of Evaluative Meanings in the Context of Cognitive Processes / N. N. Boldyrev. — Text : un-mediated // Language. Text. Discourse. — 2010. — No. 8. — P. 24—37. [Issledovanie ocenochnyh smyslov v kontekste poznavatel'nyh processov / N. N. Boldyrev. — Tekst : neposredstvennyj // Jazyk. Tekst. Diskurs. — 2010. — № 8. — S. 24—37]. — (In Rus.)

3. Drozdova, T. V. Term Formation from the Standpoint of Cognitive Linguistics / T. V. Drozdova. — Text : unmediated // Bulletin of the Chelyabinsk State University. — 2013. — No. 31 (322). — P. 32—34. [Terminoobrazovanie s pozicij kognitivnoj lingvistiki / T. V. Drozdova. — Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2013. — No 31 (322). — S. 32—34]. — (In Rus.)

4. Dronova, I. A. Concept and Category: to the Question of the Scope of Concepts (on the Example of the Category of Assertion in English) / I. A. Dronova. — Text : unmediated // Bulletin of the Buryat State University. — 2015. — No. 11. — P. 40—44. [Koncept i kategorija: k voprosu ob ob#eme ponjatij (na primere kategorii assertion v anglijskom jazyke) / I. A. Dronova. — Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2015. — № 11. — S. 40—44]. — (In Rus.)

5. Gorbunova, N. N. Main Morphological and Morphological-syntactic Word-formation Models Implemented in the English-language Management Terminology / N. N. Gorbunova. — Text : unmediated // Philological Sciences. Questions of Theory and Practice. — Tambov : Diploma, 2014. — No. 2 (32). — Part 1. — P. 60—66. [Osnovnye morfologicheskie i morfologo-sintaksiche-skie slovoobrazovatel'nye modeli, realizuemye v anglojazychnoj terminologii menedzhmenta / N. N. Gorbunova. — Tekst : nepos-redstvennyj // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. — Tambov : Gramota, 2014. — No 2 (32). — Ch. 1. — S. 60— 66]. — (In Rus.)

6. Zherebilo, T. V. Dictionary of Linguistic Terms / T. V. Zhe-rebilo. — Nazran : Pilgrim, 2010. — 486 p. — Text : unmediated. [Slovar' lingvisticheskih terminov / T. V. Zherebilo. — Nazran' : Piligrim, 2010. — 486 s. — Tekst : neposredstvennyj]. — (In Rus.)

7. Latu, M. N. Nomination in Developing Terminological Systems / M. N. Latu. — Pyatigorsk : SNEG, 2015. — 192 p. — Text : unmediated. [Nominacija v razvivajushhihsja termino-sistemah / M. N. Latu. — Pjatigorsk : SNEG, 2015. — 192 s. — Tekst : neposredstvennyj]. — (In Rus.)

8. Levit, A. A. Conceptual Categories Expressed in Terms of the Field of Astrophysics / A. A. Levit. — Text : unmediated // Scientific Dialogue. — 2017. — No. 6. — P. 43—58. [Ponjatij-nye kategorii, vyrazhaemye terminami oblasti astrofiziki / A. A. Le-vit. — Tekst : neposredstvennyj // Nauchnyj dialog. — 2017. — № 6. — S. 43—58]. — (In Rus.)

9. Sorokin, Yu. A. Creolized Texts and Their Communicative Function / Yu. A. Sorokin, E. F. Tarasov. — Text : unmediated // Optimization of Speech Impact. — Moscow : Higher School, 1990. — P. 180—186. [Kreolizovannye teksty i ih kommunikativnaja funkcija / Ju. A. Sorokin, E. F. Tarasov. — Tekst : neposredstvennyj // Optimizacija rechevogo vozdejstvija. — Moskva : Vysshaja shkola, 1990. — S. 180—186]. — (In Rus.)

10. Sumina, E. S. The Category of Tolerance in the Scientific Picture of the World / E. S. Sumina, O. I. Kourova. — Text : unmediated // Bulletin of the South Ural State University. Series: Linguistics. — 2006. — No. 6 (61). — P. 78—83. [Kategorija tolerantnosti v nauchnoj kartine mira / E. S. Sumina, O. I. Kou-rova. — Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Lingvistika. — 2006. — № 6 (61). — S. 78—83]. — (In Rus.)

11. Tagiltseva, Yu. R. Tactics of "Creating an Image of a Difficult Past" as One of the Main Methods of Intimidation Strategy in National and Religious Extremist Discourses / Yu. R. Tagiltseva, M. R. Babikova. — Text : unmediated // Bulletin of the Pyatigorsk State University. — 2018. — No. 2. — P. 218—223. [Taktika «sozdanija obraza tjazhelogo proshlogo» kak odin iz osnovnyh priemov strategii zapugivanija v nacional'nom i religioznom jek-stremistskom diskursah / Ju. R. Tagil'ceva, M. R. Babikova. — Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Pjatigorskogo gosudarstven-nogo universiteta. — 2018. — № 2. — S. 218—223]. — (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.