УДК 930.255:398 (=1-925.13)
А. Д. Татаринова
КАТЕГОРИЯ ЖАНРА КАК КАТАЛОГИЗАЦИОННЫЙ КЛЮЧ К АРХИВИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ СОБРАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКУТСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ИР ЛИ И ГАРВАРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
а протяжении трех с половиной веков (с включения якутских земель в состав Российской Империи) зарубежными, российскими и якутскими исследователями было собрано большое количество материалов о культуре народов Якутии. Эти материалы хранятся в разных музеях и архивах мира, среди которых можно назвать такие учреждения как этнографический музей «ГРАС-СИ» (Лейпциг), Далемский этнографический музей (Берлин), Музей Мировых культур (Франкфурт-на-Майне), Американский музей естественной истории (Нью-Йорк), Музей археологии и этнологии Пибоди (Бостон) и др. Для изучения и сохранения духовной культуры Якутии многие из этих материалов являются бесценными. В связи с этим в Республике Саха (Якутия) под руководством председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) А. Н. Жиркова реализуется проект по подготовке системного каталога «Материальная и духовная культура народов Саха-Якутия XVII - начала XX вв. в музеях мира».
В данный проект включены фольклорные аудиозаписи музыковеда и фоль-клориста-полевика, уроженца Якутии Эдуарда Ефимовича Алексеева, начавшего свою собирательскую деятельность в конце 1950-х годов, еще будучи студентом Московской консерватории. В то время уже появились отечественные портативные магнитофоны, благодаря которым стали возможны аудиозаписи в полевых условиях. Несмотря на несовершенство и фрагментарность, обусловленные как техническими параметрами
© А. Д. Татаринова, 2015
аппаратуры, так и неопытностью собирателя, записанные Э. Алексеевым образцы явились крупным вкладом в якутскую фольклористику. В те годы традиционная песенная культура существовала «полнокровнее», и еще живы были носители народных знаний, родившиеся задолго до революции, в том числе такие выдающиеся певцы, как Сергей Зверев, Лука Турнин, Прокопий Слепцов и др.
Оригиналы произведенных Э. Алексеевым экспедиционных и стационарных аудио- и видеозаписей, а также сопутствующие им материалы хранились в различных архивных учреждениях России: в Центре духовной культуры «Арчы Дьиэтэ» в Якутске, в Фонограм-мархиве Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) в Санкт-Петер-бурге, в Лаборатории народной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Значительное количество магнитофонных пленок, а также часть видеозаписей находятся в Архиве мировой музыки Музыкальной библиотеки (Loeb Library) Гардвардского университета в Бостоне (США). Записи на аудиокассетах, большинство фотографий, бумажные документы (дневники, нотации и др.) остаются в личном архиве собирателя. Эти материалы в полной мере еще не вошли в научный обиход и не известны исследователям фольклора.
В мае 2014 года при непосредственном участии самого автора записей началась работа по подготовке Каталога его полевых и стационарных фольклорных аудиоматериалов. В эту работу включились доктор филологических наук
н
B. В. Илларионов (профессор СВФУ), искусствоведы и публикаторы фольклорных материалов Н. С. Толбонова (зам. директора «Арчы Дьиэтэ»), Н. И. Илларионова (доцент СВФУ), специалисты по архивации фольклорных материалов
C. Е. Васильев (старший преподаватель СВФУ), Б. Н. Козловский (доцент ВШМ РС(Я), А. Д. Татаринова (лаборант-исследователь ИГИиПМНС СО РАН, аспирант НГК им. М. И. Глинки). Итогом работы должно явиться формирование единого каталога материалов собирателя, хранящихся в вышеназванных учреждениях.
Первым шагом в составлении Каталога материалов Э. Е. Алексеева стала оцифровка магнитных бобин. Записи «Арчы Дьиэтэ» были оцифрованы в 2007 году под руководством С. Е. Васильева. К настоящему времени дооцифро-вываются магнитные ленты архива Гарвардского университета и ведется оцифровка материалов Фонограммархива Пушкинского Дома.
Перевод информации на цифровые носители является первостепенной задачей данного проекта ввиду возникшей угрозы самому существованию этих записей. Известно, что гарантированный срок хранения информации на магнитных лентах составляет 30—40 лет, далее магнитный слой может рассыпаться, что приводит к существенному ухудшению качества и даже полной потере информации. В данном случае качество звучания ухудшается еще и от того, что собирателю часто приходилось писать не на новых, а на уже бывших в употреблении пленках. Кроме того, многие из них длительное время хранились не в лучших условиях и неоднократно передавались из архива в архив.
Второй шаг в работе над якутской коллекцией Э. Алексеева - создание реестра оцифрованных материалов с указанием основных их параметров. На основе данного реестра и будет готовиться сам Каталог полевых материалов, что является третьим шагом нашей работы. Для этого при сотрудничестве специалистов из Якутии и Гарварда разрабатываются
две матрицы описания: первая - для электронной версии каталога, и вторая -для книжной. Электронная версия (см.: Табл. 1) предназначается для широкого круга исследователей, она включает параметры этнографического (1-10), инженерно-технического (11-19, 23) и архивного (20-22) характера.
Этот вариант каталога будет оформляться фольклористами и звукоинжене-рами. Книжная версия каталога адресуется специалистам в области фольклористики и этнографии, а также всем тем, кто интересуется народным творчеством. Помимо информации об исполнителях, месте и дате записи, названия и продолжительности звучания образцов, она должна включать их жанровое определение (образец книжной матрицы фонда Алексеева в Архиве мировой музыки Гарвардского университета см.: Табл. 2).
Четвертым шагом проекта является заполнение матриц. В ходе работы мы столкнулись со следующими проблемами.
Первая проблема - недостаточность сведений о записанных образцах фольклора. В особенности это касается самых ранних аудиоматериалов. Поскольку зачастую экспедиции собирателя носили разведочный, рекогносцировочный характер, в ряде случаев автор не вел систематических записей, не оформлял реестры к материалам. Значительная часть его сопутствующих заметок попросту утрачена. В результате нередко недостает простейшей информации об исполнителях, месте и дате записи. Восполнение недостающей информации требует аудирования (в частности, распознавания исполнителей по голосам), дополнительной работы с сохранившимися фрагментами полевых дневников и привлечения косвенных свидетельств.
Вторая проблема - это жанровая классификация якутского фольклора. Составление реестра и заполнение матриц показывают, что жанровые определения в якутской фольклористике требуют дополнений, уточнений и, может быть, даже изменений. Хочется отметить, что для данного Каталога категория жанра является ключевой составля-
Таблица 1
Перечень категорий электронной версии Каталога
1 Название или начальная строка текста/Name or Initil line of the text
2 Жанр/Genre
3 Язык/Language
4 Этнос/Ethnos
5 Район бытования/Р1асе of local tradition
6 Исполнители/Performers
7 Информация об исполнителях / Information about performers
8 Дата записи/Date of recording
9 Место записи/Р1асе of recording
10 Продолжительность звучания/Duration
11 Тип аппарата/Туре of equipment
12 Тип пленки/Туре of real
13 Размер кассеты/Size of cassette
14 Количество дорожек (cTopoH)/Number of tracks (sides)
15 Тип фонограммы (моно/стерео )/Soundtrack structure (mono/stereo)
16 Скорость (cM/ceK)/Speed (in cm/sec)
17 Сохранность записи/Condition
18 Место и дата оцифровки/Place and date of digitization
19 Индекс фондодержателя/Holding Institution
20 Архивный шифр/Archival call number
21 Оригинал или копия/Сору or original
22 Ограничения доступа/Access restrictions
23 Ссылки/Links
24 Комментарии/Comments
Таблица 2
Книжная версия Каталога аудиозаписей Э. Алексеева fl^>TDinn ibrhfanmuTind Ьпущл RjeccrdioiT nf 1РН
RL № "
Rn-inlnrL-.v-m tub dmii Cw EiU v.crt: it. -'Jib ÏJrt-jl idrv— Jtfi.глmf-?Г■ L-jI и d la> n mir± n Anpntin
flr.iu "3 I ri Tri+J ia Cr i-ih-Ti i'.-И г г. il-—.■ id rv—
lubl'. biii/IÙ: khi Crut Pcrfniun rtlï fi enndvad P\KF nf rtL-.TllrJ D^dini Vu kl
Ffrcdirïnnl m u^kidi» КЪлл'л tanJ inpril f3F 1IH tue UïJiu \iikj.Lntj Fjlmt^d IÎJE iLv^r Jjfc.:' 1
birrwtjc:^vi "j>: m : ft: nricr hradulnc EJjt.J VfbV^FL' IÛÎS 'Zh'iibjtib lil'J-ih' ЛлЬ-гт: û л
1 iwlrf Lrfii- Yatu falb un^r Kyj'Jip f^3!-11? hoc I^VIUHI HiS .Väriinki yrtinnc:
j bj|i4- ndlM л 'ь1Шш ÏJFITJJI^MJ^I I9?E ÏDF'Jïlll VdlJlK.! 1 J-:
. i n't irp лип ih rjr.'jtfvl ib.'ai rju .vl i .1 p-^p: mé 1 _ : rJ к1 п .-л -г j i кг i jv и-! i+"tt i ■ ■ LH h:
ющей, поскольку она является сущностным параметром, приоткрывающим собственно музыкальное содержание коллекций.
Для решения данной проблемы были привлечены труды филологов и музыковедов, в которых поднимались вопросы жанровой классификации якутского фольклора. Как известно, многие филологи отталкиваются, прежде всего, от содержания вербального текста, а музыковеды - от таких параметров звучания, как тембр, организация метроритма и звуковысотности. Единой классификации, которая раскрывала бы синкретическую природу народного творчества с учетом функции, содержания и музыкального языка, в якутской фольклористике пока не существует. Думается, что при составлении нашего каталога данная проблема должна быть в основном виде решена путем введения некоторых новых терминов, точнее раскрывающих национальные особенности фольклора народов Якутии.
Для этого необходимо при рассмотрении жанров выбрать такой угол зрения, который был бы понятен как этномузы-коведам, так и филологам и этнографам. В нашем случае задача усложняется тем, что материалы Э. Е. Алексеева фиксировались, исходя из интересов музыковеда, и в них повышенное внимание уделялось способам звукоизвлечения и манере пения с использованием специфических тембров.
С точки зрения жанровой классификации музыкальных материалов были проанализированы каталоги образцов народной музыки российского Севера в Фонограммархиве Пушкинского дома и в некоторых коллекциях Архива мировой музыки Гарвардского университета.
Следует заметить, что в различных фондах Пушкинского Дома жанровые определения существенно варьируются. Например, характеристики эпоса представлены в них следующими обозначениями:
- эпос;
- былина, эпос, напевная декламация;
- эпос, напевная декламация;
- сказка, героический эпос;
- сказка, героический эпос, напевная декламация;
- сказка, эпос, проза [4, CD].
Можно предположить, что такое разнообразие определений связано с тем, что в фонограммархиве ИРЛИ представлены материалы разных этносов, жанры народного творчества которых трудно представить в рамках единой классификации. Кроме того, причины варьирования терминов связаны с особенностями исполнения, которые специалисты пытаются отразить в названиях тех или иных жанров.
В фондах Архива мировой музыки Гарвардского университета жанровая классификация предлагается, к примеру, в коллекции иранской музыки Стефана Блума (Stephen Шит), однако она представлена в этнических терминах, из общеизвестных в фольклористике используются лишь названия «песня» (song), «речитатив» (cantillation, spoken recitation), «нарратив» (narrative) и «рассказ» (story) [9]. Жанры, в том числе весьма специфические, представлены в коллекциях индийской профессиональной музыки в собрании Рубина Джеймса (Rubin James) [10], византийской церковной музыки в собрании Лауры Болтон (Laura Boulton) [8]. Необходимо отметить, что четкая, конструктивная классификация жанров - это свойство профессиональной культуры, в которой так или иначе друг с другом координируются понятия «форма», «функция» и «содержание».
Что касается якутского фольклора, нами были рассмотрены определения жанров в Петербургской [4] и Гарвардской [7] коллекциях Алексеева. Сопоставим их, к примеру, на материале кругового танца оНуохай (см.: Табл. 3):
В петербургской коллекции, кроме того, встречаются формулировки, связь которых с ohyoxau может быть поставлена под сомнение (детская танцевальная песня, игровая песня, авторская танцевальная песня). В отличие от определений в коллекции Пушкинского Дома, в архиве Гарвардского университета жанры обозначены более четко и с уче-
Таблица 3
Определения жанра якутского хоровода в разных архивах
Фонограммархив ИР ЛИ (Пушкинский Дом) Архив Мировой музыки Гарвардского университета
Танцевальная песня Хороводная песня Хороводная песня песня-тойук Осуохай (хороводная песня) Ohuokhai Ohuokhai song Introduction of ohuokhai Dance song
том выделения разделов танца. В обоих архивах встречается смешивание разных языков (например, русского и якутского или английского и якутского), что значительно усложняет восприятие материала в целом. Подобное явление наблюдается и при описании других жанров, в особенности в эпических сказаниях, в инструментальных и песенных образцах. В каталоге Алексеева предполагается представить категорию жанра конкретнее — без варьирования названий и в рамках единого жанрового перечня, опирающегося в основном на труды этномузыко-ведов.
В систематизации собственно песенных жанров (стиль дэгэрэн) используются таблицы А. С. Ларионовой, составленные на основе работ М. Н. Жиркова, Э. Е. Алексеева и собственных наблюдений автора [5, с. 26, 30, 35]. При рассмотрении жанровых характеристик дэгэрэн ею выделяются такие аспекты, как функция (назначение), содержание, исполнители, специфические исполнительские средства. Таким образом, один и тот же образец может классифицироваться по разным признакам [5, с. 35]. Чтобы избежать разночтений, необходимо уточнить общий принцип определения особенных черт конкретного жанра. Для этого можно использовать предложенную И. И. Земцовским формулу НТФ (напев - текст - функция) [2]. У того же автора есть и более подробная формула народно-песенного жанра - ЦНТИВ. Она предполагает развернутый ряд: Цель исполнения (целевая установка) - Напев (тип музыкального интонирования) -Текст (в его смысловой и структурной определенности) - характер и способ Исполнения (исполнительский «текст» и
контекст) - роль фольклорного Восприятия [3, с. 10]. Наш выбор первой, сжатой формулы обусловлен самим материалом коллекций Алексеева, в частности отсутствием в некоторых образцах информации о контексте исполнения и слушателях (воспринимающих).
В каталоге функциональные определения жанров будут представлены согласно систематике В. Гошовского: «во-первых, где, когда и при каких обстоятельствах исполняется данная песня; во-вторых, кем и как она исполняется» [1, с.14]. Руководствуясь этим подходом, из более подробного списка жанров стиля дэгэрэн Ларионовой в каталоге Алексеева будут использоваться следующие жанры [1, с. 429-428; 5, с. 35].
Песни обрядовые и исполняемые во время обрядов:
- песни, связанные с воздействием на природу (календарно-обрядовая функция):
. , .лч,-, (заклички весны);
Трудовые песни: улэ~хамнас ырыата (трудовые);
Бытовые, лирико-бытовые и лирические песни:
- колыбельные: биНик ырыата (колыбельные);
- песни о взаимоотношениях между мужем и женой (мужчиной и женщиной): туойсуу ырыата (воспевания, исходно диалогические);
- лирические песни:
мужские - дьахтары хоНуйуу ырыата (воспевание женщины мужчиной), женские - эр киНини хокуйуу ырыата (воспевание мужчины женщиной);
- шуточные и сатирические песни:
квр-кулуу ырыата (шуточная песня),
■,,^г'|1,.,1,1.Г|г.,л- (скороговорка с пением).
Неохваченными остаются песни, которые исполняются со специфическими приемами звукоизвлечения: ■-./!/
ырыата (нёбное пение), ■!■■.■":.■.■ ■ ■':-.ырыата (горловое пение), и.-.'иу, | ырыата (гнусавое пение). Это связано, во-первых, с нехваткой информации или забвением народом функций этих песен, во-вторых, с недостаточной их изученностью. Поэтому в каталоге определение этих жанров дается лишь по музыкальным параметрам, а сами образцы объединяются в группу песен с особыми приемами звукоизвлечения .
Жанры, названия которых в классификации Ларионовой были представлены только на русском языке, переведены на якутский в согласии с нормами якутской речи и национальной терминологии.
При рассмотрении обрядовых жанров якутского фольклора следует, по нашему мнению, опереться на статью Ю. И. Шейкина «Обрядовое интонирование саха: алгыс и осу охай», где автор предлагает типологию благопожеланий на основе их исполнительских характеристик: «речевой - этэн алгыка, речитативной - этэн-ылланар алгыка, и песенной -ылланар алгыка» [6, с. 62]. Данная классификация вполне применима к разновидностям благопожеланий, собранных в коллекциях Алексеева. Но поскольку термины, предложенные Шейкиным, не очень благозвучны для «якутского слуха», мы предлагаем слегка измененную их редакцию: алгыс тыла - речевой, этэн-ылланар алгыс - речитативный, и алгыс ырыата - песенный.
•к •к
Исходя из всего вышесказанного, приходим к следующим выводам:
- определения жанров должны быть национально ориентированы с опорой на аутентичную терминологию и представлены на языке оригинала в связи с тем, что часть используемых якутских терминов трудно переводимы на русский и английский языки;
- определения жанров должны основываться на их предназначении в жизни народа (функция, приуроченность), на особенностях исполнения и на содер-жательно-стилистических свойствах вербальных текстов.
Таким образом, учет выделенных параметров при рассмотрении категории жанра в Каталоге будет основываться на общих принципах классификации, что облегчит однозначное понимание жанров не только музыковедами, но и филологами, этнографами, как и всеми, кто обращается к якутскому музыкальному фольклору.
Жанровая систематизация, разрабатываемая в рамках Каталога аудиозаписей Э. Е. Алексеева - это попытка обобщить существующие подходы и разработать гибкую жанровую классификацию, применимую к устной якутской музыке. То есть выстроить систему ее жанров, способную результативно ориентировать исследователей в собранном национальном музыкально-этнографическом материале. А это позволит облегчить его му-зыкально-смысловой анализ и содержательную интерпретацию.
Литература
1. Гошовский В. JI. Украинские песни Закарпатья. - Москва: Сов. композитор, 1968. - 480 с.
2. Земцовский И. К спорам о жанрах // Советская музыка. 1968. - № 7. - С. 104—107.
3. Земцовский И. И. К теории жанра в фольклоре [Электронный ресурс]. URL: https: // www. academia, edu/7174628/ЗемцовскийК-теории_жанра (дата обращения 20.03.2015).
4. Коллекции народов Севера в Фонограммархи-ве Пушкинского Дома / А. А. Бурыкин, А. X. Гирфаиова, А. Ю. Кастров, Ю. И. Марченко, Н. Д. Светозарова, В. П. Шифф. - СПб.: Фило-
логический факультет СПбГУ, 2005. - 132 с. -1 электрон, оптический диск (CD-ROM).
5. Ларионова А. С. Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов. - Новосибирск: Наука, 2000. -152 с.
6. Шейкин Ю. И. Обрядовое интонирование саха: алгыс и осуохай // Обрядовая поэзия саха (якутов). - Новосибирск: Наука, 2003. -512 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 24).
7. Alekseyev, Eduard, 1937-. The Eduard Alekseyev Fieldwork Collection of the Musical
Culture of Yakutia, 1957-1990. A Finding Aid [Электронный ресурс]. URL: http:// oasis, lib. harvard.edu/oasis/deliver/ dœpLink?_collection=oasjs&uniqueId=mus00023 (дата обращения 18.02.2015).
8. Boulton, Laura, 1899-1980. Collection of Byzantine and Orthodox Musics: Guide. [Электронный ресурс]. URL: http:// oasis, lib. harvard, edu//oasis/deliver/ dœpLink?_collection=oasis&uniqueId=mus00001 (дата обращения 20.02.2015).
9. The Stephen Blum Collection of Music from Iranian KhorBSBn at Harvard University: original ethnographic sound recordings, 1968-2006. A Finding Aid [Электронный ресурс]. URL: http://oasis.lib.harvard.edu/oasis/ deliver/deepLink?_collection=oasis&uniqueId= mus00025 (дата обращения 18.02.2015).
10. Rubin, James. Collection of Indian classical music, 1957-1989: Guide [Электронный ресурс]. URL: http://oasis.lib.harvard.edu// oasis/deliver/deepLink?_collection=oasis&uni-queld=mus00008 (дата обращения 18.02.2015).
References
1.Goshovskiy V. Ukrainskie pesni Zakarpat'ja [Ukrainian songs of the Zakarpatye region], Moscow: Sov. kompozitor publ., 1968, 480 p.
2.Zemcovskiy I. K sporam o zhanrah [On the debates about genres]. Sovetskaja muzyka [Soviet music], 1968, no 7, pp. 104-107.
3. Zemcovskiy I. K teorii zhanra v fol'klore [On the theory of genre in folklore]. URL: https:// www.academia.edu/7174528/ Zemcovskij_K_teorii_zhanra.
4. Kollektsii narodov Severa v Fonogrammarhive Pushkinskogo Doma [Collections of the North's peoples in the Phonogram archive of Pushkin House]. SPb.: Filologicheskij fakul'tet SPbGU, 2005, 132 p. + CD-ROM.
5. Larionova A. Degeren yrya. Pesennaja lirika yakutov [The Degeren yrya. The lyric songs of the Yakut people]. Novosibirsk: Nauka, 2000, 152 p.
6. Sheikin Yu. I. Obryadovoe intonirovanie sakha: algys i osuokhai [Ritual intoning of the Sakha people: algys and osuokhai]. Obrjadovaja pojezija sakha (yakutov) [Yakut spiritual poetry]. Novosibirsk: Nauka, 2003, 512 p. (Pamjatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego
Vostoka; T.24 [Folklore records of the peoples of Siberia and the Far East. Vol. 24]).
7. Alekseyev, Eduard, 1937-. The Eduard Alekseyev Fieldwork Collection of the Musical Culture of Yakutia, 1957-1990. A Finding Aid. URL: http://oasis.lib.harvard.edu/oasis/ deliver/deepLink?_collection=oasis&uniqueId= mus00023 (accessdate 2015-02-18).
8. Boulton, Laura, 1899-1980. Collection of Byzantine and Orthodox Musics: Guide. URL: http://oasis.lib.harvard.edU//oasis/deliver/ dœpLink?_collection=oasis&uniqueId=mus00001 (accessdate 2015-02-20).
9. The Stephen Blum Collection of Music from Iranian KhorBSBn at Harvard University: original ethnographic sound recordings, 1968-2006. A Finding Aid. URL: http:// oasis, lib. harvard, edu/oasis/deliver/ dœpLink?_collection=oasis&uniqueId=mus00025 (accessdate 2015-02-18).
10. Rubin, James. Collection of Indian classical music, 1957-1989: Guide. URL: http:// oasis, lib. h arvard.edu//oasis/deli ver/ dœpLink?_collection=oasis&uniqueId=mus00008 (accessdate 2015-02-18).
Категория жанра как каталогизационный ключ к архивированию музыкально-этнографических собраний (на материале якутских коллекций ИР ЛИ
и Гарвардского университета) В статье поднимается проблема жанровой классификации якутского музыкального фольклора в связи с созданием Каталога архивных аудио- и видеоматериалов, собранных этномузыковедом и полевиком-исследовате-лем Э. Е. Алексеевым в 1950-1990-х годах.
Category of genre as cataloguing key to archiving the music and ethnographic collections (on the material of Yakut collections of the Institute of Russian Literature and the Harvard University) This article considers the problem of genre classification of the Yakut folk music in the context of creating the catalog of archival audio and video materials, collected by ethnomusicologist E. Alekseyev in the 1950s-1990s. The catalog will be published within the
Каталог предполагается к публикации в рамках республиканского проекта «Материальная и духовная культура народов Саха-Яку-тия XVII - начала XX вв. в музеях мира» и охватывает якутские коллекции Фонограм-мархива «Пушкинского Дома» (ИРЛИ, Санкт-Петербург) и Архива мировой музыки Гарвардского университета (США).
В настоящее время нет единой классификации жанров якутского фольклора, которая отражала бы синкретическую природу народного творчества с учетом назначения (функции) образцов фольклора, содержания и музыкального языка. При составлении каталога данная проблема должна быть в основном виде решена путём упорядочивания существующих и введения новых терминов, точнее раскрывающих национальные особенности фольклора народов Якутии. Определения жанра, с точки зрения автора статьи, должны быть национально ориентированы и максимально использовать аутентичную, складывающуюся в народе терминологию. Опираясь на труды отечественных и зарубежных этномузыкове-дов, автор разделяет такой подход к категории музыкального жанра, который будет приемлем как для музыковедов, так и для филологов и этнографов.
Ключевые слова: якутский фольклор, аудиозаписи фольклора, каталог, каталогизация, архивирование, категория жанра, жанровая классификация.
framework of the national project "Material and spiritual culture of the peoples of Sakha-Yakutia in the XVII - early XX centuries in museums around the world". It covers the Yakut collection of the Phonogram-archive of Pushkin House (St. Petersburg) and the Archive of World Music of the Harvard University (USA).
Currently, there is no common classification of Yakut folklore genres, which would reflect the syncretic character of folk art such as unity of function, content and musical structure. When compiling the catalog, this problem should be mainly solved by ordering the existing terms and introduction of the new ones, which would reveal the national characteristics of Yakutia peoples' folklore in more detail. From the author's point of view the definitions of the genres should be nationally orientated and built on the authentic terminology. Based on the works of domestic and foreign ethnomusicologists, the author has an approach to making classification of musical genre that would be acceptable for musicologists, philologists and ethnographers.
Keywords: Yakut folklore, folklore audio recording, catalog, catalogization, archiving, genre category, genre classification
Татаринова Александра Дмитриевна - магистр музыкального искусства, аспирант кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории.
E-mail: [email protected]
Alexandra Tatarinova - Master's degree in Musical Arts, Postgraduate Student of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire. E-mail: [email protected]