Научная статья на тему 'Алгыс якутов в системе жанров обрядовой поэзии народов Сибири'

Алгыс якутов в системе жанров обрядовой поэзии народов Сибири Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1848
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефимова Л. С.

На основе рассмотрения обрядовой поэзии народов Сибири (алтайцев, тувинцев, долган, бурят, эвенков и эвенов) выявлены жанровые признаки алгыса народа саха и проанализированы его особенности. Алгыс характеризуется как один из жанров якутского фольклора, приведены его жанровые свойства и черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

. Yakut Algys (ritual song) in the genre system of ritual poetry of the peoples of Siberia

Based on the ritual poetry of the peoples of Siberia (Altai, Tuva, Dolgan, Buryat, Evenk and Even peoples) the genre features of the Yakut algys have been revealed and its peculiarities have been analyzed. Algys is characterized as one of the genres of the Yakut folklore; its genre features are described.

Текст научной работы на тему «Алгыс якутов в системе жанров обрядовой поэзии народов Сибири»

□ □

УДК 801.6:7.031 (576.56)

Л. С. Ефимова

АЛГЫС ЯКУТОВ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ ОБРЯДОВОЙ ПОЭЗИИ НАРОДОВ СИБИРИ

На основе рассмотрения обрядовой поэзии народов Сибири (алтайцев, тувинцев, долган, бурят, эвенков и эвенов) выявлены жанровые признаки алгыса народа саха и проанализированы его особенности. Алгыс характеризуется как один из жанров якутского фольклора, приведены его жанровые свойства и черты.

Изучение обрядовой поэзии народов относится к одним из основных проблем фольклористики. Однако до настоящего времени вопросы сравнительно-сопоставительного анализа обрядовой поэзии народов Сибири в фольклористике остаются слабо изученными.

Обрядовым фольклором принято считать «... произведения народно-поэтического творчества, которые исполняются во время совершения какого-либо обряда, они сопровождают этот обряд, являются его составной частью» [1, с. 41]. Обрядовой поэзией Н.И. Кравцов обозначает «тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды», куда входят песни, заговоры, присловья и др. [2]. Для обозначения этого жанра некоторые исследователи [3, 4, 5] пользовались термином календарная поэзия. Более поздние исследователи ввели такие термины, как заговорно-заклинателъная поэзия [6] , заговорно-зак-линателъный фольклор [7]. Таким образом, многие авторы считают обрядовым фольклором жанры устного народного творчества, сопровождающие обрядовый комплекс народа, а обрядовой поэзией называют только поэзию жанров обрядового фольклора.

У народов Сибири до настоящего времени сохранились формы и жанры обрядовой поэзии. Согласно М.П. Чочкиной [8], алкыш сцс в значении ‘благопожела-ние’ в последнее время расширил свои функциональные границы и оказал влияние на образование таких современных этикетных формул, как поздравления, славословия, тосты, приветствия. Активно бытуют шыпшаар сцс - заговоры, jada сцс - заклинания, направленные на изменение погоды, эм-том - заговоры знахарей и шабычы jazap -бурханистские гимны и песнопения и др.

Алгыс долган считается частью синкретических обрядов народа. Курум ырыата (свадебные песни) и алгысы (благопожелания) включены в обрядовые жанры фольклора [9]. Функциями долганских алгысов являются оберег, просьба об удачной охоте, благословия и напутствия будущим событиям. Одной из стилистических особенностей алгысов долган считается развитая система стихосложе-

ния, и основана она на тоническом стихосложении, где наблюдается регулярное количество слов в строке. Но интересным представляется тот факт, что алгысов долган исполняется в стиле дъигикитэн ыллаакын или узкощелевой фонацией с приподнятой гортанью, и «напев напоминает сигнальное пение стерхов во время восхода солнца» [9, с. 172]. Исследуя долганские алгысы, Г.Г. Алексеева отмечает их «близость к песенным разделам олонхо, к жанру песни-рассказа, к шаманским заклинаниям и к жанрам якутского стиля «дьиэрэтии» [10, с. 32].

В настоящее время в религиозной общности тувинцев наблюдается синкретизм всех традиционных верований: до-шаманских, шаманистских и буддийских [11]. В их обрядовой поэзии она выде ляет чалбарыглар - традиционные заклинания, й3рээлдэр - благопожелания, мактал - восхваления и мал алзыры, хей оорга, молдурук алгаары - скотоводческие заговоры. Эти виды обрядовой поэзии отнесены к дошаманским, а алгыштар (благопожелания) - к шаманским обрядам. Все они считаются самостоятельными жанрами обрядовой поэзии. Признаками жанров признаны вера в магию слова, исполнение заклинаний во время обрядовых действий, свободная стихотворная форма, определенный набор стилевых изобразительных средств. Критериями в разграничении жанров Ж.М. Юша считает обрядовую функцию, композиционную структуру и адресную направленность. Алгыш, представляющий собой импровизированные поэтические тексты, обращенные к различным духам-хозяевам местностей или к своим духам-помощникам, активно бытует в шаманской практике. Композиционная структура заклинаний (чалбарыглар) состоит из трех частей: обращение, описание угощения (жертвоприношение), просьба к духам-хозяевам. По композиционному строению этот автор выделяет 3 группы заклинаний: трехчастные, состоящие из обращения, описания и угощения и просьбы; двухчастные, состоящие из просьбы, описания и угощения или обращения и просьбы, одночастные, которые состоят только из просьбы. Замечается функциональная дифференциация жанров обрядовой поэзии тувинцев.

В бурятской фольклористике заговоры (заклинания) и юролы были отнесены к малым жанрам фольклора [12]. По мнению этого автора, тематика заговоров и заклинаний, включенных в улигерные и сказочные сюжеты, разнообразна. Они направлены на преодоление препятствий, на выполнение трудных заданий, воскрешение умершего, признание родства, наказание антипода, избавление от нежелательных лиц и т.д. С.С. Бардаханова отмечает двухчас-тность построения как одну из характерных черт заговоров, указывает на некоторые особенности системы художественных средств заговоров, выделяет свадебные, традиционные юролы (благопожелания). В этой работе она отмечает, что «первоначальные заговоры произносились в качестве сопровождения определенных обрядовых действий, затем при отмирании обрядового действа заговор из синкретического (обрядово-словесного) искусства превратился в искусство словесное» [12, с. 166]. По-видимому, заговоры (заклинания) вышли из обрядового комплекса тувинцев и превратились в самостоятельное словесное искусство.

В системе обрядового фольклора эвенов заклинания -благопожелания называют хиргэчэн, которые «полностью соответствуют якутскому алгысу» [13, с. 60]. Автор подчеркивает целостность, нерасчлененность, изначальный синкретизм хиргэчэн, расположенный в некой пограничной зоне между мифом, обрядом, религиозными воззрениями, этикетно-церемониальной культурой, народной поэзией и музыкальным искусством [13].

У эвенков существуют жанр алга - заклинания в виде кратких и в более распространенных формул, также поющиеся алга и хира (сира в диалектных вариантах называемые хиргэчин, хиргэ) [14]. К самым кратким формулам алга эвенки применяют термин алгавка - дословно маленькая алга. Все они охарактеризованы как жанры фольклора эвенков, хотя подчеркнуты лишь некоторые жанровые особенности. Структура алга и хира (сира), по утверждению Г.И. Варламовой, одинакова и состоит из 6 частей: из обращения к духу по имени, сведения о себе, пояснения причин, вынудивших просить помощь, и из конкретной просьбы [14, с. 153]. В принципе, общая структура эвенкийских заклинаний близка к структуре рассмотренных нами жанров обрядовой поэзии народов Сибири. Они состоят из обращения к божеству по имени и просьбы к нему. В алгаеках, т.е. маленьких алга, основная мысль выражена в коротеньких выражениях, которые этот автор считает самыми древними и подчеркивает первоначальную функцию алга и алгавка - заклинательную.

В настоящее время алгыс якутов бытует в значении благословения, благопожелания, доброжелательности, хваления, заклинания, посвящения [15].

Сбор и фиксация текстов алгыса в Якутии началось с XVIII века [16, 17, 18, 19, 20]. Определение алгысу с проблемами выяснения его происхождения и исторического развития было дано Д.К. Сивцевым в 1947 году [21]. Впервые классификацию обрядовой поэзии якутов сделал

Г. У Эргис [22]. Он отнес алгыс к обрядовой поэзии и по этнографическому принципу предложил следующие группы алгысов: скотоводческие, промысловые, обряды и алгысы кузнецов, семейно-бытовые, родовые; особо выделял шаманские обряды и камлания. Несколько позже жан-рово-видовый состав, поэтическое содержание и художественные средства якутских народных обрядовых песен были рассмотрены С. Д. Мухоплевой [23] в их связи с обрядами. По их функциям она выделила три жанра. Один из них - заклинательные песни-алгысы. По способу заклинания она выделяет три вида заклинательных песен: песни-договоры, песни-повеления, песни-повествования. В своих работах [24, 25] Н.Е. Петров рассматривает виды духовно-культовой поэзии якутов, происхождение алгысов, их роль в возникновении некоторых жанров фольклора. Ю.И. Шейкин [26] рассматривает алгыс и осуохай в системе интонационно-акустической культуры саха. Значительное место в академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» отведено обрядовой поэзии якутов [27]. Однако еще отсутствует анализ характерных черт и особенностей алгыса как одного из жанров якутского фольклора.

Алгыс, по представлениям древних якутов, был предназначен для умилостивления Высших Божеств (¥рдрк Айыылар), Духов-покровителей (Иччилэр) и темных сил (абааЪы айма±а). Выделить тематику в алгысе якутов очень сложно, т.к. главным смыслом его является борьба добра и зла, торжествующая победа добрых сил. А определяющим принципом в ней выступает дуалистический принцип.

Жанровой особенностью алгыса можно признать его поэтику (стиль и композицию). В ней следует подчеркнуть высокоразвитую аллитерационно-ассонантную систему стихосложения, использование таких разнообразных художественно-образных средств выражения мысли, как эпитет, сравнение, метафора и метонимия. Порядок слов в предложениях алгыса никогда не нарушается. Глаголы употребляются в просительной форме и в повелительном наклонении. Например, Элик хара тыаттан Эргэнэ муос-тааххын Эргитэн а±алан Элиэ±э, бултка туорайдаа! (Из темного леса Ветвистого своего По кругу нам пригони, На снасти поперек положи!) [28, с. 134-135]. Глагол туорайдаа - (перевод дан двумя глаголами - Л.Е.) ‘пригони, положи’ употреблен в повелительном наклонении. В сопоставительном плане можно отметить, что стилистической особенностью долганских алгысов также выделена развитая система стихосложения, основанная на тоническом стихосложении [9]. В бурятских заклинаниях и заговорах используются повторы, принцип антитезы, преобладает повелительно-восклицательная интонация, употребляются глаголы в повелительном наклонении, в будущем времени, характерен глагол-скрепка, например, болтогой -‘пусть сбудется’ [11]. В текстах якутских алгысов часто используется глагол буоллун - в значении ‘пусть сбудется’. Поэтика алгыса близка к поэтике жанров обрядовой поэзии долган и тувинцев.

Композиция алгыса якутов состоит из трех частей: обращения к адепту (божеству или духу-покровителю), просьбы и угощения [23]. Такая же структура характерна и для чалбарыглар тувинцев (обращение, описание угощения и просьба). Однако в композиционной структуре тувинских заклинаний существуют трех-, двух-, одночастные заклинания. В трехчастных заклинаниях содержатся три смысловых блока: обращение/восхваление - описание угощения/жертвоприношения - просьба к духам. В двухчастных заклинаниях содержатся два блока из трех: просьбы к духам - описание угощения/жертвоприношения или обращение/восхваление - просьба к духам, а в одночастных заклинаниях имеется только один блок с просьбой [11]. В отличие от тувинских чалбарыглар в первой части композиционной структуры алгыса древние якуты обращались к духам-хозяевам и божествам. Во второй части они излагали просьбу, в третьей - описывали и отдавали дар ‘бэлэх’. В композиционной структуре хиргэчэн эвенов имеется принцип обменного дарения. В нем подчеркивается четырехчастная схема:

- обращение к духу или животному, которым адресован обряд,

- приглашение его к трапезе и/или словесное перечисление приносимого в жертву,

- изложение просьбы,

- факультативные формулы, диалоги, констатирующие получение просимого и/или обещания в благодарность за содействие в промысле оказать новые услуги, принести новые подарки и т.д. [13].

В отличие от тувинских чалбарыглар и эвенских хиргэчэн якутский алгыс сохраняет полную трехчастную компо -зиционную структуру: обращение кВысшим божествам, Духам-покровителям и силам темного мира, изложение просьбы и приношение им дара. Первая часть алгыса отводится обращению к Высшим божествам, Духам-покровителям и силам темного мира. Например, во время праздника ЬШыах направляли свои моления Высшим Божествам якутского пантеона богов: (¥рр2 Аар Тойону, Крбэй Хоту-ну, Дь3Ь3г3й Айыы, Хотой Айыы, АйыыЪыг, Иэйэхсит. Кроме них в первой части алгыс Ысыаха, по представлениям якутов, последовательно назывались Духи-покровители Срединного мира. В текстах, записанных ранними исследователями истории и этнографии якутов, имеется упоминание имени владыки темных сил (АдьарайБз±з) [28]. Практикующийся ныне известный алгысчыт и целитель В.А. Кондаков также упоминает имя Адьарай Бз±з [29]. При совершении обряда «Вывешивание дэлбиргэ» якуты обращались Духу-хозяйке земли Аан Чаллай эбэ - бабушка или Аан Алахчын Хотун [27]. Во второй части всегда излагали просьбу о ниспослании людям благ, урожая, счастья.

Если ситуацию, сложившуюся при алгысе, рассмотреть как коммуникативный акт, то при такой ситуации действует принцип обмена даров, при котором каждый дар должен был вызывать ответный контрдар [30]. По этой причине при исполнении алгыса якуты всегда отдавали Высшим

божествам и духам-покровителям дар в значении ‘бэлэх’ в виде молочных продуктов (кумыс, суорат) и вешания различных видов саламы - священной веревки из конских волос. Жертвоприношение в качестве кровавой жертвы, по-видимому, приносилось только при шаманских камланиях.

В настоящее время у якутов активно бытует алгыс. Например, традиционный праздник встречи Нового года -Ыкыах открывается алгысом Высшим божествам, Духам-покровителям; перед выездом на промысел якутские охот -ники произносят алгыс духу-хозяину тайги - Баай Байа-наю. В последнее время свадебная церемония начинается с алгыса молодоженам.

Следующим признаком жанра можно признать форму исполнения. Алгыс якутов исполняется в двух формах, практикуются коллективный и индивидуальный виды исполнения. Коллективное исполнение алгыса Высшим божествам и Духам-покровителям проводится на ЬШыах, а индивидуальная форма для обрядов характерна тогда, когда человек один, например, алгыс охотника.

При совершении алгыса некоторая его часть поется в стилях народного пения «дьиэрэтии» и «дэгэрэн». Выделены три типа якутского алгыса: речевой - этэн алгыс, речитативный - этэн ылланар алгыс и песенный - ылла-нар алгыс [26]. Алгыс поется и говорится, значит, в нем сочетаются музыкальное и поэтическое начала, и он сопровождается действием (движением) проводящих его людей, т.е. «мимической игрой». «Мимическая игра» является одной из составных синкретизма. При проведении алгыса у якутов выполняются соответствующие действия (движения) человека (алгысчыта) и людей, участвующих в акте проведения. Действие или движение как «мимическая игра» признается одним из жанровых признаков алгыса якутов. Следовательно, можно считать, что алгыс сохраняет природу синкретизма искусств.

Можно выделить общественную, коммуникативную и сберегательную функции алгыса. Функциями долганских алгысов признаются оберег, просьба об удачной охоте, благословия и напутствия будущим поколениям [9]. В жанрах обрядовой поэзии тувинцев была подчеркнута обрядовая [11], а в эвенкийских алга - их заклинательные функции [14]. Якутский алгыс имеет более широкую функциональную ориентацию.

Алгыс якутов на современном этапе бытует в системе их обрядовой культуры. Значит, для алгыса якутов характерны следующие жанровые признаки:

• высокоразвитая поэтика;

• активное бытование жанра на современном этапе в системе обрядовой культуры народа;

• наличие элемента действия или «мимической игры»;

• две формы исполнения: индивидуальная и коллективная;

• сохранение трех типов исполнения (речевой, речитатив ный и песенный);

• выделение общественной, коммуникативной и сберегательной функций.

Одним из жанровых особенностей алгыса якутов можно признать его высокоразвитую поэтику, аллитерацион-но-ассонантную систему стихосложения, использование художественно-образных средств выражения мысли. Следует признать существование индивидуальной и коллективной форм исполнения. В нем подчеркивается музыкальная сторона как сохранение трех типов исполнения (речевой, речитативный и песенный тексты), соответствующие действия (движения) во время исполнения, т.е. «мимическая игра». Алгыс якутов функционирует в системе обрядовой культуры народа.

Таким образом, существует проблема классификации, сравнительно-сопоставительного изучения поэтики, лексики различных форм и жанров обрядовой поэзии народов Сибири, которая требует самого пристального внимания исследователей. У каждого народа форма и жанры обрядовой поэзии имеют свои специфические особенности и отличительные черты.

Литература

1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1983. 448 с.

2. Кравцов П.П. Славянский фольклор. М.: Изд-во Московского университета, 1976. 264 с.

3. Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения. М.: Издательство АН СССР, 1952. 422 с.

4. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: Издательство Московского университета, 1959. 524 с.

5. Колпакова П.П. Русская народная бытовая песня. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1962. 284 с.

6. Фадеева Л.В. Богородица в русских заговорах (роль христианских источников в формировании обряда): Автореф. дисс... на соискание ученой степени кандидата филологических наук (На правах рукописи). М., 2000. 31 с.

7. Кляус В.Л. Сюжетика заговорно-заклинательных текстов славян и коренных народов Сибири в сравнительном (межсла-вянским и славяно-сибирским) освещении: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора филологических наук (На правах рукописи). М., 2001. 40 с.

8. Чочкина М.П. Жанровая классификация алтайского фольклора в работах НА. Баскакова // Тюркские языки: проблемы и исследования: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию H.A. Баскакова. Горно-Алтайск: Институт алтаистики имени С.С. Суразакова 2006. С. 206-219.

9. Алексеева Г.Г. Народно-песенное творчество в системе тра-

диционной музыкальной культуры долган. Якутск: Якутский филиал издательства СО РАН, 2005. 438 с.

10. Алексеева Г.Г. Долганские алгысы // Традиционная культура малочисленных народов Севера и современность: Тезисы конференции. Якутск, 1996. С. 32-34.

11. Юша Ж.М. Обрядовая поэзия тувинцев: структура и семантика: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук (На правах рукописи). Улан-Удэ, 2005. 21 с.

12. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1992. 238 с.

13. Павлова Т.Н. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект). СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2001. 263 с.

14. Варламова Г.И. (Кэптукэ). Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск: Наука, 2002. 376 с.

15. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Л., 1959.

16. Линденау Я.И. Описание народов Сибири: I половина XVIII века. Магадан: Книжное издательство, 1983. 175 с.

17. МиддендорфА.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. Часть II, отдел VI. СПб., 1878. 833 с.

18.Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969. 365 с.

19. Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов. Том VII. Л.: АН СССР, 1929. 226 с.

20. Попов A.A. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа. Новосибирск: Наука, 2006. 464 с.

21. Сивцев Д.К. Саха фольклора. Хомуурунньук. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. 336 с.

22.Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Издательство «Наука», 1974. 396 с.

23. Мухоплева С.Д. Якутские народные обрядовые песни (система жанров). Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. 112 с.

24. Петров П.Е. Алгыстар, аман 3ст3р, тойуктар. Дьокуус-кай, 1995, 36 с.

25. Петров П.Е. Саха±а духовнай-культовай поэзия ц3скээЬинэ // Айыы домноро. Дьокуускай «Бичик» национальнай кинигэ кыЬата, 1998. С. 132-151.

26. Шейкин Ю.П. Обрядовое интонирование саха: алгыс и осуохай // Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск: Наука, 2003. С. 58-114 .

27. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Обрядовая поэзия саха (якутов). Т. 24. Новосибирск: Наука, 2003. 512 с.

28. Слепцов П.А. Былыргы алгыс туЬунан // Билии-к3р||. №1, 1996.С. 29-32.

29. Кондаков В.А. Аар Айыы итэ±элэ. Дьокуускай, 2003. 396 с.

30. Елизаренкова Т.Я. О функциях языка в «Ригведе» // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 293-309.

L.S. Efimova

Yakut Algys (ritual song) in the genre system of ritual poetry of the peoples of Siberia

Based on the ritual poetry of the peoples of Siberia (Altai, Tuva, Dolgan, Buryat, Evenk and Even peoples) the genre features of the Yakut algys have been revealed and its peculiarities have been analyzed. Algys is characterized as one of the genres of the Yakut folklore; its genre features are described.

—--------------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.