Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ ВРЕДА В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

КАТЕГОРИЯ ВРЕДА В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВРЕД / ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вильнова Валентина Андреевна

Целью механизма правового регулирования является упорядочение общественных отношений, гарантии справедливого удовлетворения интересов субъектов. В процессе правового регулирования создается режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений. В статье рассмотрен механизм правового регулирования, его цели и задачи. Проанализирован вопрос о месте категории вреда в механизме правового регулирования. Сделан вывод о том, что вред является основанием для регулирования общественных отношений, а также фактором, определяющим эффективность правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY OF HARM IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION

The purpose of the mechanism of legal regulation is to streamline social relations, guarantee fair satisfaction of the interests of subjects. In the process of legal regulation, a favorable regime is created for the development of useful social relations. The article considers the mechanism of legal regulation, its goals and objectives. The question of the place of the category of harm in the mechanism of legal regulation is analyzed. It is concluded that harm is the basis for regulating public relations, as well as a factor determining the effectiveness of legal regulation.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ ВРЕДА В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 340.1

DOI 10.23672/p6204-9838-5827-v

Вильнова Валентина Андреевна

аспирантка кафедры государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет adv.vilnova-v@mail.ru

Valentina A. Vilnova

Postgraduate Student of the Department of State and Legal Disciplines, Penza State University adv.vilnova-v@mail.ru

Категория вреда в механизме

правового регулирования

Category of harm

in the mechanism of legal regulation

Аннотация. Целью механизма правового регулирования является упорядочение общественных отношений, гарантии справедливого удовлетворения интересов субъектов. В процессе правового регулирования создается режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений. В статье рассмотрен механизм правового регулирования, его цели и задачи. Проанализирован вопрос о месте категории вреда в механизме правового регулирования. Сделан вывод о том, что вред является основанием для регулирования общественных отношений, а также фактором, определяющим эффективность правового регулирования.

Ключевые слова: механизм правового регулирования, вред, правовой запрет, эффективность правового регулирования.

Annotation. The purpose of the mechanism of legal regulation is to streamline social relations, guarantee fair satisfaction of the interests of subjects. In the process of legal regulation, a favorable regime is created for the development of useful social relations. The article considers the mechanism of legal regulation, its goals and objectives. The question of the place of the category of harm in the mechanism of legal regulation is analyzed. It is concluded that harm is the basis for regulating public relations, as well as a factor determining the effectiveness of legal regulation.

Keywords: mechanism of legal regulation, harm, prohibition, effectiveness of legal regulation.

legal

В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «механизм правового регулирования» [11, с. 79].

Общепринятой является дефиниция С.С. Алексеева, который трактует его, как взятую в единстве динамическую систему правовых средств (звеньев, элементов), при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения [1, с. 30]. К структуре данного механизма относят нормы права, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты [10, с. 17]. Некоторые авторы к элементам механизма правового регулирования относят правосознание и режим законности [13, с. 8; 3, с. 321].

А.А. Косых справедливо отмечает, что механизм правового регулирования - это, своего рода, воздействие на пути к достижению поставленных целей [4, с. 89].

Целью механизма правового регулирования является упорядочение общественных отношений, гарантии справедливого удовлетворения интересов субъектов. В процессе правового регулирования создается режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений [7, с. 501-502].

Категория «механизм правового регулирования» раскрывает с помощью каких средств достигаются цели и задачи упорядочения общественных отношений. При этом механизм правового регулирования не только помогает понять, какие стоят цели, задачи и как они выполняются. Данный правовой феномен призван обеспечить их реализацию и выполнение [4, с. 89].

Главное назначение механизма правового регулирования состоит в том, что он позволяет установить сам процесс перевода предписаний права в реальное правомерное поведение человека [13, с. 7].

Правовое регулирование является частью социального регламентирования общественных отношений, которое еще на заре человеческой цивилизации, посредством табу и обычаев, упорядочивало общественные отношения [3, с. 318].

Первоначальным мотивом для социального творчества стала необходимость реагирования на опасности, порожденные такой уникальной биологической особенностью человека, как отсутствие инстинктивных блокираторов внутривидовой агрессии. Постоянно расширяющиеся, благодаря разуму, возможности человека по нанесению ущерба (вреда) себе подобным (и, прежде всего, своему ближайшему окружению)

превращают это биологическое свойство в смертельную угрозу для всего человеческого рода [12, с. 61].

Угроза причинения вреда стала основанием для введения социальных запретов, которые «по своим последствиям проявления спасительной разумной ответственности человека» стали исключительно важным средством регулирования.

В механизме правового регулирования есть три способа воздействия на общественные отношения: дозволение, обязывание, запрещение.

В юридическом сообществе нет единого мнения о содержании правовых запретов, но многие ученые, прямо или косвенно, признают запрет как юридический способ, создающий барьеры, очерчивающие границы свободы, предотвращая наличие нежелательного социально вредного поведения в обществе [9, с. 71].

Запреты представляют собой нормативно-правовое предписание, устанавливаемое с целью недопущения совершения наиболее общественно-вредных вариантов поведения субъектов права и обеспечиваемое возможностью применения мер юридической ответственности за их нарушение, а также, выполняющие, в определенных случаях, функцию защиты права или наказания [15, с. 46]. Например, исторически важным шагом стало введение запрета на эндогамные половые связи (запрет на инцест), который был необходим для предотвращения угрозы вырождения человеческого сообщества. О значении этого шага для всей последующей социальной эволюции свидетельствует тот факт, что данный запрет закрепился в столь жестком табу, что ему удалось дойти до наших дней в качестве общепринятой нормы внутрисемейных отношений [12, с. 61].

Потенциальный вред, который может стать следствием тех или иных действий или бездействий индивида, является своего рода сдерживающим фактором от неправомерного поведения, и, одновременно, стимулом для правомерного поведения. Как отмечает Г.В. Мальцев, человек подчиняется человеку, принимает к исполнению доминантную волю ради решения близких ему духовных и материальных проблем, в расчете на эквивалентное предоставление, возмещение, награду либо на устранение риска что-либо потерять [6, с. 290], в том числе, с целью организации безопасного пространства с минимальными рисками причинения вреда.

Таким образом, целью правового регулирования является не только упорядочение общественных отношений и закрепления социально-полезного поведения, но и охрана и защита общества и государства от вреда, источником которого может стать индивид, его действия и бездействия. Следует отметить, что правовое регулирование распространяется также на вред, который является результатом событий, не зависящих от сознания и воли индивида. Например, Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплен

комплекс мер по предупреждению и преодолению вредоносного воздействия явлений природного и техногенного характера.

Категория «вред» известна юридической науке со времен ее зарождения. Приведем несколько фрагментарных примеров из истории политико-правовой мысли для иллюстрации неизменности категории вреда в механизме правового регулирования, а также - в философских воззрениях на цели и задачи нормативной регуляции поведения индивида.

В период античности идеи естественного права обосновывают необходимость соблюдения разумного и справедливого порядка воздержания от вреда во благо человечеству как гарантия существования и обеспечения субъективных прав граждан [8, с. 55].

Развивая идеи о естественных правах человека, Т. Гоббс объясняет происхождение и существование института государства и права необходимостью защиты граждан от вреда во имя общего блага [8, с. 271].

И. Бентам разработал концепцию «предотвращения вреда» как общую цель всех законов [2, с. 105]. Дж.- Ст. Милль назвал вред единственным критерием государственно-правового регулирования частной жизни индивида. «Принцип вреда» или «принцип Милля» заключается в том, что принудительное властное ограничение свободы индивида возможно только в случае необходимости предотвращения причинения вреда другим, в остальных случаях индивид имеет суверенитет.

Так, само существование государства и права объясняется необходимостью кооперации индивидов для стабильного и безопасного существования, или с целью защиты от вреда.

Вред является «сквозной» категорией в юридической науке, которая пронизывает абсолютно все отрасли права и является краеугольным камнем в механизме правового регулирования [5, с. 4].

На всех стадиях механизма правового регулирования проявляется охранительная функция права, обеспечивающая защиту участников общественных отношений от наиболее вредных последствий поведения индивидов.

Вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любое неблагоприятное изменение в охраняемом законом благе, которое может быть имущественным или неимущественным (нематериальным) [14, с. 456].

Кроме того, вред является центральным понятием уголовного и административного права, а именно - основным признаком преступления / правонарушения.

Вред - это неблагоприятные последствия неправомерного поведения, которые становятся основанием для наступления юридической ответственности.

Категория вреда в механизме правового регулирования является основанием нормативной регламентации общественных отношений, а также -идентификатором его эффективности.

Эффективность правового регулирования А.В. Малько видит в соотношении между достигнутым результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью [7, с. 505].

Если цель правового регулирования - упорядочение общественных отношений посредством поощрения правомерного поведения и установления режима законности, то вред - это явления прямо противоположное, поэтому выявление фа кто ров вреда и их минимизация на всех стадиях механизма правового регулирования является условием эффективного правового регулирования.

Литература:

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. 187 с.

2. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М. : РОСНЭП, 1998. 416 с.

3. Власенко Н.А. Теория государства и права : учебное пособие для бакалавриата. 3-е изд., доп. и испр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. 480 с.

4. Косых А.А. Убеждение в правовом регулировании общественных отношений : монография. Воронеж : Научная книга, 2017. 165 с.

5. Малиновский А.А. Вред как юридическая категория / А.А. Малиновский // Юрист. 2006. № 2. С. 4-7.

6. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М. : Прометей, 1999. 419 с.

7. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. 5-е изд. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 528 с.

8. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений : учебник для вузов. М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. 704 с.

9. Нурмагамбетов Р.Г. Конституционно-правовые запреты, ограничения и дозволения как способы правового регулирования общественных отношений / Р.Г. Нурмагамбетов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 12(90). С. 71-78.

10. Осипов М.Ю. Механизм правового регулирования и механизм реализации права: понятие и соотношение / М.Ю. Осипов // Современное право. 2013. № 12. С. 16-21.

11. Панкова О.В. Основные направления исследований механизмов в праве в современной научной доктрине / О.В. Панкова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2020. №. 1. С. 66-80.

12. Савенков А.Н. Трансформации прав человека в современном мире : монография / А.Н. Савенков; Отв. ред. А.Н. Савенков. М. : Норма : ИНФРА-М, 2020. 256 с.

13. Скрипник А.В. Механизм правового регулирования: его составные части и содержание /

Literature:

1. Alekseev S.S. The mechanism of legal regulation in a socialist state. M., 1966. 187 p.

2. Bentham I. Introduction to the foundation of morality and legislation. M. : ROSNEP, 1998. 416 p.

3. Vlasenko N.A. Theory of state and law: textbook for undergraduate students. 3rd ed., add. and correct. M. : Norma : INFRA-M, 2021. 480 p.

4. Kosykh A.A. Persuasion in the legal regulation of public relations : monograph. Voronezh : Scientific book, 2017. 165 p.

5. Malinovsky A.A. Harm as a legal category / A.A. Malinovsky // Lawyer. 2006. № 2. P. 4-7.

6. Maltsev G. V. Understanding the law. Approaches and problems. M., Prometheus. 1999. 419 p.

7. Matuzov N.I. Theory of state and law: textbook / N.I. Matuzov, A.V. Malko. 5th ed. M. : Delo Publishing House, RANEPA, 2020. 528 p.

8. Nersesyants V.S. History of political and legal doctrines : textbook for universities / V.S. Nersesyants. M. : Norma: INFRA-M, 2021. 704 p.

9. Nurmagambetov R.G. Constitutional and legal prohibitions, restrictions and permissions as ways of legal regulation of public relations / R.G. Nurmagambetov // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2007. № 12(90). P. 71-78.

10. Osipov M.Yu. The mechanism of legal regulation and the mechanism for the implementation of law: the concept and ratio / M.Yu. Osipov // Modern law. 2013. № 12. P. 16-21.

11. Pankova O. V. The main directions of research of mechanisms in law in modern scientific doctrine / O.V. Pankova // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Law. 2020. № 1. P. 66-80.

12. Savenkov A.N. Transformations of human rights in the modern world : monograph / A.N. Savenkov; Editor-in-chief A.N. Savenkov. M. : Norma : INFRA-MI, 2020. 256 p.

13. SkrypnikA.V. The mechanism of legal regulation: its components and content / A.V. Skrypnik // Law

А.В. Скрипник // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4(172). С. 6-9.

14. Суханов Е.А. Российское гражданское право. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 4-е изд., стер. М. : Статут, 2015. 958 с.

15. Толмачев В.В. К вопросу о понятии и природе запретов в праве / В.В. Толмачев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 5(88). С. 42-46.

and State: theory and practice. 2019. № 4(172). P. 6-9.

14. Sukhanov E.A. Russian civil law. A common part. Property law. Inheritance law. Intellectual rights. Personal non-property rights. 4th ed., ster. M. : Statute, 2015. 958 p.

15. Tolmachev V.V. To the question of the concept and nature of prohibitions in law / V.V. Tolmachev // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2012. № 5(88). P. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.