УДК 7.067 ББК 87
А.С. Евланова, М.С. Уланов
КАТЕГОРИЯ «УМ-ГЛУПОСТЬ» В ФИЛЬМЕ «СЧАСТЛИВЧИК ГИЛМОР» И В СКАЗКЕ «СИВКА-БУРКА» (ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Аннотация: в данной статье рассматривается категория «ум-глупость» на примере фильма «Счастливчик Гилмор» и волшебной русской народной сказки «Сивка-бурка». Сравниваются герои и их антиподы. Рассматривается вопрос о том, почему одни герои достигают своей цели, а другие нет.
Ключевые слова: ум; глупость; русская народная сказка; фильм «Счастливчик Гилмор»; дурак; трикстер; шут.
A.S. Evlanova, M.S. Ulanov
THE CATEGORY “MIND NONSENSE” IN THE MOVIE “LUCKY GILMORE” AND IN THE FAIRY TALE “SIVKA-BURKA” (THE PHILOSOPHICAL AND CULTUROLOGICAL ANALYSIS)
Summary. This article examines category «mind-mindedness» on the example of the movie «Lucky Gilmore» and the magic of Russian national fairy tale «Sivka-burka». Compared heroes and their antipodes. Addresses the question of why some heroes, reach their goals, while others are not.
Keywords: mind; stupidity; Russian folk tale, the film «Lucky Gilmore»; fool; trickster; jester.
На сегодняшний день кинематограф оказывает огромное влияние на сознание и бессознательное миллионов людей. Образы, транслируемые с экрана, напрямую попадают в бессознательное человека, трансформируясь в архетипические образы, поэтому очень важным является их изучение и понимание. В данной статье рассматривается категория «ум-глупость» в русской народной сказке «Сивка-бурка» и в фильме «Счастливчик Гилмор», т. к. главные герои воплощают в себе в первую очередь архетип «Шут» или «Трикстер». Образ Хэппи Гилмора органично вырастает из своего фольклорного прототипа Иванушки-дурачка.
Главный герой Хэппи Гилмор с детства мечтал стать хоккеистом, однако год за годом терпел неудачи в данном виде спорта. Отец научил его сильному удару, однако вскоре скончался в результате несчастного случая, когда смотрел хоккейный матч. После его смерти Хэппи жил у своей бабушки. Гилмор часто менял работу, пытаясь найти себя, свое призвание. Все его попытки заканчивались провалом, но их кульминацией стал ряд событий, которые, как ни странно, привели главного героя в профессиональный спорт, в котором он, наконец, смог полностью реализовать свои таланты. Когда у бабушки Хэппи Гилмора забрали дом за долги, он несколько раз выиграл пари у рабочих, играя в гольф и забрасывая мяч очень далеко. Поставив перед собой цель выкупить бабушкин дом, Хэппи Гилмор вынужден был участвовать в чемпионатах по гольфу, на которых побеждал и вел себя очень эксцентрично.
Из всего вышенаписанного можно сделать вывод о том, что линия поведения Хэппи Гилмора, вся его жизнь явно напоминают такого персонажа русских сказок, как Иванушка-дурачок из русской народной сказки «Сивка-бурка».
Хэппи Гилмор сталкивается с профессиональным гольфистом Шутером МакГевином, который стремится получить золотой пиджак и благодаря ему обрести еще больший социальный статус и славу. Казалось бы, становится очевидным то, что победа должна всецело принадлежать «умным» мира сего Шутеру МакГевину и братьям Иванушки-дурачка.
Тем не менее, все происходит как раз-таки наоборот. Тогда можно ли говорить о том, что данные ситуации парадоксальны и не закономерны? Давайте посмотрим.
Мотивация Шутера МакГевина была обусловлена его амбициозностью, гордыней, стремлением к славе, статусу. Ради достижения своей цели он готов был на все, и постоянно вредил Хэппи Гилмору, подсылая к нему знакомого, который сначала вербально унижал и оскорблял Хэппи, называя его «мазилой»: «Тебе никогда не попасть, мазила!». Затем же едва не лишил его здоровья и жизни, сбив на машине.
Братья Иванушки-дурачка тоже постоянно унижают его, называя «дурнем»:
- Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошаденку, и я поеду посмотрю на Елену Прекрасную!
- Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай! [2, С.25].
Когда в третий раз братья собираются ехать смотреть на Елену Прекрасную Иванушка-дурачок просит их:
- Дайте мне хоть плохонькую лошаденку: поеду и я с вами!
- Сиди, дурень, дома! Только тебя там и не хватает! [2, С.25].
Необходимо отметить, что ведет себя Иванушка-дурачок очень мудро. Так, если в первый раз он просит братьев, потому что очень хочет посмотреть на красавицу, то во второй раз уже молчит, потому что понимает, что ему не выгодно, чтобы братья согласились взять его с собой. Его просьба в третий раз обусловлена тем, что он хочет еще убедиться в том, что он остается вне подозрения и тем, что он знает, что братья его с собой не возьмут.
Именно поэтому Иванушка-дурачок постоянно спрашивает у них про того чудо-молодца, который почти допрыгнул до окна Елены Прекрасной, лежа на печи да посмеиваясь:
- Братцы родные, а не я ли это там был?
- Куда тебе, дурню, там быть! Сиди уж на печи да мух лови! [2, С. 25].
Иванушка-дурачок обманывает братьев и их жен, что ходит в лес за грибами,
приносит им одни мухоморы, во-первых, потому что торопится и не имеет времени на то, чтобы их собирать, а во-вторых, подтверждает всеобщее мнение, которое ему в данной ситуации выгодно, что он дурачок.
Даже когда Иванушка хочет посмотреть на перстень и бессознательно похвастаться перед братьями, он очень быстро его убирает, скрывает от их глаз, не настаивает на своем:
Тут Иванушке захотелось на царевнин драгоценный перстень взглянуть.
Как размотал он тряпку, так всю избу и осияло!
- Перестань, дурень, с огнем баловать! - кричат братья. - Еще избу сожжешь. Пора тебя совсем из дому прогнать!
Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал. [2, С.26].
Кроме того, когда он оказывается в царских палатах, то не зря Иванушка-дурачок прячется за печку, в уголок, и сидит там. Ведь если бы он сразу вышел и показал перстень, то его бы могли обвинить в воровстве или просто не поверили бы и Иванушка действительно выставил бы себя дурачком. К тому же, если бы царевна хотела найти себе в мужья просто красивого и богатого молодца, то вряд ли бы она стала сама всем присутствующим подносить мед и вино. Таким образом, это была еще и дополнительная проверка серьезности намерений Елены Прекрасной.
Отметим, что мудрость Иванушки-дурачка скорее бессознательная, интуитивная, братья же действуют исключительно под влиянием сознания, разума, и бытовой логики.
Точно также и Хэппи Гилмору удается забить свой победный мяч, когда, казалось бы, с точки зрения разума это становится невозможным. Несомненно, Хэппи много тренировался с самым лучшим тренером, однако Шутер МакГевин играл в гольф еще дольше, и именно у него были все шансы победить. Почему же победа досталась Хэппи? Когда Шутер МакГевин впервые подошел к нему, то между ними произошел следующий диалог:
- Привет. Ну и представление ты сегодня устроил Гилмор. Все только о тебе и говорят.
- Спасибо.
- Я вот, что тебе скажу: у тебя сильный удар, ты неплохо сможешь зарабатывать. Будешь ездить по турнирам, соревноваться на дальность удара.
- Мне кажется, я понял, что ты хочешь сказать. И мне это не нравится. Почему бы тебе не заткнуть свой рот, пока я сам его не заткнул?!
- Нет, не уходи! Давай договоримся: это мой турнир. Я всю жизнь работал, исполняя свой долг. Теперь настал мой час, час Шутера. И мне не хочется, чтобы его победу омрачил какой-то ненормальный клоун-любитель.
- Ты назвал меня ненормальным? Я участвовал в турнире только по одной причине -деньги. Теперь у меня есть еще одна: проучить тебя! [3].
Возможно, Хэппи Гилмор и согласился бы на предложение Шутера или Шутер победил бы его в честной борьбе. Однако МакГевин открыто оскорбляет Гилмора и относится к нему с явным пренебрежением, как и братья Иванушки-дурачка. Из-за его высокомерия, чопорности, заносчивости, эгоистичности, коварства, стремления победить любой ценой Шутер МакГевин, как и братья Иванушки-дурачка проигрывают.
Важно отметить, что в фильме также присутствует любовная линия. Если сравнить знакомство с Вирджинией Хэппи и Шутера, то явно видны отличия. Судя по поведению Шутера МакГевина можно сказать, что его больше интересовала бутылка диетической кока-колы, о чем он и попросил Вирджинию в тот момент, когда она начала рассказывать о своей работе над новым проектом. Хэппи Гилмор же с удовольствием познакомился с девушкой и был искренне рад ее вниманию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что категория «ум-глупость» весьма неоднозначна и парадоксально проявляется в жизни героев. В фильме и сказке противопоставляются «ум» и «глупость», но не самом традиционном для разума и логики понимании. Так, неожиданно оказывается, что именно простоватость, открытость, ответственность, риск Иванушки-дурачка (ведь он действительно сторожил пшеницу и не спал) и Хэппи Гилмора (который хотел помочь дорогому человеку) невероятным образом вознаграждается, и приносит им такое счастье, о каком их «практически мыслящие» братья и конкуренты и мечтать не могли. Соответственно получается,
б2
что к восприятию волшебного подарка (в сказке), или, шире, невероятной возможности, - способным оказывается только дурачок или шут-трикстер, которому как раз-таки присущи все черты перечисленные выше. Тот, кто за свой практический и ясно видимый интерес цепляется, невидимого, чудесного не увидит, не найдет. И ничего волшебного с ним не случится. «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство Небесное..» [1, 5:3].
Список литературы
1. Библия, Новый Завет, «Евангелие от Матфея» 5:3-11.
2. Русские народные сказки (Сивка-Бурка в обработке М.А. Булатова). - М.: Омега, 2006. - 289 с.
3. Фильм «Счастливчик Гилмор», Universal Pictures, 1996.