Научная статья на тему 'Воплощение основных функций искусства через призму русской народной сказки'

Воплощение основных функций искусства через призму русской народной сказки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1719
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА / ФУНКЦИИ ИСКУССТВА / ТВОРЧЕСТВО / ДУХОВНОСТЬ / RUSSIAN FOLKTALE / FUNCTIONS OF ART / CREATION / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусарова С.В.

Объектом исследования является изучение и анализ русской народной сказки с точки зрения ее полифункциональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object of research is studying and analysis russian folktale in terms of its polyfunctionality.

Текст научной работы на тему «Воплощение основных функций искусства через призму русской народной сказки»

УДК 398.1

ВОПЛОЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

С.В. Гусарова

Аннотация. Объектом исследования является изучение и анализ русской народной сказки с точки зрения ее полифункциональности.

Ключевые слова: русская народная сказка, функции искусства, творчество, духовность.

Abstract. Object of research is studying and analysis russian folktale in terms of its polyfunctionality.

Keywords: russian folktale, functions of art, creation, spirituality.

С самых древних времен, еще до появления письменности, народ создает сказки. В них отражены его мудрость, мечты и чаяния, запечатлены поэтическое восприятие мира. Сказки раскрывают характер народа, отражают стремление к свободе и справедливости.

Теоретик эстетики Ю.Б. Борев писал: «Сказка выражает совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа, создает фундамент искусства, саму его природу и корни...»

Знание глубинных основ своего народа - это путь к пониманию самого себя, а значит, дорога в будущее. Поэтому целью нашей работы является поиск воплощения основных функций искусства в русской народной сказке.

Исследованием основных функций искусства вообще и функций устного народного творчества занимались такие авторы, как: Б.Г. Лукьянов, М.М. Рукавицын, Ю.Б. Борев, М.С. Пенкин и другие.

Анализ работ данных авторов и их творческое обобщение, позволили нам выделить следующие функции искусства, которые нашли воплощение в русской народной сказке.

ОБЩЕСТВЕННО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Деятельно-преобразующее начало русской народной сказки проявляется в том, что в сказках заложено стремление человека изменить мир по законам красоты.

Сказки являются неисчерпаемым источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов.

Наибольший интерес к сказке возник в середине XIX в., и с тех пор она постоянно притягивает художников, композиторов, писателей, режиссеров. Появляются новые виды искусства, но сказка все равно продолжает волновать и служит темой и источником вдохновения. Многие художники обращаются именно к сказке как кладезю идей и, беря ее за основу своего творчества, предлагают новые интерпретации, используя новые средства выразительности.

Многие ученые посвящали свою жизнь собиранию сказок, их пересказу и литературной обработке. Литература на всех этапах своего развития сохраняет связи с фольклором, но характер таких связей изменчив. Это может быть заимствование сюжета, мотива, влияние фольклора на композицию литературного произведения, структуру художественного образа. Сказочная стихия определяет, например, внутреннюю логику образов и весь строй таких шедевров, как стихотворные сказки Пушкина, гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Конек-горбунок» П.П. Ершова.

Этот ряд легко можно продолжить, вспомнив, как много писателей создавали на основе бессмертных сюжетов и тем русской сказки -свои, авторские. Среди крупных русских и советских писателей, обрабатывавших сказки, есть такие знаменитые имена, как:

B.Ф. Одоевский - «Мороз Иванович», «Городок в табакерке»;

C.Т. Аксаков - «Аленький цветочек»;

Д.Н. Мамин-Сибиряк - «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку», «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказочка про Козявочку», «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост»;

А.Н. Толстой - «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки» и многие другие.

Эти авторы создали целое направление в художественной литературе - литературную сказку. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

Сегодня народная сказка получила свое развитие в новом для себя жанре - «фэнтези».

Фэнтези (от англ. fantasy - «фантазия») - вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.

Блестящим примером российского фэнтези является творчество А.Белянина, создавшего цикл «Тайный сыск царя Гороха», где действие разворачивается в далекой сказочной Руси, в городе Лукошкино, а главными героями являются милиционер Никита Ивашов и. Баба-Яга, Леший, Водяной, русалки и, «главный криминальный авторитет» - Кощей Бессмертный.

Большие живописцы тоже не обошли сказочных героев. В живописи воспел русскую народную сказку В.М. Васнецов— русский живописец, создававший произведения на темы русских былин и народных сказок. Его знаменитые полотна «Иван царевич с Еленой прекрасной на Сером волке», «Ковер-самолет», «Аленушка», «Три царевны подземного царства» воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа.

Вдохновенное живописное полотно «Садко в подводном царстве» создал по мотивам народной сказки И.Е. Репин, а живописец К.Е. Маковский в своих полотнах воспевает красоту сказочных царевен.

А сколько великолепных художников иллюстраторов работало в жанре народной сказки: И. Я. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина, Б. Зворыгин, Л. Владимирский, В.Г. Сутеев и многие другие. Эти замечательные иллюстраторы книг, рисуя сказочных персонажей, волшебные предметы и сказочные царства, подарили нам целый удивительный мир зримых образов, помогающих нашему воображению, воспитывающих наш художественный вкус.

Образы народной сказки воплотил в своих монументальных архитектурных ансамблях Ф.О. Шехтель. Его знаменитые особняки С.П. Рябушинского, З.Г.Морозовой, Ярославский вокзал и здание Детского театра в Таганроге созданы под влиянием сказочных теремов.

В музыке обессмертил русскую народную сказку композитор Н. Римский-Корсаков. Его знаменитые оперы: «Сказка о царе Салта-не, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтанови-че, и о прекрасной Царевне Лебеди», «Снегурочка», «Садко» впервые позволили музыке соприкоснуться с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть - «Сказочником»).

А сколько прекрасных сюжетов народная сказка дала драматическому и кукольному театрам!

Именно сказочное кино для всех возрастов стало основной темой творчества кинорежиссера Александра Роу, который поставил такие знаменитые вариации на тему русских народных сказок, как «Василиса Прекрасная» (1940), «Кащей Бессмертный» (1945), «Марья-искусница» (1959), «Мороз-ко» (1965, фильм получил приз «Золотой лев св. Марка» на XVII Междуна-

родном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции), «Огонь, вода и... медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969).

По сюжетам народной сказки было создано множество мультипликационных фильмов. В этом стиле работали такие художники-мультипликаторы, как Н. Марченкова, А. Лавров, Н. Зурабова, В. Гончаров, А. Татарский, А. Педан.

Сказочные персонажи запечатлены в камне, мраморе, деревянных барельефах. На Манежной площади в Москве можно увидеть, как русская народная сказка нашла свое воплощение в скульптуре. Скульптором З.Церетели воссозданы в бронзе знакомые нам с детства образы Аленушки, грустящей о потерянном братце, Ивана-царевича и царевны-лягушки, лисы и журавля.

Неисчерпаемым источником творческого вдохновения является народная сказка для прикладного искусства. Сказочные сюжеты оживают в лаковой миниатюре Палеха и на жостовских подносах, расцветают золотом в хохломской росписи, воплощаются в бело-голубых фигурках гжели.

Современные ландшафтные дизайнеры Е. Голосова и А.Сапелин на основе сюжетов народной сказки создали в садово-парковой культуре целое направление - «русское кантри», где настоящая избушка на курьих ножках, статуя Бабы-Яги и деревянная изгородь делают уголок сада живой иллюстрацией к русской сказке.

Общественно-преобразующее воздействие народной сказки имеет реально-действительный характер. Выдвигаемые народной сказкой идеалы гармонии человека и мира, внутренней гармонии личности - это средство пробуждения творческой направленности активности человека. Пробуждая в людях творческий порыв, сказка призывает нас к преобразованию мира, искоренению зла и несправедливости.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Познавательные возможности народной сказки огромны, ее невозможно заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Сказка способна к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. В научной формуле воды Н20 схвачен закон существования этого явления. Но явление богаче закона. Сказка осваивает богатство предметно-чувственного мира, открывает новое в уже известных вещах, в обыденном и привычном - необычное. Сказка открывает

первозданную прелесть вещей, она оттачивает наши чувства, учит по-человечески воспринимать мир.

«В каждом виде искусства свое соотношение деятельного и познавательного начала. В тех видах творчества, где ведущую роль играет деятельное начало, более развита выразительность (например, в архитектуре), а там, где преобладает познание, возрастает значение изобразительности (например, в живописи)», - писал Ю. Борев. Сказка выразительна и изобразительна одновременно. В сказке эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказка - это своеобразное средство просвещения (передача опыта поколений, фактов жизни); но она и средство образования (передача навыков мышления, обобщения, системы взглядов).

Русский педагог и детский писатель К.Д.Ушинский утверждал: «В народной сказке, великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Например, в сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.

Вот другой пример. В сказке «Скупому - копейка» рассказывается о том, как умный солдат договорился с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе одну копейку. Когда старуха клала

масло, солдат ее приободрял: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую «звездочку» копейку заплачу». Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным. В этом основная идея сказки. Но и познавательный ее смысл велик. «Почему, - спросит ребенок, - у старухи получилась одна большая «звездочка»?

В сказке «Иванушка-дурачок» рассказывается о том, как он шел, шел по лесу и дошел до одного дома. Вошел в дом, там оказалось 12 печей, в 12 печах - 12 котлов, в 12 котлах - 12 горшков. Иван, проголодавшийся в дороге, начал подряд пробовать еду из всех горшков. Уже пробуя, он наелся. Образовательное значение приведенной детали сказки в том, что в ней вниманию слушателей предложена задача: 12 х 12 X 12 =? Мог ли наесться Иван? Не только мог, более того - съесть столько в состоянии только сказочный герой: если он перепробовал во всех горшках, то съел 1728 ложек пищи!

Сказка выступает «как учебник жизни», который читают даже те, кто не любит других учебников. Познавательная информация, содержащаяся в сказке, огромна. Она существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, сказка служит средством и познания мира, и самопознания личности.

ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Народная сказка выступает как анализ мира, как его философское постижение, поиск своей концепции человека и человечества. Сказка с малых лет живет в нашем сознании, создавая свой мир невозможных и невероятных событий. Порой при помощи сказки мы восполняем пробелы нашей реальной и часто такой жестокой жизни, миром волшебных, сказочных образов. Ведь в сказке возможно все! В ней легко нарушается связь пространства и времени: например, опустившись на дно колодца можно оказать за тридевять земель, а, задержавшись в сказочной стране на день, вернешься домой только через год. При помощи живой и мертвой воды можно управлять жизнью и смертью, а дети в сказках растут не по дням, а по часам. Человек понимает язык животных и растений и даже может разговаривать с землей и морем, ветром и камнем. И верно служат человеку волшебные предметы: несут по бездорожью сапоги-скороходы, угощает

скатерть-самобранка, прячет от врагов шапка-невидимка, защищает меч-кладенец. Сказка словно указывает нам на скрытые возможности человека, и мы начинаем верить, что и в реальной жизни у нас все получится.

При этом сказка несет в себе не только фантастическое начало, но и философский смысл. Большинство сказок - это история о человеческом счастье, о верности, о любви. Герои сказок преодолевают множество препятствий на своем пути к счастью. И хотя в этом им часто помогают волшебные силы, главное - человек, его мужество.

Приглашая в мир увлекательных волшебных сюжетов, сказка обязательно содержит в себе «урок», который следует извлечь и понять. Например, в русских народных сказках встречается знаменитое выражение: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». В книге «О духовном смысле русских сказок» этому образу дается следующее значение: «Сие значит: пойди вглубь Сердца своего - за пределы своего ограниченного разумения («не знаю куда») и обрети там Высший Дар - невыразимое в словах («не знаю что»). Ищи не вовне, а внутри себя; Раскрой свою Истинную Природу - Самосиянный Свет, извечно пребывающий в твоем Сердце. И достигший успеха на сем поприще становится в конце сказки «Царем» - Владыкой, то есть Тем, Кто владеет СОБОЙ».

Ведь сказка не только воспевает красоту, доблесть, силу и смелость, но и учит ценить доброту, помощь друзей, дает силы верить в справедливость. Причудливым образом, сталкивая два мира: мир добра и зла сказка незаметно, исподволь, подсказывает нам правильный выбор. Наиболее ярким образом правильного выбора жизненной позиции является знаменитый Вещий камень, что лежит на развилине путей-дорог, а на нем надпись: «Направо пойдешь - коня потеряешь; налево пойдешь - друга потеряешь; прямо пойдешь - себя потеряешь». Сколько в жизни человека будет таких краеугольных камней, когда надо будет суметь сделать правильный выбор! И сказка исподволь приводит нас к убеждению, что только тот, кто не убоялся трудностей, не отступил, не свернул с намеченного пути и добьется успеха. А тот, кто дрогнул и пошел по легкой, «кривой» дорожке, тот уйдет в никуда. Ведающему - достаточно.

Сказки - это настоящая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.\

ФУНКЦИИ ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

В сказках отражены давние мечты народа. Издревле люди мечтали увидать дальние страны, никуда не отправляясь, знать все, что на свете творить-

ся, летать под облаками, не тратя усилий получать вкуснейшие кушанья со скатерти-самобранки и кататься на самоходных санях. Прошли века, и некоторые, казалось бы несбыточные, сказочные фантазии нашего народа воплотились в жизнь. То, что много лет воспринималось как исключительно сказочный образ, стало привычным и обыденным. Например, в сказке «Финист - Ясный сокола» говорится о волшебном «серебряном блюдечке и золотом яичке», при помощи которого можно увидеть все, что твориться на белом свете. Не напоминает ли оно вам наш телевизор? Или возьмем, например, сказку «По щучьему веленью». Ну как можно не узнать в самоходных санях автомобиль? Ну, а сходство между печкой и паровозом совсем уж на лицо. Почти во всех сказках герои получали в свое распоряжение один, а бывает и более волшебных предметов. Чтобы заслужить на этот предмет право, героям приходилось проходить сложнейшие испытания, в нашем же мире такие предметы есть за малым исключением, есть у всех.

В табл. 1 мы приводим «список соответствия» сказочного мира и современной реальности.

Таблица 1

Вополощение сказочных атрибутов в достижениях современных технологий

Сказочные предметы Реальные предметы

Средства Сухопутные

передвижения Ступа и помело Автомобили, поезда,

«.Баба-яга во весь дух на железной ступе велосипеды, ролики.

скачет, пестом погоняет, помелом след за-

метает...»

«Марья Моревна»

Сапоги-скороходы

«.Надел Иван-царевич сапоги-скороходы и

побежал семимильными шагами»

«Елена Прекрасная»

Печка и сани самоходные

«... Тут в избе углы затрещали, крыша за-

шаталась, стена вылетела, и печь сама по-

шла по улице, по дороге, прямо к царю.. «По

щучьему велению»

Воздушные

Ковер-самолет Самолеты, вертолеты

«Живо уселись все на ковер-самолет и поле-

тели в царство Елены Прекрасной...»

«Вещий сон»

Продолжение таблицы 1

Сказочные предметы Реальные предметы

Деревянный орел.

«Поднял его деревянный орел и вынес по воз-

духу из царской палаты. .»

«Деревянный орел»)

Музыкаль- Гусли-самогуды Музыкальный центр,

ные инстру- «...Вот однажды царя дома не случи- магнитофон, медиа-

менты лося, царевна подсела к окошечку, глядит - Ванька сидит на пенечке да играет в гусли-самогуды, а перед ним свиньи пляшут». «Гусли самогуды» проигрыватель

Средства Серебряное блюдечко и наливное яблочко Телевизор

получения «Катится яблочко по блюдечку, наливное по

информации серебряному, а на блюдечке все небо красуется; ясно солнышко за светлым месяцем катится, звезды в хоровод.. » «Финист - Ясный сокол»

Книга волшебная Компьютер,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«.Посмотрела в свою волшебную книгу и Интернет

тотчас узнала, что сидит в золотой клетке

не простая птичка-малиновка, а молодой

солдат.. »

«Елена Премудрая»

Клубочек путевой «Баба-яга рассказала Ивану, что Змей- Навигатор

Горыныч живет в тридевятом царстве. И дала ему волшебный клубок.

- Куда клубок покатится туда и иди...»

«Царевна лягушка»

Продукты Яблоки (молодильные, волшебные, не ГМО

питания всегда полезные...) «Принесла служанка яблоки, царевна ушла и свою комнату и съела все три; пошла посмотреться в зеркало, а у ней на лбу рога выросли.» «Медный лоб»

Предметы - Скатерть-самобранка Целый арсенал ку-

помощники «Достал из-за пазухи скатерть, развернул и хонных помощников:

по хозяйству откуда чего взялось: наставились кушанья разные, меда душистые, вина сладкие, за- мясорубка, кухонный комбайн, миксер,

куски, заедки всякие .» аэрогриль, микровол-

«Барашек, скатерть и сума» новая печь.

Окончание таблицы 1

Сказочные предметы Реальные предметы

Серебряные пяльцы, золотая иголочка «Бери серебряные пяльцы, золотую иголочку. Иголочка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату...» Серебряное донце, золотое веретенце «Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая...» «Финист - Ясный сокол» Швейная машинка, механическая прялка

Освещение Перо жар-птицы «.и наехал стрелец на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!» «Жар-птица и Василиса-царевна» Череп с горящими глазами «Но темнота продолжалась недолго; у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как днем». «Василиса Прекрасная» Электрическая лампочка, фонари, работающие на солнечных батареях

В сказках в фантастических образах наиболее ярко отражены мечты народа, его стремление покорить природу, овладеть ее тайнами.

ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ

ФУНКЦИИ СКАЗКИ

Как любая знаковая система сказка имеет свой исторически и национально-обусловленный код, свои условные обозначения. Через сказку устанавливается связь поколений. «Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа, - писал А.Н.Толстой.

В старые времена сказки не записывались, они передавались из уст в уста. Таким образом, из сказки уходило все лишнее, и оставалось лишь самое важное, то, без чего сказки бы и не было. Это суть сказки, ее сказочный смысл, таинство, о котором нельзя говорить обычными словами. Язык сказки - особый. А как иначе? Волшебство, тайна древних знаний не может быть передана запросто, а не то мудрость растеряется, растворится, станет глупостью, или чем-нибудь более страшным.

Поэт XX в. Юрий Кузнецов в стихотворении «Атомная сказка» с грустью и горечью показывает, что может произойти со сказкой, если она утратит таинство:

Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад, Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленьи полета По сребристому следу судьбы И попал он к лягушке в болото За три моря от отчей избы.

- Пригодится на правое дело! -Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века, И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака.

В сказках - каждое слово важно. Потому, что в сказках важно не только «что и с кем» происходит, но сама атмосфера сказочного мира, бесценные, пусть и не всегда понятные детали сюжета, и, главное - их общий смысл - соединяющий и оживляющий все повествование. Иными словами, в сказке, прежде всего, важно то волшебное воздействие, которое тем сильнее, чем оно менее объяснимо.

Образы сказок полны поэзии, покоряют своей яркой выразительностью. Для сказок характерна символика, например богатырь - воплощение силы, жар-птица - олицетворение мечты о счастье. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.

Ушли в далекое прошлое тот быт и обычаи, о которых повествуют сказки. Мы не знаем прясло, какова на вкус пареная репа, почему губы сковородником (и что такое вообще сковородник?). Сказка возвращает к жизни целый пласт народной жизни, давно нами забытый. Сказка становиться своеобразным мостом, соединяющим прошлое и настоящее.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

«Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. » - эти слова лучшим образом характеризуют воспитательную функцию сказки. Сказка позволяет пережить многие чужие жизни как свою, обогатиться опытом других людей, присвоить этот опыт, сделать его фактом своей жизни. Именно в этом заключается источник воздействия сказки на личность, на ее самопонимание и утверждение самоценного значения.

Воспитательная функция сказки высоко ценилась народной педагогикой. Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец», «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде. Высокая поэтическая характеристика «умница и красавица» - это и высокая оценка личных качеств девушки и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания.

В зависимости от возраста сказка предлагает детям все более сложные задачи, учит нормам поведения, ответственности за себя, за свои поступки. Одно из самых ранних правил, которое должен усвоить ребенок - это умение слушаться родителей. Необходимость послушания, умение подчинить свои капризы требованиям старших четко проявляется во многих народных сказках. Ярким примером является сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», где мальчик нарушает запрет старшей сестры: « Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком». Не случайно в этой сказке главный герой - ребенок, это позволяет маленьким слушателям соотнести свое поведение с поступком мальчика и лучше представить опасность капризов и непослушания.

Тема непослушания во многих сказках тесно переплетается с важным вопросом ответственного поведения героя. Сказка с детства учит нас ответственности и за себя и за других. Легкомыслие и нерадивость слишком часто приводят к беде, и сказка предостерегает нас от них. Так один из

часто встречающихся сюжетов (например, сказки «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Нюрочка-девчурочка» и др.), связан с походом маленькой девочки в лес «за грибами, да за ягодами». Причем во всех сказках говорится, что родители (или бабушка с дедушкой) долго не отпускают девочку, и разрешают идти в лес только под ответственность старших девушек, причем строго наказывают «далеко не уходить и подруг не отставать». Но - увы! - и старшие подружки проявляют невнимательность и сами героини все как одна: «Деревцо за деревцо, кустик за кустик. И отстала Снегурушка от подруг». Да, страшно потеряться, остаться одному, и не важно где это произошло: в глухом лесу или среди переполненной улицы, и сказка учит не теряться, не доверять случайным прохожим («Нет, волк, не пойду с тобой, ты меня съешь.!»), и искать путь домой.

Но оказывается, если твое легкомыслие, принесло беду только тебе самому - это еще не так страшно. Гораздо страшнее, если от твоего легкомыслия пострадает твой близкий человек. Вспомним сказку «Гуси-лебеди», где родители поручили старшей девочке приглядывать за младшим братцем. «А дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травку, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси лебеди и унесли мальчика на крыльях.». Всего полторы строчки в сказке описывают состояние девочки, когда она обнаружила пропажу братика: «Она его кликала, слезами заливалась, причитала, что худо будет от отца с матерью.», но эти несколько слов передают весь ужас от осознания свершившейся беды, и, думаем, никого не оставят равнодушными.

Лень, жадность, глупость - пожалуй, нет такого порока, который бы не высмеивала народная сказка. Например, в сказке «Привередница» говорится: «А уж как Малашечка испривереднилась! Ты подай ей хлебца не то пшеничного, а сдобненького, - на ржаной Малашечка и смотреть не хочет! А испечет мать пирог-ягодник, так Малашечка говорит: «Кисел, давай медку!» Нечего делать, зачерпнет мать ложку меду и весь на дочерин кусок ухнет. Сама же с мужем ест пирог без меду: хоть они и с достатком были, а сами так сладко есть не могли.»Здесь воспитательная функция фактически сливается с еще функцией сказки - социальной.

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СКАЗКИ

Сказка выступает «идеологом» важнейших социальных ценностей народа. Труд, семья, уважение положение человека в обществе -эти социальные вопросы повсеместно являются центральными темами в

народных сказках. И Малашечка из сказки «Привередница», не уважающая своих родителей, не ценящая их тяжелый труд, беспечно нарушающая старую истину: «Кто не работает, тот не ест» - получит весьма суровый урок, и куску черного хлебца будет рада.

Герои сказок не получают счастье и богатство ни за что, но достигают благополучия честным, порой весьма тяжелым трудом. Многие народные сказки построены на противопоставлении лени и трудолюбия. Например, сказки «Две сестры» и «Морозко» построены на сравнении двух сводных сестер - ленивой неряхи мачехиной дочери и падчерицы «рукодельницы, песельницы и затейницы».

Сказка не просто формирует уважение к труду, но пробуждает в слушателях чувство восхищения истинным мастерством. В уже упомянутой нами сказке «Две сестры» мы встречает такие строки: «Дала ей мачеха паклю толстую, а у падчерицы идет нитка, словно шелковая». И настоящим гимном мастерству звучит сказка «Деревянный орел»: «Развернул столяр свой узелок, вынимает из него орла деревянного. Да так этот орел хорошо сделан, от живого не отличишь. Сел мастер на орла верхом и повернул винтик. Поднял его орел и вынес по воздуху из царской палаты. Все стоят, рты разинув, у царя от удивления корона на затылок съехала. Смотрят все, оторваться не могут. Такого мастерства никто не видывал».

Семья - это та незыблемая социальная ценность, которую воспевает практически каждая сказка. Сказка с болью и сочувствием говорит о сиротах, ибо потеря семьи - невосполнимое горе. И самым суровым образом здесь осуждаются те, кто способен обидеть сироту. Вспомним, как начинается знакомая нам с детства сказка «Крошечка-Хаврошечка»: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили...»

Сказка не прощает того, кто обдуманной жестокостью разрушает семью: занесло снегом мачеху, выгнавшую свою падчерицу из дома на лютый мороз («Морозко»), выросли рога у царицы, по приказу которой ее мужа бросили связанного в дремучем лесу («Медный лоб»), а злую сестру, едва не погубившую свою младшую сестру и ее сыновей, «привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю».

Не прощает сказка и равнодушных, ценящих внешний лоск выше душевных качеств. Как заканчивается один из вариантов сказки «Свинка-золотая щетинка»: «Иванушка-дурачок коню в правое ухо влез, в левое вылез и сделался такой молодец - ни вздумать, ни сказать, ни пером

описать! Тут царь ахнул, царевна - жена Ивана - на крылечко выбежала... А он сел на коня и говорит:

- Не любили вы меня Иванушкой-дурачком, не полюблю и я вас добрым молодцем.

Взмахнул плеточкой и был таков».

Зато воспеваются те герои, которые ради своей любви способны как Иван-царевич из сказки «Царевна лягушка», не задумываясь броситься на поиски похищенной суженой, такие как Марьюшка из сказки «Фи-нист - Ясный сокол» , что в поисках мужа «трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала.».

Обретение семьи - это высшая награда, которую сказка дарит своему герою.

Еще обязательно надо отметить, что сказки всегда заступаются за несправедливо обиженных. Неудачи преследуют тех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его и обижал. Мужик берет верх над барином («Вор»), работник над попом, солдат над генералом («Тебе половина»), бедняк над продажным судьей («Шемякин суд»), а младший, обиженный в семье - над старшими самодурами.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

ВНУШАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Через сказки, которые слушают дети с самого раннего возраста, происходит внушение определенного строя мыслей и чувств. Мы не можем утверждать, что сказка оказывает прямое воздействие на подсознание, все-таки сказка - не гипноз, но все мы видим, как сказка воспринимается детьми: молча и заворожено, без критики и обсуждений.

В сказке используются свои оригинальные приемы внушения. Например, любое важное действие в сказке повторяется трижды, пока нужная информация не будет усвоена целиком и полностью. Главное действие в сказке развивается не только в событийном, но и эмоциональном плане. И именно здесь в момент сильного эмоционального переживания маленький человек навсегда впитывает те истины, которые на всю жизнь останутся для него непреложными на всю жизнь: «береги родителей», «люби свою землю», «уважай старших», «не обижай слабого», «будь ве-

рен данному слову» и другие. Над этими истинами задумываются, всегда ли это верно, о них не рассуждают и не спорят. Мы просто знаем, что надо поступать так, а не иначе. В этом и заключается сила внушения.

Например, народной сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что «жил он правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно.». Усиление конкретных проявлений правды синонимами - «работал», «трудился» - свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда - в честном труде и она - на стороне трудящихся. Повторение сказанного усиливает внушающее воздействие.

Слушая сказку, человек невольно впитывает ее образы, примеряет на себя мысли и чувства других людей, и отсюда приходит внутреннее понимание, что настоящий мужчина - это труженик, воин, защитник Родины, надежная опора семьи; что истинное женское призвание быть матерью, дарить тепло и ласку. К слову сказать, сегодняшняя реальность, многое поставила с ног на голову. Молодые люди всеми силами избегают службы в армии, а девушки ставят карьеру выше семьи, но где-то в глубине души мы понимаем, что все это не правильно, и сказка помогает нам вернуться к истинным ценностям. Усвоенные в детстве на критическом уровне эти ценности остаются нашей моральной опорой на всю жизнь.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Если вспомнить, что эстетика - это наука о законах красоты, то мы можем смело утверждать, что в сказках мы находим воплощение понимания народом самой сущности прекрасного. Не случайно самые известные сказочные героини носят имя Василисы Прекрасной и Елены Прекрасной.

Причем сам прекрасный образ чаще всего представлен размытым. Мы не знаем, какого цвета глаза и волосы красавиц, какого они роста, каковы их черты лица. Например, о Елене Прекрасной лишь говорится: «Мчится тройка белых лошадей, и на ней сидит такая красавица, что даже глазом обвести невозможно, только взглянуть, так обрадуешься».

Сказка словно предлагает нам самим дорисовать прекрасный образ.

Мы думаем, что понятие прекрасного складывалось в сознании народа постепенно, и поэтому в сказках образ прекрасного имеет несколько трактовок.

Например, прекрасное - как образ богатства. Такое понимание мы находим в сказке «По колено ноги в золоте», где красавиц царевич опи-

сывается следующим образом: «Приехал к ним свататься Иван-царевич: у него были по колено ноги в серебре, по локоть руки в золоте, на каждой волосинке по жемчужине.». Как мы видим, здесь мерилом красоты являются драгоценные (и, следовательно, весьма дорогие) камни.

Другое понимание прекрасного мы встречаем в сказке с символичным названием «Ненаглядная красота»: «Царь качает люльку, сам приговаривает: Спи, сынок! Спи, возлюбленный! Вырастешь большой, сосватаю за тебя Ненаглядную Красоту, трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру».

В этой сказке красота трактуется как нечто настолько невероятное, что понять ее и оценить сразу и полностью оказывается невозможным.

Но все-таки наиболее частая трактовка красоты - прекрасное как проявление доброты. Это понимание красоты мы можем прочитать в сказке «Василиса Прекрасная»: «Василиса все обиды переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости».

Во многих сказках подчеркивается, что истинной красоты без доброго сердца не бывает. Например, сказка «Белая уточка» начинается так: «В некотором царстве-государстве жил-был царь с молодой женой. Хороша была царица - словно белая березка на поляне, и бела, и кудрява, и нравом ласкова. Все ее любили, только не любила ее старшая сестра. И та хороша была - и бела, и кудрява, да сердцем черна, нравом жестока. Крепко она сестре завидовала...» Таким образом, сказка подчеркивает, что отсутствие высоких душевных качеств делает самую привлекательную внешность отталкивающей.

Поэтому говоря об эстетической функции народной сказки, мы можем утверждать, что сказка способна формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека, ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало в личности, желание и умение творить по законам красоты.

КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Она на наш взгляд отражает одну из самых привлекательных сказочных черт. Народ никогда не покидала вера в торжество добра над злом. Отсюда оптимизм, характерный для большинства сказок. В трудную ми-

нуту сказка выступает как утешение, пробуждает стремление найти утраченную в реальности гармонию. Именно услышанные в детстве сказки формируют в каждом из нас уверенность, что человек способен преодолеть все невзгоды, выйти победителем из самой сложной ситуации.

Как бы ни было тебе плохо, знай, что добро восторжествует, и зло будет наказано. Вспомним, например, сказку «Крошечка-Хаврошечка». Сколько бед пришлось преодолеть героине сказки! Зарезали ее любимую корову - ее единственную защитницу и помощницу. Но Хаврошечка исполняет обет, данный корове, и на ее месте вырастает чудесная яблоня.

«На ту пору ехал мимо сильный человек - богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры так и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сестры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались - руки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка - веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать».

В современном мире сказка поддерживает в людях веру в светлую силу человеческой души. Ведь даже если конец у сказки печальный, как в сказке о Снегурочке, все равно остается ощущение, что все еще будет хорошо. Придет следующая зима с новым снегом и Снегурочка вернется.

И эта уверенность в том, что добро обязательно победит, помогает нам сохранить веру в себя, не ожесточиться сердцем.

Компенсаторная функция сказки наиболее важна в отрочестве, когда подросток особо остро чувствует свои недостатки.

Вспомните, как жестоко высмеивали «умные» братья из сказки «Сивка бурка» своего младшего брата и даже имя ему было Иванушка-дурачок: «Где тебе, дурню! Сиди уж на печи да мух лови!» Но прочитав сказку, даже самый не уверенный в себе мальчишка, поверит, что наступит момент, когда и он сможет посмеяться в ответ обидчикам: «Братцы, а не я ли это был?»

А многим девочкам сказка помогла преодолеть сомнения в привлекательности своей внешности, помогла поверить, что наступит день и лягушка превратится в царевну.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СКАЗКИ

ИЛИ СКАЗКА КАК УДОВОЛЬСТВИЕ

Наверно, самая большая радость детства - это сказки, рассказанные на ночь. Сколько предвкушений радости, ожидания чуда! И даже если ты слышал эту сказку тысячу раз, все равно слушаешь с неослабевающим интересом и удовольствием. Более того, есть самые любимые сказки, которые ребенок готов слушать каждый вечер и зорко следить, чтоб не было пропущено ни единого слова.

Вспомним известные с детства строки из стихотворения Некрасова, о том особой радости, которую получает ребенок при прослушивании сказка:

«И начну у бабки сказки я просить,

И начнет мне бабка сказки говорить.

Как Иван Царевич птицу-жар поймал,

Как ему невесту серый волк достал...

Слушаю я сказки - сердце так и мрет...»

Представим эту атмосферу: теплая печка, пулутень, голос бабушки, читающей сказки то на распев, то медленно и понижающимся голосом в особо важных местах. И становиться понятно, почему такое удовольствие доставляли сказки.

Действительно, гедонистическая функция народной сказки подтверждается многими литературными классиками. Наверное, хоть раз в жизни каждый из нас был готов воскликнуть вслед за А.С. Пушкиным: «Что за прелесть эти сказки!»

Слушанье сказки погружает душу человека в особое состояние радостного ожидания. Открывается удивительный мир. Сказка может и удивить, и насмешить, и растрогать. Главное, она учит сопереживанию герою, делает сердце человека мягче, добрее, отзывчивее.

Сказка доставляет людям наслаждение. Это наслаждение особого рода - духовное наслаждение, сопровождающее и окрашивающее все функции искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение, мы хотим сказать, что принципиально невозможно найти какую-то особую сферу, особый круг жизненных явлений, составляющих исключительный интерес народной сказки. Весь мир для народной сказки - это объект художественного и творческого освоения.

Поэтому все перечисленные нами функции народной сказки не существуют сами по себе. Они переплетаются, перетекают одна из другой, порой один сказочный пример несет в себе несколько значений. Метафоричность, многозначность и недосказанность народной сказки, делают ее прототипом нашей жизни, только в роли людей там иногда выступают звери и волшебные существа.

Сказка существует во имя людей. Она познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает сверхсмысловое влияние и гедонистическое воздействие. Умение слушать сказки, понимать их глубинный смысл - это тоже своего рода искусство, которое дано только человеку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов В. Очерки о народной эстетике. - М., 1982.

2. Борев Ю.Б. «Эстетика». - 4-е изд., доп. - М., 1988.

3. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. - М.1956.

4. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

6. Гулыга А.В. Что такое эстетика? - М., 1987.

7. КузнецовЮ. Сб. стихов «Душа верна неведомым пределам». - М., 1988.

8. Толстой А.Н. «Сорочьи сказки». - М., 1987.

9. Ушинский К.Д. Совершенный человек как цель народного воспитания. - М., 1985.

10. «О духовном смысле русских сказок» - М., 2004.

С.В. Гусарова

канд. пед. наук, доцент,

директор Калужского филиала

Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: Gusarova.S@mfua.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.