ГЕРОИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК И ФЕНОМЕН ИГРЫ
Андрей Вилорьевич Корнеев
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.
Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук, т. 344-29-76, [email protected]
В статье исследуется взаимосвязь между образами героев русских народных волшебных сказок и феноменом игры. Доказывается мысль, что путь самосовершенствования человеком самого себя через игру предполагает обращение к сократовской традиции самопознания, вопрошания собственной души.
Ключевые слова: игра, русская народная волшебная сказка, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Абсолютная реальность, сократовская традиция самопознания.
RUSSIAN FAIRY-TALES HEROES AND PHENOMENON OF GAME
Andrey V. Korneyev
Senior lecturer, Department of Humanities, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., 630108 Novosibirsk, phone: 344-29-76, [email protected]
The relationship between Russian fairy-tales hero image and the phenomenon of game is shown. The author proves that a person’s self-perfection through the game is based on Socratic way of selfdiscovery and inquiring one’s own soul.
Key words: game, Russian fairy-tales, absolute reality, Socratic tradition of self-discovery, Ivanushka-durachok, Ivan-tsarevich.
Игровое отношение к жизни подразумевает стремление свободно творить собственный мир и собственную историю, следуя определенным правилам. В волшебной сказке также создается уникальный мир и уникальная история, где возможно все, но необходимо соблюдать определенные законы. Это моральные нормы, зафиксированные в мировых религиях, и известные нам с детства, как раз благодаря сказкам. Но как раз соблюдение этих норм, уважение к родовым традициям, доброжелательное отношение к миру, позволяют главному герою сказки о Сивке-Бурке превратиться из Иванушки-дурачка в Ивана-царевича.
Е. М. Мелетинский следующим образом описывает особенности образа Иванушки-дурачка: «Рассудочно-эгоистичные старшие братья считают
«глупостью» добрые поступки героя - заботу о покойном отце, патриархальную почтительность к родителям готовность помочь нищим, ласковое обращение с животными и т. д. По мере развития действия выясняется, что «дурачок» умнее своих братьев. «Низкая» внешность скрывает его «высокую» сущность. «Низкое сознание» Иванушки-дурачка - крестьянского сына превращается в «высокое сознание» Иванушки-дурачка - царского зятя»[1].
Иванушке помогают высшие силы, потому что он соблюдает фундаментальные, изначальные законы мироздания. Он доброжелательно
относится к Миру, не вредит ему, верит в справедливость Мира, готов помочь всякой живой твари. Под Миром здесь имеется в виду Абсолютная реальность, которая включает и реальную действительность и то, что человек может вообразить: единство реального и идеального миров. Иванушка-дурачок является органической, естественной частью именно Абсолютной реальности именно поэтому ему для достижения своих целей достаточно совершить наименьшее усилие. Иван-царевич также является органической частью Абсолютной реальности. Именно по этой причине Мир возрождает его к жизни, используя Мертвую и Живую воду и Волка, как волшебного помощника, говоря словами В. Я. Проппа.
Когда человек отделен от Мира и не является его органической частью он вынужден прикладывать огромные усилия для достижения того, что ему необходимо. Это приводит к конфликту с Миром и к его разрушению. Таков образ жизни западной цивилизации, которая следует принципу: «Жить - значит разрушать».
Настоящая игра подразумевает создание собственного мира и собственной истории с целью возвращения в Абсолютную реальность. Волшебная сказка может оказать здесь неоценимую помощь, но только помощь. Каждый человек уникален и должен в конце концов обратиться к сократовской традиции самопознания, вопрошания собственной души. Тогда у него есть шанс со временем начать общаться со своим Высшим Я, а это уже связь с идеальным уровнем Абсолютной реальности.
В статье проанализирована взаимосвязь между образами героев русских народных волшебных сказок и феноменом игры. Доказывается мысль, что путь самосовершенствования человеком самого себя через игру предполагает обращение к сократовской традиции самопознания, вопрошания собственной души. Исследование в дальнейшем будет продолжено.
БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мелетинский Е. М. Г ерой волшебной сказки. - М. - СПб.: Академия Исследований Культуры, Традиция, 2005. - 240 с. - С. 193 - 194.
© А.В. Корнеев, 2012