Научная статья на тему 'Категория «Свобода» в экономико-демографическом измерении'

Категория «Свобода» в экономико-демографическом измерении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / СЕМЬЯ / МАТРИМОНИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / КРЕДИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРЕДИТ / РИСК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барашкова А. С., Ефимова Г. А.

Выявлено распространение гражданских браков как формы свободы матримониального поведения населения. Проанализированы масштаб данного явления, районы его распространения, отношение различных социально-демографических групп населения к феномену свободного брачного союза. Рассмотрены предпосылки и мотивы кредитного поведения семей республики. Показано, что значима роль социально-демографических обстоятельств, прежнего опыта сберегательного поведения и психологической неподготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория «Свобода» в экономико-демографическом измерении»

КАТЕГОРИЯ «СВОБОДА» В ЭКОНОМИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

А. С. БАРАШКОВА,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected]

Г. А. ЕФИМОВА,

соискатель E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера

Выявлено распространение гражданских браков как формы свободы матримониального поведения населения. Проанализированы масштаб данного явления, районы его распространения, отношение различных социально-демографических групп населения к феномену свободного брачного союза. Рассмотрены предпосылки и мотивы кредитного поведения семей республики. Показано, что значима роль социально-демографических обстоятельств, прежнего опыта сберегательного поведения и психологической неподготовленности.

Ключевые слова: свобода, семья, матримониальное поведение, гражданский брак, кредитное поведение, кредит, риск.

В общенаучном понимании свобода интерпретируется как способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей [11, с. 502]. Целеполагание означает субъективную составляющую деятельности. Однако признается, что не существует абсолютной свободы; нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Обычно действуют регулятивные механизмы в виде общественного мнения, норм и ценностей [7, с. 298], разные внешние обстоятельства или объективно-предметная составляющаядеятельности [4, с. 905].

Сферой определенной «свободы» в последнее время выступает институт семьи. Формы самоорганизации семьи в демографическом плане (гражданские браки, сознательное безбрачие, внебрачная рождаемость, миграция) в экономическом поведении (самозанятость, включение в рынок услуг, прежде всего кредитных) могут рассматриваться,

видимо, как проявления свободы, как результат осознания семьями своих интересов и возможностей, соотнесенных с их способностями выбирать и действовать. Свобода в жизнедеятельности семьи в данном случае понимается нами как возможность выбора своего демографического и экономического поведения.

В последние десятилетия практически во всех развитых странах отмечаются сожительства, свободные союзы, пробные браки [5]. Исследователи связывают это явление с трансформированным восприятием «свободы» в сфере сексуального поведения, нежеланием связывать себя прочными узами, либерализацией половых отношений вообще и добрачных в частности, которые, в свою очередь, вызваны ослаблением социального контроля, повышенным уровнем тревожности населения, неуверенностью в завтрашнем дне [1,3,6и др.].

В Республике Саха (Якутия), по данным переписи населения 2002 г., 13% супружеских пар проживали в незарегистрированном браке. Причем 48,8 % всех гражданских браков Якутии зафиксированы всего в трех «точках» (города Якутск, Нерюн-гри с подчиненными поселениями, Мирнинский район). Среди районов с максимальными значениями рассматриваемого показателя выделяются районы, формирующие свое население за счет внешних мигрантов (рис. 1), т. е. районов, в которых население реализует свою свободу и в части выбора места проживания. В районах, где, по-видимому, в большей мере сохранены традиционные представления о нормах брачного поведения (ряд сельских районов Центральной Якутии), в гражданском браке живет менее 7,5 % населения.

Доля }|я г ел (чтя, с а стоящего в гр,-ь+.ланс ком ораке. 2002 г.

I ■ 1 7Т5 л рлркре

ГГГг1 ".» ■ 10 С

ЕЭ ЮД - 12.5

тид 12 6 13,0

Рис. 1. Группировка районов Республики Саха (Якутия) по доле населения, состоящего в гражданском браке, по данным переписи населения 2002 г., %

Основная доля мужчин и женщин, состоящих в гражданском браке, сконцентрирована в возрастной группе 20-29-летних: 25,6 и 31,2 %, соответственно. Предполагаем, что в данном возрастном интервале преобладают ранее разведенные, а в старшей возрастной группе — вдовые, т. е., по сути, это неузаконенная повторная брачность. Молодежь (19 лет и моложе) под влиянием, видимо, некой субкультуры, своего понимания свободы пребывает именно в пробном браке и не осужда-

щины старшего возраста независимо от своего брачного статуса и места проживания в основном осуждают незарегистрированные браки и не желали бы, чтобы их собственный ребенок имел такую семью (табл. 1). Жители промышленного и транспортно-промышленного районов, а также г. Якутска более лояльны в отношении незарегистрированных брачных союзов. Жители аграрно-промышленного и аграрного района придерживаются скорее традиционного подхода к институту брака, что отражается в их мнениях при опросе.

В более позднем по времени исследовании проблем семьи республики также выяснилось различное отношение респондентов к неофициаль-

Таблица 1

Отношение населения к официально незарегистрированным бракам*

ет подобные отношения. Преимущества гражданского союза перед официальным браком им видятся в возможности лучше узнать человека (33,3%), относительно спокойного разрыва отношений (26,7 %), сохранения своей независимости (22,2%) [2, с. 88]. Порядка 30% опрошенных студентов полностью поддерживают свободный союз мужчины и женщины, скорее положительно к таким бракам относятся более 40 % респондентов

В отличие от студенческой молодежи жен-

Вариант ответа

Иш района обследования Отношусь отрицательно Вполне их допускаю Допускаю, но только для Допускаю, но не хотел, чтобы мой ребенок Затрудняюсь Не указано

молодежи имел такую «семью» ответить

Промышленный 26,5 32,1 9,3 18,5 12,3 1,2

Аграрно-промышленный 35,8 18,7 9,7 16,2 11,8 7,8

Аграрный (северный) 34,2 15,8 11,0 12,3 21,2 5,5

Промышленно-аграрный 31,2 20,1 10,4 17,5 16,9 3,9

Аграрный (центральный) 43,8 25,0 12,5 6,3 12,5 0,0

Столичный город 17,0 30,7 11,5 27,5 12,4 0,9

Транспортно-промышленный 27,6 34,3 6,0 22,3 9,2 0,7

Итого по группе 29,3 25,7 9,4 19,1 13,1 3,4

*Рассчитано по материалам обследования «Семья. Женщины. Дети». Якутск, 2005.

ным формам брака1. По мнению одной группы участниц фокусированного интервью, гражданский брак приемлем в обществе как проявление права выбирать, свободы поведения. Оттенок абсолютной уверенности в свободном союзе ощущается в ответах других участниц: «Штамп в паспорте ни к чему не обязывает», «Если он будет ответственный, то даже и без печати в паспорте будет относиться ответственно к своей половине». Признается, что сейчас люди больше проявляют индивидуальность в этом плане, а женщины стали увереннее, финансово могут сами себя обеспечивать, а мужчины, наоборот, чаще не способны прокормить семью и их одолевает чувство стыда. Необходимость регистрировать отношения мужчины и женщины подчеркивается третьей группой участниц, осуждающих гражданский брак. Причем, чем старше респондент, тем он чаще склонен апеллировать к морально-психологическим моментам свободного сожительства; следует советской морали, канонам традиционного воспитания.

Среди причин распространения гражданских браков первенствует формулировка: «возможность проверить данный брак». Тендерное различие обнаруживается в выборе формулировки «проявление индивидуальности» (рис. 2). Мужчины более склонны апеллировать к праву выбора формы отношений между мужчиной и женщиной. Горожанки в 2 раза, селянки почти в 3 раза чаще, чем мужчины, в причинах распространения гражданских браков видят «неуверенность в партнере». В ходе обсужде-

1 Социологическое обследование «Жизнедеятельность семьи и семейные отношения», проведенное в 2008 г. по заказу Комитета по делам семьи и детства при Президенте РС (Я) творческим коллективом, включая авторов статьи, охватило полные, неполные и многодетные семьи в городах Якутске, Покровске и с. Намцы.

Рис. 2. Распределение ответов мужчин и женщин на вопрос: «Почему распространены гражданские браки?»

ния проблемы обнаружилось, что причины часто кроятся не только в некой «моде» свободного совместного проживания весьма юных супругов, но и в неподготовленности к браку, легкомысленном отношении к столь важному шагу, как решение вступить в брак.

Материалы обследования показывают, что респонденты с детьми критичнее относятся к гражданским бракам. Они реже, чем респонденты, не имеющие детей, признают право людей жить в гражданском браке, чтобы проверить данный брак, и реже признают право человека проявить свою индивидуальность. Инициативу сожительства

участники интервью почти в равной мере отводят как мужчинам, так и женщинам. В данном вопросе перекрещиваются такие понятия, как ответственность, инициатива. Часто полагают, что если даже мужчина и хочет взять на себя ответственность, то женщины сами не хотят. Неуверенность в сожителе, невозможность увидеть его в качестве главы семьи в будущем побуждают женщину, находящуюся в большей ответственности перед детьми, инициировать подобную форму отношений.

Относительно новым веянием времени считается также меркантильность супругов, пребывающих в гражданском браке: не узаконивать отношения, а рождение ребенка оформить, например, как внебрачное рождение из-за некоторой разницы в размере пособия матери-одиночке и других привилегий. По мнению опрошенных, гражданские браки больше распространены в городе, поскольку в сельской местности «нравы относительно брака более жесткие».

Коренные трансформационные процессы коснулись не только брачно-семейных отношений. Пафос социально-экономических преобразований, начатых по инициативе «верхов», состоял в переходе к более свободному и процветающему обществу. Это означало больше возможностей для развития личности на основе частной собственности на землю и другие средства производства, право решать, работать или не работать, право производителям самим определять объемы производства, цены на продукцию, размеры заработной платы и т.д. [8, с. 169]. Провозглашенные свободы имеют непосредственное отношение и к семье. Так, появилась возможность приватизировать квартиру, приобрести и иметь в личной собственности жилье. Свобода коснулась и выбора места жительства и перемещений как по стране, так и вне страны.

Наиболее ощутимым следствием появившихся свобод является возможность «жить в кредит» через участие в разных программах кредитования, которые могут составить предмет исследования на последующих этапах. Не умаляя важности воздействия комплекса факторов на кредитное поведение населения, внимание уделим отдельным объективным и субъективным предпосылкам для реализации семьями республики новых возможностей опережающего потребления.

Из материалов социологического обследования «Семья. Женщины. Дети», проведенного Комитетом по делам семьи и детства при Президенте РС (Я) в 2005 г., следует, что реально низкая материальная

обеспеченность семьи или осознание ее таковой выступают в качестве ограничивающего фактора даже при принятии решения женщиной родить очередного ребенка (рис. 3).

Судя по официальным данным, почти каждая пятая семья в республике в 2008 г. имела денежные доходы ниже величины прожиточного минимума (19,6 %, предварительные данные). А выборочные обследования бюджетов домохозяйств с детьми моложе 16 лет показывают высокую долю малоимущих и крайне бедных домохозяйств: 76,8 и 90,6% соответственно [9, с. 97—98]. Приведенные цифры говорят о разных стартовых возможностях семей при реализации ими своего кредитного поведения и изначально предполагают различное целеполага-ние, разную мотивацию.

Кредитное поведение семей в большой мере зависит от социально-демографических характеристик членов семьи. Предполагаем, что установка «жить в кредит» определяется возрастом, родом занятий, сферой занятости супругов, уровнем дохода семьи. Влияние возраста на склонность к заимствованию выявило, что наиболее готовы к кредитам граждане в возрасте от 31 года до 44 лет [10, с. 117]. Это, как правило, члены зрелых, сформировавшихся семей. В социально-демографическом плане они структурно организованы, со сложившимися ценностными ориентирами в жизни. Мотивы их кредитного поведения скорее связаны с улучшением жилищных условий, приобретением недвижимости, вещей для дома, транспортного средства, вложением в собственное дело и др. Фоновым условием их активного включения в рынок кредитных услуг, видимо, является установка на опережающее потребление, внедряемое в сознание граждан с развитием рыночных отношений.

У молодежи (18—30 лет), по материалам Д. Стребкова, стремление жить в долг выражено несколько слабее, что объясняется неопределен-

Рис. 3. Основные причины, препятствующие рождению очередного ребенка в семье

ностью будущего, неуверенностью в завтрашнем дне. На взгляд автора, одной из причин неактивного кредитного поведения молодежи является их экономическая несамостоятельность, финансовая зависимость от родителей и то, что они «живут на всем готовом». Такое мнение сложилось в ходе указанного ранее фокусированного группового интервью женщин-матерей. Так, участницы фокус-групп (преимущественно 45-54-летние) не только не одобряют участие своих уже взрослых, порой семейныхдетей, в кредитовании, но в меру возможностей препятствуют этому. Хотя именно в молодом возрасте необходимо получить образование, профессию. Молодежи хочется «расширить свое жизненное пространство», «увидеть свет», что невозможно без больших денежных затрат.

Следующая возрастная группа полна противоречий в оценке своих действий и отношения к кредитам. С одной стороны, они почти искренне считают, что «умение жить по средствам» — повод для гордости; долг у них вызывает чувство стыда и утрату собственного достоинства. С другой стороны, они активно интересуются новостями в сфере кредитных услуг, обращаются в банки по поводу получения кредитов на улучшение жилищных условий, санаторно-курортное лечение, в целом медицинскую помощь, проведение свадьбы детям и др.

Однако низкий уровень доходов не позволяет им пользоваться кредитами, налицо ограничение их потенциального кредитного поведения и отсюда весьма субъективная оценка всей деятельности кредитных организаций. Естественно, что семья, вступившая в отношения с кредитором, независимо от того, каков кредит, принимает на себя условия договора: срочности, платности и возвратности, к чему, видимо, семьи психологически готовы не в полной мере. Отражается, вероятно, отсутствие или малый опыт участия в кредитовании и, в какой-то степени, оглядка на государственный патернализм в части гарантированности вложений, как было в прошлые времена, т. е., возможно, сказывается опыт сберегательного поведения старшего поколения.

Итак, в стране провозглашены новые права и свободы, открывающие новые возможности для повышения свободы всех и каждого в разных сферах жизнедеятельности. Можно утверждать, что свобода в плане матримониального поведения населения достаточно выражена в нашей республике.

Изучение мнений участников группового интервью показало, что у семьи есть мотивы для участия в программах кредитования, но реальное участие ограничивается рядом объективных соци-

ально-демографических обстоятельств и психологической неподготовленностью брать на себя бремя самостоятельных решений и риска. Низкий денежный доход многих семей изначально обусловливает различное целеполагание, разную мотивацию возможного участия семей в кредитовании.

Список литературы

1. Богданова Л. П., А. С. Щукина. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования. 2003, № 7. С. 100-104.

2. Бравина Р. И., Барашкова А. С. Представления студенческой молодежи о семейной жизни и роль государства в подготовке молодежи к браку // Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения / под ред.

B. В. Елизарова, В. Н. Архангельского. М.: МАКС Пресс. 2005. С. 84-91.

3. Варламова С. Н., НосковаА. В., СедоваН. Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему // Социологические исследования. 2008. № 1.

C. 50-56.

4. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. научн. ред и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.

5. Голод С. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008, №1,С. 40-49.

6. Гукова Е. Г. Социологический анализ устойчивости семьи в современной России. Домохозяйство, семья и семейная политика / под ред. В. В. Елизарова, Н.В. Зверевой. М. Диалог-МГУ, 1997. С. 120-131.

7. Краткий словарь по социологии /под общ. ред Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Корже-ва, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. 479 с.

8. Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Ред. колл.: отв. ред. Т.Н. Заславская, 3. И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1999. 736 с.

9. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия) в 2008 году. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по PC (Я). Якутск, 2009. 269 с.

10. СдаребковДОсновныетипыифакторыкредитно-го поведения населения в современной России // Вопросы экономики. 2004, № 2. С. 109-128.

11. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.