Научная статья на тему 'Категория «Субъект» в китайской научной литературе'

Категория «Субъект» в китайской научной литературе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
126
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Субъект / Объект / Китайская научная литература / категория / Subject / Object / Chinese scientific literature / category

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сюй Шеньцзе, Мухаметзянова Ф. Г., Панченко О. Л.

В статье дан анализ этимологии категории «субъект» на примере китайской научной литературы. Отмечен междисциплинарный аспект категории. Изучен исторический опыт развития категории в литературном пространстве и в научном дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY "SUBJECT" IN THE CHINESE SCIENTIFIC LITERATURE

The article analyzes the etymology of the category "subject" on the example of Chinese scientific literature. The interdisciplinary aspect of the category was noted. The historical experience of category development in the literary space and in scientific discourse is studied.

Текст научной работы на тему «Категория «Субъект» в китайской научной литературе»

УДК 316.6

КАТЕГОРИЯ «СУБЪЕКТ» В КИТАЙСКОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Сюй Шеньцзе, магистрант, Китай Мухаметзянова Ф.Г., доктор педагогических наук, профессор Панченко О.Л., кандидат социологических наук

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

[email protected]; [email protected]; [email protected]

В статье дан анализ этимологии категории «субъект» на примере китайской научной литературы. Отмечен междисциплинарный аспект категории. Изучен исторический опыт развития категории в литературном пространстве и в научном дискурсе. Ключевые слова: Субъект, Объект, Китайская научная литература, категория.

Исхождения понятия субъекта и объекта

Субъект и объект в частности субъект появились в истории философии очень рано, и используются на разном значении. При обсуждении отношение между субъектом и объектом, небольшое исследование истории понятия субъекта и объекта и их исторической эволюции поможет нам правильно понять правильную научную коннотацию субъекта и объекта.

Латинское исхождение слова субъекта—Subjecfus со значением «в следующем, в качестве основы», которое составится из части Sub со значением «в следующем» и части jacio со значением «фундамента». До сих пор слово субъект сохраняет это значение. Как Карл Маркс и Энгельс в «Святом семействе» говорят, что «предмет, существование и субъект действительно являются той же самой идеей и нельзя отделить ум и предмет, о котором думать. Субъект является предметом всех изменений» в повседневной жизни людей тоже существует такое же использование, например, основной проект в строительстве, основная структура и т.д.

В истории философии в Древней Греции, - у Аристотеля, Субъект понимается как носитель некоторых особенностей, состояний, действий, эквивалентное понятие сущности в онтологии («древнегреческая и римская философия» на с. 309, 312, 1957г.).

Средневековые философы первый раз противопоставляли понятие Субъекта и Объекта в оппозиции к использованию. Шотландский философ Иоанн Дунс Скот думает, что «субъект» относится к одному объекту, который на самом деле существует, а «объект» (латинский источник слова объекта «Objecfum» исходил из латинского слова Objecio со значением противоположения) - это результаты интеллектуальной деятельности. Другими словами, смысл понятия «субъекта» и «объекта» в то время имеют иной смысл по сравнению с сегодняшними смыслами, то есть субъект означает некоторые реальные вещи, которые существуют в самом предмете, а объект в целом относится к каким-то чувственным вещам. Лучше сказать, что объект существует в сознании, чем в предмете.

С XVII века, понятие субъекта и связанное с ним понятие объекта первым использовались в эпистемологии. Декарт явно противопоставлял субъективную надежность и самосознание субъекта с объективным реальным миром, выражая отношение субъекта и объекта в философии как особую проблему, и признаются пунктом отправления, когда анализировать знания и,

в частности, доказывать так называемые достоверные знания. Он рассматривает субъект как основное динамическое происхождение в процессе понимания, тем самым открывая путь для условий, формы и предпосылки в процессе познания.

Субъект и объект в китайском языке

Субъект и объект переводится на китайский язык как "^фф" и "^фф". Иероглифы " ^" и " ^" всегда содержат неравные отношения в системе китайского языка. Они содержат своего рода отчуждение и изоляцию.

Иероглиф из "^ф" (субъект) как существительное имеет значение освещенных факелах в китайском языке в самом начале. Иероглиф " ^" в форме Сяоджуань (древняя форма китайских иероглифов во время империи Цинь, создана в 221 г. до н.э.) сверху вниз состоит из следующих частей: пламени, масляная лампа, держатель свечи. Исходное значение - фитиль. Затем добавили ещё значения "хозяин", "главный контролер", "глава" и других с развитием истории. Иероглиф как глагол означает "руководить", "контролировать", "поддержать" и т.д.. Иероглиф "^" как прилагательного означает "главный".

Выше три вида письменности являются иероглифом " ^" в форме Цзягувэнь (древнекитайская письмена на черепашьих панцирей и костях животных в Х1У-Х1 вв. до н.э.), которые образуют оригинальный конусообразной лампы, т.е. зажженной ветвей дерева со смазкой в качестве факела. Они имеют форму дерева "7^С" с символами фитиля и пламени.

Выше вид письменности являются иероглифом в форме Цзиньвэнь (древнекитайская письмена в 11-8 в. до н.э.)

Выше вид письменности являются иероглифом в форме Сяоджуань (древняя форма китайских иероглифов во время империи Цинь, создана в 221 г. до н.э.).

Выше вид письменности являются иероглифом " ^" в форме Лишу (древнекитайская письмена в 3 в. до н.э.--3 в. н.э.) Можно сказать, что эта форма уже очень похожа на иероглиф " ^ " в современной китайской напечатанной форме.

Смысл и эволюция письма иероглифа " ^" показаны рисунком выше. В древние времена огонь был очень ценный, поэтому часто сохраняется в семьях главы народа, так что позже ещё добавили значение "лидер", "главный" и другие.

Иероглиф "^" из "^ф" (объект) используется в китайском языке в самом начале как существительное, означающее "связанный с жильем", то есть "живущий в чужой стране или в чужом доме", позже добавили смысл «посетитель», «гость». Иероглиф " ^ " как прилагательное означает "субъективный и независимый от воли человека".

Выше вид письменности определяется иероглифом " ^ Цзиньвэнь (древнекитайская письмена в 11 в.--8 в. до н.э.)

I.

в форме

%

Выше вид письменности определяется иероглифом " ^ " в форме Сяоджуань (древная формя китайских иероглифов во время империи Цинь, создана в 221 г. до н.э.).

Выше вид письменности определяется иероглифом в форме Лишу (древнекитайская письмена в 3 в. до н.э.--3 в. н.э.) Можно сказать, что эта форма уже очень похожа на иероглиф " ^ " в современной китайской напечатанной форме.

Смысл и эволюция письма иероглифа " ^" показаны рисунком выше. Они состоят из части "Й" (в форме домика с дверью и окном), и части (носок, обозначит пешком) композиции, и это означает, что посетитель вошел в дом. Итак, позже добавилось значение "гость", "посетитель" и другие.

Таким образом, можно обнаружить с помощью указанной выше информации, что в названии «субъекта» и «объекта» в китайском языке включается понимание субъективности и объективности, то есть субъект с инициативой и получит выражение и развитие через самостоятельные действия, а объект имеет объективность и пассивность.

Субъект и объект в мышлении Конфуция

Китайский народ очень рано получил четкое самосознание человека и субъекта. Но, с точки зрения философии, глубокое осознание самими людьми берет начало с самого Конфуция. Конфуций является первым китайским философом, который предложил основную концепцию субъектности, и он положил основной образец китайской традиционной концепции субъекта, следовательно, изучать концепцию субъекта Конфуция имеет важное значение для нашего понимания китайской традиционной концепции субъекта.

Мышление философов на эту тему всегда начинается с самопознания личности. Мышление Конфуция о людях также начинается с самопознания. Он в сводке идеологической развития в своей жизни сказал, что «"^^WEM

("Лунь юй-Вэйджэн"). То есть он решил учиться в молодости и достиг больших успехов, владел независимым трезвым суждением в среднем возрасте, признавая существование объективной необходимости. В последние годы он достиг ещё большего, получив свободу мыслей и действий. Он достиг гармонии и единства свободы и судьбы, субъективности и объективности. Этот краткий обзор хода жизни Конфуция содержит глубокий подтекст. Мы можем ясно видеть, что некоторые из его знаний связаны с субъектом.

Конфуций не систематически обсуждал его идею субъектности, но основные его идеи пронизывают взаимодействие со своими учениками. Чтобы понять идею субъектности в китайской научной литературе, необходимо двигаться с основ ее категоризации.

Литература

1. Мухаметзянова Ф.Г. Принцип становления субъектности в высшем образовании // Китайский журнал нравственного воспитания. №7. 2007. С. 22-25

2. Хэ Вэньцин. Современное идеологическое и политическое образование. Хэфэй: Хэфэйский университет технологий печати. 2008. С. 142-144.

3. Ци Фэн. Философский словарь (пересмотренное издание). Шанхай: Шанхай Словарь Издательство, 2001. С. 2038-2039.

4. Шао Сианьпин. Двухчастная теория взаимодействия субъектно-объектных отношений в идеологическом и политическом образовании. // Теоретическая дискуссия. 2005. N»6. С. 143-144.

5. Цу.й Лийонг О принципе единства субъекта и объекта в идейно-политическом образовании // Журнал провинции Шаньдун молодежи управления кадровым колледжем. 2011. №9. С. 75-77.

6. Го Джань. О межсубъектности или интерактивной субъективности // Журнал Жэньминь университета Китая. 2001. №3. С. 32-38.

CATEGORY "SUBJECT" IN THE CHINESE SCIENTIFIC LITERATURE Xu Shenzhen, Mukhametzyanova F.G., Panchenko O.L.

The article analyzes the etymology of the category "subject" on the example of Chinese scientific literature. The interdisciplinary aspect of the category was noted. The historical experience of category development in the literary space and in scientific discourse is studied. Keywords: Subject, Object, Chinese scientific literature, category.

Дата поступления 12.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.