Научная статья на тему 'Категория «Предел» в современной философии: постановка проблемы'

Категория «Предел» в современной философии: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
236
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЕЛ / РАЗВИТИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ / LIMIT / DEVELOPMENT / CHANGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Струк Елена Николаевна

Цель статьи расширение методологической базы социально-философских исследований пределов развития общества. В ней рассмотрены различные подходы к пониманию предела в истории философской науки. С точки зрения философского терминотворчества дано определение категории «предел» и его родовых категорий: «развитие» и «изменение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category limit in the modern philosophy: problem definition

The purpose of the article is to expand methodological base of social-philosophical research of limits of society development. Various approaches to understanding of the limit in history of philosophical science are considered. The category of limit and patrimonial categories of limit, such as development, change, are defined.

Текст научной работы на тему «Категория «Предел» в современной философии: постановка проблемы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2011. № 2

Е.Н. Струк*

КАТЕГОРИЯ «ПРЕДЕЛ» В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Цель статьи — расширение методологической базы социально-философских исследований пределов развития общества. В ней рассмотрены различные подходы к пониманию предела в истории философской науки. С точки зрения философского терминотворчества дано определение категории «предел» и его родовых категорий: «развитие» и «изменение».

Ключевые слова: предел, развитие, изменение.

E.N. S t r u k. The category "limit" in the modern philosophy: problem definition

The purpose of the article is to expand methodological base of social-philosophical research of limits of society development. Various approaches to understanding of the limit in history of philosophical science are considered. The category of limit and patrimonial categories of limit, such as "development", "change", are defined.

Key words: limit, development, change.

Глобальный системный кризис, с которым столкнулось человечество в новом тысячелетии, заставил задуматься об особенностях социальных изменений в современном мире. Все более очевидным становится тот факт, что историческое движение достигло некоего предела, на границе которого развернулись бурные драматические события. Пристальному вниманию исследователей предстала специфическая область реальности: кризисные состояния, пограничные зоны взаимодействия различных систем, предельная неустойчивость и относительность бытия. Сегодня человечество все больше теряет ориентацию в мире, отрывается от онтологических начал своего существования. Поэтому проблематика социальных изменений общественной жизни остро стоит перед сегодняшними исследователями. Требуются концепции, позволяющие ориентироваться в постоянно меняющемся обществе, в условиях становления новых правил взаимодействия отдельных элементов и подсистем внутри видоизменяющейся социальной системы. В связи с этим появились совершенно новые философские проблемы, работа над решением которых заставляет по-иному взглянуть на классические проблемы человека и общества.

* Струк Елена Николаевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного университета путей сообщения, тел.: (8) 395-222-41-24; e-mail: struken@rambler.ru

Со вступлением человеческой истории в этап исторического перехода, связанного с социально-экономическими и духовными преобразованиями, переоценкой старых ценностей и созданием новых ценностей, связано включение феномена «предел» в категориальную систему философии. Осознание феномена предела как реальности и его влияния на социум многозначно. Ситуация настоятельно требует научной, а точнее, философской рефлексии этой действительности и ее достаточно широких преломлений. Понятие «предел» выступает научной и мировоззренческой универсалией, которая прежде явно не осознавалась в таком качестве, хотя неявно функционировала во всем социальном опыте человека и общества, в их деятельности, взаимодействии и поведении. Предел понимается нами как общее свойство универсума, которое является объективным атрибутом всех сфер природы, социума и человека.

Необходимость постановки проблемы предела/пределов связана с тем, что на протяжении последних полутора веков из всех фундаментальных и прикладных отраслей знания приходили «сигналы», свидетельствующие, что к числу важных, хотя и нетрадиционных для философского дискурса универсальных закономерностей, относится закономерность, выражающая действие предела — универсального эволюционного механизма изменения, проявляющего себя особым образом в рамках каждой конкретной области действительности. На сегодняшний день принципиально невозможно осуществить на теоретическом уровне анализ появляющихся новых проблем, если нет ясности и четкости определения научных понятий. Известно, что категории являются важнейшими элементами консолидации теоретического дискурса. «В философских категориях — это является одним из их важнейших признаков — отражается сущность более высокого порядка, чем в понятиях какой-либо науки — необходимая закономерная связь, общая явлениям различной природы» [М.И. Конкин, 1980, с. 73]. Категории выступают в виде «сгустков» познания, его концентраций. С точки зрения философии, категории являются формой закрепления полученных знаний. Они выступают в роли инструмента дальнейшего изучения мира. Неопределенность и незавершенность становления новой общественной системы обусловливают невозможность объяснения ее развития привычным методологическим аппаратом. Современное знание обнаруживает принципиальную незавершенность познания общих закономерностей происходящих социальных изменений, а существующие подходы (диалектический, структурный, системный и т.д.) уже исчерпывают себя, и здесь требуется синтез различных подходов, основанный на холической методологии.

Довольно сложной задачей оказывается задача ответа на вопрос: что такое предел? Поиски конструктивного ответа на данный вопрос — цель настоящей работы.

Возможно несколько путей поиска ответов на обозначенный выше вопрос.

Первый и наиболее заманчивый — рассмотреть все возможные случаи предела в каждой из фундаментальных наук о природе, обществе и познании. Однако этот путь наряду с несомненными достоинствами (анализ реальных пределов) содержит в себе и явные недостатки. Частные подходы, принципиально незавершенные и неполные по своей сути, не дают ответа на вопрос о сущности предела и поэтому не являются всеобщими определениями даже во всей своей совокупности.

Второй путь рассмотрения предела. Можно сделать обобщение частных случаев исходя из анализа конкретно-научных типов пределов. Но и такой подход будет недостаточно полным и сущностным. Он будет содержать в себе ограниченности неполной индукции. Это будет один из возможных вариантов ответа на вопрос, в зависимости от того, какой из типов предела примет исследователь за основной и базисный для обобщающих выводов.

Третий и наиболее перспективный вариант — исходить из общей теории развития, частным случаем которого является предел. Однако в этом случае мы не сможем покинуть поле дискуссий, так как понимание развития, а вместе с ним и предела было исторически различным, остается таковым и сейчас и будет неоднозначным в будущем. Это значит, что дать всеобъемлющее определение категорий развития и предела, абсолютно истинное толкование их в принципе невозможно, как, впрочем, и любой другой философской категории. Но можно отразить суть вопроса исходя из общего уровня развития научного и философского знаний. Это должно быть синтетическое суждение, основанное на единстве индуктивного и дедуктивного методов анализа, на обобщении исторического опыта и интуитивном озарении мысли.

Категория «предел» по своему содержанию исключительно многообразна и многослойна, непосредственно это раскрывается при попытке обнаружить ее определенное содержание как фиксированного слова в языке философии, так как употребление ее оказывается настолько широким и разноплановым, что представляется затруднительным очертить четкую сферу ее применения. О пределе пишут как о крайней черте чего-либо, как о норме или запрете, как о законе, пределы прилагают к пространственной и временной характеристике материального мира, к математическим и физическим объектам, к человеческому бытию вообще, к естественно-природным процессам и т.д. Неоднозначность, но и универсальность

данной категории можно обнаружить в языковых интерпретациях, традициях и т.д. Размышляя о категории «предел» неизбежным становится ситуация тавтологии (описанная М. Хайдеггером), так как сам язык пронизан пределами, предельными являются и человеческая природа, и разум, и чувства.

Неоднозначны и трактовки определения предела в зависимости от типа носителя, продуцента опыта, от выбранного круга общественной проблематики, от внешнего или внутреннего плана рассмотрения. Предел и все, что с ним связано, находит воплощение в различных теоретических построениях, зависящих от особых «культурно-исторических априори», важнейшим из которых является язык. Люди живут не только в материальном и социальном мире, «в значительной степени они все находятся во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе» [5. Сепир, 1993, с. 261]. Проблема определения категорий и понятий выражена в известной гипотезе Сепира—Уорфа о лингвистической относительности: «Мы расчленяем мир, организуем его в понятия и распределяем значения так, а не иначе в основном потому, что мы — участники соглашения, предписывающего подобную систематизацию... Определить явление, вещь, предмет, отношение и т.п. исходя из природы невозможно; их определение всегда подразумевает обращение к категориям того или иного конкретного языка» [Б.Л. Уорф, 1960, с. 175—177]. Таким образом, «мышление всегда движется в колее, пролагаемой языком. Языком заданы как возможности мышления, так и его границы. Но о том же самом говорит и опыт интерпретации, которая, в свою очередь, имеет языковой характер. Когда, например, мы не понимаем некоторый текст и отдельное слово озадачивает нас своей многозначностью, предлагая разные возможности своего истолкования, мы, бесспорно, имеем дело с препятствием на пути языкового осуществления понимания» [Г.-Г. Гадамер, 1991, с. 13]. Именно при попытке определения сущности предела бросается в глаза его противоречивость и парадоксальность. Первый парадокс возникает уже в попытке семантического определения предела, так как определить предел — значит, ограничить его, положить ему предел/границу, указав на родовую и видовую принадлежность. Таким образом, рефлексия по поводу сущности предела попадает в собственный герменевтический круг. Однако этот круг имеет онтологический характер, от него невозможно, да и не нужно освобождаться. По мнению Гадамера, мы не можем преодолеть историческую обусловленность нашего понимания. Он говорит о «ситуационной укорененности» понимающего субъекта, причем видит в этой укорененности положительное начало для исторического понимания.

В современном научном тезаурусе употребление слова предел — явление обыденное. Категорией предела оперируют практически все — от тех, кто использует обыденный язык, до создателей сложных математических и философских теорий. В самом общем виде его смысл понятен всем, однако в специальном философском понимании нигде не проясняется. Парадоксально приобретя право быть и восприниматься научным сообществом в качестве специального термина, предел не имеет четкой дефиниции. Чаще всего предел используется, во-первых, в своем буквальном значении как граница, рубеж, допустимая норма и, во-вторых, как составная часть словосочетаний, в которых он уточняет временные или пространственные рамки («предел эпох», «предел терпения», «за пределом»).

Значительная часть терминологической неоднозначности вокруг категории «предел» в философии объясняется тем, что социальный конструкт, описываемый данным термином, постоянно изменяется и развивается. Разночтения в дефинициях, по мнению автора, являются естественным следствием многослойности, многосторонности, необычайной многогранности пределов как природного, так и социального явления. При этом сущность предела неуловима, размыта и поэтому постоянно проскальзывает через любую сетку дефиниций. Он оказывается прозрачным для рефлексии, так как сам задает возможности смыслу, рефлексии и дефиниции. Определение предметной сущности предела оказывается практически невозможным, так как он является скорее условностью, чистым «опосредствованием» (Гегель). Поэтому лишь рефлексия опосредствует сущность предела средствами понятийного аппарата. Сущность предела возможна только в замкнутом размышлении о нем самом.

Занявшись философским терминотворчеством, необходимо отметить, что введение или, вернее, возвращение в философскую науку категории «предел» осуществляется при помощи приема, известного как прием семантической конверсии, т.е. перевода слов общеупотребительного языка в разряд научных терминов. Поэтому в данном случае считаем уместным начать формирование определения категории «предел» с изучения его трактовки в общеизвестных словарях русского языка.

В Словаре русского языка даются следующие значения слова «предел»:

«1. Край, конечная часть чего-либо. Переносное: конец, окончание, завершение чего-либо.

2. Мн.ч. пределы. Естественная граница или условная черта, являющаяся границей какой-либо территории; рубеж. Местность, пространство, заключенные в какие-либо границы. Край, страна. Промежуток времени, ограниченный какими-либо сроками (обычно в сочетании в пределах).

3. Мера, граница чего-либо; рамки. Высшая степень чего-либо.

4. Математическое. Постоянная величина, к которой приближается переменная величина, зависящая от другой переменной величины, при определенном изменении последней» [Словарь русского языка, 1989, с. 470].

Категория «предел» является абстракцией и, как всякая абстракция, не может быть определена точно и однозначно. В то же время «предел» — категория универсальная, применяемая в различных сферах жизни и деятельности. В качестве научного термина слово «предел» употребляется в нескольких отраслях науки — математике, физике, лингвистике. В физике, например, под пределом (пропорциональности, текучести, упругости, усталости) понимается наибольшее напряжение при различной деформации материалов [Физический энциклопедический словарь, 1965], при котором еще не обнаруживается их разрушение, т.е. в основе узкоспециальной семантики термина лежит смысл предела как крайней, последней степени чего-либо. В математике термин «предел» также имеет достаточно четкое определение. Л.Р. Зиндер и Т.В. Строева пишут: «...заключено понятие предела, то есть момент перехода к чему-то новому, хотя бы в перспективе» [Л.Р. Зиндер, Т.В. Строева, 1962, с. 44].

В латинском языке слово «terminus» («предел») имеет следующие значения: пограничный знак, межа, рубеж; конец, окончание. В римской мифологии terminus — бог-хранитель межевых знаков — почитался среди крестьян. К нему восходят понятия предела в современных европейских языках: итал. Termine: 1) предел; 2) грань;

3) граница; 4) срок; 5) условие, обстановка; 6) цель; 7) слово, термин; 8) член (предложения, суждения и т.п.); исп. termino: 1) предел; 2) граница; 3) конец, конечный пункт; 4) срок; 5) район, округ, участок; 6) цель; 7) понятие; 8) термин, выражение; 9) член (многочлена и т.п.); франц. terme: 1) предел; 2) конец; 3) срок;

4) слово, выражение; 5) член (многочлена и т.п.); 6) отношения.

В русском языке предел обозначается словом «конец», т.е. «предел, граница чего-либо, последний момент (о времени); смерть, расстояние между двумя отдаленными точками и т.д.». При этом слова «начало» и «конец» в русском языке образованы от одного корня «кон», который сохранился в русском языке в своем прежнем значении «предел, черта, граница» в народных и детских играх. Слово «начало» получено от корня «кон» следующими преобразованиями:

1) смягчение (-кон—> -кен-). В дальнейшем /к/ перед мягким /е/ стало звучать [ч]: чен. Содержательно значение этой флексии сейчас неясно;

2) добавление аффикса инструмента--ло, как в мыть ^ мыло.

Здесь сочетание /ен/ стало произноситься как один носовой гласный, который перешел в [a]: ча;

3) добавление приставки на дало современное начало — то, что ограничивает процесс во времени спереди. а конец — это то, что его ограничивает сзади.

Первоначально в русском языке слово «предел» состояло из старославянской приставки «пре» (значение предельной степени действия, превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества) и корня «дел»/дело.

В Словаре русского языка» слово «дело» имеет следующие об-щеупотребимые значения:

1) работа, занятие, деятельность;

2) круг ведения; то, что непосредственно относится к кому-нибудь, входит в чьи-нибудь задачи;

3) надобность, нужда;

4) нечто важное, нужное;

5) сфера знаний, деятельности, работы;

6) событие, обстоятельство, факт; положение вещей и др. [Словарь русского языка, 1989, с. 129].

Таким образом, в русском языке предел — это начало и конец какого-либо дела, события, преодоление сложившегося положения вещей; самый важный момент и т.д. В русской истории предел всегда выступал как передел (например, «Черный передел»). И.А. Ильин писал, что русские крестьяне накануне большевистской революции считали, что «стоит произвести всеобщий и справедливый передел земли, как все крестьяне станут богатыми» [И.А. Ильин, 2000, с. 148].

С течением времени произошло опрощение слова «предел», когда аффиксы теряют свой смысл в составе слова, происходит их слияние с корнем, и слово, бывшее ранее производным, осознается как простое, ни от чего не образованное. При этом для того, чтобы устранить многозначность в понимании слова «предел», в русском языке было заимствовано из английского языка слово «финиш» (заключительная часть спортивных соревнований), из итальянского языка — слово «финал» (конец какого-либо события, дела, явления), из греческого языка — слово «эпилог» (заключительная часть литературного произведения).

При работе с категорией «предел» необходимо учитывать:

— отсутствие достаточно развитой теории, которую можно было бы использовать целиком, включая категорию «предел» как одно из обоснованных в ней понятий;

— необходимость тем не менее опираться на некоторые уже существующие теории. Это означает оперирование существующими в них категориями «предел», «предельность» и т.д. и использование прежде всего чисто логических средств в тех случаях, когда эти категории нуждаются в уточнении применительно к социально-философскому дискурсу.

Таким образом, работа над категорией «предел» включает в себя две взаимосвязанные задачи:

— прояснение статуса категории в рамках социально-философских наук;

— применение и модификация данной категории в ходе ее теоретического осмысления.

Для полноты исследования, раскрытия сущности категории «предел», ликвидации разрыва между его использованием в конкретной науке и философии необходимо связать его с более общими философскими категориями. Этот процесс носит всеобщий характер, известный как метод дедукции, когда из общих категорий выводят более частные, т.е. идет процесс актуализации категорий, в результате чего они начинают отражать не только всеобщее, но и общее, признаки, черты признаков и явлений. При этом исследование предела должно быть направлено на понимание его как свойства, присущего атрибутам материи и в первую очередь развитию, понимаемому как всякое изменение. Сколько бы мир не менялся, пределы все равно будут вплетены в его ткань. Поэтому следует рассмотреть эту категорию применительно к развитию (изменению) вообще, а также к пространственно-временным событиям в природе и обществе. Категория «развитие» выражает глубинную сущность объективного мира (природы). Однако она выражает не просто изменение вообще, т.е. движение (в онтологическом или гносеологическом аспектах), и не просто факт обновления, возникновения новых формообразований, т.е. становление, а применительно к материи вообще — «способ ее осуществления как деятельной субстанции, творящей свои конкретные формы по объективным законам» [Гносеология..., 1983, с. 498]. Развивается именно та категория, на основании которой только и возможно построить целостную модель объективного мира, так как «развитие — это реализация потенциальных возможностей как последовательная связь состояний системы в процессе ее эволюции» [В.Е. Осипов, 2008, № 4, с. 20]. Развитие как философская категория предполагает процесс любого рода изменений разнообразных форм материи. Для него характерен ряд наиболее существенных позиций. Это потенциальность, поступательность, поливариантность.

Развитие является наиболее общей искомой родовой категорией для категории «предел» и выступает для нее в своем более конкретном выражении — изменении. Изменение означает смену структур и функций систем различного уровня развития, структурной организации и степени сложности органического строения. Изменения — это различия между тем, что представляла собой система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период. При этом именно изменчивость позволяет появляться различным

вариантам «поля возможностей», из которого потом возникает многообразие форм материи. Вместе с тем изменчивость служит также причиной разрушения данных форм.

Всякое изменение постоянно связано и не может существовать без своей противоположности — относительной устойчивости или сохранности равновесия материи. При этом пределы изменений всегда ограничиваются противостоящей устойчивостью. Понятие «устойчивость» — общефилософское, используется в различных областях знаний, отражает отношение человека с природой и присуще всем природным образованиям и социальным формированиям. При этом предел как форма изменения обладает имманентными качественными характеристиками. Он означает процесс смены качественной определенности любой данной системы, взятой как целое в единстве своих субстанциальных оснований и функциональной деятельности. В этом случае категория «предел» синтезирует в своем содержании единство изменения структуры и функций в процессе их целокупного развития. И наконец, предел как категория включает не любой процесс изменений, а лишь переходный (от устойчивости к неустойчивости) по отношению к любой конкретной форме материи.

Как известно, изменения могут происходить как постепенное накопление количественных изменений (эволюция) и как быстрые качественные изменения (революция). В то же время они могут рассматриваться как восходящие (прогресс) и нисходящие (регресс) изменения. При этом каждый уровень изменений имеет и свои пределы. Так, эволюционные количественные изменения подчиняются простым правилам, которые отметил Пер Бак в своей теории «самоорганизующихся явлений». Суть данных наблюдений состоит в том, что количественные изменения всегда имеют определенный предел, при этом данный предел имеет определенную степень на временной и размерной шкале, причем всегда одну и ту же степень. «К сожалению, управлять этим процессом мы не можем. В наших силах лишь проведение мониторинга событий и принятие правильных мер, когда что-то происходит» [Ф. Янсен, 2002, с. 62].

Предел, понимаемый как категория изменения, сопряженный как с количественными, так и с качественными изменениями, всегда соотносится с философской категорией «мера», без которой невозможно понимание развития (изменения). Именно мера отражает граничные условия, в пределах которых может существовать баланс между качеством и количеством в пределах старой формы. Процесс интеграции количества в качество может привести к выходу за пределы ограничений меры. Это влечет за собой формирование качественно новой формы и новых пределов. При

этом выход за пределы может не только иметь в своей основе интеграцию качества и количества, но и характеризовать обратный процесс — дифференциацию качества и количества. В данном случае мы будем иметь дело с процессами деградации качества, в результате которых при выходе за пределы меры отмечается снижение его уровня.

В Словаре русского языка приводится следующее определение меры:

«1. Единица измерения. Квадратные меры. Мера длины. Мера веса.

2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь. Знать меру. Чувство меры. Высшая мера наказания. Без меры (очень). Сверх меры (слишком). В меру (как раз). В полной мере (вполне).

3. Средство для осуществления чего-нибудь, мероприятие. Меры предосторожности. Решительные меры. Принять нужные меры.

4. Русская народная единица емкости сыпучих тел, а также сосуд для измерения их. Мера овса.

По крайней мере — хотя бы только в крайнем случае.

По мере того, как — в значении союза, в то время как, в соответствии с тем, как.

По мере — предл. с род. п. в соответствии с чем-н., сопутствуя чему-н. По мере приближения. По мере сил (соответственно силе). По мере возможности (насколько возможно) [Словарь русского языка, 1989, с. 280].

Как философская категория мера традиционно используется в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Об универсальном значении термина «мера» свидетельствует факт использования его, а также его аналогов для характеристики, описания всех жизненно важных сторон социокультурного бытия древних народов. Здесь мера — инструмент практических процедур счета, измерения, взвешивания; мера как соразмерность количественных и качественных характеристик явлений окружающего бытия: умеренный климат, умеренная цена, умеренный темперамент; мера как нравственная норма: благоразумие, скромность, воздержанность; мера как эстетический принцип: пропорция, гармония, симметрия, грация, ритм, строй; мера как установление отношения: уравнивание, воздаяние по заслугам, примирение; мера как абсолют, высший закон, универсальная норма.

В самых древних литературных источниках — индийских Ведах, китайской И-Цзин, греческой «Теогонии» Гесиода четко выделяется устремленность познавательной и конструктивной деятельности людей к мере как высшей цели их бытия. Мера в древней философии досократиков истолкована как серединная грань, сердцевина крайних значений явления, порочных крайностей поведения, как

7 ВМУ, философия, № 1 97

устранение излишка, целостность, отграниченность, как характеристика достояния богов. Отсутствие меры трактуется как бездна, хаос, угроза, несчастье, порок, беззаконие, безумие, иррациональность. Платон вывел понятие меры из диалектического взаимодействия предела и беспредельного. Именно он одним из первых попытался выявить меру (как гармонию).

Процесс, развивающийся в рамках меры, функционирует неопределенно долго, пока внешние силы не выведут его из стабильного состояния. Нарушение меры ведет к изменению. Еще Аристотель обратил внимание на то, что оптимальность противостоит экстремальности, и, чтобы найти эту середину, надо знать крайности, т.е. пределы, например, культ будущего (утопизм) или настоящего (прагматизм), розовый оптимизм или черный пессимизм. Во всем должна присутствовать мера. Таким образом, мера выступает как момент устойчивого развития, а предел — как момент неустойчивости/нестабильности.

Изменения лежат в основе функционирования всех механизмов нашего мира. При этом стабильность, нестабильность, изменения и предел проявляются в контексте необходимости, т.е. законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм. Однако многие из причин, порождающих данные явления, до сих пор неясны. Можно выявить ряд причин, по которым предел может быть не замечен исследователем, тем более он может оказаться непостижимым для человека, не вооруженного научным аппаратом. Дело в том, что чем ближе предел, тем он абстрактнее. Человек может находиться в пределе и не видеть его. Найти предел жизни так же нелегко, как и предел человеческой выносливости. Переход конечности в бесконечность так же непостижим, как и переход бесконечности в конечность. При этом предел разделяет мир, но в то же время и объединяет его, служа основой связи различных сторон и их разнообразных отношений.

Категория «предел» отражает характер завершения реальных процессов изменения, их сущность и включенность в более широкие связи и отношения. Более полный анализ категории «предел» предполагает выяснение его связи с законами и различными категориями диалектики, такими, например, как становление, движение, прогресс и регресс, исследование конкретных форм развития природных, социальных систем и сферы духовной деятельности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.

Зиндер Л.Р., Строева Т.В. Пособие по теоретической грамматике и лексикологии немецкого языка. Л., 1962.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Самосознание России. Вып 2. Философские рефлексии. М., 2000.

Конкин М.И. Проблема формирования и развития философских категорий. М., 1980.

Осипов В.Е. Категория развития в системе диалектики // Культура. Наука. Образование. 2008. № 4.

Сепир Э. Избр. труды по языкознанию и культурологи. М., 1993.

Словарь русского языка: В 6 т. Т. 3. М., 1983.

Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М., 1989.

Уорф Б.Л. Наука и языковедение // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960.

Физический энциклопедический словарь: В 5 т. Т 4. М., 1965.

Янсен Ф. Эпоха инноваций. М., 2002. (Jansen F. The age of innovation: Making business creativity a competence, not a coincidence. Prentice Holl, 2000).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.