частью внутреннего мира человека. Поэтому ценность выступает как субъективно переживаемое и закрепленное общественным развитием отношение к объективному миру. Но, будучи всегда субъективно воспринимаемой и переживаемой, ценность объективна по своему содержанию, так как порождена определенными свойствами независимой от личности объективной природы и законами общественного развития. Такова реальная диалектика восприятия ценностей человеком.
Деятельность человека зависит от уровня духовно-нравственных ценностей. Она органично связана с воспитанием индивидуальной, личной культуры человека. Качественный уровень индивидуальной культуры человека должен соответствовать уровню духовного развития общества. Необходимой чертой ее является чувство нового, умение, способность видеть это новое, стремиться к нему, бороться за него. Чувство нового играет важную роль и в формирова-
нии социального облика личности, ее творческого характера и интеллектуализации, ее отношения к труду и человеку. Причем оно находится в постоянном развитии и движении, обогащая человека на всем его жизненном пути.
Литература
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.,
1928.
2. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. - М., 1970.
3. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.-М.,1968.-
С.29.
4. Толстой Л.Н. Война и мир. Т.4. - М., 1978. - С.179. Literature
1. Veber M. Protestant ethics and the spirit of capitalism.- M.,
1928.
2. Anisimov S.F. Values: real and imaginary.-M., 1970.
3. Tugarinov V.P. Theory of values in Marx-ism.-M., 1968.-S.29.
4. Tolstoy L.N. War and peace. V.4-M., 1978.-P.179.
Сведения об авторах
Барьядаева Вера Антоновна - кандидат философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Data on authors
Baryadaeva Vera Antonovna - cand. of philosophy, professor of Philosophy chair, Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 165 ББК 87.22
Н.А. Вторушин
КАТЕГОРИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье показан гносеологический анализ категории отчуждения и научные подходы к пониманию изучаемой темы. Автор пришел к выводу, что проблеме отчуждения человека в современном мире уделяется недостаточно внимания, а это ведет к увеличению отчуждения и обострению социальных проблем.
Ключевые слова: гносеологический анализ, отчуждение человека, преодолимое отчуждение, непреодолимое отчуждение..
N.A. Vtorushin
GENEZIS OF THE CATEGORY OF ALIENATION: GNOSIOLOGICAL ANALYSIS
In this article is introduced gnosiological analyses of category of alienation and ways for it science understanding. On this time, author says, that the problem of Entered of man in modern world isn 't devoted attention, but it's resulted to increase of alienation and social problems.
Key words: gnosiologycal analyses, alienation, surmountable alienation, insurmountable alienation.
Исходя из накопленного человеческого опыта развития отчуждения, можно заключить, что эта проблема приобретает все большую актуальность. Но пока ей все равно уделяется недостаточно внимания. Существуют различные теоретические разработки, связанные с проблемой отчуждения, но главный вопрос о преодолении отчуждения остается открытым.
Для того, чтобы представить интерпретацию категории отчуждения, на взгляд автора, хотя бы кратко нужно коснуться генезиса этой категории.
Как утверждается в словаре Брокгауза; «Отчуждение появилось сначала в трансцендентальной философии у И. Фихте» [1, 420]. По И. Фихте; «Отчуждение - это неизбежный процесс, следуя которому «Я» только на пути отчуждения в «Не-Я» достигает своей сущности» [1. 8. 420].
И. Кант рассматривает отчуждение в гносеологическом аспекте [2, 31]. Реальность безотносительна к ее познанию, является «вещью в себе», непознаваемой. Внешний, искусственный, сотворенный человеком мир противостоит ему как продукт отчуждающего творчества его собственной деятельности. Отчуждение, по И. Канту, преодолевается единством творческой деятельности и познания.
Г.В.Ф. Гегель также рассматривал проблему отчуждения. «Гегель вводит понятие отчуждения как философский термин, это неизбежная переходная ступень по диалектическому пути Духа к себе» [1, 420].
Л. Фейербах проблемы отчуждения переносит в сферу религии [2, 30]. Человек - субъект отчуждения. Человек отчуждает свою сущность в религии. Преодоление отчуждения - осознание на более вы-
соком социокультурном уровне несостоятельности отчуждения человеческой сущности, воплощение ее в Боге.
Большинство современных исследователей проблемы отчуждения при определении сущности данного процесса исходят из определения, данного К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии»: «Отчуждение есть закрепление социальной деятельности... консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчеты» [3, 32]. В той же работе К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что отчуждение хотя и объединяет людей, но не на добровольной, а на стихийной основе; отчуждение, таким образом, закрепляет социальную деятельность, что та выходит из-под контроля человека, сводит на нет все его расчеты и желания; отчуждение так «умножает» производительную силу человека, что она оказывается абсолютно властвующей над людьми и их деятельностью. Итак, по К. Марксу, отчужденный труд - основа всех остальных форм отчуждения. Все остальные формы отчуждения (отчуждение человека от продукта труда, от другого человека и от общества в целом, от самого себя) производные от отчужденного труда.
И.С. Нарский трактует данное определение следующим образом: «Под отчуждением понимается особый вид социального диалектического противоречия, развивающегося через обратное, но непременно негативное воздействие продукта на порождающие его связи и отношения - воздействие угнетающее, деформирующее и разрушительное» [4, 9].
Ряд исследователей рассматривают проблему отчуждения как глобальное и вечное явление. Типичным представителем этого направления является Э. Фромм [2, 33]. По Э. Фромму, вся история есть история отчуждения, отчуждения от самого себя, от своих сущностных человеческих сил. Человек является объектом обстоятельств в то время, когда он должен стать субъектом обстоятельств, и в этом случае человек становится высшим бытием для человека. Э. Шехтель провозглашает отчуждение вечной субстанциальной сущностью развития общества и самого человеческого существования [2, 40]. Э. Шехтель утверждает, что само отчуждение, несомненно, относится к субстанциональной сущности и всегда представляет отчуждение от других людей и от мира, окружающего нас в целом.
Т. Адорно считает, что не только не имеет смысла ставить проблему преодоления отчуждения личности и отчужденного общества, но и вообще ее выдвигать, ибо отчуждение атрибутивно вечно [2, 30].
Значительный интерес представляют теоретики категории отчуждения, делающие акцент на каких-то определенных характеристиках отчуждения. Р. Мертон в своем понимании отчуждения делает основной акцент на разрыве культурного уровня различных социальных групп и личностей [2, 44]. По Р. Мертону, разрыв культурной структуры имеет место особенно тогда, когда есть острое разъединение между культурными нормами, целями и возможностями членов социальных групп действовать в соответст-
вии с ними. К. Хорни описывает отчуждение как определенное психическое состояние личности [2, 46]. Отчуждение принимает характер определенной психической аномалии, а отчужденная личность - это психически больной человек. У К. Хорни отчуждение - это отделенность невротика от своих собственных чувств, желаний, веры и энергии. Оно означает потерю чувств, бытия, действия, определяемые силой собственной жизни. Это есть потеря способности чувствовать себя в качестве органического целого.
Как следует из генезиса категории отчуждения, существуют различные взгляды на проблему отчуждения человека. Но, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что отчуждение атрибутивно, имманентно присуще человеку, и более того, как утверждает Д.Н. Приходько, «преодолевая одни отчужденные состояния, мы неизменно будем сталкиваться с другими, во многом нам неизвестными» [2, 30]. С ходом исторического процесса форм отчуждения человека становится больше. В результате анализа социальной ситуации Э. Фромм пришел к выводу, что «в силу действия отчуждения построенный человеком современный мир превратился в хозяина людей, которые склоняются перед ним и приносят ему пожертвования» [5, 77]. По мнению Э. Фромма, «жизнь человека и общества претерпела весьма существенные изменения, в результате перехода человечества от средневекового общества к обществу современного исторического типа. Одним из наиболее важных следствий этого перехода стал скачкообразный рост отчуждения и самоотчуждения, которое, в свою очередь, усилили индивидуальную и социальную нестабильность. В результате человек и общество оказались не в состоянии управлять теми силами, которые сами же и породили» [5]. Предупреждение Н.А. Бердяева [5, 91] о грозящих человечеству смертельных опасностях, связанных с выходом из-под контроля созданных им сил, сейчас обретает особую значимость в свете экологической и военной (атомной) угрозы существованию человечества.
Если переосмыслить с этой точки зрения теоретический анализ К. Марксом проблем отчуждения, то окажется, что отчуждение - первопричина, источник всех непосредственных современных угроз существованию человечества. Своим теоретическим анализом отчуждения К. Маркс помогает нам понять, что: «современные глобальные угрозы не случайны, а созданы самим человечеством, его отчужденным отношением к природе и к себе самому. Пренебрегая собственной самоценностью как рода, как целого, принося свои родовые интересы в жертву любым другим, человечество идет к гибели, совершая намеренное или невольное, сознательное или бессознательное самоубийство» [6, 39]. Я не призываю действовать как луддиты («ломатели машин»), но нельзя оставлять эту проблему без внимания.
Что же касается степени разработанности проблемы отчуждения в русской социальной теории, то в последнее время разработка этой проблемы не одобрялась. По этой причине в советской, а ныне и в российской литературе, существует однонаправленное определение категории отчуждения: «Отчужде-
ние - социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему» [7, 456]. «Отчуждение - объективный социальный процесс отторжения от человека продуктов его собственной деятельности, которые при господстве антагонистических общественных отношений противостоят индивиду как чуждая враждебная сила, а зачастую и порабощают его» [8, 234]. «Отчуждение - категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам, и самому себе» [9, 631].
В немецкой социальной теории имеется несколько терминов, обозначающих отчуждение. А именно: Entaufierung, Entfremdung, Enteigung. Первые два являются словами-синонимами, последнее имеет значение лишь как экспроприация. «Отчуждение (Entfremdung) - деятельность отчуждения или чуждый процесс самоотчуждения, равно как результат этого процесса (состояние отделения, удаления)» [1, 420]». На общественные процессы и (или) психологическое духовное состояние оказывает влияние различие теоретического акцентированного понятия, которое характеризует общее состояние, в котором принято, конечно, думать об отношении людей к своей сущности, между собой, к своей работе, соответственно, продукт которой рассматривается как потерянный или вредный. Отчуждение описывает (субъективно) чувство бессильности и бессмысленности, так же как объективно состояние безнормия и изоляции для индивида или группы» [10, 147]. В Meyers Grosses Universal Lexikon «Отчуждение (Entfremdung) - понятие, характеризующее общественное состояние, в котором принято первоначально думать об отношениях людей между собой, между людьми и их работой, между людьми и продуктами их работы, равно как людьми к своей сущности, рассматривается как взаимоуничтожение, искажение или разрушение» [11, 367].
Наряду с существующими определениями следует ввести следующее понятие, соответствующее целям и задачам данной работы: отчуждение - это процесс, когда субъект теряет субъектность по отношению к объекту или сам становится объектом.
Все, что связано с человеком, носит неоднозначный характер. Так и типология проявления отчуждения человека имеет различные аспекты. М. Курелла [2, 30] выделяет «нейтральное» и «враждебное» отчуждение. Д.Н. Приходько [2, 30] выделяет три сферы для анализа типологии отчуждения в современном мире. Первая сфера - типология отчуждения общества закрытого типа, вторая типология отчуждения - в обществах расширенного порядка, третья сфера - глобальная типология отчуждения.
Фундаментальная глубокая типология отчужденных состояний тоталитаризма была предложена Н.И. Лапиным [2, 31]. Он видит семь уровней отчуждения: отчуждение трудящихся от власти; отчуждение от результатов труда; отчуждение структуры производства общества от реальных адекватных потребностей населения; отчуждение народа от ин-
формации; отчуждение от личностной безопасности; самоотчуждение общества от развития; отчуждение общества от правовой структуры; развитие мафии и теневой экономики.
Одна из наиболее фундаментальных типологий отчуждения в обществах расширенного порядка дана Э. Фроммом [2, 33]. Он выделяет семь видов отчуждения: отчуждение от творческой спонтанной деятельностью; отчуждение от другого человека; отчуждение от самого себя; отчуждение от власти; отчуждение сознания от творческого мышления; отчуждение от продуктов своего труда; отчуждение от природы.
Типология отчужденных отношений глобального уровня представлена А.П. Дубовым [2, 32]. Он выделил десять видов отчуждения: отчуждение от продуктов производства; средств труда; самого труда; другого человека; самого себя; общества; природы; сознания; самосознания; жизни.
Как мы видим, существует множество различных форм отчуждения, но для того чтобы вплотную подойти к снятию отчуждения, нельзя не упомянуть о классификации П. Сорокина [12, 153]. С небольшими дополнениями она будет выглядеть так:
• генетическое (биологическое, первичное, врожденное) отчуждение;
• социальное (приобретенное, вторичное) отчуждение.
Также нужно выделить:
• преодолимое отчуждение;
• непреодолимое отчуждение.
Отчуждение адекватно историческому процессу.
Одни формы отчуждения возникают, другие исчезают, возможны переходы из генетического в социальное, из непреодолимого в преодолимое отчуждение. П. Сорокин писал: «Биологические основания неравенства: наследственность, борьба за существование, дифференциация - несомненно, препятствия серьезные и громадные, но ... не непреодолимые» [12, 165].
Проведенный анализ понятия отчуждения поможет нам раскрыть тайну отчуждения и начать наш долгий, трудный путь его преодоления.
Литература
1. Brockhaus - Encyklopedie. Band 6. - Mannheim, 1993. - S.
920.
2. Приходько Д.Н. Отчуждение и пути его преодоления. -Томск: Изд-во ТГУ, 1995. - 108 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 3. - М.: Политиздат, 1982. - 219 с.
4. Нарский И.С. Отчуждение и труд. - М.: Наука, 1983. -145 с.
5. Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение.
- Минск: Сфера, 1991. - 114 с.
6. Суворов А. Отчуждение, человечество, личность // Свободная мысль. - 1993. - № 16. - С. 37^5.
7. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверьянцева. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
8. Политология: энциклопедический словарь / Под ред. Ю.И. Аверьянова. - М.: Наука, 1993. - 431 с.
9. Современный философский словарь / Под ред. П.С. Савельева. - М.: Прогресс, 1998. - 1014 с.
10. Politik - Lexikon. - Mtinchen, Wien, 1991. - S. 547.
11. Meyers Grosses Universal Lexikon. Band 4. - Mannheim, Wien, 1991. - P. 367.
12. Сорокин П. Человек. Цивилизация. - М.: Глобус, 1992.
- 234 с.
Literature
1. Brockhaus - Encyklopedie. Band 6. - Mannheim, 1993. - P.
920.
2. Gritsanov A.A., Ovcharenko V.I. - A Human Being and Alienation.- Minsk: Sfera, 1991- P.114
3. Marx K., Engels F. - Collected Works.- M.: Polizdat, 1982.
- P.219.
4. Meyers Grosses Universal Lexikon. Band 4. - Mannheim, Wien, 1991. - P.367.
5. Modern Philosophical Dictionary, edited by Saveljeva P.M.: Progress, 1998. - P.114.
6. Narsky E.S. Alienation and Labor. - M.: Nauka, 1983. -P. 145.
7. Philosophical Dictionary, edited by Averjantsev S.- Sovet-skaja entsiklopedija,1989. - P.815.
8. Politik - Lexikon. - Munchen, Wien, 1991. - P.547.
9. Polytology: Dictionary edited by Averjanov U. - M.: Nauka, 1993. - P.431.
10. Prihodko D.N. - Alienation and Ways of Overcoming it. -Tomsk State University, 1995. - P. 108.
11. Sorokin P. A man. Mankaind. - M.: Globus, 1992. - P.234.
12. Suvorov A. - Alienation, Mankaind, Personality.- M.: Svobodnaja misl, 1993. - № 16. - P. 37-45.
Сведения об авторах
Вторушин Николай Анатольевич - старший преподаватель кафедры философии Томского политехнического университета, Томск, e-mail: notabene1977@yandex.ru.
Data on authors
Vtorushin Nikolaj Anatolievich - Senior teacher of Department of philosophy, Tomsk Polytechnic University, e-mail: nota-bene1977@yandex.ru
УДК 316.7 ББК 60.524.224.53
Томас Качераускас
ЭКРАН И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В статье анализируется телевидение и информационные технологии в перспективе экзистенционального творчества. Поднимается вопрос о том, могут ли стать медийные образы факторами экзистенциального творчества. Автор противопоставляет образ жизни стилю жизни. Первый соотносится с диалектикой мышления и экзистенции, второй — с нивелирующим воздействием медийных образов. Утверждается, что структура экзистенции является не только языковой, но и образной. Согласно автору, творческая среда поддерживается благодаря взаимосвязи экзистенциальных образов различной природы (воспоминаний, снов, стремлений, представлений). Выдвигается тезис: наш экзистенциальный проект формируется в горниле взаимодействия различных образных планов. Этот тезис выходит из предпосылки, что наш жизненный мир и экзистенция в нем являются образными. Зрелища оцениваются по их месту в экзистенциальном образе; экранные зрелища способствуют развитию созерцания; зрелища по эту и ту сторону экрана испытываются в среде экзистенциальных феноменов.
Ключевые слова: образ, экран, экзистенция, медиа, стиль жизни.
Tomas Kacerauskas
THE SCREEN AND EXISTENTIAL CREATION
The article deals with TV and IT in the perspective of existential creation. The author asks if the pictures of the media could be the factors of our existential creation. The author opposes the life's art and the life's style. The first one is related with the dialectics of thought and existence. The latter one is related with the levelling influence of the media's scenes. The structure of existence is not only linguistic, but also visual. According to the author, the creative environment is supported by the interconnection of existential pictures which are different in their nature (reminiscences, dreams, aspirations, imaginations). According to the main thesis, our existential project is formed in the fire of pictures' different planes. This thesis follows from the supposition that both our living world and existence in it are visual. The other theses are as follows: all that we see should be valuated according to their place in the existential picture; the pictures of the screen serve the world-view's development; the picture on this and the other side of the screen are tested in the environment of existential phenomena.
Key words: picture, screen, existence, media, life-style.
Современная жизнь неотделима от экрана. Экрану телевизора, компьютера, мобильного телефона, киноэкрану требуется все больше нашего внимания. Перед экраном как работаем, так и отдыхаем. Перерывы между этим бодрствованием перед экраном также наполнены экранными образами, которые воздействуют на наше видение и мышление. Поэтому это жизнь не только по эту, но и по ту сторону экрана: даже не будучи участниками экранной действительности, мы ведем себя аналогично им. Иначе говоря, экран, репрезентирующий действительность, мы репрезентируем как парадигму действительности. Г оворя о действительности, нельзя не вспомнить
Платона, предоставившего идейный критерий действительности (и истинности). Платон в нашем контексте важен и в другом аспекте: он едва ли не первым дал интерпретацию экрана в своей знаменитой аллегории пещеры.
Итак, вопрос об экране возникает на пересечении герменевтического (как понимается действительность как по эту, так и по ту сторону экрана?) и онтологического (что действительно по ту и эту сторону экрана?) подходов мышления. Проблема действительности неотделима от вопроса истины: действительно то, что истинно, иначе говоря, что имеет часть в нашем экзистенциальном творчестве. Это