Научная статья на тему 'Категория ограничений прав и свобод человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации'

Категория ограничений прав и свобод человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРАВОМЕРНЫЕ И НЕПРАВОМЕРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / RESTRICTION OF RIGHTS AND FREEDOMS / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / RESTRICTIONS / LAWFUL AND UNLAWFUL RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Небратенко Ольга Олеговна

В статье исследуются категории ограничений прав и свобод. Рассматриваются основания и условия, уровни и виды ограничений прав, предлагаются критерии для их классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF RESTRICTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the categories of restrictions of rights and freedoms. The issues of reasons and conditions, levels and types of restrictions, as well as criteria for their classification are discussed in it.

Текст научной работы на тему «Категория ограничений прав и свобод человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации»

¿рь Небратенко Ольга Олеговна

«Щ кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного

V - f (конституционного) права юридического факультета

Южного федерального университета

Я

КАТЕГОРИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАКОНОДАТЕЛБСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 342.1

АННОТАЦИЯ. В статье исследуются категории ограничений прав и свобод. Рассматриваются основания и условия, уровни и виды ограничений прав, предлагаются критерии для их классификации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ограничение прав и свобод, Конституция РФ, основания ограничения, правомерные и неправомерные ограниче-

© Небратенко О.О., 2015

В любом государстве неизбежно возникают ситуации, требующие ограничения тех или иных прав и свобод человека и гражданина. В этом аспекте уместно было бы задать вопрос, кто и когда вправе ограничивать права и свободы, какие права и свободы подлежат ограничению, и как надолго?

Термин «ограничение» обычно используется для определения пределов свободы человека. В свое время И.А. Ильин писал: «Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, то есть гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарил порядок, основанный на свободе» [6, с. 96].

В юриспруденции имеются различные дефиниции правовых ограничений. Так, A.B. Малько определяет их как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты долж-

ны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц» [8, с. 91],

О юридических пределах осуществления конституционных прав и свобод говорит A.A. Астрахань, характеризующий их как совокупность правовых средств, устанавливающих объем и границы конституционного права и свободы. Выход за эти рамки влечет применение мер юридической ответственности [2, с. 9].

Наиболее предпочтительной представляется позиция Л.И. Глухаревой, которая под ограничением прав понимает, с одной стороны, установление пределов (границ, рамок) юридического сдерживания права, с другой — изъятие (уменьшение, сужение) объема ранее установленного законом содержания права. Уменьшение содержания права возможно, когда это продиктовано, во-первых, особыми причинами высокой публичной или частной значимости и, во-вторых, устанавливаемые ограничительные меры не являются чрезмерными и адекватны требующим их ограничения обстоятельствам [3, с. 39].

Правовые ограничения установлены национальными и международными правовыми актами, как справедливо отмечается в юридической литературе [3, с. 67]. Это предполагает дифференцированный подход к ним с тем, чтобы наиболее полно познать свойства и характерные черты существующего многообразия ограничивающих средств. Ограничения прав и свобод человека могут быть осуществлены на уровнях нормативного регулирования (в конституциях, законах), индивидуально-правового регулирования (приговоры и решения суда), а также в фактических действиях правоохранительных органов, граждан (доставление и задержание подозреваемого и т. д.). Все вышеназванные ограничения могут быть правомерными и неправомерными. Например, правомерные ограничения могут заключаться в запрете заниматься незаконной предпринимательской деятельностью, свободно передвигаться и выбирать место жительства в случае применения к лицу подписки о невыезде. Основания правомерного ограничения прав человека содержатся в международных и внутригосударственных нормативных актах. Так, Всеобщая декларация прав человека устанавливает следующие условия правомерного ограничения прав человека: если они установлены законом; если они

обеспечивают должное признание и уважение прав других лиц; если они направлены к удовлетворению справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ч. 2 ст. 29).

Условия правомерного ограничения прав человека закреплены также в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 4 и 5); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4 и 5); Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 15 и 18) и т. п.

В зависимости от природы прав и свобод ограничения следует подразделять на следующие виды: ограничения личных (гражданских) прав (например, ограничение свободы передвижения), политических (например, ограничение на проведение публичных мероприятий), экономических (например, ограничения в осуществлении права собственности), социальных (ограничение права на свободный труд) и культурных прав (ограничения, касающиеся вывоза культурных ценностей за границу).

В зависимости от языковых средств формулирования в законодательстве правовые ограничения можно подразделить на прямые и косвенные. Для прямых характерно использование таких оборотов, как «запрещено», «не вправе», «обязан». Ими являются ст. 4, 5, 12 Всеобщей декларации прав человека и др. Косвенные характерны в основном для управомочивающих норм, где правовые ограничения как бы дополняют их, создают условия для более законного и справедливого воплощения их в жизнь. Они используются со словами «за исключением», «кроме», «с условием». Примером косвенных ограничений может быть п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Конституции и уставы субъектов Федерации по-разному, с большей или меньшей оригинальностью воспроизводят нормы об ограничении прав и свобод. Для того чтобы лучше разобраться в этом массиве норм, необходимо выделить еще два критерия для классификации. По возможности ограничения: а) нормы-ограничения и б) нормы-запреты ограничений; по направленности ограничений: а) ограничения в связи с введением чрезвычайного или военного положения и б) другие ограничения.

48

О.О. НЕБРАТЕНКО

При этом следует иметь в виду, что ограничение может быть позитивным, предпринимаемым во имя общей пользы, и негативным, квалифицируемым как нарушение прав человека. Негативные ограничения могут быть связаны также с ошибками, намеренными соображениями законодателя, невключением в национальные акты международных обязательств государства и т. п.

При решении вопроса о конституционном закреплении прав и свобод человека необходимо помнить следующее требование, закрепленное в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Далее Конституция фиксирует обращенный к законодателю запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие права человека (ч. 2 ст. 55) и закрепляет собственно формулу ограничений прав человека: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства« (ч. 3 ст. 55).

Проведенный анализ конституционных норм об ограничениях прав и свобод человека и гражданина дает возможность выделить общие (философско-правовые) основания ограничения прав и свобод: 1) защита прав и свобод человека и гражданина (защита частных интересов); 2) защита интересов государства и общества (защита публичных интересов). Конституционное выражение философско-правовые основания ограничений прав и свобод находят в установлении общих целей ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55), имеющих базовое значение для правового регулирования в целом. Устанавливая основы ограничений, Конституция тем самым защищает человека, его права от произвольных действий со стороны государства, поскольку ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности. Как справедливо отмечает проф. В.Т. Кабышев, «...главный смысл учреждения конституций и состоял в том, чтобы гарантировать человеку защиту от произвола государственной вла-

сти» [7, с. 39]. Отсюда можно сделать вывод о том, что закрепленные Конституцией основы ограничений прав и свобод являются ограничением полномочий в первую очередь законодательной власти. Ограничения допускаются в вышеперечисленных целях, являются необходимым условием качественной деятельности правоохранительных органов. Нормативную регламентацию правовые ограничения находят в следующих федеральных законах: об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной охране, о чрезвычайном положении, о военном положении. Чрезвычайное и военное положение являются двумя разными видами особых правовых режимов, различающихся между собой основаниями и целями их введения.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. (в ред. от 7 марта 2005 г.) чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и данным Законом на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Согласно Федеральному конституционному закону «О военном положении» от 30 января 2002 г. (в ред. 28 декабря 2010 г.) под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы

граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Кроме того, на граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. И военное положение, и чрезвычайное положение являются вынужденной мерой временного характера. Введение чрезвычайного положения предусмотрено прежде всего федеральной Конституцией. Часть 1 ст. 56 Конституции РФ посвящена возможности установления отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, которые могут устанавливаться для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом с указанием пределов и срока их действия.

В соответствии с конституционными нормами (ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 56) федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» (ст. 11-15) и «О военном положении» (ст. 7, 8) закрепляют перечень мер и ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного или военного положения.

В российской юридической литературе наблюдается значительный интерес к классификации прав и свобод граждан по признаку возможности их ограничения в условиях особых правовых режимов. Согласно первому подходу права человека в зависимости от возможности их ограничения необходимо классифицировать на права, которые могут быть подвергнуты определенным ограничениям на основании законов при введении особых правовых режимов (чаще относительные права), и абсолютные права, не подлежащие ограничению, список которых не может являться исчерпывающим [1; 10, с. 22]. Реализовать такой подход предлагалось и на стадии обсуждения Конституции РФ, предусмотрев ограничения прав граждан в соответствии с их классификацией и имея в виду невозможность ограничения основных прав, в первую очередь права на жизнь, независимо от обстоятельств.

При этом к абсолютным правам обычно относят такие фундаментальные права, как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию и иному жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность

частной жизни, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести и вероисповедания, а также право на судебную защиту и правосудие. Все остальные права, как относительные, могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Согласно второму подходу абсолютных прав и свобод не существует, все они могут быть ограничены, однако только на основании закона, в пределах, допускаемых конституцией, в соответствии с требованиями международного права и в строго определенных целях, указанных в международных актах (обеспечение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т. д.), либо если при этом выполняются требования справедливости, формального равенства и свободы и соблюдаются правила, установленные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и т. п.

О.И. Тиунов также полагает, что «права и свободы не могут быть абсолютизированы. Государство вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод, но в строго определенных случаях» [11, с. 250], Данный подход на сегодняшний день более правдиво отражает реальное положение дел в сфере ограничений прав человека во всем мире. Первый же подход не в полной мере соответствует современной действительности. Однако именно данную позицию должен отражать законодатель на всех уровнях, дабы не было законодательно сформулированного карт-бланша относительно оснований ограничений любых прав человека по мотивам целесообразности или иным.

В то же время в научной литературе (К.К. Га-санов, A.B. Грязнов, Д.И. Дедов, В.А. Карташ-кин, A.B. Малько, P.A. Мюллерсон, A.B. Петров, В.И. Радченко, A.A. Стремоухов, Т.В. Худойки-на, B.C. Эбзеев и др.) [4; 5; 8; и др.] достаточно активно поддерживается позиция о недопустимости посягательства на абсолютные права и свободы, в том числе в условиях особых правовых режимов. Так, верно, на наш взгляд, обращают внимание на то, что абсолютные права в ряде случаев не только не могут быть ограничены, но и нуждаются в особой защите [2, с. 75]. В других случаях говорят о возможности ограничения относительных прав в случаях, установленных законом [8, с. 165-166]. В научных публикациях права, не подлежащие

50

О.О. НЕБРАТЕНКО

ограничению, называют фундаментальными, неотъемлемыми, исходными, незыблемыми. Предполагается, что именно эти права, как не подлежащие ограничению даже в условиях чрезвычайного положения, перечислены в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ.

Учитывая вышесказанное, логичным и закономерным следует признать вывод известного специалиста в области правового регулирования особых правовых режимов и ограничения прав и свобод граждан C.B. Пчелинцева о том, что закрепление в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ перечня прав и свобод, не подлежащих ограничениям в условиях чрезвычайного положения и распространяющих также свое действие в соответствии с Федеральным конституционным законом о военном положении на режим военного положения, является обоснованным и соответствует международной практике. Такой правовой подход представляется возможным рассматривать в качестве: а) проявления с учетом национальных особенностей общей тенденции, характерной для конституций иных государств; б) формы утверждения государственного суверенитета РФ; в) особой формы установления дополнительных гарантий в целях обеспечения правового статуса граждан в условиях введения особых правовых режимов [9, с. 192].

Конституция верно закрепляет формулу, в которой фиксируются права и свободы, не подлежащие ограничению ни при каких обстоятельствах. Так, не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции Российской Федерации — абсолютные, фундаментальные. Иные — относительны и могут быть ограничены на основании законов

при чрезвычайных ситуациях. Все больше сторонников набирает позиция, согласно которой абсолютных прав и свобод не существует в современном мире, все они могут быть ограничены, однако только на основе закона, в пределах, допускаемых конституцией, в соответствии с требованиями международного права и в строго определенных целях, указанных в международных актах. Данная позиция на сегодняшний день не имеет законодательного закрепления.

Литература

1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. — М.: Прогресс, 2003.

2. Астрахань A.A. Гарантии и пределы осуществления конституционных прав и свобод советских граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1986.

3. Глухарева Л.И. Механизм гарантий прав человека // Право и жизнь. — 2000. — № 27.

4. Гасанов К.К., Стремоухое A.A. Абсолютные права человека и ограничение прав // Правоведение. — 2004. — № 1.

5. Дедов Д.И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. — М.: Городец, 2002.

6. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. — 1992. — № 3.

7. Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): мезвуз. сб. науч. работ. — Саратов, 1995.

8. Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. — М.: Юристъ, 2005.

9. Пчелинцев C.B. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. — М.: Норма, 2006.

10. Бахин C.B. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. - 1991. — №2. — С. 45-46.

11. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: учебник для вузов. — М.: Норма, 1999.

THE CATEGORY OF RESTRICTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Nebratenko O.O., PhD in Law, Associate Professor at the Chair of State (Constitutional) Law of the Law Faculty,

Southern Federal University

ANNOTATION. The article examines the categories of restrictions of rights and freedoms. The issues of reasons and conditions, levels and types of restrictions, as well as criteria for their classification are discussed in it.

KEYWORDS: restriction of rights and freedoms, the Constitution of the Russian Federation, the restrictions, lawful and unlawful restrictions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.