Научная статья на тему 'Категория "кругозор" в парадигме музыкального образования студентов из КНР'

Категория "кругозор" в парадигме музыкального образования студентов из КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSICAL PEDAGOGY / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУГОЗОР / MUSICAL HORIZONS / КУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CULTURAL TOLERANCE / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / МЕЖ-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Мэнди

В статье рассматриваются основные понятия, категории, необходимые для разработки путей и методов формирования музыкального кругозора студентов из КНР при обучении их на музыкальных факультетах и отделениях российских вузов. Актуальность работы заключается в новизне постановки задачи, определении самого понятия музыкальный кругозор. Выявлены особенности понимания этой категории различными российскими авторами. Показана значимость исследования музыкального кругозора в связи со значительным увеличением числа китайских студентов, приезжающих учиться в высшие учебные заведения России и изменением их возрастной и образовательной специфики. Значительное внимание в статье уделено категории «толерантность» в контексте постижения российской и европейской музыкальной культуры, так и в отношениях с представителями различных национальных групп, которые являются носителями различных направлений национальной культуры. Рассмотрено проявление толерантности в трех основных сферах: отношениях, познании и поведении, и их значении в процессе формирования музыкального кругозора китайских студентов в российских вузах в процессе совершенствования исполнительской культуры и основных компонентов толерантности с точки зрения психологии и педагогики. В статье указано на взаимосвязь толерантности с культурной коммуникацией, которая в свою очередь ведет к социальной аккультурации и профессиональной компетентности. Отдельно рассмотрено проявление эмпатии и ее форм в процессе межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY "HORIZONS" IN THE PARADIGM OF MUSICAL EDUCATION OF STUDENTS FROM CHINA

The article deals with the basic concepts, categories, necessary for the development of ways and methods of forming the musical Outlook of students from the PRC when teaching them at music faculties and departments of Russian universities. The relevance of the work lies in the novelty of setting the problem, determining the concept of musical horizons. The peculiarities of understanding the categories of different Russian authors. The importance of studying the musical Outlook due to the significant increase in the number of Chinese students coming to study in higher educational institutions of Russia and the change of their age and educational specifics is shown. Considerable attention is paid to the category of "tolerance " in the context of comprehension of Russian and European musical culture, as well as in relations with representatives of different national groups, which are carriers of different directions of national culture. The manifestation of tolerance in three main areas: relationships, knowledge and behavior and their importance in the process offorming the musical Outlook of Chinese students in Russian universities in the process of improving the performing culture and the main components of tolerance from the point of view ofpsychology and pedagogy. The article points out the interrelationship of tolerance with cultural communication, which in turn leads to social acculturation and professional competence. Separately considered the manifestation of empathy and its forms in the process of intercultural communication.

Текст научной работы на тему «Категория "кругозор" в парадигме музыкального образования студентов из КНР»

2018, том 20 [6]

—--—

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-6-17-22 УДК [78: 378 - 057.87 (581)]: 378 (470)

КАТЕГОРИЯ «КРУГОЗОР» В ПАРАДИГМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ КНР

Чжан Мэнди

ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются основные понятия, категории, необходимые для разработки путей и методов формирования музыкального кругозора студентов из КНР при обучении их на музыкальных факультетах и отделениях российских вузов. Актуальность работы заключается в новизне постановки задачи, определении самого понятия музыкальный кругозор. Выявлены особенности понимания этой категории различными российскими авторами. Показана значимость исследования музыкального кругозора в связи со значительным увеличением числа китайских студентов, приезжающих учиться в высшие учебные заведения России и изменением их возрастной и образовательной специфики. Значительное внимание в статье уделено категории «толерантность» в контексте постижения российской и европейской музыкальной культуры, так и в отношениях с представителями различных национальных групп, которые являются носителями различных направлений национальной культуры. Рассмотрено проявление толерантности в трех основных сферах: отношениях, познании и поведении, и их значении в процессе формирования музыкального кругозора китайских студентов в российских вузах в процессе совершенствования исполнительской культуры и основных компонентов толерантности с точки зрения психологии и педагогики. В статье указано на взаимосвязь толерантности с культурной коммуникацией, которая в свою очередь ведет к социальной аккультурации и профессиональной компетентности. Отдельно рассмотрено проявление эмпатии и ее форм в процессе межкультурной коммуникации. Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальный кругозор, культурная толерантность, эмпатия, межкультурная коммуникация.

Культурные связи относятся к важнейшему компоненту общения, обеспечивающего сохранение и накопление ценностей и взаимное обогащение культур. Социальный заказ современного Китая - создание высокообразованной нации, в том числе в области музыкальной культуры.

Проблема формирования музыкального кругозора китайских студентов в условиях обучения в российских вузах становится особенно актуальной в связи с одновременным действием ряда фак-

торов. Это, во-первых, увеличение числа китайских студентов, обучающихся в России. Так, если в 2005/2006 учебном годах их было 13150 человек, то в 2009/2010 годах - 16178 человек, а к настоящему времени цифра приближается к 20 тыс. человек. Во-вторых, постоянное снижение возраста китайских студентов, обусловленное принятой в Китае системой образования. В 1990 -х годах в Россию приезжали лица, окончившие высшие образовательные учреждения по про-

—--—

~ 17 ~

—--—

грамме, соответствующей учебному плану. В данное время половину китайских студентов составляют выпускники полной средней школы и лица, получившие профессиональное среднее образование. Следовательно, особенность совокупности китайских студентов, приезжающих учиться в Россию, заключается в чрезвычайной неоднородности уровня базовой подготовки.

При организации учебного процесса китайских студентов необходимо учитывать особенности китайского менталитета и культуры: принадлежность к коллективистскому типу [2]. Главной чертой этого типа является сохранение многовековых традиций, как в быту, так и в культуре, в том числе в музыкальной культуре Китая.

Названные факторы требуют разработки особой парадигмы формирования музыкально - этического кругозора китайских студентов, однако предварительно необходимо рассмотреть сущность основных категорий, связанных с нею.

Сам термин кругозор, имеет неоднозначное толкование и его оценочные критерии на сегодняшний день не установлены. Даже в таких известных российских толковых словарях, как словари С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова, это понятие толкуется по-разному.

В словаре Ожегова кругозор определяется как объем интересов, знаний [3], в словаре Ушакова [4] кругозор — это пространство, которое можно окинуть взором.

Уже в этих двух «словарных» определениях обнаруживается некоторое противоречие. В первом - кругозор выступает как безграничная величина, во втором - он имеет свои пределы. Но в обоих случаях речь идет о количественном измерении. Возможен и качественный подход к сущности рассматриваемой категории. Известный актер Н. Черкасов писал, что актер не знает пределов овладения профессиональным мастерством, его художественный кругозор может расширяться безгранично. Таким образом, категория кругозор, как качественная, относится к компонентам культуры личности и не может рассматриваться в отрыве от нее. С философской точки зрения это единство количества и качества, формы и содержания, возможности и действительности.

Кругозор связан с осознанием личности воспринимаемых явлений культуры и обеспечивает ин-тегративный подход к познанию музыкального наследия.

Эстетический кругозор распространяется на весь мир в целом, но, прежде чем включить то или иное явление культуры в собственный «багаж» личность должна оценить его, т.е. сопоставить с собственным вкусом. Ю.А. Лукин и В.К. Скатер-щиков [5, с. 424] вычленяют в категории эстетический вкус три функции: регулирование эстетической деятельности и эстетического восприятия мира; выявление совершенства и несовершенства; определение эстетических симпатий или антипатий и конкретизация эстетических потребностей.

Эстетический вкус определяется возможностями восприятия, переживания и интеллекта. Именно в силу этого в систему педагогических мероприятий, выполняемых нами, включается не только собственно исполнительская деятельность, но и широкий круг общекультурных событий. Музыкальный кругозор развивается не изолированно, а во взаимодействии с мировоззрением и всеми компонентами культуры общества. Имея дело с иностранными и, в частности с китайскими студентами, необходимо учитывать, что эстетический вкус воспитывается под воздействием взглядов и убеждений, с которыми студенты уже приехали в Россию. Ломка убеждений не возможна и потому целесообразно только приспособление к системе устоявшихся взглядов.

В связи с этим мы частично согласны с определением музыкального - эстетического кругозора, которое сформулировал О.И. Стрихар: «Музыкально - эстетический кругозор сам по себе есть своеобразная интеграционная величина личности человека. Кругозор - индивидуально-личностное образование, которое формируется на широкой базе определенной системы знаний и интересов и, что наблюдается через устойчивую потребность личности в самообразовании, самосовершенствовании» [5, с. 423].

Таким образом, в данном определении можно вычленить два аспекта: количественный - объем

~ 18 ~

—--—

знаний, навыков и умений; личностный - потребность в саморазвитии.

Однако здесь отсутствуют качественная сторона, т.е. способность сопереживания, «врастания» в музыкальную ткань произведения и логическая составляющая, т.е. способность анализировать музыкальное произведение с музыковедческих и семиотических позиций.

Учет этих составляющих позволил нам предложить следующую структуру категории музыкальный кругозор:

1) эрудированность в разнообразных жанрах и видах музыкального искусства;

2) музыкально - слуховая деятельность разных видов (восприятие, оценка, анализ);

3) музыкальная культура личности, определяемая ролью музыки в жизни общества, индивидуальными потребностями и интересами;

4) потребность в саморазвитии.

Уточняя определение, данное О.И. Стрихар, можно сказать, что музыкальный кругозор относится к категории сложных духовных образований, включающих в себя всю совокупность накопленных знаний о музыке, исторически сложившийся музыкально - слуховой опыт, эмоционально - ценностное отношение к музыкальному искусству, умение воспринимать, оценивать и осмысливать музыкальные произведения.

Как динамическая категория кругозор способен постоянно изменяться. Этому способствует знакомство с музыкальными явлениями разных времен и народов, разных стилей и жанров, разного драматического наполнения. Уровень базового кругозора китайских студентов зависит и от парадигмы образования, действующей в Китае. Последние три десятилетия в этой стране действовала технократическая образовательная парадигма, нацеленная на удовлетворение потребностей государства. В настоящее время происходит переход на ценностную парадигму, в центре которой интересы человека, его развитие на основе сочетания традиционных и общемировых ценностей. Такой подход требует наличия в характере личности такой черты как толерантность.

В философском энциклопедическом словаре толерантность определяется как «терпимость к

иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций» [6].

В толковом словаре под ред. Д.Н. Ушакова термины толерантность и терпимость полностью отождествляются [6].

Однако толерантность не равнозначна терпимости. Терпимость - это пассивное отношение. Толерантность в современном понимании несет в себе иной оттенок: это активное социальное поведение, основанное на уважении прав другого человека, если он уважает ваши права; свобода личности или группы лиц от предрассудков, и дискриминации. Следовательно, толерантность следует рассматривать как нравственную черту личности, которая характеризует его отношение к личности другой расы, национальности, культурной традиции; к ее культурным ценностям и к стремлению познания этих «других» ценностей.

В настоящее время толерантность рассматривается как фундаментальный принцип, на котором должен базироваться мир в целом. В связи с этим в Политической энциклопедии России толерантность определяется как «непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами» [7]. Юнеско следующим образом сформулировало принципы толерантности: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, <.. .> уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов» [7].

Образованию отводится одна из основных ролей в утверждении толерантности.

Толерантность, как способность позитивно реагировать на социальные различия, проявляется в трех сферах: отношения, познание и поведение. Каждая из них важна в процессе формирования музыкального кругозора китайских студентов российских вузов в процессе совершенствования

~ 19 ~

—--—

музыкально-исполнительской культуры. Без позитивного отношения, стремления к познанию и соответствующих поведенческих действий, решение поставленной проблемы невозможно. В соответствии с этим структура толерантности формируется из следующих компонентов: аффективный; когнитивный; конативный, каждый из которых должен быть проработан в педагогическом процессе.

Аффективный компонент понимается как категория достаточно сложная. В самом общем виде под ним понимается комплекс чувств и переживаний. Но различают аффективный компонент смысла, как целостный информационный результат, аффективный компонент отношений - в виде эмоциональных реакций на объект и аффективный компонент установки как характерное чувство, испытываемое человеком в ответ на некоторую предпосылку. Каждый из названных компонентов используется в педагогическом процессе, направленном на формирование музыкально-этического кругозора китайских студентов. Стремление к познанию различных эмоциональных сфер, характерных для различных стилей и жанров русской и европейской музыкальной культуры -один из наиболее плодотворных путей расширения музыкального кругозора.

Когнитивный компонент - категория, описывающая познавательные процессы, в том числе память, восприятие, мышление, познавательное развитие, т.е. все то, без чего невозможно интеллектуальное формирование широкого кругозора. К личностным показателям когнитивной компоненты относят меру реалистичности суждений, широту и реалистичность самооценок, проблематичность или категоричность суждения о себе. С музыкально-педагогической точки зрения крайне важным является стремление к интеллектуальному постижению философских, эстетических, педагогических концепций музыкального воспитания и образования в различные исторические эпохи и формирование на этой основе актуальной концепции современного музыкального воспитания основой которого, на наш взгляд, является формирование музыкальной культуры, музыкального кругозора.

В психологии толерантность рассматривается в трех формах: как психический процесс, как психическое состояние и как психические свойства. В первом случае говорят о восприятии, мышлении, эмоциях, т.е. категориях, непосредственно связанных с музыкальной деятельностью. Во втором случае - это устойчивость и уравновешенность. Толерантность как психические свойства включает воспитанность, нравственность и др. подобные составляющие, формирующиеся на базе морально - этических процессов. Толерантность может проявляться и в когнитивных процессах, как мера самооценки, широта и форма (категоричная или проблематичная) суждений о себе и окружающих.

Толерантность непосредственно связана с культурной коммуникацией, которая подразделяется на внутрикультурную и межкультурную. Именно последняя находится в центре внимания данного исследования. Понятие межкультурная коммуникация или межкультурная интеракция в 1954 году ввели в научный оборот Г. Трейгер и Э. Холл в работе «Культура и коммуникация. Модель анализа», в которой назвали ее идеальной целью, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру [8].

Результативная межкультурная коммуникация приводит к социальной аккультурации, под которой понимаются изменения, возникающие в культуре общества под воздействием контактов с другими культурами. Параллельно с аккультурацией следует говорить о компетенции и компетентности, являющихся следствием межкультурной коммуникации. Под компетенцией понимается круг вопросов, знания и опыт, в которых хорошо осведомлена данная личность. Это потенциальная величина, которой обладает личность. Компетентность - это совокупность компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности на основе обдуманных решений и действий и проявляется она в практической деятельности.

Межкультурная компетентность достигается двумя основными путями: частными или специфическими, которые проявляются в сумме знаний

~ 20 ~

—--—

о конкретной культуре; общими, зависящими от коммуникативных навыков и таких черт личности как толерантность, понимание общих культурных закономерностей.

Межкультурные связи тем легче реализуются, а межкультурная компетентность оказывается тем выше, чем более собеседники способны к сопереживанию и соучастию. Психологическая наука использует термин «эмпатическое слушание», как понимание эмоционального состояния собеседника. Диапазон проявления эмпатии достаточно широк: от легкого вхождения в проблему до полного погружения в нее. Но считается, что чем более глубокое погружение имеет место, тем более эмпатирующий осознает собственные чувства. Эмпатия может быть эмоциональной и когнитивной т.е. основанной на интеллектуальных процессах. Следовательно, межкультурная компетентность реализуется при наличии таких базисных условий как эмпатия и толерантность.

Вывод. Формирование музыкального кругозора китайских студентов в российских вузах осуществляется в педагогическом процессе, опирающемся на принятую в КНР парадигму образования, учет традиционного китайского менталитета, и инновационные методы взаимодействия, основанные на современном понимании педагогических, философских, музыковедческих и культурологических концепций. Только опираясь на понимание основных категорий, принятых в российской педагогической науке, труды выдающихся российских и китайских ученых, знание особенностей менталитета студентов из КНР можно разработать и методологические подходы, и конкретные методики, которые смогли бы работать как в России, так и в КНР.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Экспорт российских образовательных услуг [Текст: Электронный ресурс]: статист. сб. Вып. 3 / авт.-сост. А.Л. Арефьев, А.Ф. Шереги; Министерство образования и науки Российской Федерации. — Электрон. дан. - Москва: Социоцентр, 2016. — 357 с.- Режим доступа: http://img.russia.edu.ru/novosti/Akimov/arefiev_exp ort_3_2011_001_360.pdf. - Загл. с экрана.

[2] Дин Вэйлин. Мотивация обучения китайских студентов в России [Электронный ресурс] / Дин Вэйлин // Gigabaza. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 2016. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/194428-pall.html. - Загл. с экрана.

[3] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцов. - Москва: ОНИКС-ЛИТ: Мир и Образование, 2012. - 1376 с.

[4] Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: около 100000 слов / Д.Н. Ушаков.

- Москва: Аделант, 2013. - 800 с.

[5] Стрихар О.И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки / О.И. Стрихар // Молодой ученый. — 2014.

— № 11. — С. 423-425.

[6] Толерантность: философ. энциклопед. слов. / под ред. А.Б. Васильева. — 2-е изд. — Москва: Ин-фра-М, 2011. — 576 с.

[7] Российская политическая энциклопедия. -Москва: РОССПЭН, [2011]. - 151 с. Семашко М.А. Развитие термина толерантность в гуманитарных науках [Электронный ресурс] / М.А. Семашко // Письма в emissia.Offline/. - 2007. - окт. -Электрон. журн. - Режим доступа: http ://www.emissia.org/offline/2007/1204.htm. -Загл. с экрана.

[8] Сущность и специфика понятий «взаимодействие культур» и «межкультурная коммуникация» [Электронный ресурс] // Grandars. - Электрон. дан. - [Б. м., 200-]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/mezhkul turnaya-kommunikaciya.html. - Загл. с экрана.

—--—

~ 21 ~

—--—

C ATEGORY "HORIZONS" IN THE PARADIGM OF MUSICAL EDUCATION OF STUDENTS FROM CHINA

Zhang Mengdi

The Herzen state pedagogical university of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation

Annotation. The article deals with the basic concepts, categories, necessary for the development of ways and methods of forming the musical Outlook of students from the PRC when teaching them at music faculties and departments of Russian universities. The relevance of the work lies in the novelty of setting the problem, determining the concept of musical horizons. The peculiarities of understanding the categories of different Russian authors. The importance of studying the musical Outlook due to the significant increase in the number of Chinese students coming to study in higher educational institutions of Russia and the change of their age and educational specifics is shown. Considerable attention is paid to the category of "tolerance" in the context of comprehension of Russian and European musical culture, as well as in relations with representatives of different national groups, which are carriers of different directions of national culture. The manifestation of tolerance in three main areas: relationships, knowledge and behavior and their importance in the process offorming the musical Outlook of Chinese students in Russian universities in the process of improving the performing culture and the main components of tolerance from the point of view ofpsychology and pedagogy. The article points out the interrelationship of tolerance with cultural communication, which in turn leads to social acculturation and professional competence. Separately considered the manifestation of empathy and its forms in the process of intercultural communication.

Key words: musical pedagogy, musical horizons, cultural tolerance, empathy, intercultural communication.

REFERENCES

[1] Eksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug [Tekst: Elektronnyj resurs]: statist. sb. Vyp. 3 / avt.-sost. A.L. Arefev, A.F. Seregi; Ministerstvo obrazovania i nauki Rossijskoj Federacii. — Elektron dan. - Moskva: Sociocentr, 2016. — 357 p.- Rezim dostupa: http://img.russia.edu.ru/novosti/Akimov/arefiev_ex-port_3_2011_001_360.pdf. - Zagl. s ekrana.

[2] Din Vejlin Motivacia obucenia kitajskih studentov v Rossii [Elektronnyj resurs] / Din Vejlin // Gigabaza. - Elektron. dan. - Sankt-Peterburg, 2016. - Rezim dostupa: http://gigabaza.ru/doc/194428-pall.html. -Zagl. s ekrana.

[3] Ozegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo azyka: okolo 100 000 slov, terminov i frazeologiceskih vyrazenij / S.I. Ozegov; pod red. L.I. Skvorcov. - Moskva: ONIKS-LIT: Mir i Obrazovanie, 2012. - 1376 c.

[4] Usakov D.N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo azyka: okolo 100000 slov / D.N. Usakov. -Moskva: Adelant, 2013. - 800 p.

[5] Strihar O.I. Formirovanie muzykal'no-esteticeskogo vkusa i krugozora ucasihsa na osnove primenenia principa integracii na urokah muzyki / O.I. Strihar // Molodoj ucenyj. — 2014. — № 11. — p. 423-425.

[6] Tolerantnost': filosof. encikloped. slov. / pod red. A.B. Vasil'eva. — 2-e izd. — Moskva: Infra-M, 2011. — 576 p.

[7] Rossijskaa politiceskaa enciklopedia. - Moskva: ROSSPEN, [2011]. - 151 p. Semasko M.A. Razvitie termina tolerantnost' v gumanitarnyh naukah [Elektronnyj resurs] / M.A. Semasko // Pis'ma v emis-sia.Offline/. - 2007. - okt. - Elektron. zurn. - Rezim dostupa: http://www.emissia.org/of-fline/2007/1204.htm. - Zagl. s ekrana.

[8] Susnost' i specifika ponatij «vzaimodejstvie kul'tur» i «mezkul'turnaa kommunikacia» [Elektronnyj resurs] // Grandars. - Elektron. dan. - [B. m., 200-]. - Rezim dostupa: http://www.grandars.ru/college/soci-ologiya/mezhkulturnaya-kommunikaciya.html. -Zagl. s ekrana.

—--—

~ 22 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.