УДК 378 ББК 70/79
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ
РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
В.И. Климов
Аннотация. В эпоху глобализации системы образования все более актуальным становится вопрос о воспитании сознательного отношения молодого поколения к народным традициям. Их утрата приводит к потере национального самосознания, национальной идентичности и, в конечном итоге, может привести к исчезнованию этноса. Основной целью данной статьи явилось представление результатов разработки теоретической модели эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора, которая состоит из пяти взаимосвязанных уровней. В статье уточнены содержание и сущность таких феноменов, как: «эстетическое воспитание», «русский музыкальный фольклор», обоснованы основные фазы, которые необходимо учитывать при освоении новых эстетических понятий, а также выявлены концептуальные положения эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора.
Ключевые слова: эстетика, эстетическое воспитание, фольклор, музыкальный фольклор, модель.
Abstract. In the era of globalization of the education system, the question of educating the younger generation's conscious attitude to folk traditions is becoming ever more urgent. Its loss leads to the loss of national identity and, ultimately, can lead to the disappearance of the ethnos. The main goal of my article has been the development of a theoretical model of aesthetic education of university students by means of Russian musical folklore, which consists of five interrelated levels. In the course of the research, the authors of the article have clarified the content and es-
CONCEPTUAL PROVISIONS OF AESTHETIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF RUSSIAN MUSICAL FOLKLORE
I V.I. Klimov
sence of such phenomena as "aesthetic education", "Russian musical folklore", substantiated the main phases that must be taken into account when developing new aesthetic concepts, as well as the conceptual provisions of the aesthetic education of university students by means of Russian musical folklore.
Keywords: aesthetics, aesthetic education, folklore, musical folklore, model.
198
Для осознания целей эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора и обоснования его концептуальных положений, необходимо определить главную цель образования. Речь идет о восприятии образования как процесса овладения различными способами взаимодействия с миром, на основе которых происходит обогащение, развитие личности студента [1, с. 38-39]. Таким образом, истинным полем конечной логической реализации эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора, является процесс, который должен представить каждому студенту, опираясь на его природные эстетические творческие способности и связанные с ними эстетические ценностные ориентиры, возможность раскрыть свой личностный потенциал.
Опора на педагогику понимания, рассматриваемую как искусство объяснения, включает семантическую, информационно-смысловую и языковую компетентность. Суть этого принципа, являющегося одним из основополагающих в герменевтике, довольно проста и сводится к тому, что всякое понимание начинается с постижения целого или общего, опираясь на которое переходят к познанию его частей, а потом на основе знания частей получают более полное знание целого [2, с. 56].
В педагогическом процессе ориентир на принципы герменевтического
круга позволяет, по мнению Е.В. Сень-ко, выделить еще одно поле «понимания» — его «операционную или технологическую составляющую» [3, с. 16]. Современная герменевтика особое внимание уделяет эмпатии, то есть пониманию на основе чувств, эмоции, симпатии. Поэтому герменевтический ориентированный тип высшего образования должен иметь в себе элемент переживания и сопереживания с другими.
Проблема сегодняшнего эстетического воспитания в целом и студентов в частности зачастую в том и состоит, что оно не развивает механизм эмпа-тии, уделяя больше внимания словесному, рассудочному началу. Это связано со стереотипами традиционного образования, приоритетом которого является информация, знание. Однако опора на народные традиции, русский музыкальный фольклор, требует предоставления студенту дополнительного времени для обдумывания и анализа новой художественно-эстетической информации, используя стратегии задавания вопросов, поощрения самооценки обучающегося, критического анализа учебной ситуации.
Систематизация теоретических положений эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора позволила уточнить содержание и структуру таких понятий, как «эстетическое воспитание» и «русский музыкальный фольклор».
Отечественный ученый Г.В. Сахаров определял «эстетическое воспита-
ние» как «процесс воспитания эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка» [4, с. 39]. Б.Т. Лихачев характеризовал данный процесс, как «целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования у обучаемых эстетического отношения к действительности» [там же, с. 12]. В.Г. Белинский считал, что «... успех эстетического воспитания, находится в реализации путей формирования хороших сторон», а главная задача воспитания — это «.гармоническое развитие личности» [5, с. 19].
Автор статьи разделяет точку зрения А.Ж. Овчинниковой, которая считает, что эстетическое воспитание студентов вуза невозможно без осознания обучающимися эстетических ценностей, которые выступают с позиций таких категорий, как прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, комическое, трагическое и драматическое. Однако считаем, что процесс освоение новых эстетических понятий, должен учитывать основные фазы, выделенные М.А. Холодной:
1. Мотивировка — создание условий для осознания необходимости нового способа описания своего предыдущего художественно-эстетического опыта.
2. Категоризация — введение зна-ково-символического и визуального обозначения эстетического понятия.
3. Обогащение — накопление и дифференциация опыта оперирования вводимым эстетическим понятием.
4. Перенос — применение усваиваемого эстетического понятие в новых ситуациях.
5. Свертывание — реорганизация всех имеющихся у студента све-
дений об эстетическом понятии и превращение его в обобщенное знание [6, с. 228-229]:
Известный исследователь фольклора Е.Н. Линева отмечала, что фольклор «определяет ту специфику культуры, которая интерпретируется, как национальная, региональное, патриотическое» [7, с. 58].
Важной особенностью данных исследований стал показ интегрирован-ности когнитивных, ценностных, регулятивных смыслов в конкретных феноменах культуры, ее духовных практиках, а следовательно, и в сфере русского музыкального фольклора. Однако автору данной статьи близко определение Б.Н. Путилова: «фольклор — это комплекс знаний, умений, мастерства, навыков и практики исторического прошлого, транслируемые вербально и (или) невербально от поколения к поколению прямым путем, то есть без посредничества системы образования, печатных или каких-либо иных источников» [8, с. 31].
В педагогическом образовании эти процессы рассматриваются во взаимосвязи со сферой личностно значимых отношений субъектов образовательного процесса в системе «человек — природа — общество», «прошлое — настоящее — будущее» и целостно воплощаются в образе жизни студентов [9, с. 123]. В то же время, как один из источников этнической культуры в диапазоне таких присущих ей функций, как формирование образа реальности на основе представлений «повседневной эмпирической практики» и символической «вселенной», выражающейся в национальном специфическом восприятии окружающей действительности, русский музыкальный фольклор сохраняет и передает наследственную
ВЕК
200
память этно-коллектива в синхронном и диахронном диалоге поколений, явно выходя за рамки узко предметной сферы и демонстрируя гуманитарные константы своего содержания.
При педагогической интерпретации интенциональности ее содержательным звеном выступают «мотива-ционно-смысловые структуры аффективного и когнитивного планов, определяющие особенности взаимодействия личности с социокультурной средой, другими людьми продуктами их деятельности» [10, с. 86]. А.И. Шевченко подчеркивает, что «...говоря об интенциональности в обучении, зачастую рассматривают ее как субъективную готовность личности к обучению, доступность для обучающегося учебного материала, развитие мотивации к обучению» [4, с. 110-111]. Нетрудно заметить, что содержание понятия «интенциональность» в данном ракурсе во многом сходно с таким традиционным понятием педагогики, как познавательная активность. В то же время интенциональность представляет более конкретную дидактическую категорию: она определяет исходное условие, при котором становится возможной организация педагогического процесса в соответствии с принципами сознательности и активности.
Как замечает В.А. Тестов, в «мягкой» модели процедура обучения — это не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, а создание условий, при которых становится возможным процесс самообразования студента в результате его активного и продуктивного творчества. В основе «мягких» моделей лежит гибкий подход к управлению учебным процессом через советы и рекомендации. При отсутствии «жестких» целей главная
роль отводится не технологии, а стратегии обучения, то есть принципам отбора содержания и его построения в соответствии с личностными особенностями обучающихся [1, с. 41].
Анализ научной литературы, уточнение сущности и содержания понятий «русский музыкальный фольклор» и «эстетическое воспитание» позволили автору данной статьи разработать теоретическую модель эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора и выделить ее основные черты. Однако сначала требуется уточнить содержание понятия «модель».
В.В. Давыдов считает, что «модель — это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов» [11, с. 182]. Н.М. Борытко под моделью понимает некую «символическую систему, существующую на двух взаимосвязанных планах — каузальном и материализованном, основанную на реальной системе, причем в модели как в символической системе трансформированы ключевые признаки реальной системы с целью ее преобразования» [12, с. 48]. На основании многоаспектных исследований был сделан вывод о том, что наиболее полно содержание понятия «моделирование» раскрывается в определении, данном С.П. Барановым, в котором моделирование представляет собой «.процесс изучения феноменов реальности посредством конструирования их моделей с целью выявления и детализации их свойств с последующей оптимизацией методов преобразования и модернизации исследуемых объектов реальности» [4, с. 43].
ЕК
В результате анализа отечественной и зарубежной научной литературы, многолетних исследований нами была разработана теоретическая модель эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора, которая включает пять взаимосвязанных уровней:
Уровень <окружения» или «образовательной среды». На этом уровне отбираются, изменяются, адаптируются действия применительно к условиям, в которых реализуется поставленная цель этно-педагогического подхода в эстетическом воспитании [1, с. 56].
Структурно-содержательный уровень, включающий следующие компоненты: 1) когнитивный; 2) креативный; 3) рефлексивный.
Когнитивный компонент — это способность к умственному восприятию и переработке внешней информации; в более широком смысле рассматривается как акт познания или само-знание [9, с. 120].
Креативный компонент. В зарубежной психологии креативность трактуется как особый тип интеллектуальной способности, творческий стиль деятельности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс), а также как высший уровень интеллектуальной активности мышления.
Рефлексивный компонент понимается как субъективная оценка и осознание обучающимися своей образовательной и профессиональной деятельности.
Уровень «мотивации» в эстетическом воспитании является одним из основных уровней, влияющих на движение от цели к действию [1, с. 201]. Мотивационный уровень содержит мотивы, потребности, интересы, связанные с изучением студентами русского музыкального фольклора. В отече-
ственной психологии мотивация рассматривается как регулятор и ведущий фактор активности личности, ее поведения и деятельности. Сложность понимания мотивации как феномена обусловила неоднозначность ее характеристик. Поскольку мотивация является «источником активности и побудителем любой деятельности», многие исследователи (И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, В.С. Кузин, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) определяют ее как «.особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии» [13, с. 123].
Диагностический уровень содержит критерии:
• когнитивный;
• эмоциональный;
• интеллектуальный;
• творческий;
• рефлексивный.
Технологический уровень включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.
Данная модель позволяет более „П1 эффективно управлять процессом эсте- 201 тического воспитания студентов в образовательном процессе вуза средствами русского музыкального фольклора.
Причинно-следственный анализ возможностей русского музыкального фольклора в эстетическом воспитании студентов вуза позволят рассматривать его,
• во-первых, как устное поэтическое творчество;
• во-вторых, как систему словесных музыкальных, игровых, драматических видов народного творчества;
• в-третьих, как народную художественную культуру в ее совокупности.
ВЕК
202
На основании их уточняются специфические особенности русского музыкального фольклора, к которым относятся:
• традиционность;
• коллективность;
• изустность передачи;
• вариативность;
• импровизационность;
• синкретизм;
• полиэлементность;
• полистадиальность [9, с. 99]. Таким образом, уточнив сущность
и содержание понятий «эстетическое воспитание», «русский музыкальный фольклор», определив фазы, которые необходимо учитывать при освоении новых эстетических понятий, разработав теоретическую модель и выявив специфические особенности эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора, автор данной статьи определил ряд концептуальных положений эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора. Однако считаем перспективным дальнейшие изучение и использование средств русского музыкального фольклора в эстетическом воспитании студентов вуза, формировании эстетической культуры студентов высших учебных заведений, разработку теоретических и практических аспектов подготовки будущих педагогов-музыкантов к восприятию народного искусства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончарук, А.Ю. Социально-педагогические основы теории и истории музыкального искусства: Монография / А.Ю. Гончарук. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. — Ч. 1. — 278 с.
2. Волкова, А.В. Воспитание эстетического вкуса студентов педагогического вуза средствами изобразительного искусства [Текст] / А.В. Волкова, И.П. Цвелюх // Молодой ученый. — 2017. — № 23. — С. 296-300.
3. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Сериков. — М.: Логос, 2012. — 448 с.
4. Овчинникова, А.Ж. Эстетическое воспитание [Текст] / А.Ж. Овчинникова // Педагогика: учебное пособие / под ред. Е.Н. Герасимовой, В.П. Кузовлева, А.Ж. Овчинниковой, Л.З. Цветановой-Чуруковой. — Елец; Благоевград, 2011. — 539 с.
5. Кузовлев, В.П. Психолого-педагогические основы творческой деятельности: монография [Текст] / В.П. Кузовлев, А.В. Му-зальков. — Елец, 2003. — 95 с.
6. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям [Текст] / М.А. Холодная. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 288 с.
7. Лесевич, В. Фольклор и его изучение [Текст] / В. Лесевич // Памяти В.Г. Белинского: лит. сб., сост. из тр. рус. литературоведов. — М., 1899. — С. 343-349.
8. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 464 с.
9. Климов, В.И. Эстетическое воспитание студентов вуза средствами русского музыкального фольклора: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.И. Климов. — Елец, 2013. — 159 с.
10. Насырова, М.Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студента: автореф дис. ... канд. пед. наук [Текст] / М.Б. Насыро-ва. — Оренбург, 2008.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. — М., 1986. — 195 с.
12. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавен-ко, И.А. Содовцова. — М., 2008. — 320 с.
13. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей [Текст] / В.И. Петрушин. — М., 1997. — 384 с.
ЕК
14. Гусев, В.Е. О специфике восприятия фольклора [Текст] / В.Е. Гусев // К проблеме синестезии в искусстве. — Л., 1978. — 90 с.
15. Кириченко, Т.Д. Профессиональное воспитание будущего учителя музыки средствами музыкального фольклора: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.Д. Кириченко. — Елец, 2007. — 193 с.
16. Щуров, В.М. Русская музыкальная фольклористика как отрасль отечественной народоведческой науки [Текст] / В.М. Щуров // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. — Т. 1. — М., 2005. — 173 с.
17. Adorno, Th. Ästhetische Theorie [Text] / Th. Adorno. — Frankfurt a.M., 1973. — 212 p.
18. Esthetics contemporary [Text] / Ed. by R. Kostelanetz. — Buffalo, 1978. — 136 p.
REFERENCES
1. Adorno Th., Asthetische Theorie, Frankfurt and Main, 1973, 212 p.
2. Borytko N.M., Molozhavenko A.V., Sodov-cova I.A., Metodologiya i metodypsihologo-pedagogicheskogo issledovaniya, Moscow, 2008, 320 p. (in Russian)
3. Davydov V.V., Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i ehksperi-mentalnogo psihologicheskogo issledovani-ya, Moscow, 1986, 195 p. (in Russian)
4. Esthetics contemporary, Ed. R. Kostelanetz, Buffalo, 1978, 136 p.
5. Goncharuk A.Yu., Socialno-pedagogicheskie osnovy teorii i istorii muzykalnogo iskusst-va: monografiya, Moscow, Berlin, DirektMedia, 2015, Part. 1, 278 p. (in Russian)
6. Gusev V.E., "O specifike vospriyatiya folk-lora", in: K probleme sinestezii v iskusstve, Leningrad, 1978, 90 p. (in Russian)
7. Holodnaya M.A., Psihologiya ponyatijnogo myshleniya: Ot konceptualnyh struktur k po-nyatijnym sposobnostyam, Moscow, 2012, 288 p. (in Russian)
8. Kirichenko T.D., Professionalnoe vospitanie budushchego uchitelya muzyki sredstvami
muzykalnogo folklora, Phd dissertation (Pedagogy), Elets, 2007, 193 p. (in Russian)
9. Klimov V.I., Ensteticheskoe vospitanie stu-dentov vuza sredstvami russkogo muzykal-nogo folklora, Phd dissertation (Pedagogy) , Elec, 2013, 159 p. (in Russian)
10. Kuzovlev VP., Muzalkov A.V., Psihologo-pedagogicheskie osnovy tvorcheskoj deyatel-nosti: monografiya, Elets, 2003, 95 p. (in Russian)
11. Lesevich V., "Folklor i ego izuchenie", in: Pamyati V.G. Belinskogo, literaturnii sbornik, sostavlenii iz trudov russkih literaturovedov, Moscow, 1899, pp. 343-349. (in Russian)
12. Nasyrova M.B., Ehtnopedagogicheskij pod-hod v vospitanii kultury mezhnacionalnogo obshcheniya studenta, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Orenburg, 2008. (in Russian)
13. Ovchinnikova A.Zh., "Ehsteticheskoe vospi-tanie", in: Pedagogika: uchebnoe posobie, ed. E.N. Gerasimovoj, V.P. Kuzovleva, A.Zh. Ovchinnikovoj, L.Z. Cvetanovoj-Churukovoj, Elec, Blagoevgrad, 2011, 539 p. (in Russian)
14. Petrushin V.I., Muzykalnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov i prepoda-vatelej, Moscow, 1997, 384 p. (in Russian)
15. Putilov B.N., Folklor i narodnaya kultura; In memoriam, St. Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie, 2003, 464 p. (in Russian)
16. Serikov V.V., Razvitie lichnosti v obrazo-vatelnom processe, Moscow, Logos, 2012, 448 p. (in Russian)
17. Shchurov V.M., "Russkaya muzykalnaya folkloristika kak otrasl otechestvennoj nar-odovedcheskoj nauki", in: Pervyj Vserossi-jskij kongress folkloristov, Vol. 1, Moscow, 2005, 173 p. (in Russian)
18. Volkova A.V., Cvelyuh I.P., Vospitanie ehsteticheskogo vkusa studentov peda-gogicheskogo vuza sredstvami izobrazitel-nogo iskusstva, Molodoj uchenyj, 2017, No. 23, pp. 296-300. (in Russian)
203
Климов Владимир Игоревич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, Институт истории и культуры, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, [email protected]; Klimov V.I., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Music Education, History and Culture Institute, I.A. Bunin Yelets State University, [email protected]