Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание детей на материале русского музыкального фольклора'

Эстетическое воспитание детей на материале русского музыкального фольклора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1015
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ЭСТЕТИКА ФОЛЬКЛОРА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА БАЗЕ ФОЛЬКЛОРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / FOLKLORE / A FOLKLORE AESTHETICS / NATIONAL PEDAGOGICS / COMPLEX OCCUPATIONS ON THE BASIS OF FOLKLORE / ART PERCEPTION / CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Картавцева Маргарита Тихоновна

В статье рассматриваются вопросы эстетической сущности фольклора, а также эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе русского фольклора. Отмечается важность развития у детей творческого начала, восприимчивости к разным видам искусства. Включение нескольких видов искусства (изобразительное, музыкальное, хореографическое, театральное) составляет педагогический комплекс, способный сформировать и развить определённые задатки и эстетическое сознание у детей. Фольклор является доступным, ярким, интересным дидактическим материалом, носителем элементов народной педагогики. Формирование художественного восприятия, эстетического сознания необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, когда ребёнок наиболее восприимчив к явлениям действительности и у него пока что отсутствуют «штампы» восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF THE CHELDREN ON THE MATERIAL OF RUSSIAN FOLK MUSIC

In article questions of aesthetic essence of folklore, and also esthetic education of children of preschool and younger school age on the basis of the Russian folklore are considered. Importance of development in children of sense organs, the creative beginning, a susceptibility to different types of art is noted. Inclusion of several types of arts (graphic, musical, choral, chorographical, theatrical) in the pedagogical complex capable to create and develop certain inclinations and esthetic consciousness at children. The folklore is available, bright, interesting didactic material, the carrier of elements of national pedagogics. Formation of art perception, esthetic consciousness needs to begin to be formed at preschool age when the child is most susceptible to the phenomena of reality and he meanwhile has no “stamps” to perception.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание детей на материале русского музыкального фольклора»

Эстетическое воспитание детей

НА материале русского музыкального ФОЛЬКЛОРА

УДК 37.036:398.8 М. Т. Картавцева

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются вопросы эстетической сущности фольклора, а также эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе русского фольклора. Отмечается важность развития у детей творческого начала, восприимчивости к разным видам искусства. Включение нескольких видов искусства (изобразительное, музыкальное, хореографическое, театральное) составляет педагогический комплекс, способный сформировать и развить определённые задатки и эстетическое сознание у детей. Фольклор является доступным, ярким, интересным дидактическим материалом, носителем элементов народной педагогики. Формирование художественного восприятия, эстетического сознания необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, когда ребёнок наиболее восприимчив к явлениям действительности и у него пока что отсутствуют «штампы» восприятия.

Ключевые слова: фольклор, эстетика фольклора, народная педагогика, комплексные занятия на базе фольклора, художественное восприятие, творческое развитие детей.

M. T. Kartavtseva

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

aesthetic EDUCATION of the children on the material of russian FOLK music

In article questions of aesthetic essence of folklore, and also esthetic education of children of preschool and younger school age on the basis of the Russian folklore are considered. Importance of development in children of sense organs, the creative beginning, a susceptibility to different types of art is noted. Inclusion of several types of arts (graphic, musical, choral, chorographical, theatrical) in the pedagogical complex capable to create and develop certain inclinations and esthetic consciousness at children. The folklore is available, bright, interesting didactic material, the carrier of elements of national pedagogics. Formation of art perception, esthetic consciousness needs to begin to be formed at preschool age when the child is most susceptible to the phenomena of reality and he meanwhile has no "stamps" to perception. Keywords: folklore, a folklore aesthetics, national pedagogics, complex occupations on the basis of folklore, art perception, creative development of children.

Понятие «эстетическое воспитание» раскрывается сегодня учёными как формирование способностей к эмоционально-ценностному отношению к предметам и явлениям действительности, способностей видеть, слышать, двигаться, выражать свои внутренние переживания по законам

красоты. В процессе формирования эстетических способностей одновременно и взаимосвязанно происходит, с одной стороны, формирование в сознании эмоционально-ценностных образов на уровне представлений и, с другой стороны, развитие индивидуальных творческих задат-

КАРТАВЦЕВА МАРГАРИТА ТИХОНОВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории музыки факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры

KARTAVTSEVA MARGARITA TIKHONOVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the theory and history of music, Faculty of musical arts, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: tatbiucha@gmail.com © Картавцева М. Т., 2016

ков личности [6]. Начинается эстетическое воспитание с «создания определённого запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим, пластическим качествам» [12, с. 24]. Другими словами, элементарные эстетические впечатления образуются благодаря способности наших органов чувств воспринимать и эмоционально реагировать на эстетические качества предметов и явлений действительности.

Непосредственность чувственного опыта и эмоциональность восприятия — это те особенности, которые характеризуют именно эстетическое отношение обучаемого.

Следовательно, целью эстетического воспитания, особенно на первоначальном этапе, выступает развитие органов чувств, участвующих в эстетическом восприятии.

Важнейшей в эстетическом воспитании является творческая деятельность в сфере искусства, которое представляет собой «концентрированное и объективированное выражение эстетического отношения человека к действительности» [14, с. 113].

В современной эстетике виды искусства объединяются по разным принципам. Наиболее приемлемой в применении к процессу эстетического воспитания представляется классификация, основанная на особенностях человеческого восприятия, по которой «... одни (виды искусства. — м. к.) отражают действительность в образах, зрительно воспринимаемых (архитектура, скульптура, живопись), другие отражают действительность в образах, воспринимаемых слухом (музыка, искусство слова), третьи требуют одновременно восприятия и с помощью зрения, и с помощью слуха, так как пользуются зрительно-слуховыми образами (хореография, драмати-

ческое искусство ... и другие "зрелищные" искусства)» [3, с. 82].

В других встречающихся в литературе классификациях видов искусства меняются принципы, лежащие в их основе: например, объективное бытие предмета и продукта искусства — тогда виды искусства распределяются на пространственные, временные и пространственно-временные; или в зависимости от отношения объективного и субъективного в конкретном жанре.

Однако при сравнении всех классификаций легко обнаруживается их сходство: во всех представлены три группы однородных видов искусства. Очевидно, для развития основных эстетических чувств необходимо наличие в комплексной системе эстетического воспитания, как минимум, трёх видов искусства, каждый из которых будет соответствовать своей группе. Возможны и варианты сочетаний, при соблюдении условия соответствия видов искусства, включённых в комплекс, как минимум, трём группам классификации.

Но включение нескольких видов искусства в систему эстетического воспитания ещё не сделает эту систему комплексной, они пока состоят в ней как самостоятельные и рядоположенные. Ведь комплекс — это совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое. Значит, эти виды искусства должно что-то объединять, придавая всей системе целостность, комплексный характер.

Таким объединяющим началом обладает, содержит его в себе фольклор.

В современной науке существуют различные концепции и подходы к понятию «фольклор». По одной из них на основе общих закономерностей развития и взаимодействия составляющих его видов искусств фольклор определяется как «народная художественная культура в целом,

объединяя в себе всё многообразие видов народного творчества — устное поэтическое, музыкальное инструментальное и песенное искусство, а также танцы, обряды, театральные действа, прикладное и изобразительное творчество» [4, с. 38].

По мнению П. Г. Богатырева, «отдельные виды народного искусства органически связаны между собой и составляют единое целое, единую художественную структуру» [1, с. 7]. Этим объясняется тот факт, что в последнее время исследователи фольклора значительное внимание стали уделять комплексному методу изучения народного искусства.

На ранних этапах развития человечества фольклор был результатом эстетического освоения человеком окружающей действительности, его художественным опытом, накопляемым в процессе трудовой деятельности.

Принципиально важным для нас является положение о возникновении фольклора как недифференцированной формы общественного сознания (то есть соединившей в себе искусство, философию, историю, народную педагогику и другие формы в единое целое).

Именно благодаря нерасчленённости (синтетизму) фольклора как выражения народного мировоззрения он полифункционален, то есть направление воздействия произведений народного творчества на личность исполнителя и слушателя многосторонне.

Другими словами, «субъект» получает как эстетическую, так и этическую, социальную, историческую информацию. Этим положением объясняются возможности педагогического воздействия фольклора на подрастающее поколение — ведь это подлинная сокровищница народной педагогики, которая обладает наиболее органичным методом передачи социального опыта человечества.

Но синтетизм фольклора проявляется и как синкретизм различных видов искусства, который объясняется В. Е. Гусевым в работе «Эстетика фольклора» тем, что предмет искусства в народном сознании познавался как «эстетически цельное и целостное в совокупности всех или многих его эстетических качеств, в многогранности и сложности его эстетической природы» [3, с. 82].

К. С. Давлетов в книге «Фольклор как вид искусства» предлагает более глубокое объяснение синтетизма и добавляет «синтетизм самого художественного метода» фольклора [5, с. 282]. Анализируя этот вид синтетизма, автор приходит к интересному выводу: «Синтетизм художественного метода фольклора диалектически приводит к противоположному обособленному проявлению эстетических категорий в фольклоре, к крайностям его эстетических характеристик... Именно этой сущностью фольклорного художественного метода определяется ослепительная яркость и контрастность его красок» [5, с. 358]. Получается, что фольклору, в те далёкие времена заменявшему искусство, в целях отражения эстетических качеств действительности необходимо было выделить эти качества, сделать их в художественном произведении явными, контрастными.

В этой же книге в качестве примера автор приводит эстетическую характеристику жанра сказки, данную Б. П. Аникиным: «... Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчёркнуто определённые и резкие. В сказке идёт речь о "тёмной ночи", о "белом свете", о "красном солнышке", о "синем море", о "белых лебедях", о "чёрном вороне", о "зелёных лугах". Таков и весь фольклор» [5 с. 357].

Заключение об особой контрастности, выделенности красок в художественных произведениях фольклора даёт нам осно-

вание для предположения об очевидной целесообразности использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Глазу ребёнка ещё только предстоит, благодаря зрительным впечатлениям, постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — благодаря звуковым впечатлениям — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний.

Наконец, художественный метод фольклора — это метод конкретно-чувственного, образного отражения действительности. Причём из-за того, что у ребёнка развито конкретно-образное мышление, восприятие и понимание фольклорного произведения для него происходят естественно и непосредственно.

Здесь мы должны коснуться понятия традиции с точки зрения такого параметра искусства, как стиль. В современной культурологии стиль «... есть тип организации художественной формы, обусловленный несомым ею содержанием и его выражающей... Стиль становится "художественным языком" культуры, её "паролем", её "откровением" на языке искусства» [8, с. 18].

Традиционная культура всегда основывается на строгом единстве стиля, которое становится «знаком духовного содержания данной культуры» [8 с. 19].

Какие же черты стиля характеризуют произведение народного творчества, выражая его «субъективные» качества? Прежде всего, это национальное своеобразие, то есть этнические, областные, диалектные особенности. Но эти качества и есть носители традиционной эстетики в искусстве, отражающие национальный характер художественного мышле-

ния народа, то есть как раз то ценное, что непременно должно сохраниться и получить дальнейшее развитие как в искусстве, так и в жизни.

Согласно теории эстетического воспитания высшей целью формирования эстетического сознания является достижение личностью внутренней гармонии между разнородными сторонами её жизни, то есть между своим внутренним миром и внешними проявлениями своего социального облика, между собой и обществом, наконец, между своей жизнью и окружающей природой. Следовательно, необходимыми качествами самих средств и методов эстетического воспитания должны быть гармоничность и естественность. Это условие касается также связи фольклорного материала с психологическими особенностями и возможностями детского восприятия и мышления.

На всех этапах фольклорное искусство развивалось под знаком естественности и гармонии с природой. Воспринимая отношения личности к окружающему её обществу как «естественные» природные отношения, народная песня закономерно стремится раскрыть их через внешнее ассоциирование. «В песенной лирике должно было достигнуть полного своего развития художественное ассоциативное мышление, как форма познания природы и общественных явлений. Профессиональному искусству оставалось только придать этому способу познания абстрактный и внутренне свободный характер, что поставило поэта перед необходимостью самому добиваться гармоничности и естественности своих образных ассоциаций. В народном творчестве эта гармония предопределяется самим мировоззрением его» [5].

Исследователи фольклора отмечают, что существует определённая зависимость между специфическими особенностями произведений детского фольклора

разных возрастных групп и соответствующим уровнем детского художественного восприятия. Кроме того, эти особенности одновременно обусловлены характером ведущей деятельности ребёнка, определяющей формирование его сознания.

Результатом развития органов чувств ребёнка будет его способность к восприятию эстетических качеств предметов и явлений действительности, или способность к эстетическому созерцанию. Но развитие только способности к чувственному познанию объектов ещё не обеспечивает формирования в сознании эстетических представлений в виде эмоционально-ценностных образов, без которых, в свою очередь, не смогут сформироваться такие компоненты эстетического сознания, как вкус, потребности, идеалы, взгляды и убеждения. Выходя на художественный уровень восприятия, необходимо рассмотреть понятие «язык искусства».

Искусствоведы считают, что язык искусства не может быть выражен в рационально-словесной форме. «Парадокс состоит в том, что, хотя лишь всё искусство в целом может служить "кодом" культуры... понято оно может (и должно) быть лишь в качестве отдельного произведения» [15, с. 96].

Однако исследователь проблемы художественного восприятия Н. Н. Кирсанова пишет: «Практика художественного восприятия основана не только на выделении специфического, уникального при взаимодействии с каждым новым произведением искусства, но и на выделении общего, повторяющегося, результатом чего является формирование в сознании воспринимающего системы художественных норм и канонов». Таким образом, «... в сознании воспринимающего образуется некая сетка правил, существующая скорее как интуитивная, до конца не осознанная правильность» [11, с. 80—85].

Вербальный язык не способен адекватно передать язык искусства, но он раскрывает законы этого сложного языка, приближает нас к его пониманию. Каждый вид искусства имеет свои специфические выразительно-изобразительные средства, описанием и изучением которых занимается искусствознание. Существуют также общие для всех видов искусства понятия и категории — жанр, идея, художественный образ и другие. Компонентами художественного образа условно можно назвать ритм, композицию, колорит.

Таким образом, существует система «норм и канонов», которая может быть выражена понятиями и категориями искусства и одновременно объединить на их основе различные виды искусства, включённые в систему эстетического воспитания. При этом достигается единство системы, её цельность на так называемом рациональном уровне.

Фольклор, как комплекс народного искусства, включающий все его основные виды, позволяет придать этой системе комплексность на всех уровнях, выступает как фундамент традиционной культуры, как наиболее доступное искусство в детском возрасте по его эстетическим качествам, гармонично и естественно воспринимаемое ребёнком в соответствии с его мировосприятием.

Рассмотрим теперь проблему комплексности эстетического воспитания относительно личности ребёнка, его возрастных особенностей психического развития. Выдающийся психолог Б. М. Теплов в своих исследованиях психологических закономерностей детской художественной деятельности указывал на необходимость параллельного развития творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности — музыкальной, изобразительной, литературной и других. Это положение он обо-

сновал синтетичностью детского творческого мышления: искусство в представлении ребёнка не совокупность отдельных жанров, а средство чувственного отображения целостного мироощущения.

Человеку изначально присуща способность восторгаться и наслаждаться прекрасным, а наивность и чистота взгляда позволяет ребёнку увидеть подчас больше, чем взрослому, ибо он свободен ещё от стандартов и штампов, приобретаемых человеком на более поздних этапах развития. Американский преподаватель искусства Р. Берссон приводит яркий пример рационального восприятия искусства взрослым: посетитель художественной выставки «... в большинстве случаев прежде, чем посмотреть на произведение искусства, ищет фамилию автора, название произведения, дату его создания. Посетитель "вешает ярлык", то есть пытается классифицировать произведение и "составить мнение" с помощью уже известной ему информации...».

Дошкольники и младшие школьники особенно восприимчивы к искусству: отзывчивы на музыку, любят рисовать, лепить, слушать чтение взрослых, быстро запоминают стихи. Им свойственна пытливость и любознательность, способность удивляться. Творческий характер детскому мышлению придаёт способность к воображению: дети нередко пребывают в сказочном мире, поражая взрослых своими неожиданными фантазиями.

Ребёнку в дошкольном возрасте всё хочется сделать, изобразить самому. Как отмечают психологи, потребность в подражании движениям и действиям взрослых является психологической особенностью дошкольника. Абсолютно все 5—6-летние дети соглашаются на любое предложение педагога.

Дошкольный и младший школьный возраст, таким образом, представляется уни-

кальным по возможностям развития способностей детей благодаря общей психологической направленности их интересов к любой творческой деятельности.

Детскому художественному восприятию в значительной мере способствует игровая деятельность как ведущая, основная в этом возрасте. В игре ребёнок отражает своё мировосприятие в образах, создаваемых им неосознанно, стихийно благодаря целостности своего сознания, проявляя при этом художественные способности и творческую активность. Рассматривая специфику художественной деятельности, М. С. Каган пишет: «И в филогенезе, и в онтогенезе способность к полноценной художественной деятельности формируется раньше, чем развитые формы дифференцированной частичной деятельности... ведь детству человека и "детству человечества" свойственна синкретическая целостность сознания — нерасчленённость объекта и субъекта, природы и человека, материального и духовного, мёртвого и живого, реального и идеального, рационального и эмоционального, осознанного и бессознательного, а это и является благодатной почвой для "бессознательно-художественного" (мифологического у человечества, игрового у индивида) освоения мира» [8, с. 2].

Итак, игра может служить связующим звеном, посредством которого наиболее естественно организуется процесс подготовки ребёнка к художественно-эстетической деятельности. При этом игра становится не только методом обучения приёмам этой деятельности, но и может быть превращена в её «поле». Как известно, игровой момент особенно ярко выражен в драматическом искусстве, значит, оно и должно стать объединяющим видом искусства в комплексной системе эстетического воспитания. Другие виды искусства должны быть включены в систему,

во-первых, как эстетически развивающие зрение и слух, пластику, моторику и, во-вторых, как органично взаимосвязанные с драматическим искусством.

Таким образом, в систему объединились драматическое искусство, музыка, хореография и изобразительное творчество, образующие единство и по отношению к результату художественной деятельности детей, который приобретает форму театральной постановки народных сказок, а также традиционных народных действ (Святки, Масленица, Осенины и другие).

Согласно такой системе учебно-воспитательный процесс организуется в виде интегрированных занятий по практическому освоению элементов художественного, музыкального и театрального языка, овладению средствами выразительности музыки, сценического и изобразительного искусства в их ассоциативном преломлении в художественно-эстетической деятельности: пении, танце, рисовании, лепке, разыгрывании фольклорных игр, сценических этюдов, вокально-пластических композиций и постановке сказочных спектаклей, обрядовых действ.

Любая система эстетического воспитания должна базироваться на принципе создания положительных эмоций, поэтому вовлечение в какой-либо вид эстетической деятельности должен быть основан на интересе и желании ребёнка, исключать насилие и диктат взрослых. Форма интегрированных занятий естественно для ребёнка создаёт объективную необходимость разностороннего эстетического развития. Ребёнок поставлен в условия, когда для того, чтобы участвовать в ведущем для него виде деятельности (куда он включается охотно, с жела-

нием, поскольку достигает здесь успешных результатов благодаря способностям или склонности), он объективно вынужден заниматься также и другими видами эстетической деятельности, включение в которые может на первых порах не отвечать его желанию, но эта деятельность необходима для формирования пока слаборазвитых индивидуальных способностей. Так, если ребёнок мечтает спеть песню любимого героя в сказочном спектакле, то он должен участвовать в следующих видах деятельности: овладеть гармонией сценического общения и поведения, продемонстрировать на сцене элементы хореографии, художественной декламации, пения.

Новизна данной системы заключается также в применении метода сквозного изучения параллельно на всех занятиях одной определённой и общей для нескольких видов искусства эстетической категории или понятия, но не теоретически, а с конкретизацией специфических особенностей её проявления в каждом изучаемом виде искусства. Дополнением к ней служат частные категории и понятия данного вида искусства, которые сочетаются с основной по смыслу и помогают её усвоению. Например, категория «гармония» даётся в музыке через понятие созвучия, а в изобразительном искусстве — через понятие сочетания цветов. Понятие «контраст» конкретизируется в музыке звучанием ладов «мажор» и «минор», интервалов «консонанс» и «диссонанс», в изобразительном искусстве — это цвета «холодные» и «тёплые» и т.п.

Таким образом, интегрированные занятия на базе фольклора создают эффективные педагогические условия для разностороннего, творческого развития ребёнка.

Примечания

1. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства // Актуальные проблемы современной фольклористики : сборник статей и материалов / сост. В. Е. Гусев. Ленинград : Музыка, 1980.

2. Воеводина Л. Н. Мифология как часть символического универсума // Вестник Московского государ-

ственного института культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 51—57.

3. Гусев В. Е. Эстетика фольклора / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. 319 с.

4. Гусев В. Е. Фольклор как элемент культуры // Искусство в системе культуры : [сборник статей] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры ; сост. и отв. ред. М. С. Каган. Ленинград : Наука : Ленингр. отд-ние, 1987.

5. Давлетов К. С. Фольклор как вид искусства / АН СССР. Институт мировой литературы имени А. М. Горького. Москва : Наука, 1966. 365 с.

6. Золотухина-Аболина Е. В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. 1987. № 4. С. 11—19.

7. Зорилова Л. С. Духовные основы становления музыкальной школы эпохи возрождения в Западной Европе // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 83—89.

8. Каган М. С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры : [сборник статей] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры ; сост. и отв. ред. М. С. Каган. Ленинград : Наука : Ленингр. отд-ние, 1987.

9. Картавцева М. Т. Влияние на психическое развитие ребёнка-дошкольника комплексного обучения на материале фольклора // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. 2006. № 2. С. 73—78.

10. Картавцева М. Т. Сущность и содержание музыкально-творческого развития детей // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. 2007. № 4. С. 171—175.

11. Кирсанова Н. Н. Общекультурная функция языка искусства // Искусство в системе культуры : [сборник статей] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры ; сост. и отв. ред. М. С. Каган. Ленинград : Наука : Ленингр. отд-ние, 1987.

12. Краткий словарь по эстетике : книга для учителя / [Акиньшина Е. Л., Аронов В. Р., Афасижев М. Н. и др.] ; под ред. М. Ф. Овсянникова. Москва : Просвещение, 1983. 224 с.

13. Мельников М. Н. Формообразующая роль внеэстетических функций некоторых жанров фольклора // Полифункциональность фольклора : сборник научных трудов / Новосибирский государственный педагогический институт ; [редкол. : М. Н. Мельников (отв. ред.) и др.]. Новосибирск : НГПИ, 1983. С. 8—27.

14. Столович Л. Н. Культура художественная и культура эстетическая // Искусство в системе культуры : [сборник статей] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры ; сост. и отв. ред. М. С. Каган. Ленинград : Наука : Ленингр. отд-ние, 1987.

15. Тарасов В. А. Искусство как «код» культуры // Искусство в системе культуры : [сборник статей] / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Секция по теоретическим проблемам культуры ; сост. и отв. ред. М. С. Каган. Ленинград : Наука : Ленингр. отд-ние, 1987.

References

1. Bogatyrev P. G. Voprosy teorii narodnogo iskusstva [Questions of the theory of folk art]. Aktual'nye prob-lemy sovremennoi fol'kloristiki. Red. V. E. Gusev [Actual problems of modern folklore studies. Ed. by V. E. Gusev]. Leningrad, Publishing house "Music", 1980.

2. Voevodina L. N. Mythology as part of the symbolic universe. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 5 (61), pp. 51—57. (In Russian)

3. Gusev V. E. Estetika fol'klora [Folklore esthetics]. Leningrad, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1967. 319 p.

4. Gusev V. E. Fol'klor kak element kul'tury [Folklore as culture element]. In: Kagan M. S., ed. Iskusstvo v sisteme kul'tury [Art in the system of culture]. Leningrad, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1987.

5. Davletov K. S. Fol'klor kak vid iskusstva [Folklore as art form]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1966. 365 p.

6. Zolotukhina-Abolina E. V. O spetsifike vysshikh dukhovnykh tsennostei [On the specifics of the highest spiritual values]. Russian Journal of Philosophical Sciences. 1987, No. 4, pp. 11—19.

7. Zorilova L. S. Spiritual bases of formation of music school of an era of the Renaissance in Western Europe. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 5 (67), pp. 83—89. (In Russian)

8. Kagan M. S. Iskusstvo kak fenomen kul'tury [Art as culture phenomenon]. In: Kagan M. S., ed. Iskusstvo v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.