Научная статья на тему 'Категория "интеграция" в международном образовательном праве'

Категория "интеграция" в международном образовательном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВО ИНТЕГРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / LAW OF INTEGRATION / INTERNATIONAL EDUCATIONAL LAW / EDUCATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров И.В.

В статье представлен краткий обзор развития категории «интеграция» в доктрине. Отмечается сложившееся отождествление права интеграции и интеграции. Оценивается применение данной категории в отдельных областях международного взаимодействия, в частности в международном образовательном праве. Автор разделяет предложенное в научной периодике определение международной образовательной интеграции, приводит описанные в исследованиях особенности интеграционного взаимодействия государств и других субъектов в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category "integration" in international educational law

The article presents a brief overview of the development of the category «integration» in doctrine. The existing identification of law of integration with integration is noted. The application of the category in certain areas of international interaction, in particular, in international educational law is evaluated. The author shares the definition of international educational integration proposed in the scientific literature and considers the peculiarities of integrative interaction of states and other subjects in the educational sphere described in researches.

Текст научной работы на тему «Категория "интеграция" в международном образовательном праве»



КАТЕГОРИЯ «ИНТЕГРАЦИЯ»

В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

Федоров Игорь Вадимович

Доцент кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, доцент (Екатеринбург), e-mail: ruzh@usla.ru

В статье представлен краткий обзор развития категории «интеграция» в доктрине. Отмечается сложившееся отождествление права интеграции и интеграции. Оценивается применение данной категории в отдельных областях международного взаимодействия, в частности в международном образовательном праве. Автор разделяет предложенное в научной периодике определение международной образовательной интеграции, приводит описанные в исследованиях особенности интеграционного взаимодействия государств и других субъектов в образовательной сфере.

Ключевые слова: интеграция, право интеграции, международное образовательное право, образовательная интеграция

THE CATEGORY «INTEGRATION» IN INTERNATIONAL EDUCATIONAL LAW

Fedorov Igor

Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: ruzh@usla.ru

The article presents a brief overview of the development of the category «integration» in doctrine. The existing identification of law of integration with integration is noted. The application of the category in certain areas of international interaction, in particular, in international educational law is evaluated. The author shares the definition of international educational integration proposed in the scientific literature and considers the peculiarities of integrative interaction of states and other subjects in the educational sphere described in researches.

Key words: integration, law of integration, international educational law, educational integration

Первоначально термин «интеграция», как отмечал американский исследователь Фриц Махлап, применялся европейскими экономистами в работах 1933 и 1939 гг., посвященных межгосударственному, преимущественно европейскому, торговому взаимодействию1. Официальное же использование слова «интеграция» и производных от него связано с послевоенным экономическим устройством Европы. Впервые словосочетание «экономическая интеграция» публично прозвучало 31 октября 1949 г. в выступлении Пола Хоффмана (администратора Администрации экономического сотрудничества) перед Советом Организации европейского экономического сотрудничества. Хоффман призвал ускорить процесс «интеграции экономики Западной Европы», указав, что суть такой интеграции будет заключаться в формировании единого крупного рынка, в рамках которого количественные ограничения на движение товаров, денежные барьеры для потока платежей и в конечном итоге все тарифы будут полностью уничтожены2.

1 Machlup F. A history of thought on economic integration. L., 1977. P. 6-8.

2 Ibid. P. 11.

Первое упоминание права интеграции обнаруживаем в работе Пьера Пескаторе «Право интеграции. Возникновение нового феномена в международных отношениях, основанное на опыте Европейских сообществ»1. Небольшая по объему работа не просто привнесла новый термин в научный оборот, но и предложила несколько концептуальных положений, задавших вектор развития права Европейских сообществ.

Подход Пескаторе структурный. Интеграционный процесс базируется на том, что он называет «новыми структурными объединениями» - учреждениями, построенными на новых принципах представительства. В основе этой институциональной конструкции лежит идея порядка, определяемая наличием общих ценностей, которым участники готовы подчинить свои национальные интересы и свою национальную иерархию ценностей2. В результате интеграция - это не только уникальный творческий процесс, это порядок, который определяет и развивает себя сам, в том числе, через усилия и при поддержке практиков, вовлеченных в создание и «работу» права интеграции. Право интеграции - практическая конструкция3.

Уолтер Хальштейн отмечал: «Европейское сообщество является замечательным юридическим явлением. Это творение права, это источник права и это правовая система»4. Верховенство права должно было заменить силу в европейской политике. Право выступало не только как инструмент, но и как культурная или символическая форма, как носитель нового духа сотрудничества и солидарности и как средство, способное сдерживать противоборствующие политические, экономические и социальные силы5.

По сути, право интеграции и было самой интеграцией. Политические факторы были важны для успеха этого предприятия, но роль права как эффективной и символической интегративной силы никем не оспаривалась6. В современных условиях правовая форма, которая долгое время ассоциировалась с успехом европейской интеграции, воспринимается лишь как дополнение к экономическим и межгосударственным механизмам7. Кризисные явления вызвали необходимость формирования новых подходов к пониманию и осмыслению права интеграции, но отнюдь не отказ от него. Речь идет, например, о теории справедливости, формирующей фундаментальные принципы права8, идее взаимосвязанности граждан, сообществ и государств на основе взаимного доверия9, концепции коллективной ответственности10.

1 Pescatore P. Le droit de l'intégration: émergence d'un phénomène nouveau dans les relations Internationales selon l'expérience des Communautés Européennes. Leiden, 1972.

2 Integration Through Law. Europe and the American Federal Experience. Vol. 1: Methods, Tools and Institutions / ed. by M. Cappelletti, M. Seccombe, J. H. Weiler. Berlin; N. Y., 1986. P. 50, 51.

3 Azoulai L. Integration through law and us // International Journal of Constitutional Law. 2016. Vol. 14. № 4. P. 452.

4 Hallstein W Europe in the Making. L., 1972. P. 30.

5 Azoulai L. Op. cit. P. 450.

6 Integration Through Law. Europe and the American Federal Experience. Vol. 1. P. 46.

7 Shaw J., Hunt J. Fairy Tale of Luxembourg? Reflections on Law and Legal Scholarship in European Integration // Reflections on European Integration: 50 Years of the Treaty of Rome / ed. by D. Phinnemore, A. Warleigh. L., 2009. P. 93-108.

8 Williams A. T. Taking Values Seriously: Towards a Philosophy of EU Law // Oxford Journal of Legal Studies. 2009. Vol. 29. № 3. P. 552.

9 Klingemann H.-D., Weldon S. A Crisis of Integration? The Development of Transnational Dyadic Trust in the European Union, 1954-2004 // European Journal of Political Research. 2013. Vol. 52. P. 457-482.

10 Azoulai L. Op. cit. P. 462-463.

Так или иначе, идея об интеграции, идущей через право, отождествление интеграции и права интеграции сохраняются в современной доктрине европейского права. Это принципиально важно, так как, по сути, наработки в области европейского права, европейской интеграции задействованы в других образованиях интеграционного типа, лежащих как в границах европейского континента, так и за его пределами. В известном смысле опыт Европейского союза - самый успешный пример реализации интеграционных усилий государств, и именно с ним сравниваются достижения других сообществ и союзов1.

Обращаясь к категории «интеграция», следует отметить, что современные исследователи международного права применяют эту категорию либо исключительно инструментально, как, например, Ю. С. Безбородов, который определяет ее как «метод конвергенции правовых систем с помощью специальных международно-правовых средств с целью достижения единства правового регулирования, связанный с деятельностью правосоздающих субъектов в международном праве, проходящий на универсальном и региональном уровнях с использованием специфичных правовых методов и в разных формах... как процесс усиления взаимозависимости государств»2; либо весьма схоластически, как, например, А. В. Егоров, который понимает под интеграцией самостоятельный объективный процесс взаимопроникновения элементов сферы человеческого бытия, где право является одним из формально-структурных образований, обеспечивающих интегрирование3; либо в политологическом ключе, как, например, С. Ю. Кашкин, отмечающий, что «интеграция есть средство решения глобальных социальных задач государств, связанных историческим прошлым и экономическим настоящим, а ее правовое регулирование - юридический механизм, обеспечивающий их эффективное проведение в жизнь»4.

Неизменным, как нам кажется, остается межгосударственный и нормативистский контекст рассмотрения данного явления5. Но можно ли использовать категорию «интеграция» по отношению не только к жестким правовым регуляторам, но и к иным субъектам? И срабатывает ли интеграция исключительно в экономических межгосударственных отношениях и в рамках экономических интеграционных образований, как это изначально предполагалось в доктрине и практике, или эта категория предельно универсальна?

Для ответов на поставленные вопросы обратимся к международному образовательному сотрудничеству. Причин для такого выбора несколько: словосочетание «международная образовательная интеграция» весьма устойчиво в доктрине и пра-ктике6; в образовательном взаимодействии велика роль не только и не столько го-

1 См., например: Berry D. S. Caribbean Integration Law. Oxford, 2014. P. 30-35.

2 Безбородов Ю. С. Интеграция как международно-правовой метод правовой конвергенции // Lex Russica. 2017. № 12. С. 129.

3 Егоров А. В. Правовая интеграция и ее содержание // Государство и право. 2004. № 6. С. 74.

4 Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: мо-ногр. / под ред. С. Ю. Кашкина. М., 2013. С. 10.

5 Подробнее о разнообразии подходов к определению интеграции и ее оценок см.: Безбородов Ю. С. Международно-правовые методы и формы правовой конвергенции: моногр. М., 2018. С. 114-125.

6 См., например: Kashkan G. V., Egorova M. S. Problems and Outlooks of International Integration of Higher Education // International Education Studies. 2015. Vol. 8. № 7. P. 250-255; Kupriyanov R. V., Zaripov R. N, Valeyeva N. S, Valeyeva E. R, Zaripova I. R, Nadeyeva M. I. The Main Directions of International Educational Integration: Potential Benefits and Risks of Reforming Professional Education // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 3. P. 305-312; Бушмелева Д. Б. Международная образовательная интеграция // Рос. юрид. журн. 2015. № 3. С. 130-136; Кашкин С. Ю, Четвериков А. О. Международная образовательная интеграция. М., 2018.

сударств и международных организаций, но и учащихся, их родителей, педагогов и образовательных учреждений - они и цель интеграции, и ее акторы. Регулирование образовательного сотрудничества опирается на нормы «мягкого права»: рекомендации ЮНЕСКО, Всемирную декларацию о высшем образовании для XXI века 1998 г., Всеобщую хартию университетов 1988 г., Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования 1999 г. и множество других.

С. Ю. Кашкин и А. О. Четвериков предлагают следующие определения понятия «международная образовательная интеграция»: «новое состояние отношений между государствами, возникающее под влиянием процессов интеграции образования»1; «совместная деятельность двух и более государств, направленная, с одной стороны, на устранение препятствий транснациональному (трансграничному) образованию, с другой стороны, на выработку общей образовательной политики»2. Характеризуя основные направления образовательной интеграции, авторы рассматривают экономическую составляющую образования, указывают на конкурентный рынок образовательных услуг, развитие международной торговли такими услугами и связанную с ней либерализацию миграционного режима для учащихся и преподавателей.

Интеграция, безусловно, тяготеет к экономическому межгосударственному взаимодействию. Но в современных интеграционных образованиях отнюдь не экономический компонент выступает конституирующим элементом развития сообщества или союза. «На уровне индивидуального сознания интеграция призвана породить лояльность и приверженность новому объединению, а на структурном уровне - участие каждого в его поддержке и развитии»3. Кроме того, очевидно, что право на образование, лежащее в основе образовательной интеграции, нельзя сводить к услуге, что вытекает из положений международных актов в области образования. Аналогичное мнение неоднократно высказывал Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на образование4. В целом категория «интеграция» активно применяется в работах, посвященных правам человека5. Правда, справедливости ради следует заметить, что в контексте международного права прав человека эта категория используется для обозначения неделимости, системности, комплексности прав человека.

В образовательной интеграции сильны горизонтальные и диагональные связи, в которых участвуют не только государства, но и образовательные учреждения, а также их объединения и сообщества студентов и преподавателей. При этом регулирование образовательной интеграции характеризуется большим количеством актов «мягкого права», ориентированных именно на таких акторов образовательного сотрудничества.

Полагаем, что более сбалансированный вариант определения образовательной интеграции, учитывающий особенности этой области международного права, пред-

1 Кашкин С. Ю, Четвериков А. О. Указ. соч. С. 75.

2 Там же. С. 78.

3 Gonidec P.-F, Charvin R Relations Internationales. P., 1984. Р. 435 (Цит. по: Безбородое Ю. С. Международно-правовая интеграция: подходы к пониманию феномена // Рос. юрид. журн. 2012. № 1. С. 65).

4 См., например: доклады Специального докладчика по вопросу о праве на образование A/69/402 от 24 сентября 2014 г. «Приватизация и право на образование», A/HRC/29/30 от 10 июня 2015 г. «Защита права на образование от коммерциализации».

5 См., например: Brems E. Should pluriform human rights become one? Exploring the benefits of human rights integration // European Journal of Human Rights. 2014. № 4. P. 447-470; Mayessa A. D. Overview on the notion of integration of human rights: giving pragmatic value to socio-economic rights rather than rim service // Nordic Journal of International Law. 2014. Vol. 83. P. 168-200.

ложен в исследовании Д. Б. Бердниковой: «Образовательная интеграция - процесс сближения национальных образовательных систем как путем взаимного согласования законодательств различных стран с целью формирования единого образовательного пространства, механизмов признания и идентификации документов об образовании, профессиональной квалификации в различных странах, так и путем сотрудничества между университетами и другими образовательными учреждениями»1.

Сама же категория «интеграция» в межгосударственном взаимодействии носит безусловно универсальный характер, она всегда основана на праве, но набор регуляторов расширяется с течением времени, включая акты надгосударственных органов, акты «мягкого права»; деятельными участниками интеграции становятся не только государства, но и частные лица, чьи поддержка и усилия принципиально важны для достижения целей интеграции.

Список литературы

Azoulai L. Integration through law and us // International Journal of Constitutional Law. 2016. Vol. 14. № 4.

Berry D. S. Caribbean Integration Law. Oxford, 2014.

Brems E. Should pluriform human rights become one? Exploring the benefits of human rights integration // European Journal of Human Rights. 2014. № 4.

Gonidec P.-F., Charvin R. Relations Internationales. P., 1984.

Hallstein W. Europe in the Making. L., 1972.

Integration Through Law. Europe and the American Federal Experience. Vol. 1: Methods, Tools and Institutions / ed. by M. Cappelletti, M. Seccombe, J. H. Weiler. Berlin; N. Y., 1986.

Kashkan G. V., Egorova M. S. Problems and Outlooks of International Integration of Higher Education // International Education Studies. 2015. Vol. 8. № 7.

Klingemann H.-D, Weldon S. A Crisis of Integration? The Development of Transnational Dyadic Trust in the European Union, 1954-2004 // European Journal of Political Research. 2013. Vol. 52.

Kupriyanov R. V., Zaripov R. N., Valeyeva N. S., Valeyeva E. R., Zaripova I. R., Nadeyeva M. I. The Main Directions of International Educational Integration: Potential Benefits and Risks of Reforming Professional Education // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 3.

Machlup F. A history of thought on economic integration. L., 1977.

Mayessa A. D. Overview on the notion of integration of human rights: giving pragmatic value to socioeconomic rights rather than rim service // Nordic Journal of International Law. 2014. Vol. 83.

Pescatore P. Le droit de l'intégration: émergence d'un phénomène nouveau dans les relations Internationales selon l'expérience des Communautés Européennes. Leiden, 1972.

Shaw J., Hunt J. Fairy Tale of Luxembourg? Reflections on Law and Legal Scholarship in European Integration // Reflections on European Integration: 50 Years of the Treaty of Rome / ed. by D. Phinnemore, A. Warleigh. L., 2009.

Williams A. T Taking Values Seriously: Towards a Philosophy of EU Law // Oxford Journal of Legal Studies. 2009. Vol. 29. № 3.

Безбородов Ю. С. Интеграция как международно-правовой метод правовой конвергенции // Lex Rus-sica. 2017. № 12.

Безбородое Ю. С. Международно-правовая интеграция: подходы к пониманию феномена // Рос. юрид. журн. 2012. № 1.

Безбородое Ю. С. Международно-правовые методы и формы правовой конвергенции: моногр. М., 2018.

Бердникова Д. Б. Роль интеграции в механизме реализации права на образование // Евраз. юрид. журн. 2018. № 3.

Бушмелева Д. Б. Международная образовательная интеграция // Рос. юрид. журн. 2015. № 3.

Егоров А. В. Правовая интеграция и ее содержание // Государство и право. 2004. № 6.

Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. Международная образовательная интеграция. М., 2018.

Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: моногр. / под ред. С. Ю. Кашкина. М., 2013.

1 Бердникова Д. Б. Роль интеграции в механизме реализации права на образование // Евраз. юрид. журн. 2018. № 3. С. 29.

References

Azoulai L. Integration through law and us // International Journal of Constitutional Law. 2016. Vol. 14. № 4.

Berdnikova D. B. Rol' integratsii v mekhanizme realizatsii prava na obrazovanie // Evraz. yurid. zhurn. 2018. № 3.

Berry D. S. Caribbean Integration Law. Oxford, 2014.

Bezborodov Yu. S. Integratsiya kak mezhdunarodno-pravovoi metod pravovoi konvergentsii // Lex Russica. 2017. № 12.

Bezborodov Yu. S. Mezhdunarodno-pravovaya integratsiya: podkhody k ponimaniyu fenomena // Ros. yurid. zhurn. 2012. № 1.

Bezborodov Yu. S. Mezhdunarodno-pravovye metody i formy pravovoi konvergentsii: monogr. M., 2018.

Brems E. Should pluriform human rights become one? Exploring the benefits of human rights integration // European Journal of Human Rights. 2014. № 4.

Bushmeleva D. B. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya integratsiya // Ros. yurid. zhurn. 2015. № 3.

Egorov A. V. Pravovaya integratsiya i ee soderzhanie // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 6.

Gonidec P.-F., Charvin R. Relations Internationales. P., 1984.

Hallstein W. Europe in the Making. L., 1972.

Integration Through Law. Europe and the American Federal Experience. Vol. 1: Methods, Tools and Institutions / ed. by M. Cappelletti, M. Seccombe, J. H. Weiler. Berlin; N. Y., 1986.

Kashkan G. V., Egorova M. S. Problems and Outlooks of International Integration of Higher Education // International Education Studies. 2015. Vol. 8. № 7.

Kashkin S. Yu., Chetverikov A. O. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya integratsiya. M., 2018.

Klingemann H.-D, Weldon S. A Crisis of Integration? The Development of Transnational Dyadic Trust in the European Union, 1954-2004 // European Journal of Political Research. 2013. Vol. 52.

Kupriyanov R. V., Zaripov R. N., Valeyeva N. S., Valeyeva E. R., Zaripova I. R., Nadeyeva M. I. The Main Directions of International Educational Integration: Potential Benefits and Risks of Reforming Professional Education // Review of European Studies. 2015. Vol. 7. № 3.

Machlup F. A history of thought on economic integration. L., 1977.

Mayessa A. D. Overview on the notion of integration of human rights: giving pragmatic value to socioeconomic rights rather than rim service // Nordic Journal of International Law. 2014. Vol. 83.

Osnovy pravovogo regulirovaniya integratsionnykh protsessov na postsovetskom prostranstve: monogr. / pod red. S. Yu. Kashkina. M., 2013.

Pescatore P. Le droit de l'intégration: émergence d'un phénomène nouveau dans les relations Internationales selon l'expérience des Communautés Européennes. Leiden, 1972.

Shaw J., Hunt J. Fairy Tale of Luxembourg? Reflections on Law and Legal Scholarship in European Integration // Reflections on European Integration: 50 Years of the Treaty of Rome / ed. by D. Phinnemore, A. Warleigh. L., 2009.

Williams A. T Taking Values Seriously: Towards a Philosophy of EU Law // Oxford Journal of Legal Studies. 2009. Vol. 29. № 3.

O

И

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

w о

И

«

о

<

я

g

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.