Научная статья на тему 'Евросоюз как наиболее продвинутое интеграционное объединение'

Евросоюз как наиболее продвинутое интеграционное объединение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3722
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ФЕДЕРАЛИЗМ / EUROPEAN UNION / EUROPEAN INTEGRATION / GLOBALIZATION / EUROPEAN UNION LAW / MODERNIZATION / INTERNATIONAL LAW / FEDERALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеянов Андрей Викторович

Рассматриваются организационные и правовые основы деятельности Европейского Союза как одного из продвинутых интеграционных объединений на современном мировом политическом пространстве. Дана краткая характеристика основных исторических этапов формирования ЕС. Исследованы различные подходы политологов и ученых-юристов в области международного и европейского права по вопросам дальнейшего функционирования и развития ЕС. Проанализированы некоторые причины, которые препятствуют проведению в ЕС политики по вопросам его федерализации. Показаны перспективные направления формирования права ЕС в условиях глобализации. В процессе научного исследования автор пришел к выводу, что Германия претендует на лидерство в ЕС, но это является оспоримым фактом ввиду падения ее авторитета среди стран-членов, а также в результате кризисного состояния ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EUROPEAN UNION AS THE MOST ADVANCED INTEGRATION ASSOCIATION

The article deals with the organizational and legal foundations of the European Union as one of the advanced integration associations in the modern world political space. A brief description of the main historical stages of the EU formation is given. Various approaches of political scientists and legal scholars in the field of international and European law on the further functioning and development of the EU are studied. Some reasons that hinder the implementation of the EU policy on its federalization are analyzed. The perspective directions of formation of the EU law in the conditions of globalization are shown. In the process of scientific research, the author concluded that Germany claims leadership in the EU, but this is a contested fact due to the fall of its authority among the member States, as well because of the EU crisis.

Текст научной работы на тему «Евросоюз как наиболее продвинутое интеграционное объединение»

УДК 341

А. В. Шеянов

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ЕВРОСОЮЗ КАК НАИБОЛЕЕ ПРОДВИНУТОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация. Рассматриваются организационные и правовые основы деятельности Европейского Союза как одного из продвинутых интеграционных объединений на современном мировом политическом пространстве. Дана краткая характеристика основных исторических этапов формирования ЕС. Исследованы различные подходы политологов и ученых-юристов в области международного и европейского права по вопросам дальнейшего функционирования и развития ЕС. Проанализированы некоторые причины, которые препятствуют проведению в ЕС политики по вопросам его федерализации. Показаны перспективные направления формирования права ЕС в условиях глобализации. В процессе научного исследования автор пришел к выводу, что Германия претендует на лидерство в ЕС, но это является оспоримым фактом ввиду падения ее авторитета среди стран-членов, а также в результате кризисного состояния ЕС.

Ключевые слова: Европейский Союз, европейская интеграция, глобализация, право Европейского Союза, модернизация, международное право, федерализм.

A. V. Sheyanov

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

THE EUROPEAN UNION AS THE MOST ADVANCED INTEGRATION ASSOCIATION

Abstract. The article deals with the organizational and legal foundations of the European Union as one of the advanced integration associations in the modern world political space. A brief description of the main historical stages of the EU formation is given. Various approaches of political scientists and legal scholars in the field of international and European law on the further functioning and development of the EU are studied. Some reasons that hinder the implementation of the EU policy on its federalization are analyzed. The perspective directions of formation of the EU law in the conditions of globalization are shown. In the process of scientific research, the author concluded that Germany claims leadership in the EU, but this is a contested fact due to the fall of its authority among the member States, as well because of the EU crisis.

Key words: European Union, European integration, globalization, European Union law, modernization, international law, federalism.

Начиная с середины XX столетия, в мире возросла тенденция к межгосударственному взаимодействию. Распространенной формой такого взаимодействия является интеграционное объединение, под которым понимают определенную в учредительном документе группу государств, объединенных для достижения определенной цели (или целей) посредством выполнения стратегических задач [12]. Рассмотрим несколько примеров интеграционных объединений. Одним из таких образований является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (основана в 1967 г.), объединившая в себя группу стран Азии (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины). В своей деятельности АСЕАН нацелена на выполнение следующих задач: усиление экономического роста, социального и культурного развития региона,

продвижение регионального мира и стабильности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах.

Весьма значимым объединением по своим стратегическим задачам является Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), который образован в 1991 г. В состав объединения входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла и Боливия. Учредительным договором предусматривались следующие направления интеграции: отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока; введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам; координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала [12].

Среди современных интеграционных объединений следует выделить Евразийский экономический союз (образован в 2014 г.), состоящий из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизстана [13]. В ст. 4 Договора о создании ЕАЭС основными целями его деятельности являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики [6].

Вышеперечисленные объединения являются относительно простыми, так как в них присутствует не более 10 стран-участниц и, как правило, одна глобальная цель и несколько стратегических задач.

Сильное интеграционное значение играет Европейский союз (ЕС), действующий с 1992 г. и имеющий под собой серьезную историческую основу.

Объединение на наднациональном уровне стран Европы берет свое начало с 1951 г. в целях экономического взаимодействия в рамках Европейского объединения угля и стали (в нем участвовали шесть стран). Римский договор 1977 г. предусматривал введение общего экономического пространства путем ликвидации таможенных пошлин и снижение ограничений на импорт и экспорт товаров и услуг между странами-членами. В 1986 г. был подписан Единый Европейский Акт, нацеленный на преодоление проблем в сфере торговли через границы ЕС, что явилось фактической основой образования единого рынка. А в 1992 г. согласно Маастрихтскому договору объединение государств Европейского континента получило официальное название - Европейский союз [5, с. 8-17].

Основные цели ЕС по своим геополитическим масштабам существенным образом отличаются от других интеграционных объединений современного мира, к которым относятся: содействие мировому порядку, поддержка национальных ценностей стран-участниц, благосостояние народов, обеспечение и защита прав человека, образование полноценного экономического пространства [7].

Следует отметить, что Европейский Союз имеет определенные особенности, коренным образом отличающие его от других международных организаций и интеграционных объединений: 1) ЕС обладает собственной системой институтов (которые обладают собственными полномочиями и занимаются правотворческой деятельностью), например, Евросовет, Европарламент, Центральный банк; 2) европейское интеграционное образование обладает собственной автономной правовой системой, к которой относятся учредительные акты и нормативно-правовые акты органов ЕС; 3) Союз обладает автономным бюджетом (который формируется за счет налогов и соборов от импорта сельхозпродукции, от НДС и отчислений от ВВП стран-участниц); 4) ЕС обладает собственной валютой (в 16 странах наряду с национальной валютой введена денежная единица - евро); 5) союз обладает собственным гражданством (национальное гражданство государств-членов автоматически является и гражданством ЕС); 6) Союз обладает собственной территорией, которая образуется из территорий стран-участниц (соответственно внешнюю

границу ЕС составляет граница стран-участниц с открытым морем и с иностранными государствами) [8, с. 56-57].

В Евросоюзе в 1990-е гг. были попытки превратить его в федерацию, однако этот вопрос до сих пор не увенчался успехом [4]. Существует несколько подходов по вопросам евроинтеграции. Сторонники федерализации ЕС (А. Марк, Г. Бругманс, П. Дюкло) предлагают создание полноправной двухпалатной системы управления, при которой Европарламенту предоставлялось бы право законодательной инициативы и равные права по принятию решений вместе с Европейским Советом. Однако из-за отсутствия института общеевропейского гражданства процесс федерализации будет затруднен [5, с. 23]. По мнению приверженцев неофункционалистского подхода (Э. Хаас), процессы интеграции в ЕС развиваются благодаря потребностям общества и под влиянием технологических перемен. Согласно теории коммуникации (К. Дойч) интеграция должна происходить посредством социального общения (в т.ч. через общие культурные традиции и веяния европейской моды). Кроме того, сторонники межправительственного подхода (С. Хоффман, Э. Маравчик) уверены в том, что процесс образования единой Европейской федерации позволит отстоять политические, оборонные и экономические интересы европейских государств как субъектов единой Европы [5, с. 25].

Представителями современной юридической науки сформулирован ряд ошибок, которые препятствуют процессу федерализации в ЕС: 1) принятие (1980 г.) в состав членов ЕС стран с более низким уровнем развития сельского хозяйства (Греция, Испания, Португалия), что подорвало устойчивость аграрной политики; 2) расширение ЕС за счет стран Восточной Европы, имеющих иной тип экономики и социально-культурные особенности; 3) введение единой валюты, что увеличивает риски экономической нестабильности в периоды финансовых кризисов; 4) злоупотребление вопросами миграционной политики, что вызывает социально-культурные конфликты и финансово-экономические проблемы в странах-членах ЕС [14, с. 77].

Дальнейшее развитие ЕС находится в затруднительном положении ввиду различных противоречивых событий и проблем. Одной из них является брекзит (выход Великобритании из состава ЕС), который резко изменил политическую обстановку в Союзе. Ключевые позиции в управлении ЕС теперь занимают Германия и Франция. Однако лидерство Германии в настоящее время носит спорный характер из-за провала миграционной политики и возникновения долговых обязательств Греции, Испании, Португалии и Ирландии. Интересна точка зрения директора института Европы РАН Ал. А. Громыко по этому вопросу: «Всё больше стран-членов ЕС считают, что Германия действует, исходя не столько из общего блага, сколько из собственных интересов, а это лишь стимулирует тему «национальных эгоизмов». Кроме того, Германию как внутри ЕС, так и со стороны США подвергают критике за выдвижение своим партнёрам догматичных требований жёсткой экономии. При этом Берлин продолжает делать ставку на ярко выраженную экспортную ориентацию своей экономики» [3, с. 6].

Ученые-юристы в области международного права и политологи занимаются поиском путей выхода ЕС из кризисного состояния. Например, А.А. Байков указывает на два возможных сценария дальнейшего развития ЕС. Первый - процесс так называемой «денационализации» Евросоюза, который может свести первоначальные цели его развития лишь к экономическим - образованию внутреннего рынка. Второй - переход к гибкой системе интеграции, при которой сотрудничество будет проходить между определенными группами государств-членов для достижения взаимовыгодных краткосрочных целей [1].

По нашему мнению, негативным фактором, который препятствует дальнейшим интеграционным процесса в ЕС, являются искусственные методы по проведению интеграционной политики со стороны чиновников ЕС [9]. Например, вопрос принятия единой европейской Конституции остался нерешенным из-за

угрозы размывания государственного суверенитета стран-членов и форсирования принципа субсидиарности. В связи с этим одним из важных вопросов, требующих дальнейших углубленных научных исследований в области государства и права зарубежных стран, является вопрос формирования системы права Евросоюза.

В монографии «Судьба Евросоюза и уроки для России» учеными-юристами сформулировано понятие «право Европейского Союза», которое предлагается понимать, как систему правовых норм, регулирующих процесс евроинтеграции, порядок создания и функционирования европейских властных институтов и связанные с этим общественные отношения [5, с. 241].

За минувшее десятилетие все большее значение среди региональных интеграционных объединений приобретает наднациональное правотворчество их органов, которым государства-члены делегируют часть своих полномочий. В рамках ЕС его учредительные договоры (Договор о Европейском Союзе 1992 г. и Договор о функционировании Европейского Союза 1957 г.) закладывают только основные принципы и другие исходные начала права ЕС. Подавляющее большинство норм права ЕС проистекает из интеграционного законодательства в форме европейских регламентов, директив и решений. Эти акты издаются Европейским парламентом, Советом ЕС, Европейской комиссией и другими наднациональными институтами ЕС, имеют обязательную силу для государств-членов ЕС, а во многих случаях - и непосредственное действие в отношении их граждан и юридических лиц [10, с. 5].

Следует согласиться с точкой зрения С.Ю. Кашкина, который определяет сущность права ЕС: «право Союза возникает и развивается на базе накопленных веками правовых традиций государств-членов, которые относятся к разным правовым семьям (романо-германской и англосаксонской), таким образом, правовая система ЕС представляет собой синтез традиций двух правовых семей» [11, с. 122].

Развитие интеграционных процессов привело в появлению трехуровневой структуры правовой системы на юридической карте мира, в которую входят национальное право государств, наднациональное интеграционное право (которое наиболее развито системой права ЕС) и нормы международного права. С.Ю. Кашкин указывает на то, что «здесь (на территории ЕС) конструктивно и прагматически взаимодействуют одновременно несколько уровней и проявлений сравнительного права: отраслевое сравнительное право, национальное сравнительное право, конституционное сравнительное право, наднациональное сравнительное право, «судебное сравнительное право» и международное право» [10, с. 10].

Закономерным итогом глобализационных процессов в современном мире является конвергенция права, то есть процесс взаимодействия правовых систем различных стран, выражающийся в заимствовании различными государствами друг у друга правовых институтов, правовых доктрин и образов, что способствует сближению правовых систем, а также изменению традиционных национальных институтов и уменьшению различий между правовыми системами. Такой процесс в рамках ЕС происходит по двум направлениям: с одной стороны, национальное право взаимодействует с правом ЕС, с другой стороны, национальные правопо-рядки стран-членов ЕС конкурируют между собой. По мнению А.В. Захарова, такое правовое сближение имеет значение для развития европейской интеграции, так как в рамках ЕС существует проблема конкуренции национальных правопо-рядков, принадлежащих к различным правовым семьям. В рамках конвергенции на территории ЕС необходимо своевременно устранять различия в национальном правовом регулировании посредством договоренностей между государствами -членами, на основе которых устанавливаются одинаковые условия использования различных ресурсов во всех государствах-членах, существенно отличающихся по экономическому, социальному и политическому признакам [2, с. 100-101].

Особенностью права ЕС по отношению к национальному законодательству государств-членов является признание обязательной юридической силы преамбул

к учредительным договорам, в отличие от преамбул нормативно-правовых актов национального уровня, которые носят декларативный характер, не имеющий прямого действия на общественные отношения [10].

Таким образом, среди действующих на мировой политической арене интеграционных объединений Европейский Союз является наиболее продвинутым. Это бесспорный факт, который можно увидеть на примере сложносоставной структуры его политических институтов, а также многоуровневой системы права, которая находится в постоянном развитии. ЕС является трудноуправляемой наднациональной организацией, в которой Германия - самый активный участник, но не бесспорный лидер, так как сегодня в Евросоюзе возникают другие движущие силы. Это чревато снижением эффективности функционирования самого Евросоюза, что требует дальнейших научно-практических изысканий по этим направлениям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байков А.А. Выход Великобритании из ЕС и устойчивость европейской региональной структуры / А.А. Байков, Л.А. Дымова // Современная Европа. — 2017. — № 3 (75). — С. 37-46.

2. Государство, право, общество в условиях глобализирующегося мира: монография / отв. ред. А.В. Захаров. — М. : ООО «Проспект», 2017. — 336 с.

3. Громыко А.А. «Объединенная Европа»: перегруппировка сил / А.А. Громыко // Проблемы федеративных отношений в странах Европы: сб. науч. ст. Всерос. науч. конф., посвященной 25-летию Ассоциации европейских исследований. — Пенза: ПГУ, 2017. — С. 4-8.

4. Гуляков А.Д. Генезис федерализма в странах Европы / А.Д. Гуляков, А.В. Маль-ко, А.Ю. Саломатин / Современная Европа. — 2018. — № 1 (80). — С. 36-46.

5. Гуляков А.Д. Судьба Евросоюза и уроки для России: монография / А.Д. Гуляков, А.Ю. Саломатин, А.В. Малько. — М. : ИЦ РИОР, 2019. — 248 с.

6. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) / Правовой Сервер Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 29.10.2018).

7. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2566557/ (дата обращения: 25.10.2018).

8. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин. — М. : Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. — 960 с.

9. Зернов И.В. Правовая политика: понятие, формы осуществления, перспективные направления реализации / И.В. Зернов // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. — Пенза, 2015. — С. 41-45.

10. Кашкин С.Ю. Тенденции развития права в условиях глобализации / С.Ю. Кашкин // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2013. — № 1. — С. 3-12.

11. Право Европейского Союза: учебник / под ред. С.Ю. Кашкина. — М. : Юрайт, 2011. — 1119 с.

12. Рафалюк Е.Е. Понятие, виды и формы евразийского и латиноамериканского интеграционных объединений (сравнительно-правовой анализ) // Е.Е. Рафалюк, М.В. За-лоило, Н.В. Власова /Журнал российского права. — 2016. — № 1. — С. 154-168.

13. Сеидов Ш.Г. Теоретические и правовые основы функционирования конституционного принципа единства экономического пространства / Ш.Г. Сеидов, И.В. Зернов // Современное право. — 2017. — № 4. — С. 19-23.

14. Федерализм: учебный словарь / А.Д. Гуляков, А.Ю. Саломатин, Н.В. Макеева и др.; отв. ред. А.Д. Гуляков. — Пенза: ПГУ, 2016. — 198 с.

REFERENCES

1. Baikov A. A., Dymova L. A. Great Britain's withdrawal from the EU and prospects of European regional structure stability. Sovremennaia Europa = Contemporary Europe, 2017, no. 3 (75), pp. 37-46 (in Russian).

2. Zakharov A. V. (ed.) Gosudarstvo, pravo, obshchestvo v usloviiakh glabaliziruiushche-gosia mira: monografiia [The state, the right, society in the conditions of the globalized world: monograph]. Moscow, Prospekt Publ., 2017, 336 p.

3. Gromyko A. A. «Ob"edinennaia Evropa»: peregruppirovka sil [«United Europe»: regrouping of forces]. Problemy federativnykh otnoshenii v stranakh Evropy: sb. nauch. st. Vse-ros. nauch. konf., posviashchennoi 25-letiiu Assotsiatsii evropeiskikh issledovanii. [Problems of the federal relations in the countries of Europe: the collection of scientific articles of the All-Russian scientific conference devoted to the 25 anniversary of Association of the European researches]. Penza, PGU, 2017, pp. 4-8.

4. Guliakov A. D., Mal'ko A. V., Salomatin A.Iu. Genesis of Federalism in EU countries. Sovremennaia Evropa = Contemporary Europe, 2018, no. 1 (80), pp. 36-46 (in Russian).

5. Guliakov A.D., Salomatin A.Iu., Mal'ko A.V. Sud'ba Evrosoiuza i uroki dlia Rossii: monografiia [The fate of the European Union and lessons for Russia: monograph]. Moscow, ITs RIOR Publ., 2019, 248 p.

6. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soiuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 08.05.2015) (s izm i dop., vstup. v silu s 12.08.2017) (The contract on the Eurasian Economic Union (It is signed in Astana 29.05.2014) (an edition of 08.05.2015) (with the changes and additions which came into force from 12.08.2017)). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (accessed 29.10.2018).

7. Dogovor o Evropeiskom Soiuze (Maastrikht, 7 fevralia 1992 g.) (v redaktsii Lissa-bonskogo dogovora 2007 g.) (The contract on the European Union (Maastricht, on February 7, 1992) (in edition of the Treaty of Lisbon of 2007)). Available at: http://base.garant.ru/ 2566557/ (accessed 25.10.2018).

8. Entin L. M. (ed.) Evropeiskoe pravo. Pravo Evropeiskogo Soiuza i pravovoe obespeche-nie zashchity prav cheloveka: uchebnik [European law. Law of the European Union and legal support of protection of human rights: textbook]. Moscow, Norma: NITs Infra-M Publ., 2012, 960 p.

9. Zernov I. V. Pravovaia politika: poniatie, formy osushchestvleniia, perspektivnye napravleniia realizatsii [Legal policy: concept, implementation forms, perspective directions of realization]. Sovremennoe rossiiskoe pravo: probely, puti so-vershenstvovaniia: sb. st. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern Russian law: gaps, ways of improvement: collection of Articles VIII of the International scientific and practical conference]. Penza, 2015, pp. 41-45.

10. Kashkin S. Iu. Trends of development of integration law in the context of globalization. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika = Laws of Russia: experience, analysis, practice, 2013, no. 1, pp. 3-12 (in Russian).

11. Kashkin S. Iu. (ed.) Pravo Evropeiskogo Soiuza: uchebnik [Law of the European Union: textbook]. Moscow, Iurait Publ., 2011, 1119 p.

12. Rafaliuk E.E., Zaloilo M.V., Vlasova N.V. Concepts, types and forms of Eurasian and Latin American Integration Associations (comparative analysis). Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian law, 2016, no. 1, pp. 154-168 (in Russian).

13. Seidov Sh. G., Zernov I. V. Theoretical and legal framework of functioning of constitutional principle of unity of economic space. Sovremennoe parvo = The Modern Law, 2017, no 4, pp. 19-23 (in Russian).

14. Guliakov A. D. (ed.), Salomatin A. Iu., Makeeva N. V. and others. Federalizm: uchebnyi slovar' [Federalism: educational dictionary]. Penza, PGU, 2016, 198 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шеянов Андрей Викторович — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: ahch@pnzgu.ru.

AUTHOR

Sheyanov Andrey Viktorovich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: ahch@pnzgu.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Шеянов А.В. Евросоюз как наиболее продвинутое интеграционное объединение / А.В. Шеянов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2018.— Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Sheyanov A. V. The European Union as the most advanced integration association. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http://esj. pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.