Научная статья на тему 'Категория диалога в творчестве Якова Басова'

Категория диалога в творчестве Якова Басова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпистолярное наследие / диалог / творчество / философия искусства / крымские художники. / епістолярна спадщина / діалог / творчість / філософія мистецтва / кримські художники

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Володин А. Н.

Статья посвящена анализу диалогичности мышления и творчества Народного художника Украины Якова Басова на основе его эпистолярного наследия. Выявляется четыре автономных диалога, на основании которых происходит творческий акт: автокоммуникация, диалог с природой, диалог с мастерами в различных сферах искусства, диалог со зрителем. Каждый из них, по возможности, подробно раскрыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Категориія діалогу у творчості Якова Басова / А.М. Володін

Стаття присвячена аналізу діалогічності творчості Народного художника України Якова Басова на підґрунті його епістолярної спадщини. Виявляється чотири автономних діалоги, завдяки яким відбувається творчий акт: автокоммунікація, діалог з природою, діалог з творцями в різних сферах мистецтва, діалог з глядачем.

Текст научной работы на тему «Категория диалога в творчестве Якова Басова»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 27 (66), 2014. № 1, С. 30-34.

УДК 008:75.01 Басов

КАТЕГОРИЯ ДИАЛОГА В ТВОРЧЕСТВЕ ЯКОВА БАСОВА Володин А.Н.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: stburah@gmail.com

Статья посвящена анализу диалогичности мышления и творчества Народного художника Украины Якова Басова на основе его эпистолярного наследия. Выявляется четыре автономных диалога, на основании которых происходит творческий акт: автокоммуникация, диалог с природой, диалог с мастерами в различных сферах искусства, диалог со зрителем. Каждый из них, по возможности, подробно раскрыт.

Ключевые слова: эпистолярное наследие, диалог, творчество, философия искусства, крымские художники.

Диалог - одна из центральных категорий культуры. Он представляет собой «форму речи, разговор, в котором дух целого возникает и прокладывает дорогу сквозь различия реплик» [5. с. 562]. Европейские мыслители выделили и осмыслили категорию диалога лишь в XX веке, желая обнаружить путь к целостности народов и их культур. Наиболее яркими представителями «диалогической философии» стали Михаил Бахтин и Мартин Бубер. Вместе с тем, диалогическая традиция древнее первых цивилизаций, она уходит корнями в фольклор (например состязание загадками). Уже в античности появляется «эталон» диалога, изобретённый Сократом, зафиксированный Платоном.

Мартин Бубер рассматривает отношения Я-Ты (диалог) и Я-Оно (превращение собеседника в предмет, обесчеловечивающий коммуникативный процесс). Мыслитель полагает, что главный компонент любого диалога -открытость. В этом же контексте он замечает, что понятие ответственности необходимо перенести из сферы этики в сферу диалога. «Подлинная ответственность лишь там, где действительная возможность ответа» [3, с. 137], -утверждает философ.

Важность диалога в отечественной традиции раскрывает теоретик культуры М. Бахтин, указывающий в своих работах на то, что истина не может быть раскрыта в пределах одного индивидуального сознания, «она раскрывается, притом всегда частично, в процессе общения многих равноправных сознаний. Этот диалог не может быть ни кончен, ни завершен, пока существует мыслящее и ищущее истину человечество. Конец диалога был бы равносилен гибели человечества» [2, с. 12].

Оба мыслителя полагали, что искусство диалогично. Произведение искусства -высказывание, которое «рождается во внутреннем диалоге с внутренним Ты» [4, 43].

Одно из наиболее ярких проявлений диалогичности искусства - творчество Народного художника Украины Якова Басова (1914-2004), оставившего после себя не только уникальные акварели и работы маслом, но и внушительное теоретическое наследие, которое, за исключением небольшой его части, остаётся неисследованным.

» »

Диалог для Якова Басова выступает главным мотивом творчества. Вне диалога художник не видит возможности существования искусства. «Это великий диалог нашей души со всем миром, со всей вселенной, требующий и нашей воли к нему» [1]. Художник предполагает, что искусство обладает такой огромной силой потому, что не может быть воспринято сознанием до конца. Это и привлекает зрителей, читателей, слушателей: «неисчерпаемость, и в доступности соприкосновения, и в сочувствовании без конкретных границ» [1]. И, в ходе дальнейшего рассуждения, у художника возникает ассоциация с воздухом: искусство сравнивается с ветром, который способен обогатить и обновить личность. Яков Басов подчеркивает маловажность происхождения этого ветра, на каком отрезке жизненного пути он застанет человека. Важны сам эффект обновления; смена мировоззрения личности и, следовательно, направления его деятельности. В качестве примера художник приводит фильмы А. Тарковского: «Может быть, после картин Тарковского и не ждёшь конкретных результатов (ни съесть, ни выпить, ни поцеловать), а дышится иначе» [1].

Все зрелые работы художника направлены на духовный диалог со зрителем. «Если художник обращается не к человеку - тогда к кому и для чего? Мне представляется, художник не украшатель и развлекатель, а санитар духовности человека, и корректировки своего творчества я понимаю в этом» [1]. Подобный диалог служит для художника источником вдохновения при работе, он «невольно подразумевает», что и зритель может вдохновиться, духовно возвыситься. При таком подходе «пейзаж - не место расположения «предметов» природы, но диалог с будущим зрителем» [1].

В эпистолярии художника ясно прослеживается его творческий поиск. Он зиждется на четырёх диалогах: на автокоммуникации («самоуглублении», самоанализе), на диалоге со зрителями, на диалоге с природой и на диалоге с другими великими творцами. Это разделение условно: в ходе размышления над творчеством обычно задействованы все четыре сферы. Автокоммуникация в соотношении с тремя другими диалогами занимает наибольшее пространство в текстах художника. Здесь размышление протекает, в первую очередь, на уровне чувств, на дологическом уровне. Художник мыслит путём озарений. Например, в одном из писем Яков Басов сообщает, что в поисках вдохновения он обращается к поре детства, именно оттуда проистекает возможность творца видеть всё в другом, возвышающем свете. Признаваясь в утрате необходимого для живописи ощущения образа, он задаётся вопросом - как вернуть себе целостность природы, его особенность и неповторимость и тут же приходит к ответу: «Снова стать маленьким - пламенеть от восторга и в подобранной каемочке абрикоса увидеть цветение садов или корзины золотых плодов. Почувствовать горы, самые высокие, море, самое синее, акацию, самую пахучую. <...> любить жизнь, так нежно обласканную голубым воздухом» [1].

Внутренний диалог художника - главный источник творческих решений. От других он отличается многоплановостью, многоаспектностью и относительной независимостью. Если общение со зрителями необходимо художнику для подтверждения верности своих художественных идей [1], а общение с природой выступает подспорьем для автокоммуникации («когда мне нужно писать Крым, я пишу себя» [1]) и поиска необходимого материала, то внутренний диалог

» »

оказывается локацией, где эти художественные идеи «выплавляются». Здесь определяются технические, художественные характеристики будущего произведения. Сложность этого процесса наглядно отображена в одном из писем: художник, анализируя собственный творческий путь, заключает, что он превратился в «некую модель человеческой души, в которой происходят «испытания» задуманного, определяется: пластика, рисунок, цвет, гармония, понимание смысла современности, нравственность, годность на выход к человеку» [1].

Родственным по глубине мысли оказывается диалог с другими творцами. Следует отметить, что под «другими творцами», мы подразумеваем выдающихся мастеров прошлого различных направлений искусства. В эпистолярных текстах Яков Басов обсуждает не только художников - П. Пикассо, А. Матисса, Ван Гога, -но и Гомера, Н. Гоголя, И-В. Гёте, К.С. Станиславского, Н. Гумилёва, У. Уитмена, многих других. Их достижения были осмыслены и творчески переработаны, органично влились в мировоззрение художника; в исследованных письмах мы лишь изредка наталкиваемся на непосредственный процесс такого диалога. В эпистолярные тексты попадает лишь небольшая часть коммуникаций этого типа. Тем не менее, и на основании имеющейся доли информации можно отметить чрезвычайное богатство культурных текстов, с которыми художник вступает в диалог.

В одном из писем к сыну Яков Басов делится впечатлениями от книги А. Меня «Сын Человеческий». Помимо прочего, художник отмечает, что книга помогла ему найти ответ на интересовавший его последнее время вопрос: «Почему великие произведения прошлого очень часто оставляют меня равнодушными, при удивительном мастерстве?» [1]. В диалоге с книгой он приходит к выводу, что главным в искусстве всегда является приближение к истине вне каких-либо условностей формы. «Иначе - истина, или талантливое приближение к ней, не может или не должна быть скована чуждой ей формой» [1].

Другие мастера выступают не только собеседниками, но и «соратниками». Все они объединены искусством, поиском истины и её выражением. Говорить с людьми посредством искусства - огромная ответственность; за каждое сделанное произведение надо «держать ответ». Так, вспоминая произведение Ч. Айтматова «Плаха», Яков Басов подчеркивает: «Он почти за всех сказал то, что непросто и нелегко сказать» [1].

Как мы уже указали, тема диалога возникает и в общении с объектом живописи, с образом природы. Описывая пройденный творческий путь, сравнивая количество написанных акварелей с количеством шагов на земле, художник упоминает: «локатором своего сердца ощупываю землю: на миг задержка и начинается для меня живопись, не в том мольбертно-выставочном вещественном присутствии, а в поглощающем всего меня красочном диалоге» [1]. Постоянное пребывание в этом диалоге заставляет художника искать лаконичные средства преобразования полученной информации в «живописное жизненное явление» [1]. «Любопытно, как в такой напряженной работе слышу журчание подземных ручейков, исподволь пробивающихся к поверхности. То это Крым с его тёплой землёй, то море в состоянии весны, то Украина в перекатах просторов Полтавы или Винницы» [1].

» »

Природа для художника выступает мощным, выразительным языком, который близок человеку: «Я люблю небо, в котором вижу все оттенки человеческих чувств. Я люблю море - оно способно пробудить мечту. Я люблю деревья - они имеют душу» [1]. Это позволяет художнику передать в работах «то незримое в природе, способное пробудить в человеке возвышающее его волнение» [1]. Образ на полотне создаётся богатой палитрой эмоций, чувств художника, обращенных к человеку. Природа является материалом, из которого выплавляется сообщение нового порядка - символы: «нежность, вдохновение, спокойствие, страсть, сомнение, радость, одиночество, грусть, и многое другое - то, чем жив человек» [1]. Для того, чтобы мастерски воспользоваться материалом, художник эмоционально сливается с предметом живописи. Так, если мы обратимся к морю, то в своих письмах творец не раз отмечает любовь к нему, стремление «понять его», проникнуться его особенностями. «Часто мне водится видеть в нём совпадение моего подсознания. Стихия изменчивая, бескрайняя, свободная» [1].

Один из главных способов диалога между художником и зрителем -экспозиция живописи; Яков Басов здесь «апробирует» результаты своих духовных, творческих исканий, каждый раз подводит итог проделанной работе. Открытие, проведение выставок, впечатления от них - постоянная тема корреспонденции художника. «В марте закрылась выставка в Симферополе, а 28 апреля откроется в Ялте. На этой выставке при обилии законченных образов "Северной природы" -прорыв к истинной сути Крыма, к его всегда казавшемуся не лирическому состоянию. Но, как и в Вашем "Крымском вечере", так и в образах могучих каменных отрогов, его морщин, залегла лирическая грусть ушедшего. Даже мое Крымское солнце - языческое, усталое, отрешенное» [1]. В другом письме он цитирует запись из дневника, сделанную после открытии одной из выставок; он отмечает выразительность, цвет и пластику работ, особенности акварелей, которые позволяют разглядеть весь проделанный творческий путь. «Они не предметны, не этнографичны, внутренне подвижны, как бы из биочастиц энергии, её пульсации между реальностью и необъяснимой сутью творчества. Они излучают чувственность, проникающую в нас, смотрящих» [1].

Понимая суть живописи в общении с людьми, Яков Басов стремится получить обратную связь; он вновь и вновь возвращается в письмах к теме диалога. Сюжет или предлог для работы художник выбирает произвольно, главное - «мыслимая или чувственная обратная связь» [1], отсутствие которой оказывается преградой для создания произведения. Наибольшей отдачей для него служат непосредственные обсуждения картин с родственниками, друзьями, зрителями. «Память моя никогда не выключается из бесед наших и я бережно храню, тот великолепный, яркий, пронзительный накал мыслей, который царил при просмотре моих картин» [1]. Такие обсуждения, по возможности, записывались на магнитофон, впоследствии их перепечатывали на бумагу и подвергали тщательному анализу.

Еще один немаловажный канал обратной связи - книги отзывов с выставки. Они стали важным подспорьем не только для анализа воздействия работ мастера на зрителя, но и для вдохновения, уверенности в правоте выработанной художественной правды. Художник ярко переживает встречу с обратными чувствами. Такой эпизод он описывает в одном из своих писем. После выставочной суматохи, когда работы были привезены обратно в мастерскую, «Все

» »

сопутствующие эмоции как будто бы исчезли, но когда читали дома книгу отзывов, наступило совершенно непредсказуемое состояние. Трудно передать, как все мысли, волнения отошли от земных категория и преобразовались в поток эмоционально-психологических состояний разных людей, соприкоснувшихся с моими акварелями» [1]. Далее, приводя адресату цитаты из книги отзывов, Яков Басов справедливо заключает: визуальный образ перешёл в категорию духовности.

Список литературы

1. Басов Я. А. Письма / Документы опубликованы не были. Доступ из «Фонда народного художника Украины Якова Басова»

2. Бахтин М. М. О полифоничности романов Достоевского / Михаил Михайлович Бахтин // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - Витебск-М. : Издательство ВГУ, - 1998. - № 4. - С. 5-13

3. Бубер М. Диалог / Мартин Бубер. - М. : АСТ, 1999. - 592 с.

4. Зиновьева А. А. Диалог с другим: М. Бубер и М.М. Бахтин / А.А. Зиновьева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, - 2011. - №2. - С.40-49.

5. Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред., сост. и авт. проекта С. Я. Левит. - СПб. : Унив. кн., 1998. - Т. 1 : А - Л / Отв. ред. Л.Т. Мильская. - 447 с.

Володш А.М. Категоршя дiалогу у TB0p40CTi Якова Басова / А.М. Володш // Вчет записки Тавршського нацюнального ушверситету iMeHi В.1. Вернадського. Серiя: Фiлософiя. Культуролопя. Полгтолопя. Сощологш. - 2014. - Т. 27 (66), - № 1. - С. 30-34.

Стаття присвячена аналiзу дiалогiчностi творчосл Народного художника Украши Якова Басова на тдгрунп його етстолярно! спадщини. Виявляеться чотири автономних дiалоги, завдяки яким ввдбуваеться творчий акт: автокоммушкащя, дiалог з природою, дiалог з творцями в рiзних сферах мистецтва, дiалог з глядачем.

Kmwei слова: етстолярна спадщина, дiалог, творчють, фiлософiя мистецтва, кримськi художники.

Volodin A.N. Dialogue category in James Basov's creativity / A.N. Volodin // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Philosophy. Culturology. Political science. Sociology. - 2014. - Vol. 27 (66), - No 1. - P. 30-34.

The article is devoted to the analysis of the James Basov's dialogic creativity on the basis of his epistolary heritage. Author reveals four autonomous dialogue, which construct a creative act: autocommunication, dialogue with the nature, dialogue with the masters in various spheres of art, dialogue with the audience. Each of them is briefly considered. The article is well organized and follows a logical sequence. It is clearly and concisely written and is free of jargon.

Keywords: epistolary heritage, dialogue, creativity, philosophy of art, Crimean artists epistolary heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.