Научная статья на тему 'Феномен диалогичности в пространстве художественного фестиваля'

Феномен диалогичности в пространстве художественного фестиваля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1253
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / ART FESTIVAL / CULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Паксина Е.Б.

Данная статья представляет собой теоретический анализ феномена диалогичности, реализующегося в пространстве художественного фестиваля. Культурный диалог в статье характеризуется с концептуальных позиций М. М. Бахтина и В. С. Библера; диалогичность трактуется в качестве главной характеристики культуры в целом. В условиях непрерывного эксперимента с формами и содержанием творчества современная художественная культура предстает как сложная коммуникативная совокупность текстов, ценностей и т. д., вступающих в сложные диалогические отношения, определяемые ее субъектом человеком культуры, автором (художником, творцом, или интерпретатором). Не случайно особое значение приобретает идея творческого (культурного) диалога, который способен координировать искания художника, реализовывать опыт духовной и эстетической самоидентификации, осуществить авторскую интерпретацию «вечных» вопросов искусства. Данный факт объясняет востребованность тех форм культурного творчества, в ходе которых осуществляется взаимообмен художественными идеями и интеграция практического опыта, коммуникация как способ интеллектуального и творческого взаимодействия. Среди огромного множества форм социокультурной деятельности человека и общества в последнее время выделяется художественный фестиваль, который представляет собой континуум репрезентации достижений творчества и искусства, интерпретируемый на основе феномена культурного диалога. В границах художественного фестиваля культурный диалог реализует себя в ситуации межкультурного взаимодействия, культурной интеграции, культурной рефлексии и сотворчества, регулирования культурной политики. В этой связи культурный диалог обретает статус основы в сложной ситуации нераскрытых вопросов о сущности искусства, обнаружении культурных лакун и видении главной роли творчества в отражении культурных черт отдельной нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomen of Dialogicality in the Space of Art Festival

The article is a theoretical analysis of the dialogicality phenomenon, realized in art festival space. The article characterizes cultural dialogisms by M. Bakhtin and V Biblers conceptual positions; dialogism is interpreted as the main characteristics of culture as a whole. In the context of a continuous experiment with creation of forms and contents, contemporary art is represented as a complex set of communicative texts, values, etc., entering into complex dialogical relationships defined by its subject, person of culture, author (artist, creator or interpreter). Not accidentally, idea of creative (cultural) dialogue, which can coordinate the artists creative search, realize experience of spiritual and aesthetic self-identity and accomplish the authors interpretation of the art eternal questions, obtains a special meaning. This fact explains the relevance of those forms of cultural creative work, in which artistic ideas exchange practical experience integration, communication as a way of intellectual and creative interaction takes place. Among the huge variety of forms of social and cultural activities of a person and society in recent years the art festival stands out, which is a representation of creativity continuum and art achievements, interpreted on the basis of the cultural dialogue phenomenon. Within the boundaries of the art festival, a cultural dialogue realizes itself in a situation of intercultural interaction, cultural integration, cultural reflection and co-creation, cultural policy management. In this regard, cultural dialogue acquires the basic status in a difficult situation of unsolved questions about the essence of art, cultural lacunae detection and vision of the main role of creativity in reflection of certain nation cultural traits.

Текст научной работы на тему «Феномен диалогичности в пространстве художественного фестиваля»

Литература

1. Басалаева О. Г. Информационный образ мира: функциональный подход // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 24. - С. 274-280.

2. Басалаева О. Г. Специфика информационной реальности в информационной картине мира // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 29 (1). - С. 76-81.

3. Басалаева О. Г. Функция понимания в частнонаучной картине мира // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 18. - С. 215-220.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы. - М., 2000. - 293 сКузнецова Т. Ф., Луков Вл. А. Культурная картина мира в свете тенденции развития культурологии // Вестн. Междунар. акад. наук (Рус. секция). - 2009. - № 1. - С. 66-69.

5. Кузнецова Т. Ф., Луков Вл. А. Культурная картина мира в свете тенденции развития культурологии // Вестн. Междунар. акад. наук (Рус. секция). - 2009. - № 1. - С. 66-69.

6. Философский энциклопедический словарь. - М.: Совет. энцикл., 1983. - 840 с.

References

1. Basalaeva O.G. Informatsionnyi obraz mira: funktsional'nyi podkhod [Information picture of the world: functional approach]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no 24, pp. 274-280. (In Russ.).

2. Basalaeva O.G. Spetsifika informatsionnoi real'nosti v informatsionnoi kartine mira [Specificity of information reality in information world-view]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2014, no 29 (1), pp. 76-81. (In Russ.).

3. Basalaeva O.G. Funktsiia ponimaniia v chastnonauchnoi kartine mira [Hermeneutic function of personal scientific world outlook]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2012, no 18, pp. 215-220. (In Russ.).

4. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Sotsiologiia. V 3 Tomakh. Tom 3. Sotsial'nye instituty i protsessy [Sociology. In 3 vol. Vol. 3. Social institutions and processes]. Moscow, 2000. 293 p. (In Russ.).

5. Kuznetsova T.F., Lukov V.l. A. Kul'turnaia kartina mira v svete tendentsii razvitiia kul'turologii [Cultural image of the world in the light of trends in the development of cultural studies]. Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaia Sektsiia) [Bulletin of the International Academy of Sciences (Russian partition)], 2009, no 1, pp. 66-69. (In Russ.).

6. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopaedic Dictionary]. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1983. 840 p. (In Russ.).

УДК 7.079

ФЕНОМЕН ДИАЛОГИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФЕСТИВАЛЯ

Паксина Елена Борисовна, аспирант, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, заместитель директора, Губернаторский культурный центр «Юные дарования Кузбасса» (г. Кемерово, РФ). E-mail: elensee@mail.ru

Данная статья представляет собой теоретический анализ феномена диалогичности, реализующегося в пространстве художественного фестиваля. Культурный диалог в статье характеризуется с концептуальных позиций М. М. Бахтина и В. С. Библера; диалогичность трактуется в качестве главной характеристики культуры в целом. В условиях непрерывного эксперимента с формами и содержанием творчества современная художественная культура предстает как сложная коммуникативная совокупность текстов, ценностей и т. д., вступающих в сложные диалогические отношения, определяемые ее субъектом - человеком культуры, автором (художником, творцом, или интерпретатором). Не случайно особое значение приобретает идея творческого (культурного) диалога, который способен коор-

динировать искания художника, реализовывать опыт духовной и эстетической самоидентификации, осуществить авторскую интерпретацию «вечных» вопросов искусства. Данный факт объясняет востребованность тех форм культурного творчества, в ходе которых осуществляется взаимообмен художественными идеями и интеграция практического опыта, коммуникация как способ интеллектуального и творческого взаимодействия. Среди огромного множества форм социокультурной деятельности человека и общества в последнее время выделяется художественный фестиваль, который представляет собой континуум репрезентации достижений творчества и искусства, интерпретируемый на основе феномена культурного диалога. В границах художественного фестиваля культурный диалог реализует себя в ситуации межкультурного взаимодействия, культурной интеграции, культурной рефлексии и сотворчества, регулирования культурной политики. В этой связи культурный диалог обретает статус основы в сложной ситуации нераскрытых вопросов о сущности искусства, обнаружении культурных лакун и видении главной роли творчества в отражении культурных черт отдельной нации.

Ключевые слова: художественный фестиваль, культурный диалог, диалогичность.

THE PHENOMEN OF DIALOGICALITY IN THE SPACE OF ART FESTIVAL

Paksina Elena Borisovna, Postgraduate Student, Kemerovo State University of Culture and Arts, Associate Director, Gubernatorial Cultural Centre "Young Gifted Children of Kuzbass"(Kemerovo, Russian Federation). E-mail: elensee@mail.ru

The article is a theoretical analysis of the dialogicality phenomenon, realized in art festival space. The article characterizes cultural dialogisms by M. Bakhtin and V Bibler's conceptual positions; dialogism is interpreted as the main characteristics of culture as a whole. In the context of a continuous experiment with creation of forms and contents, contemporary art is represented as a complex set of communicative texts, values, etc., entering into complex dialogical relationships defined by its subject, person of culture, author (artist, creator or interpreter). Not accidentally, idea of creative (cultural) dialogue, which can coordinate the artist's creative search, realize experience of spiritual and aesthetic self-identity and accomplish the author's interpretation of the art "eternal" questions, obtains a special meaning. This fact explains the relevance of those forms of cultural creative work, in which artistic ideas exchange practical experience integration, communication as a way of intellectual and creative interaction takes place. Among the huge variety of forms of social and cultural activities of a person and society in recent years the art festival stands out, which is a representation of creativity continuum and art achievements, interpreted on the basis of the cultural dialogue phenomenon. Within the boundaries of the art festival, a cultural dialogue realizes itself in a situation of intercultural interaction, cultural integration, cultural reflection and co-creation, cultural policy management. In this regard, cultural dialogue acquires the basic status in a difficult situation of unsolved questions about the essence of art, cultural lacunae detection and vision of the main role of creativity in reflection of certain nation cultural traits.

Keywords: art festival, cultural dialogue, dialogue.

Социокультурная деятельность человека воплощена во многих сферах: художественной, религиозной, научной, нравственной, коммуникативной. Формы и способы представленной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах, примером чего служит технический уровень культур древних цивилизаций, Античности, Средневековья, современности; изменчивость обрядовых и ритуальных традиций; значительная разница в чертах искусства живо-

писи, музыки, литературы; общие ментальные различия. Культура в любом своем воплощении, в любом способе своей реализации социальна: именно человек конструирует культурное пространство, выраженное в видах искусства, традициях и обычаях, национальных чертах общества отдельного государства, политико-экономических условиях. Безусловно, что между слоями социального и индивидуального в культуре происходит очевидный и непрерывный контакт, основанный

на взаимозависимости: созданное одним человеком становится шедевром искусства и памятником культуры, а созданное обществом признается общекультурной ценностью. Способы социокультурной деятельности всегда находятся в состоянии изменения и совершенствования, что позволяет личности развиваться, одновременно будучи включенной в процесс культуротворчества, принимающей результаты культурной деятельности и выражающей культурные ценности, относящиеся к конкретному сообществу (среде). Заметим, что социокультурная деятельность дает не только духовные, но и материальные результаты, приводя к техническому прогрессу, улучшению условий труда и жизни. Создание музеев, выставок, театров, культурных центров, центров творчества и досуга - все это относится к результатам социокультурной деятельности общества каждого государства. Выражение «единство и многообразие культуры» наиболее четко характеризует ее сущность: культурные различия обусловлены временем и пространством, то есть развитием человечества в целом, что, безусловно, привело к разным формам культуры у разных народов; культурная целостность же есть доказательство творчества и деятельности человека и общества как таковых, вне национальных различий.

Современная художественная культура характеризуется наличием множества форм творческой реализации личности, она отличается плю-ралистичностью, содержательной и смысловой неоднородностью, разнообразием художественных мировоззрений. В условиях непрерывного эксперимента с формами и содержанием творчества современная художественная культура предстает как сложная коммуникативная совокупность текстов, ценностей и т. д., вступающих в сложные диалогические отношения, определяемые ее субъектом - человеком культуры, автором (художником, творцом, или интерпретатором). Не случайно, особое значение приобретает идея творческого (культурного) диалога, который способен координировать творческие искания художника, реализовывать опыт духовной и эстетической самоидентификации, осуществить авторскую интерпретацию «вечных» вопросов искусства. Данный факт объясняет востребованность тех форм культурного творчества, в ходе которых осущест-

вляется взаимообмен художественными идеями и интеграция практического опыта, коммуникация как способ интеллектуального и творческого взаимодействия. Среди огромного множества форм социокультурной деятельности человека и общества в последнее время выделяется художественный фестиваль - своего рода социально-практическая и художественно-символическая модель культурного диалога.

По своему определению фестиваль - это массовое празднество, посвященное конкретному виду искусства или же аккумулирующее в себе несколько видов художественного творчества. Фестиваль представляет собой очень качественный способ показа достижений музыкального, живописного, литературного, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства, поэтому данное мероприятие трактуется как особая возможность культурного обмена, расширения художественного кругозора у зрительских масс и у самих участников празднества. Будучи культурной универсалией, фестиваль искусств играет весомую роль в пространстве национальных культур, устанавливая взаимосвязь и порождая взаимовлияние, и в глобальном культуротворческом процессе, на что указывают Т. Е. Шехтер [16; 17] и Н. А. Хренов [15]. Кроме того, общее значение художественного фестиваля отличается разнонаправ-ленностью - это мероприятие оказывает свое воздействие не только на сферу межкультурных контактов, но и на уровень развития отдельных сообществ и конкретной личности.

Давая общее определение фестивалю, можно сказать, что это особый вид праздника, появившийся именно с целью демонстрации произведений искусства, к которым относится не только искусство музыки или живописи, но и искусство танца, актерского мастерства, кино, цирковых представлений. Фестивали имеют разный масштаб - от международных до городских - и могут проводиться в помещениях, парках, на площадях, чем привлекают значительное количество зрителей. Разновидности праздничной культуры - семейные торжества, массовые гуляния - и стали прообразом современного фестиваля. Таким образом, художественный фестиваль занимает особую область в пространстве социокультурной деятельности, отличаясь высокой степенью значимости

для общества, отдельной личности, сферы международных отношений. М. М. Бахтин совершенно логично именовал фестиваль «первичной формой человеческой культуры» [2, с. 13], указывая тем самым на его непреходящее присутствие во всех известных культурах. «Будучи неотъемлемой частью культуры как знаково-коммуникативной системы, фестиваль являет собой уникальный образец разноуровневого общения, открывает возможности для эффективной межкультурной коммуникации, в результате которой достигается понимание между людьми как представителями разных культур, целыми сообществами, разница между которыми носит, например, социальный, профессиональный, возрастной, этнический и другой характер» [13]. Глобальность процесса созидания произведений искусства, являющихся, соответственно, частью культуры, признается одной из характеристик художественного фестиваля. В социокультурном пространстве он обретает статус международной культурной встречи, во время которой происходит масштабный культурный обмен и творческое взаимовлияние: художники одной нации могут заимствовать техники конкретного вида искусства у художников другой нации, затем, образно говоря, ассимилировать их в пространстве собственного восприятия и собственной культуры. Кроме того, художественный фестиваль позволяет разным народам объединяться, создавая при этом исключительное, собственное произведение искусства, имеющее высокую культурную ценность. К примеру, современное искусство танца до сих пор открыто модификациям: произошло объединение стилей хип-хопа с элементами балета, цирковые номера стали использоваться в классическом танце, что привело к появлению акробатического вальса.

Общенаучная трактовка феномена художественного фестиваля обращает нас к восприятию его в качестве особого культурного пространства, в границах которого осуществляется масштабный культурный диалог. Сам по себе художественный фестиваль представляет основу для конструирования межкультурной коммуникации, культурного сотворчества и рефлексии, культурной интеграции. Все эти аспекты в совокупности и по отдельности вновь приводят нас к осмыслению особенностей культурного диалога как главной характеристики художественного фестиваля.

В форме диалога закрепляется и передается культурный опыт человечества, традиция, и вместе с тем обновляется ценностное содержание культуры. Проблему диалога в культуре рассматривали многие исследователи М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. Я. Бубер, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман. Так, по Бахтину, «культура -результат творческого процесса, который изначально диалогичен, поэтому и она диалогична» [2, с. 95]. В культур-философском понимании диалог, конструируемый в художественном фестивале, - это полифоническое явление, отражающее самые разные аспекты и проявления творческой деятельности. В этой связи диалог обретает статус «мета», статус «сверх»: он становится ме-танаучным и метакультурным, метаисторическим и метафилософским. Диалогическое миропонимание как в границах художественного фестиваля, так и в общем отношении отличается парадиг-мальностью, основывается на фундаментальной противоположности (взаимодополнительности) монологического и диалогического мировоззрения. Философско-методологические исследования диалога свидетельствуют, что идеология диалога весьма созвучна идеям феноменологии, экзистенциализма, персонализма, герменевтики, антропологии, культурологии, постмодернизма, деконструкционизма, философии современной физики (релятивистской, квантово-динамической, фрактально-синергетической, микрофизически-космологической). Возвращаясь к словам Бахтина о фестивале как о межкультурной коммуникации, следует отметить, что его концепция диалога обращена к пониманию последнего в качестве единого культурного поля: пространство художественного фестиваля в значительной мере подтверждает это умозаключение. Единое культурное поле прежде всего конструируется в границах художественного фестиваля, и именно здесь выполняются основные аспекты диалоговой концепции: происходит культурное взаимопроникновение, самодетерминация личности и отражается всеобщность диалога в культуре и социуме.

Следзевский И. В. считает, что современному диалогу культур присущи следующие факторы:

1. Исчерпанность двухполюсной организации глобального геополитического пространства как фактора стабилизации межцивилизационного диалога «Восток - Запад».

2. Ослабление регулирующей роли универсальных институтов международных взаимодействий (международного права, ООН).

3. Информационная революция в средствах массовой коммуникации - виртуальное упразднение пространства и времени, формирование особого типа коммуникативной практики, далекой от диалога (внушение образов отсутствующей действительности и правдоподобия подобия).

4. Рост культурного разнообразия мира и формирование массовых поликультурных сообществ.

5. Прогрессирующая десекуляризация мира и распространение фундаменталистских идеологий.

6. Повышение роли этнической, конфессиональной и цивилизационной принадлежности в качестве источника самоиндентификации индивида [14].

Указанные факторы качественно иллюстрируют сущность культурного диалога, очевидным образом реализующегося в пространстве художественного фестиваля. Кроме того, данные условия обнаруживают результативность информационного обмена, повышение степени культурного взаимопонимания и интеграции при сохранении национальной или региональной самобытности. Здесь можно сделать подходящее уточнение: Библер и Бахтин считают, что именно через диалог с другими культурами создается личный и социальный культурно-исторический тезаурус (фонд знаний и культурных навыков, кодов, символов, несущих определенный смысл), который, в свою очередь, является основным социально-эстетическим, психологическим и культурным критерием поведения.

В социокультурном общении, которым характеризуется художественный фестиваль, складывается творческая парадигма - происходит не только демонстрация произведения искусства, но и осмысление этого произведения, интерпретация способа его репрезентации. Поэтому культурный диалог в художественном фестивале всегда связан с фактом мировоззренческого общения автора и адресата, художника и зрителя. Как указывал В. С. Библер, «в этом общении через произведения изобретается, создается впервые мир» [4, с. 35]. В этом отношении восприятие произведения искусства - это всегда сотворчество худож-

ника и зрителя. Невозможно одинаковое восприятие произведения искусства разными людьми, поскольку каждый трактует его с позиций собственного культурного багажа, жизненного опыта и просто эмоционального состояния. Диалог - это взаимодействие разных языков, разных культур, взаимодействие категорий «я» и «другой» как реализация ценностных установок, как особый взгляд на мир [6, с. 204]. Поэтому современный художественный фестиваль (особенно относительно феномена культурного диалога) необходимо трактовать как один из главных способов обмена достижениями в области искусства, феномен современной культуры, достойный изучения и анализа. Следует дополнительно отметить, что сам факт проведения фестиваля повышает культурный уровень города, где проходит это мероприятие; также фестиваль играет большую роль в общественно-культурной жизни людей.

Периодичность и праздничность - это не единственное, что делает фестиваль уникальным явлением культуры и позволяет осуществить в его пространстве культурный диалог. Фестивали -это большие смотры достижений человечества в области культуры и искусства, очень часто носящие соревновательный характер. Нередко в рамках фестиваля проводятся международные конкурсы, а также ассамблеи и конгрессы крупнейших организаций, научные конференции, симпозиумы; составной частью ряда фестивалей становятся учебные курсы. Заметим, что культурный диалог осуществляется в художественных фестивалях разного уровня: республиканском, когда тематикой является репрезентация произведений искусства и культуры разных наций; региональном; городском. Особый культурный диалог организуется на этническом фестивале, где объединяется культура народов одной этнической общности - славян, скандинавов.

Диалог культур как таковой является формой существования культуры. Последняя при этом обладает значимой особенностью - она внутренне неоднородна, поскольку распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Кроме того, нельзя обходить вниманием явление культурной ассимиляции, культурной глобализации и культурного исчезновения. Давление глобализаци-

онных процессов современного мира, безусловно, сказывается на культуре конкретной страны или нации - происходит своего рода культурное усреднение, массовизация, интернационализация. В этой ситуации и остается чрезвычайно важной идея культурного диалога как взаимопроникновения и взаимной интерпретации самобытных черт и специфик. Культурный диалог подразумевает открытость культур друг другу, нахождение равенства в этой сфере, признание права каждой культуры на отличительные особенности и уважение к ним со стороны других. Бахтин считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Понятие «Другой» (Собеседник, противник самого себя) становится ключевым для философии Бахтина, поскольку личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с Другим. Для личности культура выступает как «форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления...» [3, с. 289]. Основанием поступков, действий человека как личности, направленных одновременно вовне, на других и вовнутрь, на себя, является свобода, определяющая самодетерминацию личности, реализующая ее жизнедеятельность (регулятивная функция культуры), позволяющая человеку выработать идею о самом себе.

Думается, не существует изолированных культур, - все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами, так как одна культура только в восприятии другой начинает раскрывать свои особые качества, но при этом не теряет исключительности, сущностных элементов именно своей творческой парадигмы. Диалогическая встреча культур, происходящая в рамках художественного фестиваля, позволяет преодолеть возможную замкнутость этих культур и даже некоторую остановку в их развитии. При этом важно отметить, что такая встреча не становится условием смешивания и слияния последних - напротив, она способствует сохранению их единства и целостности при взаимном творческом обогащении: по словам Бахтина, где начинается сознание, там начинается и диалог.

Мы упоминали о явлении единства и многообразия культур - следует уточнить, что оно отражается прежде всего в культурном диалоге, являясь важным условием для самопознания как конкретной личности, так и целого сообщества. Формирование масштабного понятийного кругозора, расширение познавательного опыта, обогащение духовного мира - все эти аспекты человеческого сознания получают новый виток в своем развитии, которому в большей степени способствует культурный диалог. В художественном фестивале он становится основой и важной предпосылкой для формирования и укрепления таких социокультурных ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие. Главную роль в межкультурном диалоге играют цивилизационное самосознание и цивилизацион-ные (базовые) ценности. В отличие от ценностей этнической или национальной культуры, ценности цивилизации всегда претендуют на универсальность, на разрешение фундаментальных противоречий человеческого и социального бытия, на способность объединить человечество и стать основой мировой культуры. Поэтому диалог цивилизаций - это всегда диалог об их мировоззренческих основах, первичных символах, конечных сакральных ценностях, вокруг которой объединяются сложные социокультурные системы.

Культурный диалог, несомненно, оказывается отражением такой особенности самой культуры, как диалогичность. Диалогический характер культуры - один из существенных ее признаков, поскольку, как мы показали в рассуждениях выше, культура не может существовать вне диалога. Ю. М. Лотман в своих работах рассматривал механизм диалога как способ ее существования: «...культура как часть истории человечества, с одной стороны, и среды обитания людей, с другой, находится в постоянных контактах с вне ее расположенным миром и испытывает его воздействие. Это воздействие определяет динамику и темпы ее изменений» [9, с. 480]. Диалог осуществляется не только в сознании и во времени, но и в онтологическом и географическом пространствах культуры. Бытие культуры определяется «диалогом» природного и человеческого, сущего и должного, структуры и хаоса. «Диало-гичность культуры - необходимое условие для

ее понимания. Именно в диалоге, через диалог культура обнаруживает себя. Процесс понимания другой культуры - это всегда ее вопроша-ние» [8]. Следовательно, диалогичность - это особое качество культуры, обеспечивающее механизм самосохранения и саморазвития культуры, которое позволяет принять чужие аргументы, чужой опыт, и стремиться к достижению компромисса. Концепция диалога культур предполагает отказ от монологичности в мышлении. Согласно высказыванию М. М. Бахтина, истинно мыслящая личность не осуществляет мыслительные операции монологично: «На каждое слово понимаемого высказывания мы как бы наслаиваем ряд своих отвечающих слов... Всякое понимание диалогично» (цит. по [4, с. 280]). Комментируя высказывание, можно добавить, что диалогич-ность культуры воплощается в макро- и микродиалоге. Микродиалог в таком случае является обсуждением, обменом мнений между личностями, а макродиалог отсылает целое сообщество к истине, красоте, добру как онтологическим элементам системы существования цивилизации и культуры в целом.

Культурный диалог, являясь основным свойством художественного фестиваля, реализуется или воплощается в его границах на основе определенных особенностей (ситуаций). Прежде всего наиболее логичной ситуацией, при которой происходит культурный диалог, является межкультурная коммуникация и культурная интеграция, которая как нельзя ярче и четче организуется именно в рамках художественного фестиваля. Художественный фестиваль призван усилить культурные различия, рассмотреть специфику развития искусства в разных странах. Именно на этой основе и следует говорить о культурной коммуникации и взаимовлиянии, свойственным фестивалю искусств: интеграционный процесс в этих границах предполагает абсолютное сохранение самобытных черт национальной культуры страны, одновременно с этим позволяя нации продемонстрировать свою исключительность. Интеграционная особенность фестиваля обусловливает собой и ситуацию трансляции культурных особенностей отдельных наций, сообществ и регионов, то есть передачи креативного опыта и современных достижений не другим поколениям,

а «по горизонтали», географически расширяя пространство искусства и пространство творчества.

Ситуация межкультурной коммуникации переходит в следующую особенность художественного фестиваля - культурного сотворчества и производства культурных ценностей. Во время международного художественного фестиваля формируется очень тонкая связь - культурная рефлексия, позволяющая проанализировать и особенности искусства отдельной страны в целом и предпринять условную попытку сравнения их со спецификой искусства другого государства. Результатом этой рефлексии может стать появление новой ветви культуры, способной отвечать потребностям гиперсообщества, сложившегося также под влиянием фестиваля. Культурная рефлексия в границах концепции Бахтина-Библера предстает в качестве глубинного диалога человека с собственным «расщепленным Я», которое в пространстве художественного фестиваля становится масштабным и многогранным. Поэтому правомерно в контексте межкультурной коммуникации вести речь и о творческой созидатель-ности фестиваля в отношении социума и самого искусства. Сам процесс созидания и культурного сотворчества, возникающий на фестивале, оказывается в очевидной взаимосвязи с культурным диалогом, который может быть следствием ситуации сотворчества, а может и играть роль ее основы (причины). Мы упомянули о культурной рефлексии, которая также позволяет культурному диалогу расширять свои «полномочия»: общественное культурное сознание и сознание отдельной личности могут развиваться только в ситуации постоянного осмысления культурных реалий, появления новых шедевров искусства, относящихся уже к эпохе современности. Добавим, что культурная рефлексия сопряжена с ситуацией социализации, столь же важной для общего развития человека, поскольку именно в процессе социализации он обретает полноценное самосознание и чувствование «Я». В пространстве фестиваля ситуация социализации, так же как и рефлексии, получает культурно-художественную направленность; тем самым, социализация человека происходит не только по отношению к принятию общества в целом, но прежде всего к осознанию его творческого опыта.

Регулирование культурной политики также относится к кругу тех особенностей художественного фестиваля, которые открывают перед обществом возможности культурного диалога. Известно, что процесс регулирования культурной политики осуществляется и на международном, и на региональном фестивале. Во многих регионах это мероприятие имеет статус средства культурной политики - благодаря проведению фестиваля, региональное министерство культуры может отслеживать новые тенденции в искусстве, узнавать предпочтения общества, видеть степень интереса социума к искусству и к данному мероприятию. Следовательно, данная ситуация, или особенность может быть сформулирована и в более широком смысле - как нормативно-регламентирующая со-

циокультурная функция, ведь именно фестиваль искусств отражает способность властей к последовательному расширению и углублению культурных контактов, к ненавязчивому приобщению социума к разным видам творчества, их созерцанию и осмыслению.

В заключение хочется отметить, что фестиваль искусств дает возможность развития единому художественному процессу, столь необходимому сфере искусства в целом, которая на фоне технического прогресса терпит некоторый упадок. В этой связи культурный диалог обретает статус основы в сложной ситуации нераскрытых вопросов о сущности искусства, обнаружении культурных лакун и видении главной роли творчества в отражении культурных черт отдельной нации.

Литература

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художеств. лит., 1975. - 430 с.

2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художеств. лит., 1990. - 543 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Художеств. лит., 1979. - 412 с.

4. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопр. философии. - 1989. - № 6. - С. 31-42.

5. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

6. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

7. Иванов В. В. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывание о диалоге для современной семиотики // М. М. Бахтин: proetcontra. - СПб.: Изд. Рус. христиан. гуманитар. ин-та.- С. 265-312.

8. Конникова Л. Ю. Диалогичность культуры - необходимое условие для ее понимания // Вестн. Том. гос. ун-та, 2009. - Вып. № 323. - С. 126-129.

9. Лотман Ю. М. Избр. ст.: в 3 т. - Таллинн: Прима-Пресс, 1992. - Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - 480 с.

10. Международный фестиваль «Италия-Россия: диалог культур». - URL: http://www.festivaldialogo.it/ru/ (дата обращения: 23.03.2015).

11. Меньшиков А. А. Фестиваль как социокультурный феном современного театрального процесса. - М.: Высш. шк., 2004. - 248 с.

12. Никитин В. А. От диалога конфессий к диалогу культур? // Рус. мысль. - Париж, 2000. - № 4303. -3-9 февр. - 286 с.

13. Николаева П. В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. дис. канд. культурологии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury/semiotika-festivalja-kak-formy-prazdnichnoj-kultury.html. (дата обращения: 24.03.2015).

14. Следзевский И. С. Диалог культур и цивилизаций. Понятие, реалии, перспективы // Диалог культур и цивилизаций: мат-лы конф., 22 мая 2003 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gorby.ru/activity/conference/ show_69/view/ (дата обращения: 24.03.2015).

15. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М.: Наука, 1981. -304 с.

16. Шехтер Т. Е. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного. - СПб.: Астерион, 2005. -258 с.

17. Шехтер Т. Е. Художественное пространство как сфера бытования искусства // Метафиз. исслед. - 1998. -№ 6. - С. 340-352.

18. Широкова Е. А. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: дис. канд. ... культурол. наук. - СПб., 2013. -171 с.

References

1. Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki [Questions of literature and aesthetics]. Moscow, Khudozhestvennaia literature Publ., 1975. 430 p. (In Russ.).

2. Bakhtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ia i Renessansa [Creativity Francois Rabelais and popular culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1990. 543 p. (In Russ.).

3. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1979. 412 p. (In Russ.).

4. Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur (opyt opredeleniia) [Dialogue of Cultures (definition experience)]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy], 1989, no 6, pp. 31-42. (In Russ.).

5. Bibler V.S. Mikhail Mikhailovich Bakhtin, ili Poetika i kul'tura [Mikhail Bakhtin, or Poetics and Culture]. Moscow, Progress Publ., 1991. 176 p. (In Russ.).

6. Bibler V.S. Ot naukoucheniia - k logike kul'tury: Dva filosofskikh vvedeniia v dvadtsat' pervyi vek [From science - the logic of culture: Two philosophical introduction to the twenty-first century]. Moscow, Politizdat Publ., 1990. 413 p. (In Russ.).

7. Ivanov V.V., Znachenie idei M.M. Bakhtina o znake, vyskazyvanie o dialoge dlia sovremennoi semiotiki [The value of ideas M.M. Bakhtin about the sign, saying the dialogue for contemporary semiotics]. M.M. Bakhtin: pro et contra [M.M. Bakhtin: pro et contra]. St. Petersburg, Russkii khristianskii gumanitarnyi institut Publ., pp. 265-312. (In Russ.).

8. Konnikova L.Iu. Dialogichnost' kul'tury - neobkhodimoe uslovie dlia ee ponimaniia [Dialogic culture - a prerequisite for understanding]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2009, no 323, pp. 126-129. (In Russ.).

9. Lotman Iu. M. Izbrannye stat'i. V 3 tomakh. T. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury [Featured Articles. Vol. 1. Articles on semiotics and cultural typology]. Tallinn, Prima-Press Publ., 1992. 480 p. (In Russ.).

10. Mezhdunarodnyi festival' "Italiia-Rossiia: dialog kul'tur" [International Festival "Italy-Russia: dialogue of cultures"]. (In Russ.). Available at: http://www.festivaldialogo.it/ru/ (accessed 23.03.2015).

11. Men'shikov A.A. Festival' kak sotsiokul'turnyi fenom sovremennogo teatral'nogo protsessa [Festival as a sociocultural phenomenon of modern theatrical process]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 2004. 248 p. (In Russ.).

12. Nikitin V.A. Ot dialoga konfessii k dialogu kul'tur? [Confessions of dialogue to dialogue of cultures?]. Russkaia mysl'[Russian Thought]. Parizh, 2000, no 4303, 3-9 February. 286 p. (In Russ.).

13. Nikolaeva P.V. Semiotika festivalia kak formy prazdnichnoi kul'tury. Avtoreferat diss. kand. kul'turologii [Semiotics of the festival as a form of festive culture. Abstract. diss. PhD in Culturology]. (In Russ.). Available at: http://www.dslib.net/teorja-kultury/semiotika-festivalja-kak-formy-prazdnichnoj-kultury.html (accessed 24.03.2015).

14. Sledzevskii I.S. Dialog kul'tur i tsivilizatsii. Poniatie, realii, perspektivy [Dialogue of cultures and civilizations. Concept realities and prospects]. Dialog kul'tur i tsivilizatsii. Materialy konferentsii [Dialogue of cultures and civilizations]. 22 May, 2003. (In Russ.). Available at: http://www.gorby.ru/activity/conference/show_69/view/. (accessed 24.03.2015).

15. Khrenov N.A. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty vzaimodeistviia iskusstva i publiki [Social and psychological aspects of the interaction of art and the public]. Moscow, Nauka Publ., 1981. 304 p. (In Russ.).

16. Shekhter T.E. Iskusstvo kak real'nost'. Ocherki metafiziki khudozhestvennogo [Art as reality. Essays metaphysics of art]. St. Petersburg, Asterion Publ., 2005. 258 p. (In Russ.).

17. Shekhter T.E. Khudozhestvennoe prostranstvo kak sfera bytovaniia iskusstva [Art space as a sphere of existence of art]. Metafizicheskie issledovaniia [Metaphysical studies], 1998, no 6, pp. 340-352. (In Russ.).

18. Shirokova E.A. Muzykal'nyi festival' v dialoge kul'tur. Diss. kand. kul'turologii nauk [Music festival in the dialogue of cultures. Diss. PhD in Culturology]. St. Petersburg, 2013. 171 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.