Научная статья на тему 'Категория числа имени существительного карбачимахинского говора даргинского языка'

Категория числа имени существительного карбачимахинского говора даргинского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ДАРГИНСКИЙ / ГОВОР / КАРБАЧИМАХИНСКИЙ / КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шахбанова П.Г.

Шахбанова П. Г. Категорія числа іменника карбачімахінського говіру даргинської мови / П. Г. Шахбанова // Вчені записки Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського.Серія «Філологія. Соціальні комунікації». 2010. Т. 23 (62), № 3. С. 141-144.У цій статті розглядається категорія числа іменника карбачімахінского говірки сирхінський діалекту у порівнянні з матеріалом літературного даргінською мови, в ній акцентується увага на класифі-кацію субстантивів за кількістюКлючові слова: мова, даргинська, говірка, карбачімахінскій, категорія числа, іменник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shahbanova P. G. Category of noun of karbachimahinsky dialect of Darghin language / P. G. Shahbanova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology.Social communications. 2010. Vol. 23 (62), No 3. P. 141-144.In this paper we consider the category of a noun karbachimahinskogo sirhinskogo Dialect dialect in comparison with the material of literary Dargwa, it focuses on the classification by the number of substantives.Keywords: language, Darghin, talk, karbachimahinsky, category number, noun.

Текст научной работы на тему «Категория числа имени существительного карбачимахинского говора даргинского языка»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 23 (62). № 3. 2010 г. С. 141-144.

УДК 811. 35

КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО КАРБАЧИМАХИНСКОГО ГОВОРА ДАРГИНСКОГО ЯЗЫКА

Шахбанова П. Г.

ДГПУ, Дагестан E-mail: patimat_1971@mail.ru

В настоящей статье рассматривается категория числа имени существительного карбачимахинского говора сирхинского диалекта в сравнении с материалом литературного даргинского языка, в ней акцентируется внимание на классификацию суб-стантивов по числу.

Ключевые слова: язык, даргинский, говор, карбачимахинский, категория числа, имя существительное.

Постановка проблемы. Категория числа имени существительного - один из интереснейших вопросов грамматической структуры даргинского языка и его говоров. Большая часть существительных имеет числовое противопоставление своих форм.

В диасистеме даргинского языка закономерности образования множественного числа субстантивов остаются ещё не раскрытыми до конца, несмотря на то, что в научной литературе этому вопросу уделялось значительное внимание.

В отношении категории числа все имена существительные карбачимахинского говора, как и в современном литературном даргинском языке, делятся на следующие группы: имеющие форму единственного и множественного числа, имеющие форму только единственного числа (Singularja tantum), стоящие в форме единственного числа и требующие от согласуемых с ними слов формы множественного числа, употребляемые в форме единственного числа для выражения, как единственности, так и множественности, имеющие только форму множественного числа (Pluralja tantum), обладающие префиксальным показателем множественности, см. [4, с.37]. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

1. Существительные, имеющие формы единственного и множественного чисел, составляют абсолютное большинство. К этой группе обычно относятся имена нарицательные, преимущественно обозначающие конкретные существа и предметы. Например:

Карбач. говор Лит. язык

азай-азуйти рузи-рузби «сестра-сестры»

хьхьуь-хьхьуди хя-хури «собака-собаки»

хьхьуни-хьхьунби гьуни-гьундури «дорога-дороги»

кката-ккатни жита-житни «кошка-кошки»

Большинство существительных имеет числовое противопоставление своих форм. Определены основные суффиксы множественности, но состав некоторых из них, а также их функционирование нуждаются в определенных исследованиях.

2. Существительные, имеющие форму только единственного числа, составляют особую группу. В различных языках они во многом оказываются однотипными:

слова, обозначающие абстрактные понятия, природные явления, продукты питания и т.д. Например:

Карбач. говор Лит. язык

къкъукъкъу къукъу «гром»

итни итни «понедельник»

г1имс имс «моль»

талат талат «вторник»

ттурши тях1удеш «прохлада в конце лета»

дуния дунья «мир, свет»

иргъала аргъала «сознание»

бари берх1и «солнце»

аллагь аллагь «бог»

дубси дубси «медь»

кьибла кьибла «юг»

загьру загьру «яд»

къалай къалай «олово»

шалдан шандан «сталь»

3. Существительные, стоящие в форме единственного числа и требующие от согласующихся с ними слов формы множественного числа.

«В даргинском языке целый ряд существительных, обозначающих отвлечённые понятия, а также названия жидких и сыпучих веществ, по формам словоизменения относятся к единственному числу, а согласуемые с ними слова стоят в форме множественного числа» [4, с.39]. Можно сделать вывод, что речь идёт о собирательных существительных, т.к. М.-С.М. Мусаев в своей работе «Именное словоизменение даргинского языка» [3, с.14], и А. А. Сулейманов в «Морфологии даргинского языка» [4, с.20-21] пишут о собирательных существительных то же самое.

Применительно к рассматриваемому явлению термин «форма общего числа» как нам кажется, оправдан с грамматической точки зрения [4, с.40-41]. Количество таких существительных в карбачимахинском говоре крайне ограничено, например:

Карбач. говор Лит. язык

мацца маза «овца»

леза улелъа «земляника»

ач1и анк1 и «пшеница»

мяг1 яр мухъи «ячмень»

хъурекка курега «абрикос»

ттапри дабри «обувь»

ссуссул сусул «рожь»

марка заб «дождь»

По словам А.А. Сулейманова [4, с.41] выделяется целая группа существительных, недифференцированных по категории числа не только в форме именительного, но и в остальных падежах, выражающих значение множественности объектов и единичного объекта с помощью согласуемых слов.

Если существительное обозначает единый объект, то согласуемые слова оформляются в форме единственного числа, если же слово обозначает множественность

142

КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО КАРБАЧИМАХИНСКОГО..

объектов, они оформляются в форме множественного числа. Обычно это существительные, обозначающие совокупность однородных тел (злаки, ягоды и парные предметы). При единичном употреблении эти существительные поддаются счёту и сочетаются с количественными числительными, а при собирательном употреблении не поддаются счёту и не сочетаются с количественными числительными. Например: ца леза -лит. цаулелъа (букв. «одна ягодка земляники»). В данном случае имеется в виду только одна ягодка земляники, а когда говорят мизици леза -лит. муриси улелъа (букв. «сладкая земляника»), подразумевается множество земляник. К этой же группе существительных в карбачимахинском говоре относятся: хъара - «фасоль», мургьи - «золото», т1ут1и - «виноград».

Отвлеченные существительные карбачимахинского говора, а также названия жидких и сыпучих веществ по формам словоизменения стоят в единственном числе, а согласующиеся с ними слова - в форме множественного числа. Например: а) жидкие вещества:

Карбач.говор Лит. язык

ниг ниъ «молоко»

г1 и х1 и «кровь»

чаьгъир чаьгъир «вино»

б) сыпучие вещества:

Карбач. говор Лит. язык

цци зе «соль»

бет1у декь «мука»

ссугъат кираж «известь»

кка га «уголь»

в) названия болезней: вааба - лит. вабаъ «холера», чахьхьа - чахьа «оспа», аранчи - аринж «корь», мангъавти - иргни «насморк»;

Существительные данной группы выражают обобщающие понятия, и, вероятно, этим объясняется множественное число атрибутивных прилагательных в следующих сочетаниях: ванаци гьин лит.- ванати шин «теплая вода»; амзуци гьин - амъурти шин «чистая вода» (ци - суффикс множественности карбачимахинского говора).

Множественное число маркируется тремя способами: аффиксацией (суффиксацией и префиксацией); аблаутом (внутренней флексией), а также и тем и другим совместно. Эти три способа можно считать тремя типами образования форм множественного числа с внутренними их градациями. Все эти способы маркировки множественного числа отмечены в специальной литературе.

О суффиксах множественности П.К. Услар писал: «Общее окончание именительного падежа множественного числа есть буква и, впереди которой, в большей части случаев, вводится одна из букв: н, б, м, р, т» [5, с.24].

Формантными выразителями множественности в карбачимахинском говоре, как и в даргинском языке являются: -и, -ни, -би, -ми, -ри, -ди, -ти, -ша, -хъали, аб-лаут, классный показатель.

В форме множественного числа употребляются существительные следующих семантических групп: названия жидкостей, выделяемых из живого организма, названия отдельных частей тела: шшуьт1и «слюни»; г1уьнзи «сопли» и т.д., названия

143

отдельных обрядов и танцев: хъубях1руми «праздник первой борозды»; названия некоторых болезней: мангъавти «насморк». шаттикьи «простуда», хъех1лук1и «кашель»; названия отдельных конкретных предметов: умцанти «весы», дурнаби «бинокль»; названия некоторых отвлеченных понятий: питнурби «сплетни», ккуш-ша «голод», къугъни «кокетство»; некоторые заимствования из русского языка: шахмат1и «шахматы», шашкаби «шашки», каникулти «каникулы», овощуни «овощи», г1аьчк1уби «очки», мак1арунти «макароны» и т.д.

Общей основной семантической особенностью отмеченных существительных является то, что в их составе нет ни одного названия одушевленных предметов, и преобладают слова, выражающие парность, нечленимость и имеющие вещественно-собирательное и отвлеченно-собирательное значение.

Вопрос о формах множественности в даргинском языке был рассмотрен С.Л. Быховской [2, с.42]. Она попыталась связать распределение показателей множественного числа со значением слова и его фонетическими особенностями.

Выводы и перспектива. Таким образом, в карбачимахинском говоре категория числа имени существительного, как и в литературном языке, имеет те же группы, обнаруживая расхождения морфологического характера. Этим определяется перспективность предпринятого научного исследования.

Список литературы

1. Абдуллаев, С.Н. Грамматика даргинского языка (фонетика и морфология). - Махачкала, 1954.

2. Быховская, С.Л. Особенности употребления переходного глагола в даргинском языке // Памяти акад. Н.Я. Марра (1864-1934). -М.-Л., 1938.

3. Мусаев ,М.-С. М. Система глагольного словоизменения даргинского языка. - Махачкала, 1980.

4. Сулейманов, А.А. Морфология даргинского языка. Морфологическая структура частей речи. - Махачкала, 2003.

5. Услар, П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. V. Хюркилинский язык. -Тифлис, 1892.

Шахбанова П. Г. Категорiя числа iMeHHnKa Kap6a4iMaxiHCbKoro roBipy даргинсько! мови / П. Г. Шахбанова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверсигету iм. В. I. Вернадського. Серiя «Фшолопя. Сощальш комушкацп». - 2010. - Т. 23 (62), № 3. - С. 141-144.

У ц1й статт розглядаеться категор1я числа iменника карбачiмахiнского говiрки сирхшський дш-лекту у поршнянт з матерiалом литературного дарпнською мови, в нш акцентуеться увага на класифь кацта субстантивш за кшькютю

Ключом слова: мова, даргинська, говiрка, карбачiмахiнскiй, категорш числа, iменник

Shahbanova P. G. Category of noun of karbachimahinsky dialect of Darghin language / P. G. Shahbanova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2010. - Vol. 23 (62), No 3. - P. 141-144.

In this paper we consider the category of a noun karbachimahinskogo sirhinskogo Dialect dialect in comparison with the material of literary Dargwa, it focuses on the classification by the number of substantives.

Keywords: language, Darghin, talk, karbachimahinsky, category number, noun.

Поступила в редакцию 01.09.2010 г.

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.