Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ "БУДУЩЕЕ" И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД)'

КАТЕГОРИЯ "БУДУЩЕЕ" И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ "БУДУЩЕЕ" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД / БИФУРКАЦИЯ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / РИЗОМНОСТЬ / СИНГУЛЯРНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ / ЗООПОПУЛЯЦИЯ / CATEGORY "FUTURE" / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF THE INTERIOR OF RUSSIA / BIFURCATION / HORIZONTAL / VERTICAL CONTEXT / RHIZOMENESS / SINGULARITY / MOTIVATION / PSYCHOSOCIAL FORMATION / ZOOPOPULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Наталья Николаевна, Журавлев Валерий Евгеньевич

В данной статье рассматривается категория «Будущее» в современном образовательном пространстве. Состояние социума задаёт направления педагогической системе, которые преломляются парадигмой образа будущего. Вектор развития цивилизации Постмодерна погрузил систему образования в точку бифуркации - состояние неустойчивости. Маркерами этого в педагогическом пространстве МВД выступают нелинейность и ризомность, которые проявляются в вытеснении вертикального контекста полиструктурным, горизонтальным. Развитие подобных тенденций может, с позиции рассматриваемой категории, знаменовать переход к технологической сингулярности, вытесняющей нравственную сингулярность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY "FUTURE" AND MODERN EDUCATIONAL SPACE (ON THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MIA)

The article deals with the problem of the category “Future” in tems of educational process. The present state of the community and new paradigm give perspective to the pedagogical system. The Postmodern civilization plunged it in a point of bifurcation - a state of instability. In the educational space of the Interior of Russia this can be manifested through nonlinearity and rhizomeness. He vertical context is replacing by a polystructural, one, which may result in a quantitative effect and substitute the moral singularity for a technological one.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ "БУДУЩЕЕ" И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД)»

Педагогика

УДК 37.011.33

кандидат филологических наук, доцент Панченко Наталья Николаевна

Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Федерального

образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск); преподаватель Журавлев Валерий Евгеньевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

КАТЕГОРИЯ «БУДУЩЕЕ» И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД)

Аннотация. В данной статье рассматривается категория «Будущее» в современном образовательном пространстве. Состояние социума задаёт направления педагогической системе, которые преломляются парадигмой образа будущего. Вектор развития цивилизации Постмодерна погрузил систему образования в точку бифуркации - состояние неустойчивости. Маркерами этого в педагогическом пространстве МВД выступают нелинейность и ризомность, которые проявляются в вытеснении вертикального контекста полиструктурным, горизонтальным. Развитие подобных тенденций может, с позиции рассматриваемой категории, знаменовать переход к технологической сингулярности, вытесняющей нравственную сингулярность.

Ключевые слова: категория «Будущее», образовательная организация МВД, бифуркация, горизонтальный, вертикальный контекст, ризомность, сингулярность, мотивация, психосоциальная формация, зоопопуляция.

Annotation. The article deals with the problem of the category "Future" in tems of educational process. The present state of the community and new paradigm give perspective to the pedagogical system. The Postmodern civilization plunged it in a point of bifurcation - a state of instability. In the educational space of the Interior of Russia this can be manifested through nonlinearity and rhizomeness. He vertical context is replacing by a polystructural, one, which may result in a quantitative effect and substitute the moral singularity for a technological one.

Keywords: category "Future", educational establishment of the Interior of Russia, bifurcation, horizontal, vertical context, rhizomeness, singularity, motivation, psychosocial formation, zoopopulation.

Введение. Полагаем, что проблему построения категории «Будущее» нужно решать в русле общего гуманитарного знания, а также знания нелинейных наук, а не только педагогики. Эта проблема представляется не поверхностной, а глубинной, о чём свидетельствует и понятийный аппарат, выходящий за пределы исключительно педагогики.

Рассматриваемая категория «Будущее» отражает общие тенденции дальнейшего движения общества Постмодерна. Вектор этого движения задан точкой бифуркации, предлагающей выбор: Зоопопуляция или Психосоциальная формация.

Образовательное пространство МВД, являясь подвижным, обладает спецификой, которая проявляется в наличии внешней (дискурс прошлого: ритуал, традиция, уставные отношения) и внешней (дискурс настоящего: поля общения, формы, методы, модели).

Категория «Будущее» видится в образовательном пространстве образовательной организации МВД сквозь призму взаимодействия внешней и внутренней структур с учётом превалирования одной из них, либо их равновесия.

Важность категории «Будущее» для социума в целом и для образовательного пространства в частности не вызывает сомнений. Данный концепт всегда воспринимался человеком как нечто лучшее по сравнению с настоящим. Можно было говорить о неких формационно- или социально-обусловленных признаках, когда будущее либо воспринималось как что-то «светлое» и в высшей степени духовное, либо - как что-то «надежное», технологически и материально обусловленное.

Подобное понимание рассматриваемой категории хорошо отражает давнее интервью, взятое у Ричарда Барбрука - английского социолога. Речь в нём идёт об информационном обществе и о том, каким оно виделось в середине прошлого века. Так, сравнивая понимание категории «Будущее» русскими и американцами в 50-60 годы 20 века, Барбрук отмечает, что «...американцы остро нуждались в будущем. У русских оно было. У американцев было неплохое настоящее. Но вот будущее у русских было лучше!... Да, технологическое будущее у них было. Социального не было. Они могли сказать: «смотрите, как русские плохо живут!», но русские могли ответить: «зато через двадцать лет мы построим утопию!»» [3].

Несомненно, категория «Будущее» одновременно и национальна, и интернациональна, если говорить о разных ее аспектах. Однако в современном мире она приобретает новые черты, и, человечество, как никогда ранее, со всей стремительностью затягивается в воронку будущего, которое оказывается не столь одухотворённым, гармоничным и безоблачно-светлым.

Современное образовательное пространство, являясь краеугольным камнем общественной системы, как нельзя более чувствительно к тенденциям, накапливаемым обществом.

Цель статьи усматривается в определении направления вектора движения категории «Будущее» в современном образовательном пространстве на примере образовательной организации МВД. Данная категория, преломляясь этим пространством, отражает общие тенденции дальнейших перспектив социума.

Задачи статьи состоят:

- в определении терминологического аппарата, способствующего раскрытию рассматриваемой категории «Будущее» в образовательном пространстве;

- в выявлении специфики образовательного пространства образовательной организации МВД с учётом его внешней и внутренней структур;

- в выявлении вектора направленности категории «Будущее» в образовательном пространстве образовательной организации МВД, исходя из понятий бифуркации, ризомности, сингулярности.

В социуме всегда присутствует точный маркер направленности вектора развития: если впереди «лучшее» - это признак развития, движения вперёд. Если на горизонте видятся техногенные катастрофы, и светлый образ ускользает, то это - признак стагнации общества [13].

Данное понимание вектора направленности вполне кореллирует с тем, что называется бифуркацией. Если применить вышесказанное к образовательному пространству, то здесь категория «Будущее» обретает новые и новые смыслы, которые и определяются, как нам кажется, точкой бифуркации.

Изложение основного материала статьи. Несомненно, положения общей гуманитарной науки, частью которой является и педагогика, зачастую невозможно осмыслить, не прибегая к понятийному аппарату синергетики, теории систем и прочих отраслей знания. Исследования подобного плана являются магистральным направлением дальнейшего развития педагогической мысли, о чём свидетельствует ряд работ [7, 10].

Поскольку понятие «бифуркация» является отправным для данного материала, определим его суть. В классической педагогике данный термин трактуется как синонимичный «раздвоению», «делению на потоки». С позиций синергетики вслед за И.Р. Пригожиным, а также С.П. Капицей, С.П. Курдюмовым и Г.Г. Малинецким, будем понимать бифуркацию как некую точку отсчета, предшествующую «раздвоению» или «прогибу» [8, 11]. Если представить себе балку прямоугольного сечения, на которую кладётся груз в виде гирек, и этот груз увеличивается, то балка сначала сжимается, оставаясь прямолинейной, затем, достигая критического веса, начинает прогибаться вправо или влево. Это и есть пример бифуркации: случайные факторы «диктуют» выбор прогиба. Другой пример бифуркации - витязь на распутье, стоящий перед камнем с надписью «Направо пойти - буйну голову сложить, налево - коня потерять...» [8].

Всё вышеизложенное является метафорой для определения состояния системы образования в текущий момент. Крайняя неустойчивость системы отражает и состояние социума, и состояние общественного сознания. Для понимания вектора дальнейшего движения, для постижения сути того, что кроется за категорией «Будущее», бифуркация и является точкой отсчёта.

Уточним, что категорию-образ «Будущее», следуя заданной логике, понимаем, вслед за И.Ю. Сундиевым и А.Б. Фроловым не как абстракцию, лозунг или программу развития, а - главный функциональный элемент человеческой психики [13].

Парадигма Постмодерна втягивает социум в целом и систему образования в частности в новую «проектную» реальность, в иерархию моделей и конструкций, в Lego-мир. Переход к информационному обществу с доминированием информационно-смысловых процессов и структур происходит на наших глазах. Витальные потребности все еще определяют смысл существования большинства людей и пока бессмысленно говорить о движении «вверх», о доминировании высших форм мотивации, о переходе от Зоопопуляции - к Психосоциальной формации [12]. Каким будет этот переход? Не вернётся ли человечество инволюционно к состоянию первобытного человека, но оснащенного цифровыми гаджетами? Не утратит ли человек свою идентичность? Не приведёт ли технологическая сингулярность с её расширяющимся горизонтом к коллапсу сингулярности моральной?

Категория «Будущее» формируется здесь и сейчас, и образовательный процесс является главным звеном этого формирования.

Тенденция отрыва от прошлого в нынешней системе образования становится всё ощутимей. Система зачастую поглощается симулякрами, зачастую являющимися лишь имитацией новых форм и методов. Образуется разрыв между внутренней логикой развития и внешней целесообразностью, между содержанием и формой. Меняется и объект системы - личность обучаемого: человек «внешний» вытесняет человека «внутреннего», что становится фактором деградации, а не развития.

Маркером данного процесса в образовательном процессе выступает ризомность. Данное понятие, являясь первично естественнонаучным, трансформировалось в философии поструктурализма в ключевой аспект нелинейного мышления. В настоящий момент данный термин широко используется и в педагогике.

Исчерпывающее определение того, что есть ризома, мы находим у А. Дугина. Определяя ризому по Делёзу как корневище и корнеплод, А. Дугин поясняет, что, распространяясь под землёй, структура ризомы или её корневище, произвольно движется в разных направлениях, давая ростки то вверх, то вниз, развиваясь в зависимости от того, с чем сталкивается, и образует нечто, названное Делёзом «тысячей плато», поскольку сама структура напоминает лук со множеством оболочек, слоёв, пускающих корни, дающих ростки. Они ответвляются вбок и вновь движутся по касательной. Поверхность выступает как среда, где телесное практически перестало быть телесным, рациональное еще не стало рациональным, но вот-вот им станет, это и есть место ризомы - глобального сетевого корневища, которое распространяется по безграничной горизонтали экрана [5, 4].

Иначе говоря, если в традиционном видении структура - это Космос, то ризома - «хасмос», так как является конечной, но безграничной [15].

Применив этот яркий образ к системе образования, мы обнаруживаем, что вертикальный контекст системы как традиция, суть и смысл, прекращает своё существование, он вытесняется горизонтальным, ризомным, продолжающим порождать новые формы и смыслы. Аксеологическая константа перестает быть константой, множественность поглощает собой качество. Пожалуй, это и есть тот момент, о котором писал Берталанфи, когда, согласно теории систем, система начинает «пожирать» самоё себя [2].

Образовательное пространство организации МВД обладает определённой спецификой, которую можно рассматривать в существовании двух структур системы: внешней и внутренней. Внешняя структура восходит к ритуалу и традиции, является замкнутой, и, вместе с тем, глубоко корпоративной. Эта структура основана на отношениях субординации и авторитарности, она проявляется в наличии системы поощрений и наказаний, в существовании чёткой формы организации учебных занятий, в специфике профессиональной символики, что накладывает отпечаток на отношения между субъектами и объектами системы, на то, как организован весь учебно-воспитательный процесс. Несомненно, внешняя сторона не обладает подвижностью и динамикой. Но именно она имеет онтологический статус, несёт регулятивную функцию и именно в ней заложены глобальные личностные смыслы, коррелирующие с принципами общественной морали и профессиональной этики. Они определяют будущее профессиональное поле выпускника образовательной организации МВД, его волю и желание стоять на страже закона, защищать права и свободы граждан, обладая и пользуясь своим гражданским статусом, противостоять коррупционным проявлениям, не подвергаясь деформации, как профессиональной, так и личностной. Иными словами - внешняя структура - стержень, вертикаль всего образовательного пространства. Если в ней начинает преобладать формализм, равнодушие, косность, то это - не просто проявление кризиса внутри образовательной организации МВД, это - кризис общества, крушение его устоев. Внутри этой вертикали ни курсант, ни преподаватель, ни администрация -

главные элементы системы - не являются «свободными». Они связаны единством целей, и подчинены жёсткому «ядру».

Внутренняя структура образовательного пространства основана на дискурсивности, это - живой элемент системы, где реализуется пространственно-временной аспект - «здесь» и «сейчас». Компонентами внутренней структуры выступают формы, методы аудиторной и внеаудиторной деятельности. Объект, субъект системы - курсант и преподаватель обладают внутри пространства внутренней структуры относительной свободой. Она проявляется в расширении полей общения, в поиске инновационных, интерактивных путей организации деятельности, в применении новых методик. Здесь реализуется личностный потенциал и преподавателя, и курсанта, происходит их «диалог», здесь «работают» уровни самоопределения курсантов, выстраивается вся логика учебного и воспитательного процесса. Эта структура крайне динамична и находится в постоянном развитии, поскольку отвечает на вызовы образовательной среды и запросы времени.

Отметим, что и внешняя и внутренняя структуры инкорпорированы друг в друга, и в равновесном состоянии их объединяет понятие Мотивации, как формы того, что «уравновешивает» Мораль и Познание в образовательном пространстве. Кроме того, именно «равновесность» внешнего и внутреннего придаёт целостность образовательному пространству, которая усматривалась, ещё со времён К.Д. Ушинского, в единстве образовательного, учебного и административного [14].

Применив понятие «ризомность» к горизонтальному и вертикальному контекстам образовательного пространства, мы обнаруживаем присутствие ризомности в горизонтали, что отнюдь не несёт негатива, при наличии мотивации и сохранении целостности. Об этом свидетельствуют и появившееся в последние годы исследования, где ризома рассматривается как основа инноваций в педагогике: она уводит вглубь творчества, так как нужно выйти за пределы установленного, чтобы произвести новое [9].

Однако есть случаи, когда ризома уводит «вширь» процесса, делая из творческого акта бесконечную Lego-конструкцию, порождая новые смыслы. Тогда начинает выстраиваться негибкая модель образовательного пространства, наполненная симулякрами, где внешняя структура полностью размыта внутренней, содержание уступило место форме.

Если учитывать сложившуюся ситуацию в мире, связанную с развитием дистанционных форм обучения, то в образовательном пространстве МВД, учитывая его специфику, именно они нарушают целостность внешней структуры, что вырисовывает контуры категории «Будущее» крайне негативно.

Примером того, как ризомность проявляет себя в образовательном пространстве в сфере инноватики, служит работа «Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России». Авторы рассматривают бинарные понятия «новаций» и «инноваций», «реформ» и «инноваций», дают классификацию инноваций по их разделяющему, по источнику их возникновения, по масштабу использования и т.д. Предлагаемые разветвлённые схемы, иллюстрирующие скрупулёзный анализ вполне отражают явление, суть которого сводится к существованию «глобального корневища», распространаемого по «безграничной горизонтали». Это подтверждается авторским выводом о том, что, всякий процесс (особенно когда речь идёт об образовании, да ещё о его развитии) представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему. Последняя же полиструктурна, а потому сам инновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен [1].

В этой связи интересной представляется точка зрения И.Ю. Сундиева и А.Б. Фролова, которые считают, что «скачок-эффект» наступает по мере приближения к горизонту сингулярности, т.е. бывает связан не с количеством информации, а с качеством [13]. Ранее считалось, что эффект достигается «снизу-вверх», от прошлого - к будущему, то есть вертикально, а не горизонтально [11].

На определённом этапе бесконечного роста ризомы, при достижении горизонта - точки сингулярности, произойдёт «переквантование реальности» и начнётся переход в иное качественное состояние [12].

Как нам кажется - достижение этой точки и есть грядущие контуры категории «Будущее» в образовательном пространстве.

На это косвенно указывают некоторые работы, в которых рассматриваются инновации и технологии в образовательном пространстве МВД. Так, в частности, отмечают, что в свете компетентностного подхода обучаемые должны усвоить базовые, профессиональные знания и приобрести соответствующие навыки, овладеть ими и уметь применять их на практике. Это требует «технологизации» учебного процесса, инновационных форм. Возникают противоречия: между новыми требованиями и традицией, между приоритетом в использовании инновационных форм и недостаточной их методической разработанностью, между требованиями ФГОС к выпускникам и реальной их самореализаций в профессиональном и личном пространствах [6].

На ослабевание внешней структуры с её дискурсивностью, восходящей к прошлому, и служащей связующим элементом триады Прошлое - Настоящее - Будущее, указывает и инкорпорирование в систему дистанционных форм и методов обучения. Невозможно дистанционно научить Ритуалу, Традиции, научить чтить Устав и соблюдать Законы Чести.

И тогда, с одной стороны, традиция, а точнее - вертикальный контекст или дискурс, начинает играть роль балласта, замедляющего продвижение вперёд. С другой - исчезает стержень системы, имеющий приоритетную функцию в поступательном развитии, в движении к психосоциальному обществу с первенством морали, нравственности и развития высших форм мотивации.

Проблема направленности категории «Будущее» для образовательного пространства в целом, и МВД в частности представляется не поверхностной, а глубинной. Расширяющаяся ризома может стать источником роста технологической сингулярности: переход к сингулярности нравственной, являющейся более сложной формой сингулярности окажется заблокирован [12].

Таким образом, подвижность образовательного пространства, его полиструктурность и ризомность (на примере образовательной организации МВД) задаёт определённый вектор направленности категории «Будущее».

Выводы Полагаем, что проблему построения категории «Будущее» нужно решать в русле общего гуманитарного знания, а также знания нелинейных наук, а не только педагогики. Эта проблема представляется не поверхностной, а глубинной, о чём свидетельствует и понятийный аппарат, выходящий за пределы исключительно педагогики.

Рассматриваемая категория «Будущее» отражает общие тенденции дальнейшего движения общества Постмодерна. Вектор этого движения задан точкой бифуркации, предлагающей выбор: Зоопопуляция или Психосоциальная формация.

Образовательное пространство МВД, являясь подвижным, обладает спецификой, которая проявляется в наличии внешней (дискурс прошлого: ритуал, традиция, уставные отношения) и внешней (дискурс настоящего: поля общения, формы, методы, модели).

Категория «Будущее» видится в образовательном пространстве образовательной организации МВД сквозь призму взаимодействия внешней и внутренней структур с учётом превалирования одной из них, либо их равновесия.

Литература:

1. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России. Гребенюк И.И., Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э., Фёдоров О.В. Монография. Академия Естествознания 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=143

2. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов. // Системные исследования. Ежегодник. — М.: «Наука», 1969. — 203 с.

3. Голубицкий, С. Zeitgeist [Текст] / С. Голубицкий // Компьютерра. - М.: ООО журнал «Компьютерра», 2008. - Вып. 40 (756). - С. 32-33.

4. Делёз, Ж. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато [Текст] / Ж. Делёз, Ф. Гваттари, пер. с франц Я.И. Свирского. - Екатеринбург: У- Фактория, 2010. - 895 с.

5. Дугин, А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли, [Текст] / Ф.Г. Дугин. М.: Евразийское движение, 2009. - 744 с.

6. Евсеева, И.Г., Русскова, Ю.Н. Социально-педагогическая модель внедрения интерактивных технологий в учебный процесс курсантов образовательных организаций МВД России. [Текст] / И.Г. Евсеева, Ю.Н. Рускова // Вестник экономической безопасности. - 2019. № 3. С. 351-356

7. Ильясова, Э.Н. Особенности проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы: синергетический подход [Текст] / Э.Н. Ильясова // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2014, № 1. С. 107-110

8. Капица, С.П., Курдюмов, С.П., Малинецкий, Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего: [Электонный ресурс] / С.П. Капица, С.П. Курдюмов и Г.Г. Малинецкий. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/forecasting /sinergetika-i-prognozy-budushhego/5/

9. Остренко, С.А. Ризома и барочность как культурно-онтологические основания феномена инновации: [Электонный ресурс] / С.А. Остренко. Режим доступа: www.irbis-nbuv.gov.ua > cgi-bin > irbis_nbuv > cgiirbis_64

10. Писаренко, В.И. Реализация синергетических принципов в педагогических системах [Текст] / В.И. Писаренко // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. № 11. С. 258-262

11. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс, Пер. с англ.; Под общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. 432 с.

12. Сундиев, И.Ю. Фролов, А.Б. Выбор сингулярности / Журнал Экономические стратегии. 2017 №4 Памятник до неба [Электронный ресурс] / Ю.И. Сундиев, А.Б. Фролов. Режим доступа: http://www.inesnet.ru/keywords/zoopopulyaciya-i-psixosocialnaya-formaciya/

13. Сундиев, И.Ю. Фролов, А.Б. Образ будущего как фактор «переквантования реальности» [Электронный ресурс] / Ю.И. Сундиев, А.Б. Фролов. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/future/obraz-budushhego-kak-faktor-perekvantovaniya-realnosti/

14. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии [Текст]: в 8 т. / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 1950. - Т. 1. - 648 с.

15. Энциклопедия культур Deja vu: Ризома [Электронный ресурс] http://ec-dejavu.ru/rZRizoma.html

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Папуткова Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Юдакова Ольга Владимировна Нижегородский автомеханический техникум (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрываются основные проблемные аспекты и преимущества развития онлайн-образования в условиях трансформации системы высшего образовании. Выделены факторы, влияющие на процессы развития онлайн-образования: внешние (факторы развития общества) и внутренние (факторы системы образования). Особое внимание авторы уделяют таким особенностям онлайн-образования, как повышение самостоятельности и мотивации обучаемых к изучению необходимого содержания, его значимость для студентов-заочников и обучающихся с ограниченными возможностями, а также сформированность определенных профессиональных компетенций у преподавателей. Представлены результаты изучения мнения студентов об использовании открытых обучающих курсов в учебном процессе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, в котором активно разрабатывается новый образовательный онлайн-формат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.