Научная статья на тему 'КАТЕГОРИИ СПОРТИВНОГО СТРЕССА И СОВЛАДАНИЯ В ТРАДИЦИЯХ ПЕРМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ'

КАТЕГОРИИ СПОРТИВНОГО СТРЕССА И СОВЛАДАНИЯ В ТРАДИЦИЯХ ПЕРМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СТРЕСС / СПОРТСМЕН / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЛАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васюра С.А., Иоголевич Н.И.

Цель исследования - провести анализ теоретико-экспериментальных исследований коллектива ученых Пермской психологической школы, сыгравших значительную роль в развитии спортивной психологии. Методика и организация исследования. В работе применен теоретический анализ научных трудов Б.А. Вяткина и его коллег по проблемам психологии спорта. Результаты исследования и выводы. Центральное направление исследований Б.А. Вяткина в области психологии спорта - проявления индивидуальности человека в условиях спортивной деятельности. Особое внимание уделено разработанной ученым концепции психического стресса как целостного системного явления, обоснованию процесса подготовки человека к деятельности в экстремальных условиях спортивной деятельности. Сегодня Бронислав Александрович продолжает системные исследования в сфере психологии спорта, совладания с психическим стрессом в спортивных соревнованиях. В настоящее время ученый исследует стиль совладания с позиции полисистемного подхода: стиль выступает как системообразующий фактор задействованной в нем интегральной индивидуальности человека, в то же время интегральная индивидуальность выступает как системообразующий фактор по отношению к стилю. Другой линией исследований Б.А. Вяткина является взаимодействие субъектов спортивной деятельности «спортсмен-тренер-психолог», интеграция деятельности субъектов триады позволяет разработать траекторию индивидуального развития спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF STRESS AND COPING IN SPORTS AT PERM PSYCHOLOGICAL SCHOOL: HISTORY AND MODERNITY

Objective of the study the paper presents an analysis of theoretical and experimental research by Bronislav Alexandrovich Vyatkin who is one of the founders of Russian differential sports psychology, the head of the Perm Scientific Psychological School. Methods and structure of the study. Developing the ideas of the outstanding Russian psychologist V. S. Merlin, in the 1970s, the scientist organized a research group that studied mental stress in sports and human individuality manifestations in sports activities. At this time, he was interested in issues of temperament and competitive stress, the role of temperament in the stress influence on various sports activity manifestations - musculoskeletal feeling, volitional activity, interpersonal relationships in collective game activity. Results and conclusions. The central direction of B. A. Vyatkin's research in the field of sports psychology is the person's individuality manifestation in the sports activity conditions. The article pays special attention to the mental stress concept developed by B. A. Vyatkin as an integral system phenomenon, as well as to the rationale for the process of preparing a person for activity in extreme sports activity conditions. At present, Bronislav Alexandrovich continues systematic research in the field of sports psychology, coping with mental stress in sports competitions. Currently, the scientist is exploring the coping style from the perspective of a polysystem approach: style acts as a system-forming factor of the integral individuality of a person involved in it, at the same time, integral personality acts as a system-forming factor in relation to style. Another line of B. A. Vyatkin’s research is the interaction of sports activities subjects "athlete-trainer-psychologist", the integration of the triad subjects’ activities allows you to develop a trajectory of the athlete’s individual development.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИИ СПОРТИВНОГО СТРЕССА И СОВЛАДАНИЯ В ТРАДИЦИЯХ ПЕРМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»

категории спортивного стресса и совлАДАния в традициях пермской психологической школы

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 02.03.2020 г.

Кандидат психологических наук, доцент С.А. Васюра1 Доктор психологических наук, профессор Н.И. Иоголевич2

1 Удмуртский государственный университет, Ижевск

2 Тюменский индустриальный университет, Тюмень

study of stress and coping in sports at perm psychological school: history and modernity

PhD, Associate Professor, S.A. Vasyura1 Dr.Hab., Professor N.I. Iogolevich2

1 Udmurt State University, Izhevsk, Russian Federation

2 Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Информация для связи с автором: vasyura@inbox.ru

Посвящается 85-летию Бронислава Александровича Вяткина

Аннотация

Abstract

Цель исследования - провести анализ теоретико-экспериментальных исследований коллектива ученых Пермской психологической школы, сыгравших значительную роль в развитии спортивной психологии. Методика и организация исследования. В работе применен теоретический анализ научных трудов Б.А. Вяткина и его коллег по проблемам психологии спорта.

Результаты исследования и выводы. Центральное направление исследований Б.А. Вяткина в области психологии спорта - проявления индивидуальности человека в условиях спортивной деятельности. Особое внимание уделено разработанной ученым концепции психического стресса как целостного системного явления, обоснованию процесса подготовки человека к деятельности в экстремальных условиях спортивной деятельности.

Сегодня Бронислав Александрович продолжает системные исследования в сфере психологии спорта, совладания с психическим стрессом в спортивных соревнованиях.

В настоящее время ученый исследует стиль совладания с позиции полисистемного подхода: стиль выступает как системообразующий фактор задействованной в нем интегральной индивидуальности человека, в то же время интегральная индивидуальность выступает как системообразующий фактор по отношению к стилю.

Другой линией исследований Б.А. Вяткина является взаимодействие субъектов спортивной деятельности «спортсмен-тренер-психолог», интеграция деятельности субъектов триады позволяет разработать траекторию индивидуального развития спортсмена.

Ключевые слова: спорт, стресс, спортсмен, индивидуальность, спортивная деятельность, совладание.

Objective of the study the paper presents an analysis of theoretical and experimental research by Bronislav Alexandrovich Vyatkin who is one of the founders of Russian differential sports psychology, the head of the Perm Scientific Psychological School.

Methods and structure of the study. Developing the ideas of the outstanding Russian psychologist V. S. Merlin, in the 1970s, the scientist organized a research group that studied mental stress in sports and human individuality manifestations in sports activities. At this time, he was interested in issues of temperament and competitive stress, the role of temperament in the stress influence on various sports activity manifestations - musculoskeletal feeling, volitional activity, interpersonal relationships in collective game activity. Results and conclusions. The central direction of B. A. Vyatkin's research in the field of sports psychology is the person's individuality manifestation in the sports activity conditions. The article pays special attention to the mental stress concept developed by B. A. Vyatkin as an integral system phenomenon, as well as to the rationale for the process of preparing a person for activity in extreme sports activity conditions. At present, Bronislav Alexandrovich continues systematic research in the field of sports psychology, coping with mental stress in sports competitions. Currently, the scientist is exploring the coping style from the perspective of a polysystem approach: style acts as a system-forming factor of the integral individuality of a person involved in it, at the same time, integral personality acts as a system-forming factor in relation to style. Another line of B. A. Vyatkin's research is the interaction of sports activities subjects "athlete-trainer-psychologist", the integration of the triad subjects' activities allows you to develop a trajectory of the athlete's individual development.

Keywords: sports, stress, athlete, individuality, sports activities, coping.

Введение. В январе 2020 г исполнилось 85 лет Брониславу Александровичу Вяткину - доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту РАО, заслуженному деятелю науки РФ. Это юбилей руководителя Пермской научной психологической школы, видного спортивного психолога,

автора более 250 работ в области психологии стресса, личности, индивидуальности человека и условий ее развития в различных видах деятельности, в том числе спортивной.

Цель исследования - провести анализ теоретико-экспериментальных исследований коллектива ученых Перм-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

скои психологическом школы, сыгравших значительную роль в развитии спортивном психологии.

Методика и организация исследования. В работе применен теоретическим анализ научных трудов Б. А. Вяткина и его коллег по проблемам психологии спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Бронислав Александрович Вяткин - автор многочисленных научных трудов, организатор вузовском науки, один из основателем отечественном дифференциальном спортивном психологии. Докторская диссертация Б. А. Вяткина «Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностем личности» (1981) была выполнена под руководством выдающегося отечественного психолога Вольфа Соломоновича Мерлина, создателя учения об интегральном индивидуальности человека, и защищена в НИИ ОПП АПН СССР. Развивая идеи В. С. Мерлина в области дифференциальном психологии, Бронислав Александрович проводил экспериментальные исследования по проблемам психологии спорта и организовал исследовательскую группу, которая сосредоточила внимание на изучении психического стресса в спорте и проявлениях индивидуальности человека в условиях спортивном деятельности.

Еще в 1970-х гг. Б. А. Вяткин отмечал, что спорт предъявляет повышенные требования к психике человека, тренировки и соревнования спортсменов проходят в условиях эмоциональных нагрузок, напряженном умственном деятельности, связанных с ускоряющимся темпом жизни, многообразием внешних раздражителем. Ученым провел ряд успешных ис-следованим психодинамических аспектов деятельности спортсмена с позицим системности и в 1972-1980 гг. работал в качестве психолога олимпимском сборном нашем страны.

Следует отметить, что в русле дифференциального подхода Б. А. Вяткиным анализируются вопросы темперамента и динамики спортивном деятельности, а именно: темперамент и приспособление к требованиям деятельности в спорте, темперамент и динамика формирования двигательных навыков в различных условиях. Ученым отмечает, что различные свомства нервном системы, как и свомства темперамента, при одинаковом степени совершенства в деятельности определяют своеобразие её динамическом стороны. Это позволяет спортсменам с различными свомствами (независимо от степени выраженности этих свомств и требованим деятельности) использовать для достижения успеха отдельные качества своего темперамента [6].

С позицим дифференциального подхода ученым рассматривает вопросы темперамента и соревновательного стресса, уделяет внимание роли темперамента во влиянии стресса на различные проявления спортивном деятельности - мышечно-двигательное чувство, волевую активность, межличностные отношения в коллективном игровом деятельности. Так, в лаборатории Б. А. Вяткина Л. В. Лихачевым изучалось влияние стресса на игровые взаимоотношения баскетболистов в зависимости от силы нервном системы спортсменов. В этом исследовании было установлено, что баскетболисты с сильном нервном системом при стрессе увеличивают интенсивность общения, управления спортивном командом в целом и партнерами, порицания партнеров. Для спортсменов со слабом нервном системом характерно снижение интенсивности общения, увеличение общего управления командом, порицания партнеров, уменьшение персонального управления, отрицательном ответном реакции. Таким образом, стресс ухудшает игровые взаимоотношения в команде у спортсменов со слабом нервном системом [8]. Безусловно, нарушение привычных межличностных от-ношеним в спортивном команде может быть дополнительным стрессогенным фактором и снижает эффективность игры.

Следовательно, необходимо целенаправленное координирование межличностных отношеним спортсменов в игре с учетом свомств их нервном системы в целях повышения устомчивости к соревновательному стрессу во время ответственных турниров.

Важным научно-практическим аспектом исследования Б. А. Вяткина является разработка рекомендацим для организации учебно-тренировочного процесса с учетом темперамента спортсмена [2]. Ученым выделены следующие функции психолога по управлению стрессом в спортивном коллективе: гностическая, конструктивная, консультационная, просветительская, воспитательная, практическая [2].

В 1970-1980 гг. Б. А. Вяткин с коллегами проводит ряд психологических (эмпирических) многоплановых исследований которые обобщает в двух монографиях «Роль темперамента в спортивном деятельности», «Управление психическим стрессом в соревнованиях» [6, 8]. В них ученым представил научному сообществу авторскую концепцию психического стресса как целостного системного явления, определяемого несколькими системами различного иерархического уровня. Эта концепция внесла вклад в изменение представленим о природе психического стресса, способствовала разработке конкретных путем управления стрессом в зависимости от индивидуальности человека. По сути, ученым научно обосновал процесс подготовки человека к деятельности в экстремальных условиях спортивном деятельности.

В 1990-х гг. в фокусе исследовательского внимания Б. А. Вяткина - интегральная индивидуальность спортсмена и ее развитие в условиях спортивном деятельности. В поисках путем повышения эффективности деятельности спортсменов в напряженных условиях соревнованим он исследует проблему эмоциональном активности спортсменов [3, 4]. Под руководством Б. А. Вяткина П. В. Токаревым выполнено диссертационное исследование, в котором выявлены индивидуальные стили эмоциональном активности у спортсменов [10].

В настоящее время Б. А. Вяткин продолжает исследования в сфере психологии спорта, изучая стиль совладания с психическим стрессом в спортивных соревнованиях. Полученные в исследованиях В.В. Поповом под руководством Б. А. Вяткина данные о стилях совладания с психическим стрессом у спортсменов создают предпосылки для дальнем-шем разработки проблемы стиля, которым в психологии именуется как «стиль человека». В частности, под руководством Б. А. Вяткина В. В. Попова провела исследование спортсменов карате «Киокушинкам», представителем сборных команд субъектов РФ, имеющих спортивным разряд не ниже мастера спорта России [7, 9]. Дизамн исследования включал изучение тактико-технических демствим спортсмена в разных условиях деятельности, изучение разноуровневых свомств индивидуальности спортсмена, определение наличия стресса и способов совладающего поведения. Значимые различия в состоянии спортсмена в фоновых (тренировочных) условиях и в ходе соревнованим определялись с помощью разработанного Б. А. Вяткиным метода спектрографического анализа голоса [1]. Было установлено, что у спортсмена в результате изменения состояния от фонового к стрессовому увеличивается количество демствим атакующего, контратакующего, защитного типа. Совладание со стрессом в ходе соревнования проявляется в росте числа связем атакующих демствим со свомствами психодинамического уровня индивидуальности спортсмена. Более сложные контратакующие демствия спортсмена распространяются на все уровни его индивидуальности. Следует отметить, что в изучении стиля в исследованиях представителем Пермском психологическом школы, руководимом Б. А. Вяткиным, обозначился по-

10

http://www.teoriya.ru

№4^ 2021 Апрель | Арп!

лисистемный подход, а именно: стиль выступает как системообразующий фактор задействованной в нем интегральной индивидуальности человека, в то же время интегральная индивидуальность выступает как системообразующий фактор по отношению к стилю [5, 11].

Выводы. Центральной идеей Пермской психологической школы является теория интегральной индивидуальности. Существенный вклад в развитие этого учения вносят пермские психологи под руководством профессора Б. А. Вяткина, которые занимаются исследованием проявлений индивидуальности человека в условиях спортивной деятельности.

В последние годы совместно с коллегами Б. А. Вяткин на основе теории интегральной индивидуальности разрабатывает модель взаимодействия субъектов спортивной деятельности «спортсмен-тренер-психолог». В модели представлены направления индивидуального подхода к спортсмену, которые обеспечивают высокий уровень самореализации с учетом интеграции подсистем его интегральной индивидуальности.

Литература

1. Вяткин Б.А. Использование спектрального анализа голоса как индикатора уровня психического стресса во время спортивных соревнований / Б.А. Вяткин // Спортивный психолог. - 2012. -№ 2 (26). - С. 49-51.

2. Вяткин Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин. -Пермь: Кн. мир, 2005. - 390 с.

3. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 2. - С. 73-83.

4. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и психологическая подготовка к деятельности в экстремальных условиях / Б.А. Вяткин // Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты: сб. науч. тр. - Пермь: ПГПИ, 1984. - С. 3-10.

5. Вяткин Б.А. История и методология исследований стилей человека в школе В.С. Мерлина / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Методология и история психологии. - 2018. - № 3. - С. 127-150. DOI 10.7868^1819265318030081

6. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 134 с.

7. Вяткин Б.А. Стиль совладания с психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин, В.В. Попова // Рудиковские чтения: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». - М.: РГУФКСМиТ, 2012. - С. 129-132.

8. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.

9. Попова В.В. Совладание со стрессом в период подготовки к соревнованиям / В.В. Попова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 3 (58). - С. 61-64.

10. Токарев П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревнованиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук / П.В. Токарев. - Пермь, 1991. - 18 с.

References

1. Vyatkin B.A. Ispolzovanie spektralnogo analiza golosa kak indikatora urovnya psikhicheskogo stressa vo vremya sportivnykh sorevnovaniy [The application of spectral voice analysis as an indicator of the level of mental stress during sports competitions]. Sportivny psikholog. 2012. No. 2 (26). pp. 49-51.

2. Vyatkin B.A. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya individualnos-ti: teoriya, eksperiment, praktika [Selected psychological researches of the individuality: theory, experiment, practice]. Perm: Knizhny mir publ., 2005. 390 p.

3. Vyatkin B.A. Integral'naya individualnost cheloveka i ee razvitie v spetsificheskikh usloviyakh sportivnoy deyatelnosti [Integral individuality of a person and its development in specific conditions of sports activities]. Psikhologicheskiy zhurnal. 1993. V. 14. No. 2. pp. 73-83.

4. Vyatkin B.A. Integralnaya individualnost cheloveka i psikhologiches-kaya podgotovka k deyatelnosti v ekstremalnykh usloviyakh [Integral individuality of a person and psychological preparation for activity in extreme conditions]. Problema integralnogo issledovaniya individual'nosti i ee pedagogicheskie aspekty [Problem of integral study of individuality and its practical aspects]. Proc.. Perm: PGPI publ., 1984. pp. 3-10.

5. Vyatkin B.A., Shchukin M.R. Istoriya i metodologiya issledovaniy stiley cheloveka v shkole V.S. Merlina [History and methodology of research of human styles of human in V.S. Merlin's school]. Metodologiya i istoriya psikhologii. 2018. No. 3. pp. 127-150. DOI 10.7868/ S1819265318030081

6. Vyatkin B.A. Rol temperamenta v sportivnoy deyatelnosti [The role of temperament in sports activities]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1978. 134 p.

7. Vyatkin B.A., Popova V.V. Stil sovladaniya s psikhicheskim stressom v sportivnykh sorevnovaniyakh [Style of coping with mental stress during sports competitions]. Rudikovskie chteniya [Rudiov conference]. Proc. VIII international research-practical conference of physical education and sports psychologists. Moscow: RGUFKSMiT publ., 2012. pp. 129-132.

8. Vyatkin B.A. Upravlenie psikhicheskim stressom v sportivnykh sorevnovaniyakh [Mental stress control during sports competitions]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1981. 112 p.

9. Popova V.V. Sovladanie so stressom v period podgotovki k sorevnovaniyam [Coping with Stress during pre-season training]. Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh. 2014. № 3 (58). pp. 61-64.

10. Tokarev P.V. Individualny stil emotsionalnoy aktivnosti sportsmena v sorevnovaniyakh [Individual style of emotional activity of athlete in competitions]. PhD diss. abstract (PhD). Perm, 1991. 18 p.

11. Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. Teoriya integralnoy individualnosti V.S. Merlina: istoriya i sovremennost [Theory of integral individuality by V.S. Merlin: history and nowadays]. Obrazovanie i nauka. 2017. Vol. 19, no. 2, pp. 145-160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160

12. Vyatkin B.A., Markelov V.V., Sysoev Yu.V., Kraev Yu.V. Aktualizatsiya individualnogo podkhoda v deyatelnosti triady «sportsmen-trener-psikholog» [Training process individualizing by athlete-coach-psychologist triad synergy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 3. pp. 81-86.

НОВЫЕ КНИГИ

ГУБА Д.В., ДУСЕНК0 С.В. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: МОНОГРАФИЯ / Д.В. ГУБА, С.В. ДУСЕНКО. - М.: «СПОРТИВНАЯ

КНИГА»,2021. - 204 С.

Монография посвящена социально-экономическим процессам в сфере туризма и гостеприимства, а именно тем изменениям в обществе, которые отражаются на благосостоянии населения, экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Социально-экономическая система туризма и гостеприимства представлена как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических субъектов (институтов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.