Научная статья на тему 'СТИЛЬ ВЕДУЩЕЙ АКТИВНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА'

СТИЛЬ ВЕДУЩЕЙ АКТИВНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ / АКТИВНОСТЬ / ТРЕНЕР / ПСИХОЛОГ / СПОРТСМЕН / INTEGRAL INDIVIDUALITY / DEVELOPMENT / SPORTS ACTIVITIES / STYLE / ACTIVITY / COACH / PSYCHOLOGIST / ATHLETE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вяткин Б.А., Маркелов В.В., Сысоев Ю.В., Краев Ю.В.

Цель публикации - научно обосновать педагогическую систему формирования стиля ведущей активности как фактора развития интегральной индивидуальности спортсмена. Результаты исследования и выводы. Показано, что индивидуальный стиль спортивной деятельности является основным звеном, опосредующим взаимосвязи свойств в структуре интегральной активности (ИИ). Выявлено, что ведущими системообразующими факторами в развитии индивидуальности могут быть индивидуальные стили моторной, волевой и эмоциональной активности. Индивидуальный стиль моторной активности опосредует характер связей между свойствами нервной системы и темперамента. Различные стили волевой активности опосредуют специфические взаимосвязи свойств нервной системы и личности (природного и социального в человеке), что способствует гармонизации целостной индивидуальности спортсменов. К значимым факторам, рассматриваемым как своеобразные стили эмоциональной активности, относят стиль радостного возбуждения и уверенности в достижении поставленной цели, стиль тревожной радости и стремления к совершенству, агрессивный стиль эмоциональной активности. Отмечено, что во всех случаях различные стили внутри видов активности детерминированы различными симптомокомплексами разноуровневых индивидуальных свойств спортсмена. В целях оптимизации предстартовых состояний спортсменов авторами предложено их психологическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE OF LEADING ACTIVITY AS ATHLETE’S INTEGRAL INDIVIDUALITY DEVELOPMENT FACTOR

Objective of the study was to scientifically substantiate the educational system of formation of the leading activity style as a factor of development of athlete’s integral individuality. Results and conclusions. It is shown that the individual style of sports activity is the main link that mediates the relationships between the features in the structure of integrated activity. It was found that individual styles of motor, will, and emotional activity can be the leading systemic factors in the development of integral individuality. The individual style of motor activity mediates the nature of relationships between the features of the nervous system and temperament. Different styles of will activity mediate specific relationships between the features of the nervous system and personality (natural and social), thus contributing to the harmonization of an athlete’s holistic individuality. Among the significant factors considered to be peculiar styles of emotional activity, are: joyous excitement and confidence in achieving the set goal, anxious joy and striving for perfection, aggressive emotional activity. It is noted that in all cases, different styles within the activity are determined by different complexes of symptoms of various personality traits of an athlete. The authors propose psychological support to optimize athletes’ pre-start conditions.

Текст научной работы на тему «СТИЛЬ ВЕДУЩЕЙ АКТИВНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА»

стиль ведущей активности как фактор развития интегральной индивидуальности спортсмена

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: maraton90@mail.ru

Поступила в редакцию 08.09.2020 г.

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Б.А. Вяткин1

Доктор педагогических наук, профессор, кандидат психологических наук В.В. Маркелов1

Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Сысоев2 Кандидат психологических наук Ю.В. Краев3

1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

2 Московский педагогический государственный университет, Москва

3 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

STYLE OF LEADING ACTIVITY AS ATHLETE'S INTEGRAL INDIVIDUALITY DEVELOPMENT FACTOR

Corresponding member of RAE, Dr.Sc.Psych., Professor B.A. Vyatkin1 Dr.Hab., Professor, PhD V. V. Markelov1 Dr.Hab., Professor Yu. V. Sysoev2 PhD Yu. V. Kraev3

1 Perm state humanitarian and pedagogical University, Perm

2 Moscow pedagogical state University, Moscow

3 Moscow aviation Institute (national research University), Moscow

Аннотация

Цель публикации - научно обосновать педагогическую систему формирования стиля ведущей активности как фактора развития интегральной индивидуальности спортсмена.

Результаты исследования и выводы. Показано, что индивидуальный стиль спортивной деятельности является основным звеном, опосредующим взаимосвязи свойств в структуре интегральной активности (ИИ). Выявлено, что ведущими системообразующими факторами в развитии индивидуальности могут быть индивидуальные стили моторной, волевой и эмоциональной активности. Индивидуальный стиль моторной активности опосредует характер связей между свойствами нервной системы и темперамента. Различные стили волевой активности опосредуют специфические взаимосвязи свойств нервной системы и личности (природного и социального в человеке), что способствует гармонизации целостной индивидуальности спортсменов. К значимым факторам, рассматриваемым как своеобразные стили эмоциональной активности, относят стиль радостного возбуждения и уверенности в достижении поставленной цели, стиль тревожной радости и стремления к совершенству, агрессивный стиль эмоциональной активности. Отмечено, что во всех случаях различные стили внутри видов активности детерминированы различными симптомокомплексами разноуровневых индивидуальных свойств спортсмена.

В целях оптимизации предстартовых состояний спортсменов авторами предложено их психологическое сопровождение.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, развитие, спортивная деятельность, стиль, активность, тренер, психолог, спортсмен.

Annotation

Objective of the study was to scientifically substantiate the educational system of formation of the leading activity style as a factor of development of athlete's integral individuality.

Results and conclusions. It is shown that the individual style of sports activity is the main link that mediates the relationships between the features in the structure of integrated activity. It was found that individual styles of motor, will, and emotional activity can be the leading systemic factors in the development of integral individuality. The individual style of motor activity mediates the nature of relationships between the features of the nervous system and temperament. Different styles of will activity mediate specific relationships between the features of the nervous system and personality (natural and social), thus contributing to the harmonization of an athlete's holistic individuality. Among the significant factors considered to be peculiar styles of emotional activity, are: joyous excitement and confidence in achieving the set goal, anxious joy and striving for perfection, aggressive emotional activity. It is noted that in all cases, different styles within the activity are determined by different complexes of symptoms of various personality traits of an athlete.

The authors propose psychological support to optimize athletes' pre-start conditions.

Keywords: integral individuality, development, sports activities, style, activity, coach, psychologist, athlete.

Введение. Психологические условия для решения большинства задач в области физической культуры и спорта лежат в плоскости учения об интегральной индивидуальности человека, разработанного В. С. Мерлиным и развиваемого его учениками на основе принципов общей теории систем (В. С. Мерлин, 1986; Б. А. Вяткин, 1999; Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, 2018).

В свете теории интегральной индивидуальности (ИИ) спортсмен рассматривается как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, состоящая из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы «человек-общество», начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе. ИИ - это особый, выражающий индивидуальное своеобра-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

зие характера связей между всеми свойствами человека, т. е. целостная характеристика его индивидуальности. Это динамическая система, обеспечивающая приспособление человека к требованиям среды.

Анализ многочисленных исследований факторов успешности в спорте показывает, что высоких результатов добиваются спортсмены с различными сочетаниями свойств индивидуальности. Универсальным путём этих достижений является формирование у них индивидуального стиля деятельности. В настоящее время под индивидуальным стилем понимается совокупность приёмов и способов деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к требованиям деятельности и творческую самоактуализацию лиц с разными свойствами интегральной индивидуальности.

При его помощи преодолевается отрицательное влияние на деятельность какой-либо особенности субъекта (компенсаторная функция ИИ) или рассогласование некоторых разноуровневых индивидуальных свойств и образование более гармоничной их системы (системообразующая функция ИИ). Стиль, таким образом, выступает как одно из условий достижения успеха. Но этим роль стиля в деятельности спортсмена не исчерпывается. Более глубокое и интенсивное изучение условий развития ИИ показало, что человек начинает сам активно искать наиболее эффективные приемы и способы деятельности лишь в тех случаях, когда изменяются (повышаются) требования деятельности, т. е. он сам проявляет определенную активность.

В каждом возрастном периоде развития человека один или несколько видов активности имеют наибольшее значение для развития и выступают в качестве ведущих, благодаря которым изменяются связи между разноуровневыми свойствами индивидуальности. Таким образом, в качестве звена, определяющего взаимосвязи разноуровневых свойств ИИ, наряду со стилем деятельности можно рассматривать и стиль ведущей активности.

Цель публикации - научно обосновать педагогическую систему формирования стиля ведущей активности как фактора развития интегральной индивидуальности спортсмена.

Результаты исследования и их обсуждение. Спортивная деятельность многообразна. Условия ее в каждом конкретном виде спорта имеют специфические особенности. Однако существуют и некоторые общие условия спортивной деятельности (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик), отличающие ее от других областей деятельности человека, а именно:

- объектом воли и сознания человека в спортивной деятельности является его собственное тело, его моторика;

- регулярные интенсивные максимальные физические нагрузки, требующие значительных волевых усилий;

- обязательной стороной спортивной деятельности являются соревнования, насыщенные эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за первенство и наивысший спортивно-технический результат.

Логично предполагать, что в этой специфической деятельности ведущими системообразующими факторами в развитии индивидуальности могут быть индивидуальные стили моторной, волевой и эмоциональной активности. Они и будут опосредовать взаимосвязи между различными подсистемами индивидуальных свойств: нервной системы, темперамента, личности. Свойства нервной системы и темперамента с точки зрения теории ИИ относятся к разным уровням индивидуальности субъекта. Первые - к физиологическому, вторые - к психологическому.

Экспериментально выявить существующее опосредующее звено между системой нейроднамических свойств и темпераментом, т. е. стиль моторной активности, было задачей исследования И. В. Праведниковой (1993). Испытуемые - студентки-спортсменки массовых разрядов (61 чел.)

были диагностированы по свойствам нервной системы, темперамента, физического развития и физической подготовленности. Во время решения ими двигательных задач фиксировались показатели психомоторики (быстрота, сила, выносливость и точность движений), а также эмоциональная привлекательность этих движений и удовлетворение от их выполнения. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу, в результате чего выделены три значимых фактора. Их правомерно интерпретировать как различные индивидуальные стили моторной активности, детерминированные различными симптомокомплексами индивидуальных свойств спортсменок.

В первый фактор вошли показатели подготовленности во всех упражнениях, ряд показателей физического развития и наиболее представительно - показатели эмоциональной привлекательности движений и удовлетворения от их выполнения. Это дает право обозначить данный стиль как эмоционально-моторный. Второй фактор вобрал в себя показатели телесной конституции, быстрого выполнения высококоординированных движений и эмоциональной привлекательности точных движений. Этот фактор обозначен как соматомоторный стиль, поскольку показатели телесной конституции занимают в нем ведущее положение. В третий фактор помимо показателей телесной конституции вошли все скоростные показатели, включая латентное время простой сенсомоторной реакции. Поэтому он обозначен как сенсомоторный стиль.

Сравнительный анализ корреляционных связей между показателями свойств нервной системы и темперамента в каждой из этих групп испытуемых показал, во-первых, что эти взаимосвязи имеют многозначный характер; во-вторых, что в каждой группе они отличаются своеобразием.

Таким образом, индивидуальный стиль моторной активности опосредует характер связей между свойствами нервной системы и темперамента.

Индивидуальный стиль волевой активности изучался С. Я. Самулкиным (2004) у 416 спортсменов старших разрядов (КМС, МС) - представителей различных видов спорта в возрасте 18-25 лет со стажем занятий спортом от 8 лет и более. Для диагностики силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов использовался опросник Я. Стреляу-Б. А. Вят-кина (спортивный вариант). Особенности личности выявлялись с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла, уровень развития волевых качеств определялся по методике В. И. Селиванова («Обобщение независимых характеристик»). Факторный анализ результатов исследования выделил три значимых фактора. Они вобрали в себя своеобразные сим-птомокомплексы, которые правомерно рассматривать как три стиля волевой активности.

Первый стиль отличается преобладанием смелости, инициативности, т. е. направленностью на вызов действий, побуждающих к деятельности. Он обозначен как «побудительный стиль». Второй стиль отличается преобладанием выдержки, организованности, дисциплинированности, т. е. направленностью на сдерживание, отказ от нежелательных действий. Он обозначен как «тормозной стиль». Третий стиль отличается преобладанием исполнительности, настойчивости, т. е. направлен на саморегуляцию деятельности, гибкое приспособление. Он обозначен как «регулирующий стиль». Выделенные три стиля соответствуют трем основным функциям воли: побудительной, тормозной и регулирующей.

В дальнейшем была отобрана группа спортсменов с высокой волевой активностью (216 чел.). Связи между свойствами нервной системы (сила возбуждения и сила торможения, уравновешенность и подвижность) и свойствами личности по Р. Кеттеллу определялись у этих лиц путем вычисления коэффициентов корреляции между их показателями. Было установлено, что раз-

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

Рекомендации по психологическому сопровождению спортсменов с разными стилями эмоциональной активности

Стиль Психологическое сопровождение

Активной радости Индивидуальная беседа по объективации самооценки и уровня притязаний. Самоанализ с составлением подробного плана поведения и конкретных действий. Конкретизация задач выступления в соревнованиях. Комплекс активирующих средств разминки, психорегулирующая тренировка (ПРТ)

Тревожной радости Снижение чувства ответственности, создание установки на технически безупречное выполнение действий и операций. Алгоритмизированное программирование и моделирование соревновательных ситуаций, поведения и действий. Секундирование спортсменов тренером и психологом. Применение методов авансирования успеха и охранительной психотерапии

Агрессивный Повышение чувства ответственности, постановка трудных, но адекватных реальным возможностям задач, обучение рефлексивным умениям, методам самоконтроля и психорегуляции

личные стили волевой активности опосредуют специфические взаимосвязи свойств нервной системы и личности (природного и социального в человеке), что способствует гармонизации целостной индивидуальности спортсменов.

Индивидуальный стиль эмоциональной активности изучал П. В. Токарев (1991) у 52 легкоатлетов высшей квалификации (скоростно-силовые виды: спринт, прыжки, метание) в период наиболее ответственных соревнований. Диагностировались свойства нервной системы, темперамента, личности и эмоциональные переживания спортсменов непосредственно перед стартом. Анализу подвергнуты лишь те данные, которые получены на соревнованиях, где спортсмены находились в состоянии боевой готовности и выступили успешно.

Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу, в результате чего было выявлено три значимых фактора, которые правомерно рассматривать как своеобразные стили эмоциональной активности.

В первый фактор вошли показатели эмоциональных переживаний, таких как радость, отсутствие страха, расслабленность, эмоциональное возбуждение. Из свойств нервной системы в данный фактор вошли показатели силы возбуждения и подвижности, из свойств темперамента - показатели экстраверсии и активности волевой регуляции; из свойств личности - беспечность, социальная смелость, рационализм. Этот стиль назван «стиль радостного возбуждения и уверенности в достижении поставленной цели».

Во второй фактор вошли следующие показатели эмоциональных переживаний: радость, гнев, тревога, напряжение, эмоциональное возбуждение. Из свойств нервной системы в него вошли показатели подвижности, из свойств темперамента - экстраверсия, из свойств личности - сознательность, проницательность, отсутствие самоуверенности. Он обозначен как «стиль тревожной радости и стремления к совершенству».

Третий фактор вобрал в себя следующие показатели эмоциональных переживаний: радость, гнев, отсутствие тревоги, направленность «во-вне», расслабленность; темперамента -малая эмоциональная возбудимость, высокая активность волевой регуляции; личности - самоуверенность, беспечность, подозрительность, низкий самоконтроль. Этот фактор был обозначен как «агрессивный стиль эмоциональной активности».

Итак, индивидуальные стили ведущей активности в специфической спортивной деятельности для ее субъектов выступают и как условие приспособления к требованиям деятельности и как условие, опосредующее разноуровневые связи в ИИ спортсмена, т. е. выполняет в ее структуре системораз-вивающую функцию.

Следует отметить тот факт, что во всех случаях различные стили внутри видов активности детерминированы различными симптомокомплексами разноуровневых индивидуальных свойств, причем в одном стиле ведущую роль играют ней-ропсиходинамическае свойства (их вклад в общую долю дисперсии колеблется от 35-40 % до 50 %); в других -свойства личности (25-30 %); в третьих - социально-психологические свойства (15-20 %).

В целях оптимизации предстартовых состояний спортсменов было рекомендовано их психологическое сопровождение. Его содержание отражено в таблице.

Вывод. Теория интегральной индивидуальности выступает как научный ресурс, который имеет огромные потенциальные возможности для разработки индивидуальных программ психологического сопровождения подготовки спортсменов. Основные направления сотрудничества триады «спортсмен-тренер-психолог» рассматриваются нами как процесс целенаправленного формирования индивидуальных стилей активности и стилей спортивной деятельности, обеспечивающих гармонизацию свойств в структуре интегральной индивидуальности спортсмена.

Использованная литература

1. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности спортсмена (опыт системного исследования) / Б.А. Вяткин // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 2. - С. 1-3.

2. Вяткин Б.А. Актуализация индивидуального подхода в деятельности триады «спортсмен-тренер-психолог» / Б.А. Вяткин,

B.В. Маркелов, Ю.В. Сысоев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 81-83.

3. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под. ред. Б.А. Вяткина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. - С. 6-28.

4. Потапов В.Н. Концепция и организация педагогических условий формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высших разрядов / В.Н. Потапов // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 4. - С. 55-58.

5. Праведникова И.Е. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Е. Праведникова. - Пермь, ПГПУ, 1993. - 15 с.

6. Самулкин С.Я. Особенности волевой активности представителей различных видов спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук /

C.Я. Самулкин. - Пермь, ПГПУ, 2004. - 15 с.

7. Токарев П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревнованиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук / П.В. Токарев. - Пермь, ПГПУ, 1991. - 17 с.

References

1. Vyatkin B.A. Sport i razvitie individualnosti sportsmena (opyt sistem-nogo issledovaniya) [Sport and development of athlete's individuality (systemic study experience)]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1993. No. 2. pp. 1-3.

2. Vyatkin B.A., Markelov V.V., SysoevYu.V. et al. Aktualizatsiya individu-alnogo podhoda v deyatelnosti triady «sportsmen-trener-psikholog» [Training process individualizing by athlete-coach-psychologist triad synergy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. pp. 81-83.

3. Vyatkin B.A. [ed.] Integralnaya individualnost cheloveka i ee razvitie [Integral individuality of person and its development]. Мoscow: Institute of Psychology RAS publ., 1999. pp. 6-28.

4. Potapov V.N. Kontseptsiya i organizatsiya pedagogicheskikh usloviy formirovaniya individualnogo stilya samoregulyatsii u sportsmenov vysshikh razryadov [Concept and organization of educational conditions for individual self-regulation style formation in elite athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2002. No. 4. pp. 55-58.

5. Pravednikova I.E. Stil motornoy aktivnosti v strukture integralnoy individualnosti cheloveka [Motor activity style in structure of integral individuality]. PhD diss. abstract. Perm, PSPU publ., 1993. 15 p.

6. Samulkin S.Ya. Osobennosti volevoy aktivnosti predstaviteley razlich-nykh vidov sporta [Features of volitional activity of representatives of various sports]. PhD diss.. Perm, PSPU publ., 2004. 15 p.

7. Tokarev P.V. Individualny stil emotsionalnoy aktivnosti sportsmena v sorevnovaniyakh [Individual style of athlete's emotional activity in competitions] PhD diss.. Perm, PSPU publ., 1991. 17 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.