Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ СТИЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ СТИЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ПОЛИСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТИЛЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / PERM PSYCHOLOGICAL SCHOOL / POLYSYSTEM APPROACH / STYLE / INTEGRAL PERSONALITY / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина О.В.

Цель статьи заключается в обозначении фундаментальных системных идей в теории стилей человека, направлений развития исследований стилей. Уделяется внимание теоретическим аспектам изучения стиля человека в отечественной психологии, анализируется вклад представителей пермской психологической школы в развитие представлений о стиле, современное состояние исследований стилей в школе, основанной В.С. Мерлиным. Рассматривается история развития концепции индивидуального стиля деятельности в пермской психологической школе. Изучение стиля в пермской психологической школе имеет более полувековую историю и интерес к данной проблематике в настоящее время усиливается, проводятся теоретико-эмпирические исследования стилей активности, психологической защиты, деятельности в экстремальных условиях и др. В развитии представлений о стилях человека в пермской научной школе выделяется несколько линий, характеризующих последовательный переход от одного этапа исследований к другому: от изучения системной организации стиля к полисистемному подходу, обеспечивающему целостное познание человека в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никитина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF RESEARCH ON HUMAN STYLES IN THE PERM PSYCHOLOGICAL SCHOOL

The purpose of the article is to outline the fundamental systemic ideas in the theory of human styles, directions for the development of style research. Attention is paid to the theoretical aspects of the study of human style in Russian psychology, the contribution of representatives of the Perm psychological school to the development of ideas about style, the current state of style research in the school founded by V.S. Merlin is analyzed. The history of the development of the concept of individual style of activity in the Perm psychological school is considered. The study of style in the Perm psychological school has more than half a century of history and interest to this topic is currently increasing, theoretical and empirical research is being conducted on styles of activity, psychological protection, activity in extreme conditions, etc. In the development of ideas about human styles in the Perm scientific school, there are several lines that characterize the sequential transition from one stage of research to another: from the study of the system organization of style to a poly-system approach that provides a holistic knowledge of the person in modern conditions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ СТИЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ»

УДК 159.9

Современное состояние исследований стилей человека в пермской психологической школе

Current state of research on human styles in the Perm psychological school

Никитина О.В., Удмуртский государственный университет, 1438252@mail.ru

Nikitina O., Udmurt State University, 1438252@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.038

Ключевые слова: пермская психологическая школа, полисистемный подход, стиль, интегральная индивидуальность, активность.

Keywords: Perm psychological school, poly-system approach, style, integral personality, activity.

Аннотация. Цель статьи заключается в обозначении фундаментальных системных идей в теории стилей человека, направлений развития исследований стилей. Уделяется внимание теоретическим аспектам изучения стиля человека в отечественной психологии, анализируется вклад представителей пермской психологической школы в развитие представлений о стиле, современное состояние исследований стилей в школе, основанной В.С. Мерлиным. Рассматривается история развития концепции индивидуального стиля деятельности в пермской психологической школе. Изучение стиля в пермской психологической школе имеет более полувековую историю и интерес к данной проблематике в настоящее время усиливается, проводятся теоретико-эмпирические исследования стилей активности, психологической защиты, деятельности в экстремальных условиях и др. В развитии представлений о стилях человека в пермской научной школе выделяется несколько линий, характеризующих последовательный переход от одного этапа исследований к другому: от изучения системной организации стиля к полисистемному подходу, обеспечивающему целостное познание человека в современных условиях.

Abstract. The purpose of the article is to outline the fundamental systemic ideas in the theory of human styles, directions for the development of style research. Attention is paid to the theoretical aspects of the study of human style in Russian psychology, the contribution of representatives of the Perm psychological school to the development of ideas about style, the current state of style research in the school founded by V.S. Merlin is analyzed. The history of the development of the concept of individual style of activity in the Perm psychological school is considered. The study of style in the Perm psychological school has more than half a century of history and interest to this topic is currently increasing, theoretical and empirical research is being conducted on styles of activity, psychological protection, activity in extreme conditions, etc. In the development of ideas about human styles in the Perm scientific school, there are several lines that characterize the sequential transition from one stage of research to another: from the study of the system organization of style to a poly-system approach that provides a holistic knowledge of the person in modern conditions.

Введение. История изучения стилей началась с того момента, как человек задумался о причинах своей самобытности. С точки зрения этимологии, слово «стиль» («stylos») обозначает палочку из кости или металла с острым и тупым концами для начертания символов на восковых дощечках, тупой конец палочки предназначался для стирания неверно написанного. В своем исходном значении стиль представляет собой возможность одновременного функционирования двух противоположных действий, которые в равной мере необходимы для успешного освоения деятельности [1].

«Стиль» - это широкая междисциплинарная категория, являющаяся предметом изучения многих наук - психологии, философии, педагогики, искусствоведения и др. [11].

Многообразие значений слова «стиль» отражено в словарях. В «Толковом словаре русского языка» термин «стиль» определен как «метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения» [14, с.767].

В общенаучном плане стиль можно рассматривать с позиции нескольких уровней обобщенности. Наиболее обобщенными являются стили, принадлежащие крупным социокультурным сообществам, такие стили как исторические и национальные. На среднем уровне находятся стили определенных школ или направлений, носителями которых являются группы людей. Последний уровень занимает индивидуальный стиль, принадлежащий только одному человеку [11].

В психологии большое внимание уделяется проблеме индивидуального стиля, который

рассматривается как характерный для определенного индивида комплекс

психологических средств, используемый им стихийно или сознательно для реализации своей индивидуальности в окружающем мире в соответствии с требованиями деятельности, культуры, эпохи [12]. Стилевые исследования в психологической науке имеют достаточно длительную историю. Интерес к проблеме стиля возникал с позиции различных психологических подходов. Постановка таких проблем, как психологические основы индивидуальных различий (Stern, 1911), решение вопроса о преодолении «комплекса неполноценности» (Adler, 1927), стилей управления (Levin, 1939), стилей совладания (Lazarus, 1966), индивидуальных особенностей восприятия, анализа, решения когнитивных задач (Witkin, Dyk et al, 1974; Gardner, Klein et al, 1959) и др.,

Таблица 1. - Направления изучения стиля в психологии

побуждали исследователей к изучению механизмов адаптации человека к окружающему миру, механизмов регуляции поведения, механизмов взаимодействия индивидуальных особенностей и пр. [17].

Методология исследования. В отечественной психологии становление концепции стиля человека осуществлялось в русле дифференциальной психологии с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева и деятельностного подхода. Под стилем понимался интегральный феномен взаимодействия требований

деятельности и индивидуальности человека [18].

В изучении стиля в психологии исследователями (Толочек В.А., Либин А.В., Вяткин Б.А., Щукин М.Р.) выделяются разные подходы и направления, в основе которых лежат определенные методологические и теоретические аспекты [7;12;17], см. таблицу 1.

Автор Направления Исследователи

В.А. Толочек Когнитивные стили Kagan, 1966; Witkin, 1954; Колга, 1976, 1986; Кочетков, Скотникова, 1993; Холодная, 1990, 2004; Шкуратова, 1994 и др.

Индивидуальные стили деятельности Е.А. Климов, 1959, 1969; Е.А. Климов, В.С. Мерлин, 1967; Е.П. Ильин, Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин, В.А. Толочек и др.

Стили руководства (лидерства) Levin, 1939; Fiedler, 1965, 1967; Р.Л. Кричевский и др.

Стили жизни (поведения, общения, активности, саморегуляции) Левин, 2000; Barker, 1968; Buller, 1965 и др.

А.В. Либин Стиль жизни, личностный и индивидуальный стили Adler, 1927; Allport, 1937; Rorschach, 1921 и др.

Когнитивные стили Witkin, 1974; Nosal, 1990

Стили поведения и деятельности Thomas, Chess, 1977; Lazarus, Folkman, 1984; Мерлин, 1964, 1986; Климов, 1969

Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин Стили деятельности (учебной, профессиональной) О. С. Самбикина, 1998, 2015; С. Ю. Жданова, 1997; Е.И. Сибирякова, 1996; М.К. Дуванская, 2005; Е.Г. Кузнецова, 2000; И.В. Долгополова, 2004; Ю.С. Шведчикова, 2002

Стили педагогического общения А.Г. Исмагилова, 1989, 2002; О.В. Зеленская, 2004

Стили активности B.И. Шмыков, 1994; C.А. Васюра, 1998; Д.С. Корниенко, 2003; А.А. Волочков, 1997, 2002; И.Е. Праведникова, 1993; Ю.Я. Горбунов, 1992; С.Я. Самулкин, 2004; П.В. Токарев, 1991; А.В. Федотов, 2007; Д.О. Смирнов, 2001

Стили поведения (в том числе в экстремальных условиях деятельности) Н.И. Леонов, 1996; Б.А. Вяткин, Е.В. Иванова, 2000; В.А. Усталов, 2006; М.И. Баженова, М.Р. Щукин, 2007; Д.Н. Соснина, 2011; Б.А. Вяткин, В.В. Попова, 2012; Е.В. Ковтун, 2014

Стили самоорганизации Н.С. Копеина, 1988; О.Я. Андрос, 1994

В отечественной психологии

индивидуальный стиль деятельности получил системную научную разработку в исследованиях представителей пермской психологической школы, которая была основана В.С. Мерлиным. Проблемы стиля находились в области интересов В.С. Мерлина на протяжении более чем тридцати лет, он разработал теоретический каркас исследований стиля. Эмпирические

исследования, проводимые под руководством В.С. Мерлина, обогатили психологическую фактологию учения о стиле. В 50-60-е гг. прошлого столетия стиль изучался с точки зрения специфичности процессуально-операционной стороны деятельности. В качестве основных детерминант стиля рассматривались свойства нервной системы. В основу индивидуального стиля деятельности были заложены идеи адаптации к объективным требованиям деятельности, в качестве основной функции стиля рассматривалась компенсаторная функция. По мнению Б.А. Вяткина и М.Р. Щукина, толчком к новым открытиям в изучении стиля послужило развитие концепции об интегральной индивидуальности [8].

В отечественной психологии вопросы индивидуальности разрабатывались В.М. Бехтеревым, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, В.С. Мерлиным и др. Переложив принципы общей теории систем на индивидуальность человека, В.С. Мерлин выдвинул несколько новаторских идей и предложил оригинальную концепцию, которую обозначил как интегральная индивидуальность, под которой понимал «особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, то есть это целостная характеристика его индивидуальности. Это динамическая система, обеспечивающая приспособление человека к среде» [16, с.61]. Структурная целостность интегральной индивидуальности реализуется посредством каузального, дифференцирующего

индивидуальность на отдельные уровни, и телеологического, интегрирующего уровни индивидуальности, типов детерминации.

В.С. Мерлин отмечал, что для исследования индивидуальности в русле интегрального направления, необходимо:

1. Установление связей между индивидуальными свойствами, относящимися к разным иерархическим уровням

саморегулируемой системы. «Поскольку интегральная индивидуальность содержит большое многообразие индивидуальных свойств и условий, то все их зависимости не могут быть

исследованы в отдельности, основным средством изучения индивидуальности, как и всякой большой системы, является исследование статистических связей между отдельными свойствами» [13, с.25].

2. Установление опосредующих элементов в формировании связей между иерархическими уровнями интегральной индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности (общения), по мнению В.С. Мерлина, является основным таким элементом [13].

Результаты исследования. В исследованиях представителей научной школы В.С. Мерлина показано, что стиль является сложным системным, многокомпонентным образованием, детерминированным разноуровневыми

свойствами интегральной индивидуальности (Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин, О.С. Самбикина, С.Ю. Жданова, С.А. Васюра и др.), а также была обоснована и эмпирически установлена системообразующая функция стиля деятельности (общения) в интегральной индивидуальности человека.

В.С. Мерлин внес существенный вклад в разработку теории индивидуального стиля: сформулированные им фундаментальные положения не утрачивают своей практической значимости и в по настоящее время. Развитие идей о стиле осуществлялось на основе гомеостатической парадигмы. В научных исследованиях учеников и последователей В.С. Мерлина его идеи нашли свое продолжение и развитие, а именно идеи активности, системной детерминации стилей и пр. [6;10]. Полученные результаты теоретико-эмпирических

исследований стилей и открывшиеся новые проблемы активно обсуждаются психологами на проводимых в Перми всероссийских научных конференциях «Мерлинские чтения».

Жизненность и значимость идей В.С. Мерлина позволили применить к изучению стиля полисистемный подход, развивающийся в пермской психологической школе с 90-х гг. XX века по настоящее время (полисистема «стиль» - «интегральная индивидуальность» и др.). А.А. Вихман отмечает, что полисистемный подход раскрывает многомерность,

многокачественность и многоуровневость взаимодействующих систем, каждая система реализует системообразующую функцию для другой системы. Таким образом, в широком смысле под полистемностью понимается «срез явления в нескольких плоскостях и ракурсах. В узком смысле полисистемность предполагает условие для проявления уникального

полисистемного эмерджентного качества» [4, с.97].

Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина нашла свое продолжение в теории метаиндивидуального мира, разработанной Л.Я. Дорфманом с позиции полисистемного подхода. Согласно концепции Л.Я. Дорфмана, метаиндивидуальный мир - полисистема, состоящая из взаимодействующих между собой, различных по строению, неконгруэнтных друг другу систем: интегральной индивидуальности и объектов окружающего ее мира. Центральной идеей данной концепции является положение о многокачественности и многомерности метаиндивидуального мира [9].

Различные характеристики

метаиндивидуальности стали предметом исследований в работах представителей пермской психологической школы: устойчивость к психическому стрессу (С.В. Субботин), этническое самосознание (В.Ю. Хотинец), стиль деятельности учителя (И.В. Долгополова), коммуникативная активность (С.А. Васюра) и др.

[3].

Опираясь на исследования В.С. Мерлина и Е.А. Климова, М.Р. Щукин показал, что стиль деятельности - это целостный конструкт, в котором репрезентированы особенности внутренних условий, внешних условий деятельности, а также ее процессуальная и результативная стороны. На основе целостной характеристики стиля М.Р. Щукин и Б.А. Вяткин выделяют три полисистемы, в которых отражена связь стиля с такими системами, как интегральная индивидуальность и внешние условия и требования деятельности [5;15].

Эвристический научный потенциал, заложенный лидером школы В.С. Мерлиным в концептуальных идеях о стиле, был воплощен в

В русле проблематики активности в пермской научной школе был выполнен цикл исследований, имеющих единое концептуальное основание, в них нашли отражение положения, характеризующие активность человека в аспекте разноуровневых свойств интегральной

ряде эмпирических исследований, проведенных в последнее десятилетие ХХ века и в начале XXI века. В работах, проведенных психологами пермской научной школы в рамках полисистемного подхода, выявлена связь развития стиля с опытом, интеллектуальными и личностными характеристиками,

нейродинамическими свойствами, возрастом (М.Р. Щукин, Е.Г. Кузнецова, Н.И. Иоголевич, С.Ю. Жданова, О.С. Самбикина и др.) [5;15].

Одним из направлений развития полисистемного подхода к изучению стиля в научной школе, основанной В.С. Мерлиным, является исследование взаимосвязи внутренних условий стиля и внешних условий и требований деятельности. Полученные данные

свидетельствуют о наличии нескольких сторон проявления в стиле взаимодействия данных систем. С одной стороны, под влиянием постоянно трансформирующихся внешних условий и требований, у субъектов по-разному проявляются свойства различных уровней интегральной индивидуальности и их взаимосвязь. С другой стороны, внешние условия и требования по-разному способны отображаться субъектом. Поэтому объективно одинаковые условия и требования для разных субъектов способны восприниматься как гетерогенные [15].

На сегодняшний день актуальным направлением в психологии стилей является исследование стилевых характеристик активности человека [5]. В работах представителей пермской психологической школы - Б.А. Вяткина и его учеников понятие «активность» получило системное развитие с позиции концепции интегральной

индивидуальности, Л.Я. Дорфмана и его учеников - на основе теории метаиндивидуального мира [2], см. таблицу 2.

индивидуальности. Исследовались моторная (И.Е. Праведникова), эмоциональная (П.В. Токарев), волевая (Ю.Я. Горбунов), учебная (А.А. Волочков), коммуникативная активность (В.И. Шмыков; С.А. Васюра, Д.С. Корниенко) и др. В исследованиях выявлены структура и функции

Таблица 2. - Развитие идей об активности с позиции концепций интегральной индивидуальности и метаиндивидуального мира

Автор Характеристика активности

В. С. Мерлин, 1986 Активность как активность разных уровней интегральной индивидуальности, каждому из которых присуща собственная активность

Б. А. Вяткин, 1991 Активность как посредник в структуре интегральной индивидуальности (системообразующая функция активности)

Л. Я. Дорфман, 1993 Один из основных признаков, характеризующих метаиндивидуальный мир как единое целое, как полисистемы - полифоничность активности

стилей учебной, коммуникативной и других видов активности, установлена их роль в развитии интегральной индивидуальности как в связи с определенной деятельностью, так и в связи с определенным этапом возрастного развития человека.

В последние десятилетия в пермской научной школе реализуются идеи субъектного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.) [6;16], согласно которого, субъект рассматривается как «интегрирующий фактор, объединяющий интегральную индивидуальность человека и его стиль, то есть как высший уровень интеграции индивидуальных, в том числе активностных характеристик человека» [6, с.52]. Проведены перспективные исследования целостной активности субъекта

жизнедеятельности (А.А. Волочков, 2008; 2016). Полисистемный подход также претерпел некоторые изменения: выделены полисистемы, включающие в себя систему «субъект». Так, активность в полисистеме «субъект и интегральная индивидуальность» являются системообразующим фактором, служащим для обеспечения взаимодействия разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. В полисистеме «субъект и стиль» выделен аспект, дающий представление о человеке как об активном деятеле [5]. Б.А. Вяткин и М.Р. Щукин отмечают, что субъектный подход позволяет значительно обогатить содержание

представлений о стиле [6].

Заключение. Таким образом, в пермской психологической школе накоплен значительный объем эмпирических данных о стилях человека в различных сферах его жизнедеятельности, исследованы детерминанты (система

детерминант) и механизмы проявления и развития стилей; на основе концептуального обобщения результатов предложены термины, входящие в тезаурус стилевой парадигмы (индивидуальный стиль общения,

индивидуальный стиль активности,

системообразующая функция стиля и др.); созданы предпосылки для дальнейшей работы в направлении консолидации знаний и содержательной разработки интегральной модели стиля человека, включающего в себя ранее изученные стили, условия и уровни их интеграции. Выступая одной из ключевых теорий не только в отечественной, но и в зарубежной психологии, теория стиля позволяет развивать и реализовывать полисистемный подход, обеспечивающий целостное познание человека в современном динамичном мире. На сегодняшнем этапе изучения стилей человека необходима методологическая рефлексия всего накопленного опыта, уточнения используемых понятий, осмысления основных теорий и положений, применительно к условиям новой социальной реальности и в соответствии с мировыми тенденциями развития психологической науки.

1. Белкина В.Н. Подходы к разработке типологии индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. -2017. - № 2. - С. 104-108.

2. Васюра С.А. Исследование коммуникативной активности человека: итоги и перспективы / С.А. Васюра // ХХХ1 Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (06-08 октября 2016 г., Пермь) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - С. 90-93.

3. Васюра С.А. Метаиндивидуальный эффект коммуникативной активности учителя начальных классов / С.А. Васюра // Образование и саморазвитие. 2012. - № 4 (32). - С. 137-142.

4. Вихман А.А. Метаэффект стиля педагогического общения учителя начальных классов на полисистему «ученик»-«родитель»: первые результаты / А.А. Вихман // ХХХ1 Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании / Материалы Всерос. науч.-практ.

конф. (06-08 октября 2016 г., Пермь) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - С. 97-103.

5. Вяткин Б.А. История и методология исследования стилей человека в школе В.С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Методология и история психологии. -2018. - Вып. 3. - С. 127-150.

6. Вяткин Б.А. Об интеграции теорий и подходов к целостному познанию человека / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Вестник Удмуртского университета. Серия философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т.26, Вып. 2. - С. 47-57.

7. Вяткин Б.А. Психология стилей человека / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. - Пермь: Книжный мир, 2013. - 128 с.

8. Вяткин Б.А. Проблемы индивидуального стиля в трудах В. С. Мерлина и их развитие (к 110-летию со дня рождения ученого) / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Мир психологии. - 2007. - № 3. - С. 256-264.

9. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл, 1993. - 456 с.

10. Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения: Полисистемное

исследование: монография / А.Г. Исмагилова. - Пермь: ПГПУ, 2003. - 272 с.

11. Леонов Н.И. Конфликтология: общая и прикладная: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н.И. Леонов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с.

12. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. - М.: Смысл, 1999. - 532 с.

13. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.

1. Belkina V.N. Approaches to the development of a typology of an individual style of professional activity of a preschool teacher / V.N. Belkina // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2017. - № 2. - P. 104-108.

2. Vasyura S.A. Research of human communicative activity: results and prospects / S.A. Vasyura // XXXI Merlin Readings: Theory, Methodology and Practice of the Integral Study of Individuality in Contemporary Human Science / Materials of the All-Russian. scientific-practical conf. (06-08 October 2016, Perm) / Perm. state humanistic-ped. un-t. - Perm, 2016. - P. 90-93.

3. Vasyura S.A. Metaindividualny effect of communicative activity of primary school teacher / S.A. Vasyura // Education and self-development. 2012. - № 4 (32). - P. 137-142.

4. Vikhman A.A. Meta-effect of the style of pedagogical communication of primary school teachers on the polysystem "student" - "parent": first results Vikhman // XXXI Merlin Readings: Theory, methodology and practice of integral research of individuality in modern human science / Materials of the All-Russian. scientific-practical conf. (06-08 October 2016, Perm) / Perm. state humanistic-ped. un-t. - Perm, 2016. - P. 97-103.

5. Vyatkin B.A. The history and methodology of studying human styles in the school of V.S. Merlin (to the 120th anniversary of the birth of the scientist) / B.A. Vyatkin, M.R. Shchukin // Methodology and history of psychology. - 2018. - Issue. 3. - P. 127-150.

6. Vyatkin B.A. On the integration of theories and approaches to holistic human knowledge / B.A. Vyatkin, M.R. Shchukin // Bulletin of the Udmurt University. Philosophy series. Psychology. Pedagogy. - 2016. - T.26, Issue. 2. - P. 47-57.

7. Vyatkin B.A. Psychology of human styles / B.A. Vyatkin, M.R. Shchukin. - Perm: Book World, 2013. - 128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Полисистемное исследование индивидуальности человека: монография; ред. Б.А. Вяткин. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 384 с.

16. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа; сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. - М.: Смысл, 2011. - 636 с.

17. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход / В.А. Толочек. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 366 с.

18. Шкуратова И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация / И.П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ; под ред. А.В. Либина. - М.: Смысл, 1998. - С. 13-33.

ces:

8. Vyatkin B.A. Problems of individual style in the works of V. S. Merlin and their development (to the 110th anniversary of the birth of the scientist) Vyatkin, M.R. Shchukin // World of psychology. - 2007. - № 3. - P. 256-264.

9. Dorfman L.Ya. Metaindividual world: methodological and theoretical problems / L.Ya. Dorfman. - M.: Smysl, 1993. - 456 p.

10. Ismagilova A.G. Psychology of the style of pedagogical communication: Polysystem research: monograph / A.G. Ismagilov. - Perm: PGPU, 2003. - 272 p.

11. Leonov N.I. Conflictology: general and applied: textbook and workshop for undergraduate, specialist and graduate programs / N.I. Leonov. - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 395 p.

12. Libin A.V. Differential psychology: at the intersection of European, Russian and American traditions / A.V. Libin. - M.: Smysl, 1999. - 532 p.

13. Merlin V.S. Essay on the integral study of individuality / V. S. Merlin. - M.: Pedagogy, 1986. - 256 p.

14. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M.: ITI Technologies, 2006. - 944 p.

15. Polysystemic study of human individuality: monograph; ed. B.A. Vyatkin. - M.: PER SE, 2005. - 384 p.

16. Psychology of integral personality: Perm school; comp. B.A. Vyatkin, L. Ya. Dorfman, M.R. Shchukin. -M.: Smysl, 2011. - 636 p.

17. Tolochek V.A. Styles of activity: resource approach / V.A. Tolochek. - M.: Publishing house "Institute of Psychology RAS", 2015. - 366 p.

18. Shkuratova I.P. Study of style in psychology: opposition or consolidation / I.P. Shkuratova // Human style: psychological analysis; ed. A.V. Libin. - M.: Smysl, 1998. - P. 13-33.

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.