Научная статья на тему 'Научная и педагогическая деятельность Вольфа Соломоновича мерлина (к 120-летию со дня рождения)'

Научная и педагогическая деятельность Вольфа Соломоновича мерлина (к 120-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1783
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЛИН В.С / ПСИХОЛОГИЯ / НАУКА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / УЧЕНЫЙ / ТЕОРИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / MERLIN V.S. PSYCHOLOGY / SCIENCE / SCIENCE SCHOOL / SCIENTIST / THEORY / PERSONALITY / INDIVIDUALITY / ACTIVITY / STYLE / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонов Николай Ильич, Васюра Светлана Александровна

В статье рассматривается жизненный путь, научное творчество и преподавательская деятельность выдающегося отечественного психолога Вольфа Соломоновича Мерлина, 120-летие которого отмечается в 2018 году. В.С. Мерлин основал Пермскую научную психологическую школу, изучающую индивидуальность человека и ее развитие в различных социо-культурных условиях и сферах деятельности, подготовил плеяду известных психологов, внес большой вклад в организацию вузовской науки. В статье приводится периодизация его научного творчества. В.С. Мерлин автор более 250 научных трудов по психологии личности, социальной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии труда. В статье уделяется внимание направлениям развития учения об интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леонов Николай Ильич, Васюра Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF VOLF SOLOMONOVICH MERLIN (TO THE 120TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTHDAY)

The article discusses the life, scientific work and teaching activity of the outstanding Russian psychologist Volf Solomonovich Merlin, whose 120th anniversary is celebrated in 2018. V.S. Merlin founded the Perm scientific psychological school that studies the individuality of a person and its development in different socio-cultural contexts and spheres of activity; prepared many famous psychologists and made a great contribution to science organization. The article provides a periodization of his scientific creativity. V.S. Merlin is the author of over 250 scientific works on the psychology of personality, social psychology, differential psychology, psychophysiology, psychology of labor. The article focuses on the directions of development of V.S. Merlin's doctrine of integral individuality.

Текст научной работы на тему «Научная и педагогическая деятельность Вольфа Соломоновича мерлина (к 120-летию со дня рождения)»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_403

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2018. Т. 28, вып. 4

УДК 159.9

Н.И. Леонов, С.А. Васюра

НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОЛЬФА СОЛОМОНОВИЧА МЕРЛИНА (К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В статье рассматривается жизненный путь, научное творчество и преподавательская деятельность выдающегося отечественного психолога Вольфа Соломоновича Мерлина, 120-летие которого отмечается в 2018 году. В.С. Мерлин основал Пермскую научную психологическую школу, изучающую индивидуальность человека и ее развитие в различных социо-культурных условиях и сферах деятельности, подготовил плеяду известных психологов, внес большой вклад в организацию вузовской науки. В статье приводится периодизация его научного творчества. В.С. Мерлин - автор более 250 научных трудов по психологии личности, социальной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии труда. В статье уделяется внимание направлениям развития учения об интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

Ключевые слова: Мерлин В.С., психология, наука, научная школа, ученый, теория, личность, индивидуальность, деятельность, стиль, системный подход.

«Большое видится на расстоянии», - эти слова в полной мере относятся к личности одного из ведущих советских и российских психологов - Вольфа Соломоновича Мерлина. Как отмечают его ученики, ныне профессора Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета: «Вольф Соломонович присутствует в нашем сознании как эталон ученого и лектора, и как судья, к которому мысленно обращаются все, кому довелось у него учиться и работать под его руководством» [7. С. 18]. Нам, представителям нового поколения, хочется и от имени его учеников, и последователей отрефлексировать жизненный путь и творческую деятельность этого замечательного ученого, педагога и наставника. Жизнь и деятельность В.С. Мерлина (1898-1982), специалиста в области психологии личности, социальной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии труда представляет большой интерес с точки зрения вклада ученого в развитие психологии и организацию вузовской науки. Нами не ставится задача анализа научных позиций В.С. Мерлина и раскрытия глубины его мышления в решении проблем психологии ХХ века; главное - подчеркнуть, что для Вольфа Соломоновича был характерен целостный подход к познанию человека и его развития. Дальнейшее развитие учения об индивидуальности человека осуществляется его последователями на основе интеграции науки, образования и практики [1].

В.С. Мерлин родился 22 января 1898 г. в Могилёве в семье учителя. В 1918 году после окончания гимназии он работал инструктором по внешкольному образованию. В 1920-1924 гг. учился в Петроградском институте внешкольного образования на педагогическом факультете; после его окончания преподавал в Ленинградском педагогическом техникуме им. К.Д. Ушинского.

В научном творчестве В.С. Мерлина можно выделить 4 периода: 1924-1939 гг. (педология); 1940-1955 гг. (дифференциальная психология); 1956-1971 гг. (психология личности); 1972-1982 гг. (системный подход в изучении человеческой индивидуальности) [2].

С 1924 г. Вольф Соломонович работает в Ленинграде, в Комиссии борьбе с неграмотностью. Возглавляет Комиссию профессор Михаил Яковлевич Басов. Под влиянием его идей были выполнены первые научные работы В.С. Мерлина. М.Я. Басов - ученик А.Ф. Лазурского - развивал его идеи о роли естественного эксперимента как ведущего при исследовании психики детей, изучал человека как активного деятеля в объективной, закономерно организованной среде. Развитие личности ребенка, детская психология - основной предмет исследований М.Я. Басова. Он был ориентирован на методы объективного наблюдения целостной развивающейся личности, на исследование явлений во взаимной их связи и взаимной обусловленности (организм-среда). В работах Михаила Яковлевича выделены три уровня организма: генотипический, фенотипический и психологический, а также многозначность отношений частей в целом. «По сути своей, - как отмечают Б.А. Вяткин и М.Р. Щукин, -это был системный подход к изучению человека, элементы которого, периодически встречаясь в работах В.С. Мерлина, трансформировались со временем в интегральное исследование индивидуальности» [4. С. 28].

2018. Т. 28, вып. 4

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В.С. Мерлин с 1925 г. работал на кафедре психологии Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена сначала в должности ассистента, а с 1929 г. - в должности доцента. Одновременно Вольф Соломонович будучи научным сотрудником Ленинградского института научной педагогики, с 1930 по 1931 г. руководил научной группой, изучающей мировоззрение ребенка и связи целевой установки и условного рефлекса.

Период 20-х - начала 30 гг. ХХ в. характеризуется изменениями в социально-экономической и политической жизни страны, в развитии гуманитарных наук, в том числе психологии. Активизировалась борьба против «буржуазных» ученых за утверждение марксистских принципов в науке. В 1931 г. в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена прошла дискуссия по работам М.Я. Басова, итогом которой стали обвинения ученого в формализме, в уходе педологии «от конкретных задач практики социалистического строительства». Из-за развернувшейся в начале 30-х гг. травли педологической школы М.Я. Басова, к которой принадлежал Вольф Соломонович, последний был вынужден покинуть Ленинград. В.С. Мерлин высоко оценивал научное наследие своего учителя, сотрудничество с которым было недолгим: около 7 лет (М.Я. Басов умер в 1931 г.). В отношении психологической концепции Михаила Яковлевича, включающей в себя рассмотрение фундаментальных проблем психологии, широты его научных взглядов, В.С. Мерлин отмечал: «Нет возможности рассмотреть все психологические проблемы, на разрешение которых были направлены творческие поиски М.Я. Басова» [22. С. 24]. Впоследствии В.С. Мерлин неоднократно предпринимал попытки переиздать труды своего учителя, имя которого практически нигде не упоминалось, но сделать это ему удается только в 1975 г. [22].

В 1932-1938 гг. Вольф Соломонович преподавал в Саратовском пединституте, защитил в 1938 г. кандидатскую диссертацию «Волевая деятельность и условный рефлекс», в которой получили развитие идеи личностного подхода к изучению психики, выдвинутые А.Ф. Лазурским и М.Я. Басовым, а также реализован новый подход - экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы.

В 1938-1948 гг. Вольф Соломонович работал в Свердловском педагогическом институте. В годы Великой Отечественной войны он изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации бойцов, ослепших в результате ранений. С 1942 года Вольф Соломонович был научным сотрудником, а затем и консультантом в клинике института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, одновременно работая в пединституте. Научным руководителем эвакогоспиталя являлся А.Н. Леонтьев, а начальником медицинской части - П.Я. Гальперин. Целью работы специалистов эвакогоспиталя было возвращение бойцам утраченной боеспособности и работоспособности. Инвалидам, потерявшим конечности и зрение, Вольф Соломонович оказывал психологическую и психотерапевтическую помощь, в том числе гипнозом. Результаты работы по реабилитации ослепших бойцов, которую он проводил в 1942-1945 гг., были обобщены и опубликованы в 1968-1970 гг. в его книге «Проблемы экспериментальной психологии личности» [20; 21]. Вольф Соломонович установил особенности фаз проживания конфликта ослепшими, виды их мотивации, варианты выхода из конфликта. В частности, В.С. Мерлин писал, что в процессе реабилитации ослепших бойцов выявлены две тенденции интериоризации мотивов: усиление полового и пищевого влечения или интеллектуальных интересов, которые определялись свойствами личности раненого бойца. В целом Вольф Соломонович установил универсальный механизм реабилитации личности, находящейся в конфликте, который в дальнейшем использовался им для оказания психологической помощи людям, находящимся в ситуации трудовых и любовных конфликтов [3].

Необходимо отметить также единство в понимании природы и основ конфликта с ведущими отечественными психологами, занимающимися конфликтами в то время. Но первое научно обоснованное определение психологического конфликта в отечественной психологии, подкрепленное результатами эксперимента, принадлежит В.С. Мерлину. Опираясь на разрабатываемую им в дальнейшем теорию интегральной индивидуальности, он определяет конфликт как «состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности» [19. С. 20].

Системный подход к пониманию конфликта, пространственно-временные его характеристики, представленные в трудах В.С. Мерлина, стали теоретико-методологическим основанием исследования конфликтов на современном этапе развития конфликтологии. Это позволяет развивать новые ас-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

пекты исследования конфликтов и глубже проникать в сущность данного явления. Так, в нашем исследовании конфликт рассматривается как системное явление и предлагается следующее его понимание. Конфликт - это «форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или не осознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия» [14. С. 42]. Такое определение позволяет нам перевести проблему конфликта на операциональный уровень ее изучения и разработать конкретную программу по предупреждению, разрешению конфликтов и управлению ими.

Годы Великой Отечественной войны для В.С. Мерлина, как и для всех его коллег, были периодом полной самоотдачи. По выражению А.Н. Леонтьева, отношение к восстановительному эвакогоспиталю у сотрудников было как к своему любимому детищу. В.С. Мерлин и его коллеги-психологи, стремясь внести свой вклад в разгром врага, ориентировались в планировании научно-исследовательской работы на прикладную значимость и практическую эффективность. В трудных условиях военного времени Вольф Соломонович выполнил свой гражданский и человеческий долг, вместе с коллегами повышая возможности науки в познании психики и в сфере практической психологии.

В 1948-1954 гг. он работал в Казанском государственном университете на отделении логики и психологии. В 1950 г. защитил докторскую диссертацию «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта», материалы которой были опубликованы в 1953 г. в Ученых записках Казанского университета [16]. Проблема диссертационного исследования В.С. Мерлина: как изменяются психологические и физиологические свойства условных реакций, когда они становятся частью волевого акта.

В «казанский» период под руководством Вольфа Соломоновича Мерлина была выполнена кандидатская диссертация Евгения Александровича Климова «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостоночниц в связи с подвижностью нервных процессов», в которой выдвинута идея о возможной одинаковой эффективности разных стилей трудовой деятельности (диссертация защищена в НИИ ОПП АПН СССР). Эта научная работа стала началом нового направления исследований: индивидуального стиля деятельности (учебной и профессиональной), стиля педагогического общения, стиля различных видов активности (коммуникативной, учебной, моторной, волевой, эмоциональной активности, а также биоэлектрической активности мозга), стилей различных аспектов (поведения в конфликтной ситуации, адаптации к новым условиям), стиля самоорганизации. Работы, выполненные в этом направлении под руководством самого В.С. Мерлина, а в дальнейшем -под руководством его учеников и последователей - Е.А. Климова, Б.А. Вяткина, М.Р. Щукина, Л.Я. Дорфмана, стали заметным явлением в области общей и социальной психологии, дифференциальной психологии, психологии труда и конфликтологии.

Вспоминая о «казанском» периоде В.С. Мерлина, его ученик Е.А. Климов отмечал: «Со студентами Вольф Соломонович работал не просто много. Он как-то находил силы работать, в своем роде, «по старинке», а именно персонально с каждым, относясь к нему, в принципе, как к коллеге. И умел увидеть в каждом его «изюминку», нечто особенное и именно положительное. Найдя нечто ценное в студенте, услышав от него хоть что-нибудь произведенное усилием мысли, дотошный вопрос или дельное возражение, а тем более заметив что-либо самостоятельно найденное в эмпирическом поиске, Вольф Соломонович буквально расплывался в радостной улыбке, сопровождая её характерным для этих случаев жестом потирания затылка, и обязательно обращал на это внимание группы» [10. С. 6].

Новый рубеж в жизни и научном творчестве В.С. Мерлина начался в 1954 г., когда он переехал в Пермь, где руководил кафедрой психологии Пермского государственного педагогического института ПГПИ (ныне Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета - ПГГПУ) до 1979 г, а затем, вплоть до последних дней своей жизни, был профессором кафедры психологии. В 1959 г. в Пермском книжном издательстве Вольф Соломонович опубликовал монографию «Очерк психологии личности» [17], обобщив в ней исследования личности в зарубежной и отечественной психологии, включая результаты собственных эмпирических исследований, проведенных в последние годы. Концепция личности, разработанная В.С. Мерлиным, связана с теорией личности, выдвинутой А.Ф. Лазурским. Так, под отношениями личности А.Ф. Лазурский понимал стойкие, привычные и укоренившиеся, в отличие от временных и случайных отношений. В концепции личности, созданной Вольфом Соломоновичем, это важнейший признак личностных свойств.

406_Н.И. Леонов, С.А. Васюра_

2018. Т. 28, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Изложенные в монографии «Очерк психологии личности» идеи и дальнейшее развитие их аспирантами положили начало Мерлинской (Пермской) научной психологической школе. В 1964 г. вышел фундаментальный труд В.С. Мерлина «Очерк теории темперамента», в котором подведены итоги исследований автора, его учеников и сотрудников [18]. Исследования темперамента начинались в теоретическом аспекте, а именно: В.С. Мерлин размышлял над соотношением понятий «темперамент» и «тип высшей нервной деятельности», «темперамент» и «отношения личности»; так же и в практическом аспекте: как решение задач проявления темперамента в поведении ребенка и его демаскировка, темперамент и эмоциональная реакция на отметки, темперамент и общительность [11]. Вольф Соломонович дал характеристику признаков темперамента, понимая его как систему наследственно обусловленных индивидуально-психологических особенностей, определяющих динамику психической деятельности индивида.

Вольф Соломонович Мерлин продолжал исследования темперамента, и в 1973 г. вышло второе, дополненное издание «Очерка теории темперамента», в которое ученый включил главы, подготовленные его учениками и сотрудниками. В монографию вошли главы, посвященные возрастному развитию темперамента, структуре темперамента, темпераменту как фактору спортивной деятельности (исследования Э.И. Маствилискер, В.В. Белоуса, Б.А. Вяткина). Под руководством Вольфа Соломоновича предпринимались исследования свойств темперамента и разрабатывались психодиагностические методики, а использование статистических методов ^-критерий Стьюдента, х-квадрат Пирсона, корреляционный и факторный анализ, уравнение регрессии и др.) способствовало открытию новых направлений в исследовании темперамента.

В «пермский» период научная и организаторская деятельность выдающегося ученого-психолога была особенно плодотворной. В 1970-х и начале 1980-х гг. Вольф Соломонович был организатором проведения в Перми ряда научных психологических форумов Всесоюзного уровня. Под его редакцией издан 21 сборник научных трудов.

Научные статьи Вольфа Соломоновича публиковались не только в пермских сборниках, но и в центральных психологических журналах и сборниках («Вопросы психологии», «Психологический журнал» и пр.). Ряд его работ опубликован в зарубежных изданиях.

В.С. Мерлин как преподаватель, как профессор Пермского пединститута был уникальным педагогом высшей школы: большое внимание он уделял психологической подготовке студентов педагогического вуза. Эту работу он проводил по четырем направлениям:

- первое связано с преподавательской деятельностью в вузе. Его лекции отличались строгой логикой и проблемным стилем изложения. На лекции Вольфа Соломоновича приходили не только студенты, аспиранты и преподаватели кафедры психологии, но и преподаватели и профессора кафедр педагогики, философии, физиологии пединститута, а нередко и преподаватели других вузов. В ходе лекций он проводил демонстрационные эксперименты (например, демонстрация феномена «подставной группы» при обсуждении темы конформизма). В 1960-х гг. В.С. Мерлин организовал психологический кружок для студентов пединститута, которые увлекались психологией. Заседания психологического кружка вёл сам Вольф Соломонович, проявляя педагогическое мастерство во взаимодействии со студентами, делающими первые шаги в науке, развивая в них творческую индивидуальность;

- второе направление - разрабатывал учебники и учебные пособия по психологии для педагогических вузов. Вольф Соломонович для учебника «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского написал главы «Темперамент» (совместно с Б.А. Вяткиным) и «Характер» [24]. Им создан первый «Сборник задач по общей психологии», предназначенный для студентов педагогических институтов [29];

- третье направление - Вольф Соломонович сформулировал принципы преподавания психологии для будущих педагогов: «излагать психологию под углом зрения проблемы личности, ... опираться при изучении детской психологии на теоретические понятия общей психологии» [7. С. 11]. Он справедливо полагал, что для педагога значим целостный живой человек как подлинный объект психологии. В.С. Мерлин обозначил условия воспитания у будущего учителя «психологической пытливости ума», в частности, «построение изложения курса психологии на основе повседневных практических задач» [7. С. 12], которые должен решать учитель;

- «четвертое направление связано с выходом обсуждения учебно-методических вопросов преподавания психологии за пределы Пермского пединститута» [7. С. 13]. В.С. Мерлин выступал на региональных и Всероссийских совещаниях и семинарах, посвященных психологическим основам преподавания в педагогических вузах.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Вольф Соломонович - основатель Пермской научной психологической школы, формирование которой началось после переезда в Пермь и открытия под его руководством аспирантуры в Пермском государственном педагогическом институте. Как отмечает исследовательница Пермской научной психологической школы Е.Ю. Воронова, появление собственных учеников, некоторые из них после окончания аспирантуры стали сотрудниками возглавляемой В.С. Мерлиным кафедры, обусловило формирование научного коллектива, работающего по единой исследовательской программе [2]. Первые аспиранты Вольфа Соломоновича защитили докторские диссертации - Е.А. Климов («Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы», 1969 г.), Б.А. Вяткин («Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности», 1981 г.), В.В. Белоус («Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента», 1983 г.). Один из наиболее преданных последователей Вольфа Соломоновича - Бронислав Александрович Вяткин стал аспирантом в 1961 г, а по окончании аспирантуры -сотрудником кафедры психологии. После смерти В.С. Мерлина Б.А. Вяткин возглавил Пермскую психологическую школу, визитной карточкой которой стало учение об интегральной индивидуальности как реализация целостного подхода к человеку с позиций принципов общей теории систем. Б.А. Вяткин совместно с коллегами провел ряд теоретико-экспериментальных исследований и осуществил проверку выдвинутых выдающимся учителем гипотез в рамках концепции интегральной индивидуальности. Он основатель и директор Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, в котором продолжает развиваться учение В.С. Мерлина.

В своей последней монографии «Очерк интегрального исследования индивидуальности» Вольф Соломонович Мерлин подвел итоги многолетней научной работы [23]. Изложенные в книге идеи об индивидуальности, подтвержденные исследованиями лидера научной школы и его учеников, показали преимущества и перспективность системного подхода к изучению человека во всей его сложности и многогранности. Концепция В.С. Мерлина базируется на принципах общей теории систем (Ashby, 1958; Вейа1а^у, 1956; Rappoport, 1960; Wienez, 1948) (там же). Как саморегулируемая система, интегральная индивидуальность включает следующие относительно замкнутые иерархические уровни свойств - биохимический, общесоматический, нейродинамический, психодинамический, личностный, социально-психологический, в целом она представляет собой «особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связей между всеми свойствами человека» [23. С. 19].

Итак, теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина является системным междисциплинарным подходом к изучению человека и психолого-педагогическому обеспечению его развития в активной деятельности, направленной на самостоятельный активный выбор действий, который определяется индивидуальными особенностями человека и объективными требованиями. С этих позиций и был разработан новый, системный вариант концепции индивидуального стиля деятельности. Вместе с тем, Вольф Соломонович выдвинул идею об индивидуальном стиле общения, структура, функции и условия формирования которого, были экспериментально изучены в цикле исследований представителей Пермской научной психологической школы (Н.М. Гордецова, В.В. Люкин, И.Х. Пикалов и др.). В результате этих исследований, проведенных с достаточной полнотой и филигранностью, выявлены уровни и функции индивидуального стиля: компенсаторная (преодоление трудностей в общении) и системообразующая (изменение взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности). Эвристический потенциал идей о системности интегральной индивидуальности и индивидуального стиля общения, об активностных отношениях «человек - мир», через несколько лет получит развитие в исследованиях индивидуального стиля коммуникативной активности [26].

«Можно обозначить по меньшей мере три особенности, предшествовавшие и наложившие определенный отпечаток на своеобразие теории интегральной индивидуальности, - историческую, отраслевую и содержательную», - отмечают Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин [27. С. 4]. В историческом плане теория интегральной индивидуальности вписывается в естественно научную традицию, начало которой заложено в исследованиях В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова. В плане отраслевом, анализируя исследования В.С. Мерлина, его ученики и последователи констатируют, что первоначально теория интегральной индивидуальности складывалась в русле дифференциальной психофизиологии, а потом стала иметь междисциплинарный характер в области наук о человеке. В содержательном плане целостный подход к человеку, характерный для теории Вольфа Соломоновича, сложно отнести к разряду новых идей, в отечественной психологии идеи системности и целостности получили свое развитие в трудах Б.Г. Ананьева, В.А. Барабанщикова, Э.А. Голубевой,

2018. Т. 28, вып. 4

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Б.Ф. Ломова и др. Тем не менее, методологически теория В.С. Мерлина укоренена в фундаментальных идеях общей теории систем. В теории интегральной индивидуальности содержатся следующие фундаментальные системные идеи: идея структурных уровней; идея о внутренних источниках активности и телеологии, самоорганизации и саморазвитии, изоморфизме и полиморфизме; идеи о телеологической детерминации и полиморфизме. «Как разрабатываются и в каких направлениях развиваются идеи системности и целостности - ключевой вопрос для понимания сути теории интегральной индивидуальности и её новизны в области психологической науки» [27. С. 6].

В развитии учения об интегральной индивидуальности В.С. Мерлина выделяется ряд направлений:

- традиционные, такие, как теория и методология интегральной индивидуальности человека; психология стилей деятельности, учения, общения, активности; метаиндивидуальность;

- направления, возникшие в 90-х гг.: психология активности; этническая психология индивидуальности; профессиональные педагогические способности и одаренность; психофизиологические основы индивидуальности;

- направления, возникшие на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: психология деятельности человека в экстремальных условиях; онтогенез интегральной индивидуальности; генетические и средовые детерминанты интегральной индивидуальности; психология стиля совладания со стрессом [12; 27; 28].

Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, в которой отражена целостность всех качеств человека: природных, индивидуальных, социальных, общественных, - с позиций достижений современной психологической науки обладает потенциалом для дальнейшего развития. Как отмечают Б.А. Вяткин и Л.Я. Дорфман: «Его можно раскрыть, выявляя, в частности, проблемы и пути их решения, которые неявно содержатся в теории ИИ (интегральной индивидуальности - прим. авторов), но до сих пор недостаточно отрефлексированы и изучены.... - многозначность, общность и изомерия» [5. С. 153], «... представляет определенный интерес подвергнуть анализу конструкты ме-таиндивидуальности и интраиндивидуальности с позиций их многомерности (Там же. С. 154).

Впечатляет количество докладов, статей, подготовленных Вольфом Соломоновичем монографий по проблемам дифференциальной психологии, психологии личности и индивидуальности. В.С. Мерлин - автор более 250 научных трудов. Основные из них: «Очерк психологии личности», 1959; «Очерк теории темперамента», 1964, 1973; «Проблемы экспериментальной психологии личности», 1968, 1970; «Лекции по психологии мотивов человека», 1971; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986; «Психология индивидуальности: Избранные психологические труды», 1996.

Вклад Вольфа Соломоновича в психологическую науку неоднократно был предметом научного анализа [2; 15; 28]. В 2008 г. отмечалось 110-летие со дня его рождения. К этому юбилею вышло несколько книг, подготовленных представителями пермской научной психологической школы. Под редакцией Б.А. Вяткина и М.Р. Щукина издана книга «Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина», в которую вошли материалы, подготовленные его учениками и коллегами [15]. Книга состоит из 5 частей: в первой даётся общая оценка личности и деятельности В.С. Мерлина; во второй - уделяется внимание проблемам личности и индивидуальности в его научных трудах; в третьей -проблеме стиля; в четвертой - вкладу Вольфа Соломоновича в развитие отечественной психологии; в пятой - его педагогической деятельности в вузе. В монографии Е.Ю. Вороновой «Пермская научная психологическая школа: история и современность» описывается структура (кадровый состав), развитие научной школы, основанной В.С. Мерлиным, её история и современное состояние, динамика исследований индивидуальности человека [2].

В юбилейном 2008 году также была издана коллективная монография «Пол и gender в интегральном исследовании индивидуальности человека» [25], которая, по сути, продолжает ранее выполненные исследования по проблемам целостного познания индивидуальности человека, которые были опубликованы в монографиях, посвященных 100 и 105-летиям со дня рождения основателя учения об интегральной индивидуальности - В.С. Мерлина [13; 26]. В этой книге представлены результаты теоретико-методологических и эмпирических исследований (Б.А. Вяткин, Н.И. Леонов, Л.Д. Мошкина, С.А. Васюра, С.Ю. Жданова, Т.В. Евтух, О.С. Самбикина, В.Ю. Хотинец и др.), в которых развивается одно из направлений учения об интегральной индивидуальности человека - ген-дерная психология индивидуальности.

Б.А. Вяткин уделяет в своих работах внимание сохранению научного наследия В.С. Мерлина, его коллег и учеников. Им совместно с коллегами опубликованы статьи о В.С. Мерлине в сборниках

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

научных трудов, научных журналах («Вопросы психологии», 1998; «Мир психологии», 2007; «Вестник Пермского гуманитарно-педагогического университета», 2013; «Образование и наука», 2013, 2017;) [5-9] и коллективных монографиях [4; 25-27]. В 2011 г. вышла книга «Психология интегральной индивидуальности: Пермская психологическая школа», она представляет собой антологию научных работ, выполненных по результатам торетико-методологических и эмпирических исследований в Пермской научной школе в русле развития учения её основателя В.С. Мерлина и отражающих современное состояние школы. Б.А. Вяткин систематизировал огромный массив эмпирических данных, собранных непосредственно им и его учениками в «послемерлинский период». Фактически создан новый «гештальт» интегральной индивидуальности как иерархически организованной полисистемы, характеризующейся индивидуальными стилями активности, деятельности, общения и обладающей метаиндивидуальными качествами [2].

Начиная с 1986 года в Перми, в вузе, в котором Вольф Соломонович работал в 1954-1982 гг., ежегодно проводится научно-практическая конференция «Мерлинские чтения», имевшая всесоюзный формат, а позднее - всероссийский и международный. В конференции участвовали многие ведущие психологи страны. Неослабевающий интерес ученых и психологов-практиков к «Мерлинским чтениям» свидетельствует о том, что развитие научного наследия В.С. Мерлина соответствует объективным процессам развития научного познания в психологии XXI века, усилению внимания к комплексным, системным проблемам и усложнению методов их анализа. Сохраняя преемственность, научная школа В.С. Мерлина продолжает свое существование и развитие. Многие представители научной школы Вольфа Соломоновича стали известными учеными, заведуют кафедрами и руководят лабораториями, возглавляют психологические центры страны. Сегодня ученики Вольфа Соломоновича и его последователи работают в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Ижевска, Глазова, Челябинска, Пятигорска, Тюмени, Якутска и других городов нашей страны. В Удмуртском государственном университете (УдГУ) в разные годы преподавали и руководили кафедрой психологии ученики В.С. Мерлина: А.К. Байметов (тема кандидатской диссертации «Некоторые особенности индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников, обусловленные силой возбудительного процесса», защищена в НИИ ОПП АПН СССР в 1968 г.), Г.Н. Казанцева (тема кандидатской диссертации «Влияние дальности цели на активность личных и общественных мотивов в учебной работе старшеклассников», защищена в МГУ в 1971 г.). Под руководством профессора, члена-корреспондента РАО Б.А. Вяткина, возглавляющего Пермскую научную психологическую школу, созданную Вольфом Соломоновичем, в 1990-х - 2000-х гг. были выполнены диссертации ведущих преподавателей Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета.

Жизнь и творчество выдающегося ученого, психолога В.С. Мерлина были подлинным служением науке, образованию и родному Отечеству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васюра С.А. Научные школы отечественной психологии: краткий обзор. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2017. 180 с.

2. Воронова Е.Ю. Пермская научная психологическая школа: история и современность / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. 141 с.

3. Воронова Е.Ю. В.С. Мерлин в системе советской психологии периода Великой Отечественной войны // Вестн. Перм. гос. гуманитарно-педагогического ун-та. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2015. Вып. 1. С. 4-10.

4. Вяткин Б.А. Творческий путь В.С. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности // Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина / Сост. Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. С. 26-40.

5. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 2. С. 145-160.

6. Вяткин Б.А., Силина Е.А. Мерлин: ученый и педагог (к 100-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 90-94.

7. Вяткин Б.А., Силина Е.А., Щукин М.Р. Психологическая подготовка учителя в школе В.С. Мерлина: традиции и современность // Вестн. Перм. государственного гуманитарно-педагогического ун-та. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2013. С. 5-18.

410_Н.И. Леонов, С.А. Васюра_

2018. Т. 28, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

8. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в трудах В.С. Мерлина и их развитие (к 110-летию со дня рождения ученого) // Мир психологии. 2007. № 3. С. 256-264.

9. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. В.С. Мерлин о проблемах психологической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе (к 115-летию со дня рождения ученого) // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 146-156.

10. Климов Е. А. О труде и личности профессора В.С. Мерлина (штрихи к характеристике) // Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина / Сост. Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. С. 5-18.

11. Ильина А.И. Особенности проявлений общительности в связи с подвижностью нервной системы // Учен. зап. Пермского пед. ин-та. 1958. Вып. 23. С. 76-119.

12. Иоголевич Н.И. Теория интегральной индивидуальности и перспективы ее использования в рамках полисистемного подхода в исследовании деятельности // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Серия Психология. 2012. № 6. С. 32-36.

13. Интегральное исследование индивидуальности человека и ее развитие / под ред. Б.А. Вяткина. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. 328 с.

14. Леонов Н.И. Конфликтология. М.: МПСИ, 2010. 230 с.

15. Личность и творческая индивидуальность В.С. Мерлина / Сост. Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. 248 с.

16. Мерлин В.С. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта // Уч. зап. Казанск. гос. ун-та им. В.И. Ульянова-Ленина. 1953. Т. 113. Кн. 3. 124 с.

17. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. Пермь: Кн. изд-во, 1959. 172 с.

18. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 303 с.

19. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из книги) // Проблемы экспериментальной психологии личности / Учен. зап. Ml ПИ. Пермь, 1968. Т. 59. Вып. 5. С. 3-160.

20. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из книги) // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. Т. 77. Вып. 6. С. 7-212.

21. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 120 с.

22. Мерлин В.С. Психологические воззрения М.Я. Басова // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.

23. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

24. Мерлин В.С., Вяткин Б.А. Темперамент. Характер: Общая психология / А.В. Петровский. Учебник для студентов пединститутов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1976. С. 405-440.

25. Пол и gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2008. 384 с.

26. Полисистемное исследование индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. 384 с.

27. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / Сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.

28. Самбикина О.С. Вклад В.С. Мерлина в современную психологию // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2016. № 1 (25). С. 148-151.

29. Сборник задач по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Отв. ред. В.С. Мерлин. М.: Просвещение, 1974. 207 с.

Поступила в редакцию 15.10.2018

Леонов Николай Ильич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и конфликтологии E-mail: [email protected]

Васюра Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

N.I. Leonov, S.A. Vasyura

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF VOLF SOLOMONOVICH MERLIN

(TO THE 120TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTHDAY)

The article discusses the life, scientific work and teaching activity of the outstanding Russian psychologist Volf

Solomonovich Merlin, whose 120th anniversary is celebrated in 2018. V.S. Merlin founded the Perm scientific psychological school that studies the individuality of a person and its development in different socio-cultural contexts and

Научная и педагогическая деятельность Вольфа Соломоновича Мерлина. 411

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2018. Т. 28, вып. 4

spheres of activity; prepared many famous psychologists and made a great contribution to science organization. The article provides a periodization of his scientific creativity. V.S. Merlin is the author of over 250 scientific works on the psychology of personality, social psychology, differential psychology, psychophysiology, psychology of labor. The article focuses on the directions of development of V.S. Merlin's doctrine of integral individuality.

Keywords: Merlin V.S. psychology, science, science school, scientist, theory, personality, individuality, activity, style, system approach.

Received 15.10.2018

Leonov N.I., Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Social Psychology and Conflictology E-mail: [email protected]

Vasyura S.A., Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: [email protected]

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.