Научная статья на тему 'В. С. Мерлин о проблемах психологической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе (к 115-летию со дня рождения ученого)'

В. С. Мерлин о проблемах психологической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе (к 115-летию со дня рождения ученого) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЫТЛИВОСТЬ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / TEACHERS’ TRAINING / PSYCHOLOGY TEACHING / PSYCHOLOGICAL INQUISITIVENESS / SHREWDNESS / CREATIVE THINKING / PERSONALITY / RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Щукин Марат Родионович

Статья посвящена деятельности Вольфа Соломоновича Мерлина одного из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявшего Уральское отделение общества психологов СССР. Ретроспективно излагаются его взгляды и приводятся факты биографии. Идея целостного, комплексного подхода к человеку при преодолении практических задач сформулирована ученым в концепции интегральной индивидуальности: решение любой проблемы, относящейся к личности, возможно только при учете всего многообразия соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных факторов в их взаимной связи. Обобщается опыт работы кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета (ПГПИ), которой долгие годы руководил выдающийся ученый, где решалась и продолжает решаться важнейшая задача обеспечения качественной психологической подготовки будущих учителей. Весомый вклад В. С. Мерлина, его учеников и последователей в теоретический фундамент системы педагогического образования становится еще более значимым в условиях демократизации и гуманизации современного общества, при переходе от предметноцентрического обучения к антропоцентрическому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вяткин Бронислав Александрович, Щукин Марат Родионович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. С. Мерлин о проблемах психологической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе (к 115-летию со дня рождения ученого)»

ЮБИЛЕИ

УДК 159.923

Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин

В. С. МЕРЛИН О ПРОБЛЕМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ (К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО)

Аннотация. Статья посвящена деятельности Вольфа Соломоновича Мерлина - одного из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявшего Уральское отделение общества психологов СССР. Ретроспективно излагаются его взгляды и приводятся факты биографии. Идея целостного, комплексного подхода к человеку при преодолении практических задач сформулирована ученым в концепции интегральной индивидуальности: решение любой проблемы, относящейся к личности, возможно только при учете всего многообразия соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных факторов в их взаимной связи.

Обобщается опыт работы кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета (ПГПИ), которой долгие годы руководил выдающийся ученый, где решалась и продолжает решаться важнейшая задача обеспечения качественной психологической подготовки будущих учителей. Весомый вклад В. С. Мерлина, его учеников и последователей в теоретический фундамент системы педагогического образования становится еще более значимым в условиях демократизации и гуманизации современного общества, при переходе от предметноцентрическо-го обучения к антропоцентрическому.

Ключевые слова: преподавание психологии, профессиональная подготовка учителя, психологическая пытливость, наблюдательность, творческое мышление, личность, исследовательские умения.

Abstract. The paper is devoted to the scientific contribution of V. S. Merlin - one of the prominent psychologists of the former Soviet Union, the chairman of the Ural Branch of the Psychologists Society for over 30 years. The authors make the retrospective analysis of his views and experience, and give some facts of his biography. His idea of holistic integral approach to the man solving practical tasks involving the diversity of somatic,

neuro-physiological, psychological and social aspects in their close interrelation, still remains relevant.

The paper summarizes the experience of the Psychology Department at Perm State Pedagogical University, headed by the scientist for a long time. The considerable contribution of V. S. Merlin and his followers into the theoretical foundation of pedagogical education gets the greater importance now -in the context of democratization and humanization of society, and transition from the subject-oriented to human-oriented education.

Keywords: psychology teaching, teachers' training, psychological in-quisitiveness, shrewdness, creative thinking, personality, research skills.

Вольф Соломонович Мерлин - доктор психологических наук, профессор, видный ученый, один из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявший Уральское отделение общества психологов СССР, родился 22 января 1893 г. в Могилеве в семье учителя. После окончания в 1918 г. гимназии работал инструктором по внешкольному образованию, в 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт, который окончил по педагогическому факультету.

Научная деятельность Мерлина началась в Ленинграде в 1924 г. Вчерашний выпускник Петроградского пединститута, он стал научным сотрудником комиссии по изучению педагогической работы с неграмотными взрослыми при Ленинградском губполитпрос-вете, которую возглавлял известный педагог профессор М. Я. Басов. Эта встреча была определяющей в дальнейшей судьбе молодого ученого. Под руководством Басова были выполнены его первые научные работы, под его редакцией увидели свет первые публикации Мерлина в 1925-1930 гг. Возможно, благодаря содействию Басова он стал ассистентом, а затем и доцентом кафедры психологии Петроградского пединститута имени А. И. Герцена, одновременно являясь научным сотрудником Ленинградского института научной педагогики. И хотя данное сотрудничество было недолгим (около семи лет), Мерлин всю жизнь считал себя учеником М. Я. Басова.

Главный предмет исследований Басова - развитие личности ребенка, детская психология. Начиная с 1920 г. складывается его школа, занимающаяся изучением методов объективного наблюдения целостной развивающейся личности. Особо следует отметить установку Басова на «онаучивание» процессов воспитания и обучения, заключавшееся в как можно более широком внедрении метода исследования в повседневную практику учителя [1].

В работах Басова содержалось «стремление к целостному пониманию личности, к исследованию всех явлений в их взаимной связи и их взаимной обусловленности». Весь окружающий мир он трактовал как «единую целостную систему, как одно целое, все части и элементы которого находятся в определенных связях и отношениях друг с другом». Всякий организм есть «частица мира, находящаяся в связи со всем целым и вне этого целого не существующая». Системно-образующим фактором выступала «жизненная значимость отношения между организмом и средой». Указывалось три уровня организма: генотипический, фенотипический и психологический, отмечалась многозначность отношений частей в целом [2]. По сути, это был системный подход к изучению человека, элементы которого, периодически встречаясь в работах Мерлина, трансформировались со временем в учение об интегральном исследовании индивидуальности человека [12].

Мерлин продолжил строительство здания, фундамент которого заложил учитель. Басов подробно изучал человека как активного деятеля в среде (поведенческие и социальные особенности). Мерлин же уделял больше внимания исследованию взаимодействия различных уровней интегральной индивидуальности. Анализируя поведение, Басов выделил два типа процессов: ассоциативно-детерминированный (между элементами одного порядка) и ап-перцептивно-детерминированный (подразумевающий двойную детерминацию: между элементами одного и разных порядков). Мерлин перенес эти типы детерминации на внутриуровневые (каузальные) и межуровневые (телеологические) связи. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, подробно обсуждаемая в трудах Басова, нашла свое выражение у Мерлина в обосновании отличительных особенностей разноуровневых свойств. Изучение Басовым определенных стереотипных, симптомоком-плексных структур профессиональной деятельности, связанных с индивидуальными характеристиками, явилось своеобразной теоретической предпосылкой создания Мерлиным и его учениками концепции индивидуального стиля деятельности [14, 18].

В. С. Мерлин был не только крупным ученым, но и замечательным педагогом. Его лекции по психологии в ПГПИ для студентов - будущих учителей - отличались глубоким научным содержанием, проблемным стилем изложения, строгой логикой и эмоци-

ональным накалом. В них органично сочетались новейшие факты и теоретические концепции, что так важно для воспитания учителя, творчески подходящего к своему делу, способного справиться со сложными педагогическими ситуациями, избрать психологически обоснованные способы и методы воздействия на учащихся.

Неизменно уделяя внимание вопросам преподавания психологии и психологической подготовке выпускников педвуза, В. С. Мерлин принимал непосредственное участие в разработке учебников и учебных пособий, редактировал научные и методические материалы. Для двух изданий учебника «Общая психология» (под ред. А. В. Петровского) им были написаны главы «Темперамент» (во 2-м издании в соавторстве с Б. А. Вяткиным) и «Характер» [7, 8, 10, 11]. Под его руководством коллектив преподавателей кафедры психологии, которую он возглавлял, выпустил учебное пособие «Сборник задач по общей психологии», опубликованное издательством «Просвещение» [15] и впоследствии переведенное на украинский язык [17]. В. С. Мерлин - автор учебного пособия к спецкурсу «Лекции по психологии мотивов человека» [9]; редактор методического пособия «Психическое развитие и обучение» [17]; ведущий разработчик методик психологического наблюдения, составления психолого-педагогической характеристики ученика, наблюдения свойств темперамента, программы психологического анализа урока и др.

Занимаясь непосредственно методическими проблемами преподавания психологии в педагогическом высшем учебном заведении, В. С. Мерлин принял участие в подготовке и редактировании книги «Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей» [5], где представлены различные аспекты методической тематики: использование задач по общей психологии (с конкретными примерами), рационализация обратных связей в системе «лектор - аудитория», организация практических занятий и спецсеминаров, использование индивидуальных заданий по психологии и т. д.

В статье «Чему и как учить будущих учителей по психологии», опубликованной в журнале «Вопросы психологии» [6], В. С. Мерлин выдвинул в качестве основополагающего принцип воспитывающего обучения. Он подчеркнул, что для подготовки школьников к продолжению образования, к производственному труду и к жизни вообще совершенно недостаточно усвоения определенной суммы знаний. Творческий труд требует от человека, прежде всего,

определенных качеств умственной деятельности: наблюдательности, критического ума, глубины, самостоятельности, активности и гармонического сочетания абстрактно-теоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Только тогда человек в состоянии творчески применять свои знания и расширять их в соответствии с бурным ростом науки и техники.

Ученый утверждал, что изучать психологию с точки зрения слияния обучения с воспитанием - значит изучать ее под углом зрения проблем личности, раскрытие общих существенных признаков которой должно стать исходным пунктом в рассмотрении закономерностей отдельных психических процессов. Ведь воспитатель, формируя нравственные качества, стремясь к всестороннему и гармоническому развитию личности, воздействует не на темперамент, характер и способности в отдельности, а на человека в целом.

Кроме того, принципиальное значение В. С. Мерлин придавал взаимоотношениям личности и коллектива, соотношению личностной и социальной психологии. Он отмечал, что для воспитания личности необходимо учитывать психологическую характеристику коллектива. В то время, кода появилась статья, данные вопросы вообще не освещались в учебниках по психологии.

В соответствии с представленными соображениями он сформулировал два принципа преподавания психологии для будущих педагогов: первый - излагать психологию под углом зрения проблемы личности; второй - опираться при изучении детской психологии на теоретические понятия общей психологии, без солидного и прочного знания которой любая качественная психологическая подготовка, в том числе учителя (хотя он в своей работе и имеет дело, прежде всего, с детьми), невозможна.

В. С. Мерлин считал: «Психология не может и не должна делать «педагогические выводы», т. е. формулировать, что следует сделать учителю для разрешения стоящих перед ним педагогических задач. Приемы и методы воспитания и обучения не могут быть «выведены» из психологических закономерностей. Помимо психологических данных, они обосновываются целым рядом других, чисто педагогических условий: социально-нравственными требованиями общества, логикой преподаваемого предмета, уровнем воспитанности учеников и уровнем их образовательной подго-

товки и т. п. <.. .> Задача психологии заключается не в том, чтобы научить воспитателя, что он должен делать, а в том, чтобы объяснить, вследствие каких психологических причин данное педагогическое действие оказывается правильным, целесообразным или, наоборот, неправильным, нецелесообразным.

Психология должна отвечать учителю не на вопрос «что делать?», а на вопрос «почему?». Ее важнейшая задача - воспитывать у учителя психологическую пытливость ума. Только в том случае, когда воспитатель постоянно спрашивает себя, какими психологическими условиями, какими свойствами личности ученика объясняются удачи и неудачи в педагогической работе, он в состоянии искать и находить все новые и новые творческие приемы педагогического воздействия» [5, с. 10-11].

Ученый обозначил несколько условий воспитания «психологической пытливости ума». Первое: построение изложения курса психологии на основе повседневных практических задач, с которыми должен справляться учитель. Постоянная педагогическая перспектива, практическая значимость делают профессиональные знания более действенными и крепкими. Второе: наиболее надежное и строгое решение теоретической психологической проблемы основывается на экспериментальных лабораторных данных. Конечно, важную роль играют и психологический анализ передового педагогического опыта, и осмысление наработок лучших учителей, однако этот материал нужно привлекать лишь в качестве иллюстрации экспериментальных фактов. Третье: для психологического объяснения каждой педагогической ситуации должен быть предпринят самостоятельный психологический анализ, поскольку решение любой общей задачи, стоящей перед учителем, всегда имеет индивидуализированный характер.

По поводу перечисленных условий В. С. Мерлин писал: «Уже при чтении лекционного курса мы приучаем студентов к психологическому анализу и истолкованию. Для этого мы, рассматривая экспериментальные факты и типичные педагогические ситуации, относящиеся к изучаемой теоретической проблеме, в некоторых простейших случаях не сами анализируем и истолковываем их, а требуем такого же анализа и истолкования от студентов. Другое средство развития у студентов навыков психологического исследования - самостоятельное решение психологических задач. Эти

задачи заключаются в описании экспериментальных фактов, житейских и педагогических ситуаций. Студенты или решают их устно, во время практических занятий, или же задачи предлагаются в виде домашней письменной работы. Но важнейшее средство в этом отношении - усвоение студентами некоторых основных методов психологического исследования, доступных для учителя в его повседневной работе. Такими методами являются психологическое наблюдение и естественный эксперимент. Этими методами студенты должны овладеть во время практических занятий по психологии, применяя их при изучении двух-трех тем психологического курса. Наконец, существенное значение имеет также применение курсовых и дипломных работ по психологии, как это практикуется во многих пединститутах» [5, с. 13-14].

Обобщая все сказанное об овладении приемами и методами психологического изучения, В. С. Мерлин приходит к следующему выводу: «Чтобы быть хорошим учителем, недостаточно хорошо знать психологию - надо стать психологом-исследователем» [5, с. 14].

Идея целостного, комплексного подхода к человеку при преодолении практических задач отчетливо сформулирована ученым в концепции интегральной индивидуальности: решение любой проблемы, относящейся к личности, возможно только при учете всего многообразия соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных факторов в их взаимной связи [12].

Это положение конкретизировалось применительно к деятельности педагога. В частности отмечалось: для учителя важно не только знать, что школьник в состоянии усвоить то или иное понятие, но и должно быть не менее существенно то, ценой каких энергетических затрат организм ребенка добивается такого усвоения и к каким последствиям в дальнейшем развитии приводят эти энергетические затраты. Аналогичным образом рассматривалось достижение профориентационных целей, которое невозможно без всестороннего учета антропометрических, соматических, нервно-физиологических, психических и социально-психологических свойств личности.

В 1978 г. под руководством В. С. Мерлина и под его редакцией по заданию Министерства просвещения РСФСР группой преподавателей кафедры психологии было подготовлено методическое письмо «Пути улучшения педагогической направленности в препо-

давании психологии в пединституте». В Министерстве от имени кафедры по данной проблеме был сделан доклад, где перечислялись предложения по повышению качества всех видов учебной психолого-педагогической профессиональной подготовки, включая лекции, семинары, лабораторные занятия, выполнение курсовых и дипломных работ, педагогическую практику, написание рефератов и др. [3]. Были представлены правила, которыми руководствуются преподаватели психологии Пермского педагогического института в своей деятельности. В систематизированном виде они сводились к следующему: использовать во всех видах учебных занятий новейшие данные психологической науки; обосновывать социально-практическую остроту основных психологических проблем; освещать психологические закономерности под углом зрения их использования в деятельности педагога; систематически и последовательно раскрывать связь психических процессов и деятельности со свойствами и структурой личности; освещать психологические основы решения наиболее актуальных проблем народного образования; формировать у студентов научную дисциплинированность, культуру мышления; воспитывать умение психологически анализировать и оценивать педагогические ситуации, применять психологические теории в решении педагогических задач; вооружать будущих специалистов умениями, методами психологического изучения деятельности учащихся на уроке, их личности и межличностных отношений, формировать у них исследовательские умения и навыки; вооружить студентов навыками самостоятельной работы над психологической литературой, имеющей педагогическую направленность.

Показательным примером к этому списку требований могут послужить разработанные по инициативе В. С. Мерлина методические рекомендации к проведению семинарских занятий по психологии [16]. В них, кроме общих положений (значение и задачи занятий; формы работы; список тем «Предмет психологии», «Личность и ее направленность», «Темперамент и характер», «Мышление» и т. д.), показано, как стимулируются навыки самостоятельного мышления, как знания превращаются в убеждения, как воспитывается научная дисциплинированность мышления. Так, особо выделены разделы о создании на семинарах творческой атмосферы развертывания дискуссии, живого обмена мнениями, вызывающего спор на профессионально значимые темы. Рекомендуется

вовремя ставить дополнительные вопросы; не регламентировать спор в момент его возникновения: не гасить запальчивые выступления и возражения с места, не выражать собственного отношения к суждениям студентов, подбадривать их; после возникновения спора вводить его в организованные формы, давая возможность всем высказаться поочередно; внимательно слушать высказывания и фиксировать их (кратко записывать догадки, упущения), не торопиться исправлять допущенные ошибки, привлекая к их анализу самих студентов; некоторые односторонние или неверные утверждения доводить до абсурда, чтобы более ярко показать заблуждения и тем самым стимулировать активность студентов; максимально использовать задания на сопоставление различных психологических явлений с целью выяснения сходства и различий между ними и их взаимосвязей.

Запоминающимися и содержательными были выступления В. С. Мерлина на различных совещаниях, посвященных психологическим основам преподавания в педагогических вузах, и на конференциях. Например, на таком крупномасштабном мероприятии, как Всесоюзный семинар-совещание по актуальным проблемам и методике преподавания возрастной и педагогической психологии в пединститутах, проведенном на базе Пермского пединститута в 1974 г., в котором приняли участие ведущие ученые (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Петровский, Л. А. Венгер, Е. А. Климов и др.), руководящие работники Министерства просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР, Министерства просвещения РСФСР, представители педвузов и других учебных заведений, В. С. Мерлин много внимания уделил социально-психологической и психофизиологической характеристике возраста и личности [4].

Традиции, заложенные на кафедре психологии при В. С. Мерлине, сохранились и после его ухода из жизни. Наиболее важным событием стало издание по заказу Министерства образования РСФСР учебного пособия «Общая психология в педагогическом вузе» [13]. В нем содержатся методические указания, планы семинарских занятий, задачи для самостоятельного решения, темы докладов и рефератов, тексты к основным темам курса «Общая психология». Разнообразный материал подготовлен по темам «Предмет психологии», «Личность и ее направленность», «Темперамент и характер», «Способности», «Ощущение и восприятие», «Мышление», «Эмоции и чувства», «Деятельность» и др.

Деятельность В. С. Мерлина и созданного им коллектива заложили прочный теоретический фундамент психологической подготовки будущих учителей и укрепления системы образования в условиях все возрастающих демократизации и гуманизации современного общества в период перехода от предметноцентриче-ского обучения к антропоцентрическому. Призыв В. С. Мерлина к усилению психологической подготовки учителя с целью развития профессионального мастерства актуален и сегодня, в свете проводимой модернизации системы образования.

Литература

1. Басов М. Я. Исследовательский метод в работе педагога / / Педагог и исследовательская работа над детьми / под ред. М. Я. Басова. М.; Л.: ГИЗ, 1925. С. 5-38.

2. Басов М. Я. Общие основы педологии. М.: Гос. издат., 1931.

3. Быстрова Г. В., Тамбовцева Т. С., Щукин М. Р. Пути улучшения педагогической направленности в преподавании психологии в пединституте: метод. письмо / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1978.

4. Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974.

5. Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей: вопросы методики преподавания психологии в пединститутах. Пермь, 1966.

6. Мерлин В. С. Чему и как учить будущих учителей по психологии / / Вопросы психологии. 1964. № 6. С. 141-146.

7. Мерлин В. С. Характер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 1-е изд. М.. 1970. С. 385-402.

8. Мерлин В. С. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 1-е изд. М., 1970. С. 369-384.

9. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие для спецкурса. Пермь, 1971.

10. Мерлин В. С. Характер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1976. С. 422-440.

11. Мерлин В. С., Вяткин Б. А. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1976. С. 405-421.

12. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

13. Общая психология в педагогическом вузе: учеб. пособие / под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1990.

14. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.

15. Сборник задач по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В. С. Мерлина. М.: Просвещение, 1974.

16. Тамбовцева Т. С., Щукин М. Р., Силина Е. А. Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по общей психологии. Пермь, 1981.

17. Щукин М. Р. Психическое развитие и обучение: метод. пособие для студентов-заочников / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1973.

18. Merlin V. S. Problems in the integrated study of individual differences // Soviet Psychology. Vol 20 (2). 1981-1982. P. 49-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.