Научная статья на тему 'Категории сознательного и бессознательного в музыкальном творчестве'

Категории сознательного и бессознательного в музыкальном творчестве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
453
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категории сознательного и бессознательного в музыкальном творчестве»

детстве, Винни-Пух, поэзия - это не та вещь, которую мы находим, но которая находит нас; самое большее, что мы можем сделать - это пойти туда, где нас могут найти. Видимо, муза часто не спешит отправиться в странствие по свету за автором, и последнем)' приходится возвращаться к ней.

Пространство нашего бытия обладает властью над нами. Мы отталкиваемся от него и вновь возвращаемся к нему. Мы пытаемся вырваться из его пут, но «невыносимая легкость бытия» (М. Кувде-ра) оказывается гораздо обременительней, и - мы возвращаемся. «Я люблю тебя, родина кроткая! А за что - разгадать не могу» (С. Есенин).

КАТЕГОРИИ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Е.В. Бочарова

Роль сознательного и бессознательного в музыкальном творчестве неизменно привлекает к себе пристальное внимание представителей самых разных областей научного знания - философов. психологов, искусствоведов, лингвистов, культурологов, кибернетиков и т. д. Что касается психологии музыкального творчества, то для нее категория бессознательного традиционно является одной из наиболее фундаментальных, базовых категорий.

Б отличие от экстравертированной науки, искусство и эстетическое восприятие более ин-тровертированм и связаны с ценностно-мотивационной стороной духовного мира общества. Бессознательное в художественном творчестве и эстетическом восприятии проявляется более непосредственно, чем в сфере рационального познания. Нельзя отрицать, что категория сознательного является необходимой частью восприятия любого явления искусства, в данном случае музыкального произведения. Таким образом, возникает вопрос о степени воздействия на человека сознательного и бессознательного факторов музыкального творчества, об эффективности их влияния на духовное совершенствование личности (особенно музыканта-профессионала).

Следует отметить, что процесс такого воздействия на человека дуалистичен, двусторонен. Он заключается во взаимодействии двух сторон: композитора с исполнителем-интерпретатором, исполнителя-интерпретатора со слушателем, композитора со слушателем. В процессе творчества происходит осознанное внедрение одной из сторон в бессознательную сферу другой стороны. Интересна проблема механизма рождения и воплощения бессознательного фактора в музыкальном творчестве: как и каким образом музыкант умеет высказать то, что заложено, оставаясь невыразимым. в многомиллионном человеческом сознании; вследствие каких причин он становится рупором коллективного бессознательного (архетипа), реализуемого в сфере эстетической культуры вообще и музыкального творчества в частности? Следовательно, проблема взаимодействия сфер сознательного и бессознательного в процессе музыкального творчества продолжает представлять особый интерес для различных наук, раскрывая творческий потенциал личности и общества, стимулируя продуктивное воображение.

ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ «АВТОРИТЕТ» В ТРУДАХ Ф. ЭНГЕЛЬСА М.Л. Антонова

Проблема философско-социального осмысления феномена понятия «авторитет» имеет свою давнюю историю; истоки которого восходят к античной науке. Каждая эпоха давала свою типологию понятия, постепенно усложняя и углубляя основные положения. Наиболее интересное, на наш взгляд, рассмотрение данной проблемы содержится в трудах Гоббса. М. Вебера, Ф. Энгельса и других.

Следует отметить, что понятие сущности авторитета определяется аксиологическим подхо-

дом к данной проблеме, проявляется только в системе межсубъектных связей. Человек выступает центральной фигурой в системе общественных отношений, где он занимает место субъекта или объекта, так как субъект определяется, по мнению профессора И И. Булычева: «...как эмоциональный способ существования отношений...», то есть не постоянный изменяющийся характер. Из этого следует, что феномен авторитета нужно рассматривать с позиций изменения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.