Научная статья на тему 'Феномен понятия «Авторитет» в трудах Ф. Энгельса'

Феномен понятия «Авторитет» в трудах Ф. Энгельса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
455
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен понятия «Авторитет» в трудах Ф. Энгельса»

детстве, Винни-Пух, поэзия - это не та вещь, которую мы находим, но которая находит нас; самое большее, что мы можем сделать - это пойти туда, где нас могут найти. Видимо, муза часто не спешит отправиться в странствие по свету за автором, и последнему приходится возвращаться к ней.

Пространство нашего бьггия обладает властью над нами. Мы отталкиваемся от него и вновь возвращаемся к нему. Мы пытаемся вырваться из его пут, но «невыносимая легкость бьггия» (М. Кунде-ра) оказывается гораздо обременительней, и - мы возвращаемся. «Я люблю тебя, родина кроткая! А за что - разгадать не могу» (С. Есенин).

КАТЕГОРИИ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Е.В. Бочарова

Роль сознательного и бессознательного в музыкальном творчестве неизменно привлекает к себе пристальное внимание представителей самых разных областей научного знания - философов, психологов, искусствоведов, лингвистов, культурологов, кибернетиков и т. д. Что касается психологии музыкального творчества, то для нее категория бессознательного традиционно является одной из наиболее фундаментальных, базовых категорий.

В отличие от экстравертированной науки, искусство и эстетическое восприятие более ии-тровертированм и связаны с ценностно-мотивационной стороной духовного мира общества. Бессознательное в художественном творчестве и эстетическом восприятии проявляется более непосредственно, чем в сфере рационального познания. Нельзя отрицать, что категория сознательного является необходимой частью восприятия любого явления искусства, в данном случае музыкального произведения. Таким образом, возникает вопрос о степени воздействия на человека сознательного и бессознательного факторов музыкального творчества, об эффективности их влияния на духовное совершенствование личности (особенно музыканта-профессионала).

Следует отметить, что процесс такого воздействия на человека дуалистичен, двусторонен. Он заключается во взаимодействии двух сторон: композитора с исполнителем-интерпретатором, исполнителя-интерпретатора со слушателем, композитора со слушателем. В процессе творчества происходит осознанное внедрение одной из сторон в бессознательную сферу другой стороны. Интересна проблема механизма рождения и воплощения бессознательного фактора в музыкальном творчестве: как и каким образом музыкант умеет высказать то, что заложено, оставаясь невыразимым, в многомиллионном человеческом сознании; вследствие каких причин он становится рупором коллективного бессознательного (архетипа), реализуемого в сфере эстетической культуры вообще и музыкального творчества в частности? Следовательно, проблема взаимодействия сфер сознательного и бессознательного в процессе музыкального творчества продолжает представлять особый интерес для различных наук, раскрывая творческий потенциал личности и общества, стимулируя продуктивное воображение.

ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ «АВТОРИТЕТ» В ТРУДАХ Ф. ЭНГЕЛЬСА М.Л. Антонова

Проблема философско-социального осмысления феномена понятия «авторитет» имеет свою давнюю историю; истоки которого восходят к античной науке. Каждая эпоха давала свою типологию понятия, постепенно усложняя и углубляя основные положения. Наиболее интересное, на наш взгляд, рассмотрение данной проблемы содержится в трудах Гоббса, М. Вебера, Ф. Энгельса и других.

Следует отметить, что понятие сущности авторитета определяется аксиологическим подхо-

дом к данной проблеме, проявляется только в системе межсубъектных связей. Человек выступает центральной фигурой в системе общественных отношений, где он занимает место субъекта или объекта, так как субъект определяется, по мнению профессора И.И. Булычева: «...как эмоциональный способ существования отношений...», то есть не постоянный изменяющийся характер. Из этого следует, что феномен авторитета нужно рассматривать с позиций изменения

I уманитарные науки

общественной, политической и социальной среды, поэтому межсубъектные связи неустойчивы и изменчивы. Подтверждение этому мы находим в трудах Ф. Энгельса, который глубоко и подробно рассматривает феномен авторитета и обосновывает его необходимость для любого социального устройства.

В статье «Об авторитете» Ф. Энгельс пишет: «Нелепо... изображать принцип авторитета абсолютно плохим, а принцип автономии - абсолютно хорошим. Авторитет и автономия - вещи относительные, и области их применения меняются вместе с различными фазами общественного развития».

Автор утверждает, что большинство всегда авторитетно по отношению к меньшинству, и

каждый человек поступает чем-нибудь из своей автономии, то есть подчиняется какому-либо авторитету, без этого не может существовать общество, иначе все будут только разобщенными личностями.

Таким образом, следует, что любая промышленная, политическая и социальная организация немыслима без авторитета, господствующей воли.

В настоящее время, на наш взгляд, резко снижен уровень «уважаемости» авторитета. Российская экономика вывела на арену понятие «бизнес-авторитет», авторитет женщины-предпринимателя, следовательно, эволюция понятия термина «авторитет» предлагается. Нам предстоит еще осмыслить и изучить феномен понятия «авторитет» на рубеже ХХ-ХХІ вв.

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВОЛИ А.В. Каримов

Воля является традиционным предметом философских рассуждений, но в настоящее время многие исследователи относят изучение этого вопроса преимущественно к сфере внимания нефилософских наук. Конечно, конкретные исследования проявлений воли весьма актуальны и необходимы, однако не стоит забывать о том, что вопрос о сущности воли может и должна решать только философская теория. Да и самой философии, которая во многих своих проявлениях достаточно далеко ушла от реального человека и его проблем, следует всерьез заняться этим вопросом. Ведь изучение воли как неотъемлемой черты человека позволяет рассматривать индивида как существо активное и деятельное по преимуществу.

Сложность феномена воли определила многообразие его трактовок в различных философских учениях. Порой под термином «воля» мыслители понимают разные явления. И все же, в многообразии мнений и концепций можно выделить достаточно устойчивый смысловой каркас, на котором базируются дальнейшие рассуждения авторов: компонентами воли являются способность человека иметь цели и сознательно регулировать свое поведение для их достижения. В конечном счете, проблема воли сводится к проблеме сознания, так как акт воления является одним из проявлений человеческого духа.

Вопрос о зависимости сознания от объективного мира по отношению к феномену воли конкретизируется и получает форму вопроса о ее свободе. Свобода воли фактически означает при-

мат духа над материей, поскольку под свободой, как правило, понимается полная независимость. Так понимаемая свобода воли, по нашему мнению, является невозможной в реальном мире. Только понимание свободы как специфического типа детерминации может способствовать адекватному теоретическому отражению феномена воли. Необходимо заметить, что существует многоуровневая детерминированность человеческой деятельности, характер которой сложен и противоречив. Но этот факт еще не дает повода для обоснования независимости сознания от материи, для посту лирования возможности беспричинных актов воли.

Способность высшей части человеческого «Я» контролировать и регулировать другие проявления психики и сознания свидетельствует об активной роли духовного начала в процессе человеческой деятельности. Но говорить о том, что все действия человека подчинены воле, которая выходит за рамки индивидуального бытия и приобретает мистический смысл (Шопенгауэр), неоправданно. Ведь воля в таком случае становится на место таких категорий как «бытие», «сущее», «материя» и т. д.

Дальнейшее изучение феномена воли требует сочетания исследования идеальных образов сознания с психолого-физиологическими и социолого-педагогическим и методами. Необходимо также всестороннее изучение функционирования категории воли в человеческой культуре, что позволит с большей определенностью очертить ее смысловые рамки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.