Научная статья на тему 'Философское понимание воли'

Философское понимание воли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философское понимание воли»

общественной, политической и социальной среды, поэтому межсубъектные связи неустойчивы и изменчивы. Подтверждение этому мы находим в трудах Ф. Энгельса, который глубоко и подробно рассматривает феномен авторитета и обосновывает его необходимость для любого социального устройства.

В статье «Об авторитете» Ф. Энгельс пишет: «Нелепо... изображать принцип авторитета абсолютно плохим, а принцип автономии - абсолютно хорошим. Авторитет и автономия - вещи относительные, и области их применения меняются вместе с различными фазами общественного развития».

Автор утверждает, что большинство всегда авторитетно по отношению к меньшинству, и

каждый человек поступает чем-нибудь из своей автономии, то есть подчиняется какому-либо авторитету, без этого не может существовать общество, иначе все будут только разобщенными личностями.

Таким образом, следует, что любая промышленная, политическая и социальная организация немыслима без авторитета, господствующей воли.

В настоящее время, на наш взгляд, резко снижен уровень «уважаемости» авторитета. Российская экономика вывела на арену понятие «бизнес-авторитет», авторитет женщины-предпринимателя, следовательно, эволюция понятия термина «авторитет» предлагается. Нам предстоит еще осмыслить и изучить феномен понятия «авторитет» на рубеже ХХ-ХХІ вв.

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВОЛИ А.В. Каримов

Воля является традиционным предметом философских рассуждений, но в настоящее время многие исследователи относят изучение этого вопроса преимущественно к сфере внимания нефилософских наук. Конечно, конкретные исследования проявлений воли весьма актуальны и необходимы, однако не стоит забывать о том, что вопрос о сущности воли может и должна решать только философская теория. Да и самой философии, которая во многих своих проявлениях достаточно далеко ушла от реального человека и его проблем, следует всерьез заняться этим вопросом. Ведь изучение воли как неотъемлемой черты человека позволяет рассматривать индивида как существо активное и деятельное по преимуществу.

Сложность феномена воли определила многообразие его трактовок в различных философских учениях. Порой под термином «воля» мыслители понимают разные явления. И все же, в многообразии мнений и концепций можно выделить достаточно устойчивый смысловой каркас, на котором базируются дальнейшие рассуждения авторов: компонентами воли являются способность человека иметь цели и сознательно регулировать свое поведение для их достижения. В конечном счете, проблема воли сводится к проблеме сознания, так как акт воления является одним из проявлений человеческого духа.

Вопрос о зависимости сознания от объективного мира по отношению к феномену воли конкретизируется и получает форму вопроса о ее свободе. Свобода воли фактически означает при-

мат духа над материей, поскольку под свободой, как правило, понимается полная независимость. Так понимаемая свобода воли, по нашему мнению, является невозможной в реальном мире. Только понимание свободы как специфического типа детерминации может способствовать адекватному теоретическому отражению феномена воли. Необходимо заметить, что существует многоуровневая детерминированность человеческой деятельности, характер которой сложен и противоречив. Но этот факт еще не дает повода для обоснования независимости сознания от материи, для посту лирования возможности беспричинных актов воли.

Способность высшей части человеческого «Я» контролировать и регулировать другие проявления психики и сознания свидетельствует об активной роли духовного начала в процессе человеческой деятельности. Но говорить о том, что все действия человека подчинены воле, которая выходит за рамки индивидуального бытия и приобретает мистический смысл (Шопенгауэр), неоправданно. Ведь воля в таком случае становится на место таких категорий как «бытие», «сущее», «материя» и т. д.

Дальнейшее изучение феномена воли требует сочетания исследования идеальных образов сознания с психолого-физиологическими и со-циолого-педагогическими методами. Необходимо также всестороннее изучение функционирования категории воли в человеческой культуре, что позволит с большей определенностью очертить ее смысловые рамки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.