УДК 342
DOI 10.18413/2712-746X-2020-44-3 -542-549
Категории правозащитного ряда в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации
Новикова А.Е.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: [email protected]
Аннотация. Основные внутренние и внешние направления политики государства отражаются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, которые в юридической литературе трактуются как политико-правовой акт. В силу того, что послания Президента России не выступали в качестве самостоятельной эмпирической основы правозащитной тематики, автором представлен анализ таких документов на предмет использования в них категорий ключевых категорий: «защита», «гарантии», «обеспечение» в сопоставлении с их адресатами, состоянием и ориентирами реализации. Раскрыта их вариативность, к примеру, в корреляция с субъективными правами определенных категорий лиц, статусов и состояний. Рассмотрены публичные субъекты реализации защиты, гарантирования, обеспечения прав и свобод личности, выявленные в рамках заявленных политико-правовых актов. Приведены итоги легализации поручений Президента Российской Федерации с учетом его посланий. Хронологический период охвачен 2005-2020 гг.
Ключевые слова: защита, гарантии, обеспечение, права человека, ежегодное послание.
Для цитирования: Новикова А.Е. 2020. Категории правозащитного ряда в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 45 (3): 542-549. DOI 10.18413/2712-746X-2020-44-3-542-549
Categories of the human rights series in the annual messages President to the Federal Assembly Russian Federation
Alevtina E. Novikova
Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The main internal and external directions of state policy are reflected in the annual messages of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation, which are interpreted in the legal literature as a political and legal act. Due to the fact that the messages of the President of Russia did not act as an independent empirical basis for human rights issues, the author presents an analysis of such documents for the use of key categories in them - "protection", "guarantees", "provision" in comparison with their addressees, state and implementation guidelines. Their variability is revealed, for example, in correlation with the subjective rights of certain categories of persons, statuses and States. The article considers public subjects of implementation of protection, guarantee, and guarantee of individual rights and freedoms identified in the framework of the declared political and legal acts. The results of legalizing the instructions of the President of the Russian Federation, taking into account his messages, are presented. The chronological period covers 2005-2020.
Keywords: protection, guarantees, security, human rights, annual message.
For citation: Novikova A.E. 2020. Categories of the human rights series in the annual messages President to the Federal Assembly Russian Federation. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law series. 45 (3): 542-549 (in Russian). DOI 10.18413/2712-746X-2020-44-3-542-549
Введение
Президент Российской Федерации в качестве конституционного гаранта прав и свобод личности, ежегодно обращаясь к Федеральному Собранию с посланиями, обоснованно излагает в них правозащитные аспекты. В юридической литературе также встречается трактовка ежегодного послания как политико-правового акта, определяющего стратегию России в области прав человека [Тихон, 2007]. Кроме того, его характеризуют с точки зрения способа легитимации государственной власти [Грищенко, 2011]. Исходя из того, что основные внутренние и внешние направления политики государства отражаются в посланиях, видится перспективным их анализ в связи с оценкой политических, экономических, социальных и правовых явлений в сравнительно-правовом хронологическом ключе.
Применительно к данной работе уточним, что к базовым категориям, раскрывающим правозащитные аспекты, относим защиту, гарантии и обеспечение. Безусловно, каждый из приведенных терминов, выступает самостоятельным юридическим феноменом, наполненным аутентичным содержанием. Однако в своей совокупности, полагаем, они способствуют реализации правозащитной миссии-обязанности Российского государства -защите и гарантиям на основе конституционных установок ст. 2 и ч. 1 ст. 17 соответственно с учетом конституционно-отраслевых интерпретаций [Мархгейм, 2005; Уваров, 2005; Тонков, 2013; Комкова, 2016; Андреев, Салтыков, 2018; Щербина, 2020], а также специальной сознательной актуализации [Макогон, 2014]. Термин «обеспечение» опосредуем доктринальным наполнением. К примеру, К.Б. Толкачев и А.Г. Хабибулин усматривают обеспечение применительно к субъективным правам и свободам в двух смыслах: «во-первых, как деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенции, обязанностей в целях создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления прав и свобод; во-вторых, как итог, результат этой деятельности, выражающейся в фактической реализации правовых предписаний, прав и свобод граждан» [Толкачев, Хабибулин, 1991].
Таким образом, в рамках данного исследования автором, на основе текстов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию, осуществлен анализ категорий правозащитного ряда («защита», «гарантии», «обеспечение») в сопоставлении с их адресатами, состоянием и ориентирами реализации. Хронологический период охвачен 2005-2020 гг.
Вариативность использования категорий правозащитного ряда в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации
В посланиях Президента обнаружен комплексный подход в перечислении искомых категорий правозащитного ряда. Так, в 2005 г. было отмечено, что только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. При этом обеспечение прав и свобод человека является критически важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России1.
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005. // Российская газета. 2005, 26 апреля.
В 2008 г. комплексно с позиции основы государственной политики предлагалась идеология, а в ее центре - человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду1. При этом гарантируемый отечественной Конституцией уровень свободы личности, зрелость демократических институтов и процедур расценены источниками дальнейшего государственного подъема.
Искомые категории последовательно связываются Президентом России с правами определенных категорий лиц, статусов и состояний. В числе таких категорий (статусов) малые народы2, граждане с небольшими доходами3 и их защита; военнослужащие и члены их семей в корреляции с прочными социальными гарантиями4; люди старшего поколения, пенсионеры в контексте обеспечения им достойной жизни5, социальных льгот и гарантий для ветеранов6.
Еще в 2008 г. глава государства обращал внимание на то, что пенсионная система больше не может ориентироваться на абстрактные средние показатели пенсионного обеспечения. Каждому человеку должно быть абсолютно понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте. Сколько ему гарантировало государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислены его работодателем, а сколько ему нужно откладывать самому7.
Стабильно участие Президента Российской Федерации в развитии и укреплении института семьи. В 2008 г. отмечалось, что именно Конституция утверждает защиту семьи не только как общепризнанную ценность, но и как юридическое понятие, то есть придает практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства, всем авторитетом Основного закона8.
Заявленные категории правозащитного ряда употребляются в посланиях Президента в связи с субъективными правами и свободами личности. К примеру, государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи сопоставлены с системой ОМС, призванной в полной мере их финансово обеспечить. Это касается и общего объема средств, и их доведения до конкретной больницы или поликлиники. При этом пациент должен точно знать, какую помощь ему обязаны оказать бесплатно, а врач - понимать, по каким принципам оплачивается его работа9.
В 2020 г. субъектам Российской Федерации была дана установка предоставить гарантию трудоустройства будущим выпускникам вузов по медицинским специальностям
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008. // Российская газета. 2008, 6 ноября.
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008. // Российская газета. 2008, 6 ноября.
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014. // Российская газета. 2014, 5 декабря.
4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006, 26.04.2007, 22.12.2011 г. // Российская газета. 2006, 11 мая; 2007, 27 апреля; 2011, 23 декабря.
5 Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006, 26.04.2007, 05.11.2008. // Российская газета. 2006, 11 мая; 2007, 27 апреля; 2008, 6 ноября.
6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006. // Российская газета. 2006, 11 мая.
7 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008. // Российская газета. 2008, 6 ноября.
8 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008. // Российская газета. 2008, 6 ноября.
9 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013. // Российская газета. 2013, 13 декабря.
«лечебное дело» и «педиатрия», чтобы врачи приходили на работу именно туда, где их помощи ждут люди1.
Обоснованно использование терминов «защита» и «гарантии» в социальной разновидности в качестве приоритета государственной политики2.
Уточним, что Президент Российской Федерации, употребляя конституционный термин «защита», коррелировал его и с неконституционными понятиями. К примеру, в 2007 г. усилия государства ассоциировались с защитой кровных интересов граждан, а именно, улучшением их жизни, повышением благосостояния и безопасности3.
Публичные субъекты реализации защиты, гарантирования, обеспечения прав и свобод личности
Глава государства в ежегодных посланиях связывает защиту с определенными субъектами публично-властной природы, обращает внимание на «правовые координаты» [Макогон, 2013] их деятельности. К примеру, для России характерна традиция сильного государства. Поэтому именно государству адресованы основные общественные запросы: обеспечить гарантии гражданских прав и справедливость, снизить уровень насилия и социального неравенства, навести порядок в ЖКХ и так далее4.
Правоохранительная и судебная системы отмечены в качестве субъектов, обеспечивающих действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений5.
В своих посланиях Президент касается не только конституционных властных субъектов правозащитной деятельности, но также институтов гражданского общества. Так, по его мнению, Общественная палата Российской Федерации вносит существенный вклад в укрепление законности и защиту прав человека6.
В рассмотренных политико-правовых актах также сделан акцент на объединенных усилиях государства и институтов гражданского общества. Так, одним из приоритетов в совместной работе государства и общества должна стать поддержка правозащитного движения в лице организаций, деятельность которых будет максимально приближена к интересам и проблемам конкретного человека7.
Президентом артикулированы и проблемы правозащитного пространства. В 2020 г. подчеркнуто, что предусмотренные законодательством общие для всех граждан права, возможности и гарантии в разных регионах и муниципалитетах обеспечиваются по-разному. Это несправедливо по отношению к человеку и несет прямую угрозу нашему обществу и целостности страны8. Полагаем, представленное замечание объективно. Более того, расцениваем настоящее положение в качестве правозащитной рискованности, мини-
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15.01.2020. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008. // Российская газета. 2008, 6 ноября.
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007. // Российская газета. 2007, 27 апреля.
4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. // Российская газета. 2012, 13 декабря.
5 Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008, от 03.12.2015 г. // Российская газета. 2008, 6 ноября; 2015, 4 декабря.
6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007. // Российская газета. 2007, 27 апреля.
7 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013. // Российская газета. 2013, 13 декабря.
8 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15.01.2020. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582
мизация которой необходима на законодательном уровне и в ходе дальнейшей научной дискуссии.
Реализация установок ежегодных посланий Президента России
Рассмотрим легализацию поручений Президента Российской Федерации как квинтэссенцию реализации установок ежегодных посланий Президента России.
Многие правозащитные предложения главы государства нашли последовательное отражение в федеральном законодательстве, несомненно, улучшив качество правозащитного пространства. Так, еще в 2005 г. Президент подчеркнул важность быстрого принятия законопроекта об информационной открытости государственных органов, реализация которого позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата, поможет им защитить свои интересы1. В 2008 и 2009 гг. были приняты соответствующие законы2.
В 2012 г. Президент России связал дополнительную защиту прав граждан с возможностью подавать коллективные иски, иски в интересах неограниченного круга лиц, а также иски от лица общественных организаций3. Спустя 7 лет в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации была включена новая глава 22.3 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц»4.
Исходя из установок Президента о продолжении программ обеспечения граждан жильем, что является одним из ключевых приоритетов5, начиная с 2010 г. реализуются отдельные мероприятия государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»6.
Указанная программа постоянно совершенствуется. Об этом свидетельствует Постановление от 15 июля 2020 г. № 1042, в соответствии с которым молодые семьи, участвующие в программе обеспечения доступным жильем, смогут получить выплаты на покупку квартир комфорткласса7. Ранее средства разрешалось расходовать только на жильё экономкласса. Кроме того, теперь можно использовать помощь от государства для рефинансирования ипотеки.
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005. // Российская газета. 2005, 26 апреля.
2 Федеральные законы от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. 2008, 26 декабря; 2017, 31 декабря; 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. 2009, 13 февраля; 2017, 31 декабря.
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012 // Российская газета. 2012, 13 декабря.
4 Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2019, 22 июля.
5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006. // Российская газета. 2006, 11 мая.
6 Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"» (ред. от 18.01.2020 с изм. от 26.04.2020) // СЗ РФ. 2011. № 5. Ст. 739.
7 Постановление Правительства РФ от 15.07.2020 № 1042 «О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"» // http://static.government.ru/media/files/kIC5H9dOVdCTlZaJ7ShAaTt35ZdMt35F.pdf (дата обращения 20.07.2020).
В 2011 г. посланием Президента России было зафиксирована необходимость реализации программы модернизации здравоохранения во всех регионах страны1. В данной связи в 2014 г.2 и 2017 г. была обновлена и в настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», направленная на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информаци-
3
онных технологий и современных стандартов управления .
Кроме того, после установок послания Президента России 2020 г. ожидаемы изменения, связанные с усилением роли Конституционного Суда Российской Федерации для повышения качества отечественного законодательства, для надежной защиты интересов граждан4 В 2019 г.
Глава государства также отмечал важность защиты людей дополнительными законодательными гарантиями - «ипотечными каникулами» и порядком на рынке микрокредитования5. Приведенные ориентиры не заставили себя долго ждать, и с 31 июля 2019 г. граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут потребовать приостановления исполнения обязательств или уменьшения размера платежей по ипотечным жилищным кредитам (займам) на льготный срок, не превышающий шести месяцев6. Что касается микрокредитования, то 1 октября 2019 г. вступил в силу федеральный закон, внесший су-шественные изменения в микрофинансовую деятельность и статус микрофинансовых ор-ганизаций7.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации подтверждают свой статус политико-правовых актов, а в части отражения ими основных направлений внутренней и внешней политики обоснованно включают правозащитное содержание. Установлено системное включение в заявленные акты таких терминов правозащитного ряда, как «обеспечение», «гарантии» и «защита». Их вариативность коррелируется как с субъектами реализации, так и субъективными правами определенных категорий лиц, статусов и состояний. Кроме векторной роли установок посланий Президента Российской Федерации в правозащитной сфере, таковые приобретают завершенный вид принимаемых нормативных правовых актов, выступающих уже реальными гарантиями прав и свобод личности. Исходя из этого, полагаем, послания российского Президента целесообразно рассматривать и в качестве краткосрочных
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011. // Российская газета. 2011, 23 декабря.
2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"». Документ утратил силу // СЗ РФ. 2014. № 17. Ст. 2057.
3 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"» (ред. от 27.03.2020) // СЗ РФ. 2018. № 1 (Часть II). Ст. 373; 2020. № 14 (часть I). Ст. 2108.
4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15.01.2020 // http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582
5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. 2019,21 февраля.
6 Федеральный закон от 01.05.2019 № 76-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 18. Ст. 2200.
7 Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3435; 2019 (часть V). № 49. Ст. 6953.
оперативных планов, что в полной мере соответствует применяемому в государстве программно-целевому методу управления.
Список литературы
1. Андреев А.А., Салтыков К.Г. 2018. О логическом отношении понятий «защита прав» и «охрана прав». Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 1(42): 5-9.
2. Грищенко Г.А. 2011. Институт посланий Президента Российской Федерации в механизме легитимации государственной власти. Российский юридический журнал. 6: 32-41.
3. Комкова Г.Н. 2016. Конституционные гарантии прав человека в России: понятие и классификация. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 3(39): 31-39. DOI: 10.21685/2072-3016-2016-3-3
4. Макогон Б.В. 2014. Компонент юридической ответственности в процессуально-ограничительной деятельности публичных властных субъектов. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 6 (49): 74-80.
5. Макогон Б.В. 2013. Процессуально-правовые координаты деятельности субъектов публичной власти. Белгород, Издательский дом «Белгород», 164 с.
6. Мархгейм М.В. 2005. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Ростов н/Д., Ростиздат, 199 с.
7. Тихон Е.А. 2007. Послания Президента РФ Федеральному Собранию как политико-правовой акт, определяющий стратегию России в области прав человека. Конституционное и муниципальное право, 16: 34-40.
8. Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. 1991. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, Уфим. ВШ МВД РСФСР, 168 с.
9. Тонков Е.Е. 2013. Правозащитная функция государства и субъективное право. Пробелы в российском законодательстве, 6: 47-51.
10. Уваров А.А. 2005. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Государство и право, 7: 82-84.
11. Щербина А.А. 2020. Понятие прав человека и их защита. Инновации. Наука. Образование, 2 (13): 219-227.
References
1. Andreev A.A., Saltykov K.G. 2018. On the logical relation of the concepts "security of rights" and "protection of rights". Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 1(42): 5-9 (in Russian)
2. Grishchenko G.A. 2011. The institute of the president's of the rf messages in the state power legitimating mechanism. Rossijskij yuridicheskij zhurnal [Russian legal journal]. 6: 32-41 (in Russian)
3. Komkova G.N. 2016. Constitutional guarantees of human rights in russia: the concept and classification. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki, 3(39): 31-39. DOI: 10.21685/2072-3016-2016-3-3 (in Russian)
4. Makogon B.V. 2014. Komponent juridicheskoj otvetstvennosti v processual'no-ogranichitel'noj dejatel'nosti publichnyh vlastnyh sub#ektov [Component of legal responsibility in the procedural and restrictive activities of public authorities]. Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, 6 (49): 74-80.
5. Makogon B.V. 2013. Procedural and legal entities coordinate activities of public authorities. Belgorod? Publ. Izdatel'skij dom "Belgorod": 164 р. (in Russian)
6. Marhgejm M.V. 2005. Zashchita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v sovremennoj Rossii: sistemnaya konstitucionnaya model', problemy ee funkcionirovaniya i sovershenstvovaniya [Protection of human and civil rights and freedoms in modern Russia: system constitutional model, problems of its functioning and improvement]. Rostov n/D, Publ. Rostizdat. 199 р.
7. Tihon E.A. 2007. Poslaniya Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu kak politiko-pravovoj akt, opredelyayushchij strategiyu Rossii v oblasti prav cheloveka [Messages of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly as a political and legal act defining the strategy of Russia in the field of human rights]. Konstitucionnoe i municipal'noe parvo, 16: 34-40.
8. Tolkachev K.B., Habibulin A.G. 1991. Organy vnutrennih del v mekhanizme obespecheniya lichnyh konstitucionnyh prav i svobod grazhdan [Internal Affairs bodies in the mechanism of ensuring personal constitutional rights and freedoms of citizens]. Ufa, Ufim. VSh MVD RSFSR, 168 p.
9. Tonkov E.E. 2013. Function of human rights law and subjective law. Probely v rossijskom zakonodatel'stve [Gaps in Russian legislation]. 6: 47-51 (in Russian)
10. Uvarov A.A. 2005. Constitutional guarantees of rights and freedoms of a man and a citizen. Gosudarstvo i parvo [State and law]. 7: 82-84 (in Russian)
11. SHCHerbina A.A. 2020. Ponyatie prav cheloveka i ih zashchita [The concept of human rights and their protection]. Innovacii. Nauka. Obrazovanie, 2 (13): 219-227.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Новикова Алевтина Евгеньевна, доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Alevtina E. Novikova, associate Professor, candidate of law, associate Professor of the Department of constitutional and international law of the law Institute of the Belgorod state national research University, Belgorod, Russia