Научная статья на тему 'ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИИ ЗА ПЕРИОД 1999-2019 ГГ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИИ ЗА ПЕРИОД 1999-2019 ГГ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИИ / MESSAGES OF THE PRESIDENT TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATE POLICY IN EDUCATION / STATE EDUCATIONAL POLICY / INITIATIVES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кальяк Андрей Михайлович, Кальяк Надежда Амангельдыевна

Приводятся положения посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ за период с 1999 по 2019 годы, посвященные вопросам образования. Отмечаются основные инициативы главы государства в сфере реформирования правового регулирования образования в России. Делается вывод о частичной эффективности начинаний главы государства в области образования, которые отчасти были использованы при реализации приоритетного национального проекта «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MESSAGES OF THE PRESIDENT OF RUSSIA FEDERAL ASSEMBLY OF RUSSIA FOR THE PERIOD 1999-2019 AS A REFLECTION OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF EDUCATION

The provisions of the messages of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of Russia for the period from 1999 to 2019, devoted to education. The main initiatives of the head of state in the sphere of reforming the legal regulation of education in Russia are noted. The conclusion is made about the partial effectiveness of the initiatives of the head of state in the field of education, which were partly used in the implementation of the priority national project «Education».

Текст научной работы на тему «ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИИ ЗА ПЕРИОД 1999-2019 ГГ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 342.61

Андрей Михайлович Кальяк, заведующий кафедрой теории государства и права, международного права, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета,

доцент кафедры конституционного и муниципального права, Сибирский институт управления - филиала РАНХиГС

E-mail: Andrei.kaliak@mail.ru

Andrey Michailovich Kalyak, Head of the Department of theory of state and law, international law, Novosibirsk law Institute (branch) Tomsk state University, associate Professor of constitutional and municipal law, Siberian Institute of management - branch of Ranepa

Надежда Амангельдыевна Кальяк, магистрант Сибирского института управления - филиала РАНХиГС

E-mail: reevier@mail.ru

Nadezhda Amangeldyevna Kalyak, Master's student of Siberian Institute of management - branch of Ranepa

ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИИ ЗА ПЕРИОД 1999-2019 ГГ. КАК ОТРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Приводятся положения посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ за период с 1999 по 2019 годы, посвященные вопросам образования. Отмечаются основные инициативы главы государства в сфере реформирования правового регулирования образования в России. Делается вывод о частичной эффективности начинаний главы государства в области образования, которые отчасти были использованы при реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Ключевые слова: послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, государственная политика в сфере образования, государственная образовательная политика, инициативы Президента РФ в сфере образовании.

MESSAGES OF THE PRESIDENT OF RUSSIA FEDERAL ASSEMBLY OF RUSSIA FOR THE PERIOD 1999-2019 AS A REFLECTION OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF EDUCATION

The provisions of the messages of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of Russia for the period from 1999 to 2019, devoted to education. The main initiatives of the head of state in the sphere of reforming the legal regulation of education in Russia are noted. The conclusion is made about the partial effectiveness of the initiatives of the head of state in the field of education, which were partly used in the implementation of the priority national project «Education».

Key words: messages of the President to the Federal Assembly of the Russian Federation, state policy in education, state educational policy, initiatives of the President of the Russian Federation in education.

Послания Президента РФ федеральному Парламенту в литературе рассматриваются как главное формально-юридическое средство определения основных направлений внутренней и внешней политики государства1. За период с 1999 по 2019 годы в сфере регулирования образовательных отношений произошли серьезные изменения. И значительная их часть была определена планами развития образования, озвученными практически в каждом из посланий главы государства Федеральному Собранию РФ.

1 Зорькин В.Е. Ежегодные послания Федеральному Собранию Российской Федерации как средство формирования и реализации правовой политики Президента Российской Федерации. Автореф. дис. ... к. ю. н. СПб., 2011. С. 22.

В своем последнем ежегодном послании, с которым выступил первый Президент России Б.Н. Ельцин в 1999 году1, было указано Правительству и Федеральному Собранию «принять федеральную программу развития образования, отвечающую современным требованиям», которая должна «вернуть уважение к учителю»; указано на необходимость разработать механизмы «стимулирования внебюджетного финансирования» в образовании.

В послании, озвученном Президентом РФ В.В. Путиным в 2000 году2, была сформулирована идея, к которой глава государства возвращался в нескольких следующих посланиях: «Формально бесплатные образование и здравоохранение фактически платны и порой недоступны для малообеспеченных...».

В послании за 2001 год3 были обозначены планы развития образования: расширение действия экономических механизмов в сфере образования; переход к непрерывному - в течение всей жизни - образованию; нормативное закрепление внебюджетного финансирования образования, платы за обучение; разработка государственных образовательных стандартов как основы для введения нормативного подушевого финансирования предоставляемых образовательных услуг; формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования.

Послание 2004 года4 было весьма насыщенным образовательной проблематикой. Как мероприятия будущего периода были сформулированы: усиление практической направленности образования и повышение требований к профессиональному образованию; проведение реформы образования на основе обеспечения качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда.

Целевые ориентиры планируемой реформы: прозрачная и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения, подготовительные отделения в вузах и адресное предоставление стипендий; заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок, или вернуть деньги, затраченные государством на его обучение; использование в получении образования образовательных кредитов; внедрение в практику адекватных времени образовательных стандартов.

В послании за 2005 год5 Президент РФ указал на необходимость создания финансовых решений и механизмов для активного привлечения частных инвестиций в образование.

В послании за 2006 год6 впервые прозвучало о содержании национального проекта «Образование»: поддержка вузов, которые реализуют инновационные программы; изменение содержания программ профобразования; создание системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний; расширение финансовой самостоятельности учебных заведений.

В послании за 2008 год7 отмечалось, что при модернизации школы необходимо гарантировать соответствие школьного образования целям опережающего развития - основа Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» (дети должны получить воз-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999 «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1999. 31 марта.

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.07.2000 «Какую Россию мы строим» // Российская газета. 2000. 11 июля.

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. 2001. 4 апреля.

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2004. 27 мая.

5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.04.2005 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2005. 26 апреля.

6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2006. 11 мая.

7 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // Российская газета. 2008. 6 ноября.

можность раскрыть свои способности; нужно создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации; школа должна стать центром самоподготовки, занятий творчеством и спортом; к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения).

В послании 2009 г.1 Президент отметил, что единый госэкзамен должен быть основным, но не единственным способом проверки качества образования. Поставлены задачи обеспечить доступ всем школам к широкополосному интернету, увеличить количество занятий физкультурой, а также создать безбарьерную школьную среду для детей-инвалидов, расширить самостоятельность школ в определении индивидуальных образовательных программ. Для провинциальных школ следует использовать технологии дистанционного и дополнительного образования. Также необходимо внедрение обязательных курсов переподготовки и повышения квалификации учителей на базе лучших российских вузов и школ.

В послании за 2010 год2 Президент сформулировал задачи поддерживать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов; для детей, которые не посещают детские сады, создать дошкольные группы в общеобразовательных школах; больше внимания уделять патриотическому воспитанию молодежи, формированию и развитию ценностей здорового образа жизни.

В послании 2011 года3 Президент указал на необходимость продолжить создание сети современных вузов, которые отвечают мировым стандартам как по качеству образования, так и по уровню проводимых научных исследований.

В 2012 году4 в своем послании федеральному парламенту Президент сформулировал очередную задачу школе - обновление содержания образования. В отношении системы вузов - он отметил, что приоритетную поддержку должны получить те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями.

Как было сказано в послании за 2013 год5, в школах должно быть ликвидировано обучение в 2-3 смены; отмечена необходимость создания Национального совета профессиональных квалификаций, возрождения системы школьной профориентации, а также создания высших технических учебных заведений на базе промышленных предприятий, наращивания экспорта образовательных услуг, создания условий обучения в российских вузах иностранных граждан и соотечественников из государств СНГ, развития дистанционного образования.

В послании за 2014 год6 говорилось о необходимости обновления материальной базы вузов, обучающих инженеров, а в послании за 2016 год - о создании современной системы среднего профессионального образования и увеличении числа бюджетных мест по инженерным дисциплинам в ведущих вузах.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 13 ноября.

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 1 декабря.

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // Российская газета. 2011. 23 декабря.

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2012. 13 декабря.

5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Российская газета. 2013. 13 декабря.

6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // Российская газета. 2014. 5 декабря.

7 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // Парламентская газета. 2016. 2-8 декабря.

В послании за 2018 год1 были запланированы построение современной профориентации, модернизация системы профессионального образования, создание ступени «прикладного бакалавриата» по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования.

В последнем по времени (за 2019 г., озвучено 20 февраля) послании2 Президент РФ также обращался к тематике образования: к концу 2021 г. все школы России должны иметь современное оснащение, в федеральные перечни школьных учебников следует включать действительно лучшие издания. В регионах должны быть созданы научно-образовательные центры для интеграции всех уровней образования, научных организаций и бизнеса.

Подводя итоги изложенному, отметим, что ряд реформ в сфере образования действительно был начат по инициативе главы государства, хотя некоторые предложения президента не получили широкого признания (например, образовательное кредитование). Ряд позиций, указанных главой государства, стал содержанием реализуемого в настоящее время нацпроек-та «Образование», который включает в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого»3. Но наиболее важным представляется то, что в разных посланиях глава государства характеризует образование либо как социальное благо (например, за 2000, 2014 гг.), либо как социальную - образовательную - услугу (например, за 2001, 2018 гг.). Это, по-видимому, отражает существующую неопределенность в установлении политико-правовой и социально-экономической ценности образования на высшем государственном уровне.

Список литературы

1. Зорькин В.Е. Ежегодные послания Федеральному Собранию Российской Федерации как средство формирования и реализации правовой политики Президента Российской Федерации. Автореф. дис. ... к. ю. н. -СПб., 2011. - 28 с.

2. Паспорт национального проекта «Образование» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 23.08.2019).

List of references

1. Zorkin V.E. Yezhegodnyye poslaniya Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii kak sredstvo formirovaniya i realizatsii pravovoy politiki Prezidenta Rossiyskoy Federatsii. [Annual messages to the Federal Assembly of the Russian Federation as a means of forming and implementing the legal policy of the President of the Russian Federation. Abstract. dis. ... cand. of l. s.] - SPb., 2011. - 28 p.

2. Pasport natsional'nogo proyekta «Obrazovaniye» // Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii. [Passport of the national project «Education»] // Official website of the Government of the Russian Federation. URL: http://government.ru/info/35566/ (accessed: 08/23/2019).

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2018. 2 марта.

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2019. 21 февраля.

3 Паспорт национального проекта «Образование» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 23.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.