Научная статья на тему 'Категории композиции изобразительного искусства, рассмотренные в историческом аспекте их развития'

Категории композиции изобразительного искусства, рассмотренные в историческом аспекте их развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чигинцева О. Н.

В статье даны определения композиционного мышления, композиции, её основных категорий. На примере рассмотрения отдельных категорий, таких как пространство, время, свет и цвет выделены константная и вариативная части композиции. Выявлена обусловленность развития композиционных категорий культурно-историческим процессом, а также процессом развития человеческого восприятия. Актуальность исследования заключается в выработке ориентиров для самостоятельной деятельности студентов-педагогов в области изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категории композиции изобразительного искусства, рассмотренные в историческом аспекте их развития»

ры. Различные нововведения призваны контролировать этот процесс со всех сторон. На основе проведенных опросов сотрудников и изученной литературы, можно сделать вывод о том, что руководителю необходимо сконцентрировать внимание на следующих фактах: 1. Корпоративная культура делится на два уровня (внутренний и внешний), совпадение которых способствует созданию позитивной корпоративной культуры. 2. Символика и ритуалы - неотъемлемая составляющая культуры, способствующая развитию совпадающих ценностей на двух уровнях корпоративной культуры. 3. Психологические тренинги и тестирования наилучшим образом отражают ценностный ориентир сотрудника на внутреннем уровне корпоративной культуры.

Проблема формирования и развития корпоративной культуры является одним из наиболее актуальных вопросов в настоящее время и требует более детального рассмотрения. К данному вопросу необходимо подходить с философской точки зрения, в этом был убежден и известный основатель автомобильной компании С. Хонда: «Деятельность без философии - это смертоносное оружие; философия без деятельности - пустые слова» [3].

Список литературы:

1. Грейдина Н.Л. Невербальный деловой английский язык. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2006. - 133 с.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 519 с.

3. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. - 224 с.

4. http://ru.wikipedia.org.

5. http://resuminka.ru.

КАТЕГОРИИ КОМПОЗИЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, РАССМОТРЕННЫЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИХ РАЗВИТИЯ

© Чигинцева О.Н.*

Институт психологии и педагогики детства Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

В статье даны определения композиционного мышления, композиции, её основных категорий. На примере рассмотрения отдельных категорий, таких как пространство, время, свет и цвет выделены кон-

♦ Старший преподаватель кафедры Эстетического воспитания

стантная и вариативная части композиции. Выявлена обусловленность развития композиционных категорий культурно-историческим процессом, а также процессом развития человеческого восприятия. Актуальность исследования заключается в выработке ориентиров для самостоятельной деятельности студентов-педагогов в области изобразительного искусства.

Определение сущности композиции и её основных категорий приобретает особую важность для обновления методики обучения изобразительному искусству в школе.

Слово «композиция» происходит от латинского слова compositio (составление, сложение, соединение частей, приведение их в порядок [3, С. 177]. Композицией называется состав и расположение частей целого, удовлетворяющее следующим условиям: 1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; 2) части не могут меняться местами без ущерба для целого; 3) ни один новый элемент не может быть присоединён к целому без ущерба для целого [3, С. 191].

В первоначальном значении слово «композиция» имело очень широкий смысл: в римском праве composition означало примирение тяжущихся сторон, в быту римской арены - представляло противопоставление борцов. Широкое понимание этого термина позволяет увидеть композицию в разных видах искусства, в природе, в разных сферах деятельности: в живописи, дизайне, музыке, танце, поэзии, в закономерностях расположения отдельных частей растений, в расстановке шахматных фигур, в «диспозиции» вражеских армий, в математических формулах, в «структуре» химических соединений, в парфюмерии, в кулинарии и т.д. Подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы, развивая их, человек, по мнению М. Алпатова, делает композицию «основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности» [3, С. 178].

Композиционные категории во всех видах изобразительного искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве - воспринимаются визуально, создают возможность синтеза, формируют опыт изобразительной деятельности. Современные искусствоведы, культурологи и педагоги выделяют следующие композиционные категории: целостность, гармония, пространство, время, мера, свет, цвет и др.

Целостность является «родовым признаком композиции» [3, С. 190]; зрительной формой цельности разнопространственного и разновременного; синтезом зрительных позиций; единой структурой [3, С. 180]. Целостность требует наличия единого сюжетно-композиционного центра. По мнению древнегреческого философа Аристотеля: «Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно имену-

ется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно» [1, С. 175].

Аристотель называет гармонией «смешение и сочетание противоположностей; из противоположностей составлено и тело». «Говоря о гармонии, мы имеем в виду два её значения: во-первых, гармония в собственном смысле есть сочетание величин, которым свойственны движение и положение, когда они так прилажены друг к другу, что больше уже не могут принять в себя ничего однородного; во-вторых, гармония есть соотношение частей, составляющих смесь» [1, С. 384].

Пространство есть такая структурная организация материального мира, которая позволяет объектам занимать определённое место среди других, граничить друг с другом. Волков Н.Н. называет пространство в картине местом действия, существенным компонентом самого действия и характеристикой предмета. «Это поле сталкивающихся физических и духовных сил. Вместе с тем это также среда, в которую погружены предметы» [3, С. 197].

Время в искусстве - организация длительности, скорости и последовательности образов в произведении. Принцип развития во времени требует от произведения «передачи в кульминационном моменте признаков предыдущего и последующего состояний» [6, С. 379]. Каждая часть композиции выявляет визуальные признаки одного интервала времени (в пределах суток, месяцев, года, исторического события и т.д.). Если в отдельных частях представлены разновременные состояния объектов, событий, тогда вся композиция является монтажом. Реальные интервалы времени символически обусловливают ритм отдельных элементов в композиции.

Мера в искусстве - необходимость и достаточность определённых количественных характеристик произведений искусства для возникновения качества художественности. Учёт меры, присущей каждому предмету, К. Маркс рассматривал как непременное условие формирования его «по законам красоты» [7, С. 200-201].

Свет - организация отношений различимости элементов по принципу контраста или нюанса. Акцентирует расположение кульминационных мест, центральных фигур.

Цвет - субъективная и вместе с тем измеряемая характеристика субъективных свойств вещей и их отношений [4].

Перечислив основные категории композиции, перейдём к краткому исследованию становления одной из категорий композиции - пространству, на основе ознакомления с историческим развитием мирового изобразительного искусства.

Каждая эпоха обладала своим, ей только присущим выражением пространства, так, в древнем Египте художники имели мифологическое по своему характеру представление о пространстве. Стремясь к упорядочению Вселенной, египтяне олицетворили землю и небо с богами, а управление равновесием мира установили в центре между ними, в разумном

начале Мау. Следующая особенность художественного мышления египтян была связана с приоритетом кинестетического восприятия. В одном образе человека, изображённом на стене гробницы или на древнем папирусе, соединяется несколько ракурсов: вид сбоку и спереди. «Картина -цепь событий, рассказ, развёрнутый в ряде фигур. Уже на этом раннем этапе развития живопись выражает на плоскости разные точки зрения на предмет» [2, С. 285]. Это означает, что категория пространства передавалась только через «смысловые», а не визуальные соотношения. Взаимосвязь пространства с другими категориями: меры, цвета и света - находит воплощение в принципе числовой «музыкальной» пропорции; в мифологических отношениях цвета со стихиями; в канонизации цветов согласно устройству космоса (мира богов и людей) [5, С. 14].

В период расцвета античной культуры композиционные представления формировались на основе критического анализа мифологической картины мира и под влиянием возникновения первых научных знаний. По утверждению Протагора - «Человек есть мера всех вещей». Образ человека как частицы образа целого мира, начал служить мерой для постижения мега и микро пространства. Так были установлены новые пропорциональные закономерности частей человеческого тела, разрешена проблема «оживления» образа человека в приёме «contraposto». Цвет рассматривался как характеристика пространства, освещенного светом, новая интерпретация основывалась на эстетических, этических и психологических отношениях цвета со стихиями.

В художественно-композиционной концепции Средневековья идея света, выявляющего пространство, отождествлялась с эманацией Бога. Чтобы понять смысл средневековой композиции иконы, мы должны смотреть не внутрь её пространства, а воспринимать то, как она изливает на нас Божественный свет, в котором различаются образы возвышенного. Такая своеобразная точка зрения передаёт образ пространства, излучающий свет изнутри и к тому же увиденный в обратной перспективе. Пространство строится по религиозным канонам и догмам. Изображение понималось как символ.

В эпоху Возрождения передача пространства приобретает познавательную направленность; ориентацию на выявление объёмной формы, воспроизведение зрительно воспринимаемых особенностей анатомии человека, передачу движения. Альберти Л.-Б. разработал идею прямой перспективы, организующей пространство в картине по принципам усечённой пирамиды, образуемой лучами, идущими от предметов к нашему глазу, что соответствует восприятию пространства с неподвижной точки зрения. Изображение рассматривалось как копия и зрительная модель действительности.

Свет приобретает материальное значение, овладение этой категорией «закладывает основы колористической композиции, выделяющей главное в картине при помощи цвета и света», создаёт иллюзию зрительно вос-

принимаемого объёма [2, С. 286]. Леонардо да Винчи предложил новое понятие «воздушной перспективы», а также композиционный приём «сфуматто», который связал воедино две категории - пространство и цвет.

Последовавшая затем эпоха Просвещения укоренила познавательную направленность в освоении категории пространства в искусстве.

В XX веке происходят коренные изменения в рассмотрении данной категории. Получает развитие идея соединения пространственной и временной категорий в произведениях искусства. Категория пространства в искусстве XX века предполагает не просто последовательное изображение следующих друг за другом событий (как в средневековой миниатюре), не застывший взгляд (как в прямой перспективе Возрождения), а всесторонний обзор с переменных, движущихся точек зрения (как в перцептивной перспективе, в кубизме, в киноискусстве). Принцип единства последовательности и одновременности в композиции картины помогает моделировать восприятие картины как динамический процесс возникновения и становления образа [2, С. 258].

Категория колорита (цвета и света) приобретает самостоятельное значение. В композициях импрессионистов освоен «цвет света, полусвета, тумана, воздуха, тени, полутени» [2, С. 287]. Изменение значимости категории приблизило композиционные средства живописи к композиционным средствам музыки и способствовало её удалению от литературы. Категория цвета может быть описана на основе характеристик многих наук: физики, физиологии, психологии и др.

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, категория пространства в искусстве связана с категориями времени, меры, света, цвета, а её историческая эволюция обусловлена культурно-историческим процессом. Формы выражения художественного пространства (начиная от плоскостных к глубинным формам передачи пространства в перспективе) изменялись в соответствии с эволюцией познавательного процесса.

Во-вторых, рассмотренный процесс развития категории композиции позволяет сделать вывод о постепенном совершенствовании восприятия в истории. Это развитие проходит путь от слитного, синкретичного, фрагментарного восприятия пространства при ведущей роли зрительно-двигательной, осязательной систем восприятия - к расчленённому, осмысленному отражению при ведущей роли зрительного восприятия.

В-третьих, на современном этапе возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального восприятия жизни, отличного от фотографического изображения.

В-четвёртых, основными законами искусства являются всеобщие законы жизни - это законы природы, мышления, истории, законы диалектики. Законы составляют неизменную часть композиции.

В-пятых, композиционные приёмы, средства и каноны (передачи пространства и цвета), хранящие предшествующие достижения художествен-

ной мысли в освоении реальности, теряют своё значение, когда исторически исчезают идейные концепции. Тогда на смену им приходят новые, лучшим образом решающие задачи искусства.

Творческое осмысление приёмов, средств и канонов, образующих вариативную часть композиции, является необходимым компонентом в методике обучения будущих педагогов изобразительному искусству в школе.

Список литературы:

1. Аристотель, Сочинения в четырёх томах [Текст]: Т. 1 Ред. В.Ф. Асмус / Аристотель. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.

2. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

3. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н. Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

4. Серов, Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология [Текст] / Н.В. Серов. - СПб.: Речь, 2004. - 672 с.

5. Торлопова, Н.Г. Методические основы подготовки студентов педагогического колледжа к цветовому эскизированию орнаментальной композиции (на примере декора народных изделий Коми) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Торлопова. - М., 2005.

6. Шубников, А.В. Симметрия в науке и искусстве [Текст]: монография / А.В.Шубников, В.А. Копцик. - Москва-Ижевск, 2004. - 560 с.

7. Эстетика [Текст]: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

ИНСТИТУТ ГЕЙШ В ЯПОНИИ: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© Чистюхина Ю.С.*

Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Находка

В данной статье предпринята попытка исследовать и проследить становление и развитие института гейш в Японии со времени возникновения и до наших дней, дать его общую характеристику и раскрыть значимость в сохранении самобытной национальной культуры. Для полного исследования данной темы использовали исторический, номотетический и аксиологический методы.

♦ Ассистент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.