Научная статья на тему 'Категории экономики труда: ретроспективный анализ'

Категории экономики труда: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1039
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТРУДА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / WORK ECONOMY / INNOVATIVE ECONOMY / LABOUR POTENTIAL / INTELLECTUAL CAPITAL / INTELLECTUAL POTENTIAL / INTELLECTUAL ACTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Елена Владимировна

Представлены результаты ретроспективного анализа основных категорий понятийного аппарата экономики труда, предложено расширение терминологического базиса экономики труда в условиях инновационной экономики, а также показано структурно-логическое соотношение между традиционными и современными категориями экономики труда, характеризующими специфику трудовой деятельности в условиях инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковлева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Categories of labor economy: retrospective analysis

The results of the retrospective analysis of the basic categories of the conceptual structure of economy of work are presented, expansion of terminological basis of economy of work in the conditions of innovative economy is offered, and also the structurally-logic parity between traditional and modern categories of economy of the work characterizing specificity of labour activity in the conditions of innovative economy is shown.

Текст научной работы на тему «Категории экономики труда: ретроспективный анализ»

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

УДК 331.01 : 331.02

Е. В. ЯКОВЛЕВА

Омский государственный технический университет

КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИКИ ТРУДА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ___________________________________

Представлены результаты ретроспективного анализа основных категорий понятийного аппарата экономики труда, предложено расширение терминологического базиса экономики труда в условиях инновационной экономики, а также показано структурно-логическое соотношение между традиционными и современными категориями экономики труда, характеризующими специфику трудовой деятельности в условиях инновационной экономики.

Ключевые слова: экономика труда, инновационная экономика, трудовой потенциал, интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал, интеллектуальные активы.

Экономика труда — теоретико-методологическая основа наук, в которых рассматриваются самые различные аспекты трудовой деятельности, а также ее условия и процесс подготовки к ней. Проблемы современной экономики труда глубоко социализированы. XXI в. — век инновационной экономики, постиндустриального общества, что обуславливает глобальные изменения в сфере труда, затрагивающие как характер трудового процесса, так и функционирование рынка труда. Соответствующие эволюционные изменения происходят и на уровне понятийного аппарата экономики труда как научной дисциплины.

Проблемам трансформации общественного труда и роли человеческого фактора в связи с инновационными процессами посвящены труды Бушмарина И.В., Васильчука Ю., Иншакова О.В., Марцинкевича В.И., Смирнова Б.М., Супяна В.К. Важное методологическое значение в исследовании вопросов кадрового обеспечения научно-технического прогресса и инновационных процессов имеют труды, в которых исследованы проблемы соответствия рабочей силы и средств

производства: Жамина В.А., Плинера М.Д., Сонина М.Я., Якимова В.Н.

Актуальные проблемы экономики труда при формировании и развитии высокотехнологичных, наукоемких экономических условий, можно выразить следующим образом: рост эффективности труда в условиях трудно предсказуемых колебаний конъюнктуры рынков; усложнение взаимосвязи между производительностью труда и социальными параметрами трудового процесса (удовлетворенностью трудом): поиск взаимоприемлемых компромиссов; проблема статусных характеристик работника организации (предприятия): роль образования, занимаемой должности и др.; стратегически перспективное развитие трудового потенциала персонала организации (предприятия); необходимость расширения информационной базы о труде и занятости для большинства категорий работников; воспроизводство инновационной рабочей силы: подготовка кадров по новым направлениям развития техники и технологии, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования,

Рис. 1. Структурно-логическое соотношение между категориями экономики труда (индустриальный период общественного развития)

Основные категории экономики труда в индустриальный период

Экономическая категория Сущностное значение

1 2

Рабочая сила 1. Совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он использует для производства материальных и духовных благ. Иначе, способность человека к труду — способность физическая и профессиональная. Рабочая сила существует до того, как начинается процесс труда, который является, таким образом, функцией рабочей силы:Т=/(РС), где Т — труд, РС — рабочая сила. Тогда рабочая сила — это труд в потенциале (трудовой ресурс) [4]. С другой стороны: РС = Зн + Бр, где Зн — занятые, Бр — безработные. По отношению к непосредственному процессу труда рабочая сила выступает как потенциальная величина, в то время как труд — это функционирующая способность, функционирующая рабочая сила.

Трудовые ресурсы 1. Это трудоспособная, работающая или неработающая часть населения определенной территории, способная к производству товаров, услуг {введено в научный оборот в 20-е гг. прошлого века академиком С.Г. Струмиловым). Трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой.

2. «Общие трудовые ресурсы» включают собственно трудовые ресурсы и военнослужащих (по определению Международной конференции статистиков труда, 1954 г.). «Общие трудовые ресурсы» — граждане Шлет и старше, постоянно работающие или ищущие работу и способные к физическим и умственным усилиям, требующимся для производства товаров, услуг (в западной традиции).

3. Трудовые ресурсы выражают отношения, складывающиеся между обществом, трудовым коллективом и отдельным индивидом по поводу производства, распределения, перераспределения и использования сформированной трудоспособности, соответствующие субъективным интересам, общественным потребностям, уровню развития научно-технического прогресса [5].

4. Главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая? благодаря своим психофизиологическим и интеллектуальным качествам способна участвовать в общественно полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги [6]: ТР = ТЧН + РГ, где ТР — трудовые ресурсы; ТЧН -трудоспособная часть населения в трудоспособном возрасте, причем как занятая, так и незанятая в экономике; РГ - работающие в экономике страны граждане моложе и старше трудоспособного возраста. Или: ТР — Чтр. — Чнераб. + Чподр. + Чраб. пенс., где Чтр. — численность населения в трудоспособном возрасте; Чнераб. — численность неработающих лиц того же возраста, признанных в соответствии с государственными правовыми положениями нетрудоспособными; Чподр. — численность работающих подростков (в возрасте до Шлет); Чраб. пенс. - численность работающих лиц пенсионного возраста.

5. Это совокупные способности к труду всего общества, т.е. всего социально активного населения. Трудовые ресурсы характеризуются показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной квалификационной структурой [4]: ТР = f (РС).

Трудовой потенциал Основные подходы к пониманию сущности [7, 8]: совокупность трудовых ресурсов, необходимых для функционирования или развития организации, отрасли, территории, страны, обеспечивающих производственную деятельность, соответствующую потребностям рынка и общества; общая численность экономически активного населения страны, г.е. та часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятое и часть незанятого (безработных) в общественном производстве населения (в этом смысле нет разграничения понятий «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал»); система профессионально-личностных качеств работника, составляющих в совокупности человеческий фактор производства; способность комплекса трудовых ресурсов решать поставленные перед организацией, отраслью, территорией задачи.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ БЕСТНИК № 6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

Человеческие ресурсы Определенный набор качеств, позволяющий добывать жизненные блага и завоевывать социальные позиции. Это часть человеческого капитала организации в форме набора неформализованных способностей сотрудников; общие и специальные знания, навыки и умения, которые интегрально описывают интеллектуально-креативные способности сотрудников [ 1 ]. Человеческие ресурсы — это потенциал, возможность, которая еще не реализована; люди, каждый из которых что-то знает и умеет.

Человеческий потенциал Человеческий потенциал страны — это совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации [9].

Человеческий фактор Это такое обозначение человеческой деятельности, которое включает в себя два основных элемента — производство и реализацию способностей человека. «Это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества» [9]. Это люди организаций и учреждений, объединенные для совместной деятельности. Это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий социальную, демографическую, экономическую и политическую структуру, взаимодействие элементов которой обеспечивает развитие общества.

Человеческий капитал 1. Форма капитала, выступающего составной частью человека и источником его будущих заработков и/или надежных выгод [10]. 2. Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта.

3. Человеческий капитал организации — это суммарные психофизиологические, интеллектуальные, физические, моральные, социальные, нравственные и другие способности всех сотрудников приносить доход организации [1].

Таблица 2

Расширение терминологического базиса экономики труда в условиях инновационной экономики

Элементы терминологическое базиса Сущностная характеристика: специализация, функциональное значение

Человеческие активы Сотрудники организации, т.е. специалисты, наделенные знаниями и навыками, профессиональными качествами, люди с определенным характером и способностями, воспитанием и культурой [11]. Человеческие активы, в отличие от других активов, не принадлежат компании, они аккумулированы в головах сотрудников. Это совокупность коллективных знаний сотрудников, их способностей, умений и личных качеств. Это один из видов активов, которыми располагает компания. Их сложно оценить в денежном выражении, но не управлять ими — значит, приносить ущерб бизнесу.

Интеллектуальный потенциал организации Означает существующий в потенции, т.е. скрытый, не проявляющийся, возможный. Это накопленные организацией знания, умения, опыт, познавательные и духовные способности, практически используемые и/или не задействованные, скрытые. Интеллектуальный потенциал организации складывается из накопленного объема знаний, интеллектуального уровня сотрудников, опыта инновационной деятельности.

И нтелле ктуальн ый потенциал персонала ИТТ— ТП + А + О иА + 0+ П, где 777 — творческий потенциал; А — активность; ОиА — организованность и ассертивность; О - образование; П - профессионализм |2].

И нтеллектуальн ый капитал В рамках экономической системы (предприятие, например) - это совокупность интеллектуальных активов и трудовых ресурсов [3].

Интеллектуальные активы [12] Ин теллектуальные активы можно разделить на информационно-интеллектуальные ресурсы и информационно-интеллектуальные продукты.

Интеллектуальные ресурсы [ 12] Интеллектуальные ресурсы можно определить как совокупность научно-производственных, финансовых, маркетинговых, организационно-управленческих, кадровых, информационнотехнологических, юридических и др. идей, методов, инструментов, технологий, различных форм существования информации, полученных в результате интеллектуального труда .

Человеческий капитал (начало 90-х гг. - настоящее время): признание производительного характера инвестиций в развитие человека

Человеческий фактор (конец 80-х гг. XX в. -настоящее время): необходимость повышения отдачи личного фактора

Трудовой потенциал (70-80-е гг. XX в. - настоящее время): необходимость активизации и эффективного использования возможностей, связанных с личным фактором

Трудовые ресурсы (20-е гг XX в, - настоящее время): необходимость измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы в условиях централизованного управления экономикой

Рабочая сила (XIX в. — настоящее время): необходимость обозначения и учета личного фактора производства

Рис. 2. Ступени развития основных категорий экономики труда

Рис. 3. Предлагаемое соотношение между традиционными категориями экономики труда и современными, характерными для условий инновационной экономики

формирование работников, обладающих инновационными способностями, т.е. умением вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей организации.

Ещё в 1662 г. английский меркантилист У. Пети определил труд как «Источник всякого богатства», открывая, таким образом, заново известную, но забытую идею Аристотеля, «Только труд, а не всякая работа участвует в достижении экономического роста» [1]. Объектом систематических научных исследований трудовая деятельность человека стала со второй половины XIX в. (американский инженер Ф.У. Тейлор). В современном понимании понятие

«труд» имеет два существенно различных значения для специалистов различных сфер деятельности, в том числе и для экономистов: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как вид экономических ресурсов [2].

Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. Последний имеет определяющее значение для повышения эффективности процесса труда в условиях инновационной экономики, является основой рабочей силы современного человека. Если деятельность (отлат. асИшэ—деятельный) — это специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Тогда трудовая деятельность —

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной, деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможности участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. В этом смысле труд рассматривается как трудовой потенциал и используется Б.М. Генкиным [2] для обозначения вида экономических ресурсов в составе: природа (природные ресурсы); трудовой потенциал; ресурсы, произведенные человеком.

Традиционными экономическими категориями экономики труда, опирающимися на сущностное значение категории «труд» являются такие, как (табл. 1) [3]: — «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал» — в западной экономической науке; — «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий фактор», «человеческий капитал» — в российской научной литературе преимущественно до конца 90-х гг. Структурно-логическое соотношение между основными понятиями традиционной экономики труда, их становление и развитие представлены на рис. 1, 2.

Для характеристики труда (трудовой деятельности) , трудовых ресурсов в инновационной экономике необходимы такие категории, как «человеческие ресурсы» (ЧР), «человеческий фактор» (ЧФ), «человеческий потенциал» (ЧП), «человеческий капитал» (ЧК), «человеческие активы» (ЧА), «интеллектуальный капитал» (ИК), «интеллектуальный потенциал» (ИП), «интеллектуальные активы» (ИА), «интеллектуальные ресурсы» (ИР). Это понятия, которые можно идентифицировать по ряду общих признаков, но нельзя отождествлять. Базисный характер этим понятиям придает то, что все они позволяют: более точно, с учетом специфики описать новые виды трудовых отношений (сетевые взаимодействия, например); представить сущность современной рабочей силы; сформулировать концепцию управления промышленнопроизводственным персоналом в условиях инновационной экономики. Терминологическое разграничение понятий, характеризующих трудовую деятельность в инновационной экономике, представлено в табл. 2. Структурно-логическое соотношение между традиционными и современными категориями экономики труда можно выразить следующим образом (рис. 3).

ИНФОРМАЦИЯ

Представленное расширение терминологического базиса экономики труда в современных экономических условиях, таким образом, необходимо для: формирования концептуальных основ развития персонала современной организации; принятия управленческих решений по совершенствованию системы образования, форм и методов регулирования отношений на рынке труда; повышения эффективности использования интеллектуального потенциала персонала.

Библиографический список

1. Экономика труда / Под ред. Н.А. Горелова. — СПб. : Питер, 2007. — 208 с.

2. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б.М. Генкин. — М. : НОРМА, 2007. — 448 с.

3. Яковлева, Е.В. Интеллектуальный потенциал организации в условиях инновационной экономики : монография / Е.В . Яковлева. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. — 160 с.

4. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. — М. : ЭКЗАМЕН, 2002. — 736 с.

5. Вечканов, Г.С. Современная экономическая энциклопедия. Трудовые ресурсы / Г. С. Вечканов. — СПб. : Лань, 2002. — 692 с.

6. Экономика и социология труда : учебник / Под ред. А.Я. Киба-нова. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 584 с.

7. Козлов, А.И. Человеческий капитал в системе экономических категорий труда / А. И. Козлов // Управление персоналом. -2008. - № 9 (май). - С. 49-52.

8. Клюев, А.В. Социально-трудовой потенциал общества: структура и ресурсные возможности / А.В. Клюев, Е.В. Макаров // Личность. Культура. Общество. - 2008. - № 2. - С. 294-300.

9. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. - 2005. - № 1. - С. 13-25.

10. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход / Г.С. Беккер. - М. : ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.

11. Багов, В.П. Управление интеллектуальным капиталом : учеб. пособие / В.П. Багов, Е.Н. Селезнев, В.С. Ступаков. - М. : ИД «Камерон», 2006. - 248 с.

12. Лукичева, Л.И. Управление интеллектуальным капиталом / Л.И. Лукичева. - М. : Омега-Л, 2007. - 552 с.

ЯКОВЛЕВА Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика и организация труда».

Адрес для переписки: e-mail: elenavl [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.05.2010 г.

© Е. В. Яковлева

18-й конкурс на соискание премий Европейской академии

Клуб российских членов Европейской академии приглашает молодых российских ученых принять участие в 18-м конкурсе на соискание премий Европейской академии.

Премии присуждаются за фундаментальные научные исследования (естественные и гуманитарные науки), выполненные в России и опубликованные в виде статей в ведущих научных журналах или книг.

Победителям будут вручены дипломы, медали и денежные премии в размере 1000 долларов.

Список победителей 17-го конкурса Европейской академии и правила оформления заявок помещены на сайте http://www.genebee.msu.ru (Academia Europaea Prize).

Сбор заявок заканчивается 15 марта 2011 года.

Телефон для справок в Москве: 939-43-31.

(Шаповалова Ирина Владимировна, с 14 до 17 часов).

Источник : http://www.rsci.ru/grants/grant_news/269/228270.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.