Научная статья на тему 'КАТЕГОРИИ - АТРИБУТ НАУЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КАТЕГОРИИ - АТРИБУТ НАУЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ / ПОЗНАНИЕ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / ЭТИМОЛОГИЯ / КЛАСС / РАЗРЯД / ТИПОЛОГИЯ / CATEGORY / COGNITION / SCIENTIFIC ACTIVITY / SOCIAL REPRODUCTION / ETYMOLOGY / CLASS / RANK / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антюшин Сергей Сергеевич

Введение . Познание - атрибут жизни любого человека, неотъемлемый компонент культуры, необходимое условие социального прогресса, в котором категории имеют ключевое мировоззренческое и методологическое значение. Но сущность и функции категорий вызывают в научной среде и разночтения. Отсюда вытекает важность осмысления происхождения, сущности и значения категорий. Теоретические основы . Методы . В целях как можно более полного и глубокого осмысления сущности, роли, типов и функций категорий необходимо рационально использовать системный, диалектический методы, семантический анализ. Результаты исследования . Рассмотрение поставленных вопросов повышает убежденность в том, что категории - важнейшие инструменты, ориентиры, основания и результаты познавательной деятельности. Значение категорий в научно-исследовательской работе, в обеспечении повседневной жизни общества, а также в развитии специальных систем знаний и в реализации конкретных видов социальной практики весьма высоко. Оно определяется местом категорий в тезаурусе науки и социального воспроизводства, в организации жизненно важных видов общественной деятельности, которые невозможны вне теоретической, политической, организационной однозначности. Более полное и глубокое понимание места категорий раскрывается в происхождении, этимологии как самого понятия «категория», так и сущности тех или иных категорий. Большое значение также имеют типология категорий, установление функций и границ их применения. Важным результатом исследования представляется вывод о том, что категории в конечном счете не дают повода для принципиальных противоречий между исследователями различных специальностей. Напротив, искреннее и умелое использование категорий дает возможность цельного восприятия действительности и эффективного взаимодействия. Обсуждение и заключение . Осмысление категорий становится важным фактором развития науки и общества. Полученные выводы предоставляют дополнительные возможности развития науки, техники, совершенствования общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORIES - AN ATTRIBUTE OF SCIENTIFIC AND SOCIOTRANSFORMATIVE ACTIVITY

Introduction. Cognition is an essentially human attribute; a cultural entity and a precondition for social progress, in which categorisation and methodological significance play a key role. But the essence and functions of such categories can also cause disagreement in the scientific community. Hence the importance of understanding the origin, essence and meaning of categories by implication. Theoretical Basis. Methods. In order to fully and thoroughly comprehend the essence, role, types and functions of categories, it is necessary to employ rational systemic and dialectic methods, and also semantic analysis. Results . After due consideration of these issues, there was a increased conviction that categories are the most important tools, guidelines, foundations and outcomes of cognitive activity. The importance of categories in scientific research, in ensuring day-to-day life of society, as well as in the development of special knowledge systems and the implementation of specific types of social practice, is high. It is determined by the place of categories in the lexicon of science and social reproduction, in the organization of essential social activities, all of which would be impossible without having a theoretical, political and organizational uniqueness. A more complete and deeper understanding of the place of categories can be found in their origin and etymology, in the very concept of ”category” and in the essence of certain categories. Of great importance is also the typology of categories, as well as the functions and limits of their application. An important result of the study is the conclusion that categories do not ultimately give rise to fundamental contradictions between researchers of various specialisations. On the contrary, good and skilful use of categories makes it possible to gain a full perception of reality and interaction. Discussion and Conclusion . Understanding categories has become an important factor in the development of science and society. These findings present further opportunities for the development of science, technology, and the improvement of social relationships.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИИ - АТРИБУТ НАУЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

илософия. Философия права / Philosophy. Philosophy of Law

Категории - атрибут научной и социально-преобразовательной деятельности

С.С. Антюшин* **

* ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Москва, Россия ** Академия военных наук, г. Москва, Россия serg.anf@iisf.ru

Введение. Познание - атрибут жизни любого человека, неотъемлемый компонент культуры, необходимое условие социального прогресса, в котором категории имеют ключевое мировоззренческое и методологическое значение. Но сущность и функции категорий вызывают в научной среде и разночтения. Отсюда вытекает важность осмысления происхождения, сущности и значения категорий.

Теоретические основы. Методы. В целях как можно более полного и глубокого осмысления сущности, роли, типов и функций категорий необходимо рационально использовать системный, диалектический методы, семантический анализ.

Результаты исследования. Рассмотрение поставленных вопросов повышает убежденность в том, что категории - важнейшие инструменты, ориентиры, основания и результаты познавательной деятельности. Значение категорий в научно-исследовательской работе, в обеспечении повседневной жизни общества, а также в развитии специальных систем знаний и в реализации конкретных видов социальной практики весьма высоко. Оно определяется местом категорий в тезаурусе науки и социального воспроизводства, в организации жизненно важных видов общественной деятельности, которые невозможны вне теоретической, политической, организационной однозначности. Более полное и глубокое понимание места категорий раскрывается в происхождении, этимологии как самого понятия «категория», так и сущности тех или иных категорий. Большое значение также имеют типология категорий, установление функций и границ их применения. Важным результатом исследования представляется вывод о том, что категории в конечном счете не дают повода для принципиальных противоречий между исследователями различных специальностей. Напротив, искреннее и умелое использование категорий дает возможность цельного восприятия действительности и эффективного взаимодействия. Обсуждение и заключение. Осмысление категорий становится важным фактором развития науки и общества. Полученные выводы предоставляют дополнительные возможности развития науки, техники, совершенствования общественных отношений.

Ключевые слова: категория, познание, научная деятельность, социальное воспроизводство, этимология, класс, разряд, типология

Для цитирования: Антюшин С.С. Категории - атрибут научной и социально-преобразовательной деятельности // Правосудие. 2020. Т. 2, № 2. С. 87-103. DOI: 10.37399/^п2686-9241.2020.2.87-103

УДК 101/165.24.63/167.7

DOI: 10.37399/issn2686-9241.2020.2.87-103

Categories - an Attribute of Scientific and Socio-transformative Activity

Sergey S. Antyushin * **

* Russian State University of Justice, Moscow, Russia ** Academy of Military Sciences, Moscow, Russia For correspondence: serg.ant@list.ru

Introduction. Cognition is an essentially human attribute; a cultural entity and a precondition for social progress, in which categorisation and methodological significance play a key role. But the essence and functions of such categories can also cause disagreement in the scientific community. Hence the importance of understanding the origin, essence and meaning of categories by implication.

Theoretical Basis. Methods. In order to fully and thoroughly comprehend the essence, role, types and functions of categories, it is necessary to employ rational systemic and dialectic methods, and also semantic analysis.

Results. After due consideration of these issues, there was a increased conviction that categories are the most important tools, guidelines, foundations and outcomes of cognitive activity. The importance of categories in scientific research, in ensuring day-to-day life of society, as well as in the development of special knowledge systems and the implementation of specific types of social practice, is high. It is determined by the place of categories in the lexicon of science and social reproduction, in the organization of essential social activities, all of which would be impossible without having a theoretical, political and organizational uniqueness. A more complete and deeper understanding of the place of categories can be found in their origin and etymology, in the very concept of "category" and in the essence of certain categories. Of great importance is also the typology of categories, as well as the functions and limits of their application. An important result of the study is the conclusion that categories do not ultimately give rise to fundamental contradictions between researchers of various specialisations. On the contrary, good and skilful use of categories makes it possible to gain a full perception of reality and interaction.

Discussion and Conclusion. Understanding categories has become an important factor in the development of science and society. These findings present further opportunities for the development of science, technology, and the improvement of social relationships.

Keywords: category, cognition, scientific activity, social reproduction, etymology, class, rank, typology

For citation: Antyushin, S.S., 2020. Categories - an attribute of scientific and socio-transforma-tive activity. Pravosudie = Justice, 2(2), pp. 87-103. DOI: 10.37399/issn2686-9241.2020.2.87-103

Введение

Л юбая значимая для общества социально-преобразовательная и познавательная деятельность вряд ли могла бы стать эффективной, позволить избежать противоречий, если бы осуществляющие ее субъекты -отдельные люди, коллективы, народы - не действовали в определенной мере согласованно, не говорили «на одном языке» или, по крайней мере, не понимали бы друг друга. Вероятность развития ситуации при потере контакта между участниками реализации единого проекта описана в Ветхом Завете, в 11 главе книги «Бытие» (Бытие, 11: 1-9) [Библ1я или Книги Священнаго Писашя Ветхаго и Новаго Завета, с. 11].

Ключевыми элементами социального тезауруса были и остаются наиболее общие и значимые понятия, отражающие важнейшие достижения человека в осмыслении действительности и своего места в ней, характеризующие уровень развития культуры. Первостепенное значение в рациональной рефлексии (активности высокопрофессионального уровня; деятельности, влияющей на общественное мировоззрение, на судьбы стран и народов) имеют понятия, обладающие статусом закона, обозначающие самые значимые процессы и явления природы и общества. Это категории, пристальное внимание к которым отмечается на протяжении нескольких тысячелетий, начиная от самых древних текстов (Вед, Библии и др.) до всех современных значимых документов. Без них немыслимы научные исследования.

Однако нередко возникают противоречивые ситуации, в том числе и непосредственно в сфере науки, в связи с различными вариантами экспликации понятия «категория». Авторы и сторонники одного из таких вариантов считают именно его верным, «научным»; остальные попадают в разряд неверных (чаще по умолчанию, но, вероятно, можно встретить и подобие обоснования данной позиции). Поэтому важно, во-первых, как можно более точно определять сущность, области применения и функции категорий; во-вторых, разобраться в природе противоречий вокруг трактовки содержания и статуса категорий; в-третьих, определить возможности преодоления противоречий.

Теоретические основы. Методы

В соответствии с поставленными целями в центре внимания - понятие «категория». Для более полного и точного понимания содержания понятия, представления о значении категорий в культуре - в широком смысле и в частных проявлениях, в становлении и развитии науки, совершенствовании общественных отношений - важно обратиться к этимологической реконструкции, к первоначальному содержанию понятия во время его возникновения. Предстоит рассмотреть направления и результаты трансформации понятия, сравнить его современные модусы, ситуации и области использования. В связи с многозначностью взаимосвязанных задач анализ требует рационального сочетания системного и диалектического методов с семантическим анализом и элементами герменевтики, обращения к древним языкам, примерам трактовки и использования категорий в прошлом и в современности.

Результаты исследования

Познание в жизни любого человека и существовании человеческой цивилизации играет фундаментальную роль.

Накапливание опыта, выработка вариантов реакции на те или иные внешние воздействия, угрозы, обстановку, изменения среды и т. д. характерны для всех живых систем. Случаи удачных реакций на внешние воздействия влекут постепенные, очень медленные изменения этих систем. Так биологические организмы реализуют свою способность адаптироваться к изменяющимся условиям, в том числе совершенствуют систему рефлексов.

Человек, социальные системы тоже накапливают опыт и используют свои адаптивные способности и также совершенствуются. Однако процессы эти происходят в основном осознанно, и накопление опыта можно свести к познанию. Таким образом, познавательная деятельность -неотъемлемая сторона повседневной жизни социума на всех уровнях, во всех формах его проявления и социального воспроизводства в самом широком значении; а научно-исследовательская составляющая познания, направленная на всемерное изучение социальных процессов, целей, способов и законов общественного развития, в сущности - проявление рефлексии общества.

Значение категорий как элементов научной рефлексии невозможно выявить, не разобравшись в происхождении этого не просто важного класса понятий, а элементов лексики, обладающих самым высоким статусом. Существует несколько групп категорий; им соответствует несколько трактовок (определений) данного понятия. Поэтому важно как можно более ясно представлять себе сущность понятия «категория», которая связана с его этимологией.

I. Генезис и этимология понятия «категория» определяют значимость категорий как класса понятий, наделенных особым содержанием.

Возникло понятие в Древней Греции. Оно сложилось из двух слов. Первая часть - слово «ката» (др. греч. хата) имело много смыслов. Оно указывает на направленность «сверху вниз», «под землю», «к чему-либо»; может соответствовать предлогу «под», может переводиться как наречие «относительно», «против», «согласно», «сообразно», «приблизительно»; может указывать на кого-то: говорить о ком-то, клясться кем-то, хвалить кого-то; может использоваться при указании на время: что-то делать «в течение» дня, недели1. И это далеко не все варианты использования этого слова.

В основе второй части понятия лежит древнегреческое слово «агора» (др. греч. аYopа) - народное собрание. Эта же основа используется для обозначения того, что происходит в народном собрании, места собрания, площади, места суда (и даже рынка или базара); того, что продается на рыночной площади, на базаре, и выражения некоторых иных смыслов2.

1 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт V-го издания 1899 г. М. : Греко-латинский кабинет, 2006. С. 664-665.

2 Там же. С. 10.

Понятий с использованием двух рассмотренных слов несколько: кат^оро^, кат^ороиу, катщоргко$. Собственно «категория» (катщорга) в древнегреческом языке означала «обвинять», «говорить против кого-либо», «упрекать», «порицать», но также и «доказывать», «показывать», «утверждать»3.

Древние греки придавали этому понятию большое значение, используя его в очень важных процессах, касающихся достижения справедливости, выявления истины. При этом человеку, доказывающему свою правоту или верную, по его мнению, позицию, важно было высказываться предельно точно. Преследуя цель обнажить несправедливые устремления нарушителей законов, по которым тогда жили древние греки, а может, и раскрыть преступные действия, обвинитель был вынужден стремиться не просто к убедительности, а к правдивости, говорить об истине. Для этого он должен был использовать только самые важные и точно определенные понятия. Неудивительно, что и в философских спорах, и в первых научных трактатах - т. е. в тех или иных формах реализации рационального знания, которое и в античности имело высокую ценность, - требовались точность, наглядность, доказательность. Статус категорий повышался, а их содержание уточнялось и становилось все более строгим.

Важную роль в трансформации системы смыслов понятия «категория» сыграл авторитет Аристотеля, который пренебрег множеством смыслов этого понятия, сосредоточившись на таких, как «доказывать», «высказываться», «утверждать». Понятием катщорга он назвал десять общих признаков, характеризующих бытие и любые составляющие его части (фрагменты). Правда, если «сущность», «количество», «соотнесенность» (отношение), «качество» в своей работе, которая так и называется - «Категории», он рассматривал сравнительно подробно [Аристотель, 1978, с. 55-79], то остальные шесть категорий он перечисляет в четвертой [Аристотель, 1978, с. 79] и в девятой [Аристотель, 1978, с. 79] главах.

Римская культура восприняла многое из древнегреческой, и в латинском языке понятие «категория» получило свое дальнейшее развитие и произошло закрепление высокого информационного статуса категорий. Однако римляне, во-первых, пошли, скорее, по стопам Аристотеля, делая акцент на возможность «выразить», «высказать», «провозгласить» мысль, и, во-вторых, использовали поначалу слова собственно латинского языка с основой «praedico» («объявлять во всеуслышание», «провозглашать», «говорить», «упоминать с похвалой», «прославлять» и др.4, а иногда и «пре-

3 Вейсман А.Д. Указ. соч. С. 693.

4 Петрученко О.А. Латинско-русский словарь. Репринт 9-го издания 1914 г. М. : Эксмо, 2017. С. 479.

достерегать», «предписывать»5); например, «praedicamentum». Впрочем, позже, когда латинский из национального становится языком теологов и богословов, философов и ученых, в период Схоластики, Ренессанса в традицию входит транслитерация с греческого - categoria. Это слово использовалось для обозначения (класса) ключевых понятий какой-либо теории, используется в словосочетании «логическая категория»6.

Важность выявления, формулирования и «канонизации» в философ-ско-научном тезаурусе фундаментальных понятий утверждается как сама собой разумеющаяся атрибутивная составляющая рационального мышления. Многие мыслители включались в эту работу и обогатили лексикон исследовательской и теоретической деятельности новыми категориями. Это обусловлено непрерывным усложнением системы знаний, характера и форм научного познания, методологии исследований.

Одним из самых ярких и авторитетных исследователей-теоретиков традиционно считают И. Канта. В отличие от Аристотеля, он группирует категории, выделяя четыре класса по три категории или по три пары категорий: количества - единство, множество, всеобщность; качества - реальность, отрицание, ограничение; отношения - принадлежность и самостоятельность, причинность и зависимость, общение (взаимодействие между действующим и страдающим); модальности: возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность [Кант, 1999, с. 119].

По мере развития европейской науки и культуры понятие «категория» проникло и утвердилось в различных европейских языках и сегодня прочно занимает место в философской и научной лексике: без него не обходится ни одна научная дисциплина, ни одна форма рационального знания. Смыслы «обвинение», «порицание» в этом процессе, растянувшемся на многие сотни лет, окончательно исчезли. Вместе с тем вследствие усложнения научно-исследовательской деятельности, появления новых областей изучения действительности становится все больше категорий, возникают их новые типы.

В английском языке словом «категория» (category) обозначают класс или деление вещей (class or division of things)7, это еще также «подразделение», «руководитель», «заголовок», «список», «порядок», «звание», «сортировка» (division, head, heading, list, order, rank, sort)8. С немецкого языка это понятие (die Kategorie) переводится как «класс», «разряд», а

Петрученко О.А. Указ. соч. С. 488.

Большой латинско-русский словарь по материалам словаря И.Х. Дворецкого. URL: http://linguaeterna.com/vocabula/alph.php

Concise edition Dictionary and Thesaurus Webster's Reference Library. Glasgow: Geddes & Grosset, 2011. P. 51.

Ibid. P. 383.

7

также как спортивная категория9, во французском catégorie - разряд, тип, класс10.

Точно найти соответствие элементов понятийно-терминологических систем в различных языках порой невозможно. Так, в немецком языке русскому понятию «категория» в той или иной мере соответствует не только die Kategorie, но и der Begriff (понятие, представление, идея)11, das Fachwort (специальное выражение, термин)12.

Таким образом, первоначальные смыслы греческой основы понятия «категория» претерпели за два с лишним тысячелетия развития европейского рационального знания существенные изменения. В большинстве смысловых систем оно используется для обозначения какого-либо класса или разряда объектов, признаков, как правило, социальных процессов и отношений (в повседневном быту, в социальном обеспечении, в спорте и др.). Но помимо широкого (и сравнительно «неспециального») применения понятия «категория» оно традиционно остается актуальным в «специальных» формах рационального знания - в науке, философии.

II. Сущность понятия «категория» даже исследователями трактуется не всегда одинаково. Усматривая верно первоначальные смыслы понятия, авторы в конечном итоге подчиняют трактовку содержания своим поставленным задачам. Так, категорию могут считать синонимом понятия «класс» как центральный элемент классификации [Артамонов, В.Н., 2016, с. 107].

Как ни парадоксально, но одним из последствий стремления к строгому определению содержания понятия «категория» стало возникновение нескольких значений этого понятия. В отечественной научно-теоретической и научно-практической деятельности сложилась именно такая ситуация. В значительной мере она отражает общемировую практику рационального мышления, реализованного в таких формах, как философия и наука.

Греческое Kai^Yopia (означавшее в античности высказывание, обвинение, признак) в философии - общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Будучи формами и организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия13. Так категорию определяли до 90-х гг. прошлого века.

9 Немецко-русский словарь : 80 000 сл. / под ред. А.А. Лепинга и Н.П. Страховой. 5-е изд., стереотип. М. : Сов. энцикл., 1968. С. 483.

10 Французско-русский словарь / авт.-сост. В.Л. Скакун. Мн. : Харвест, 2007. С. 80.

11 Немецко-русский словарь. С. 128.

12 Там же. С. 284.

13 Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М. : Сов. энцикл., 1989. С. 254.

В постсоветский период развития философии существенных изменений не наступило и не должно было наступить, потому что большинство отечественных и зарубежных исследователей стремились прежде всего к объективной истине.

В XXI веке «категория» - это предельно общее понятие, которое образуется «...как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов, их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т. е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. Однако это такое содержание, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания. Каждое философское направление вырабатывает и использует набор собственных К. (т. е. категорий. - С.А.). В диалектическом материализме, например, К. являлись понятия материи, сознания, качества, количества, сущности, явления, необходимости, случайности и др.; в объективном идеализме - идеи, мирового разума, бытия, небытия, противоречия; в экзистенциализме - экзистенции, трансценденции, свободы; в позитивизме категориальный статус обретают понятия протокольного предложения, верификации и т. д. Своя система К. присуща и каждой конкретной науке»14.

В некоторых источниках категорией называют «научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. Категории качества и количества»15, «.наиболее общее логическое понятие, выражающее одну из основных форм бытия или одно из его основных отношений»16. Те же источники предлагают и вариант иного значения слова «категория», под которым понимают группу, разряд, степень.

Большое значение имеет воспроизводство и широкое распространение системы смыслов в ходе научных исследований и конференций, в учебной литературе. С одной стороны, утверждается статус категорий [Кафырин, Е.А., 2019, с. 112-114; Михалкин, Н.В., 2015, с. 461]; с другой стороны, в рамках специальных знаний (например, о войне, военном искусстве, военной безопасности; соответственно, категории «война», «военная безопасность») с учетом прежнего опыта [Сунь-Цзы, 2018, с. 23; Макиавелли, Н., 2017, с. 158-159, 248; Клаузевиц, К. фон, 2018, с. 47-51] уточняется содержание известных категорий [Тюшкевич, С.А., 2002, с. 13], возникают новые [Антюшин, С.С., 2004, с. 19-20].

14 Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М. : АСТ ; Мн. : Харвест : Соврем. лит., 2001. С. 475.

15 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : ок. 100 000 сл., терм. и фразеол. выражений / под ред. проф. Л.И.Скворцова. 27-е изд., испр. М. : АСТ : Мир и образование, 2013. С. 413.

16 Большой словарь иностранных слов. М. : ЮНВЕС, 2001. С. 291.

Таким образом, понятие «категория» в философских текстах, рассуждениях, определениях, учебниках по философским дисциплинам (в том числе относительно конкретных областей знания, социальной проблематики) представляется абсолютно естественным, привычным, само собой разумеющимся. Категории эти могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Например, по разделам философского знания, в которых они возникли и наиболее часто употребляются: онтологические - бытие, субстанция, время; гносеологические - знание, познание, истина; этические - добро, зло, справедливость и др.

За основание деления можно принять наиболее яркие философские школы и течения: русская религиозная философия (категории Всеединство, Соборность, София), немецкая классическая философия (Абсолют, трансцендентальность), марксистская философия (диалектика, материя, противоречие), позитивизм (позитивные науки, принцип верификации), экзистенциализм (экзистенция, переживание, пограничная ситуация) и др.

Кроме того, своя специфика системы категорий сформирована в различных дисциплинах (учебных) философского цикла: «Основы философии», «Философия истории», «Методология и методика научных исследований», «Логика», «Философия права» и др.

Категории, именуемые нередко философскими, в действительности употребляются в самых различных областях знания. Например, в экономике [Никитчанов, Б.Ф., 1992, с. 8]. Однако в культуре есть немало иных сфер, систем знания и соответствующих им тезаурусов, где используется понятие «категория». В том числе в системах понятий, сформированных и утвердившихся в таких разных областях культуры и социальной активности, как спорт, медицина, лингвистика или организация труда (например, различные категории работников)17. Так, в социологии, в медицине или в вопросах социального обеспечения используется понятие «возрастная категория»; а в спортивных единоборствах непременно учитываются «весовые категории».

В грамматике категория отличается своими особенностями. Грамматическая категория представляет собой «1) ...класс взаимоисключающих грамматических значений, противопоставленных друг другу по общему признаку, например, значения "единственное число" и "множественное число" образуют грамматическую категорию "числа"; 2) иногда употребляют для обозначения лексико-грамматических разрядов слов (например, в русском языке грамматическая категория

17 Сборник законов и распоряжений Правительства Российской республики по врачебно-санитарному делу и непосредственно с ним соприкасающимся отраслям государственного управления, с 7 ноября (25 окт.) 1917 г. по 1 сентября 1919 г. / сост. Н.Г. Фрейберг. М. : Нар. комиссариат здравоохранения, 1922. С. 586-587.

"глагол" имеет категорию залога, вида, наклонения, времени, лица, числа, рода).»18. Выделяют классифицирующие и формообразующие грамматические категории. Особенное видение категорий в анализе художественных текстов: выделяется, например, «категории состояния» [Дьяченко, Ю.А., 2019, с. 33]. Категории использовались в создании инструментов воспроизводства социальной практики, обеспечения безопасности и т. д.

В течение нескольких столетий складывается определенное понимание категории и область применения понятия в сфере права. Его использование отмечается еще в императорской России19 и продолжает развиваться в начале XXI в. [Багдасарян, Х.А., 2016; Фатхутдинов, Д.Р., 2016, с. 45].

Таким образом, можно условно выделить несколько основных значений понятия «категория». Первое можно условно назвать «рационально-философским»; в этом значении категория - наиболее общее понятие, отражающее существенные свойства и отношения действительности. Второе значение - условно «общекультурное», «социально-деятельност-ное»; определяет разряды, классы, подразделения, условные меры некой шкалы оценки. Третье значение - частнонаучное, специальное (как, например, в грамматике), в котором категория больше похожа на термин (от латинского terminus - межевой камень, пограничный знак, рубеж, граница, предел20), «.слово или словосочетание. значение которого уточняется в рамках научной теории21, «.точно определяющее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве»22.

И все три типа категорий образуют ядро тезауруса - словаря лексики данного языка во всем его объеме и полноте23 - наиболее передовой и образованной части общества - ученых, исследователей, мыслителей, инженеров, а также некоторых художников (в самом широком смысле слова), отражающих в своих произведениях наиболее важные мировоззренческие вопросы. Недаром основой понятия «тезаурус» послужило древнегреческое Gnoaupog которое можно перевести на русский как сокровище, клад, сокровищница24.

18 Большая Советская энциклопедия : в 30 т. Т. 7. Гоголь-Дебит / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М. : Сов. энцикл., 1972. С. 293.

19 Весьегонское уездное земское собрание. Постановления Весьегонского уездного земского собрания... : с прил. Весьегонск, [1867]-1916. 22-27 очередной сессии [49 созыва] 24-28 сентября 1913 года. 1914. С. 235.

20 Петрученко О.А. Латинско-русский словарь. С. 644.

21 Всемирная энциклопедия: Философия. С. 1070.

22 Там же. С. 631.

23 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С. 1163.

24 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. С. 608.

Остается добавить, что понятие «категория» в каждом из перечисленных современных значений обозначает нечто общее; то, что выделяет любую категорию из других понятий. Смысловая нагрузка, функции различных категорий (в качестве инструментов построения систем знания) неодинаковы, но они всегда шире и значительнее, чем обозначение отдельных объектов, процессов, явлений или конкретных свойств.

III. Роль категорий в жизни общества важна, хотя широкие слои общества этому не придают соответствующего значения. Особую значимость категории приобретают в той сфере, в которой они и сформировались, - в реализации рациональной рефлексии, и прежде всего в познавательном процессе: от постановки целей и задач общественно-гуманитарных исследований до результатов многоплановой работы. Однако через широкую многоступенчатую сеть образования, различные формы деятельности органов государственной власти, местного, профессионально-ведомственного администрирования, а также с помощью смыслового поля, создаваемого средствами массовой информации, категории становятся атрибутивным компонентом (неотъемлемой частью) тезауруса общественного воспроизводства и социального развития.

Общекультурный статус понятия «категория» высок. Является ли само оно категорией? Относится ли оно к разряду категорий, к которому безоговорочно причисляют такие понятия, как «природа», «время», «сущность», «человек», «сознание» и т. д.?

Возможно, это не так важно для большинства людей, не задумывающихся об этом. Однако для исследователя этот факт представляет интерес уже потому, что способствует более полному и всестороннему осмыслению а) сущности и содержания понятия «категория», б) его значения в процессе познания действительности.

Понятие «категория» является категорией в том смысле, что объединяет разряд особо значимых понятий (общекультурное, социально-дея-тельностное значение). В узком частнонаучном значении категория является скорее термином, чем категорией. В рационально-философском же значении она объединяет в себе свойства «разряда» (особо значимых, фундаментальных понятий) и термина (является довольно строгим понятием, используемым в конкретной рациональной системе, в частности в философии).

Функции категорий как проявления эволюции культуры и одновременно - инструментов ее воспроизводства прямо или косвенно находятся в центре процесса социальной эволюции в широком смысле и, в частности, в научно-познавательной деятельности. Вопрос о категориях с точки зрения их функций стоит рассматривать в нескольких аспектах. Такой анализ не является следствием потребности в реализации «чисто» (выражаясь кантовскими понятиями) теоретической рефлексии. Полнота понимания сущности категорий и их роли в станов-

лении и усложнении социальных систем и всей Земной цивилизации в конечном счете определяет качественные параметры этих систем, их безопасность и стабильность. Эффективность использования любых инструментов, выработанных культурой, составляет значительную часть и уровень самой культуры, обеспечивает жизнеспособность общества и характер международных отношений. Они используются в формировании, развитии и регулировании общественных отношений.

Категории фиксируют наиболее важные связи и сущностные параметры бытия, отражают ключевые фрагменты накопленного опыта; они демонстрируют уровень развития культуры, определенный ее модус; на их основе формируются мировоззренческие и методологические системы и многое другое. Категории представляют собой понятия, особо значимые в миропонимании и определении направления и характера практической активности людей, уровня взаимопонимания между различными общностями. Следовательно, составляя ключевые элементы тезауруса социального строительства, они в значительной мере определяют целеполагание, направленность, характер развития общества и его частей. Категориями (онтологическими, этическими, эстетическими, аксиологическими, правовыми) непосредственно или опосредованно обусловлены все этапы и отношения социальной практики - от исключающего самообман определения проблем общества до честной оценки достигнутых результатов, учитывающей соотношения степени выполнения поставленных задач, соотношения «должного» и «сущего».

В познавательной деятельности их роль более определенна и заметна. Прежде всего они отражают качество и результаты познания в целом и достижений конкретных субъектов-исследователей. Категории дисциплинируют научное и в целом рациональное мышление, упорядочивают познавательный процесс; они выполняют роль ориентиров и инструментов познания. Они также способствуют созданию и совершенствованию единого языка конкретной науки, раздела философского знания или философского направления. Категории становятся неотъемлемыми элементами единого научно-познавательного пространства. Кроме того, исследователю многое может дать информация, которую он черпает в процессе изучения генезиса, этимологии конкретной категории.

Области использования категорий, типология и возможности (границы) их применения в самом общем виде отражены в предлагаемой выше (подраздел II) их типологии.

Стоит обратить внимание на некоторые общекультурные ситуации в связи с пониманием сущности, статуса и применения понятия «категория», отношение к которым требует дополнительного объяснения и, возможно, определенной коррекции.

Наиболее подготовленные специалисты в конкретных видах деятельности, глубоко осознающие роль и значение их деятельности в развитии

общества, осознают важность правильного понимания и точного отражения в системе знаний важнейших проявлений природы и культуры, их сущностных параметров. Это понимание связано с умением создавать, совершенствовать и эффективно использовать систему категорий (терминологию). Такое понимание характерно, в частности, для Конституционного Суда Российской Федерации, судьи которого справедливо считают, что от точности категорий, терминов, «.которыми оперирует законодатель, не в последнюю очередь зависит адекватное понимание, толкование и реализация законодательного акта в конституционном смысле»25.

К сожалению, не всегда утверждалось зрелое и бережное отношение к значению понятийно-категориального аппарата. Иногда в среде специалистов (например, юристов или лингвистов) категории называют философскими, подчеркивая тем самым, что их смысловое наполнение и, соответственно, применение носят узкоспециальный, «философский» характер. Подразумевается, что это область чистого, абстрактного (если не пустого) теоретизирования, мало связанного как со специальными научными знаниями, так и с повседневной социальной действительностью. Главный акцент, подчеркнем, делается на принадлежности категорий к некой особой «философской» сфере, а значит, необязательности серьезного отношения к ним в повседневной социальной и даже научной практике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое понимание категорий и философского знания как минимум некорректно, а на практике безрассудно и даже пагубно.

Категории «социальная система», «безопасность общества», «развитие», «субстанция», «вещество», «пространство», «действительность» не потому «философские», что ими оперируют специалисты в области философского знания, исследователи, пользующиеся в своей деятельности философскими методами, использующие некую «философскую» терминологию. Напротив, эти категории неизбежно становятся объектом, предметом, инструментом философского анализа потому, что являются наиболее общими, одинаково значимыми для любой области человеческого знания, миропонимания.

Вторая ситуация (отчасти связанная с первой) заключается в том, что непонимание значения категорий и непродуктивная полемика вокруг них становятся причиной неконструктивного разделения и даже скрытой конфронтации как специалистов, ученых (в научно-исследовательской деятельности), так и представителей социальных групп (об-

25 Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013-2015 годов) (одобрено решением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_201240/

щественные отношения). Опасения вызывают высказывания о том, что помимо «философской» истины (понятию «философское» при этом придается не вполне конструктивный подтекст) существует некая особая истина данной сферы социальной (теоретической или практической) деятельности (например, «юридическая истина»). Так же, как иногда законы природы, т. е. естественные законы, расцениваются в качестве не более чем философской рефлексии; приоритет отдается законам юридическим (искусственным). Тем самым не только искажается картина мира, но и создаются условия для грубых ошибок, которые могут повлечь большие проблемы в обществе, в том числе когда некоторые положения юридических законов (официально принятых и утвержденных в данном государстве) остаются таковыми больше «на бумаге», а на практике зачастую не исполняются и самим законодателем.

Между тем многие юридические нормы, подвергнутые практической проверке и профессиональной экспертизе, нуждаются в конкретизации, детализации, а иногда и в коренном обновлении используемых в них понятий.

В действительности философия, не проявляющая эпистимической экспансии и не обладающая периферийно-практическими (периферийными лишь по отношению к организационно-мировоззренческому, вырабатывающему теорию и определенную идеологию ядру философии, которое можно свести к «философствованию») организациями, какими наделена, например, правовая деятельность, формирует объективные знания. Они составляют базу рационального мышления и организации практики, в какой бы сфере социальной активности они ни осуществлялись. Неотъемлемая часть этой базы - категории, которые, помимо прочего, служат реализации единства и непротиворечивости всей системы знаний, теории и общественной практики.

Обсуждение и заключение

Категории играют неоценимую роль в познавательном процессе и в целом в воспроизводстве культуры. Категории применяются в трех основных значениях: рационально-философском; социально-деятельност-ном; специальном, частнонаучном, в системе терминов.

От точности употребления категорий, терминов, которыми оперирует специалист, зависит эффективность той или иной конкретной деятельности (например, точность и корректность использования категорий законодателем не в последнюю очередь определяют адекватное понимание, толкование и реализацию законодательного акта).

На самом деле категории во всех их значениях могут и должны играть роль объединительную. Для этого важно осознать их фундаментальный характер и всеобщую значимость и понять реальное смысловое содержание, в каких бы значениях они ни употреблялись.

Список использованной литературы

Антюшин С.С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества (социально-философская концепция) : мо-ногр. М. : ВУ, 2004. 140 с.

Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 2 / ред. З.Н. Микеладзе. М. : Мысль, 1978. 687 с.

Артамонов В.Н. Категория важности: принципы описания, место категории важности среди других функционально-семантических категорий // Поволжский педагогический поиск. 2016. № 4 (18). С. 107-112.

Багдасарян Х.А. Деление преступлений на категории по российскому уголовному праву (категории преступлений в уголовном праве России) // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 2. С. 136-138.

Библ1я или Книги Священнаго Писан1я Ветхаго и Новаго Завета : въ русском переводЬ съ параллельными местами. 6-е изд. СПб. : Синодальная Типограф1я, 1902. 1548 с.

Дьяченко Ю.А. Слова категории состояния в художественном тексте (лингвокраеведческий подход при изучении слов категории состояния) // Курское слово. 2019. № 20. С. 32-36. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. яз. М. : Наука, 1999. 655 с. Кафырин Е.А. Философия познания. М. : РГУП, 2019. 155 с. Клаузевиц, К. фон. О войне: избранное / пер. с нем. А.К. Рачин-ского ; предисл. и коммент. Л.В. Ланника. М. : АСТ, 2018. 352 с. Макиавелли, Н. Государь. О военном искусстве / пер. с итал. М. : АСТ, 2017. 416 с.

Михалкин Н.В. Философия для юристов. М. : Юрайт, 2015. 471 с. Никитчанов Б.Ф. Экономические законы: диалектика общего и особенного : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 1992. 36 с.

Сунь-Цзы. Искусство войны / пер. с древнекит. Н. Конрада. М. : АСТ, 2018. 192 с.

Тюшкевич С.А. Законы войны: сущность, механизм действия, факторы использования. М. : Книга и бизнес, 2002. 360 с. Фатхутдинов Д.Р. Перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель запаса в условиях техногенного загрязнения // Молодежь и наука. 2016. № 4. С. 44-46.

References

Antyushin, S.S., 2004. Voennaya bezopasnost' kak faktor stabil'nosti rossijskogo obshchestva (social'no-filosofskaya koncepciya) = [Military security as a factor of stability of Russian society (socio-philosophical concept)]. Monograph. Moscow: VU. (In Russ.)

Aristotel', 1978. Sochineniya. = [Works]. In 4 volumes. Volume 2. Ed. Z.N. Mikeladze. Moscow: Mysl'. (In Russ.)

Artamonov, V.N., 2016. [Category of importance: principles of description, place of the category of importance among other functional and semantic categories]. Povolzhskij pedagogicheskij poisk = [Povolzhsky Pedagogical Search], 4(18), pp. 107-112. (In Russ.) Bagdasaryan, H.A., 2016. Division of crimes into categories under Russian criminal law (categories of crimes in the criminal law of Russia). Vestnik ekonomiki, prava i sociologii = [Bulletin of Economics, Law and Sociology], 2, pp. 136-138. (In Russ.)

Bibliya ili Knigi Svyashchennago Pisaniya Vethago I Novago Zaveta: v russkomperevode sparallel'nymi mestami = [The Bible or the Books of Holy Scripture of the Old and New Testaments: in Russian translation with parallel places]. 6 th ed. St. Petersburg: Sinodal'naya Tipografiya, 1902. (In Russ.)

Dyachenko, Yu.A., 2019. [Words of the category of state in the artistic text (linguo-local studies approach to the study of words of the category of state)]. Kurskoe slovo = [Kursk Word], 20, pp. 32-36. (In Russ.) Fatkhutdinov, D.R., 2016. [Transfer of land from the category of agricultural land to the category of reserve land in conditions of technogenic pollution]. Molodezh' i nauka = [Youth and Science], 4, pp. 44-46. (In Russ.)

Kafyrin, E.A., 2019. Filosofiya poznaniya = [Philosophy of knowledge]. Moscow: RGUP. (In Russ.)

Kant, I., 1999. Kritika chistogo razuma = [Critique of pure reason]. Transleted from Germ. N.O. Lossky with translation options in Russian and European languages. Moscow: Nauka. (In Russ.) Klauzevic, K. fon., 2018. O vojne: izbrannoe = [About the war: selected]. Translated from Germ. by A.K. Rachinsky. Preface and commentary by L.V. Lannik. Moscow: AST. (In Russ.)

Machiavelli, N., 2017. Gosudar'. O voennom iskusstve = [Sovereign. On the art of war]. Translated from It. Moscow: AST. (In Russ.) Mihalkin, N.V., 2015. Filosofiya dlya yuristov = [Philosophy for lawyers]. Moscow: Yurajt. (In Russ.)

Nikitchanov, B.F., 1992. Ekonomicheskiezakony: dialektika obshchego i osobennogo = [Economic laws: the dialectic of General and particular]. Abstract of Dr. Sci. (Law) Dissertation. St. Petersburg. (In Russ.) Sun Tzu, 2018. Iskusstvo vojny = [The art of war]. Translated from Ancient Chinese by N. Conrad. Moscow: AST. (In Russ.) Tyushkevich, S.A., 2002. Zakony vojny: sushchnost', mekhanizm dejstviya, faktory ispol'zovaniya = [Laws of war: essence, mechanism of action, factors of use]. Moscow: Kniga i Biznes. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author:

Антюшин Сергей Сергеевич, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (117418, Россия, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 69), доктор философских наук, член-корреспондент Академии военных наук [Sergey S. Antyushin, Professor of Philosophy and Social and Humanitarian Disciplines Department, Russian State University of Justice (69 Novocheryomushkinskaya St., Moscow, 117418, Russia), Dr. Sci. (Philosophy), Corresponding Member of Academy of Military Sciences]. E-mail: serg.ant@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.