Научная статья на тему 'Содержание и значение категории «Гражданское общество» в юридической науке и практике'

Содержание и значение категории «Гражданское общество» в юридической науке и практике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1099
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / гражданское общество / государство / частное право / государственная власть / гражданин / личность / society / civil society / the state / private law / state authority / citizen / personality

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лавров Юрий Борисович

Исследуются подходы к пониманию категории «гражданское общество» в юридической науке и ее значение в практике. Обосновывается вывод о том, что сущность развитого гражданского общества заключается в динамично возрастающей роли рядовых граждан и их объединений во многих областях жизни и деятельности – политической, социальной, экономической, духовной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND SIGNIFICANCE OF CIVIL SOCIETY CATEGORY IN LEGAL SCIENCE AND PRACTICE

In this article the author explores approaches to understanding the category of «civil society» in legal science and its value in practice. The conclusion is that the essence of a developed civil society is rapidly increasing role of citizens and their associations in many areas of life and activity – political, social, economic, spiritual.

Текст научной работы на тему «Содержание и значение категории «Гражданское общество» в юридической науке и практике»

УДК 340

СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

CONTENT AND SIGNIFICANCE OF CIVIL SOCIETY CATEGORY IN LEGAL SCIENCE AND PRACTICE

Ю. Б. ЛАВРОВ (Y. B. LAVROV)

Исследуются подходы к пониманию категории «гражданское общество» в юридической науке и ее значение в практике. Обосновывается вывод о том, что сущность развитого гражданского общества заключается в динамично возрастающей роли рядовых граждан и их объединений во многих областях жизни и деятельности - политической, социальной, экономической, духовной.

Ключевые слова: общество; гражданское общество; государство; частное право; государственная власть; гражданин; личность.

In this article the author explores approaches to understanding the category of «civil society» in legal science and its value in practice. The conclusion is that the essence of a developed civil society is rapidly increasing role of citizens and their associations in many areas of life and activity - political, social, economic, spiritual.

Key words: society; civil society; the state; private law; state authority; citizen; personality.

Говоря о значимости категории «гражданское общество», необходимо затронуть крайне важный и дискуссионный вопрос об оптимальных границах, в которых должна существовать свобода и независимость человека от принуждения действовать именно так, как считает необходимым государство в лице своих органов и должностных лиц. Трудности, связанные с разрешением этого вопроса являются наиболее болезненными для любого социума и нередко приводят к конфликтам между публичной властью и населением, которое будучи частью соответствующего государства, представляет собой гражданское общество. Исторический опыт свидетельствует о том, что подобные конфликты нередко выливаются в революции и восстания народов, государственные перевороты и террор со стороны властей.

Проблема заключается в том, что не существует универсальной формулы, по которой можно было бы рассчитать соотношение публичного и частного в обществе и в государственных делах и в соответствии с которой можно было бы установить те самые границы сво-

боды и независимости индивида. Разница мен-талитетов и культур, историй возникновения и развития государств, множество иных фактов, перевернувших судьбы целых народов - всё это делает невозможным создание единого общемирового стандарта соотношения публичной и частной сфер. Однако представляется возможным сформировать общие, принципиальные положения относительно той линии, которая отделяет область господства государственной воли от области частной инициативы и творчества людей, т. е. сферы гражданского общества, понятие о котором волнует не одно поколение представителей самых разнообразных отраслей знания, в том числе и на современном этапе развития науки.

Результат исследования гражданского общества в первую очередь зависит от изучения содержания составляющих его понятие категорий - «общество» и «гражданский». В этой связи посредством определения понятия «общество» и указания специфических признаков термина «гражданский» становится возможным определить сущностные характеристики гражданского общества.

© Лавров Ю. Б., 2015

Говоря об обществе в его современном понимании, следует заметить, что оно сформировалось относительно недавно. Античная и средневековая мысль в большинстве случаев использовали понятия, аналогичные обществу - «государство», «община». Лишь в конце XVIII - начале XX в. понятие «общество» обретает смысл, который по своему содержанию отличается от понятия государства. По мере становления социологии как науки об обществе в самостоятельную область знания происходило окончательное научное признание понятия «общество», которое в современной научной литературе используется в двух основных значениях: в широком смысле - как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле - как структурно или генетически определенный тип общения, предстающий в качестве исторически определенной целостности или относительно самостоятельного элемента этой устойчивой целостности [1].

Обратимся к общей теории общества, разработка которой сопровождалась формированием различных подходов к определению понятия «общество». Так, в рамках «атомистической» теории общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. Дж. Дэвис считает, что «всё общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно - со всем миром» [2].

Г. Зиммель, будучи представителем «сетевой» теории, полагал, что общество представляет собой взаимодействие индивидов. Такое взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей и означает, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, общество [3].

Аналитическая концепция подразумевает, что общество является относительно самостоятельным населением, характеризуемым «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» [4].

Обобщая разработанные в социологической науке подходы, приведенные выше, необходимо отметить, что каждый из них несет в себе важные признаки такого понятия, как общество (наличие совокупности взаимодействующих между собой индивидов и отношений между ними, относительная самостоятельность общества, которая основана на внутренней организации и территориальности).

Термин «гражданский» получил широкое распространение в системе римского права и впоследствии стал входить во многие юридические понятия и выражения. В «Тол -ковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова термин «гражданский» имеет несколько основных значений.

Во-первых, термин «гражданский» понимается в тесной взаимосвязи с его юридическим толкованием. Так, «гражданский» относится к «гражданину», т. е. лицу, принадлежащему к населению какого-нибудь государства, пользующемуся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющему все обязанности, установленные законами государства. Во втором смысле этот термин сопряжен с оценкой поведения человека как гражданина и обозначает то, что характерно истинному, добропорядочному, патриотически и альтруистически ориентированному гражданину. В данном срезе термин является прилагательным к выражениям «гражданская позиция», «гражданский долг», «гражданское мужество». Третье понимание исследуемого термина ассоциируется с невоенной, штатской природой понятия. К примеру, две противоположности -гражданские и военные власти. Еще одно, четвертое, понимание термина «гражданский» связано с понятием о цивилизации (от лат. «civilis» - гражданский), которая представляет собой высокую степень развития, материальной и духовной культуры, достигнутую определенной общественно-экономической формацией [5].

Таким образом, прибавляя к понятию «общество» специфические признаки, свойственные термину «гражданский», мы можем заключить, что суть понятия «гражданское общество» сводится к высокой степени развитости взаимосвязей между индивидами и их объединениями в рамках определенной терри-

тории, их взаимодействия, независимости от непосредственного вмешательства государства в дела частного характера этих индивидов, с одной стороны, и активности последних в непубличной сфере отношений, с другой.

Следует заметить, что в литературе не достигнуто единого мнения о том временном отрезке, когда появилось само понятие «гражданское общество». Ряд ученых считают, что авторами исследуемого нами понятия являются мыслители античности. Так, З. М. Черниловский указывал, что гражданское общество внесено в науку Аристотелем [6]. Понятие «гражданское общество» было упомянуто Аристотелем в его труде «Политика» во II в. до н. э.: «...Прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие “гражданин”, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество» [7]. Руководствуясь приведенным определением, можно прийти к выводу о том, что Аристотель ставит знак равенства между такими понятиями, как государство и гражданское общество. Однако мыслитель исследовал жизнь граждан в непубличных сферах общества: экономической, брачносемейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, в которых государственное вмешательство до некоторой степени развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Исходя из этого, будет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разграничение понятий «государство» и «гражданское общество». С точки зрения К. С. Гаджиева, разработчиком понятия «гражданское общество» является Цицерон [8].

По мнению другой группы ученых, понятие гражданского общества устойчиво закрепилось в науке в XVII-XVIII столетиях. В частности, А. В. Одинцова указывает, что понятие гражданского общества появилось в XVII в. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка [9]. В. Максименко оставляет авторские права на понятие «гражданское общество» (civil society) за Дж. Локком, использовавшим данную конструкцию в 1667 г. в своем труде «Опыт о веротерпимости» [10].

Относительно момента возникновения понятия «гражданское общество» мы разделяем позицию Л. Ю. Грудцыной, которая имеет компромиссную точку зрения на этот счет и подчеркивает, что «впервые понятие,

которое можно перевести как “гражданское общество”, было использовано античными философами Платоном, Аристотелем и Цицероном для обозначения сложившихся в Древней Греции и Древнем Риме общественных систем. Их труды положили начало исследованию проблем гражданского общества» [11]. Однако сам термин стал устойчиво употребляться лишь в XVIII столетии.

Касаемо современного понимания гражданского общества, необходимо отметить, что единого понятия этой категории до сих пор не выработано. Однако вряд ли такой исход объективно возможен в связи с тем, что гражданское общество изучается различными науками, представители которых характеризуют его со своих позиций и с использованием того инструментария, который свойственен их науке. Так, по мнению Я. И. Кузь -минова и О. О. Сухомлиновой, гражданское общество - это «совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов и их добровольных объединений» [12]. С точки зрения К. С. Гаджиева, гражданское общество - «это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов ...» [13]. Под гражданским обществом А. М. Яковлев понимает общество свободных и обладающих всеми необходимыми правами граждан, добровольно участвующих в делах государства и способных защищать свои интересы вне и помимо государства [14].

Следует отметить, что социальная наука имеет два принципиально разных подхода к трактовке природы гражданского общества, которые связаны с его широким и узким пониманием. С одной стороны, гражданское общество понимается как общественная система, достигшая определенного уровня социально-экономического, культурного развития и обладающая всеми признаками цивилизованности. С другой стороны, такое общество представляет собой особую сферу социума, противостоящую государству и иным общественным структурам.

Большинство представителей социологии, философии, политологии определяют гражданское общество как независимые от государства социальные институты. При этом в юридической науке такой устойчивой спло-

ченности во взглядах нет. В частности, Л. С. Мамут подчеркивает, что государство существует совместно и неразрывно с обществом. По мнению автора, государство и гражданское общество сосуществуют параллельно, взаимно дополняют друг друга [15].

На наш взгляд, при определении понятия гражданского общества делать особый акцент на его независимости от государства не совсем справедливо. В этой связи следует согласиться с Б. Я. Бляхманом, который верно замечает, что «... гражданское общество и государство -действительно разные феномены. Они неодинаковыми способами и средствами интегрируют людей, составляющих одну и ту же человеческую коллективность (общество). Но очевидные различия, объективно существующие между ними, ни в коем случае не превращают эти феномены в независимые относительно друг друга. Гражданское общество и государство - абсолютно взаимосвязанные социальные величины. Для своей сплоченности они в одинаковой мере необходимы друг другу» [16]. Подобных взглядов придерживается А. В. Бутаков, который отмечает, что гражданское общество и государство взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Государство представляется исследователем как своеобразная «машина» для нормирования человеческой деятельности, а общество - единственный «водитель», у которого имеются права на ее «вождение» [17]. Действительно, такие категории, как «государство» и «гражданское общество», не могут существовать в состоянии абсолютной независимости относительно друг друга. Гражданское общество не обладает теми инструментами государственного управления, которые способны обеспечить безопасность в обществе. Государство, в свою очередь, немыслимо без гражданского общество, так как последнее с учетом его развитости, а также должной степени автономии относительно государственного аппарата олицетворяет собой ту жизнедеятельность в ее разнообразных проявлениях, для которой существует и функционирует государство.

Подводя итоги, заметим, что сущность развитого гражданского общества заключается в динамично возрастающей роли рядовых граждан и их объединений во многих областях жизни и деятельности - политической, социальной, экономической, духовной. По

большей части именно от действий, предпринимаемых субъектами гражданского общества, зависит их положение и перспективы судеб. Это свидетельствует о необходимости проявления должной ответственной инициативы со стороны гражданского населения, не наделенного полномочиями по непосредственному осуществлению публичной власти.

1. Цит. по: Современная западная социология : словарь. - М., 1990. - С. 233.

2. Дэвис Д. Социология установки // Американская социология. - М., 1972. - С. 62.

3. См.: Зиммель Г Общение: Пример чистой или формальной социологии // Социол. исслед. -1984. - № 2. - С. 170-171.

4. Personality and Society / ed. N. Smelser,

D. Snicker. - N. Y., 1964. - P. 577.

5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. - М., 2013. - С. 102.

6. См.: Черниловский З. М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. - 1992. - № 6. - С. 142.

7. См.: Аристотель. Политика. - М., 1965. - С. 5.

8. См.: Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 1991.

- № 7. - С. 19.

9. См.: Одинцова А. В. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее // Общественные науки. - 1990. - № 7. - С. 98-99.

10. Максименко В. Идиологема civil society и гражданская культура // Pro et Contra. - 1999.

- № 1. - С. 113.

11. Грудцына Л. Ю. Исторические особенности возникновения и развития гражданского общества в России // Законодательство и экономика. - 2009. - № 6. - С. 78.

12. Кузьминов Я., Сухомлинова О. Гражданское общество: экономические и политические факторы становления // Общественные науки.

- 1990. - № 5. - С. 61.

13. См.: Гаджиев К. С. Основы политологии: программа-концепция // Мировая экономика и международные отношения. - 1992. - № 10.

- С. 20-31.

14. Социология : учебник для вузов / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. -М., 1995. - С. 225.

15. См.: Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. - 2002. -№ 5. - С. 100-103.

16. Бляхман Б. Я. Гражданское общество: некоторые вопросы становления и развития. - Кемерово, 2005. - С. 28.

17. См.: Бутаков А. В. К исследованию новейшей истории Российской государственности. -Омск, 2002. - С. 106-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.