Научная статья на тему 'Философская и социально-экономическая сущность налогов и налогообложения'

Философская и социально-экономическая сущность налогов и налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПОЗНАНИЕ / COGNITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянская Наталья Михайловна

Рассмотрена философская и социально-экономическая сущность налогов и налогообложения с методологических позиций, уточнено понимание их исключительного общественного предназначения. Обоснована важность более полного и глубокого осмысления самой природы этих явлений и процессов, их общественной роли через призму категорий диалектики. Автор отмечает, что для более полного познания сущности налогов, наряду с категориальным подходом, необходимо также использовать функциональный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND SOCIO-ECONOMIC NATURE OF TAXES AND TAXATION

From a methodological point of view, the paper considers philosophical and socio-economic essence of taxes and taxation specifying their exclusive social purpose. It proves the importance of deeper and more complete understanding of both the nature of these phenomena and processes and their social role through the prism of the categories of dialectics. The author notes that deep insights into the essence of taxes requires the use of the functional approach along with the categorical one.

Текст научной работы на тему «Философская и социально-экономическая сущность налогов и налогообложения»

// Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы: науч.-метод. материалы. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. С. 401-404.

4. Негодаев И.А. Философия техники // Библиотека «Полка букиниста» [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/negodaev_filosofija/01 .aspx

(10 нояб. 2014).

5. Райцев А.В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: дис. ... д-ра педагог. наук: 13.00.06. СПб., 2004. 309 с.

6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория кон-тексного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

7. Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: дис. ... канд. педагог. наук. Брянск, 1994. 16 с.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. 2-е изд. М.: Изд-во Москов. психолого-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Между-нар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.

10. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: Изд-во ТГЖИ, 1993. 88 с.

11. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис. ... д-ра. педагог. наук: 13.00.02. М., 1999. 38 с.

12. Бояринцева А.В. Я - концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя // Педагогика. 1995. № 5. С. 24-33.

13. Кривцов Л.Ю. Педагогические основы профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. М., 1996. 234 с.

14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: ИЦ «Академия», 2004. 320 с.

15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

16. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (от 18.01.2010 г. № 54) [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm (10 нояб. 2014).

17. Федоров А.В. Медиакомпетентность молодежи: стихийная или ... // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык (международный информационно-аналитический журнал). 2014. № 1 (06) [Электронный ресурс]. URL: http://ce.if-mstuca.ru/?page_id=292 (10 нояб. 2014).

УДК 336.025

ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

© Н.М. Полянская1

Бурятский государственный университет,

670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Рассмотрена философская и социально-экономическая сущность налогов и налогообложения с методологических позиций, уточнено понимание их исключительного общественного предназначения. Обоснована важность более полного и глубокого осмысления самой природы этих явлений и процессов, их общественной роли через призму категорий диалектики. Автор отмечает, что для более полного познания сущности налогов, наряду с категориальным подходом, необходимо также использовать функциональный подход. Ключевые слова: налоги; налогообложение; общество; государство; познание.

PHILOSOPHICAL AND SOCIO-ECONOMIC NATURE OF TAXES AND TAXATION N.M. Polyanskaya

Buryat State University,

24a Smolin St., Ulan-Ude, Buryat Republic, 670000, Russia.

From a methodological point of view, the paper considers philosophical and socio-economic essence of taxes and taxation specifying their exclusive social purpose. It proves the importance of deeper and more complete understanding of both the nature of these phenomena and processes and their social role through the prism of the categories of dialectics. The author notes that deep insights into the essence of taxes requires the use of the functional approach along with the categorical one.

Keywords: taxes; taxation; society; state; cognition.

Современные представления о налогах и налогообложении в известной мере формировались и формируются в общественном сознании исторически под влиянием противоречивого опыта их использования в целях принудительного подчинения интересов пла-

тельщиков интересам монарха, вождя, государства и т.п. для удовлетворения властных потребностей последних. Поэтому издревле налоги воспринимались противоречиво, в основном, как негативное явление, приносящее людям неприятности и лишения. Особен-

1Полянская Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, тел.: 89243900393, e-mail: natali_mz@mail.ru

Polyanskaya Natalia, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics, tel.: 89243900393, e-mail: natali_mz@mail.ru

но остро это выражается в государствах со слабо развитой экономикой, неразвитой демократией, где властные структуры зачастую осуществляют нерациональные траты общественных (бюджетных) средств на нужды, не имеющие в данное время, в данном месте социального или аналогичного общественного значения.

Неудивительно, что у налогоплательщиков в этой связи появляется возмущение и складывается отрицательное отношение к налогам и той фискальной политике, которую проводят органы власти на данном этапе общественного развития. Однако по своей природе налоги не несут абсолютного зла.

Возникает интерес: каково же генетическое начало налога, что формирует внутреннюю природу налога как некой социально значимой категории бытия.

Большое число вопросов о дефиниции налога исторически порождало различные, противоречивые ответы, которые формулировались как философами, социологами, историками, экономистами, так и финансистами, юристами и другими исследователями - в зависимости от эпохи, в которой они жили, познать которую они пытались в своих рассуждениях и научных трудах о смысле и целях бытия [8, с. 12].

Налоги изначально воспринимались и в настоящее время оцениваются и принимаются на основе их материализованной, видимой «на поверхности» формы. «...Налоги, - пишет И.В. Горский, - как и многие общественные явления, в значительной мере являются отражением конкретно-исторических условий.» [2, с. 5].

Вместе с тем, если осмысливать только видимую форму бытия любого явления или процесса, то невозможно будет познать их абсолютную истину, скрытую, внутреннюю сущность. Более того, абсолютная истина непостижима: чем глубже и шире процесс ее изучения, тем во все большем многообразии форм она предстает перед исследователем. Это характерно для всех закономерных, систематически повторяющихся явлений и процессов общественного бытия, в том числе это относится и к налогам, и налогообложению.

Многочисленные исторические факты подтверждают, что налоги - древнейшее явление, а налогообложение - древнейший процесс, существовавшие и существующие как таковые во все времена и эпохи. Без налогов и налогообложения невозможно функционирование ни одного общества - ни древнего, ни современного. Трудно в настоящее время представить иную, нежели фискальную, природу формирования централизуемых во властных структурах экономических ресурсов, необходимых обществу для его существования и развития, для реализации социальных, хозяйственных, политических, культурных, экологических и иных задач. Поэтому, на наш взгляд, толкование понятия налог в ассоциативном научном сознании можно представить как социально и экономически значимое явление, а понятие налогообложение - как объективно необходимый в любом обществе процесс, определяющий его эволюционное (или революционное) развитие и совершенствование общества.

В этой связи мы придерживаемся мнения ряда ученых, утверждающих, что налоги и налогообложение следует изучать с категориальных позиций [8, с. 13], поскольку категория отображает фундаментальную основу любого явления или процесса, она объективна. Категория (от греч. kategoria - высказывание; признак) в философии - наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики [1]. Дополним здесь, что познавать налоги целесообразно не просто посредством категориального осмысления, а через призму категорий философии на основе диалектического метода мышления. Так, использование философских категорий бытие, материя, пространство, время, качество, количество, противоречие, причина, следствие, содержание, форма позволяет истолковать природу налогов и налогообложения более фундаментально, полно и объективно. Рассмотрим, как можно сформулировать дефиниции налогов и налогообложения при помощи категорий философии, опираясь на положения диалектики.

Бытие в большинстве трудов философов рассматривается как нечто реально сущее, охватывающее и материальное, и духовное. Категория бытия -одна из самых древних философских категорий, все учения античности рассматривали ее в качестве ключевой, центральной. И в настоящее время категория бытия занимает умы многих философов и других исследователей.

Фундаментальной исходной категорией философии является и материя - объективная реальность, единственная субстанция со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал. На социальном уровне в структуру материи входят семья, классы, нации и т.д. [7, с. 108]. Очевидно, на наш взгляд, что на социально-экономическом уровне в структуру материи можно включить и налоги. Налоги -обязательные денежные платежи в виде направления части стоимости имущества плательщика в пользу публичных органов власти (государства) - материально существуют в обществе, они реальны как социально-экономическое явление.

Пространство в философии рассматривается как состав и структурность какого-либо объекта и материи в целом, протяженность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Пространство - это форма бытия материи. Пространство является многомерным. В этом контексте налогообложение можно представить как форму бытия налогов, как сосуществование и взаимодействие граждан и государства по вопросам взимания налогов.

В философском понимании время представляет собой форму бытия материи и делится на прошлое, настоящее, будущее. Время характеризует такие свойства изменения и развития явлений и процессов,

как длительность, последовательность, смена состояний. Налог, как мы отметили, имеет материальную форму, которая характеризуется направленным движением - сменой собственника - от плательщика к государству. Это происходит в процессе налогообложения. Налогообложение - это функционирование налогов в динамике, во времени. Очевидно, в контексте времени налоги и налогообложение проходили и будут продолжать проходить все три состояния - ретроспективное (прошлое), текущее (настоящее) и перспективное (будущее).

Качественные и количественные характеристики налогообложения проявляются во взаимосвязи с тем, какие параметры утверждены в отношении исчисления и уплаты налогов: кто признается налогоплательщиком, что является объектом налогообложения, как исчисляется налоговая база, на каком уровне установлены налоговые ставки, каковы временные рамки налогового периода, возможно ли применение налоговых льгот и т.п.

Что касается противоречий, то все, что связано с налогами и налогообложением, буквально пронизано противоречиями, которые появляются не сами по себе, а как следствие реализуемой налоговой политики в отношении качественных и количественных параметров налогообложения. Причинно-следственные взаимосвязи в налоговых отношениях характеризуются как детерминированными, так и стохастическими свойствами.

Детерминированность в налогообложении означает, что следствие реализуемых мер налоговой политики имеет тесную, в полной степени обусловленную связь с причинами (конкретными качественными и количественными параметрами этих мер). Введение в действие тех или иных норм налогообложения обязательно повлечет за собой соответствующие результаты. Так, установление и применение тех или иных налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков влечет за собой уменьшение их налоговой базы, и, следовательно, снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика. Детерминированный характер имеет и аддитивная факторная модель общей суммы налоговых доходов (НД) казны:

п

НД = х X,. = Х + х2 +...+Хп ,

где Х, - сумма налоговых поступлений отдельного налога.

В свою очередь сумма налоговых поступлений каждого отдельного налога (Х) в общем виде представляет собой частную мультипликативную факторную модель - произведение налоговой базы и налоговой ставки отдельного налога:

Х, = Налоговая база ¡ х Налоговая ставка | .

В целом детерминированный характер причинно-следственных связей означает, что результаты проводимой политики в области налогообложения в большой степени зависят от качественных и количественных параметров принятых и реализуемых управлен-

ческих решений. В этом заключается смысл регулирующей функции налогообложения (о функциональном подходе и функциях рассуждение следует далее).

Стохастичность в налогообложении означает, что следствие реализуемых мер налоговой политики не является детерминированным, то есть носит случайный, вероятностный характер, и последующее формирование результатов налогообложения можно описать как предсказуемыми, так и непредсказуемыми величинами. Так, повышение налоговых ставок не обязательно и не всегда приводит к наращиванию объемов доходов бюджета, поскольку могут оказать влияние такие факторы, как искажение налоговых баз, теневые операции и т.п. Предоставление государством сегодня налоговых льгот инвесторам, возможно, не приведет в будущем к тому, что объект инвестирования принесет ожидаемую социально-экономическую пользу.

Если попытаться понять сущность налогов и налогообложения с точки зрения категорий форма и содержание, то будем рассуждать следующим образом. Каждая категория наделена спецификой общественного предназначения: ее истинный смысл эмпирически используется посредством набора конкретных функциональных форм, через которые наука пытается выразить внутренний потенциал категории - ее гипотетическую способность в формализованном виде продуктивно воздействовать на объекты управления. Следовательно, категория в силу такой особенности несет в себе наряду с объективным и субъективное начало. Оба начала неразрывны и выступают как органичное целое, они развиваются по закону единства и борьбы противоположностей. Субъективизм управления социально-экономической системой зачастую нарушает данный постулат, и в этом случае форма полностью подавляет содержание, а развитие социально-экономических процессов приобретает самые уродливые, искаженные формы. Несогласованность формы и содержания наряду с дисбалансом количественных и качественных параметров налогообложения приводит к несоразмерности налогообложения и, как следствие, к несправедливости, дискриминации некоторых субъектов. В конечном итоге деформируются общечеловеческие ценности и нормы, многие объективные категории расцениваются субъективно отрицательно, вызывают противоречивые эмоциональные и рациональные суждения.

Именно поэтому такая важная область общественных отношений, как экономическая (в частности, налоговая) политика должна базироваться на научных началах, разрабатываться на глубокой методологической основе. Процесс выработки управленческих решений в области налогообложения объективно должен быть ориентирован на поиск таких форм изъятия налогов в казну, которые будут способны максимально полно сочетать в себе оба начала.

Таким образом, рассмотрение понятий налог и налогообложение с категориальных позиций на основе диалектического мышления позволяет глубже, шире, полнее понять и определить саму природу этих явлений и процессов, их общественное назначение, а также возможности их совершенствования в сложившихся условиях на конкретном этапе социально-

экономического развития. Можем заключить, что налог - это категория, рассматривать и толковать которую необходимо с системных позиций, то есть как совокупность объективных стоимостных отношений, организованных в конкретной общественной среде в соответствии с ее объективными свойствами. Совокупность налоговых отношений объективна, она развивается по законам теории систем. Вместе с тем на практике основу системы всегда составляет некая надстройка, имеющая свою инфраструктуру. Такой надстройкой являются функциональные налоговые формы (свод видов налогов, распределение налогов по уровням властных структур, законотворческая и информационно-технические составляющие, совокупность принципов и способов взимания налогов и др.). В этом контексте совокупность налоговых отношений представляет собой налогообложение, то есть динамический процесс управления объективной реальностью. Поэтому можно сказать, что налог - это общая категория, которой подчиняются такие частные категории, как налогообложение и налоговая система (система налогообложения) во всем многообразии форм их практического использования.

Структура отечественной налоговой системы составлена нами с учетом сформировавшихся современных условий и представлена на рисунке [3].

Следует отметить, что большая часть определений налога, налогообложения и налоговой системы, изложенных в трудах мыслителей предыдущих эпох, сводится к трактовке их формы, видимой «на поверхности» реальной действительности. И.М. Кулишер, М.И Слуцкий, В.Н. Твердохлебов, Н.И. Тургенев, Л.В. Ходский и другие отечественные исследователи-налоговеды начала XX века определяли налог как «принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей» [6].

В фундаментальных трудах современных ученых-налоговедов И.В. Горского, В.В. Глухова, В.А. Кашина, Н.В. Милякова, В.Г. Панскова, Д.Г. Черника, Н.И. Хи-мичевой и других налог определяется практически одинаково: как одна из форм пополнения госбюджета, как сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей [8, с. 13]. Такие толкования близки к определению налога, представленному в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, где налог трактуется как «...обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований» [5]. Такая трактовка налога выражает его финансово-правовую сущность, его сугубо фискальный характер.

Исключением из сложившихся стереотипных суждений о налоге лишь как о платеже в казну являются толкования таких ученых, как А.В. Брызгалин, Е.Н. Евстигнеев, Л.П. Окунева и некоторых других. Особенность их научного вклада в развитие теории и

практики налогов и налогообложения заключается в том, что эти явления рассматриваются ими комплексно, как сложное системное образование, то есть авторы в своих исследованиях и формулировании дефиниций базируются на всеобщем диалектическом методе познания явлений и процессов. А.В. Брызгалин определяет налог следующим образом: «.Налог -категория комплексная, симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета» [4, с. 13]. Вместе с тем данное толкование налога не исчерпывает истинную сущность налога, не раскрывает его философию.

Налогообложение организуется властными структурами и оформляется соответствующим законодательным механизмом - совокупностью нормативных правовых актов, регламентирующих и регулирующих взимание налогов, и методов изъятия налогов у налогоплательщиков. Следовательно, налоги и налогообложение можно отнести к императивным отношениям в обществе. Инициатором, а также «регулировщиком» и «контролером» этих отношений является государство в лице соответствующих органов власти.

В этой связи следует отметить важность научно обоснованного подхода к организации налогообложения, разработке и проведению налоговой политики, который позволит избежать многих противоречий в налоговой системе, а также предотвратит нарушение основополагающих принципов налогообложения.

Для более полного познания философской и социально-экономической сущности налогов наряду с категориальным подходом необходимо также использовать функциональный подход, то есть важно понять, какие функции выполняют налоги. Функция (лат. ^псИв - совершение, исполнение) - это деятельность, работа, роль объекта в рамках некоторой системы. Функция показывает, как не только гипотетически, но и эмпирически данный объект (явление или процесс) реализует свое общественное предназначение.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что налогам, по мнению большинства ученых, присущи следующие функции: фискальная, социальная (перераспределительная), регулирующая (стимулирующая, дестимулирующая, воспроизводственная), контрольная. В то же время, если подходить к определению функций налога диалектически, то делаем вывод, что налог как явление и общая категория выполняет единственную функцию - фискальную, которая отображает назначение налога как источника пополнения казны. Все другие функции возложены на частные категории - налогообложение как объективно необходимый процесс в обществе, а также на налоговую систему как надстройку, совокупность элементов инфраструктуры, при помощи которых осуществляется процесс налогообложения. Перераспределительный, регулирующий и контролирующий характер налогообложения задается конкретными количественными и качественными параметрами и характеристиками элементов налоговой системы государства.

со со

00

со сл

К)

о

го гп

0 ч

1

тз

ю

со

ю а

К)

о сл

СОВОКУПНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О НАЛОГАХ И СБОРАХ. И ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Финансовые органы (Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований), налоговые органы (Федеральная налоговая служба и ее управления в субъектах РФ)

Государственные органы законодательной власти РФ и субъектов РФ. органы представительной власти муниципальных образований

л

г

Таможенные органы, органы внутренних дел РФ

Государственные органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, местные администрации

СОВОКУПНОСТЬ СУБЪЕКТОВ НАЛОГА (НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ) НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Налогоплательщики физические лица

Налогоплательщики юридические лица

1

СОВОКУПНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ (Система налогов и сборов)

Федеральные налоги и сборы

Ч_

Региональные налоги

ч_

Местные налоги

Специальные налоговые режимы

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОВОКУПНОСТЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОЦЕСС НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Федеральные нормативные правовые акты

Нормативные правовые акты субъектов РФ

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления

к> оо сл

Структура налоговой системы Российской Федерации

Как императивное явление налог не несет в себе ничего стимулирующего. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, своим размером и условиями взимания он может проявиться в качестве стимула/дестимула. Поэтому рационально организованное фискальное действие налога в гармоничном сочетании функций налогообложения позволяет обеспечивать стабильное и возрастающее поступление средств в бюджетную систему и, следовательно, обеспечивает государство необходимыми ресурсами, не ущемляя интересы налогоплательщиков.

На наш взгляд, функции налога, налогообложения и налоговой системы взаимосвязаны, взаимодополняемы, но не взаимозаменяемы. Целью налогового регулирования является обеспечение непрерывности инвестиционных процессов, снижение уровня социальной и имущественной дифференциации, достижение роста совокупных финансовых результатов производственной сферы и тем самым - достижение роста централизованных фондов денежных средств (бюджетной системы страны). Таким образом, регулирующая функция налоговой системы помогает уравновесить межбюджетные отношения.

Налоговое регулирование осуществляется с использованием таких инструментов, как налоговая ставка, налоговая база, налоговая льгота и иные преференции, налоговый кредит, налоговые санкции и др. Поскольку налоговые санкции также выступают проявлением контрольного свойства, то уже в процессе

налогового регулирования осуществляется контроль, так как регулирующая и контрольная функции тесно взаимосвязаны. Благодаря контрольной функции налоговой системы правительство может оценить функциональную продуктивность налогообложения, выявить негативные стороны налоговой политики с целью ее совершенствования, обозначить незаконное применение налоговых льгот, выявить незаконные потоки денежных средств. На практике сфера налогового контроля регламентируется самостоятельными нормативно-правовыми актами.

Итак, учитывая влияние множества внешних и внутренних факторов, не всегда благоприятного характера, в настоящее время, когда в российском обществе определяется стратегия его дальнейшего развития, каждому члену общества, а в особенности субъектам - разработчикам налоговой политики, весьма важно понять философскую и социально-экономическую сущность налога и налогообложения именно с глубоких методологических позиций, уточнить понимание их исключительного общественного предназначения. Это позволит глубже, шире и полнее понять и определить саму природу этих явлений и процессов, их общественную роль, а также возможности их совершенствования в сложившихся условиях на конкретном этапе социально-экономического развития.

Статья поступила 17.02.2015 г.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/26883/ (29 янв. 2015).

2. Горский И.В. Налоги: история и современность. Т. 1. М.: ЮНИТИ, 1997. 320 с.

3. Залуцкая Н.М. Развитие налоговой системы субъекта РФ: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.10. Байкальский гос. ун-т экономики и права. Иркутск, 2004. 184 с.

4. Налоги и налоговое право: учеб. пособие / под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998. 600 с.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): кодекс от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015 г.); Нало-

говый кодекс РФ (часть вторая): кодекс от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка [Электронный ресурс]. URL: http://www.consu-ltant.ru/document/cons_doc_LAW_157512/ (29 янв. 2015).

6. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: ИНФРА-М, 1996. 192 с.

7. Философия: учеб. пособие для вузов. 11-е изд. / под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 576 с.

8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 576 с.

УДК 620.3:005

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЭКСПЕРТОВ © В.Л. Рупосов1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены методы определения минимального числа экспертов для надежного обоснования принятия решения. Предложены методики определения количества экспертов на основе коэффициента согласованности (коэффициент конкордации Кендалла), на базе нормального и гамма-распределения случайной величины. Предложена упрощенная методика определения минимального числа экспертов. Рассчитаны таблицы и вариаграммы по приведенным методам.

Ключевые слова: статистический анализ; определение числа измерений; стратегический менеджмент; оценка точности.

1 Рупосов Виталий Леонидович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: (3952) 405901, 89025686276, e-mail: ruposov@istu.edu

Ruposov Vitaly, Candidate of Geological and Mineralogical sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: (3952) 405901, 89025686276, e-mail: ruposov@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.