Научная статья на тему 'Категориальные схемы в междисциплинарных исследованиях'

Категориальные схемы в междисциплинарных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
121
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАССУЖДЕНИЯ / КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / НОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / THE AUTOMATION OF REASONING PROCESSES / CATEGORICAL SCHEMES / THE CATEGORICAL-SYSTEM METHODOLOGY / NEW INTELLECTUAL TECHNOLOGIES / INTERDISCIPLINARY RESEARCH / THE THEORY OF DYNAMIC INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Разумов В. И.

Недопустимо медленное развитие теории и практики междисциплинарных исследований тесно связано с недостаточным вниманием интеллектуальной культуры в целом к категориальным схемам (КС). Выделяются свойства, отличающие КС от понятийных конструкций. Обсуждаются имеющиеся в теории и применяемые на практике КС, которые создаются на базах категориально-системной методологии (КСМ), теории динамических информационных систем (ТДИС). КС на основе ТДИС нашли применение в разработке организационно-деловой игры - инсейфинге, в написании компьютерных программ для решения задач автоматизации процессов рассуждений. Сравнение КС, образованных на основах КСМ, ТДИС, с известными когнитивными конструкциями позволяет поставить вопрос о возможности разработки относительно оригинальных КС новых интеллектуальных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORIAL SCHEMES IN INTERDISCIPLINARY RESEARCH

The unacceptably slow development of the theory and the practice of interdisciplinary research is closely related to the insufficient attention of intellectual culture in general to categorical schemes (CS). The properties distinguishing CS from conceptual constructions are picked out. The theoretical and practicable CS, which are created on the basis of the categorical-system methodology (CSM), the theory of dynamic informational systems (TDIS) are discussed. CS based on TDIS have found application in the development of an organizational and business game - insafing, in writing computer programs for solving problems of the automation of reasoning processes. Comparison of CSs formed on the basis of CSM, TDIS with famous cognitive constructions, raises the question of the possibility of the development of original CSs for new intelligent technologies.

Текст научной работы на тему «Категориальные схемы в междисциплинарных исследованиях»

УДК 167/168

DOI 10.24147/1812-3996.2020.25(2).70-74

КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В. И. Разумов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 26.03.2020

Дата принятия в печать 14.05.2020

Дата онлайн-размещения 30.07.2020

Ключевые слова

Автоматизация процессов рассуждения, категориальные схемы, категориально-системная методология, новые интеллектуальные технологии, междисциплинарные исследования, теория динамических информационных систем

Аннотация. Недопустимо медленное развитие теории и практики междисциплинарных исследований тесно связано с недостаточным вниманием интеллектуальной культуры в целом к категориальным схемам (КС). Выделяются свойства, отличающие КС от понятийных конструкций. Обсуждаются имеющиеся в теории и применяемые на практике КС, которые создаются на базах категориально-системной методологии (КСМ), теории динамических информационных систем (ТДИС). КС на основе ТДИС нашли применение в разработке организационно-деловой игры - инсейфинге, в написании компьютерных программ для решения задач автоматизации процессов рассуждений. Сравнение КС, образованных на основах КСМ, ТДИС, с известными когнитивными конструкциями позволяет поставить вопрос о возможности разработки относительно оригинальных КС новых интеллектуальных технологий.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366

CATEGORIAL SCHEMES IN INTERDISCIPLINARY RESEARCH

V. I. Razumov

Dostoyevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received 26.03.2020

Accepted 14.05.2020

Available online 30.07.2020

Keywords

The automation of reasoning processes, categorical schemes, the categorical-system methodology, new intellectual technologies, interdisciplinary research, the theory of dynamic information systems

Abstract. The unacceptably slow development of the theory and the practice of interdisciplinary research is closely related to the insufficient attention of intellectual culture in general to categorical schemes (CS). The properties distinguishing CS from conceptual constructions are picked out. The theoretical and practicable CS, which are created on the basis of the categorical-system methodology (CSM), the theory of dynamic informational systems (TDIS) are discussed. CS based on TDIS have found application in the development of an organizational and business game - insafing, in writing computer programs for solving problems of the automation of reasoning processes. Comparison of CSs formed on the basis of CSM, TDIS with famous cognitive constructions, raises the question of the possibility of the development of original CSs for new intelligent technologies.

Acknowledgements

The reported study was funded by the RFBR according to the research project № 19-29-07366

Если же мы добавим сюда скульптуру, живопись, графику, карикатуру, научные иллюстрации или, уже для нашего времени, компьютерную графику, математические формулы, магнитофоны и голографические изображения, то получим громадное множество типов информации и принципов упорядочивания, которые представляют самые разнообразные виды знания.

Фейерабенд П. Прощай разум [1, с. 149].

1. Введение

Интеллектуальная деятельность в XXI в. все больше сталкивается с затруднениями, вызванными тем, что в своей практической жизни человек и общество осуществляют виды деятельности, производят продукты, а также отходы, включая информационный мусор, значительно более сложные, чем паттерны интеллектуальной деятельности, широко распространенные в познании, обучении, проектировании. Эти паттерны мышления и интеллекта формировались на исторической дистанции от Аристотеля [2] к логике Пор Рояль [3]. Разумеется, есть идеи о математической философии Б. Рассела [4], о философской логике А. Н. Шумана [5] и другие проекты, призывающие качественно усовершенствовать мышление и интеллект, но в лучшем случае они практикуются ограниченной группой специалистов и для решения задач определённого профиля. Есть основания предположить, что выход интеллектуальных способностей человека на новый уровень связан с необходимостью выделить и изменить определенное качество мышления. Такое изменение должно быть нацелено на решение двух задач: во-первых, следует формировать когнитивные стратегии, согласующие смысло-содержательные и формально-математические аспекты познания; во-вторых, важно работать над системой когнитивных технологий, согласующих автоматизацию вычислений и рассуждений. В данной статье обратимся к теме категорий и КС, на основе которых решаются две приведенные выше задачи, а также указывается роль КС в формировании междисциплинарного подхода. КС есть организации категорий, отличающиеся специфической структурой, функционированием, с помощью чего КС способна выступить моделью (аспектом модели объекта). КС включают в себя разные категории, а ограничением разнообразия для них выступает

осмысленность конкретной КС в структурном и функциональном аспектах. Таким образом, КС оказываются важным инструментом для формирования объектов междисциплинарных исследований (МИ). МИ разворачиваются на установке синтеза знаний и развития представлений об объекте в направлении от простого к сложному. С учетом сказанного уместно предположить, что КС являются важным когнитивным инструментом МИ.

Статья задумана в форме обзора материалов по теме применения КС в МИ, поэтому автор счел уместным дать необходимое число ссылок на собственные работы, где сформулированы и развиваются оригинальные аспекты КС и МИ.

2. Специализация функций понятий и категорий в мышлении и в рассуждениях

Следует сказать, что в развитии традиционной логики не делается разграничения между понятиями и категориями. Вместе с тем в основании познания, обучения, проектирования лежат КС, на базе КС разворачиваются процессы мышления и строятся алгоритмы рассуждений, но КС, как правило, остаются вне рефлексии и адекватной экспликации. Разделение в тексте уровней употребления понятий (текст) и категорий (контекст) придает исследованию статус когнитивного проекта, что позволяет выделять множество вариантов в познании любой темы, сравнивать их, выбирать лучший. За счет того, что категории организованы в КС, и такие КС выступают своеобразными настройками, позволяющими по-новому интерпретировать известный материал. Итак, КС работают преимущественно над контекстами рассуждений в то время, как традиционный логический аппарат применяют к текстам, представленным в понятиях, суждениях, умозаключениях.

В итоге недооценка выделения роли категорий и КС в мышлении, рассуждениях обусловливает то,

что ускоряющаяся и усложняющаяся практическая жизнь, в особенности новейшие технологии и технические устройства, фактически лишаются соответствующей интеллектуальной поддержки, осмысления. Такое положение дел усугубляется фрагментацией науки, образования, проектирования, что приводит к отсутствию целостных представлений как о предметах, так и о методах, а также о продуктах деятельности современного человека. Поэтому осознанное применение понятийного и категориального аппаратов как относительно самостоятельных логических систем продуктивно в области МИ и проектов.

3. Особенности междисциплинарного подхода в XXI в. и преимущества использования в нем потенциала КС

МИ в XXI в. остро необходимы для преодоления тенденций фрагментации в науке, образовании, проектировании, и это делает актуальной тему привлечения в МИ аппарата КС. Развертывание МИ тормозится отсутствием методологии, способной реализовать особый подход к реальности уже на уровне выделения, задания предмета изучения. Для МИ должен стать характерным расширительный подход к познанию, выходящий за рамки ограничений научной рациональности и ориентирующийся на интеллектуальную культуру в целом, включая повседневность (здравый смысл и интуиция), искусство (множество художественных форм освоения бытия), религию (вопросы о трансцендентном центре Мироздания), науку и образование, технологии и технику. Обратим здесь внимание на важное обстоятельство. В определенный исторический период доминировала одна из перечисленных областей культуры. Если с начала XIX в. и по конец XX в. лидируют наука и образование, то с началом XXI в. лидерами в культуре и цивилизации становятся технологии и техника, для которых междисциплинарный подход принципиален, поскольку предоставляет широкий канал доступа для разнообразных знаний. Инструменты для реализации такого подхода существуют [6].

В интересах лучшего понимания нашего подхода к применению КС в МИ сделаем еще несколько заметок об использовании категорий в истории философии и интеллектуальной культуре. В античной философии в ее рациональной традиции категории выделяются в качестве особых когнитивных единиц. Так, для Платона это пять важнейших родов бытия [7], для Аристотеля - 10 родов знания о предмете [2, с. 51-90]. С сохранением подходов к пониманию категорий Платоном и Аристотелем, но в интересах

преодолеть отмеченные трудности предлагается использовать аппарат КС, где КС в традиции И. Канта рассматриваются конструкциями, организующими мышление, рассуждения [8-10]. Причем теперь эти конструкции доводятся до статуса систем как вполне определенных математических объектов и на структурном, и на функциональном уровне.

В изучении вопросов развития аппаратов категориального мышления обратим внимание на два способа использования категорий и КС. От Пифагора, Платона, Аристотеля к И. Канту идет традиция применять к изучаемому материалу КС, образованную категориями с уровнем абстракции, существенно превышающим данный материал. К примеру, это опыты приложений к разнообразным исследованиям групп категорий диалектики (свобода и необходимость, единичное, особенное, всеобщее и др.). Уже в этом подходе целесообразность применения КС заключалась в том, чтобы перенести на известный материал смыслы, ранее не использовавшиеся для его понимания. В нашей разработке категориальных систем использован иной подход. В его основу положена идея использовать в конструировании КС категории, употребляемые для познания данного объекта. Универсальностью в русле данного подхода обладает конструкция КС, в которой упакованы определенные идеи, позволяющие по-новому понять, проинтерпретировать объект.

4. Категориально-системная методология и теория динамических информационных систем как основы для формирования категориальных схем

Устройство КС в данной статье рассматривается как организуемое на двух теоретических базах: КСМ [11] и ТДИС (ДИС) [12-14]. КСМ уместно рассматривать аппаратом предформализации знания. КСМ включает в себя разработку и схематические конструкции для системно-кибернетических представлений противоречия, категорий качества, сочетания разнонаправленных версий эволюции сложных систем, что получает выражение в оригинальных КС. ТДИС исходно формируется как междисциплинарная теория. Развертывание ТДИС ориентируется на синтез философии, физики, математики, и оно реализуется до уровня технологии синтеза систем, причем такой синтез не ориентирован узко на какую-либо одну дисциплину. Демонстрируется, каким образом технологии конструирования КС на основе ТДИС (ДИС-технологии) могут быть доведены до уровня автоматизации [15]. Этот замысел реализован в специально организованной системе категорий - номологической базе. Она универсальна и

междисциплинарна по своему содержанию, математически связна и имеет формальный многоуровневый алфавит [16] (http://thoughtring.com/ ViewForm.aspx?id=421). Большей частью для решения учебных и проектных задач междисциплинарного характера разработана организационно-деловая игра - инсейфинг [17] (http://thoughtring.com/ ViewForm.aspx?id=356). Проработка ДИС-технологии в аспекте автоматизации рассуждений, в том числе и для МИ реализована в компьютерных программах, позволяющих конструировать КС класса ДИС [18] (http://thoughtring.com/ViewForm.aspx?id=1836). Накоплен богатый набор КС по МИ, сформированных посредством указанных технологий конструирования знаний, как это сделано, к примеру, в работах [19; 20]. Существуют краткие описания того, каким образом разработанные и представленные в научных источниках и в открытом доступе в интернет категориально-системные инструменты и продукты конструирования знаний на основах КСМ, ТДИС могут быть использованы в МИ, учебных программах и проектах [21].

5. Заключение

С учетом смены приоритетов в интеллектуальной культуре XXI в. МИ представляют собой работы, посредством которых научные результаты более доступны для эффективного использования в процессах создания новых технологий и техники. Свойства категорий и КС представлять гносеологически емко знания об объекте, выводить любое специальное выражение на уровень универсальных сущностей, в явном виде выражать контекст исследования, задавать принципы распределения смыслов в изучаемом объекте. Все перечисленное превращает КС в современный и высокопродуктивный когнитивный инструмент, требующийся для организации и выполнения МИ.

Сравнение аппаратов КС, получаемых на базах КСМ, ТДИС, с результатами, представленными в работах [2-5; 7-10], позволяет оценивать указанные КС как оригинальные когнитивные конструкции, которые, в частности, уместно использовать в роли инструментов для определения категорий [12, с. 245247]. Аппарат КС на базе ТДИС послужил основой для создания новой организационно-деловой игры - ин-сейфинга, позволяющей проводить обсуждение любого предмета так, что проработка темы на содержательном уровне согласуется с математической основой процедуры. Выявление алгоритмов автоматизации работы с КС класса ДИС было положено в основу написания компьютерных программ, включая предназначенные для вычислительных экспериментов [22]. Сказанное позволяет обсуждать перспективы развития относительно КС, разработанных на основе ТДИС, новых интеллектуальных технологий, способных вызывать перемены в архитектурах мышления и рассуждений [23].

В качестве примеров, подтверждающих продуктивность изложенного в статье подхода, и по адресу ^Ир$://шшш.еИЬгагу.ги/аиШог_^$.а$р?аиШо^=898 5&show_option=0) есть многочисленные ссылки на публикации, где в исследованиях по различным конкретным дисциплинам, включая информатику, культурологию, математику, педагогику, социологию, технику, физику, философию, экологию, экономику и другие, использованы методологии конструирования КС, разработанные на основах КСМ и ТДИС. Предлагаемый в статье подход предусматривает актуализацию потенциала философии в ходе превращения междисциплинарных исследований с помощью КС в интеллектуальные системы, благоприятствующие протеканию трансферов знаний и технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фейерабенд П. Прощай, разум / пер. с англ. А. Л. Никифорова. М. : АСТ : Астрель, 2010. 477 с.

2. Аристотель. Соч. : в 4 т. Т. 2 / ред. З. Н. Микеладзе. М. : Мысль, 1978. 688 с.

3. АрноА., Николь П. Логика или искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения : пер. с франц. М. : Наука, 1991. 414 с.

4. Рассел Б. Введение в математическую философию. Избранные работы. Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2007. 264 с.

5. Шуман А. Н. Философская логика: Истоки и эволюция. Мн. : Экономпресс, 2001. 368 с.

6. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) : учебник. М. : ИНФРА-М, 2020. 227 с.

7. Платон. Соч. : в 4 т. Т. 2 / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та : Изд-во Олега Абышко, 2007. 626 с.

- 73

Herald of Omsk University 2020, vol. 25, no. 2, pp. 70-74

Вестник Омского университета 2020. Т. 25, № 2. С. 70-74

-ISSN 1812-3996

8. Кант И. Критика чистого разума. Соч. : в 6 т. Т. 3. М. : Мысль, 1964. 780 с.

9. Маковельский А.О. История логики. М. : Кучково поле, 2004. С. 408-409. URL: https://vikent.ru/ enc/1633/.

10. Разумов В. И., Сизиков В. П. Развитие философской логики и математической философии с примером анализа категорий И. Канта // Философия: история и современность, 2004-2005 : сб. науч. тр. / Ин-т философии и права Объединенного ин-та истории, филологии и философии СО РАН ; Новосиб. гос. ун-т ; Ом. гос. ун-т. Новосибирск ; Омск, 2005. С. 14-40.

11. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учебное пособие / вст. ст. А. Г. Теслинова Омск : Ом. гос. ун-т, 2004. 277 с.

12. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. I. Информационные основы системы знаний : монография. Омск : Изд-во ОмГУ, 2007. 266 с.

13. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. II. Информационные основы синтеза : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008. 344 с.

14. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. III. Информационные основы имитации : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. 628 с.

15. Разумов В. И., РыженкоЛ. И., Сизиков В. П. Автоматизация интеллектуальной деятельности // Философия науки. 2013. № 4 (59). С. 125-135.

16. Разумов В. И., Сизиков В. П. Номологическая база : монография [Электронный ресурс]. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см.

17. Дусь Ю. П., Разумов В. И., Рыженко Л. И., Сизиков В. П. Инсейфинг как новая интеллектуальная коммуникация в управлении // Вестн. УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2014. № 4. С. 4-12.

18. Разумов В. И., Сизиков В. П. Автоматизация рассуждений: программирование мутаций ДИС-компью-тера уровня 2 // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14, № 1. С. 53-69.

19. Разумов В. И., Бычкова А. Н. Конструирование областей научных исследований на основе теории динамических информационных систем на примере наук АПК // Вестник Омского ГАУ. 2018. № 3 (31). С. 113126.

20. Косенчук О. В., Разумов В. И. Категориально-системный подход к исследованию противоречий многофункционального развития сельского хозяйства и аграрных территорий // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Экономика». 2019. Т. 17, № 4. С. 36-44.

21. Разумов В. И. Теория и практика междисциплинарных исследований и проектирования // Вестник Омского университета. 2019. Т. 24, № 3. С. 141-146.

22. Сизиков В. П. Системный анализ : учеб.-метод. пос. / Ом. гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2019. 42 с.

23. Разумов В. И., Сизиков В. П. Архитектура знания и современное познание // Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 3 (85). С. 57-63.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Разумов Владимир Ильич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: razumovvi@omsu.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Разумов В. И. Категориальные схемы в междисциплинарных исследованиях // Вестн. Ом. ун-та. 2020. Т. 25, № 2. С. 70-74. DOI: 10.24147/1812-3996.2020. 25(2).70-74.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Razumov Vladimir Iljich - Doctor of Phylosophical Sciences, Professor, Head of the Deparment of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: razumovvi@omsu.ru.

FOR QTATIONS

Razumov V. I. Categorial schemes in interdisciplinary research. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2020, vol. 25, no. 2, pp. 70-74. DOI: 10.24147/1812-3996.2020.25(2).70-74. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.