УДК 001;303.4;303.8
Н.Д. Скосырева1, А.С. Скосырева2
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск 2Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск
ОМСКАЯ НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА К 60-летию профессора В.И. Разумова
В современной научной реальности большое значение придается формированию и функционированию научных школ. В статье рассматривается омская научно-методологическая школа доктора философских наук, профессора Владимира Ильича Разумова. Осуществлен анализ образования, функционирования и смыслового наполнения школы. Одно из важных направлений омской научно-методологической школы - разработка и внедрение новых интеллектуальных технологий, обеспечивающих развитие когнитивных ресурсов мышления. Основой научной школы профессора В.И. Разумова является категориально-системная методология (КСМ) и теория динамических информационных систем (ТДИС). Благодаря данной методологии исследования, разнообразные научные идеи, гипотезы, теории могут быть выражены в виде блок-схем, в которые укладывается необходимый материал. Использование методик систематизации исследовательских материалов и планирования научной работы, применение категориальных структур в целях ранжирования знания, разработка и употребление систем категорий позволяют сделать научный творческий процесс более эффективным. Функционирует научно-методологическая школа В.И. Разумова в Омске на протяжении почти двадцати лет. В Омском государственном аграрном университете им. П.А. Столыпина более 12 лет на основе категориально-системной методологии защищают дипломы высшего образования, магистратуры, аспирантуры. На базе КСМ проведено 12 научно-практических конференций по методологии наук АПК, биологии, химии, геодезии. Омская научно-методологическая школа под руководством В.И. Разумова является авторитетным научным образованием не только в Омском регионе, Сибирском округе, но и на всей территории России. С помощью КСМ написано множество научных статей, защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций. Представители научно -методологической школы профессора В.И. Разумова активно выходят на международный уровень.
Ключевые слова: научная школа, омская научно-методологическая школа, категориально-системная методология, теория динамических информационных систем, методология наук агропромышленного комплекса и геодезии.
Введение
Мы живем в эпоху незрелости науки, когда еще не установилась общность теоретических и методических позиций [1]. Научные знания еще недостаточно организованы. Но положительная сторона вышеупомянутых факторов состоит в том, что данные условия благоприятны для возникновения научных школ, это особенно актуально для еще недостаточно сформировавшихся научных позиций российской науки в мировой интеллектуальной культуре.
Омская научно-методологическая школа В.И. Разумова помогает создавать когнитивную картину достижений мировой науки в выбранной области знания за счет междисциплинарного подхода, способствует формированию методологических принципов исследования, создает творческую мотивацию и формирует установку на самостоятельную разработку научных проблем, а также воспитывает исследовательский стиль мышления ее учеников [2, с. 194].
Владимир Ильич Разумов, доктор философских наук, профессор, академик Академии военных наук (АВН) РФ, академик Международной академии информатиза-
© Скосырева Н.Д., Скосырева А.С., 2018
ции, заведующий кафедрой философии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского является лидером омской научно-методологической школы и одним из виднейших ученых, чья научная и общественная деятельность - пример бескорыстного служения отечественной науке и неоценимого вклада в общество через образование.
Владимир Ильич Разумов родился в Омске в 1957 г. В 1980 г. закончил лечебно -профилактический факультет Омского государственного медицинского института, обучался в философской аспирантуре Томского государственного университета. В 1986 г. В.И. Разумов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Особенности тео-ретизации медицинского знания (на примерах клинической медицины)», в 1997 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Методология подготовки и интеллектуально -технологического сопровождения научных исследований», подготовленную на научной базе Новосибирского государственного университета.
Научно-методологическая школа В.И. Разумова зародилась во второй половине 1990-х годов. Предпосылки ее зарождения мы находим в разработках ученых И.С. Ла-денко (Интеллектуальные системы и интеллектика, г. Новосибирск) [3]; Ю.М. Горского (Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем, Иркутск, Москва) [4] и у других теоретиков методологии научного познания.
В 1994 г. В.И. Разумов проводил семинары в Омском филиале Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук, где и зародилась научная школа. Затем она продолжила существование в Омском институте (филиале) Московского госуниверситета коммерции, где В.И. Разумов занимал должность завкафедрой гуманитарных дисциплин, проректора по научной работе. Научная платформа школы укрепилась в стенах ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, где Владимир Ильич с 2001 г. заведует кафедрой философии, а также в Омском ГАУ на занятиях с магистрантами и аспирантами, которые непрерывно проводятся с 2002 г. [5, с. 145-150].
Эрудиция, широта научных и личных интересов лидера научной школы имеют определяющее значение в ее формировании и функционировании. Владимир Ильич -уникальный руководитель и преподаватель; пользуется большим авторитетом у коллег и студентов. Одним из ключевых его достоинств является способность к междисциплинарному мышлению, которая легла в основу создания научной школы. Обладая невероятной эрудиций, умением быстро переключаться с одной области знания на другую, Владимир Ильич высокоэффективно проводит семинары в группах аспирантов, магистрантов, молодых ученых, преподавателей разных научных областей. К примеру, в Омском ГАУ это семинары с аспирантами различных направлений подготовки, работа с магистрантами землеустроительного и экономического факультетов. Форма оценки знаний - выступление на конференции, где методы, разработанные научно-методологической школой, применяются каждым магистрантом или аспирантом для обработки материалов своей диссертации. К работе конференции привлекаются также и научные руководители магистрантов и аспирантов. Советы, рекомендуемая литература, которые Владимир Ильич дает в ходе работы с аспирантами и магистрантами, значима для исследования. Талантливый учитель воспитывает талантливых учеников, передавая им свое умение видеть и думать, решать задачи, заражая интересом, открывая потенциальные возможности и формируя мотивацию не только для научной деятельности, но и для личных достижений. Уникальная культура, созданная основателем омской научно-методологической школы, превращает
образование в творческий процесс, стимулирует раскрытие талантов и способностей. Под научным руководством В.И. Разумова защищено 14 кандидатских и 2 докторские диссертации (по философским, биологическим, историческим наукам).
Материалы и методы
В настоящее время курсы КСМ [6] и «Теории динамических информационных систем» (ТДИС) [7-11] (по В.И. Разумову) в рамках научно-методологической школы проводятся в нескольких вузах г. Омска, в том числе в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и Омском ГАУ. В преподавании новых методов исследования применяются программные продукты, разработанные на основе ТДИС [12] совместно с В.П. Сизиковым и другими участниками научно-методологической школы.
Использование авторской методики в преподавании дисциплин «История и философия науки», «История и методология науки», «Методология научных исследований» для будущих специалистов и ученых-аграриев способствует лучшему пониманию связей между наукой, ее историей и философией, демонстрирует возможности философии в выборе, постановке, концептуальном осмыслении познавательных проблем, организации и планировании исследовательского процесса. Инструментарий дает возможность повысить уровень абстракции для любого специального исследования, выводя его тем самым на уровень философского осмысления. Данный инструментарий позволяет обучающимся на основе овладения общенаучными методами, включая системно-кибернетические, отнестись к науке и интеллектуальной культуре как к целостному явлению.
Обучающиеся приобретают навыки когнитивного анализа научной деятельности; находят применение знаниям по различным наукам, методологии, философии, общенаучным знаниям, системному подходу как в ретроспективном, так и в перспективном вариантах.
Авторский курс В.И. Разумова «Методология научных исследований» ориентирует обучающихся в направлениях:
1) теоретическом - на формирование навыков мышления, доступных для применения в процедурах постановки и осмысления классических проблем науки, методологии, философии науки и интеллектуальной культуры, обеспечение их переноса в область специальных исследований;
2) практическом - историко-методологическая подготовка обучающихся всех уровней делает возможным и перспективным взаимодействие исследователей с философами, а также творчески мыслящими практиками;
3) в плане синтеза - появляется возможность объединения специалистов по различным отраслям знания в широкомасштабных, комплексных проектах по типу много-и междисциплинарных исследований;
4) в аспекте социально-ориентированного обучения - курс дает возможность освоить методики мышления, способствующие творческому изучению объектов естественной и естественно-искусственной природы, позволяя решать проблемы как современной философии и методологии науки, так и отдельных дисциплин любого профиля, практики;
5) в области подготовки специалистов АПК «Методология научных исследований» непосредственно выводит в область интеграции научных дисциплин и проектирования.
Методика преподавания построена на диалоговой форме коммуникации и способствует сплочению коллектива. Слушатели, прошедшие курсы КСМ и ТДИС, сохранили отношения сотрудничества в профессиональной и научной сферах, а также приобрели навыки межличностной взаимной поддержки. Еще одно неоспоримое достоинство упомянутых курсов: семинарские занятия в том числе направлены на освоение навыков публичных выступлений. Обучающиеся выступают на семинарах, принимают участие в «мини-конференциях», в ходе которых проводятся обсуждения каждого выступающего. Отличительной «магической» чертой, как называют ее участники занятий, является эвристичность, возникающая во время обсуждения докладов. Эвристичность - феномен КСМ и ТДИС и проявляется с помощью схематизации знаний и достижения новых научных результатов, которые часто имеют практическое воплощение. Методология, которой овладевают обучающиеся, позволяет создавать новые идеи в любой сфере.
Курс КСМ и ТДИС для магистрантов и аспирантов в Омском государственном аграрном университете им. П.А. Столыпина традиционно заканчивается ежегодной научно-практической конференцией «Методология в науках АПК». На конференции магистранты и аспиранты представляют доклады и презентации, подготовленные на основе знаний, техник, методик, освоенных в школе В.И. Разумова. По итогам конференции готовятся к публикации статьи, отражающие результаты исследований слушателей школы.
Возглавляя кафедру философии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, В.И. Разумов собрал коллектив целеустремленных, эрудированных, талантливых преподавателей. Философия - одна из основных областей деятельности, которая ориентирована на создание новых ценностей, идей, концептов. Творческая, дружеская атмосфера в коллективе - необходимый фактор для плодотворной совместной работы ученых, преподавателей; способствует обмену информацией на уровне идей (а не только конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность научной деятельности [13].
В.И. Разумов вместе с коллегами и учениками неоднократно выступал руководителем научных проектов, получивших гранты отечественных и зарубежных фондов, среди которых Всероссийская научная школа, проведенная в рамках реализации государственного контракта с Минобрнауки РФ [14], IV Сибирский философский семинар, поддержанный РГНФ [15].
Заключение
«Люди, пожелавшие изменить состояние своего сознания, нуждаются в школе. Но сначала нужно осознать свою нужду. Пока они думают, будто могут что-то сделать сами, они не сумеют воспользоваться школой, даже если найдут ее. Школы существуют только для тех, кто в них нуждается и кто знает, что нуждается в них. Идея школы, изучение школьных принципов и методов занимает очень важное место в исследовании той психологии, которая связана с идеей эволюции, потому что без школы нет и эволюции. Человек не может даже начать, потому что он не знает как; еще меньше он может следовать дальше и чего-то добиваться» [16]. Эти слова П.Д. Успенского очень точно показывают важность принадлежности ученого к какой-либо научной школе, а также ее роль и место в развитии научных знаний.
Омская научно-методологическая школа В.И. Разумова многолетней работой доказала свою значимость и актуальность как для развития методологии науки, так и
для становления молодых исследователей. Включенность в омскую научно -методологическую школу позволяет ее ученикам достигать высоких научных результатов, публиковать работы в авторитетных научных журналах, разрабатывать проекты [17; 18], участвовать в научных конференциях. Свидетельством ее активной деятельности служат многочисленные авторские монографии, статьи и учебные пособия. В.И. Разумов - автор более шестисот научных публикаций. Им разработан специальный интернет-ресурс для представления актуальной научно-проектной информации, анонсирования, описания и анализа различных научных событий [19].
Эффективность деятельности школы определяется достижениями ее учеников и последователей. Представитель омской научно-методологической школы И.А. Кребель, доктор философских наук, профессор кафедры философии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского является создателем и руководителем междисциплинарного инновационного научно-образовательного центра «С.К.И.Ф.» на базе ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Продолжает традиции школы В.И. Разумова его единомышленник доктор экономических наук Г.Д. Боуш, подтверждая это многочисленными научными публикациями в высокорейтинговых журналах. В настоящее время В.И. Разумов, Г.Д. Боуш, И.А. Кребель реализуют на базе ФПК ОмГУ проект «Методологическая школа Разумова» [http://www.razumovschool.ru/].
Представители омской научно-методологической школы сотрудничают с ведущими вузами России, принимают участие в различных научно-практических и научно-методических конференциях, проводят экспертизу и выдают заключения на научные работы молодых исследователей.
Богатый опыт работы коллектива научной школы, навыки вовлечения молодых ученых в проведение исследований позволяют продолжать фундаментальную научную деятельность, генерировать новые идеи и использовать перспективу преемственности поколений ученых на благо отечественной философии и методологии науки, а также для решения актуальных проблем, характерных для всей системы образования в нашей стране [20]. Заслуги В.И. Разумова отмечены званием «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», Благодарственным письмом администрации г. Омска за участие в разработке концепции и плана стратегического развития г. Омска, многочисленными почетными грамотами и благодарностями.
Деятельность школы В.И. Разумова нацелена на формирование компетенций профессиональной научной деятельности будущих ученых-исследователей. В первую очередь это относится к решению фундаментальной задачи повышения производительности труда в науке и образовании, которая тесно связана с разработкой новых интеллектуальных технологий. Без развертывания когнитивных ресурсов мышления, обеспечивающих существенных рост производительности труда в науке, образовании, проектировании, сама наука не сможет перейти на интенсивные технологии развития, соответственно на стагнацию будут обречены образование и проектирование.
От лица коллег, учеников поздравляем Владимира Ильича с юбилеем и желаем дальнейших творческих успехов!
N.D. Skosyreva1, A.S. Skosyreva2
1Omsk State Agrarian University of P.A. Stolypin, Omsk
2 Omsk State University of F.M. Dostoevsky, Omsk
Omsk scientific-methodological school. Dedication to the 60th anniversary of Professor V.I. Razumov
In modern scientific reality great importance is attached to the formation and functioning of scientific schools. In the article considers Omsk scientific methodological school of Professor Vladimir Ilyich Razumov. The analysis of education, functions and semantic content of the Omsk scientific-methodological school were carried out. One of the main directions of the Omsk scientific-methodological school is the development and implementation of new intellectual technologies that support the development of cognitive thinking resources. The basis of the scientific school of Professor V.I. Razumov is a categorical-system methodology (CSM) and the theory of dynamic information systems (TDIS). Due to this research methodology, various scientific ideas, hypotheses, theories can be expressed in block-schemes that fit the necessary scientific material. Using techniques for systematization of research materials and planning scientific work, applying categorical structures for the purpose of ranking knowledge, developing and using category systems make it possible to make the scientific creative process more effective. Scientific-methodological School of Professor V.I. Razumov has been functioning in Omsk for almost twenty years. Diplomas of higher education, magistracy on the base of categorically-systemic methodologies are defended at Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin for more than 12 years. Twelve scientific and practical conferences dedicated to the methodology of the AIC, biology, chemistry, and geodesy were conducted on the base of CSM. Omsk scientific-methodological school of Professor V.I. Razumov is an authoritative scientific entity not only in the Omsk region, the Siberian district, but also throughout Russia. Due to CSM, many scientific articles have been written and several candidate and doctoral dissertations have been defended. At present, the scientific-methodological school of Professor V.I. Razumov is actively going to the international level.
Keywords: scientific school, Omsk scientific-methodological school categorical systemic methodology, theory of dynamic information systems, methodology of agro-industrial complex and geodesy.
Список литературы
1. Кун Т. Структура научных революций [Электронный ресурс]. М. : Прогресс, 1977. URL: http://psylib.org.ua/books/kunts01/.
2. Корзун В.П. Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского: очерки. Омск : ИД «Наука», 2014. 380 с. С. 194-195.
3. Ладенко И.С., Разумов В.И., Теслинов А.Г. Концептуальные основы теории интеллектуальных систем (систематизация методологических основ интеллектики) / отв. ред. И.С. Ладенко ; СО РАН Ин-т философии и права. Новосибирск, 1994. 270 с.
4. Gorsky Y., Razumov V., Teslinov A. Danger of development of a global catastrophe and the need for new information concepts // Kyber-netes. The International Journal of Systems and Cybernetics. 1999. Vol. 28 Ш 8 and 9. Pp. 929-938.
5. Разумов В.И. Курс «Методология научных исследований» как инструмент подготовки профессиональных ученых в АПК // Вестн. Ом. гос. аграр. ун-та. 2012. № 4.
References
1. Kun T. Struktura nauchnyh revoljucij [Elektronnyj resurs]. M. : Progress, 1977. URL: http://psylib.org.ua/books/kunts01/.
2. Korzun V.P. Universitet v istorii i istorija universiteta: k 40-letiju Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F.M. Dostoevskogo: ocherki. Omsk : ID "Nauka", 2014. 380 s. S. 194-195.
3. Ladenko I.S., Razumov V.I., Teslinov A.G. Konceptual'nye osnovy teorii intellektual'nyh sistem (sistematizacija metodologicheskih osnov in-tellektiki) / otv. red. I.S. Ladenko ; SO RAN In-t filosofii i prava. Novosibirsk, 1994. 270 s.
4. Gorsky Y., Razumov V., Teslinov A. Danger of development of a global catastrophe and the need for new information concepts // Kybernetes. The International Journal of Systems and Cybernetics. 1999. Vol. 28 No 8 and 9. Pp. 929-938.
5. Razumov V.I. Kurs "Metodologija nauchnyh issledovanij" kak instrument podgotovki profes-sional'nyh uchenyh v APK // Vestn. Om. gos. agrar. un-ta. 2012. № 4.
6. Razumov V.I. Kategorial'no-sistemnaja metodologija v podgotovke uchenyh : ucheb. posobie. Omsk : Izd-vo Om. un-ta, 2004.
6. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие. Омск : Изд-во Ом. ун-та, 2004.
7. Разумов В.И., Сизиков В.П. Основы теории динамических информационных систем : монография / вступ. ст. А.А. Романюха. Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. 212 с.
8. Разумов В.И., Сизиков В.П. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч. Ч. I. Информационные основы системы знаний : монография. Омск : Изд-во ОмГУ, 2007. 266 с.
9. Разумов В.И. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч. Ч. II. Информационные основы синтеза : монография. Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. 344 с.
10. Разумов В.И., Сизиков В.П. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч. Ч. III. Информационные основы имитации : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. 628 с.
11. Разумов В.И., Сизиков В.П. Приложения информационных основ синтеза систем: ДИС-развёртки и парадигма закона : монография [Электронный ресурс]. Электрон. текстов. дан. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013.
12. Разумов В.И., Сизиков В.П. Автоматизация рассуждений: программирование мутаций ДИС-компьютера уровня 2 // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14, № 1. С. 53-69.
13. Ведущие научные школы России : справочник. М. : Янус-К, 1998. 624 с.
14. Методология науки : материалы Всерос. науч. шк. (Омск, 6-8 сентября 2011 г.) / отв. ред. В.И. Разумов. Омск : Изд-во ОмГУ, 2011. 360 с.
15. Успенский П.Д. Психология и космология возможного развития человека ; пер. с англ. Л.М. Руткевича и Д.С. Басова. СПб. : Комплект, 1995. [Электронный ресурс] иЯЬ: http://lib.ru/URIKOVA/USPENSKIJ/psychology.txt_ with-big-pictures.html.
16. Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций : Четвертый Сибирский философский семинар (Омск, 15-17 октября 2014 г.) / отв. ред. В.И. Разумов. Омск, 2014.
17. Скосырева А.С. Категориально-системный анализ экзистенциальной проблемы самореализации личности в контексте хронотопа // Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 2. С. 66-69.
18. Скосырева А.С. Категориально-системный подход к интеллектуальным традициям как к основе инноваций // «Третья миссия» университета в современной России: новации и интеллектуальные традиции : сб. материалов Всерос. науч. конф. V Сибирского философского семинара (14-16 сентября 2016). Новосибирск, 2016.
7. Razumov V.I., Sizikov V.P. Osnovy teorii dinamicheskih informacionnyh system : monografija / vstup. st. A.A. Romanjuha. Omsk : Izd-vo OmGU, 2005. 212 s.
8. Razumov V.I., Sizikov V.P. Informacionnye osnovy sinteza sistem: v 3 ch. Ch. I. Informacionnye osnovy sistemy znanij : monografija. Omsk : Izd-vo OmGU, 2007. 266 s.
9. Razumov V.I. Informacionnye osnovy sin-teza sistem: v 3 ch. Ch. II. Informacionnye osnovy sinteza : monografija. Omsk : Izd-vo OmGU, 2008. 344 s.
10. Razumov V.I., Sizikov V.P. Infor-macionnye osnovy sinteza sistem: v 3 ch. Ch. III. In-formacionnye osnovy imitacii : monografija. Omsk : Izd-vo Om. gos. un-ta, 2011. 628 s.
11. Razumov V.I., Sizikov V.P. Prilozhenija informacionnyh osnov sinteza sistem: DIS-razvjortki i paradigma zakona : monografija [Elektronnyj resurs]. Elektron. tekstov. dan. Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta, 2013.
12. Razumov V.I., Sizikov V.P. Avtoma-tizacija rassuzhdenij: programmirovanie mutacij DIS-komp'jutera urovnja 2 // Sibirskij filosofskij zhurnal. 2016. T. 14, № 1. S. 53-69.
13. Vedushhie nauchnye shkoly Rossii : spravochnik. M. : Janus-K, 1998. 624 s.
14. Metodologija nauki : materialy Vseros. nauch. shk. (Omsk, 6-8 sentjabrja 2011 g.) / otv. red. V.I. Razumov. Omsk : Izd-vo OmGU, 2011. 360 s.
15. Uspenskij P.D. Psihologija i kosmologija vozmozhnogo razvitija cheloveka ; per. s angl. L.M. Rutkevicha i D.S. Basova. SPb. : Komplekt, 1995. [Elektronnyj resurs] URL: http://lib.ru/URI-KOVA/USPENSKIJ/psychology.txt_with-big-pictu-res.html.
16. Sovremennaja filosofija v Rossii: mezhdisciplinarnye issledovanija v kontekste tradicij i innovacij : Chetvertyj Cibirskij filosofskij seminar (Omsk, 15-17 oktjabrja 2014 g.) / otv. red. V.I. Razumov. Omsk, 2014.
17. Skosyreva A.S. Kategorial'no-sistemnyj analiz ekzistencial'noj problemy samorealizacii lichnosti v kontekste hronotopa // Vestn. Om. un-ta. 2016. № 2. S. 66-69.
18. Skosyreva A.S. Kategorial'no-sistemnyj podhod k intellektual'nym tradicijam kak k osnove innovacij // "Tret'ja missija" universiteta v sov-remennoj Rossii: novacii i intellektual'nye tradicii : sb. materialov Vseros. nauch. konf. V Sibirskogo filosofskogo seminara (14-16 sentjabrja 2016). Novosibirsk, 2016.
19. Pervaja smyslovaja set'. Institut sistem-nogo proektirovanija [Elektronnyj resurs]. URL: http://thoughtring.com/.
19. Первая смысловая сеть. Институт системного проектирования [Электронный ресурс]. URL: http://thoughtring.com/.
20. Разумов В.И. «Город обречен на полный крах системы высшего образования» [Электронный ресурс] // ВОМСКЕ^и. URL: http://vomske.ru/news/1843 -vladimir_razumov_go-rod_obrechen_na_polnyy_krakh_si/.
20. Razumov V.I. «Gorod obrechen na pol-nyj krah sistemy vysshego obrazovanija» [El-ektronnyj resurs] // VOMSKE.RU. URL: http://vomske.ru/news/1843 -vladimir_razumov_go-rod_obrechen_na_polnyy_krakh_si/.
Скосырева Нина Данииловна, канд. философ. наук, завкафедрой философии, истории, экономической теории и права, Омский ГАУ, nina_skosyreva@mail.ru; Скосырева Анна Сергеевна, аспирант, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, an12sks@mail.ru
Skosyreva Nina Danilovna, Cand. Philosoph. Sci, head of philosophical departmentof the Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk; Skosyreva Anna Sergeyevna, Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk.