УДК 123;128;167
КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛИЗМА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО А. С. Скосырева
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления 10.03.2017
Дата принятия в печать 04.04.2017
Дата онлайн-размещения 15.07.2017
Ключевые слова
Гармония, диалогизм, категориально-системная методология, личность, персонализм, свобода, своеволие, Ф. М. Достоевский
Аннотация. Проводится анализ философии персонализма Ф. М. Достоевского как системы с помощью категориально-системной методологии В. И. Разумова. Персонализм Ф. М. Достоевского рассматривается с позиции различных интерпретаций творчества Ф. М. Достоевского: Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, А. З. Штейнберга. Рассматривается противоречие между категориями личности и единства людей, а также любви и свободы в философии персонализма Ф. М. Достоевского. Результатом анализа является вывод о гармонизации личности через диалектику любви и свободы.
CATEGORIAL-SYSTEMIC ANALYSIS OF F. M. DOSTOEVSKY'S PERSONALISM
A. S. Skosyreva
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received 10.03.2017
Accepted 04.04.2017
Available online 15.07.2017
Abstract. The article analyzes the philosophy of F. M. Dostoevsky's personalism as a system via the categorial-systemic methodology by V. I. Razumov. Dostoevsky's personalism is considered from the perspective of the researchers' interpretations of Dostoevsky's work by N. A. Berdyaev, M. M. Bakhtin, A. Z. Steinberg. We consider the contradiction between categories of individuality and unity of the people, as well as love and freedom in the philosophy of Dostoevsky's personalism. As a result of the analysis we conclude that harmonization of individuality is achieved through the dialectic of love and freedom.
Keywords
Harmony, dialogism, categorial-systemic methodology, personality, personalism, freedom, self-will, F. M. Dostoevsky
В XXI в. мы сталкиваемся с тем, что знания, накопленные мировым сообществом за всю историю человечества, стали непомерными по своему объему. И для понимания, принятия и переработки этих знаний, необходимых в дальнейших исследованиях, мы нуждаемся в систематизации результатов интеллектуального труда. Нашей задачей явля-
...Человек есть тайна. Ее надо разгадать...
Ф. М. Достоевский
ется анализ философии персонализма Ф. М. Достоевского как системы для доступности понимания и запоминания, а также выявления новых взаимосвязей между ключевыми понятиями в его творчестве.
Персонализм - это теистическая тенденция, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации [1].
ISSN 1812-3996-
Персонализм примиряет религию и философию. В нем сочетаются религиозная составляющая, которая проявляется в смирении, и ее противоположность -свобода воли - наследие персонализма, вышедшего из экзистенциального направления философии. В настоящее время принято считать, что в России персонализм зародился благодаря Федору Михайловичу Достоевскому. Но сам автор не позиционировал себя как приверженца или основоположника философского течения - персонализма. Более того, Достоевский и не утверждал, что он философ (см., напр.: [2]). Однако творчество писателя было подвергнуто множеству трактовок и интерпретаций, в ходе которых и были сделаны выводы о том, что Достоевский - великий философ и основоположник персонализма в России. Мы будем рассматривать философию персонализма Достоевского через призму трактовки его творчества такими авторами, как Н. А. Бердяев, М. М. Бахтин, А. З. Штейнберг.
В своих художественных произведениях Достоевский поставил ряд нравственно-психологических и религиозно-философских проблем. Они выражаются в противоречиях между такими понятиями, как свобода и любовь, власть и насилие, смирение и страдание, добро и зло. Творчество Достоевского во многом строится на противоречиях между чувствами, действиями, желаниями героев его произведений. Для анализа философии персонализма Достоевского была выбрана категориально-системная методология (КСМ) В. И. Разумова, так как важной задачей данной методологии является систематизация знаний, основанных на противоречиях [3].
Творчество Достоевского как система анализировалась в трудах Штейнберга «Система свободы Ф. М. Достоевского» [4] и Рейнхарда Лаута «Философия Достоевского в систематическом изложении» [5]. Согласно Штейнбергу, система свободы Достоевского есть система жизни и смерти живых людей в живой России, и герои его мысли - убийцы, самоубийцы, насильники, праведники, святые и бесы, и все они спаяны воедино единой проблемой самосознания [4]. Рассмотрим персонализм Достоевского как систему, основанием для которой являются противоречия в его творчестве.
Для анализа мы будем использовать средства КСМ - схему компенсационного гомеостата (рис. 1) и схему противоречия как баланса ресурсов в системе (рис. 2). Основанием для данных схем являются объекты-антагонисты. Данные схемы работают как устойчивые системы. В схеме гомеостата основным элементом, «входом» в систему, является персонализм, а «выходом», результатом работы си-
стемы, - гармонизация личности (рис. 1). Гармония - одна из тех категорий, которой можно описать то, к чему стремятся в своих жизненных исканиях герои романов Достоевского.
На схеме (рис. 1) в блоке высшего органа управления, который влияет на персонализм и имеет обратную связь (показано стрелкой), находится сам автор - Достоевский. Но так как уже говорилось, что звание «основателя персонализма» писателю приписывают исследователи его творчества, то в блоке дополнительной активации и адаптации схемы выступают интерпретации ранее указанных авторов, исследовавших творчество Достоевского. В различных толкованиях философии персонализма Достоевского наивысшей ценностью следует, с одной стороны, считать абсолют личности, а с другой - единство людей. Такое деление персонализма на центральные ценности отражено в гомеостатической схеме (рис. 1). И основное противоречие между данными ценностям возникает в интерпретациях Бахтина и Бердяева. По мнению последнего, в своих произведениях Достоевский обозначил проблему свободы и уникальности личности: «В конструкции романов Достоевского есть очень большая центра-лизованность. Все и всё устремлено к одному центральному человеку, или этот центральный человек устремлен ко всем и всему. Человек этот - загадка, и все разгадывают его тайну, всех притягивает эта загадочная тайна» [6]. В основе творчества писателя находится абсолют личности. Абсолют - первоначало всего сущего, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным [7]. Абсолют личности - это господство личности над всем сущим, над бытием. В философии персонализма личное начало является апогеем бытия, его кульминацией и наивысшей ценностью. Все главные герои романов Достоевского характеризуются самобытностью, но в качестве яркого примера абсолюта личности приведем центрального героя легендарного романа «Преступление и наказание» [8]. В сюжетной линии романа мы видим личность Родиона Раскольникова и, возможно, даже проникаем в нее благодаря детальному описанию чувств, ощущений и внутреннего состояния героя. Складывается ощущение вихря событий, происходящих вокруг одного человека, точнее событий, вызванных поступками этого человека [8]. При чтении романов Достоевского часто возникает ощущение «величия падших личностей». Это происходит потому, что сам Достоевский считал грехи, совершенные героями его произведений, путем движения к добру, гармонии. Через грешные деяния герои романов писателя познавали истину.
■ ^БЫ 1812-3996
Рис. 1. Гомеостатическая схема персонализма Ф. М. Достоевского
Другая точка зрения заключается в том, что главная цель романов Достоевского - раскрытие личности конкретного человека в сравнении с другими, с множеством других личностей. Бердяев писал: «У Достоевского была роковая двойственность. С одной стороны, он придавал исключительное значение началу личности, был фанатиком личного начала, и это была самая сильная его сторона. С другой стороны, у него большую роль играет начало соборности и коллективности. Религиозное народничество Достоевского было соблазном коллективизма, парализующего начало личной ответственности, личной духовной дисциплины. Этот принцип лежит в основе философии славянофилов» [6]. Другие люди - это различные «голоса» одной и той же личности [9].
Достоевский делит жизнь человека на внешнюю, видимую окружающим людям, наполненную ложью и лицемерием, и внутреннюю, скрытую от глаз посторонних, но известную самой личности, подлинную, в которой «кипят» чувства сомнения, страха, боли, отчаяния, но также и добра, любви, великодушия. Абсолют личности выражается во внутреннем мире человека. Внешний мир - это единство людей. Противоречие между абсолютом личности (внутренним миром человека) и единством людей (внешним миром) показано на гомеостатической схеме персонализма Достоевского (рис. 1).
Внутренний мир человека наполнен свободой. Свобода необходима человеку, она главное условие формирования личности, но, с другой стороны, путь к свободе может привести к своеволию. Возникает противоречие между категориями «свободы» и «своеволия». В персонализме проблема свободы
является одной из центральных, и для Достоевского свобода заключается в пути «трагичного творчества». Но свобода может привести к своеволию - неповиновению, отрицанию законов, принятию решений без оглядки на мнение окружающих. Своеволие - это потребность проявить свою самость, неповторимость и уникальность. Своеволие - это природная сторона человека, свобода - это духовный выбор. Вопрос только в том, как уравновесить чувства свободы и своеволия в личности? При условии решения данного вопроса мы получим гармоничную личность. Противоречие между понятиями свободы и своеволия отражено на гомеостатической схеме (рис. 1).
В интерпретациях персонализма Достоевского по отношению к внешнему миру единства личностей также возникает противоречие между плюрализмом и диалогизмом. По мнению Бахтина, мир Достоевского глубоко плюралистичен. Примером служит рассказ «Сон смешного человека». В своем идеальном состоянии люди этого общества были настолько едины друг с другом и с миром, что не осознавали во всей полноте свою индивидуальность и свободу. Раскрепощение полноты их свободы, катализатором которого выступил главный герой рассказа, привело к быстрому разрушению целостности и обособлению конкурирующих индивидов и сообществ. В произведении «Подросток» всё вращается вокруг центральной личности Версилова, всё насыщено страстным к нему отношением, притяжением или отталкиванием у него. У всех есть только одно «дело» - разгадать тайну Версилова, загадку его личности, его странной судьбы. И кажется, что ни-
ISSN 1812-3996 '
чего нет, кроме Версилова, всё существует лишь для него и по отношению к нему, всё лишь ознаменовывает его внутреннюю судьбу [9].
В диалогическом персонализме, представителями которого являются Бердяев и Бахтин, главную роль в развитии личности играет ее социальная сторона, а именно коммуникация, или диалог. Бахтин приводит пример диалогизма в образе Настасьи Филипповны из романа «Идиот»: «Считая себя виновной, падшей, она в то же время считает, что другой, как другой, должен ее оправдать и не может считать ее виновной. Она искренне спорит с оправдывающим ее во всем Мышкиным, но также искренне ненавидит и не принимает всех тех, кто согласен с ее самоосуждением и считает ее падшей. В конце концов, Настасья Филипповна не знает и своего собственного слова о себе: считает ли она действительно сама себя падшей или, напротив, оправдывает себя?..» [10].
Концепции плюрализма и диалогизма в творчестве Достоевского отражают лишь мнения исследователей его творчества. Мнения основаны на глубоком анализе текстов Достоевского, но, с другой стороны, связаны с умозаключениями самих исследователей.
Теперь рассмотрим категории любви и свободы в творчестве Достоевского. Любовь у него противопоставляется свободе. Именно диалектика любви и свободы становится источником других противоречий, таких как добро и зло, в судьбах героев его романов, абсолют и единство личностных начал.
Противоречие между любовью и свободой заключается в том, что в творчестве Достоевского любовь - это «несвобода», самопожертвование, жизнь ради другого человека. Примером такой любви служит чувство Сони к Раскольникову в романе «Преступление и наказание». При самопожертвовании происходит трагедия любви, так как часто личность любимого сопротивляется подчинению чужой воле, желает реализовать не чужую, а свою свободу. Христианская любовь к ближним, будучи направленной на другого (на других), предполагает самоограничение личности, умаление всей полноты ее свободы [9]. Противоречие любви и свободы показано на схеме баланса чувств личности (рис. 2).
Основанием для данной схемы являются объекты-антагонисты и закон единства и борьбы противоположностей, интерпретированный с позиций го-меостатики [3]. Согласно названному закону через борьбу противоположных сторон развиваются все
объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Для человека внутренние противоречия и противоречия с окружающими людьми - естественное состояние, которое приводит к гармонии. В результате борьбы противоположностей заканчивается одно состояние и возникает новое, происходит движение, а не стагнация. На схеме баланса с помощью максимума и минимума (рис. 2) отражена закономерность, которая заключается в том, что чем большей свободой обладает личность, тем меньше в ней любви, и напротив, чем больше любви в человеке к другому, тем меньшей свободой он располагает. Эта закономерность применима в данном случае к творчеству Достоевского и не является универсальной теорией. Ресурсом, который распределяется в схеме баланса (рис. 2) из состояния любви в состояние свободы, является поток жизненной энергии.
Рис. 2. Схема баланса чувств личности в творчестве Ф. М. Достоевского
В персонализме Достоевского развитие абсолюта личности происходит через диалектику любви и свободы, которые выступают как полярные «атрибуты» бытия. Именно диалектика любви и свободы становится самым глубоким источником многих феноменальных противоречий нашего бытия, например противостояния сил добра и сил зла, стремления людей к единству и стремления к обособленности [9]. Свобода при этом оказывается манифестацией бесконечной, неисчерпаемой и иррациональной полноты проявлений личностного начала. Любовь - принцип объединения, слияния разъединен-
Вестник Омского университета 2017. № 2(84). С. 110-114
-ISSN 1812-3996
ного. Достоевский понимает любовь как всеобщую силу, которая должна соединить людей друг с другом и с миром и тем самым реализовать в нашей земной жизни идеал, возвещенный Христом. Для Достоевского любовь направлена только на земные объекты и имеет целью преображение земного; цель любящего в том, чтобы преодолеть разъединенность с объектом своей любви именно в его земной, конкретной форме, цель любви в преображении земного бытия любящего и любимого, приводящем к состоянию единства.
Итак, с помощью с КСМ удалось провести анализ имеющихся знания о философии персонализма в творчестве Достоевского, систематизировать основные идеи исследователей его творчества, выявить отношения противоречия между ключевыми понятиями и составить определенную иерархичность в схемах, отражающих философию писателя. Полученные результаты призваны упростить понимание основных идей творчества Достоевского.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Ивин А. А. Философия : энциклопед. словарь. М. : Гардарики, 2004. 1072 с.
2. Кунафина К. С. Философ, не философ, мыслитель // Альфа : межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. В. М. Шка-рупа. Вып. 20. Омск, 2017 (в печ.).
3. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие. Омск : Изд-во Ом. ун-та, 2004.
4. Штейнберг А. З. Система свободы Ф.М. Достоевского. Берлин : Скифы, 1923. 144 с. URL: http://www. fedordostoevsky.ru/research/literary/016.
5. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / пер. с нем. И.С. Андреевой. М. : Республика, 1996.
6. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. М., 1921. URL: http://fictionbook.ru/static/trials/00/17/70/ 00177088.a4.pdf.
7. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
8. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. URL: http://russkay-literatura.ru/dostoevskij-f-m/453-dostoevskij-fm-prestuplenie-i-nakazanie-roman.html.
9. Евлампиев И. И. Антропология Достоевского. Диалектика любви и свободы. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/evlampiev-antropologiya-dostoevskogo/evlampiev-dialektika-lyubvi-i-svobody.htm.
10. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. URL: http://modernlib.ru/books/bahtin_m/ problemi_tvorchestva_dostoevskogo/read/.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Скосырева Анна Сергеевна - аспирантка кафедры философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Skosyreva Anna Sergeevna - postgraduate student, the Chair of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Скосырева А. С. Категориально-системный анализ персонализма Ф. М. Достоевского // Вестн. Ом. унта. 2017. № 2(84). С. 110-114.
FOR CITATIONS
Skosyreva A.S. Categorial-systemic analysis of F.M. Dos-toevsky's personalism. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2017, no. 2(84), pp. 110114. (in Russian).