Научная статья на тему 'КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ: СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютина З.А.

Введение. Социальное воспитание оформилось в отрасль педагогического знания - педагогику социального воспитания, а его категориально-терминологический аппарат остается несформированным и несовершенным. Это приводит к произвольности описания социально-воспитательных явлений в теории и практики социального воспитания; потере категориальности и смысла терминов, к их неполноте и лишению теории социального воспитания основательности и др.Цель статьи - теоретическое обоснование и описание категориально-терминологического аппарата современного социального воспитания на основе разработанной классификации категорий, выступающей средством систематизации научных знаний.Методология, методы и методики. Методологическими основаниями исследования выступили категориальный, системный и целостный подходы. В качестве методов исследования применялись теоретические методы: категориальный анализ и синтез, методы классификации, систематизации и обобщения, категориальные методы триадичной дешифровки категорий и перестановок.Результаты. В исследовании описана разработанная автором двухуровневая классификация категорий. Категории первого порядка выделяются на основе назначения, включают в свой состав: базовую категорию, системные и процессные категории. Категории второго порядка выделены на основе использования механизмов образования категорий, содержат в своем составе: ключевую категорию, синтезированные, интегрированные и дополнительные категории. Описана категориальная система социального воспитания. Категориальная система социального воспитания понимается как специально разработанная форма организации научного знания, позволяющая целостно представлять объекты социального воспитания посредством заданных осмысленных отношений между категориями в совокупности их взаимодействия.Научная новизна проведенного исследования состоит в формировании категориальной системы социального воспитания посредством категориально-терминологического аппарата, который обеспечивает терминологическое единство теории и практики, дополняя и конкретизируя их и обеспечивая системность и целостность. Разработанная категориальная система социального воспитания не меняет, а дополняет конкретно-научный уровень методологии педагогики; за счет обеспечения полноты категориального аппарата комплекс методов, примененных в анализе категорий социального воспитания, обогащает технологический уровень методологии педагогики, новыми методами триадичной дешифровки категорий и перестановок. Формируется новый уровень развития профессионализации на основе научно обоснованного наполнения категориальной системой социального воспитания.Практическая значимость проведенного исследования прослеживается в том, что категориальная система социального воспитания может использоваться при разработке основных образовательных программ психолого-педагогического направления, учебных курсов, методических материалов, в части формирования профессиональных компетенций студентов; при осуществлении научных исследований в области социальной педагогики и социального воспитания; при разработке словарно-энциклопедической литературы по социальной педагогики и социальному воспитанию. Целостное развитие категориальной системы будет способствовать обогащению терминологии социального воспитания и эффективности профессиональной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY-TERMINOLOGICAL APPARATUS OF MODERN SOCIAL UPBRINGING

Introduction. Social upbringing has taken shape in the branch of pedagogical knowledge - the pedagogy of social upbringing, and its categorical and terminological apparatus remains unformed and imperfect. This leads to the arbitrariness of the description of social and educational phenomena in the theory and practice of social upbringing; loss of categorisation, meaning of terms and their incompleteness that results in the inconsistency of social upbringing theory, etc.Aim. The aim of the present article is a theoretical substantiation and description of the category-terminological apparatus of modern social upbringing based on the developed category classification, which acts as a means of systematising scientific knowledge.Methodology and research methods. The methodological foundations of the study were categorical, systemic and holistic approaches. Theoretical methods were used as research methods: categorical analysis and synthesis, methods of classification, systematisation and generalisation, categorical methods of triadic decoding of categories and permutations.Results. The study describes a two-level classification of categories developed by the author. Categories of the first order are allocated on the basis of purpose, include in their composition: base category, system and process categories. Categories of the second order are allocated on the basis of the use of mechanisms for the formation of categories, contain in their composition: a key category, synthesised, integrated and additional categories. The categorical system of social education is described. The categorical system of social upbringing is understood as a specially developed form of organisation of scientific knowledge, which makes it possible to holistically represent the objects of social education through given meaningful relationships between categories in the totality of their interaction.Scientific novelty. The scientific novelty of the study is the formation of a categorical system of social upbringing through a category-terminological apparatus, which provides the terminological unity of theory and practice, supplementing and concretising them and ensuring consistency and integrity. The developed categorical system of social upbringing does not change, but complements the specific scientific level of pedagogy methodology. By ensuring the completeness of the categorical apparatus, thecomplex of methods used in the analysis of the categories of social upbringing, enriches the technological level of pedagogy methodology with new methods of triadic decoding of categories and permutations. A new level of development of professional speech is being formed on the basis of its scientifically substantiated filling with a categorical system of social upbringing.Practical significance. The practical significance of the study lies in the fact that the categorical system of social upbringing can be used in the development of basic educational programmes of the psychological and pedagogical direction, training courses, methodological materials, in terms of the formation of students’ professional competencies; in the implementation of scientific research in the field of social pedagogy and social upbringing; in the development of dictionary-encyclopedic literature on social pedagogy and social upbringing. The holistic development of the categorical system will contribute to the enrichment of the terminology of social upbringing and the effectiveness of professional communication.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

УДК 37.013.42 DOI: 10.1 7853/1994-5639-2023-3- 12-34

КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

З. А. Аксютина

Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия.

E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

Аннотация. Введение. Социальное воспитание оформилось в отрасль педагогического знания - педагогику социального воспитания, а его категориально-терминологический аппарат остается несформированным и несовершенным. Это приводит к произвольности описания социально-воспитательных явлений в теории и практики социального воспитания; потере категори-альности и смысла терминов, к их неполноте и лишению теории социального воспитания основательности и др.

Цель статьи - теоретическое обоснование и описание категориально-терминологического аппарата современного социального воспитания на основе разработанной классификации категорий, выступающей средством систематизации научных знаний.

Методология, методы и методики. Методологическими основаниями исследования выступили категориальный, системный и целостный подходы. В качестве методов исследования применялись теоретические методы: категориальный анализ и синтез, методы классификации, систематизации и обобщения, категориальные методы триадичной дешифровки категорий и перестановок.

Результаты. В исследовании описана разработанная автором двухуровневая классификация категорий. Категории первого порядка выделяются на основе назначения, включают в свой состав: базовую категорию, системные и процессные категории. Категории второго порядка выделены на основе использования механизмов образования категорий, содержат в своем составе: ключевую категорию, синтезированные, интегрированные и дополнительные категории. Описана категориальная система социального воспитания. Категориальная система социального воспитания понимается как специально разработанная форма организации научного знания, позволяющая целостно представлять объекты социального воспитания посредством заданных осмысленных отношений между категориями в совокупности их взаимодействия.

Научная новизна проведенного исследования состоит в формировании категориальной системы социального воспитания посредством категориально-терминологического аппарата, который обеспечивает терминологическое единство теории и практики, дополняя и конкретизируя их и обеспечивая системность и целостность. Разработанная категориальная система социального воспитания не меняет, а дополняет конкретно-научный уровень методологии педагогики; за счет обеспечения полноты категориального аппарата комплекс методов, примененных в анализе категорий социального воспитания, обогащает технологический уровень методологии педагогики, новыми методами триадичной дешифровки категорий и перестановок. Формируется новый уровень развития профессионализации на основе научно обоснованного наполнения категориальной системой социального воспитания.

Практическая значимость проведенного исследования прослеживается в том, что категориальная система социального воспитания может использоваться при разработке основных образовательных программ психолого-педагогического направления, учебных курсов, методических материалов, в части формирования профессиональных компетенций студентов; при осуществлении научных исследований в области социальной педагогики и социального воспитания; при разработке словарно-энциклопедической литературы по социальной педагогики и социальному воспитанию. Целостное развитие категориальной системы будет способствовать обогащению терминологии социального воспитания и эффективности профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: категориальная система, категориально-терминологический аппарат: социальное воспитание, классификация, категориальная система социального воспитания.

Благодарности. Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам за проявленное внимание к результатам исследования.

Для цитирования: Аксютина З. А. Категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 3. С. 12-34. DOI: 10.17853/19945639-2023-3-12-34

CATEGORY-TERMINOLOGICAL APPARATUS OF MODERN SOCIAL UPBRINGING

Z. A. Aksyutina

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia.

E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

Abstract. Introduction. Social upbringing has taken shape in the branch of pedagogical knowledge - the pedagogy of social upbringing, and its categorical and terminological apparatus remains unformed and imperfect. This leads to the arbitrariness of the description of social and educational phenomena in the theory and practice of social upbringing; loss of categorisation, meaning of terms and their incompleteness that results in the inconsistency of social upbringing theory, etc.

Aim. The aim of the present article is a theoretical substantiation and description of the category-terminological apparatus of modern social upbringing based on the developed category classification, which acts as a means of systematising scientific knowledge.

Methodology and research methods. The methodological foundations of the study were categorical, systemic and holistic approaches. Theoretical methods were used as research methods: categorical analysis and synthesis, methods of classification, systematisation and generalisation, categorical methods of triadic decoding of categories and permutations.

Results. The study describes a two-level classification of categories developed by the author. Categories of the first order are allocated on the basis of purpose, include in their composition: base category, system and process categories. Categories of the second order are allocated on the basis of the use of mechanisms for the formation of categories, contain in their composition: a key category, synthesised, integrated and additional categories. The categorical system of social education is described. The categorical system of social upbringing is understood as a specially developed form of organisation of scientific knowledge, which makes it possible to holistically represent the objects of social education through given meaningful relationships between categories in the totality of their interaction.

Scientific novelty. The scientific novelty of the study is the formation of a categorical system of social upbringing through a category-terminological apparatus, which provides the terminological unity of theory and practice, supplementing and concretising them and ensuring consistency and integrity. The developed categorical system of social upbringing does not change, but complements the specific scientific level of pedagogy methodology. By ensuring the completeness of the categorical apparatus, the

complex of methods used in the analysis of the categories of social upbringing, enriches the technological level of pedagogy methodology with new methods of triadic decoding of categories and permutations. A new level of development of professional speech is being formed on the basis of its scientifically substantiated filling with a categorical system of social upbringing.

Practical significance. The practical significance of the study lies in the fact that the categorical system of social upbringing can be used in the development of basic educational programmes of the psychological and pedagogical direction, training courses, methodological materials, in terms of the formation of students' professional competencies; in the implementation of scientific research in the field of social pedagogy and social upbringing; in the development of dictionary-encyclopedic literature on social pedagogy and social upbringing. The holistic development of the categorical system will contribute to the enrichment of the terminology of social upbringing and the effectiveness of professional communication.

Keywords: categorical system, category-terminological apparatus: social upbringing, classification, categorical system of social upbringing.

Acknowledgements. The author expresses her sincere gratitude to the reviewers for their careful attention to the research results.

For citation: Aksyutina Z. A. Category-terminological apparatus of modern social upbringing. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2023; 25 (3): 12-34. DOI: 10.17853/1994-56392023-3-12-34

SISTEMA DE CATEGORIZACIÚN Y TERMINOLOGÍA DE LA FORMACIÓN EDUCATIVA SOCIAL MODERNA

Z. A. Axiútina

Universidad Pedagógica Estatal de Omsk, Omsk, Rusia.

E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

Abstracto. Anotación. La formación educativa social ha tomado forma precisamente en la rama del conocimiento pedagógico: La pedagogía de la formación educativa social; no obstante, su sistema de categorización y terminología, permanece en un estadio incompleto de consolidación y de manera imperfecta. Esto induce a describir con arbitrariedad los fenómenos sociales y educativos en la teoría y práctica de la formación educativa social; pérdida del sentido de categorización y significado de su terminología; de igual manera, conllevan a su forma incompleta y a la privación de la teoría de la formación educativa social de la solidez necesaria, etc.

Objetivo. El propósito del artículo es proveer una fundamentación teórica y una descripción del sistema de categorización y terminología de la formación educativa social moderna sobre la base de la clasificación de categorías desarrollada, que actúe como un medio para sistematizar el conocimiento científico.

Metodología, métodos y procesos de investigación. Los fundamentos metodológicos del estudio lo constituyen enfoques sistémicos, holísticos y de categorización. Se utilizaron métodos teóricos en calidad de métodos de investigación, tales como el análisis y síntesis de categorización, métodos de clasificación, sistematización y generalización, métodos de categorización de la decodificación triádica de categorías y permutaciones.

Resultados de la investigación. El estudio describe una clasificación de dos niveles de categorías desarrollada por el autor. Las categorías de primer orden se asignan en función del propósito e incluyen en su composición: Categoría base, sistema y categorías de proceso. Las categorías de segundo orden se asignan sobre la base del uso de mecanismos para la formación de categorías, en cuya composición se tiene: Una categoría clave, categorías sintetizadas, integradas y adicionales. Se describe el sistema de categorización de la formación educativa social. El sistema de categorías de la formación educati-

va social se entiende como una forma especialmente desarrollada de organización del conocimiento científico, que hace posible representar holísticamente los objetos de la educación social a través de relaciones significativas dadas entre categorías en el conjunto de su interacción.

Novedad científica. La novedad científica del estudio consiste en la formación de un sistema de categorización de la formación educativa social a través de una estructura de la categorización y terminología, que proporciona la unidad terminológica de la teoría y la práctica, complementándolas y concretizándolas, y a su vez, asegurando consistencia e integridad. El sistema de categorización desarrollado de la educación social no cambia, pero complementa el nivel científico específico de la metodología pedagógica. Al garantizar la integridad del sistema de categorización, el complejo de métodos utilizados en el análisis de las categorías de la educación social enriquece el nivel tecnológico de la metodología pedagógica con nuevos métodos de decodificación triádica de categorías y permutaciones. Se está formando un nuevo nivel de desarrollo de la profesionalización sobre una base cientificamente comprada que permite colmar con lo necesario al sistema de categorización de la formación educativa social.

Significado práctico. La importancia práctica del estudio se puede observar en el hecho de que el sistema de categorización de la formación educativa social se puede utilizar en el desarrollo de programas educativos básicos de orientación psicológica y pedagógica, en cursos de capacitación, en materiales metodológicos, en términos de la formación de los estudiantes, en competencias profesionales; en la implementación de la investigación científica relacionada con el campo de la pedagogía social y la educación social; en el desarrollo de literatura diccionario-enciclopédica sobre pedagogía social y formación educativa social. El desarrollo holístico del sistema de catagorización contribuirá al enriquecimiento de la terminología de la formación educativa social y a la eficacia de la comunicación profesional.

Palabras claves: Sistema de categorización, sistema de categorización y terminología: formación educativa social, clasificación, sistema de categoriación de la formación educativa social.

Agradecimientos. El autor expresa su más sincero agradecimiento a los revisores por su atención a los resultados del estudio.

Para citas: Axiútina Z. A. Sistema de categorización y terminología de la formación educativa social moderna. Obrazovanie i nauka = Educación y Ciencia. 2023; 25 (3): 12-34. DOI: 10.17853/19945639-2023-3-12-34

Введение

Педагогика социального воспитания - одно из новых направлений педагогической науки, с глубокими историческими корнями, берущими начало в Античности. Аристотель в широко известных работах «О душе», «Политика», «Этика» и Платон в знаменитых трудах «Государство», «Законы» заложили основания для развития идей общественного воспитания. Современной педагогике социального воспитания как новой отрасли педагогического знания необходим собственный категориально-терминологический аппарат, формируемый посредством словесных кодов, описывающих практику социального воспитания. Категориально-терминологический аппарат наделен важнейшей методологической функцией - обеспечивать развитие научного знания о социальном воспитании.

Категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания не находит целостного отражения в публикациях, не всегда учитывает процессуальное своеобразие социального воспитания. Эти явления наблюдаются в произвольности описания социально-воспитательных явлений

в теории и практики социального воспитания. Наблюдается потеря категориальное™ и смысла терминов, их неполнота, и, как следствие, лишение теории социального воспитания основательности и др.

Научная проблема, связанная с неполнотой представлений теории социального воспитания, на фоне отсутствия описания и обоснования категориально-терминологической системы, позволяет сформировать цель статьи -теоретически обосновать и описать категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания посредством разработки классификации категорий, выступающей средством систематизации научного знания. В ходе исследования предполагается решить задачи по поиску существующих наименований систем категорий / понятий / терминов; выявлению понимания понятия категориально-терминологический аппарат; разработки классификации категорий социального воспитания и описании категориально-терминологического аппарата социального воспитания с опорой на нее.

Предметом исследования выступает категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания.

Гипотеза исследования. Разработка двухуровневой классификации категорий на основе категориальных методов триадичной дешифровки категорий и перестановок, с опорой на динамическую информационную систему, будет способствовать обеспечению полноты, целостности, системности, единства, для интерпретации и применения научно обоснованной терминологии социального воспитания в педагогической науке и практики.

Ограничения исследования состоят в специфике социального воспитания и особенностях научных методологических подходов (категориального, системного, целостного), на которые осуществлялась опора в ходе исследования.

Обзор литературы

Развитие педагогики социального воспитания можно рассматривать в качестве предпосылки для формирования, упорядочивания, систематизации категорий посредством категориально-терминологического ее наполнения, на основе построения взаимосвязей и взаимозависимостей категорий, образующих целостную категориальную систему социального воспитания. Это обусловлено потребностями ученых и практиков в систематизации терминологии социального воспитания для эффективного функционирования профессиональной коммуникации. Представляется важным для педагогической науки следующее - категориальная система социального воспитания выступает фундаментом теоретического знания, реализуется в теории и практике, но в настоящее время отличается несформированностью и несовершенством. Отметим, что процессы формирования и совершенствования терминологии происходят на фоне интенсивного развития рассматриваемой отрасли педагогики. В настоящее время обогащение терминологического аппарата социального воспитания осуществляется посредством экстраполяции из областей

теоретического и практического знания социальной педагогики, частью которой оно является, тем самым категориально-терминологический аппарат формируется из терминов педагогики и социологии.

Терминологические сложности, имеющиеся в теории социального воспитания, отражены в системной неразработанности категориально-терминологического аппарата, его научного обоснования, и отображают ситуацию реформирования образования и разработки новых парадигм воспитания, в том числе и социального. Построение категориально-терминологического аппарата связано с такими операциями мышления как категоризация и концептуализация, что фиксируется в категориях, терминах и понятиях, отображающих истинное состояние науки, способствующих ее фундаментализации через непосредственное включение в язык, служащий источником формирования теоретических положений и научных концепций.

Язык педагогики социального воспитания претерпевает изменения, связанные с наполнением терминами и понятиями, отражающими те социально-воспитательные явления, которые в условиях меняющегося мира пока не находят нового категориального воплощения, что вызывает необходимость в системном наполнении терминологического аппарата педагогики социального воспитания. В педагогической науке категориально-терминологическому аппарату социального воспитания не уделялось должного внимания, что подтверждается отсутствием исследований научной проблемы, связанной с категориальной системой социального воспитания и ее воплощением в категориально-терминологическом аппарате. Среди публикаций имеются исследования, посвященные лишь отдельным терминам и понятиям, входящим в теорию социального воспитания, которые можно отнести к ее базовым категориям.

При обращении к исследованию социального воспитания используется маршрут: категория - понятие - термин. В данном маршруте категория отражает общие свойства педагогических явлений (объектов); понятие подразумевает обращение к операциям мышления, выраженных в мысли посредством выделения признаков универсума. Как правило, понятие отражается путем его определения. Под термином понимается точное обозначение педагогических явлений (объектов), выраженных в слове (словосочетании). Заметим, зачастую категория/понятие/термин используются тождественно.

В данной работе будем оперировать терминами - категориальная система социального воспитания и категориально-терминологический аппарат социального воспитания. Категориальная система социального воспитания понимается как специально разработанная форма организации научного знания, позволяющая целостно представлять объекты социального воспитания посредством заданных осмысленных отношений между категориями в совокупности их взаимодействия. Категориальной система находит отражение в категориально-терминологическом аппарате, используемом в теории социального воспитания, где выделяются собственные категории и категории, за-

имствованные из других науках. Это определяется тем, что категориальный аппарат социального воспитания является производным от категориального аппарата социальной педагогики. Категориально-терминологический аппарат описывается категориями и понятиями, где категории отражают наиболее общие формы мышления, способы существования объекта в научной системе знаний, а термин - слово, обозначающее понятие.

Категориально-терминологический аппарат социального воспитания это логически упорядоченные в иерархизированную классификацию знания о совокупности категорий и терминов, которые в обобщенной форме отражают объекты и явления социального воспитания, включая существующие связи и взаимозависимости между ними, что заложено в основание классификации.

Охарактеризуем социальное воспитание как категорию, термин и понятие.

Социальное воспитание - категория, обозначающая систему социальных взаимодействий человека, направленную на реализацию воздействий социальных институтов на личность с целью социального становления и достижения ею социальности.

Социальное воспитание в педагогике - понятие, обозначающее воспитание, формирующееся в социальной среде и обладающее отличительными особенностями, позволяющими выделять подкласс социального воспитания из класса воспитания.

Социальное воспитание как область педагогической науки - термин, обозначающий объективные знания о человеке в социальной среде, имеющие направленность на исследование совокупности социальных потребностей, мотивов, представлений для чего разрабатываются социально-педагогические концепции и теории.

Научные исследования педагогических категориально-терминологических систем являются большой редкостью в педагогической науке. Одна из причин заключается в существующем заблуждении относительно исчерпывающего категориального наполнения педагогики, ее «терминологического потопа». Анализ публикаций, позволяет утверждать, что системные исследования по терминологическому наполнению педагогики являются единичными и в большей степени связаны с историческими аспектами развития педагогики, а не с современным ее состоянием. Иллюстрацией этого могут служить немногочисленные диссертационные исследования И. В. Кичевой «Формирование понятийно-терминологической системы педагогики в 90-е годы XX века» (2004)1; Е. А. Кошкиной «Развитие терминологии отечественной дидактики (начало XVIII - начало XX вв.)» (2016)2; В. С. Шаповаловой «Становление понятийного аппарата теории внутришкольного управления в России» (2000)3 и монография М. А. Галагузовой,

1 Кичева И. В. Формирование понятийно-терминологической системы педагогики в 90-е годы XX века: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2004. 39 с.000

2 Кошкина Е. А. Развитие терминологии отечественной дидактики: автореф. ... дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 2016. 44 с

3 Шаповалова В. С. Становление понятийного аппарата теории внутришкольного управления в России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Таганрог, 2000. 21 с.

Г. Н. Штиновой «Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования» (2019) [1]. Вместе с тем, традиционно категории выступают фундаментом теоретического знания, главным свойством которого, по мнению В. В. Серикова, является «его способность порождать новое знание» [2, с. 17].

Методологические аспекты исследования педагогической терминологии провела группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством О. Б. Дауто-вой [3]. Оформление понятийного аппарата педагогики в словари осуществляли И. В. Роберт и Т. А. Лавина [4], В. И. Загвязинский и А. Ф. Закирова [5], Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин [6], Е. С. Рапацевич [7], А. С. Воронин [8], В. М. Полонский [9] и др. Отметим, что В. М. Полонский актуализировал необходимость словарей в педагогике [10]. Обоснование гипертекстового тезауруса провели С. А. Бельков, С. Л. Гольдштейн, Т. Я. Ткаченко [11]. Особое место в исследованиях занимают исследования отдельных педагогических терминов и понятий, что обнаружено в работах Е. В. Абызовой [12], А. В. Гартлив [13] и многих других авторов. Освещение вопросов педагогического знания в терминологии провели В. В. Краевский [14], А. А. Орлов [15], проблематику современной педагогической терминологии обосновал В. П. Вейдт [16], проблему развития понятийного аппарата рассматривала Н. А. Савотина [17].

Большое внимание педагогической терминологии уделяется в работах педагогов-исследователей. Например, группа ученых S. Altenthan, S. BetscherOtt, W. Gotthardt и др. направляют внимание на обобщение педагогической терминологии [18], контекстуальность терминологии сравнительной педагогики описали N. W. Sobe и J. A. Kovalczyk [19], терминология образования обобщена M. A. Larsen [20]. J. W. Creswell, описывая методы исследования, указывал на необходимость изучения терминологического аппарата [21], аналогичная идея представлена и в работе M. Bray, B. Adamson, M. Mason [22]. Отдельные педагогические термины изучались L. Blum [23], M. Gordon [24] и др., что указывает на схожесть исследований в разных странах. Особую роль ряд исследователей придают разработке понятийного аппарата инклюзивного образования, которому придают черты социального, исследуя различные понятия в нем (M. Amor, M. Hagiwara, K. A. Shogren и др. [25], L. Florian [26], K. M. Kemple [27], M. Molbaek [28], S. M. Reindal [29] и др.). Вместе с тем, исследования категориально-терминологического аппарата социального воспитания не осуществлялись.

Н. К. Сергеев и В. В. Сериков высказали важную для исследования мысль о роли педагогических категорий, заключающуюся в том, что они «задают структурные блоки педагогической теории и, соответственно, ориентировочную основу деятельности педагога по развитию личности ребенка» [30, с. 74]. Меткую оценку категориально-терминологическому аппарату дала А. Ф. Заки-рова, указывающая, что в нем «с разной степенью конкретности закодирован в словесной форме накопленный педагогический опыт» [31, с. 7], а работа с ним «реализует одну из ключевых мировоззренческих задач - привлечение внимания к взаимосвязи и взаимообусловленности содержания и языковой формы выражения педагогических смыслов» [32, с. 42].

При построении категориальной системы социального воспитания будем исходить из наличия различных систем:

- системы понятий конкретной научной области знания, отраженной в ее теории, выступающей ее объектом,

- системы терминологии, сложившейся естественным путем, в процессе эволюционирования науки,

- систем понятий, выявленных путем упорядочивания терминологии.

В данном исследовании осуществляется опора на упорядочивание и систематизацию.

Определяя трудности изучения категориально-терминологического аппарата социального воспитания, выделим наиболее общие из них в педагогических исследованиях. Первое затруднение. Проблема категориально-терминологического аппарата педагогики является сложной научно-теоретической задачей, которую можно назвать всегда достигаемой и никогда недостижимой. Это обусловлено тем, что в определенный временной отрезок можно оформить категориально-терминологическую систему, но, изменения повседневной реальности, внедряемые в социально-воспитательный процесс новшества, требуют и нового терминологического наполнения педагогики и задача оказывается недостигнутой. Об этом справедливо писал В. М. Полонский: «Стремление упорядочить терминологию, адекватно осмыслить действительность и найти соответствующее ей языковое выражение важно для любой науки ... понятийный аппарат которой в силу объективных и субъективных причин нуждается в дальнейшем совершенствовании» [33, с. 6].

Второе затруднение. Проблема проработки категорий, формирования категориальной системы социального воспитания прослеживается и в недостаточности ее инструментального обеспечения специальными методами, направленными на осмысление, научно обоснованное выделение, формулирование категорий, построение их взаимосвязей и взаимозависимостей с другими категориями, что затрудняет научные разработки категориально-терминологического аппарата не только социального воспитания, но и любого другого педагогического объекта (явления).

Третье затруднение. Сегодня исчерпаны возможности использования в педагогических исследованиях классических типов системности и категорий-ности, т. к. «в педагогике практически нет категорий, которые имели бы общепринятое истолкование и большинство категорий и понятий используется на уровне смыслов, а не так называемых «объективных значений»» [34, с. 10], на что обратил внимание В. В. Сериков, справедливо назвав это «атавизмами истмата». Такой метод, как категориальный анализ в его традиционном понимании, в современной педагогической науке уже не дает возможности целостного и системного изучения категориальных педагогических систем и их представления на должном для науки уровне. Явно необходим поиск новых методов категориального анализа.

Четвертое затруднение в своей основе имеет миф о наличии «терминологического потопа» в педагогике. Считается, что усложнение и наполнение профессиональной речи может приводить к перенасыщению в коммуникации. Эта мысль матрицей накладывается на терминологический аппарат педагогики социального воспитания, хотя в действительности он окончательно не сформирован.

Важными для разработки заявленной научной проблемы являются задачи, решаемые в ходе терминологической работы, и обозначенные В. Н. Худяковым и П. И. Костенок: отбор понятий, отражающий накопленные знания и опыт, классифицирование их в понятийную систему; соотнесение терминов с понятиями с выделением или формулированием более адекватных, отвечающих требованиям полноты, формальной логики и др.; разработка новых недостающих терминов и их доработка путем формулирования их дефиниций [35]. Решения указанных задач будут способствовать успешности поиска аутентичного знания, установлению реальной ситуации, профессионализации языка и, как пишет М. К. Мамардашвили, «устанавливать то, что происходит на самом деле» [36].

Методология, материалы и методы

Методологическими основаниями в исследовании категориально-терминологического аппарата современного социального воспитания выступают научная картина педагогики, включающая представления о свойствах и закономерностях педагогической реальности, ценностные установки в отношении социального воспитания, нравственные ориентиры, связанные с социальными нормами государства, общества, личности. Методологическими подходами были категориальный, системный и целостный подходы. Категориальный подход задает наиболее общее раскрытие объектов в научной системе знаний, где категории выступают системообразующим ядром тезауруса, абсолютизированными в лексиконе системы научного знания о социальном воспитании. Он способствует реализации мировоззренческой функции, посредством чего формируется научная картина лексикона социального воспитания. Системный подход в исследовании категорий и терминов помогает выявлению связей и взаимозависимостей между ними. Он обеспечивает познавательную функцию путем исследования связей категорий и терминов социального воспитания, что создает новое знание о нем. Целостный поход позволяет раскрыть категории и термины как совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее частям. Он дает возможность реализовать в исследовании практически-действенную функцию, отражающую возможность применения новых знаний в педагогической действительности. Использование указанных методологических подходов позволит избежать неполноту и фрагментарность представлений о категориально-терминологическом аппарате социального воспитания, создаст условия для более целостно-системного их представления.

В качестве материалов для поиска категориально-терминологического аппарата использовались категории/понятия/термины социального воспитания.

В качестве методов исследования используются теоретические методы. Категориальный анализ и синтез составляют операции, проводимые при работе с категориями, выступающими в качестве инструмента для решения исследовательских задач. Методы классификации, систематизации и обобщения обеспечивают систематику категорий/понятий/терминов и распределение их в иерархию. Кроме того, были использованы категориальные методы триа-дичной дешифровки категорий и перестановок, предполагающие упаковку знаний в формате динамической информационной системы и дальнейшую работу с категориями в заданной последовательности. Под динамической информационной системой понимается объект информации, который определен в процессе анализа и визуально отображается в форме трехвершинно ориентированного графа.

Результаты исследования и обсуждение

Осуществляя поиск наименований, обозначающих систему категорий/ понятий/терминов в науке обнаружены разные их виды: понятийно-терминологическая система, воплощающаяся в терминологическом словаре (В. М. Полонский) [37]; понятийная система, отраженная в понятийно-терминологическом аппарате (А. Ф. Закирова [31]; О. А. Жеглова [38], В. Н. Худяков, П. И. Костенок) [35]; терминосистема, выраженная в терминологическом аппарате (М. Х. Попов, А. Ф. Ширялкин) [39]; система базовых понятий (М. С. Гу-зеев), описываемая в понятийно-терминологическом аппарате [40]. В целом любая из перечисленных систем составляет суть научной теории, описываемой в категориальном аппарате и обозначаемая, как считает В. В. Сериков, теоретическими понятиями [2].

Полагаем, что приведенный перечень разновидностей систем, их трактовок и описаний неполный. Требуется более жесткое оформление наименования системы категорий/понятий/терминов, что позволит более структурированно и содержательно отражать аспекты, связанные с рассматриваемой системой.

Обращаясь к классификациям педагогических терминов отметим, что этим вопросом занимался В. М. Полонский. Он указал на труды Д. С. Лотте и Т. Л. Канделаки с описанием анализа технических терминов. Д. С. Лоттом выделены четыре категории: предметы, свойства, процессы, величины; а вторым -процессы, предметы, свойства, величины, единицы измерения, режимы, науки и отрасли, профессии и занятия. Далее В. М. Полонский справедливо пишет: «К педагогике и сфере образования обе классификации подходят лишь частично. Для этой области требуется собственная классификация, учитывающая особенности данной науки и характер деятельности в сфере образования» [33, с. 7]. Важно понимать: «основная методологическая функция терминологии состоит в осуществлении связи между научной концепцией и лексической

формой ее выражения. Недостаточная реализация этой функции затрудняет проведение научных исследований» [35, с. 125].

Заметим, классификация понятий в системах, как правило, осуществляется от самых общих оснований к более частным, и, наиболее часто, с опорой на иерархический принцип. Именно поэтому разработанная автором классификация находит отражение в иерархичности, обеспечиваемой делением категорий на группы первого и второго порядка.

Критерием классификации категорий первого порядка является их базовое назначение в иерархии категорий. Заданная иерархия категорий устанавливает взаимосвязи между компонентами путем установления их назначения. Классификация категорий первого порядка включает три группы: базовую, системные и процессные категории.

Базовая категория - та, под которой понимается категория, составляющая основу категориальной системы или иначе говоря - ее фундамент. В классификации базовая категория - социальное воспитание.

Следующая группа категорий - системные категории - это те категории, которые отражают существенные свойства системы, способствующие упорядочиванию категорий. Они отражают цель и объектно-предметную область социального воспитания; категории, описывающие содержание социального воспитания; социальность как категорию, результирующую социальное воспитание.

Примеры категориально-терминологического аппарата системных категорий: цель социального воспитания, объект социального воспитания, предмет социального воспитания, сущность, структура, состав, связи, функции, свойства, этапы (стадии), формы, направления, пути, принципы, характеристика, специфика социального воспитания, социальность.

Завершающая классификацию группа категорий - процессные категории - это категории, отражающие реализацию процессуальной составляющей категориальной системы. К процессным категориям отнесены категории взаимодействия; категории, связанные с типологизацией личности в социальном воспитании; категории рисков в социальном воспитании.

Примеры категориально-терминологического аппарата процессных категорий: взаимодействие, субъект взаимодействия, специфика взаимодействия, тип, типическое, типологизация, типология, индивид, индивидуальность, индивидуализация, псевдосоциальное воспитание, асоциальное воспитание, просоциальное воспитание, диссоциальное воспитание, безопасность, опасность, виктимность, жертва социализации, неопределенность, объективные угрозы, субъективные угрозы, рискология социального воспитания, профилактика рискогенности, ресурсы преодоления рисков социального воспитания, рискогенность субъекта, рискогенность, способность противостоять рискам, участники рискогенной ситуации, факторы риска.

Критерием классификации категорий второго порядка выступают механизмы образования категорий, в качестве каковых используются категори-

альные методы триадичной дешифровки категорий и перестановок. Заданная иерархия категорий устанавливает взаимосвязи между компонентами путем их образования, где одна категория «вытекает» из другой и категории дополняют друг друга. Классификация категорий второго порядка включает три группы: ключевую, синтезированные, интегрированные и дополнительные категории.

Ключевая категория - категория, открывающая возможности управления отношениями между категориями в разрабатываемой системе. К ней отнесена категория - социальное воспитание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующая группа категорий - синтезированные категории - те, которые получены в результате категориального анализа и синтеза при исследовании понимания ключевой категории в науке. Это категории, образованные на стыке педагогики и социологии, отражающие операции, осуществляемые в ходе реализации процесса социального воспитания и его результаты.

Примеры категориально-терминологического аппарата синтезированных категорий: социально-педагогическое взаимодействие, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое сопровождение, социальная интеграция, социализация, социальная адаптация.

Далее следует группа интегрированных категорий. Интегрированные категории - категории, полученные путем объединения отдельных категорий в единое целое. Это категории получаемые на основе интеграции тех из них, которые в большей степени отражают качественно новые характеристики реализации процесса социального воспитания и его результатов.

Примеры категориально-терминологического аппарата интегрированных категорий: комплексное взаимодействие, сопровождающее взаимодействие, поддерживающее взаимодействие, социальная интегрированность, социальная адаптированность, социальность.

Завершающая группа категорий - дополнительные категории - категории, восполняющие недостающее при категоризации отдельных сторон исследуемого объекта. Они формируются применительно к отдельно взятым объектам (явлениям) социального воспитания дополняя или расширяя их характеристики.

Примеры категориально-терминологического аппарата дополнительных категорий приведем на примере дополнения категории социальная адаптация, которыми выступают - социальная дезадаптация, социальная реадаптация. Категории, дополняющие категорию социальная адаптация, отражают проявление активности в социальном самоопределении личности.

Отметим, что все операции по формированию категориального аппарата второго порядка, алгоритм применения методов триадичной дешифровки категорий и перестановок были описаны автором [42]. Объектом информации динамической информационной системы в исследовании являются категории социального воспитания. Целостно представленная категориальная

система социального воспитания задает новый вектор дальнейшего оформления категориально-терминологического аппарата.

Разработанную двухуровневую классификацию категорий, где уровни «работают» на взаимодополнение и обеспечивают взаимосвязи категорий, представляет категориальная система социального воспитания, в которой категориально-терминологический аппарат социального воспитания представлен категориями.

Отметим, в ходе исследования были выделены категории, ранее не описанные в науке. Например: псевдосоциальное воспитание, просоциальное воспитание, комплексное взаимодействие, сопровождающее взаимодействие, поддерживающее взаимодействие и другие.

Применение представленных способов категоризации педагогического знания, принципов двухуровневой классификации категорий социального воспитания в практической педагогической деятельности позволяют осуществлять поиск места той или иной категории в классификации, выделять конкретизированную область педагогической деятельности, а в дальнейшем конкретизировать ее содержание. Приведем примеры. Категории социальное воспитание взрослых, социальное воспитание пожилых людей указывает на область педагогической деятельности в социальной работе. Категории социальное воспитание студентов, социальное воспитание работающей молодежи отражают область педагогической деятельности в социальной работе с молодежью. Категории социальное воспитание школьников, социальное воспитание подростков подчеркивают направленность педагогической деятельности социального педагога в образовательных организациях. Это указывает на продуктивность расширения терминологического аппарата, эффективность профессиональной коммуникации, оказывает влияние на внутреннее содержание педагогики.

Приведенная систематика категориально-терминологического аппарата социального воспитания, в задачу которой входила разработка классификации категорий с целью их описания и размещения в общей системе педагогических категорий, приложение которой в практическую педагогическую деятельность посредством включения ее в содержание подготовки социальных педагогов, социальных работников, специалистов по организации работы с молодежью позволяет путем непосредственного использования категорий и понятий социального воспитания в образовательном процессе трансформировать их в педагогическую языковую реальность. А далее, обновленная педагогическая языковая реальность создаст направленность тем преобразованиям, результатами которых выступают новые социально-воспитательные реалии обогащающие профессиональные коммуникации и формирующие условия для повышения качества образования в высшем и среднем профессиональном образовании.

Заключение

Категориально-терминологический аппарат социального воспитания находится в стадии становления, что является сложнейшей теоретической проблемой требующей решения. Отметим, что в настоящее время имеются предпосылки для решения научной задачи по разработке категориально-терминологического аппарата современного социального воспитания, что находит выражение в сформированности его теоретических концептов, выделении отдельных категорий, понятий и терминов.

В ходе исследования выстроена категориально-терминологическая система социального воспитания и его категориально-терминологический аппарат посредством построения двухуровневой классификации категорий социального воспитания. В ней имеется деление категорий на две группы. Категории социального воспитания первого порядка включают: базовую категорию; системные и процессные категории. Категории социального воспитания второго порядка содержат: ключевую категорию, синтезированные, интегрированные и дополнительные категории.

Выявленные затруднения, связанные с формированием категориально-терминологической системы, позволяют осуществлять их учет при разработке категориально-терминологического аппарата. Представленная двухуровневая классификация категорий способствует структурированию и систематизации категорий социального воспитания, их упорядочиванию на основе разработанной иерархии.

Научная новизна проведенного исследования прослеживается в наполнении категориальной системы социального воспитания категориально-терминологическим аппаратом, который обеспечивает терминологическое единство теории и практики, дополняя и конкретизируя их, обеспечивая системность и целостность. Разработанная категориальная система социального воспитания не меняет, а дополняет конкретно-научный уровень методологии педагогики, за счет обеспечения большей полноты категориально-терминологического аппарата. Решена проблема проработки категорий, формирования категориальной системы путем применения методов триадичной дешифровки категорий и перестановок на основе динамической информационной системы, создающих возможность целостного и системного изучения категорий.

Практическая значимость проведенного исследования прослеживается в том, что категориально-терминологическая система и категориально-терминологический аппарат социального воспитания будут использоваться в описании социально-воспитательного опыта и его осуществлении; при разработки основных образовательных программ психолого-педагогического направления, учебных курсов, методических материалов, в целевой установке формирования профессиональных компетенций студентов; при осуществлении научных исследований в области социальной педагогики и социального воспитания; в формировании словарно-энциклопедической литературы по

социальной педагогики и социальному воспитанию, при прогнозировании, планировании и проектировании воспитательного процесса. Современная социальная ситуация, характеризующаяся потерей воспитательных ориентиров, утратой прежних ценностей, подтверждает важность систематизации категориально-терминологического аппарата социального воспитания. Целостное развитие категориальной системы, на основе предложенной двухуровневой классификации, способствует обогащению терминологии социального воспитания и внутреннего содержания педагогики, повышению эффективности профессиональной коммуникации и качества высшего и среднего профессионального образования.

Таким образом, цель исследования по теоретическому обоснованию и описанию категориально-терминологического аппарата современного социального воспитания на основе разработки классификации категорий достигнута. Доказано, что разработка новых недостающих категорий и терминов социального воспитания, их доработка возможна посредством формирования научно обоснованного категориально-терминологического аппарата современного социального воспитания, в том числе с применением методов триа-дичной дешифровки категорий и перестановок. Указанные методы, позволяют разрабатывать недостающие категории социального воспитания, потребность в которых имеет зримое проявление.

Отметим, категориальная система социального воспитания выстроена впервые и возможно пока несовершенна, вместе с тем, она способствует дальнейшему развитию теории и практики социального воспитания. Продуктивность исследования прослеживается в обоснованности разработанной классификации, ее унификации для новой отрасли педагогического знания -педагогики социального воспитания. Перспективным будет применение классификации к анализу категорий педагогики для дальнейшей систематики и упорядочения ее терминологии. Полагаем, что исследование категориально-терминологического аппарата социального воспитания будет разрабатываться и далее путем понятийно-терминологического наполнения. Требуется дальнейшее оформление категориально-терминологического аппарата до уровня формирования словаря социального воспитания.

Список использованных источников

1. Галагузова М. А., Штинова Г. Н. Эволюция понятийного аппарата педагогики и образования: Монография [Электрон. ресурс]. Москва: ИНФРА-М, 2019. 137 с. Режим доступа: https://www.eli-brary.ru/download/elibrary_36847842_31781442.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

2. Сериков В. В. Категория системности в дидактике: к развитию идей Л. Я. Зориной // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 5 (62). С. 16-24. DOI: 10.24411/2224-07722019-10026

3. Даутова О. Б., Вершинина Н. А., Ермолаева М. Г. и др . Систематизация педагогического знания: методология исследования терминологии: монография (под общ. ред. О. Б. Даутовой) [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург: Буквально, 2018. 215 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ ru/record/01009970167 (дата обращения: 07.11.2021).

4. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Электрон. ресурс]. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 69 с. Режим доступа: http://robert-school.ru/iio/pages/fonds/dict/Dictionary.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

5. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Педагогический словарь [Электрон. ресурс]. Москва: Академия, 2008. 343 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004171667 (дата обращения: 13.11.2021).

6. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электрон. ресурс]. Москва: Издательство ИКАР, 2009. 448 с. Режим доступа: https://docs.yandex.ш/docs/view?tm=1669435379&tld=ш&lang=ш&name=azimov_e_g_ shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf&text=6. (дата обращения: 13.11.2021).

7. РапацевичЕ.С.Современныйсловарьпопедагогике[Электрон.ресурс].Минск:«Современное слово», 2001. 925 с. Режим доступа: https://spЫib.ш/en/catalog/-/books/11238642-sovremen-nyy-slovar-po-pedagogike (дата обращения: 24.11.2021).

8. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электрон. ресурс]. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2006. 135 с Режим доступа: https://docs.yandex.ш/docs/view?t-m=1669435928&tld=ш&lang=ш&name=Voronin_v.pdf&text=8 (дата обращения: 13.11.2021).

9. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике [Электрон. ресурс]. Москва: Высшая школа, 2004. 512 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20153663 (дата обращения: 13.11.2021).

10. Полонский В. М. Зачем нужен словарь? [Электрон. ресурс] // Наука и школа. 2019. № 1. С. 214-226. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37263488_88072640.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

11. Бельков С. А., Гольдштейн С. Л., Ткаченко Т. Я. Гипертекстовый тезаурус системных знаний [Электрон. ресурс] // НТИ. № 3. 1996. С. 1-10. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_25085214_46357552.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

12. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории [Электрон. ресурс] // Вестник ВятГУ. 2010. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogiches-kiy-dizayn-ponyatie-predmet-osnovnye-kategorii (дата обращения: 13.11.2021).

13. Гартлив А. В. К вопросу о понятии «воспитывающего обучения» [Электрон. ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4 (32). С. 387-392. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-vospityvayuschego-obucheniya (дата обращения: 15.11.2021).

14. Краевский В. В. Язык педагогики в контексте современного научного знания [Электрон. ресурс] // Матер. всерос. методолог. конф.-семинара / гл. ред. В. В. Краевский. Волгоград; Краснодар; Москва, 2008. С. 38-47. Режим доступа: https://Www.elibrary.ru/item.asp?id=20066618 (дата обращения: 13.11.2021).

15. Орлов А. А. Специфика современного педагогического знания [Электрон. ресурс] // Педагогика. 2013. № 8. С. 3-14. Режим доступа: https://Www.elibrary.ru/item.asp?id=20879324 (дата обращения: 13.11.2021).

16. Вейдт В. П. Проблемы современной педагогической терминологии [Электрон. ресурс] // Калининградский вестник образования. 2020. № 4 (8). С. 4-14. Режим доступа: https://Www.elibrary. ru/download/elibrary_44435156_73978555.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

17. Савотина Н. А. Воспитательные технологии в современном образовании: проблемы развития понятийного аппарата и подходов к его унификации [Электрон. ресурс] // СОТИС -социальные технологии, исследования. 2015. № 4 (72). С. 93-98. Режим доступа: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=24248141 (дата обращения: 16.11.2021).

18. Altenthan S., Betscher-Ott S., Gotthardt W. et al. Pädagogik. Bildungsverlag Eins GmbH, Köln. 2016. 504 р. Available from: https://docs.yandex.ru/docs/view?t-m=1669436333&tld=ru&lang=de&name=978-3-427-05030-8_06.pdf&text=Altenthan%20S.%2C%20 Betsche (date of access: 13.11.2021).

19. Sobe N. W., Kovalczyk J. A. Exploding the Cube: Revisiting «Context» in the field of Comparative Education in Comparative and International Education: The Making of a Field and a Vision for the Future // Current Issues in Comparative Education. 2013. Vol. 16 (1). 2013. P. 80-98. Available from: https:// www.researchgate.net/publication/264001877_Exploding_the_Cube_Revisioning_Context_in_the_Field_ of_Comparative_Education (date of access: 13.11.2021).

20. Larsen M. A. New Editorial Introduction // New Thinking in Comparative Education. Honoring Robert Cowen. Rotterdam: Sense Publishers, 2010. P. 1-14. DOI: 10.1163/9789460913051

21. Creswell J. W. Research design: Qualitative, quantitative and mixed methods approaches. (2nd ed.) Thousand Oaks: Sage, 2003. 342 p. Available from: https://www.ucg.ac.me/skladiste/blog_609332/ objava_105202/fajlovi/Creswell.pdf (date of access: 13.11.2021).

22. Bray M., Adamson B., Mason M. Comparative Education Research Approaches and methods. // Pacific Affairs. 2007. 80 (4). P. 660-661. D0I:10.2307/40377441

23. Blum L. Multicultural Education as Values Education // Harvard Projects on Schooling and Students. 2010. № 4. P. 1-34. Available from: https://docs.yandex.ru/docs/view?t-m=1669434837&tld=ru&name=BlumMEVE.pdf&text=Blum (date of access: 13.11.2021).

24. Gordon M. Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion, and National Origins. 1964. 287 р. Available from: https://archive.org/details/assimilationinam0000gord (date of access: 13.11.2021).

25. Amor A. M., Hagiwara M., Shogren K. A., Thompson J. R., Verdugo M. Ä., Burke K.M. & Aguayo V. International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review // International Journal of Inclusive Education. 2019. № 23. P. 1277-1295. DOI: 10.1080/13603116.2018.1445304

26. Florian L. On the necessary co-existence of special and inclusive education // International Journal of Inclusive Education. 2019. № 23. P. 691-704. DOI: 10.1080/13603116.2019.1622801

27. Kemple K. M. Let's be friends. Peer competence and social inclusion in early childhood programs. New York: Teacher College Press, 2004. 180 р. Available from: https://archive.org/details/letsbe-friendspee0000kemp (date of access: 13.11.2021).

28. Molbaek M. Inclusive teaching strategies - dimensions and agendas // International Journal of Inclusive Education. 2018. № 22. P. 1048-1061. DOI: 10.1080/13603116.2017.1414578

29. Reindal S. M. Discussing inclusive education: an inquiry into different interpretations and a search for ethical aspects of inclusion using the capabilities approach // European Journal of Special Needs Education. 2016. № 31. P. 1-12. DOI: 10.1080/08856257.2015.1087123

30. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Диссертация по педагогике: проблема науки и нравственности [Электрон. ресурс] // Педагогика. 2014. № 4. С. 80-81. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=22830073 (дата обращения: 13.11.2021).

31. Закирова А. Ф. Понятийная база современной педагогики [Электрон. ресурс] // Педагогика. 2001. № 7. С. 7-12. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33844493&selid=20227866 (дата обращения: 13.11.2021).

32. Закирова А. Ф., Жеглова О. А. Методы формирования педагогических понятий в профессиональной подготовке учителя [Электрон. ресурс] // Специфика педагогического образования в России. 2015. № 1. С. 40-41. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_25594813_18968636.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

33. Полонский В. М. Динамика развития и соотношение основных понятий педагогики [Электрон. ресурс] // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Екатеринбург [б.и.], 2019. С. 94-103. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_42879583_24567544.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

34. Сериков В. В. Поиск педагогического знания: к преодолению методологического кризиса в педагогике [Электрон. ресурс] // Грани познания. 2015. № 7 (41). С. 9-18. Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_25413230_54241616.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

35. Худяков В. Н., Костенок П. И. К проблеме терминологической работы над понятиями [Электрон. ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). С. 125-128. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18801857_86498849.pdf (дата обращения: 16.11.2021).

36. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию [Электрон. ресурс]. Москва: Прогресс, 1990. 414 с. Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669433701&tld=ru&lang=ru&nam e=mamardashvili_kak_ya_ponimayu_filosofiyu_1992__ocr.pdf&text=36 (дата обращения: 21.11.2021).

37. Полонский В. М. Внимание: терминология! [Электрон. ресурс] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 4 (24). С. 44-51. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_17891787_56264474.pdf (дата обращения: 19.11.2021).

38. Жеглова О. А. Развитие гуманитарной культуры в процессе формирования научных понятий у студентов педагогических специальностей // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Том 2. № 1. С. 253-269. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-1-253-269

39. Попов М. Х., Ширялкин А. Ф. К вопросу качества систематизированной технической терминологии [Электрон. ресурс] // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2014. № 3 (67). С. 67-73. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_22296383_99790933.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

40. Гузеев М. С. К вопросу экспликации педагогических понятий: человек-индивид-личность [Электрон. ресурс] // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2. С. 45-48. Режим доступа: https://www.eli-brary.ru/download/elibrary_43858930_81807687.pdf (дата обращения: 03.12.2021).

41. Аксютина З. А. Методолого-теоретический анализ понятия «социальное воспитание» [Электрон. ресурс] // Вестник Омского университета. 2014. № 2(72). С. 146-151. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21594954_36302316.pdf (дата обращения: 08.12.2021).

References

1. Galaguzova M. A., Shtinova G. N. Evolyuciya ponyatijnogo apparata pedagogiki i obrazovani-ya = Evolution of the conceptual apparatus of pedagogy and education [Internet]. Moscow: Publishing House INFRA-M; 2019 [cited 2021 Nov 03]. 137 p. Available from: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_36847842_31781442.pdf (In Russ.)

2. Serikov V. V. The category of consistency in didactics: Towards the development of L. Ya. Zorina's ideas. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and Foreign Pedagogy. 2019; 5 (62-1): 16-24. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10026 (In Russ.)

3. Dautova O. B., Vershinina N. A., Ermolaeva M. G., et al. Sistematizaciya pedagogicheskogo znani-ya: metodologiya issledovaniya terminologii = Systematisation of pedagogical knowledge: Methodology of terminology research [Internet]. Ed. by Dautova O. B. St. Petersburg: Publishing House Bukval'no; 2018 [cited 2021 Nov 07]. 215 p. Available from: https://search.rsl.ru/ru/record/01009970167 (In Russ.)

4. Tolkovyj slovar' terminov ponyatijnogo apparata informatizacii obrazovaniya = Explanatory dictionary of terms of the conceptual apparatus of informatization of education [Internet]. Moscow: Publishing House BINOM. Laboratorija znanij; 2013 [cited 2021 Nov 16]. 69 p. Available from: http:// robert-school.ru/iio/pages/fonds/dict/Dictionary.pdf (In Russ.)

5. Zagvjazinskij V. I., Zakirova A. F. Pedagogicheskij slovar' = Pedagogical dictionary [Internet]. Moscow: Publishing House Akademija; 2008 [cited 2021 Nov 13]. 343 p. Available from: https://search. rsl.ru/ru/record/01004m667 (In Russ.)

6. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) = New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages) [Internet]. Moscow: Publishing House IKAR; 2009 [cited 2021 Nov 13]. 448 p. Available from: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669435379&tld=ru&lang=ru&name=azimov_e_g_ shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf&text=6 (In Russ.)

7. Sovremennyj slovar' po pedagogike = Modern dictionary of pedagogy [Internet]. Minsk: Publishing House "Sovremennoe slovo"; 2001 [cited 2021 Nov 24]. 925 p. Available from: https://spblib.ru/en/ catalog/-/books/11238642-sovremennyy-slovar-po-pedagogike (In Russ.)

8. Voronin A. S. Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike = Glossary of terms for general and social pedagogy [Internet]. Ekaterinburg: GOU VPO USTU-UPI; 2006 [cited 2021 Nov 13]. 135 p. Available from: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669435928&tld=ru&lang=ru&name=Voronin_v. pdf&text=8 (In Russ.)

9. Polonsky V. M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike = Dictionary of education and pedagogy [Internet]. Moscow: Higher school; 2004 [cited 2021 Nov 13]. 512 p. Available from: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=20153663 (In Russ.)

10. Polonsky V. M. Why do we need a dictionary? Nauka i shkola = Science and School [Internet]. 2019 [cited 2021 Nov 16]; 1: 214-226. Available from: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_37263488_88072640.pdf (In Russ.)

11. Belkov S. A., Goldstein S. L., Tkachenko T. Ya. Hypertext thesaurus of system knowledge. Nauch-no-tehnicheskaja informacija = Scientific and Technical Information [Internet]. 1996 [cited 2021 Nov 12]; 3: 1-10. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25085214_46357552.pdf (In Russ.)

12. Abyzova E. V. Pedagogical design: Concept, subject, main categories. Vestnik Vyatskogo gosu-darstvennogo universiteta = Vyatka State University Bulletin. [Internet]. 2010 [cited 2021 Nov 13]; 3. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskiy-dizayn-ponyatie-predmet-osnovnye-kat-egorii (In Russ.)

13. Gartliv A. V. On the question of the concept of "upbringing education". Vestnik Sankt-Peterburg-skogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Internet]. 2006 [cited 2021 Nov 15]; 4 (32): 387-392. Available from: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-ponyatii-vospityvayuschego-obucheniya (In Russ.)

14. Kraevsky V. V. Yazyk pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya = Language of pedagogy in the context of modern scientific knowledge. In: Materialy vserossijskoj metodologicheskoj kon-ferencii-seminara = Materials of the All-Russian Methodological Conference-Seminar [Internet]. Volgograd; Krasnodar; Moscow; 2008 [cited 2021 Nov 13]. p. 38-47. Available from: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=20066618 (In Russ.)

15. Orlov A. A. Specificity of modern pedagogical knowledge. Pedagogika = Pedagogy [Internet]. 2013 [cited 2021 Nov 13]; 8: 3-14. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20879324 (In Russ.)

16. Veidt V. P. Problems of modern pedagogical terminology. Kaliningradskij vestnik obrazovaniya = Kaliningrad Bulletin of Education [Internet]. 2020 [cited 2021 Nov 13]; 4 (8): 4-14. Available from: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_44435156_73978555.pdf (In Russ.)

17. Savotina N. A. Educational technologies in modern education: Problems of the development of the conceptual apparatus and approaches to its unification. SOTIS- social'nye tekhnologii, issledovaniya = SOTIS - Social Technologies, Research [Internet]. 2015 [cited 2021 Nov 16]; 4 (72): 93-98. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24248141 (In Russ.)

18. Altenthan S., Betscher-Ott S., Gotthardt W., et al. Pädagogik [Internet]. Köln: Bildungsverlag Eins GmbH; 2016 [cited 2021 Nov 13]. 504 p. Available from: https://docs.yandex.ru/docs/view?t-m=1669436333&tld=ru&lang=de&name=978-3-427-05030-8_06.pdf&text=Altenthan%20S.%2C%20 Betsche (In German)

19. Sobe N. W., Kovalczyk J. A. Exploding the cube: Revisiting "context" in the field of comparative education in comparative and international education: The making of a field and a vision for the future. Current Issues in Comparative Education [Internet]. 2013 [cited 2021 Nov 13]; 16 (1): 80-98. Available from: https://www.researchgate.net/publication/264001877_Exploding_the_Cube_Revisioning_Context_ in_the_Field_of_Comparative_Education

20. Larsen M. A. New editorial introduction. In: Larsen A. M. (Ed.). New thinking in comparative education. Honoring Robert Cowen. Rotterdam: Sense Publishers; 2010. p. 1-14. DOI: 10.1163/9789460913051

21. Creswell J. W. Research design: Qualitative, quantitative and mixed methods approaches [Internet]. 2nd ed. Thousand Oaks: Sage; 2003 [cited 2021 Nov 13]. p. 342. Available from: https://www.ucg. ac.me/skladiste/blog_609332/objava_105202/fajlovi/Creswell.pdf

22. Bray M., Adamson B., Mason M. Comparative education research approaches and methods. Pacific Affairs. 2007; 80 (4): 660-661. DOI: 10.2307/40377441

23. Blum L. Multicultural education as values education. Harvard Projects on Schooling and Students [Internet]. 2010 [cited 2021 Nov 13]; 4: 1-34. Available from: https://docs.yandex.ru/docs/view?t-m=1669434837&tld=ru&name=BlumMEVE.pdf&text=Blum

24. Gordon M. Assimilation in American life: The role of race, religion, and national origins [Internet]. 1964 [cited 2021 Nov 13]. 287 p. Available from: https://archive.org/details/assimilation-inam0000gord

25. Amor A. M., Hagiwara M., Shogren K. A., Thompson J. R., Verdugo M. Ä., Burke K. M., Aguayo V. International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review. International Journal of Inclusive Education. 2019; 23: 1277-1295. DOI: 10.1080/13603116.2018.1445304

26. Florian L. On the necessary co-existence of special and inclusive education. International Journal of Inclusive Education. 2019; 23: 691-704. DOI: 10.1080/13603116.2019.1622801

27. Kemple K. M. Let's be friends. Peer competence and social inclusion in early childhood programs [Internet]. New York: Teacher College Press; 2004 [cited 2021 Nov 13]. 180 p. Available from: https:// archive.org/details/letsbefriendspee0000kemp

28. Molbaek M. Inclusive teaching strategies - dimensions and agendas. International Journal of Inclusive Education. 2018; 22: 1048-1061. DOI: 10.1080/13603116.2017.1414578

29. Reindal S. M. Discussing inclusive education: An inquiry into different interpretations and a search for ethical aspects of inclusion using the capabilities approach. European Journal of Special Needs Education. 2015; 31: 1-12. DOI: 10.1080/08856257.2015.1087123

30. Sergeev N. K., Serikov V. V. Thesis on pedagogy: The problem of science and morality. Pedagogi-ka = Pedagogy [Internet]. 2014 [cited 2021 Nov 13]; 4: 80-81. Available from: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22830073 (In Russ.)

31. Zakirova A. F. Conceptual base of modern pedagogy. Pedagogika = Pedagogy [Internet]. 2001 [cited 2021 Nov 13]; 7: 7-12. Available from: https://www.elibrary.ru/contents.as-p?id=33844493&selid=20227866 (In Russ.)

32. Zakirova A. F., Zheglova O. A. Methods of forming pedagogical concepts in the professional training of a teacher. Specifika pedagogicheskogo obrazovaniya vRossii = Specificity of Pedagogical Education in Russia [Internet]. 2015 [cited 2021 Nov 13]; 1: 40-41. Available from: https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_25594813_18968636.pdf (In Russ.)

33. Polonsky V. M. Dinamika razvitiya i sootnoshenie osnovnyh ponyatij pedagogiki = Dynamics of development and the ratio of the basic concepts of pedagogy. In: Ponjatijnyj apparat pedagogiki i obra-zovanija = Conceptual apparatus of pedagogy and education [Internet]. Ekaterinburg; 2019 [cited 2021 Nov 13]. p. 94-103. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42879583_24567544.pdf (In Russ.)

34. Serikov V. V. Search for pedagogical knowledge: to overcome the methodological crisis in pedagogy. Grani poznaniya = Borders of Knowledge [Internet]. 2015 [cited 2021 Nov 16]; 7 (41): 9-18. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25413230_54241616.pd (In Russ.)

35. Khudyakov V. N., Kostenok P. I. On the problem of terminological work on concepts. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State University [Internet]. 2012 [cited 2021 Nov 16]; 19 (273): 125-128. Available from: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_18801857_86498849.pdf (In Russ.)

36. Mamardashvili M. K. Kak ya ponimayu filosofiyu = As I understand philosophy [Internet]. Moscow: Publishing House Progress; 1990 [cited 2021 Nov 21]. 414 p. Available from: https://docs.yandex. ru/docs/view?tm=1669433701&tld=ru&lang=ru&name=mamardashvili_kak_ya_ponimayu_filosofi-yu_1992__ocr.pdf&text=36 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Polonsky V. M. Attention: Terminology! Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah = New in Psychological and Pedagogical Research [Internet]. 2011 [cited 2021 Nov 19]; 4 (24): 44-51. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17891787_56264474.pdf (In Russ.)

38. Zheglova O. A. Development of humanitarian culture in the process of forming scientific concepts among students of pedagogical specialties. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates = Bulletin of the Tyumen State University. Humanities Research. Humanitates. 2016; 1 (2): 253-269. DOI: 10.21684 / 2411-197X-2016-2-1-253-269 (In Russ.)

39. Popov M. Kh., Shiryalkin A. F. On the issue of the quality of systematized technical terminology. Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of the Ulyanovsk State Technical University [Internet]. 2014 [cited 2021 Dec 01]; 3 (67): 67-73. Available from: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_22296383_99790933.pdf (In Russ.)

40. Guzeev M. S. On the issue of explication of pedagogical concepts: Man-individual-personality. Voprosy pedagogiki = Questions of Pedagogy [Internet]. 2020 [cited 2021 Dec 03]; 8-2: 45-48. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43858930_81807687.pdf (In Russ.)

41. Aksyutina Z. A. Methodological and theoretical analysis of the concept of "social education". Vestnik Omskogo universiteta = Bulletin of Omsk University [Internet]. 2014 [cited 2021 Dec 08]; 2 (72): 146-151. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21594954_36302316.pdf (In Russ.)

Информация об авторе:

Аксютина Зульфия Абдулловна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета; ORCID 0000-0003-2548-4673; Омск, Россия. E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

Информация о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; поступила после рецензирования 26.01.2023; принята к публикации 08.02.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author:

Zulfia A. Aksyutina - Cand. Sci. (Education), Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University; ORCID 0000-0003-2548-4673; Omsk, Russia. E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

Conflict of interest statement. The author declares that there is no conflict of interest.

Received 30.03.2022; revised 26.01.2023; accepted for publication 08.02.2023.

The author has read and approved the final manuscript.

Información sobre el autor:

Sulfia Abdúlovna Axiútina: Candidata a Ciencias de la Pedagogía, Profesora, Profesora Asociada del Departamento de Pedagogía Social y Trabajo Social, Universidad Pedagógica Estatal de Omsk; ORCID 0000-0003-2548-4673; Omsk, Rusia. Correo electrónico: aksutina_zulfia@mail.ru

Información sobre conflicto de intereses. El autor declara no tener conflictos de intereses.

El artículo fue recibido por los editores el 30/03/2022; recepción efectuada después de la revisión el 26/01/2023; aceptado para su publicación el 08/02/2023.

El autor leyó aprobaron la versión final del manuscrito.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.