Научная статья на тему 'Категориально-понятийный аппарат экономики таможенного дела'

Категориально-понятийный аппарат экономики таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3377
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СОБЛЮДЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ECONOMY OF CUSTOMS REGULATION / ECONOMIC ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES / RESOURCE PROVIDING / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS PAYMENTS / INFORMATION / PROVIDING OF ECONOMIC SECURITY / OBSERVANCE OF THE CUSTOMS LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черныш Анатолий Яковлевич

Раскрыто содержание основных понятий в сфере экономики таможенного дела, дана их системная характеристика и определены взаимосвязи друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS AND CATEGORIES OF ECONOMY OF CUSTOMS REGULATION

The maintenance of the basic concepts in the sphere of economy of customs regulation is opened, their system characteristics are given and interrelations with each other are defmed in the article

Текст научной работы на тему «Категориально-понятийный аппарат экономики таможенного дела»

УДК 339.543

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭКОНОМИКИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

А.Я. Черныш

Раскрыто содержание основных понятий в сфере экономики таможенного дела, дана их системная характеристика и определены взаимосвязи друг с другом.

Ключевые слова: экономика таможенного дела, экономическая деятельность таможенных органов, ресурсное обеспечение, таможенный контроль, таможенная услуга, таможенные платежи, информация, обеспечение экономической безопасности, соблюдение таможенного законодательства.

Общепризнанным является понимание того, что теория представляет собой логически взаимосвязанную систему утверждений истинности представлений о законах функционирования явления (процесса). Ее простейшие элементы представлены понятиями. Понятия - это наипростейшие концептуальные формы теории. Они представляют теоретический образ признаков, свойств и отношений изучаемых объектов. Например, понятие таможенной стоимости представляет собой систему определенных признаков товаров и их стоимости, выделенных из обыденной практики экономики таможенного дела (ЭТД).

Главная особенность понятия состоит в том, что оно никогда не соотносится лишь с признаком отдельного объекта (явления, процесса). Оно всегда есть образ того или иного признака класса объектов, качественно тождественных друг другу, но количественно отличающихся друг от друга [1]. Так, понятие «таможенная стоимость» соотносится с любыми товарами.

Понятия выступают в качестве эталонов класса, которым в обычных условиях должны соответствовать конкретные (единичные) организационные объекты (процессы, явления) таможенной сферы. Благодаря этому в ЭТД понятия способны служить в качестве целевых и результирующих (отчетных) показателей - обобщенных характеристик, выраженных в численной форме.

Важным инструментом познания теории ЭТД служит множество понятий, таких, например, как: «участник внешнеэкономической деятельности», «уполномоченный экономический оператор», «таможенная граница», «таможенная территория», «экономическая зона» и др. В них обозначаются ключевые свойства, связи и отношения управляемого процесса (объекта, явления), присущие всем организационным объектам (процессам, явлениям) в ЭТД.

Важно осознавать, что понятия ЭТД возникают в ходе многократных целенаправленных наблюдений (ощущений, восприятий) или иных практических воздействий на одинаковые таможенные процессы (органи-

зационные объекты) и представляют всеобщую для них характеристику, т.е. они присущи любому однотипному организационному процессу (объекту) ЭТД. Следовательно, понятия сами могут служить основой типизации таких процессов.

Толкование содержания ряда основных терминов, используемых в ЭТД, приведено в ст. 4 ТК ТС [5].

Понятия теории ЭТД включают объяснение преимущественно следующих явлений и процессов:

1) международное сотрудничество;

2) взимание таможенных платежей;

3) контроль таможенной стоимости и тарифное регулирование;

4) организация таможенного оформления;

5) организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;

6) контроль за соблюдением запретов и ограничений и валютный контроль;

7) организация работы по ведению и практическому применению товарной номенклатуры ВЭД;

8) контроль валютных расчетов;

9) осуществление финансово-хозяйственной и контрольноревизионной деятельности таможенных органов.

Следует отметить, что понятия бывают элементарными (невыводимыми) и производными, выводимыми посредством элементарных понятий. Элементарными понятиями в ЭТД являются, например, такие понятия, как: «цена», «стоимость», «товар», «услуга», «полезность». Производными понятиями ЭТД являются следующие: «эффективность», «темп роста», «таможенные платежи», «досмотренная партия груза», «пропускная способность таможенного органа».

Следует различать понятия и концепты объектов (процессов, явлений). Понятия являются образами признаков объектов, но не их самих, поэтому понятия могут быть количественно охарактеризованы. Концепт же объекта (процесса, явления) соотносится с ним как единичное и целое и не может быть количественно охарактеризован, например, концепт «экономика таможенного дела».

Критерии ЭТД образуют основу оценки фактических состояний разносторонней практической деятельности в ЭТД.

Под состояниями понимаются временные специфические свойства, возникающие при определенных условиях развития ЭТД и исчезающие с изменением этих условий.

Регулирование состояний ЭТД заключается в сознательном формировании условий, в которых возникают (исчезают) временные специфические свойства ЭТД.

Формулирование понятия ЭТД представляет собой теоретическое обоснование. На его основе формируются показатели, устанавливаются критерии ЭТД, проводится сличение фактического состояния с понятием.

Родовым для понятия «экономика таможенного дела» является понятие «экономика». В соответствии с Современным экономическим словарем [4] под «экономикой» понимается: «...1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, об отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов». Первое определение характеризует экономику как практику, а второе - как науку.

Понятие «экономика таможенного дела» как практика определяется целью ЭТД как явления и наполняет содержанием таможенных процессов все элементы, входящие в него.

В качестве цели ЭТД выступает формирование таможенной политики в интересах обеспечения экономической безопасности государства. При этом главным содержанием таможенного дела является перемещение товаров и валюты через таможенную границу государства или союза государств.

Инструментами таможенного дела являются таможенные органы, органы соответствующих министерств и ведомств.

Средством реализации таможенной политики выступает вся таможенная система, включающая персонал таможенных органов и средства труда (механизмы). Объекты труда представлены таможенной стоимостью товаров и валют, перемещаемых через таможенную границу. Основной процесс представлен процессом контроля таможенной стоимости и платежей по ней.

С учетом обоснованной цели и содержания (элементов) можно дать определения ЭТД как практики и как науки.

Экономика таможенного дела как практика представляет собой системно структурированную совокупность средств, объектов, процессов и инструментов, используемых органами государственной власти для обеспечения экономической безопасности государства через реализацию таможенной политики путем регулирования внешнеторговой деятельности.

Структурно-логическая схема формирования ЭТД представлена на

рис. 1.

Экономика таможенного дела как наука представляет собой логически организованную систему знаний об отношениях, складывающихся между участниками ВЭД в процессе перемещения товаров и валют через таможенную границу государства (таможенного союза) и государством в лице таможенных органов, осуществляющих государственный контроль их таможенной стоимости и платежей по ней.

Органы государственной власти, формирующие экономику таможенного дела

і

Министерства

і._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Федеральные службы (в т.ч. ФТС России)

I

Федеральные агентства

I

Таможенная политика в интересах обеспечения экономической безопасности государства

ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

(совокупность средств, объектов, процессов, инструментов органов государственной власти)

Экономическая Экономическая Экономическая

деятельность деятельность деятельность федеральных

министерств е части федеральных служб в агентств в части

формирования и части формирования н формирования и

реализации реализации таможенной реализации таможенной

таможенной политики политики

политики

Экономическая деятельность ФТС России

Экономическая деятельность таможенных

Рис. 1. Структурно-логическая схема формирования понятия экономики таможенного дела

Основными задачами ЭТД как науки являются: сбор, накопление, обобщение и анализ результатов практики ЭТД;

- определение тенденций в развитии практики ЭТД;

- выявление закономерностей в развитии ЭТД;

- обоснование принципов развития ЭТД;

- разработка практических рекомендаций по совершенствованию ЭТД.

Эти задачи в основном составляют содержание ЭТД как науки и позволяют определять ее объект и предмет.

Объектом исследования ЭТД являются все отношения, связанные с государственным регулированием условий пересечения таможенной границы товарами и валютами участников ВЭД, формированием таможенной политики в интересах экономической безопасности государства, а предметом исследования - вся совокупность экономических средств и методов, обеспечивающих доходы и экономическую безопасность государства в сфере таможенного дела.

В отчете о научно-исследовательской работе, выполненной в Российской таможенной академии [7], предложено содержание предмета исследования рассматривать на нескольких уровнях:

1) микроуровень (функционирование таможенных органов);

2) мезоуровень (взаимодействие таможенных органов и участников

ВЭД);

3) макроуровень (взаимодействие ФТС России и других государственных органов);

4) мегауровень (международные отношения в области таможенной политики).

Необходимо отметить, что ЭТД нередко отождествляют с экономической деятельностью таможенных органов (ЭДТО). Как показали проведенные исследования, это мешает развитию и практики, и теории ЭТД.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности указано, что экономическая деятельность «как процесс есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг». Так как таможенные органы осуществляют (производят) услуги, предлагается следующее определение ЭДТО: «Экономическая деятельность таможенных органов представляет собой сочетание действий, которые объединяют ресурсы с процессом реализации таможенными органами своих функций и обеспечивают таким образом получение определенного перечня таможенных услуг участниками ВЭД».

Экономическую деятельность таможенных органов структурно можно представить в виде трех составляющих: имеющегося ресурсного обеспечения, реализуемых на его основе функций и производства (предоставления) услуг. Основные структурные элементы, составляющие ЭДТО, приведены на рис. 2.

Экономическая деятельность таможенных органов

Инструменты

Рис. 2. Структура экономической деятельности таможенных органов

Рассмотрим более подробно указанные на рис. 2 элементы.

К ресурсному обеспечению таможенных органов следует отнести: основные фонды; тыловое обеспечение таможенных органов; кадровое обеспечение; финансовое обеспечение; информационное обеспечение; организационно-правовое обеспечение.

Неотъемлемой частью ресурсного обеспечения таможенных органов выступают основные фонды. В соответствии с утвержденной в Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 классификации к основным фондам таможенных органов относятся: здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь, принадлежности и бытовая техника; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги; прочие соответствующие объекты.

Следующей важной составной частью ресурсного обеспечения выступает тыловое обеспечение, предусматривающее снабжение таможенных органов необходимым топливом, материалами, продовольствием, вещевым обеспечением, создание (строительство) основных фондов, а также организация ремонта зданий и сооружений. Эта часть деятельности таможенных органов находится в компетенции Главного управления тылового обеспе-

чения ФТС России. Обеспечение таможенных органов указанными средствами осуществляется на плановой основе посредством выполнения установленных нормативных показателей.

Необходимо отметить, что оснащение таможенных органов основными фондами и их тыловое обеспечение создают необходимые условия для работы персонала. Поэтому логично, что следующим рассматриваемым ресурсом является кадровое обеспечение таможенных органов.

Кадровое обеспечение представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на подбор, подготовку, расстановку кадров, контроль их работы в части инспектирования. Исследованию этой категории посвящено множество работ. Обусловлено это тем, что она охватывает широкий круг вопросов, начиная с подбора и подготовки кадров и заканчивая их социальным обеспечением и охраной труда. В последнее время очень активно изучаются вопросы качества труда должностных лиц таможенных органов, а также способы его оценки.

Любая масштабная деятельность невозможна без финансового обеспечения - следующей части ресурсного обеспечения таможенных органов. ФТС России осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета при условии их целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств. В реальной практике работы ФТС России вполне корректно под финансовой деятельностью принято понимать деятельность по обеспечению финансами таможенных органов, а под экономической деятельностью - то, что касается перечисления денежных средств.

Очередной частью ресурсного обеспечения является информационное обеспечение. Оно включает не только непосредственно саму информацию, хранящуюся в базах данных, но и процесс создания условий, необходимых для эффективного управления экономическими процессами (т.е. обеспечение таможенных органов необходимой информацией, средствами поиска, накопления, хранения, обработки, передачи). Сегодня это одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Важной частью ресурсного обеспечения является организационно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов. Происходит это посредством подготовки нормативных правовых актов (приказов, распоряжений и др.). Практика показывает, что в организационное обеспечение целесообразно включить делегирование полномочий (например, получение или передачу полномочий на уровень региональных таможенных управлений (РТУ) по принятию предварительного классификационного решения). Важна также правовая поддержка таможенной деятельности, например, в форме консультирования, разъяснения проблемных вопросов, рассмотрения проблем, возникающих при

применении приказов и распоряжений, подготовка предложений о внесении изменений, рассмотрение жалоб.

Полное и своевременное обеспечение деятельности таможенных органов ресурсами служит залогом эффективной реализации возложенных на них функций. Функция таможенных органов как процесс представляет собой совокупность действий персонала таможенных органов по преобразованию имеющихся ресурсов в результаты в заданном количестве, качестве и в определенные сроки. В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6] приведены функции, часть которых следует отнести к экономической деятельности таможенных органов, а именно:

- таможенный контроль;

- создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ;

- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов;

- контролирование правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов;

- валютное регулирование;

- защита прав собственности на объекты интеллектуальной собственности;

- таможенно-тарифное регулирование ВЭД;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в сфере таможенного дела.

Важнейшей составной частью процесса реализации таможенными органами своих функций является таможенный контроль. Он предусматривает реализацию персоналом таможенных органов необходимых форм таможенного контроля (проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками и наличие на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности). Таможенный контроль осуществляется с учетом системы управления рисками (используется для выбора форм контроля), а также с учетом зоны таможенного контроля (создаются для целей его проведения).

Не менее важен также процесс валютного регулирования, задачами которого являются контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, достоверностью сведений, представляемых в целях валютного контроля. Он реализуется посредством регламентации международных расчетов и порядка совершения операций с валютой и валютными ценностями.

Сравнительно недавно в России начало формироваться законодательство в отношении интеллектуальной собственности. Отсутствие правовой регламентации в данной сфере приводило к негативным последствиям (в виде убытков государства и собственника) и, следовательно, объективной необходимости особого контроля со стороны государства. Поэтому в связи со спецификой и значимостью объектов интеллектуальной собственности защита прав на них была выделена из таможенного контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующей из вышерассмотренных функций является таможенно-тарифное регулирование ВЭД. Оно предусматривает взимание таможенных платежей в зависимости от кода товара по Единой товарной номенклатуре ВЭД (ЕТН ВЭД). В компетенцию таможенных органов входит принятие решений о классификации товаров, контроль правильности решений о стране происхождения товаров на основе представленных сведений.

Особым пунктом в перечне функций таможенных органов является ведение НИОКР в интересах совершенствования таможенного дела. Эта функция направлена на повышение эффективности всех процессов, осуществляемых в таможенных органах.

Реализация функций таможенными органами невозможна без правовой регламентации, однако, результаты, полученные в процессе этой деятельности, несомненно, экономические. Данное утверждение логично подводит нас к третьей составляющей ЭДТО - результатам деятельности.

Анализ стратегических целей ФТС России, представленных в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) ФТС России [3], позволил выделить следующие результаты: таможенные платежи; обеспечение экономической безопасности; таможенная услуга; информация; уровень соблюдения таможенного законодательства.

Наиболее очевидным результатом являются таможенные платежи: пошлины, налоги, сборы и другие, взимаемые в установленном порядке. Эта группа результатов обеспечивает реализацию таможенными органами фискальной функции, чем способствует укреплению экономической безопасности нашего государства. Их достоинство в том, что как результат их проще всего подсчитать. Для оценки данной группы результатов используется такой показатель, как исполнение Федерального закона «О федеральном бюджете» в части администрируемых таможенных платежей.

Обеспечение экономической безопасности достигается в результате работы таможенных органов по следующим направлениям:

- применение системы управления рисками;

- проверка достоверности классификации товаров в таможенных целях;

- контроль за страной происхождения товаров;

- контроль за предоставлением тарифных преференций;

- контроль за торговыми ограничениями и экспортным контролем;

- контроль таможенной стоимости и др.

Все указанные направления тесно коррелируются со стратегической целью деятельности ФТС России, заключающейся в повышении качества предоставления услуг таможенными органами. Это позволяет выделить таможенную услугу как результат экономической деятельности таможенных органов. При этом следует иметь в виду, что ни один из действующих нормативно-правовых документов не содержит данного понятия, а следовательно, и разъяснения его сущности и содержания.

Вместе с тем исследования, выполненные в Российской таможенной академии, в том числе работы Ю.Е. Гупановой [2; 8], проведенные при научном консультировании автора, позволили обосновать сущность этого понятия. В указанных работах предлагается рассматривать таможенную услугу как результат деятельности таможенных органов, имеющий целью, в первую очередь, реализацию государственных функций, а также удовлетворение не нарушающих установленные запреты и ограничения потребностей участников ВЭД.

Следующим результатом экономической деятельности таможенных органов является информация. Исследования показали, что ее можно рассматривать как косвенный результат деятельности таможенных органов, так как конкретные показатели для ее оценки в ДРОНДе не определены. Однако практика таможенной деятельности свидетельствует о том, что она объективно существует, и к ней могут быть отнесены:

1) таможенная статистика;

2) результаты научно-исследовательских и опытноконструкторских работ;

3) прочая информация (например, базы данных подразделений таможенных органов).

Учитывать данную группу результатов необходимо, так как в информации как результате деятельности содержится значительный потенциал повышения эффективности работы таможенных органов.

Очередным, довольно сложным для оценки, результатом является уровень соблюдения таможенного законодательства. В ДРОНДе он представлен рядом косвенных показателей, таких как:

1) доля ввезенных на территорию РФ товаров, по которым таможенными органами приняты меры по устранению нарушений таможенного законодательства, в общем количестве ввезенных товаров;

2) доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

3) доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами.

Целью изучения ЭДТО должно быть повышение ее эффективности. Однако провести сравнение затраченных ресурсов с полученными результатами довольно проблематично, так как они представлены в различных единицах измерения. Вместе с тем сформулировать основную концепцию деятельности таможенных органов в современных условиях можно следующим образом: положительный результат их деятельности должен превышать понесенные затраты.

В целом раскрытие сущности, структуры и содержания понятия «экономика таможенного дела» позволяет определить его место в теории и практике таможенного дела.

Несомненно, все многообразие понятий теории ЭТД должно иметь естественную системную группировку, охватывающую субъекты, объекты, процессы и явления таможенной сферы. Наиболее устойчивыми среди них являются следующие группы:

1) субъекты таможенной деятельности: участники ВЭД, страна -торговый партнер;

2) процессы: взимание таможенных платежей; контроль таможенной стоимости и тарифное регулирование; организация таможенного оформления; организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; контроль за соблюдением запретов и ограничений и валютный контроль; организация работы по ведению и практическому применению ТН ВЭД;

3) явление: внешнее (международное сотрудничество), внутреннее (финансово-хозяйственная и контрольно-ревизионная деятельность таможенных органов);

4) объекты: товары, грузы, транспортные средства, таможенные подразделения, таможенная стоимость, таможенные платежи, декларация.

В целом же выделенные группы понятий ЭТД взаимодействуют между собой определенным образом, отражая системные связи, которые обеспечивают их объективное единство.

Список литературы

1. Галкин В.В., Реджепов М.Б., Шанидзе Н.П. Экономика таможенного дела: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.В. Галкина. Воронеж: ЦНТИ, 2009.

2. Гупанова Ю.Е. Научно-методические рекомендации по управлению качеством таможенных услуг: научно-методическое пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России на 2012-2014 годы. Режим доступа: http: //customs .m/rndex.php?option=

com_content&view=section&id=24&Itemid=1830 (дата обращения 05.03.2011).

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза; Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

6. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

7. Черныш А.Я., Анисимов Е.Г. и др. Анализ становления, развития и современного состояния теории экономики таможенного дела: отчет о научно-исследовательской работе (шифр «Экономика ТД 2009»). Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

8. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., Курихин С.В. Содержание и структура понятия «экономика таможенного дела» // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 5-12.

Черныш Анатолий Яковлевич, проректор по научной работе Российской таможенной академии, д-р военных наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, 8(495)503-76-36

BASIC CONCEPTS AND CATEGORIES OF ECONOMY OF CUSTOMS REGULATION

A. Ya. Tchernysh

The maintenance of the basic concepts in the sphere of economy of customs regulation is opened, their system characteristics are given and interrelations with each other are defined in the article.

Keywords: economy of customs regulation, economic activity of customs authorities, resource providing, customs control, customs service, customs payments, information, providing of economic security, observance of the customs legislation.

Chernysh Anatoly Yakovlevich , vice-rector of the Russian customs academy, doctor of military sciences, professor, honored worker of higher education of the Russian Federation, 8 (495) 503-76-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.