Научная статья на тему 'Катастрофическое сознание как фактор формирования жизненных сценариев современной российской молодежи'

Катастрофическое сознание как фактор формирования жизненных сценариев современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1066
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАСТРОФИЗМ / КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ / СТРАХ / ТРЕВОЖНОСТЬ / CATASTROPHISM / TRAGIC CONSCIOUSNESS / VITAL SCENARIO / FEAR / UNEASINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Епифанова Альбина Юрьевна

Статья посвящена малоисследованному в социальных науках феномену катастрофического сознания. На основании теоретического анализа и полученных эмпирических данных автор показывает, что модели катастроф, транслируемые информационными потоками и укорененные в опыте катастрофического сознания, сегодня оказывают прямое влияние на общественное и групповое сознание современной молодежи, оказываясь очевидным фактором формирования будущих жизненных сценариев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAGIC CONSCIOUSNESS AS FACTOR OF FORMATIONS OF VITAL SCENARIOS OF MODERN RUSSIAN YOUTH

Article is devoted to the phenomenon of catastrophic consciousness low-investigated in social sciences. On the basis of the theoretical analysis and the obtained empirical data the author shows that the models of accidents broadcast by information streams and implanted in experience of catastrophic consciousness, have today direct impact on public and group consciousness of modern youth, appearing an obvious factor of formation of future vital scenarios.

Текст научной работы на тему «Катастрофическое сознание как фактор формирования жизненных сценариев современной российской молодежи»

КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А. Ю. ЕПИФАНОВА

Статья посвящена малоисследованному в социальных науках феномену катастрофического сознания. На основании теоретического анализа и полученных эмпирических данных автор показывает, что модели катастроф, транслируемые информационными потоками и укорененные в опыте катастрофического сознания, сегодня оказывают прямое влияние на общественное и групповое сознание современной молодежи, оказываясь очевидным фактором формирования будущих жизненных сценариев.

Ключевые слова: катастрофизм, катастрофическое сознание, жизненный сценарий, страх, тревожность.

Быстроменяющаяся, динамичная реальность современного мира принесла с собой в эпоху третьего тысячелетия не только мечты, цели и задачи на будущее, но также и страх перед будущим, который по оценкам специалистов [1; 6; 7] уже укоренился в сознании современного человека. Если еще несколько десятилетий назад жизнь могла быть спланирована, то сегодня преобладают в основном краткосрочные задачи, проекты и планы, люди предпочитают жить сегодняшним днем. Прежде всего, это вызвано развитием новых информационных технологий, к которым старшему поколению трудно адаптироваться, да и у более молодого поколения мысль о будущем нередко вызывает страх.

Безусловно, в формировании катастрофического типа сознания велика роль СМИ: ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, в том числе и негативной: это и частое упоминание о природных катастрофах, терактах, а также о фатальных переменах, таких как «конец света». При этом, сегодня именно СМИ оказывают влияют на формирование мировоззрения молодых людей.

Отметим, что устойчивое смещение общественного настроения в сторону тревожности, беспокойства, тягостных ощущений неуверенности ведет человека к эмоционально-чувственному дисбалансу. Данная проблема является довольно актуальной, поскольку российскими учеными неспроста неоднократно поднимался вопрос о росте суицидов в молодежной среде [8]. Если чувство страха становится постоянной характеристикой

сознания, оно «застревает» в этом состоянии на длительное время, в этом случае можно говорить о начальном этапе формировании катастрофического сознания [7].

Собственно, термин «катастрофизм» был предложен в 1832 г. английским математиком и историком науки В. Уэвеллом, хотя истоки подобных представлений относятся к натурфилософии древнегреческих мыслителей [8]. Катастрофичность сегодня стала метафорой и сутью нового образа жизни, в основании которого лежит категория «события», укорененного в опыте катастрофического сознания. Катастрофа ощущается как необратимое, непереведенное в рефлексию мгновение неформализованного видения мира. В основании чувственного рисунка современности лежит мгновенное приобщение к жизненным культурным реалиям (что-то похожее на бартовский рипеШт -укол реальности, взрыв, вспышка).

Особенно катастрофизмом пропитано современное искусство. В самом деле, если провести даже приблизительный анализ тематики актуальных и моднейших инсталляций, культовых кинофильмов или фотовыставок, становится очевидным, что ничто так не занимает современное искусство, как реконструкция различного рода катаклизмов и катастроф, данных в опыте мира [2]. Основной аудиторией, воспринимающей и реагирующей на подобного рода информацию, выступает молодежь, которая является наиболее неустойчивой в психоэмоциалнальном плане социальной стратой, не имеющей четко установленной модели жизни.

Общественные катаклизмы оказывают непосредственное влияние на число суицидов. Например, после возведения Берлинской стены уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 раз. Экономические кризисы влияют не только на материальное, но и на психическое состояние. В этой ситуации будущее кажется крайне неопределенным, а самоубийство - единственным приемлемым решением [10].

О росте подавленности настроения, стрессе, нервозности, апатии при усилении влияния фактора катастрофизма в общественном сознании говорит и увеличение суицидов среди российской молодежи: тревогу по поводу серьезного увеличения суицидов среди детей и подростков забил Следственный комитет РФ. По информации ведомства в 2010 г. в России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011 г. - 896, в первом полугодии 2012 г. - 532 случая. «Судя по темпам роста, к концу года цифра детских смертей перевалит за тысячу», - пишет «Российская газета» [9].

В 2012 г., автором статьи было проведено социологическое исследование (авторское исследование проводилось весной 2012 г. на единой генеральной совокупности жителей г. Тамбова, имело простую механическую выборку в 1200 чел. (методическое ограничение - иногородние и несовершеннолетние). Основной социологический метод - анкетирование. При обработке данных использовалась компьютерная программа «8Р88 15.0», результаты которой показали, что жители Тамбова не уверены в своем будущем (73 %), и лишь 22 % видят стабильность в завтрашнем дне.

Респондентам, участвующим в опросе, был задан следующий вопрос: Согласны ли вы с тем, что сейчас стало гораздо труднее планировать свое будущее, особенно для молодежи? Данные ответов респондентов представлены на рисунке 1.

Это свидетельствует о том, что в молодежной среде высокий уровень фрустрации, что мешает молодому человеку строить желаемый жизненный сценарий.

Рис. 1. Распределение мнений респондентов относительно высказывания «Сейчас стало гораздо труднее планировать свое будущее, особенно для молодежи»

Четверть опрошенных испытывают дискомфорт, который выражается в подавленном настроении. Это свидетельствует о том, что у социальноактивных граждан происходит эмоциональное выгорание, что проявляется в пониженной работоспо-

собности, депрессии, раздражительности, которые подрывают психологическое здоровье (рис. 2).

Возрастание роли катастрофизма становится неоспоримым фактом, поскольку каждый второй житель г. Тамбова, ожидает, что грядет период общепланетных катастроф (рис. 3).

4% 2%

20%

20%

5554

□ Отличное

I Нормальное, рабочее.

□ Подавленное

□ Отвратительное, жить не хочется.

■ 3/0

Рис. 2. Распределение мнений респондентов относительно вопроса «Каково Ваше настроение в последнее время?»

Согласен

Скорее согласен Скорее не согласен

Не согласен

3/0

Рис. 3. Распределение мнений респондентов относительно высказывания «Я верю, что близок период общепланетных катастроф»

Катастрофическое сознание оказывает непосредственное влияние на модель построения жизненных сценариев современной молодежи, где ключевым становится чувство страха. Страх оказывает существенное влияние на принятие решений, в том числе меняющих дальнейшую жизнь. Трудно строить долгосрочные масштабные планы, когда над человеком нависает угроза природных, техногенных, фатальных или социальных катастроф: политических, гражданских, экономических.

Катастрофизм предполагает пессимистическую оценку будущего, но часто эта оценка скла-

дывается в результате пессимистической оценки настоящего. Учитывая, что будущее, как бы много мы не думали о нем, всегда оказывается ирре-левантным сегодняшнему взгляду на него, катастрофическое мышление имеет тенденцию экстраполировать нынешние опасности и проблемы на будущее [7].

Катастрофизм находит отражение в сознании не только отдельных граждан, но и больших социальных групп. Следовательно, данную проблематику необходимо изучать современной социологии. Недостаточная эмпирическая и теоретическая

база не позволяет в полной мере ощутить угрозу, которую представляет данная проблема. Отсюда возникает задача освобождения от катастрофического сознания не только в интересах отдельного человека, но и всего общества в целом.

Человек может реагировать на тяжелые жизненные ситуации по-разному: безропотным смирением, подавленностью, депрессией, а также избегать тяжелых ситуаций, подавлять мысли об источнике трудностей [6].

Активная жизненная позиция современной молодежи будет способствовать преодолению распространения катастрофического сознания в мировом сообществе. Молодое поколение выступает в качестве авангарда, который в дальнейшем сможет послужить гарантией стабильного общества.

Литература

1. Антипов М. А. Страх как форма отношения человека к смерти // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2006. С. 4-9.

2. Венкова А. В. «Катастрофическое сознание» в культурном опыте современности (к характеристике межпарадигмальной ситуации культуры «после постмодерна») // Диалог культур 2005: горизонты гуманитарного знания: мат-лы науч.-практ. конф. 21 апр. 2005 г. СПб, 2005. С. 39-42.

3. Елешев С. Проблемы современной российской молодежи: чего хочет молодежь? // Русская народная линия. 2010. иКЬ: http://ruskline.ru

4. Мигунова А. В. Качественное исследование коллективного переживания страха на примере конкретного случая // Социальные преобразования и соци-

альные проблемы: сб. науч. труд. Н. Новгород, 2007. Вып. 5. С. 77-95.

5. Мигунова А. В. Современные риски и особенности эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций людей на них (на анализе работ У. Бека и З. Баумана) // Перспективы: сб. науч. статей аспирантов. Н. Новгород. 2006. С. 148-150.

6. Способы преодоления трудных жизненных ситуаций. иКЬ: http://mns.romny.info

7. Шляпентох В. Э. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века (по материалам международных исследований) / под ред. В. Э. Шля-пентоха, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова. М., 1999.

8. иЯЬ: http://nsportal.ru

9. иКЬ: http://www.rg.ru

10. иКЬ: http://www.onlinedics.ru

* * *

TRAGIC CONSCIOUSNESS AS FACTOR OF FORMATIONS OF VITAL SCENARIOS OF MODERN RUSSIAN YOUTH

A. Yu. Yepifanova

Article is devoted to the phenomenon of catastrophic consciousness low-investigated in social sciences. On the basis of the theoretical analysis and the obtained empirical data the author shows that the models of accidents broadcast by information streams and implanted in experience of catastrophic consciousness, have today direct impact on public and group consciousness of modern youth, appearing an obvious factor of formation of future vital scenarios.

Key words: catastrophism, tragic consciousness, vital scenario, fear, uneasiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.