Научная статья на тему 'Катамнез состояния здоровья детей, практикующих раннее плавание на первом году жизни (по программе гидрокинезотерапии "Умные рыбки")'

Катамнез состояния здоровья детей, практикующих раннее плавание на первом году жизни (по программе гидрокинезотерапии "Умные рыбки") Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ПЛАВАНИЕ / ДЕТИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурэ Наталья Павловна, Суслова Галина Анатольевна, Козлов Александр Константинович, Бочарова Д.М., Атаманиченко А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Катамнез состояния здоровья детей, практикующих раннее плавание на первом году жизни (по программе гидрокинезотерапии "Умные рыбки")»

катамнез состояния здоровья детей, практикующих раннее плавание на первом году жизни (по программе гидрокинезотерапии «умные рыбки»)

© Бурэ Наталья Павловна, Суслова Галина Анатольевна, Козлов Александр Константинович, Бочарова Д.М., Атаманиченко А.П.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: aquamagicnb@gmail.com

Ключевые слова: раннее плавание, дети первого года жизни, дети группы риска

Актуальность. Влияние и использование «раннего плавания» у детей ни одно десятилетие обсуждается педиатрами всех стран и поколений. Эта тема регулярно выступает предметом дискуссий и молодых родителей. При явных преимуществах процесса, раннее плавание имеет ряд противников, которые аргументировано заявляют о его вреде и негативном воздействии на развитие малыша. Среди таких выводов заявление об антисанитарии в бассейнах, осложнениях со стороны верхних дыхательных путей, частых отитах, аллергии на хлор и др.. Еще одним важным аргументом противников такой практики является то, что малыш искусственно погружается в стрессовую ситуацию, которая в последующем может отрицательно сказаться на общем развитии ребенка. Однако, неоспоримым остается тот факт, что дети при купании погружаются в близкую им среду, а плавательный рефлекс малышей, как и ныряние — это те двигательные акты, с которыми они рождаются и служат для последующего развития. Кроме того, доказано, что большая пластичностью основных систем организма детей 1-го года жизни и раннее целенаправленное воздействие природными факторами может укрепить и восстановить здоровье в полном объеме, предотвратить раннюю инвалидизацию. «Ранний возраст представляет собой тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего народа» (Страковская В.Л.). Давайте разбираться!

Цель исследования. определение значения и отсроченного эффекта использования водной среды при раннем плавании у детей первого года жизни в рамках «пилотажного» (предварительного) исследования.

Материалы и методы. В работе использовались катамнестические данные детей первого года жизни, практиковавших раннее плавание в клиниках СПб ГПМУ (Консультатив-

но-диагностического и Многопрофильного центров) с января 2016 г по декабрь 2018г. За основу была взята оздоровительная программа раннего плавания для детей 1 года жизни «Умные рыбки» (в ванне и бассейне), разработанная специалистами кафедры Реабилитологи ФП иДПО СПбГПМУ (к.м.н. Бурэ Н.П., под руковоством проф. д.м.н. Сусловой Г.А.). Программа «Умные рыбки» подразумевает систему оздоровления детей с использованием лечебно-профилактических факторов водной среды (температурный, механический, химический).

В настоящие исследования использовались результаты наблюдений за здоровыми детьми, практикующие раннее плавание в возрасте 1 года жизни на момент начала занятий, имеющие диагнозы «практически здоров», в том числе и дети из группы риска.

всего в исследовании приняло участие 160 детей. Все дети были отнесены по группам: здоровые, не имеющие отягощенного анамнеза (Группа №1) и дети из группы риска (Группа №2). В каждой группе дети были разделены по половой принадлежности (мальчики и девочки) и по возрасту на момент начало занятий (1-3, 3-6, 6-9, 9-12 месяцев).

При динамической оценке физического развития детей использовались метод индексов и центилей («оценка роста и развития ребенка» под редакцией В.В. Юрьева и М.М. Хомича). При оценке динамики психо-моторного развития детей использовали методики: по Жур-бе Л.В. и Мастюковой Е.М. (1981), для родителей KID-шкала (по J. Reuter). При опросе после прохождения курса учитывались следующие данные: реакция ребенка на процедуры, регулярность занятий, частота развития простудных заболеваний, общение со сверстниками.

Все дети перед прохождением Программы были осмотрены специалистами и врачом ЛФК. Занятия проводились в утренние или

MEDiOiNE: THEoRY AND pRACTicE

том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019

eiSSN 2658-4204

110

ABSTRACTS

дневные часы, в хорошо проветренном помещении, в специальной ванне или детском бассейне, в кабинете гидрореабилитации (Многопрофильный центр) и отделении Водолечения (Консультативно-диагностический центр), параметры водной среды подбирались индивидуально. Занятия проводились после 1.5 -2 часов после кормления, с учетом после нагрузки ребенка кормили. Результаты.

1. Дети Группы№1. Физическое и психомоторное развитие: гармоничное или с опережением, не нарушена этапность развития (параллельный прогресс речи и моторики). Достоверных различий между девочками и мальчиками не выявлено. Достоверные различия отмечаются между возрастами начала занятий. Оптимальный возраст начала занятий — до 3-4 мес, более эффективно начинать с занятий в ванне. Дети реагировали на занятия более положительно: мало капризничали, хорошо восстанвливались после нагрузки, после занятий отмечались хороший аппетит и более продолжительный, спокойный сон, особенно после первых занятий. Это объясняется сохранностью врожденных рефлексов «Ныряльщика» и «Плавания» в этом возрасте и более физиологичным переходом их в условные рефлексы. Согласно методики «Умных рыбок», ныряние под воду — не основная цель занятия! Сокращалась продолжительность обучения в ванне и плавный переход к занятиям в бассейне, с более низкой темпеатурой воды. Это косвенно свидетельствует о оптимальности закаливающих процедур, которые используются в Программе. Заболеваемость в данной группе: около 70% детей не болели, 30% перенесли ОРЗ в более лекой форме, без осложнений, как правило в семьях, имеющих других детей.

2. Дети Группы№2. Отмечались недостоверные различия в динамике показателей физического (ФР) и психо-моторного развития (ПМР), как внутри группы №2, так и в сравнении с группой№1: показатели ФР отставали от показателей ПМР. По всей видимости, это можно объяснить более выраженным воздействием раннего плавания на показатели моторного развития детей 1 года жизни, чем на показатели ФР. возможно, что расширение двигательной активности (раннее плавание) влияет больше на развитие моторики, чем на структурные

преобразованиям, особенно у детей из группы риска. Были достоверные различия между девочками и мальчиками: более выраженная динамика показателей ПМР у девочек, чем у мальчиков. Дети этой группы дольше приспосабливаются к новым условиям, к занятиям, позже переходят на занятия в бассейне. Оптимальный возраст начала занятий у них смещен на более поздний от 3 мес до 6 мес . Возможно, что они дольше приспосабливаются к водной среде, у них вырабатывается навык немного позже. Опыт показывает, что если дети начинают заниматься в воде позже 6 мес жизни, им комфортнее начинать Программу сразу с теплого бассейна. Это связано и физическими параметрами ребенка и с возможностями моторики. Положительным моментом для детей старше 6 месяцев, имеющим негативную реакцию на начало занятий в бассейне, оказалось использование ванн с теплой (индифферентной) температурой сразу после занятий в бассейне (особенно «Жемчужную»), хороший результат — применение минеральных ванн. Было доказано, что у детей из группы №2 не развивались осложнения и патологические состояния, к риску которых они были расположены. Частота заболеваний детей группы не отличалась достоверно от группы №1. Выводы.

1. Результаты исследований подтвеждают мнение о пользе раннего плавания.

2. Использование раннего плавания у детей первого года жизни с оздоровительной целью по методике «Умные рыбки» (Бурэ Н.П.) способствует укреплению здоровья и профилактике развития ряда осложнений (в том числе послеродовых, послеоперационных, нарушений внутриутробного развития) детей первого года жизни.

3. Для эффективного использования данной методики важно соблюдение основных принципов ее назначения:

• Уровень профессиональной подготовленности специалиста (инструктор, медицинская сестра, врач), опыт работы и прохождение циклов повышения квалификации по гидрореабилитации

• Индивидуальное дозирование параметров процедуры при проведении Программы: температурный фактор (температура воды, адаптация к понижению, контраст, глубина воды, использование гидромассажа, начало практики погру-

МЕШШИнА: теория и практика

тоМ 4 спецвыпуск 2019

iSSN 2658-4190

жения-ныряния, команды и поддержки ребенка, продолжительность занятия, врачебно-педагогический контроль за проведением занятия, обучение родителей, регулярность, использование имми-тационных подготовительных упражнений перед тренировкой в воде и пр.

• Раннее начало занятий: чем раньше по возрасту, тем эффективность выше: быстрее овладевают навыками самостоятельного движения, ныряний, флотирования в воде, включение механизмов саноге-неза (саморегуляции) за счет сохранения пластичности нервной системы.

• Индивидуальный подход к выбору адекватной нагрузки: учет анатомо-фи-зиологических особенностей ребенка (этап развития, уровень доношенности, текущего состояния здоровья), учет показаний и противопоказаний к процедуре.

• Непрерывность проведения процедур.

• Этапность проведения тренировок: в зависимости от состояния пациента.

• Преемственность приемов и объем нагрузки: соблюдение принципа от простого к сложному, постепенное усложнение и добавление нагрузки.

\1EDiciNE: ТНЕОГУ А\0 PRACTiCE

тоМ 4 СПЕЦВЫПУСК 2019

е^ 2658-4204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.