Научная статья на тему 'Гидрореабилитация детей с отставанием в физическом развитии'

Гидрореабилитация детей с отставанием в физическом развитии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1775
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОТСТАВАНИЕМ В РАЗВИТИИ / ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ / WATER REHABILITATION (WATER THERAPY) / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирилюк Ольга Михайловна, Бодунова Ирина Николаевна

В статье рассматривается оказание помощи детям с отставанием в физическом развитии на базе детской городской поликлиники № 51 Колпинского района города Санкт-Петербурга при применении гидрореабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Water rehabilitation (water therapy) for children with psychical disabilities

The paper covers diversity of issues related to support provided to kids with psychical disabilities based on experience of state city clinic for kids 51 of Kolpino District, Saint-Petersburg, in field of water rehabilitation (water therapy).

Текст научной работы на тему «Гидрореабилитация детей с отставанием в физическом развитии»

Петербурга [Электронный ресурс]. URL:

http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=63320047&nd=8431544&nh=1 [дата обращения

11.12.2012].

10. Концепция физиологического старения и активного долголетия населения Российской Федерации на период 2010-2025 // Активное долголетие с высоким качеством жизни России: материалы для подготовки Федеральной целевой программы. М.: Российский геронтологич. научно-клинический центр, 2009.

11. Костин Р.А., Овчаренко С.А., Гроховская О.И. Социальное обслуживание пожилых людей Санкт-Петербурга: Коллективная монография. СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2009.

12. Нагайчук А. Ф. Социальные интересы: технологии осуществляя в политике. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

13. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

14. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003.

15. Ржаненков А.Н. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге: настоящее и будущее / Мат-лы конф. «Социальная адаптация, поддержка и здоровье пожилых людей в современном обществе». 15-18 февр. 2008 г. СПб: Комитет по труду и СЗН. СПб, 2008. С.90.

16. Ржаненков А. Н., Колосова Г. В., Шаломанова Т. Н. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: опыт и перспективы Улучшение качества жизни инвалидов: доступность, эффективность, новые подходы: тезисы докладов, представленных на общеевропейскую конференцию 21 -22 сентября 2006 года, Санкт-Петербург). СПб.: Изд-во «Человек и здоровье», 2006. С. 5-11.

17. Словарь виталистской социологии / Под. ред.чл.- корр. РАО С.И. Григорьева. М.: Гардарики, 2006.

18. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1998.

19. Социальная энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

20. Социологическая энциклопедия: в 2-х томах. М. : Мысль, 2003.

21. Тоффлер, Э. Третья волна - The Third Wave. М.: АСТ, 2010.

22. Федеральный закон от 24. 11. 1996 № 181-ФЗ. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». С изм. на 1 января 2009 г. СПб.: Эксперт, 2009.

23. Федеральный закон № 122-ФЗ от 02. 06. 1995. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В послед. редакции от 22 августа 2004 г. СПб.: Ось-89, 2008.

24. Федеральный закон № 178 - ФЗ от 17. 07. 1999 г. «О государственной социальной помощи». Сибирское университетское издательство , 2011.

25. Васильчиков В. М. Успехи и проблемы геронтологической службы системы социальной защиты населения // Успехи геронтологии. 2004.

26. Вафин Э. Я., Вафина Е. С. Проблема синдрома эмоционального выгорания у работников социальных служб // Материалы международной научно-практической конференции «Качество услуг социальной работы» 7-8 апреля 2011 г.; под общей ред. д. экон. н. М. Н. Максимовой. Казань: КГМУ, 2011. С. 61-64.

УДК 364 ББК 65.272

ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОТСТАВАНИЕМ В ФИЗИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ

О.М. Кирилюк

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

И.Н. Бодунова

СПбГБУЗ «Детская городская поликлиника № 51» 196657, Санкт-Петербург, Колпино, ул. Металлургов, д. 11

В настоящее время, в России число других факторов. Проблема реабилита-

детей с умственными и физическими от- ции таких детей, в том числе и средства-

клонениями постоянно возрастает. Этому ми физического воспитания, достаточно

способствует ряд неблагоприятных соци- актуальна. Для детей с ограничениями

альных, экономических, экологических и физическое воспитание - не только сред-

ство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах инвалидности или отклонений в развитии обусловливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Что касается двигательной функции, то для компенсации дефекта необходим подбор специальных средств, методов и приемов их применения.

На данный момент сохраняется рост детской инвалидности как в России, так и в Санкт-Петербурге. Так, по состоянию на 01.01.09 г., количество семей, имеющих детей-инвалидов, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга, составило 13657, а по состоянию на 01.01.11 г. количество данных семей уже составило 13847 [1].

В связи с этим данная работа, безусловно, является актуальной и социально значимой.

В 1971 году Международная федерация любителей плавания признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своих странах широкую популяризацию методики применения этого действенного оздоровительного средства [3].

Ранний возраст представляет собой тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего народа. Примеры многих семей, практикующих раннее закаливание, плавание с недельного возраста (основанное на врожденных рефлексах), физические упражнения, массаж, гимнастику, доказали, что эти дети значительно обгоняют по всем показателям телесного, психомоторного, интеллектуального развития своих сверстников, воспитанных в обычных условиях [2].

Большая потребность в движении составляет важную биологическую осо-

бенность растущего организма ребенка, является обязательным условием для его нормального формирования и развития. Растущий организм ребенка, его нервная система обладают значительными возможностями, которые могут быть усилены такими физическими методами воздействия, как упражнения в воде и закаливающие процедуры.

В настоящее время дети младенческого и раннего возраста очень часто имеют отставания в развитии, т.е. недостаточное развитие ребенка по сравнению со средним развитием детей в данном обществе. Выявляется это с помощью регулярного определения соответствующих параметров и построения диаграммы развития ребенка. Отставание в развитии ребенка может быть первым признаком у него какого-либо серьезного заболевания (например, заболевания почек или сердца, а так же недостаточного питания) или может быть результатом семейного неблагополучия (главным образом следствием умышленной травмы).

Дети с отставанием в физическом развитии, безусловно, нуждаются в разнообразных видах помощи. Опишем оказание помощи таким детям при применении гидрореабилитации.

Объектом исследования являлись семьи с детьми раннего и младенческого возраста с отклонениями в физическом развитии.

Предметом - гидрореабилитация детей раннего и младенческого возраста с отклонениями в физическом развитии на базе Детской городской поликлиники № 51 Колпинского района.

Целью исследования явилось изучение и оценка проводимой гидрореабилитации детей с отставанием в физическом развитии на базе Детской городской поликлиники №51 Колпинского района с разработкой предложений по ее усовершенствованию.

Водолечебница в детской городской поликлинике существует с 1979 года. Ежегодно через бассейн проходит огромное количество детей (табл. 1).

Таблица 1.Количество полученных процедур в водолечебнице за 2009-2011 гг. ___________________________(в абсолютных числах)__________________________

Год Занятия

в ванночке в бассейне

2009 430 3486

2010 513 3821

2011 789 5573

Основная масса пациентов - это дети с одного до трех месяцев. Именно этот возраст самый лучший для начала обучения по методике грудного плавания.

Еще одна категория пациентов - это группы «Особый ребенок». В эти группы попадают дети до четырех лет с тяжелыми отставаниями в развитии, дети с генетическими заболеваниями, пороками развития, страдающими детским церебральным параличом, перенесшие травмы и операции.

Результаты исследования, проведенного в детской городской поликлинике № 51 Колпинского района

Исследование проводилось на базе детской городской поликлинике №51 Колпинского района в период с 24.10.2011г. по 17.12.2011г.

В анкетировании приняли участие 52 родителя, воспитывающих ребенка с отставанием в физическом развитии.

Целью данного опроса являлось изучение характеристики семей, имеющих детей с отставанием в физическом развитии, проходящих курс гидрореабилитации, и оценка качества предоставляемых услуг.

Итак, в исследовании приняли участие 52 родителя с ребенком в возрасте от 6-ти месяцев до 2-х лет, разделенные на две группы:

- первая группа: дети, посещающие бассейн постоянно (два раза в неделю) с возраста 2-3х месяцев (таких детей было 28);

- вторая группа: дети, не посещающие бассейн (24 ребенка).

Дети, проходят курсы гидрореабилитации по направлению врача (невролога, ортопеда, педиатра, хирурга, генетика).

Первый блок вопросов в анкете был посвящен характеристике семей, второй

- наличию наследственных заболеваний в семьях, следующий - особенностям протекания беременности и родов. Мы же остановимся на блоке, посвященном психомоторному и физическому развитию детей, получающих и не получающих курс гидрореабилитации в детской поликлинике.

Матери, принимающие участие в анкетировании, проживали в одном районе с одинаковой экологической обстановкой, питанием, в семьях имелись наследственные заболевания (что у одной, что и у другой группы), вредные привычки родителей. Одинаково протекали и периоды беременности и родов. В первые два месяца после рождения дети имели одинаковое психомоторное развитие. Также зафиксировано практически одинаковое количество отклонений в развитии у одной и у другой группы в первые месяцы жизни.

В анкете были вопросы по психомоторному развитию детей, где родители указывали, во сколько месяцев их ребенок стал переворачиваться, сидеть, ползать, ходить и говорить первые слова.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дети, систематически занимающиеся в бассейне, опережают своих сверстников в физическом и речевом развитии: раньше начинают переворачиваться (на 1,5-2 месяца), ползать (на 2 месяца), сидеть (на 1,5 месяца), ходить (на 3-4 месяца), а говорить на 4 и 5 месяцев раньше детей, не занимающихся в водолечебнице.

Далее нами было проанализировано физическое развитие детей. На вопрос: «Сколько раз за первый год жизни ваш ребенок болел?» - нами были получены следующие результаты, представленные в табл. 2.

Таблица 2. Заболеваемость детей первого года жизни (в абсол. числах)

Заболевание Дети, посещающие бассейн Дети, не посещающие бассейн

ОРЗ 27 33

Острый ринит 3 23

Острый бронхит - 7

ОРЖК (острое расстройство желудочно-кишечного тракта) 2 5

другое - ларенготрахеиты со стенозом гортани - 3

Не болели за первый год жизни 11 1

Как видно из таблицы, дети, посещающие бассейн, в 7,5 раз реже болеют острыми ринитами, в 2,3 раза меньше ОРЖК и почти половина опрошенных детей не болели за первый год жизни, тогда как их ровесники, не посещающие бассейн, болеют чаще, а в графе «прочие заболевания» мамы указали на три слу чая заболевания детей острым стенози-рующим ларенготрахеитом.

Таблица 3. Группы здоровья детей среди опрошенных (в процентах)

Группа здоровья Дети, посещающие бассейн Дети, не посещающие бассейн

первая 17,8 4,1

вторая 78,5 62,5

третья 3,5 37,5

Далее изучались группы здоровья детей, посещающих и не посещающих гидрореабилитацию (табл. 3). Нами были проанализированы показатели групп здоровья детей в возрасте старше одного года. У всех был шанс на лечение, но не все его использовали по разным причинам (например, лень, некогда и т.д.).

Выявилось следующее: у детей, посещающих бассейн, доминируют первая и вторая группы здоровья, тогда как у второй группы детей, не получающих

гидрореабилитацию, - вторая и третья.

Затем в анкетах мы просили указать методы реабилитации для детей, проводимые в поликлинике (табл. 4).

Таблица 4. Методы реабилитации детей (в п роцентах)

Методы реабилитации Дети, посещающие бассейн Дети, не посещающие Бассейн

Физиотерапевтические процедуры 12 36

Массаж 33 43

Медикаментозное лечение 2 21

Гидрореабилитация 53 0

Из приведенной таблицы видно, что основными методами реабилитации для детей, не посещающих бассейн, являются физиотерапия и медикаментозное лечение.

Как видно из исследования, в группе детей, посещающих бассейн, снижена потребность в медикаментозном лечении, т.к. результат от гидрореабилитации и улучшение в здоровье детей заметили

89% родителей спустя один месяц занятий, также отмечается меньшее число применения физиотерапевтических процедур.

Следующим и немаловажным фактором для формирования полноценного здоровья ребенка, является естественное вскармливание. Продолжительность грудного вскармливания в двух группах представлена в табл. 5.

Таблица 5. Продолжительность грудного вскармливания (в процентах)

Показатель грудного вскармливания Дети, посещающие бассейн Дети, не посещающие бассейн

Не кормили грудью 3,5 16,6

1 месяц - 12,5

1-3 месяца 3,5 33,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4-6 месяцев - 25

7-12 месяцев 28,5 4,1

Продолжают кормить грудью 64,2 8,3

Поскольку инструктора, занимающиеся с детьми, постоянно работают с мамами и пропагандируют пользу грудного вскармливания, показатель применения грудного вскармливания у детей, посещающих бассейн, намного выше,

чем у детей, не посещающих бассейн (табл. 5).

Помимо вопросов о грудном вскармливании, в кабинете гидрореабилитации родители получают следующую информацию, которую можно видеть в табл. 6.

Таблица 6. Информация, полученная в кабинете гидрореабилитации ___________и в кабинете здорового ребенка (в процентах)_________

Информация Родители, посещающие бассейн Родители, не посещающие бассейн

Советы по уходу за ребенком 95,3 33,5

Режим дня ребенка первого года жизни 100 16,4

Питание детей раннего возраста 100 8,3

Обучение профилактическому массажу и гимнастике 100 79,1

Советы по грудному вскармливанию 99 16,9

Брошюры, буклеты из Центра мед. профилактики 100 54,2

Гидрореабилитация 100 -

Как видно из таблицы, помимо водолечения все родители, дети которых посещают бассейн, получают полный объем информации по вопросам, связанным с первым годом жизни ребенка.

Таким образом, нами было исследовано и доказано, что дети, систематически занимающиеся в бассейне, опережают своих сверстников в физическом и речевом развитии. Также немаловажным фактором для формирования полноценного здоровья ребенка является естественное вскармливание. Показатель грудного вскармливания, у детей, посещающих бассейн, намного выше, чем у детей, не посещающих бассейн, т.к. инструктора, занимающиеся с детьми, постоянно работают с мамами.

Родителей, посещающих бассейн, просили также оценить работу гидрореабилитационного отделения. Посетители

оценили работу как хорошую (42,8%) и очень хорошую (53,5%).

Таким образом, в результате проведенного нами исследования можно сделать вывод, что у детей с отставанием в физическом развитии, получающих помощь в виде гидрореабилитации, происходит улучшение состояния их здоровья.

На основе проделанной работы были разработаны предложения для совершенствования работы бассейна детской городской поликлиники №51 Колпинского района Санкт-Петербурга по совершенствованию мероприятий для детей с отставанием в физическом развитии.

Для совершенствования работы бассейна необходимо:

1. Увеличение площади раздевалки и комнаты отдыха для родителей, а также приобретение второй душевой кабины.

2. Проведение косметического ремонта помещения и замена мебели (пеленаль-ные столы, шкафчики и т.д.).

3. Приобретение развивающих игрушек в комнату отдыха (тоннели, домики, сухой бассейн и т.д.).

4. Приобретение аудиосистемы для проведения занятий с музыкальным сопровождением.

5. Организация работы бассейна в выходные дни.

6. Уменьшение очереди на бассейн, так как дети ждут места в водолечебницу в течение 1 -го месяца (очень много желающих, бассейн переполнен).

7. Оснащение отделения гидрореабилитации компьютерами для создания базы данных каждого ребенка с указанием номера телефона родителей, диагноза при поступлении на реабилитацию, учета количества пройденных процедур, результатов водолечения и т.д.

8. Приобретение гидромассажной ванны (для проведения расслабляющих процедур для детей, страдающих ДЦП, и детей с повышенным тонусом).

9. Расширение круга оказываемых услуг:

- установки для проведения лечебных душей - это водолечебные процедуры, при которых на тело человека воздействуют водой в виде струи или множества струй определенной температуры и давления;

- установка инфракрасной сауны (для детей, часто болеющих простудными заболеваниями);

- применение фототерапии в водолечебнице: ванны с травами (тысячелистник, хвощ полевой, ромашка, крапива) - проводятся как с водопроводной, так и с минеральной водой. Ванна с травами оказывает противовоспалительное, ранозаживляющее действие, усиливает тканевое дыхание.

10. Ежегодное обучение, обмен опытом, участие в конференциях и выставках (посвященных вопросам и проблемам гидрореабилитации) инструкторов, прово-

дящих занятия в водолечебнице с целью повышения их квалификации.

11. Остро стоит вопрос о дальнейшей гидорореабилитации для детей-инвали-дов, которым исполнилось 4 года (число детей-инвалидов до 18 лет составляет 555 человек). Бассейн в поликлинике рассчитан на возраст до 3-х лет (далее детям необходим бассейн большей площади, оборудованный специальными поручнями). Детский сад № 44 для детей с отставанием в развитии и детей-инвалидов Колпинско-го района не оборудован бассейном. Также нужен квалифицированный инструктор со специальным образованием по работе с детьми с ограниченными возможностями. В Колпинском водно-оздоровительном комплексе «Ижорец» такой ставки пока нет, хотя есть специальный пандус и лифт для инвалидных колясок.

12. Создание дополнительных бассейнов в близлежайших районах: совхоз

им.Тельмана, Металлострой, Усть-Ижо-ра, Петро-Славянка, Понтонный, Саперный, Красный Бор, Пушкин, Павловск, Тосно, Никольское, малоэтажный комплекс Новая Ижора.

13. Необходимо учесть все эти пожелания при построении новой районной поликлиники, проект которой пока не утвержден.

Если все эти предложения реализовать, то водолечебница будет оказывать весь спектр водолечебных процедур для детей любого возраста, и гидрореабилитация будет проводиться в более полном объеме.

Таким образом, вышеизложенные материалы позволяют нам сделать вывод, что гидрореабилитация - это обучение и воспитание детей с отставанием в развитии в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью достижения качественно нового, более высокого уровня физической и общественной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2010 год). СПб., 2011.

2. Комаровский, Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников / Е.О. Комаровский. 2-е изд. М., 2011.

3. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.