Научная статья на тему 'Количественная оценка эффективности занятий педагогической гидрореабилитацей'

Количественная оценка эффективности занятий педагогической гидрореабилитацей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ / НОЗОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ТЕХНОЛОГИИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «ТРЕНЕР – РЕБЕНОК» / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА / PEDAGOGICAL MODEL “COACH-CHILD” / HYDROREHABILITATION / NOSOLOGY GROUPS / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / TECHNOLOGY / MOTOR DEVIATION / SOCIAL ISOLATION / NON-MEDICAMENTAL REHABILITATION / MOTOR UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева О. В.

В тексте статьи представлены особенности взаимоотношений «тренер – ребенок» в процессе организации и проведения занятий по гидрореабилитации. Основные из них: совместная деятельность тренера и ребенка по признаку место пребывания, типичные отклонения в состоянии двигательной активности ребенка и динамика ее изменений в процессе курсового периода обучения. Критерии оценки эффективности занятий по гидрореабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка эффективности занятий педагогической гидрореабилитацей»

Системные тренинги личностных компетенций посвящены темам: «Адекватное восприятие коммуникативного партнера». Тренинг «Читай человека как книгу» направлен на формирование умений интерпретировать внешний вид человека, мимику, жестикуляцию, эмоциональную интонацию, темп речи, продолжительность пауз.

Тренинг «Адекватное восприятие коммуникативного партнера» учил преодолевать барьеры и ошибки восприятия.

Тренинг «Гармонизация контактов с другими людьми» направлен на формирование умения вызывать доверие и держать под контролем процесс коммуникации.

Тренинг «Уверенность в себе» учил контролировать свои эмоции и поведение, производить впечатление уверенного в себе человека, в своих целях и действиях.

Тренинг «Эффективные техники переговоров»

направлен на формирование имиджа продуктивного переговорщика, кроме того оттачивал поведенческие реакции менеджера на собраниях, заседаниях, деловых беседах.

Содержание кейсов основывалось на реальных ситуациях предприятий г. Череповца по мотивированию трудовой деятельности работников. Итоги экспериментальной работы по формированию мотива-ционной компетентности будущих менеджеров представлены на рис. 2.

Итак, формирование мотивационной компетентности будущих менеджеров предполагало выделение ключевых компетенций, разработки модели учебного процесса, направленного на формирование мотивационной компетентности студентов, выявления содержательного аспекта обучения будущих менеджеров различным видам мотивации и стимулирования.

Рис. 2. Итоги экспериментальной работы по формированию мотивационной компетентности будущих менеджеров

УДК 376.2, 376.3

О.В. Воробьева

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Д.Ф. Мосунов

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ

В тексте статьи представлены особенности взаимоотношений «тренер - ребенок» в процессе организации и проведения занятий по гидрореабилитации. Основные из них: совместная деятельность тренера и ребенка по признаку место пребывания, типичные отклонения в состоянии двигательной активности ребенка и динамика ее изменений в процессе курсового периода обучения. Критерии оценки эффективности занятий по гидрореабилитации.

Гидрореабилитация, нозологические группы, опорно-двигательный аппарат, технологии, двигательные отклонения, социальная изоляция, немедикаментозная реабилитация, педагогическая модель «тренер - ребенок», двигательная единица.

Features of relationship "coach-child" in the process of organizing and holding hydrorehabilitation lessons are presented in the article. The main of them include the joint activity of a coach and a child; typical deviation in the motor state and activity of a child and the dynamic of its change during the course of training; as well as the criteria of assessment of the effectiveness of hydrorehabilitation lessons.

Hydrorehabilitation, nosology groups, musculoskeletal system, rehabilitation, pedagogical model "coach-child", motor unit.

Гидрореабилитация как универсальный компонент физического воспитания оказывает мощный корригирующий, оздоровительный и тренировочный эффекты [1], [2], [6]. Использование гидрореабилитации направленно воздействует на функционирование опорно-двигательного аппарата, состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем детей различных нозологических групп [2], [3].

Большинство моделей проведения занятий реабилитации посредством воды адаптированы с учетом основных методик обучения плаванию, разработанных для здоровых детей. Отличие содержится в особенностях проявления нозологии заболеваний (тяжесть и характер протекания болезни), и в особенностях формирования двигательных навыков (действий) на начальном этапе [4].

Проблемная ситуация заключается в отсутствии количественных критериев оценки эффективности специально разработанных технологий обучения, методик, организационных характеристик, методических рекомендаций, необходимых для характеристики эффективности проведении занятий педагогической гидрореабилитации, что является наиболее актуальным на сегодняшний день.

Цель работы - теоретически разработать и экспериментально обосновать количественные критерии оценки организации и проведения занятий по гидрореабилитации для различных нозологических групп.

Методика. Исследования проводятся с сентября 2010 г. и по настоящее время на базе плавательного бассейна НГУ им П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург) на кафедре теории и методики гидрореабилитации. В летний период проведение эксперимента продолжается в измененных условиях на курсах реабилитации в России и за рубежом. Организация педагогических экспериментов исследования включала два типа работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, характеризующиеся по временному признаку: долгосрочный и краткосрочный.

Долгосрочный тип - характеризует длительный период занятий (год, два, три и т. д.), но с низкой частотой посещения бассейна, 1 - 3 раза в неделю, с учетом установленного режима повседневной деятельности ребенка, его учебы и прохождению других процедур по реабилитации, а так же с режима отдыха.

Краткосрочный тип - отражает уплотненный режим занятий с каждодневным посещением бассейна, имеющий продолжительность 2 - 3 недели, что соответствует реабилитационным курсам, организованным в совокупности предоставляемых услуг (логопедия, ипотерапия, ЛФК, массаж, иглотерапия, гидрореабилитация) за этот промежуток времени. Такие

technology, motor deviation, social isolation, non-medicamental

курсы имеют плотный график занятий, сочетающих как количественное (число выбранных процедур для ребенка и это строго индивидуально), так и качественное (воздействие каждой выбранной процедуры в комплексе с другими) преобразование прикладываемых усилий в результативность их использования. В процессе прохождения таких курсов возникает как моментальный, так и опосредованный эффект, что выражается в положительной динамике изменения уровня двигательной активности ребенка на протяжении курса или спустя некоторое время после, как в воде, так и на суше, в изменении психоэмоционального состояния, адаптации его к окружающей среде и заметной социализации ребенка. Основные курсы гидрореабилитации, имеющие сезонный характер (с середины мая по октябрь), проводились не только в пресной воде бассейна, но и в морской воде в условиях моря.

Результаты. В процессе организации и проведения занятий по гидрореабилитации установлены и охарактеризованы особенности взаимоотношений «тренер - ребенок», основные из них:

- совместная деятельность тренера и ребенка по признаку место пребывания (на суше и в воде);

- типичные отклонения в состоянии двигательной и социальной активности ребенка, динамика ее изменений в процессе длительного и курсового периода обучения;

- разработана система использования технологических средств в зависимости от нозологии заболеваний;

- выявлены основные средства и методы коррекции двигательной активности ученика.

Технологическая модель организации и проведения занятия в условиях водной среды включает разделение общего времени, проводимого с ребенком в воде, на три части. В эти части входит определенный комплекс упражнений, в котором задания построены таким образом, чтобы происходило последовательное включение различных частей тела и постепенная активизация систем организма занимающегося.

Занятие в воде включает в себя группы упражнений для развития пояса нижних конечностей и туловища, упражнения для мышц спины и живота, подвижности верхнего плечевого пояса, и дыхательные упражнения, способствующие обучению правильному дыханию (коррекции вторичных нарушений в соответствии с нозологией). Каждая группа в своем составе имеет количество двигательных единиц, т. е. количество применяемых упражнений и количество циклов движений (количество повторений этих упражнений в течение определенного времени в воде). Наблюдая за ходом занятия по гидрореабилитации с ребенком, имеющего отклонения в состоянии здоро-

вья, мы констатируем выполнение упражнения по факту как единицы, так и цикла движений. Иначе определяем показатель количества выполненного из реально возможного. Выявлено, что показатель строго индивидуален и соответствует характеру и тяжести заболевания. Предложенная технология организации и проведения занятия по гидрореабилитации использует чередование циклов движений предлагаемой нагрузки с отдыхом, заменяемого использованием двигательных единиц с меньшей интенсивностью и переходом акцента воздействия упражнений на организм ребенка, что позволяет сократить время адаптации организма и предупреждает возможность возникновения критических ситуаций в воде, отвлекает от однообразия двигательной активности в воде, позволяет перевести внимание ребенка и тренера, повышает эффективность занятий гидрореабилитацией.

Эксперимент проводился в 2 этапа. Первый включал в себя определение результатов совместной деятельности тренера и ребенка и уровень двигательной активности второго на первом занятии гидрореабилитацией. В представленном примере использовались сведения краткосрочного (двухнедельного курса) типа гидрореабилитации (табл. 1). На втором этапе рассматривались те же самые показатели, спустя некоторое время (табл. 2). Продолжительность первого занятия по гидрореабилитации составляет от 15 до 30 мин. в воде. Это варьируется строго индивидуально от тяжести и характера заболевания, от степени адаптации ребенка к новым условиям и преодоления критических ситуаций в процессе занятия, от психо-эмоционального состояния (настроя) занимающегося и педагогического мастер-

ства тренера. Критерии эффективности проводимого занятия (будь оно первое или последующие) определяются количественными характеристиками возможных циклов движений для различных частей тела (точек) и систем организма и рассматриваемых в них двигательных единиц, т. е. конкретных движений.

Преобразовывая количественные характеристики работы на первом занятии по гидрореабилитации в качественные показатели, можно сказать, что процент выполнения двигательных единиц и циклов движений достаточно низкий 12,5 - 20 % от 100 % возможных. Это можно считать исходным или нулевым отсчетным уровнем для детей с ограниченными возможностями. Последующая динамика развития количественных показателей в процессе занятий по гидрореабилитации, в соответствии с заданными временными промежутками (на данном примере -реабилитационный двухнедельный курс), демонстрирует положительный сдвиг уровня двигательной активности занимающегося 62,5 - 80 %, констатируя эффективность разработанной технологии организации и проведения занятий в воде с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (табл. 2), что приводит к увеличению качественного показателя занятия по гидрореабилитации и видимого результата проделанной работы.

Использование предложенной технологии позволило повысить уровень двигательной активности ребенка в условиях водной среды, расширить и углубить знания специалиста-гидропедагога, экономично использовать время проведения тренера с ребенком в бассейне с максимально возможным эффектом в результате их совместной деятельности. Помимо

Критерии оценки эффективности первого занятий по гидрореабилитации

№ Содержание занятия Количество двигательных единиц Количество циклов движений

п/п возможных фактических возможных фактических

1 Упражнения для верхнего пояса конечностей 10 2 8 1

2 Упражнения для нижнего пояса конечностей 10 2 8 2

3 Упражнения для мышц спины и живота 10 3 8 1

4 Упражнения для дыхательной системы 10 1 8 2

Таблица 1

Таблица 2

Критерии оценки эффективности занятий по гидрореабилитации спустя 2 недели

№ Содержание занятия Количество двигательных единиц Количество циклов движений

п/п возможных фактических возможных фактических

1 Упражнения для верхнего пояса конечностей 10 8 8 6

2 Упражнения для нижнего пояса конечностей 10 10 8 5

3 Упражнения для мышц спины и живота 10 8 8 5

4 Упражнения для дыхательной системы 10 6 8 8

коррекции основных двигательных нарушений, технологии занятий по гидрореабилитации может эффективно влиять на коррекцию вторичных нарушений и компенсации двигательных функций. Улучшение показателей сна, общей подвижности в течение дня, изменение настроения, улучшение внимания, развитие речи - все это констатируется посредством беседы с родителями после занятия гидрореабилитацией.

ВЫВОДЫ.

1. Разработанные технологии организации и проведение занятий по гидрореабилитации позволили эффективно формировать, совершенствовать и развивать двигательные действий ребенка с ограниченными возможностями в условиях водной среды.

2. Технологии занятий по гидрореабилитации благоприятно воздействуют на повышение уровня эмоционального состояния и двигательной активности, формирование бытовых навыков и коммуникативных возможностей, а также социализацию ребенка с двигательными нарушениями в обществе.

3. Занятия педагогической гидрореабилитацией дают возможность улучшить не только общее состояние детей, оживить их двигательную и психическую активность, но и облегчают вовлечение в коммуникативные формы деятельности, уменьшают их социальную изоляцию.

Литература

1. Мосунов, Д.Ф. Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича / Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев, С.Л. Шпак. - СПб., 2007.

2. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) / Д.Ф. Мосунов. - СПб., 1996.

3. Мосунов, Д.Ф. Опыт индивидуального обучения детей плаванию с комплексом проблем развития / [Д.Ф. Мосунов и др.] // СПбГАФК: Материалы III Международной науч.-практ. конф. по физической культуре для инвалидов и людей с ограниченными функциональными возможностями. - СПб., 1996. - С. 111.

4. Мосунов, Д. Ф. Паралимпийское плавание спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата / Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко. - СПб., 2008.

5. Этапы оперативного управления формированием двигательного действия ребенка-инвалида в условиях водной среды // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация»; под общ. ред. А.А. Пет-ряева и А.В. Клешнева. - СПб., 2001. - С. 126 - 129.

6. Kazakov, D.Y. Teaching the Children-autists Swimming / D.Y. Kazakov // VIII international symposium Biomechanics and medicine in swimming. 28.06. - 02.07.1998. Jyvaskyla. Finland. - S. 77.

УДК 378

С.В. Граф, Н.Н. Чистякова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА И БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

В статье раскрывается сущность такого явления педагогической действительности, как контекстное обучение, предлагаются возможности использования контекстного подхода в формировании профессиональных компетентностей бакалавров туризма и бакалавров педагогики.

Контекстное обучение, учебная деятельность, теория множественного интеллекта Г. Гарднера, квазипрофессиональная деятельность, кейс-стади, проигрывание ролей, ролевая игра, учебно-профессиональная деятельность.

The article discloses the essence of such a phenomenon as the contextual training. The possibilities of using the contextual approach in the formation of professional competence of Bachelors of Tourism and of Bachelors of Pedagogics are presented in the paper.

Contextual training, learning activity, H.Gardner's theory of multiple intelligences, quasi-professional activity, case studies, role-playing, educational and professional activity.

Педагогику и туризм объединяет прикладной, практикоориентированный характер деятельности. Чтобы стать высококвалифицированным специалистом в данных областях, необходимо на практике освоить все тонкости и нюансы соответствующей профессии. Поэтому при формировании профессиональных компетентностей в обучении бакалавров педагогики и бакалавров туризма особое внимание в их структуре следует уделять операциональному и личностному аспектам, а когнитивный компонент максимально приблизить к будущей профессиональной деятельности. Указанным задачам служит ис-

пользование контекстного подхода в образовательном процессе.

А.А. Вербицкий под контекстным понимает такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов [1, с. 53].

Формирование профессиональных компетентно-стей осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения студента от учебной деятельности академического типа (лекции, се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.