Научная статья на тему 'Новые формы профилактической работы в условиях детской поликлиники'

Новые формы профилактической работы в условиях детской поликлиники Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
613
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ВОПРОСЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козаренко В. Г., Грейлих А. В., Новикова М. П.

Национальная стратегия реформирования здравоохранения подразумевает обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развитие первичной медико-санитарной помощи. В этой связи необходимость широкого внедрения в повседневную практику работы детской поликлиники здоровьесберегающих технологий представляется наиболее перспективной. В статье представлен первый опыт внедрения новых подходов к работе «Кабинета здорового ребенка» на примере БУ «Няганская городская детская поликлиника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козаренко В. Г., Грейлих А. В., Новикова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые формы профилактической работы в условиях детской поликлиники»

используются биопротезы вместо привычных механических. Пациенту не надо принимать антикоагулянты, постоянно сдавать анализы крови и контролировать ее свертываемость во избежание возможных тромбозов и кровотечений.

В своей практике югорские доктора используют практически все современные биопротезы различных моделей: каркасные, бескаркасные (четыре года назад) и бесшовные (два года назад) — опять же первые в Тюменской области.

Результаты работы кардиохирургов более чем удовлетворительные. Летальность при операциях с искусственным кровообращением в прошлом году составила 1,6%; при клапанных коррекциях - 0 (3,3-4,4% за предыдущие годы); при коронарном шунтировании за последние три года - 0,9-1,8%. По данным ежегодного отчета НЦССХ им. А.Н. Бакулева, в 2014 году в среднем по России эти показатели составили 3,6%; 4,8% и 2,2% соответственно. Таким образом, показатели летальности в кардиохирур-гическом отделении ОКБ Ханты-Мансийска остаются ниже общероссийских и соответствуют европейским стандартам. Диапазон и сложность оперативных вмешательств соответствует ведущим федеральным центрам.

В столице Югры оказывается высокотехнологичная кардиохирургическая помощь. Ее доступность для пациентов — одна из самых высо-

УДК 616-053.2

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2016

ких по России. Важную роль в этом играет поддержка руководства Окружной клинической больницы и Департамента здравоохранения Югры. Приобретается соответствующее медицинское оборудование и расходные материалы, создаются комфортные условия труда врачей, доктора имеют возможность совершенствовать свое мастерство, перенимать передовой опыт, участвовать в научных стажировках.

«Кардиохирургия — это командная работа, — поясняет заведующий кардиохирургическим отделением ОКБ Сергей Андреевич Стефанов. — Нам повезло, у нас сильная команда. Коллектив подобрался хороший, боеспособный, новаторский, плюс помогает руководство, поддерживает нас. Благодаря этому все и получается».

В перспективе на базе Окружной клинической больницы планируется создание виртуального кардиоцентра, который объединит несколько отделений: кардиологию, кардиохирургию, кардиореанимацию, рентгенохи-рургию, аритмологию. По мнению экспертов, создание на функциональной основе центра сердечно-сосудистой хирургии - эффективная модель, которая позволит объединить под единым началом кардиологическую службу Ханты-Мансийска и консолидировать дальнейшую работу входящих в нее специалистов.

© Шнейдмиллер М.В., 2016

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ

ПОЛИКЛИНИКИ

Козаренко В.Г.,

заместитель главного врача по клинико-экспертной работе БУ «Няганская городская детская поликлиника»

Грейлих А.В., главный врач

БУ «Няганская городская детская поликлиника»

Новикова М. П.

медицинский психолог БУ «Няганская городская детская поликлиника»

Национальная стратегия реформирования здравоохранения подразумевает обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развитие первичной медико-санитарной помощи. В этой связи необходимость широкого внедрения в повседневную практику работы детской поликлиники здоровьесберегающих технологий представляется наиболее перспективной. В статье представлен первый опыт внедрения новых подходов к работе «Кабинета здорового ребенка» на примере БУ «Няганская городская детская поликлиника».

Ключевые слова: медико-санитарная помощь, вопросы раннего развития, здоровьесберегающие технологии

Национальная стратегия реформирования здравоохранения, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» подразумевает обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи [4]. Данная Программа, рассчитанная на реализацию в 2013-2020 г.г., направлена на укрепление первичной медико-санитарной помощи и смену приоритета диагностики и лечения заболевания на поддержание здорового состояния организма, раннее выявление и устранение факторов риска развития заболевания. В этом ключе стоит рассматривать вопрос о необходимости более широкого внедрения в повседневную практику работы первичного звена здравоохранения (в том числе в педиатрической практике) здоровьесберегаю-щих технологий. В частности переход от по-пуляционных и групповых мер профилактики заболеваний к персонализированной медицине, формирование навыков по здоровому образу жизни. В этой связи новые подходы к организации работы «Кабинета здорового ребенка» на базе детской поликлиники могут стать началом реализации поставленных задач.

С июня 2015 года на базе Кабинета здорового ребенка БУ «Няганская городская детская поликлиника» была организована «Академия здорового ребенка», преследующая цель: формирование здорового и гармонично развитого ребенка через развитие его двигательной, музыкальной, художественной и вербальной деятельности.

Для реализации обозначенной цели определены следующие задачи: мотивирование родителей на активное участие в формировании здоровья ребенка; создание мотивации на длительное естественное вскармливание и формирование привычки рационального питания в последующем; привитие навыков по уходу за ребенком; сведение к минимуму рисков реализации перинатальных факторов; содействие раннему развитию творческих, интеллектуальных способностей каждого ребенка. Для реализации поставленных задач в штат кабинета здорового ребенка были введены должности врача-педиатра, медицинского психолога, педа-гога-дефектолога. Определены формы работы.

1. Групповая — повышение эффективности антенатальной охраны плода. Организован факультет «Мы ждем тебя, малыш!». На нем, помимо традиционной «Школы будущих роди-

телей» [6], разработан и функционирует курс «Аистенок», начинает свою работу курс «Вода жизни», в смелых планах — курс «Музыка общения» по методике «Сонатал» [1].

Занятия с родителями будущих малышей проводятся еще до появления их на свет. Курс «Аистенок» рассчитан на 8 занятий. Для каждого занятия разработана Программа и методический материал, подготовлены слайдовые презентации. Занятия проводят врач-педиатр, фельдшер — специалист по грудному вскармливанию, медицинский психолог, педагог-де-фектолог. Помимо этого к работе с будущими мамами привлекается врач-неонатолог. Формируются группы по 4-6 человек. Активно приветствуется участие других членов семьи в посещении занятий. Слушательницы курса знакомятся с организацией работы детской поликлиники, порядком наблюдения детей раннего возраста, с набором социальной поддержки после рождения ребенка. Поскольку ребенок и мать составляют единую диаду, музыкальное сопровождение матерью жизни младенца начиная с внутриутробного периода одновременно становятся образовательными программами, с которых начинается воспитание его личности. Отдельные занятия (2-3 встречи) посвящены основам дородовой педагогики, способам общения с ещё не родившимся малышом [1, 3]. В Программу курса включены мастер-классы по основам музыкальной дыхательной гимнастики, арт-терапии, навыкам рукоделия. Не менее двух занятий отданы организации грудного вскармливания (в том числе с использованием элементов Сонатал-педагогики — курс «Млечный путь» [2]), основам ухода за будущим малышом. На остальных занятиях будущие родители знакомятся с особенностями становления нервно-психического, речевого развития будущего малыша. Большое внимание уделяется вопросам психологической адаптации будущей матери и малыша к появлению на свет. В процессе курса у будущих мам формируется собственное портфолио, а по завершению полного курса обучения выдается «Сертификат будущей мамы». Всего с начала своей работы курс «Айстенок» посетило 35 беременных женщин, а Сертификат получили 12 будущих мам.

В рамках курса «Вода жизни» будущие мамы имеют возможность посещать бассейн детской поликлиники, где опытный инструктор лечеб-

ной физкультуры поможет будущим мамам освоить методики дыхательной гимнастики для беременных для лучшей подготовки к предстоящим родам. Кроме того, музыкальное сопровождение водных процедур ложится в основу правильного физического, нервно-психического (в том числе речевого) развития будущего малыша. Закладываются основы закаливания организма младенца. С мая 2016 года первые слушательницы курса приступили к занятиям.

2. Создание образовательных программ для родителей и детей раннего возраста. Для детей в возрасте от 0 до 3 лет разработаны занятия на факультете «Растишка». Для них помимо уже существующих [5, 6] занятий с фельдшером КЗР предусмотрены занятия по обучению грудничковому плаванию (курс «Дельфиненок»), курс «Реченька», курс «Игра и творчество». Курс «Дельфиненок» состоит из пяти классов. В каждом классе предусмотрено по 30-40 занятий (5-10 занятий в бассейне «Малютка» с инструктором, затем в домашних условиях), исполнение программы класса фиксируется в «Дневнике Дельфиненка». Перевод из класса в класс происходит после контрольного осмотра врача-педиатра, инструктора по грудничковому плаванию с оценкой усвоения Программы. В апреле 2016 года прошел первый набор «первоклашек».

Курс «Реченька» предусматривает осмотр малышей педагогом-дефектологом в возрасте 6 месяцев, 12 месяцев с разработкой программы по речевому развитию. После первичного осмотра часть детишек отбирается специалистом для индивидуальных и групповых занятий.

Курс «Игра и творчество» включает в себя консультацию медицинского психолога детей старше 1 года с разработкой индивидуальной программы на зону ближайшего развития.

К настоящему моменту разработаны памятки для родителей, касающиеся различных аспектов роста и развития ребенка раннего возраста: «Закаливание детей раннего возраста» (по возрастам), «Питание детей раннего возраста» (по возрастам), «Массаж детей» (по возрастам) и проч. Разработан информационный буклет о работе детской поликлиники, который выдаются всем семьям с новорожденным, поступившим под патронаж специалистов поликлиники.

3. Индивидуальное консультирование. Детей с проблемами вскармливания консультирует врач-педиатр. После чего разрабатывается ин-

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №3 2016

дивидуальный план питания, формируется план наблюдения и оздоровления пациента. С учетом современных условий жизни в «Академии здорового ребенка» имеется возможность обмена информацией с родителями пациентов по здоровому образу жизни, а также опНпе-консульта-ций специалистами поликлиники (к2г86@таД. т). Кроме того в Академии имеются электронные версии рекомендаций и памяток.

В целях расширения информационного диалога с посетителями детской поликлиники в ежедневную практику работы БУ «Няганская городская детская поликлиника» прочно вошла практика встреч специалистов «Академии здорового ребенка» с молодыми родителями перед прохождением комиссионного осмотра детей раннего возраста. На этих встречах в режиме слайдовых презентаций происходит знакомство с поликлиникой, разъясняется порядок наблюдения за детьми раннего возраста, озвучиваются все социальные льготы, которыми могут пользоваться молодые родители, освещается порядок профилактической работы с детьми. Всего через такие встречи прошло более 700 человек. Анализ показал, что с момента внедрения данной формы работы (август 2015 года) обращений со стороны родителей по порядку наблюдения на первом году жизни, порядку обеспечения молочным питанием, лекарственными средствами со стороны пациентов раннего возраста не было.

В работу «Академии здорового ребенка» внедрена практика проведения «Круглых столов». Тематика встреч с родителями посвящена различным вопросам сохранения здоровья детей раннего возраста: «Особенности роста и развития детей раннего возраста»; «Закаливание и физическое воспитание детей раннего возраста»; «Вакцинопрофилактика»; «Вопросы питания детей в возрасте от 1 до 3 лет». На такие встречи приглашаются специалисты различных медицинских специальностей: психологи, педагоги, а также представители религиозных конфессий. В режиме прямого диалога обсуждаются насущные вопросы, волнующие родителей. В планах по пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения стоит формирование библиотеки по вопросам раннего развития, закаливания, физического развития, формированию правильного режима питания детей и т.д.

Несомненен тот факт, что осознание отцовства и материнства происходит задолго до рождения ребенка. Это значит, что создание образовательных Программ, направленных на формирование данной доминанты, становится основой для формирования как физического, так и психического здоровья будущего ребенка, основой развития эмоционального интеллекта. Причем лучшие результаты достигаются при сочетании раннего вмешательства как на антенатальном этапе, так и в раннем детстве. В этой связи, поддержание и развитие заложенных основ здоровья в процессе роста и развития ребенка являются ярким проявлением профилактической направленности современной педиатрической практики. Опыт внедрения новых форм данной работы в БУ «Няганская городская детская поликлиника» невелик, но и на данном этапе мы можем видеть положительные результаты. Это в первую очередь создание благоприятного психоэмоционального климата вокруг будущей матери и ребенка, снижение тревожности и отсутствие осложнений в родах у всех женщин, получивших «Сертификат будущей мамы». Мамы отмечают близкую духовную связь с детьми, доминирование положительных эмоций. Врачи педиатры отмечают хорошую адаптацию детей к внеутробной жизни, оптимальные показатели физического

и нервно-психического развития малышей. Таким образом, расширение и углубление работы «Кабинета здорового ребенка» путем внедрения новых подходов и методик могут и должны стать неотъемлемой частью профилактической работы детской поликлиники.

Литература

1. Лазарев, М.Л. Мамалыш или Рождение до рождения. — Москва.: Кодекс. — 2009. — 300 с.

2. Лазарев, М.Л. Музыка материнского молока. — М.: Педиатръ. — 2015. — 32с.

3. Степанов, О.Г. Общение с новорожденным как с миром. — М.: Независимая фирма «Класс». — 2015. - 147с.

4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. N 17 ст. 2057).

5. Приказ Минздрава СССР от 23.03.1987г. № 1111/6-25 «Об утверждении методических рекомендаций «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике».

6. Профилактическая работа с детьми раннего возраста в поликлинике: учебное пособие для студентов медицинских вузов: изд. 3 доп. и пере-раб. и доп. / Л.А. Жданова и [др.]. — Иваново. — 2014. — 308 с.

© Козаренко В.Г., Грейлих А.В., Новикова М.П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.