Научная статья на тему 'Касьминский археологический микрорайон и результаты раскопок на Торопово-7'

Касьминский археологический микрорайон и результаты раскопок на Торопово-7 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Касьминский археологический микрорайон и результаты раскопок на Торопово-7»

Дашковский П.К., Серегин Н.Н. Кенотафы кочевников Алтая в эпоху поздней древности и раннего средневековья // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул: Азбука, 2008. Вып. II. С. 83-100.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Часть II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул, 2003. 234 с.

Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987. 302 с.

Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991. 270 с.

Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул, 2007. 282 с.

А.м. илюшин

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Кемерово

касьминский археологический микрорайон и результаты раскопок на торопово-7

С 1988 года Кузнецкая комплексная археолого-этнографическая экспедиция проводит полевые исследования в долине р. Касьмы на территории Кузнецкой котловины в предгорьях Салаирского кряжа. В результате этих исследований был выделен Касьминский археологический микрорайон (Илюшин А.М., Сулейменов М.Г., 1994, с. 39-43), а в настоящее время на его территории выявлены два куста-скопления археологических памятников расположенных в нижнем и среднем течении реки (Илюшин А.М., Ковалевский С.А., 2012, с. 88). Полевые археологические исследования, проводимые на протяжении последних пяти лет, были нацелены на изучении «куста» археологических памятников Касьминского археологического микрорайона, который располагается в среднем течении р. Касьмы между населенными пунктами Шабаново и Мусохраново. Этот участок общей площадью чуть более 20 кв.км изобилует археологическими памятниками различных исторических эпох и периодов. Эта территория имеет ярко выраженный степной ландшафт с кустарниковыми зарослями по берегам реки, которая петляя, образует широкую долину, покрытую луговой и степной растительностью, и многочисленные площадки на первой надпойменной террасе удобные для проживания в древности и средневековье. На перспективу в этом живописном месте Кузнецкой котловины целесообразно было бы создать археологический музей (заповедник) под открытым небом, где можно было бы наблюдать культурное развитие этого региона на протяжении тысячелетий. О наличии ярких археологических памятников привлекательных для изучения и знакомства с культурным наследием этой территории свидетельствуют результаты раскопок курганных мо-

гильников Шабаново-1, -4, Торопово-1, курганных групп Шабаново-3, Мусохраново-1, -3, одиночного кургана Шабаново-9, поселений Ша-баново-5, -6, -10, Мусохраново-6 и комплекса поселений Торопово-4 (Илюшин А.М., 1998, с. 54-78; 1999; 2009, с. 71-82; 2010, с. 97-106; Илюшин А.М., Бутьян В.А., 2010, с. 175-184; Илюшин А.М., Ковалевский С.А., 1998, с. 15-53; 1999, с. 60-64; 2005, с. 77-80; 2012; Илюшин А.М., Ковтун И.В., 1992, с. 11-17, 161-164; Илюшин А.М., Сулей-менов М.Г., 1995, с. 208-224; 1998, с.79-106; 2002, с. 67-72; и др.).

Цель настоящей работы познакомить с результатами раскопок на памятнике Торопово-7, который сегодня можно интерпретировать как разновременный комплекс археологических памятников. Этот уникальный по своему содержанию памятник расположен в 1,2 км на ВСВ от с. Торопово на первой надпойменной террасе правого берега р. Касьмы в Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области. Памятник открыл и обследовал при помощи миниатюрных шурфов в 2003 г. Ю.В. Ширин, который интерпретировал его как многослойное поселение. В 2008 г. это поселение обследовал А.М. Илюшин. По результатам этого обследования была составлена схема ситуационного плана расположения памятника и границ ОАН с каталогом координат углов поворота границ в системе WGS-84. На поселении были зафиксированы 82 объекта - жилищные западины и подчетырехугольные земляные фундаменты разных размеров. Все объекты располагались единым массивом, вытянутым вдоль края первой надпойменной береговой террасы. Площадь памятника составляла 8,5 га, находилась в муниципальной собственности и использовалась для выпаса домашнего скота. Состояние памятника было охарактеризовано как удовлетворительное, но СЗ часть памятника находилась в аварийном состоянии, так как разрушалась под воздействием паводковых вод, которые подмывали береговую террасу. Последнее обстоятельство стало причиной начала аварийных раскопок на этом памятнике Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции в 2009 г. и продолженных в 2011 и 2012 гг.

В 2009 году цель археологических раскопок на Торопово-7 состояла в том, чтобы раскопать участок поселения на краю наиболее разрушаемой части террасы и соорудить дренаж. В последующие годы, была поставлена дополнительная исследовательская задача - раскопать различные по своей форме объекты (жилища), чтобы сформировать представление об изменении этой культурной формы в пределах одного и того же ландшафта в широком хронологическом диапазоне.

В 2009 году в результате аварийных исследований раскопа (общая площадь приблизительно 75 кв.м) расположенного в СЗ части поселения на краю береговой наиболее разрушаемой террасы был подтвержден предварительный вывод о том, что этот памятник является многослойным и многокомпонентным. Было высказано предположение, что

его правильнее интерпретировать не как одно поселение, а как комплекс разновременных поселений. На обследованном участке не были выявлены какие-либо конструкции и сооружения связанные с функционированием жилищ. Вероятно, это обстоятельство можно объяснить тремя факторами. Во-первых, раскопками ККАЭЭ в 2009 году была исследована очень малая полоса ранее функционировавшего жилого пространства, что предопределило отсутствие сооружений и конструкций на площадях раскопов. Во-вторых, не исключено, что население, оставившее нам в наследие этот археологический памятник, пользовалось легкими наземными передвижными жилищами типа чума или юрты, следы которых, практически, невозможно зафиксировать, так как они не заглублялись в грунт. В-третьих, при условии наличия у жилищных котлованов небольшой глубины, прочитать их на уровне материка не представлялось возможным из-за берегового оползня и просадки грунта.

Последнее представляется более вероятным, так как перед началом раскопа на его площади имелись следы жилищных западин. О том, что жилые или производственные сооружения имели место, на площади раскопа, указывают два кострища, которые располагаются практически на равном удалении от края современной террасы. Видимо, наземные постройки были привязаны к линии обрыва береговой террасы.

Материалы из раскопа 2009 года, в основной массе представлены фрагментами керамической посуды, костей и зубов животных, единичными костяными и каменными изделиями. Основная масса находок была сделана во втором и третьем слоях раскопа. При камеральной обработке материалов из фрагментов керамических сосудов удалось реконструировать и реставрировать единичные экземпляры посуды (рис. 1 - 1-2; 2 - 1; 3 - 1). По найденным артефактам культурный слой на обследованном участке памятника, предварительно, был интерпретирован как смешанный и датирован эпохами поздней бронзы (ирменская археологическая культура ГХ-УГГ вв. до н.э.) и развитого средневековья (шандинская археологическая культура ХГ-ХГУ вв. н.э.). Во втором слое преобладали артефакты, относящиеся к периоду развитого средневековья (рис. 1 - 1-2), а в третьем к периоду поздней бронзы (рис. 2 - 1; 3 - 1).

Последующие раскопки на разных участках Торопово-7 позволили открыть жилище поздней бронзы (двухкамерное углубленное в материк на 0,08-0,31 м), жилища раннего средневековья (наземное срубное четырехугольной формы), развитого и позднего средневековья (полуземлянки углубленные в материк на 0,25-0,35 м), а также миниатюрные (семейные) культовые площадки периода развитого средневековья. Последние были впервые обнаружены и исследованы на территории Кузнецкой котловины. По совокупности этих сведений Торопово-7 на современном этапе его изучения может быть интерпретирован как комплекс разновременных археологических памятников.

Рис. 2. Поселение Торопово-7. Находка из 3 слоя раскопок 2009 г.: 1 - керамический сосуд (реконструкция)

О 2 см

|=Ы

Рис. 3. Поселение Торопово-7. Находка из 3 слоя раскопок 2009 г.: 1 - керамический сосуд (реконструкция)

Библиографический список

Илюшин А.М. Курганная группа Шабаново-3 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово; Гурьевск, 1998. С. 54-78.

Илюшин А.М. Население Кузнецкой котловины в период развитого средневековья (по материалам раскопок курганного могильника Торопово-1). Кемерово, 1999. 208 с.

Илюшин А.М. Об использовании огня в погребальном обряде средневекового населения Кузнецкой котловины (по материалам раскопок курганной группы Мусохраново-1) // Известия Алтайского государственного университета. 2009. №4/2. С. 71-82.

Илюшин А.М. К вопросу о кыпчакском компоненте в культуре средневекового населения Кузнецкой котловины (по материалам раскопок Шабаново 9) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. №1. С. 97-106.

Илюшин А.М., Бутьян В.А. Раскопки Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции 2009 года на курганной группе Мусохраново-1 // Вестник Кузбасского государственного технического университета, 2010. №4. С. 175-184.

Илюшин А.М., Ковалевский С.А. Курганный могильник Шабаново-4 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово; Гурьевск, 1998. С. 15-53.

Илюшин А.М., Ковалевский С.А. Итоги исследования древностей раннего железного века Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедицией // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 60-64.

Илюшин А.М., Ковалевский С.А. Ирменские памятники в долине реки Касьмы // Западная и Южная Сибирь в древности. Барнаул, 2005. С. 77-80.

Илюшин А.М., Ковалевский С.А. Комплекс древних поселений в долине реки Касьмы. Кемерово, 2012. 212 с.

Илюшин А.М., Ковтун И.В. Аварийные раскопки ирменских курганов у с. Шабаново // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. Барнаул, 1992. С. 11-17, 161-164.

Илюшин А.М., Сулейменов М.Г. Комплекс археологических памятников в долине реки Касьма // Археологические микрорайоны Западной Сибири: Тез. докл. Всерос. науч. конф. Омск, 1994. С. 39-43.

Илюшин А.М., Сулейменов М.Г Впускные погребения Шабаново-1 // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово, 1995. С. 208-224.

Илюшин А.М., Сулейменов М.Г. Курганная группа Мусохраново-3 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово; Гурьевск, 1998. С. 79-106.

Илюшин А.М., Сулейменов М.Г. Поселение Шабаново-6 как источник по истории нового времени Кузнецкой котловины // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2002. С. 67-72.

к.Ю. кирюшин, в.в. горбунов, в.П. Семибратов

Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск;

Алтайский государственный университет, Барнаул

комплекс одинцовской культуры на поселении киприно-г

В Шелаболихинском районе Алтайского края поставлено на государственную охрану 43 памятника археологии (Указ Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.; Постановление АКЗС №169 от 28.12.1994 г.). Следует отметить, что археологические находки с территории района известны с конца XIX в. (Рудометов П.Л., 1991). Это случайно найденные вещи, курганные и грунтовые могильники, поселения и культовые места. Подробно история исследования археологических памятников Шелаболихинского района приведена в работе А.Б. Шамшина (1998).

1 Работа выполнена за счет средств госзадания проект №6.3990.2011 «Комплексные исторические исследования древнейших культур Алтая».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.